Что такое индекс крана
Индексация грузоподъемных кранов
Отечественным кранам присваивается индекс, состоящий из букв и цифр.
А. Башенный кран
КБ – Х ХХ. Х ОО
Буквы перед цифрами означают:
КБ – кран башенный,
КБМ – кран башенный модульной системы,
КБГ– кран башенный для гидротехнического строительства,
КБР – кран башенный для ремонтных целей,
КБС – кран башенный самоподъемный для монтажа высотных зданий.
1-я цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:
Грузовой момент, тм | До | До | До 100 | До 160 | До 250 | До 400 | До 630 | До 1000 | Более 1000 |
Номер размерной группы |
Последующие 2 цифры:
от 01 до 69 – присваивают кранам с поворотной башней,
от 71 до 99 – присваивают кранам с неповоротной башней.
После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели:
0 – означает базовую модель, в этом случае номер исполнения не пишут;
01, 02 и т.д. – последующие исполнения крана, который может отличаться от базовой модели длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью.
1–ая буква – А, Б, В и т.д. обозначает очередность модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров).
2–ая буква – климатическое исполнение для:
ХЛ – холодного,
Т – тропического,
ТВ – тропического влажного климата;
У – умеренного (для умеренного климата буква не ставится).
КБ-415ХЛ – кран башенный, 4-ой размерной группы, с поворотной башней, базового исполнения, предназначен для эксплуатации в холодном климате;
КБ-581.02 – кран башенный, 5-ой размерной группы, с неповоротной башней, исполнение 02.
Б. Стреловой кран
КС – ХХХХОО
КС – кран стреловой самоходный общего назначения
1-ая цифра | 2-ая цифра | 3-ая цифра | |
Размерная группа по грузоподъемности | Вид ходового устройства | Исполнение стрелового оборудования | |
4т | гусеничные | — | — |
6,3т | гусеничные | — | — |
10т | пневмоколесные | — | — |
16т | спецшасси | — | — |
25т | автомобильные | — | — |
40т | тракторные | гибкая подвеска | |
63т | прицепные и п/ прицепные | жесткая подвеска | |
100т | короткобазовые | — | резерв |
Свыше 100т | резерв | — | резерв |
4 – ая цифра – порядковые номера модели
1 – ая буква – очередность модернизации
2 – ая буква – климатическое исполнение
КС-5172АТ – кран стреловой самоходный общего назначения, 5-ой размерной группы (грузоподъемностью 25 т), на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, 2-ой модели, 1-ой модернизации, в исполнении для тропиков.
КС-8161ХЛ – кран стреловой самоходный общего назначения, 8-ой размерной группы (грузоподъемностью 100 т), на гусеничном ходу, с гибкой подвеской стрелы, 1-ой модели, в северном исполнении.
Индексация мостовых и козловых кранов
В паспорте мостовых и козловых кранов обязательно указывается индекс крана. Это несколько букв и цифр, в которых зашифрована информация о том, к какому типу относится кран, а так же некоторые его технические характеристики.
В разных странах индексация имеет свои особенности. Для России и стран СНГ (государства бывшего СССР), индексация грузоподъемных кранов происходит по общему принципу.
Грузоподъемный кран любого типа всегда имеет индекс
Для каждого вида грузоподъемных кранов существуют свои индексы. Но есть и некоторые универсальные обозначения, например: ДЭК – под ним выпускаются автомобильные, железнодорожные и гусеничные краны, а так же КС – автомобильные, гусеничные и пневмоколесные краны и т.д.
Согласно ГОСТ 7352-81, козловые краны маркируются индексом «КК» (Кран Козловой с грузовой тележкой 8т, 12, 5т, 20т, 32т) и «ККТ» (Кран Козловой с электрической канатной Талью). Далее следует цифровое обозначение грузоподъемности. Например: КК-32 – кран козловой с грузовой тележкой, грузоподъемностью 32 тонны; или ККТ-10 – кран козловой с электрической канатной талью, грузоподъемностью 10 тонн.
Индексация грузоподъемных кранов различных типов, в том числе козловых, позволяет кратко обозначить основную необходимую информацию о данном оборудовании, которую легко можно расшифровать.
Индексация башенных кранов
Каждая модель башенного крана (по ГОСТ 13555-79 «Краны башенные строительные») имеет свою марку, в которую входят буквы и цифры. Буквы означают:
Следом за буквами идут три цифры в следующем порядке:
^ 2.3. Индексация грузоподъемных кранов
2.3.1. Башенных кранов
1-я цифра обозначает номер размерной группы по грузовому моменту:
1 – до 25 тм; 5 – до 250 тм; 9 – более 1000 тм.
2 – до 60 тм; 6 – до 400 тм;
3 – до 100 тм; 7 – до 630 тм;
4 – до 160 тм; 8 – до 1000 тм;
Последующие две цифры от 01 до 69 присваиваются кранам с поворотной башней, от 71 до 99 – кранам с неповоротной башней.
После точки указывается номер исполнения, отличающийся от базовой модели. Для базовых моделей номер исполнения «0» не пишут.
Далее – обозначение очередной модернизации (изменение конструкции без изменения основных параметров) А, Б, В, затем климатическое исполнение (ХЛ – для холодного, Т – тропического и ТВ – тропического влажного климата; для умеренного климата буква не ставится).
^ 2.3.2. Стреловых кранов
КС – кран стреловой
1-я цифра | 2-я цифра | 3-я цифра | ||
Размерная группа по грузоподъемности | Вид ходового устройства | Исполнение стрелового оборудования | ||
1 | 4 т | 1 | Гусеничные | 6 – гибкая подвеска |
2 | 6,3 т | 2 | Гусеничные | 7 – жесткая подвеска |
3 | 10 т | 3 | Пневмоколесные | |
4 | 16 т | 4 | Спецшасси | |
5 | 25 т | 5 | Автомобильные | |
6 | 40 т | 6 | Тракторные | |
7 | 63 т | 7 | Прицепные и полуприцепные | |
8 | 100 т | 8 | короткобазовые | |
9 | Свыше 100 т | 9 |
Положение об инструктаже и проверке знаний.
Повторная проверка знаний стропальщиков комиссией предприятия проводится в объеме настоящей инструкции периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
Внеочередная проверка знаний проводится в следующих случаях:
— при переходе с одного предприятия на другое;
— по требованию инженерно-технического работника, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары или инспектора Госпромгорнадзора;
— при перерыве в работе по специальности более 6 месяцев.
Результаты аттестации оформляются протоколом, номер которого проставляется в удостоверении и подтверждается подписью председателя комиссии и печатью.
БИЛЕТ № 15 – стропальщики
Браковочные нормы на стропы.
При постоянной эксплуатации выбраковка строп должна проводиться регулярно, а полученные результаты осмотра должны заноситься в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов должны проводить осмотр и грузоподъемных стропов каждые 10 дней. Когда стропы используются редко, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).
При осмотре текстильных стропов основное внимание должно быть обращено на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений.
Осматривая канатные стропы, основное внимание нужно обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок.
Цепные стропы стропы необходимо проверить на предмет исправности всех элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.
Что такое индекс крана
Date 07.07.2012 Author By ipadminka Category Авто и гусеничные краны
Общая маркировка автомобильных кранов позволяет выяснить параметры устройства, даже не заглядывая в его техпаспорт. Этим образом еще до беседы со специалистами можно оценить, подходит ли конкретная спецтехника для производимых вами работ или нет.
О буквенных обозначениях
Сочетание «КС» на большей части отечественных кранов определяет вид техники и расшифровывается таким образом: «кран стреловой самоходный». Иногда подобная спецтехника клеймится отраслевой маркировкой. Так, запись МКА-25 содержит в себе сведения, что устройство является «монтажным краном автомобильным с грузоподъемностью в 25 т». Машина, маркированная как СМК-14, выпущена как специальный монтажный кран, способный поднять груз весом до 14 т.
О цифрах в маркировке
Кроме упомянутых букв КС в общей маркировке задействованы и несколько цифр. Первая из них определяет тип крана по грузоподъемности (всего существует восемь таких типов).
Вторая разъясняет вид ходового устройства:
1. гусеничная машина;
2. гусеничное уширенное устройство;
3. пневмоколесный кран;
4. техника на специальном шасси;
5. шасси стандартного грузовика;
6. шасси серийного трактора;
7. прицепное ходовое устройство (к примеру, железнодорожный кран, перемещаемый при помощи локомотива);
8-9. резервные номера на случай изобретения инновационного типа ходового устройства.
Третья цифра проливает свет на исполнение подвески данного рабочего оборудования. Гибкая подвеска – 6, жесткая – 7.
Следующие две цифры отражают порядковый номер модели. Шестая – номер модификации. Если же модель подверглась модернизации, а не просто крохотным изменениям, то об этом скажут буквы: А, Б, В и пр.
Кроме того, к индексу могут быть присовокуплены буквы, поясняющие тип климата, для которого была создана машина. Например, кран с индексами ТВ способен трудиться во влажных тропиках, с буквой Т – в тропиках, с показателями ХЛ – в северных климатических условиях.
Практическое пояснение
Разберем маркировку КС-2574А. Это кран самоходный, стреловой, то есть устройство оснащено стрелой и способно самостоятельно перемещаться. Цифра 2 сообщает, что устройство отнесено ко 2-й группе грузоподъемности, т.е. может поднимать 6-9 т. Следующая затем 5-ка поясняет, что в качестве ходового устройства здесь применены шасси грузового авто. Третья по счету цифра 7 говорит о том, что подвеска стрелового механизма данного агрегата жесткая, и она оснащена гидравлическим цилиндром. Заключительный номер 4 – просто порядковый номер модели, он не нуждается в толковании. Данная модель прошла модернизацию – на это указывает буквенное обозначение А.
Таким незамысловатым образом каждый может узнать, подойдет ли ему тот или иной образец техники.
Индексация башенных кранов.
В настоящее время для маркировки башенных кранов применена система индексации, показанная на рисунок 12.4. Индекс включает буквенную и цифровую части. Буквенная часть состоит из двух-трех букв и обозначает «кран башенный» (КБ), третью букву добавляют в случае освоения кранов на основе модульной системы (М), кранов, предназначенных для специальных целей: гидротехнического строительства (Г) или ремонта (Р).
Рисунок 12.4 – Структура индекса башенных кранов
Основная цифровая часть состоит из трех цифр:
— первая обозначает номер размерной группы (номинальный грузовой момент, т·м, в размерной группе: 1-й – до 25, 2-й – 60, 3-й – 100, 4-й – 160, 5-й – 250, 6-й – 400, 7-й – 630, 8-й – 1000, 9-й – более 1000);
— вторая и третья обозначает порядковый номер модели (01…69 – для кранов с поворотной, 71…99 – с неповоротной башнями).
Дополнительно в индексе может быть указана четвертая цифра:
— порядковый номер исполнения (0, 1, 2…9), который показывает отличие от базовой модели длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью. В обозначении базовых моделей номер исполнения «0» обычно не ставится.
Далее вслед за номером исполнения дается буквенное обозначение:
— обозначение очередной модернизации (А, Б, В, …) характеризует изменение конструкции без изменения основных параметров;
— климатическое исполнение (ХЛ – для холодного климата, Т – тропического, ТВ – тропического влажного; краны для умеренного климата – без соответствующего буквенного обозначения).
Раньше строительные министерства давали свои обозначения кранам, например: МСК-10-20, МСК-400 – мобильный строительный кран грузоподъемностью 10 т с вылетом 20 м или с грузовым моментом 400 т×м, БК-1000 – башенный кран с грузовым моментом 1000 т×м, АБКС-5 (см. рисунок 12.5) – автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 5 т, БКСМ-200 – башенный кран специальный монтажный с грузовым моментом 200 т×м. В настоящее время предприятия, выпускающие эти краны, присваивают обозначения согласно индексации, приведенной на рисунке 12.4. Исключение составляют краны, зарекомендовавшие себя под известной маркой, например. БК-1000, обозначение которого осталось прежним.
Консольные краны
К консольные краны (рисунок 12.6) – это стреловые краны с опорами, разнесенными по вертикали, грузозахватное устройство которых подвешено к консоли или к грузовой тележке перемещающейся по консоли.
Различают консольные краны: настенный передвижной (рисунок 12.6, а) стационарный поворотный (рисунок 12.6, б), и велосипедный (рисунок 12.6, в).
Кран велосипедный – это консольный кран, который перемещается по двум рельсам, представляющим собой верхнюю направляющую и нижний монорельс (см. рисунок 12.6, в).
Консольные краны используются как внутрицеховое грузоподъемное оборудование, в основном применяются для обслуживания ограниченных площадей, примыкающих к стенам или металлоконструкциям пролетов, и передачи груза с одного пролета в другой.
а б в
Рисунок 12.6 – Консольные краны:
13. САМОХОДНЫЕ СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ
Общие понятия.
Самоходные стреловые краны предназначены для выполнения строительно-монтажных и перегрузочных работ при помощи одного из видов сменного стрелового оборудования.
Классификация самоходных стреловых кранов:
1. По грузоподъемности стреловые самоходные краны классифицируют на:
— легкие, грузоподъемностью до 10 т;
2. В зависимости от вида ходового оборудования различают краны:
— на специальном шасси автомобильного типа;
— на шасси серийных грузовых автомобилей (автомобильные);
— на шасси серийных тракторов;
3. По конструктивному исполнению подвески стрелового оборудования краны бывают:
— с гибкой подвеской (рисунок 13.1) стрела удерживается и изменяет угол наклона при помощи канатных полиспастов;
— с жесткой подвеской (рисунок 13.2) стрела удерживается и изменяет угол наклона гидроцилиндром.
4. По количеству и расположению силовых установок краны бывают:
— с одной силовой установкой на ходовом оборудовании, автокраны (рисунок 13.11 и 13.12) и пневмоколесные краны на короткобазовом шасси (рисунок 13.15);
— с одной силовой установкой на поворотной платформе, пневмоколесные (рисунок 13.16) и гусеничные краны (рисунок 13.17);
5. По типу привода различают самоходные стреловые краны, имеющие:
— механический привод: распределение механической энергии между механизмами осуществляется при помощи механических передач и управляемых муфт (рисунок 13.11);
— гидравлический привод: привод механизмов кранов осуществляется при помощи гидростатических или гидродинамических передач (гидроцилиндров, гидродвигателей), насосная установка которых приводится двигателем внутреннего сгорания (рисунок 13.12 и 13.13);
— электрический привод: электродвигатели крановых механизмов могут питаться от собственной дизель-генераторной установки и от внешней сети энергоснабжения (рисунок 13.16 и 13.17).
6. По количеству кабин управления самоходные стреловые краны бывают:
— с одной кабиной на ходовом оборудовании, шасси (рисунок 13.11 и 13.12);
— с одной кабиной на поворотной платформе (рисунки 13.15-13.17),