Что такое имитация камня
Имитация драгоценных камней. Синтетические камни
Имитация драгоценных камней, а именно синтетические камни в наши дни становятся более популярными. В силу того обстоятельства, что природные драгоценные камни дорого стоят и очень редки, всегда будет существовать рынок имитаций и дешевых подделок. В общем и целом назначение имитаций — обманывать людей. Их изготавливают из натуральных и синтетических материалов, которые внешне похожи на настоящие, дорогие драгоценные камни.
Стекло для имитации камней
Стекло — самый подходящий материал, потому что его можно выкрасить почти в любой цвет и огранить, придав ему внешнее сходство с настоящим драгоценным камнем. Однако между стеклом и драгоценными камнями есть существенная разница. Как правило, стекло гораздо мягче драгоценного камня, за который его выдают, и поэтому, гораздо легче царапается.
В стекле могут быть пузырьки и воронки, которые легко обнаружить с помощью лупы. Геммолог без труда отличит стекло по его единственному показателю преломления (1,5-1,7), потому что драгоценных камней с единственным показателем преломления, равным этому значению, не существует.
Имитация бриллиантов
Один природный драгоценный камень можно использовать для имитации другого, более дорогого, драгоценного камня. Так, например, цитрин можно использовать для имитации топаза, а не имеющий цвета кварц или стекло — для имитации самого бриллианта. Бесцветное стекло нельзя признать хорошей имитацией бриллиантов, ибо оно недостаточно твердое и лишено свечения и сияния.
Составные камни: дублеты с верхним слоем из граната и склеенные изумруды. В качестве имитации камней выступают и так называемые составные дублеты. Этот способ стал применяться уже несколько веков назад и получил широкое распространение в XIX в. Слой драгоценного камня наклеивают на плотную основу. Однако чаще всего за основу берется обычное стекло, которое покрывают кварцем или другим не очень дорогим минералом.
Например, кусок зеленого стекла, поверх которого положен тонкий слой красного граната, может быть использован в качестве подделки изумруда или зеленого граната. Дублет с верхним слоем из граната состоит из двух частей, что легко может быть установлено благодаря разнице в блеске. К тому же в стекле могут присутствовать характерные для него пузырьки, которых нет в гранате.
Если смотреть на этот «камень» через верхнюю площадку, он кажется зеленым, но если смотреть на него сбоку или погрузить его в воду, становится заметным красный слой граната. Изменяя цвет нижнего, стеклянного, слоя, можно изготовить имитации драгоценных камней всех цветов. Другим композитом является склеенный изумруд, изготовленный из двух слоев бесцветного кварца, между которыми заключен тонкий слой желатина или зеленого стекла.
Имитация опалов
Самые распространенные имитации натуральных камней
Вероятно, каждый человек, занимающийся камнями, много раз сталкивался с подделками в сети и в реальных магазинах. К сожалению, даже в самых известных интернет-магазинах и ювелирных салонах можно встретить не просто имитации натуральных камней, а имитации, выдаваемые за натуральные камни. В этой статье мы расскажем вам о самых распространенных имитациях ювелирно-поделочных камней, таких как малахит, оникс, лунный камень, говлит, бирюза, варисцит и так далее.
Первым камнем, о котором пойдет речь, будет авантюрин. Самая большая путаница возникает у покупателей и продавцов с авантюрином и авантюриновым стеклом. Часто продавцы по незнанию или умышленно выдают так называемое авантюриновое стекло («goldstone», или «золотой песок») за минерал авантюрин (кварцит). Бусины из такого стекла бывают рыже-коричневого и темно-синего, а также темно-зеленого цвета и от бусин из минерала авантюрина отличаются ярким блеском. По одной из версий, секрет изготовления такого стекла был открыт в Венеции в 17-ом веке семьей Миотти. Его получили случайно и поэтому назвали «avventurina». Но впоследствии (на радость недобросовестным продавцам, которые выдают стекло за камень) этим именем был назван минерал — разновидность кварца, которая отличается натуральным блеском из-за содержания чешуек слюды. Натуральный авантюрин бывает зеленого, коричневого, рыжеватого или серого оттенков и не содержит в себе равномерно распределенных золотистых «блесток». На Урале встречается авантюрин от желтого до красно-бурого цвета. Зеленый камень добывают в Индии, США, Китае. Между делом добавим, что именно зеленый авантюрин (кварцит) довольно часто выдают за более дорогой нефрит.
В настоящее время натуральной бирюзы на рынке среди украшений очень мало, ибо это довольно редкий и дорогой самоцвет, стоимость которого в среднем может достигать 700-800 руб. за 1 грамм. Многие продавцы и не скрывают этого, и часто продают как бирюзу её имитацию, выдавая её за окрашенный говлит, но на деле это чаще всего оказывается композит. Стоит заметить, что в настоящее время разрабатываемых месторождений говлита меньше, чем месторождений бирюзы, и на рынке он не так часто встречается. Бирюзу также часто имитируют окрашенным магнезитом — довольно мягким минералом белого цвета с характерным рисунком. Если расколоть подобную имитацию, то в центре Вы можете увидеть светлые неокрашенные области. Все подобные имитации, которые Вы видите на фотографиях вернее всего называть «турквенитом» или «туркенитом», ибо данный термин является собирательным названием для всех имитаций бирюзы. Настоящая бирюза обычно имеет более высокую твердость, чем её имитации, если только дело не касается синтетических материалов, и в разы более высокую стоимость!
Как мы уже писали выше про бирюзу, за говлит обычно выдают пластик или прессованные отходы производства. Также же нередко возникает путаница между говлитом и кахолонгом с дентритами (серым рисунком). Их можно отличить по твердости — кахолонг не будет царапаться иголкой или столовыми приборами, в то время как говлит довольно легко поцарапать.
Варисцит — очень редкий минерал, который не всегда можно найти даже на специализированных выставках минералов как коллекционные образцы. Однако в продаже «варисцита» очень много! Практически всё, что продают под названием «варисцит» — это не что иное, как окрашенные синтетические композитно-полимерные материалы, или спрессованные в эпоксидной смоле окрашенные композиты, состоящие из крошки неопределяемого минерального происхождения (иначе говоря, отходов от каменного производства). В некоторых случаях этот материал выдают за синюю или зеленую яшму, или, например, за «императорскую яшму». По некоторым источникам, иногда за варисцит выдают окрашенных диккит — дешевый и широко распространенный минерал.
Кварц, в том числе агат и оникс. Все разновидности кварцев чаще всего имитируют самым простым стеклом. Это относится и к горному хрусталю, и к аметисту, и к цитрину, и к «раухтопазу» (дымчатому кварцу), и к мориону, и к розовому кварцу, а также к агатам и окниксу. Нередко можно видеть как обычные бусины из граненого стекла, которые тоннами везут из Китая, выдают не только за кварц и его разновидности, но и даже за александриты и гранаты. Что уж мелочиться. В первую очередь здесь следует обращать внимание на твердость. Вся группа кварцев в минералогии имеет высокую твердость — 6,5-7 по шкале Мооса, и, в отличие от стекла, не царапается ни иглой, ни столовыми приборами, ни самим стеклом. Стекло же довольно легко поцарапать. Также есть ещё пара отличий. Для стекла обычно характерны включения пузырьков воздуха. Это часто можно заметить в так называемом «Черри-кварце» (фото ниже), в котором также можно видеть размытый рисунок своеобразными «мазками». Бусины в форме шара из стекла имеют округлые, как бы плавнозагибающиеся края у отверстия. Также обращаем ваше внимание, что почти у всех кварцев есть природные включения, мутноватости и довольно часто заметен эффект радужной иризации (аметист, хрусталь, цитрин). Нет их только у камей ювелирного качества, которые обычно отбираются для огранки в качестве ювелирных вставок и дешево стоить не могут.
Агатом называют халцедон (скрытокристаллическую разновидность кварца) со слоистым рисунком. То же относится и к ониксу. Оникс — это агат со строгим прямым параллельным распределением слоев. Сейчас довольно часто возникает путаница между терминами, и за оникс чаще всего выдают кальцит — низкий по твердости зеленоватый или белый минерал с коричневыми включениями и слоистым рисунком, который часто дополнительно лакируют для повышения износостойкости. «Мраморный оникс» здесь не более чем торговое название. Если вам предлагают абсолютно черные бусины, называя их черным агатом или ониксом, есть повод усомниться. Даже у облагороженного (окрашенного) черного агата и оникса остается виден характерный рисунок слоев. Обращаем особое внимание, что у натурального агата, даже если этого голубой «кружевной» агат, слои всегда строго упорядочены и не прерывают друг друга; слои в агатах и ониксах никогда не бывают грубо «смешаны» и не меняют свою ширину, как это бывает со слоями в его имитациях из полимеров. Также по возможности обратите внимание на края бусины у отверстия, на твердость, посмотрите на бусину на просвет, приложив к лампе фонарика, если он у вас есть в телефоне. Если это натуральный облагороженный черный агат или оникс, на просвет Вы вероятнее всего увидите характерные слои. Если бусина не просвечивает вовсе, подозрительно легкая, либо имеет округлые края у отверстия, это может также оказаться полимером или стеклом, если же «агат» имеет грубо-закручивающиеся линии слоем, меняющиеся по размеру и прерывающие друг друга, это, скорее всего, полимер.
Коралл — материал органического происхождения, и камнем может быть назван весьма условно. Популярен в украшениях красный коралл, который встречается в природе, но является весьма редким и дорогим гостем на нашем рынке. Почти все кораллы всех мыслимых и немыслимых цветов являются окрашенными, но даже здесь есть определенные особенности, которые отличают натуральный коралл от его имитации. Очень часто за коралл выдают простые бусины из пластика и тот же окрашенный композит, которым имитируют бирюзу, только окрашивают его не в голубенький, а в красненький цвет. «Всё голубенькое и зелененькое обзовем бирюзой, всё красненькое — кораллом, все пестренькое — яшмой, а беленькое с не пойми каким рисунком ну и за агат сойдет!» Но нет. Как натуральный коралл не крась, в бусинах любой формы из него останутся характерные «прожилки», напоминающие «звезду». Если подобных, обычно более светлых, областей на бусинах нет, это повод усомниться в том, действительно ли коралл перед вами.
Коша́чий глаз — первоначальное название зеленовато-жёлтой разновидности хризоберилла (цимофана) со специфическим световым эффектом бегающего по поверхности узкого блика, напоминающего зрачок кошки. С подобным эффектом встречается довольно много минералов: «тигровый глаз», «соколиный глаз», «бычий глаз», кварцевый «кошачий глаз», аквамарин. Все эти камни имеют высокую твердость и не царапаются иглой. Тот довольно дешевый «кошачий глаз», который сейчас чаще всего предлагают на рынке ювелирно-поделочных камней с яркой световой линией блика и любых всевозможных цветов на деле все тоже стекло.
Лунный камень или «опалит». И снова перед нами самое обыкновенное стекло с эффектом смены цвета от желтоватого до голубоватого. Всё бусины, которые представлены ниже на фото, ни с лунным камнем, ни с кристальными опалами никаким образом не связаны. Их даже сравнивать незачем, ибо они имеют явные различия. Кристальные благородные опалы имеют явные блики со сменой игры красок — оплаесценцию, по стоимости весьма дорогие, и продаются как драгоценные ювелирные вставки в каратах. Лунный же камень, которым в минералогии называют сразу два разных минерала: белый плагиоклаз (к которому относят также беломорит), и адуляр, выглядит совершенно иначе. В плаиоклазе чаще всего хорошо заметны линии спайности (линии, напоминающие мутноваты «лунные дорожки»), цвета иризации в основном голубые, могут также быть желтые и красные цвета; в адуляре нет явных линий спайности, камень напоминает собой мутноватую росу, цвет адуляресценции может быть только голубым или сиреневатым; адуляр значительно реже встречается и куда дороже белого плагиоклаза. Но обо всех этих тонкостях позже, в других наших статьях, которые мы посвятим каждому камню отдельно. Лунный камень даже ювелирного качества, с высокой степенью адуряресценции (световых эффектов) и прозрачности, никогда не будет похож на данное стекло.
Самая распространенная имитация малахита — полосатый пластик. Такой «камень» может намешать и слепить любой человек из полимерной глины. Но, к сожалению, часто этот «камуфляжный» полимер выдается либо за прессованный малахит, либо за натуральный малахит. В «особо тяжелых» случаях эта пластмасса выдается да большие деньги даже за уральский малахит (заметим, что месторождения малахита на Урале на сегодняшний момент в нашей стране полностью исчерпаны и не разрабатываются). Данная имитация часто встречается даже в изделиях в ювелирных магазинах. Природный малахит значительно тяжелее его имитаций, холодный на ощупь, а главное, имеет строгий упорядоченный рисунок слоев с плавным переходом оттенков зеленого цвета без грубо закручивающихся «намешанных» линий, может также встречаться шелковистый отблеск. Имитация малахита в разы дешевле натурального самоцвета, добываемого сейчас и идущего на наш рынок в основном из Африки.
Если подобный пластик не зеленого, а например, бирюзового цвета, то его продают как бирюзу или хризоколлу, если он черно-белый, то как агат. Есть еще подобный «чудесный камень» как кальцилика, который на деле является высушенной слоями и нарезанной в кабошоны автомобильной краской.
Цоизит с включениями корунда имитируют непонятным материалом — то ли композитом, то ли какой-то прессовкой и розовой краской, которую можно видеть засохшей в трещинках основной поверхности материала. Эта имитация менее известна среди покупателей, и часто люди и не подозревают, что вместо настоящего камня они носят такой вот непонятный замес. Природный цоизит с корундом имеет более однородную структуру глубокого зеленого цвета с черными включениями; включения красного корунда всегда имеют один оттенок цвета — нет областей где корунд более светлый, или темный, что часто можно видеть в имитациях, где краска просто неровно распределяется в имитации. Ниже на фото — имитации.
Если вы покупаете у тех или иных продавцов самоцветы, вы имеете право потребовать, чтобы вам назвали геологическое название камня (или честно сообщили, что это имитация, или хотя бы указали об этом в описании, если вы покупаете в интернете), затем торговое, а после рассказали о методах облагораживания (окрашен самоцвет, гретый он и т.п., пример: «кальцит, торговое название „мраморный оникс“, покрыт специальным лаком из-за для повышения износостойкости, так как имеет низкую твердость») если таковое имеет место быть. Прежде чем покупать тот или иной самоцвет, если вам важно, чтобы камень был натуральным, не пожалейте времени, почитайте о нем на специализированных геммологических и геологических формах, обратитесь к пособиям и людям с соответствующим образованием! Иначе не удивляйтесь, если в дальнейшем вы будете разочарованы, что у вас под видом малахита окажется пластик, под видом лунного камня стекло, а под видом бирюзы прессованные отходы, покрашенные в голубенький цвет. И это вам повезет, если вы приобретете данные имитации по соответствующей пластику и стеклу цене! Это относится и к готовым ювелирным изделиям в спец.магазинах, в которые сейчас также будь здоров вставляют бог знает что! Если вам пытаются продать такие природные камни, как алмазы (бриллианты), изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, вы имеете право требовать сертификат, т.к. эти камни подлежат обязательной сертификации на территории нашей страны!
Надеемся, что наша статья оказалась вам полезной. В следующей статье мы расскажем вам более подробно о каком-либо камне, рассмотрим его основные свойства, историю открытия и, конечно же, способы отличия имитаций. Оставляйте свои комментарии со своими пожеланиями, мы обязательно их учтем.
Ювелирная энциклопедия: что такое синтетические камни
Вокруг украшений с синтезированными, то есть искусственно выращенными камнями и бижутерии со вставками-имитациями сложилось немало мифов. Пора с этими заблуждениями расстаться!
Тонкости классификации
Ювелирные камни, сотворенные не природой, а человеком, можно разделить на синтетические (синтезированные) и имитации. Первые имеют естественный, реально существующий аналог и полностью совпадают с ним по цвету, составу, твердости и другим физико-химическим свойствам. Например, рубины, изумруды, алмазы, сапфиры бывают натуральные и синтетические. Камни, выращиваемые лабораторно, набирают коммерчески привлекательный вес за считаные месяцы, тогда как в природе этот процесс длится столетиями.
Термин «синтетические» по отношению к драгоценным камням «из пробирки» считается в ювелирной среде неудачным, поскольку ассоциируется у потребителей с имитацией и даже подделкой. Украшения с такими камнями, разумеется, имеют более доступную цену, чем с самородками, добытыми на рудниках и в шахтах, но их нельзя назвать стекляшками. По закону производитель обязан указывать на этикетке изделия информацию о том, что камень искусственно выращен. Отличить синтезированные камни от натуральных можно с помощью экспертизы в геммологическом центре, но никак не на глаз.
Имитации изготавливают из стекла, минералов, металлов, керамики, пластика. Природного аналога они не имеют, поскольку «изобретены» в лабораторных условиях. Так, ни у кристаллов Swarovski, ни у фианита подобия в природе нет, хотя они и похожи внешне на горный хрусталь и даже на бриллианты. Имитирующие ювелирные вставки используются при изготовлении бижутерии и аксессуаров (часы), реже в драгоценностях.
Синтезированные камни: немного истории
Первый синтетический камень – 10-каратный рубин – был получен в 1891 году французским минералогом Огюстом Вернейлем. По методу Вернейля стало возможным выращивать кристаллы, пригодные для ювелирного использования, и в 1910-м аналогичным образом удалось получить синтетический сапфир. Искусственный изумруд, идентичный натуральному, впервые выращен в 1935 году.
А вот с лучшими друзьями девушек – бриллиантами – не все так просто. В 1954 году в лаборатории американской компании General Electric «созрел» первый искусственный алмаз, чей цикл роста можно было повторить в промышленных масштабах. Но это был минерал технического значения, а не ювелирного. Ныне в мире ежегодно производятся миллионы каратов алмазов и алмазной крошки для нужд изготовителей различных приборов, устройств, инструментов.
Искусственные алмазы ювелирного качества были получены Гербертом Стронгом и Робертом Уэнторфом (оба из General Electric) в 1970 году, но аналогам и сегодня не удалось заполонить рынок украшений. Процесс выращивания короля камней долог, сложен и затратен по сравнению с другими самоцветами лабораторного происхождения. Бриллиант, ограненный из синтетического кристалла, может стоить от 50% до 90% цены аналогичного по весу и обработке натурального самородка, а то и превышать его по себестоимости. По мнению ученых, за этим направлением будущее, но пока не стоит опасаться, что настоящие алмазы в ювелирном деле будут вытеснены выращенными.
Вставки-имитации: немного истории
Самые популярные имитации драгоценных и полудрагоценных камней в украшениях – фианит и кристаллы (стразы) Swarovski. Запомните, фианит – это не искусственный бриллиант! В его составе нет основного для алмазов элемента – углерода, но присутствует окись циркония. Получен фианит в середине 1960-х годов учеными Физического института имени П. И. Лебедева Академии наук СССР (ФИАН), в честь которого и назван.
Имитировать бриллианты с помощью ограненного свинцового стекла придумал в XVIII веке стекловар и ювелир с немецкими корнями Георг Штрасс, живший во французском Эльзасе. Фамилия мастера стала названием его изобретения: эффектные вставки получили именование «стразы». Век спустя идеи Штрасса развил Даниэль Сваровски, потомственный огранщик богемского хрусталя. Он улучшил состав страз, качество шлифовки и стойкость напыления, чтобы те красотой огранки, прозрачностью, игрой света и блеском не уступали бриллиантам. В 1895 году в Австрии Даниэль основал компанию Swarovski, чтобы продавать свою продукцию всему миру и в первую очередь модельерам Парижа. Дело талантливого огранщика, изобретателя первой электрической ограночной машины (1892) благодаря трудам потомков процветает и ныне. Кристаллы (стразы) Swarovski имеют 12 граней, изготавливаются из высококачественного хрусталя (стекло с 32%-ным содержанием окиси свинца) с добавлением порошка синтетических и натуральных камней ювелирной ценности.
Зачем нужны синтетические камни и имитации
Прежде всего «заместители» драгоценных камней хороши тем, что делают украшения более доступными по цене. Купить кольцо с искусственно выращенным изумрудом без чрезмерных для собственного бюджета трат или откладывать деньги несколько месяцев на красоту, созданную природой, – личный выбор каждого. Да и те, кому не нужно копить на приобретение ювелирных шедевров, вне красных дорожек и торжественных ужинов предпочитают носить недорогие копии драгоценностей. Пример подает Бейонсе, чье помолвочное кольцо с 18-каратным бриллиантом оценивается в 5 млн долларов: на каждый день у певицы есть копия этого кольца, которая стоит в 1 000 раз дешевле – 5 000 долларов.
Также «альтернатива роскоши» вписывается в глобальный экотренд – заботу о сохранении окружающей среды, ведь месторождения некоторых драгоценных камней в наши дни близки к истощению.
И, наконец, у выращенного камня гораздо легче получить идеальные характеристики по весу в каратах, окраске, преломлению света, отсутствию каких-либо дефектов – вкраплений, микротрещин и прочего. Лабораторные центры по производству синтетических камней есть в России, Китае, Индии, США, Швеции и других странах мира.
Имитация камня для внутренней и наружной отделки (6 способов): декоративная штукатурка под камень на стенах
Декоративная поверхность в виде кладки из натуральных камней производит впечатление. В последние годы популярность такой отделки только растет. При этом необязательно использовать в интерьере натуральный камень, так как существует альтернативное решение – его очертания несложно создать из штукатурки. Эффект получится не хуже, а затраты гораздо ниже, нежели покупка природного материала, который сам по себе стоит далеко недешево.
Область применения
Зачастую штукатурка стен под камень с имитацией горных пород (тесаная или бутовая кладка) выполняется с целью декорирования наружных поверхностей. В этом случае наружные стены приобретают красивый вид. Вдобавок они наделяются дополнительной прочностью, становятся более износостойкими
Штукатуркой под дикий камень оформляются некоторые значимые части:
В то же время такое декоративное покрытие будет прекрасно смотреться и внутри помещений. В особенности, когда есть ряд колон. Только в этом случае необходимо формировать тонкое покрытие, которое имеет небольшой вес.
Обратите внимание! Для небольших пространств данный вариант отделки не приемлем, поскольку крадутся размеры помещения, что приводит к его утяжелению.
Плюсы и минусы штукатурки под камень
Поскольку декоративный камень весит мало, в отличие от природного аналога, то на стены накладывается меньшая нагрузка. Однако это далеко не единственное преимущество:
Среди недостатков выделяют следующие: во-первых, поврежденный участок декоративного покрытия сложно подается восстановлению, и менять придется большую площадь поверхности. Во-вторых, материал способен накапливать влагу, причем в большом количестве, что ухудшает качество покрытия. В-третьих, продолжительное воздействие температур в повышенном диапазоне размягчает штукатурку на наружных поверхностях.
Виды имитации камня
Для имитации природного камня существует несколько техник – от простых до сложных в реализации. Они пригодны не только для декорации фасада, но и внутренних поверхностей. Выбор конкретного способа нанесения штукатурки зависит от ряда факторов. Прежде всего, это особенности основания и качества самого состава. Также важную роль играет опыт мастера.
Чтобы понять, какая из техник декорирования подходит в конкретном случае, стоит ознакомиться с особенностями каждого вида. Исходя из этого достигается разная глубина рисунка.
Гладкая каменная поверхность
Это декоративная финишная отделка, которая выглядит как отшлифованная каменная плита, но по сути – многослойное штукатурное покрытие. Яркий тому пример – венецианка под мрамор, гранит, оникс, малахит. Данная техника находит широкое применение в тех случаях, когда неуместно использовать грубую отделку, что относится к спальне либо детской комнате.
На предварительно подготовленную поверхность состав наносится за несколько подходов, благодаря чему создается многослойное покрытие. Сама текстура формируется за счет смешивания штукатурных смесей разного оттенка. На завершающей стадии стена полируется шлифмашинкой (стоит использовать мягкую насадку). Как итог – ровная поверхность.
Фактурная каменная поверхность
Фактурное покрытие имеет небольшие углубления, что в максимальной степени имитирует шероховатость натурального камня.
Техника может выполняться по одной из двух схем:
В любом случае образуется мелкий, но объемный рисунок с легкой шероховатостью. Рельефная поверхность создается при толщине слоя от 10 до 25 мм. При этом каждый из блоков должен иметь разные очертания, тогда как общая фактура должна оставаться одинаковой.
На заметку! Ко всему прочему самостоятельное доведение работы до завершающей стадии с подключением собственной фантазии и воображения исключает повторы других проектов. В этом и кроется эксклюзивность дизайна.
Каменная кладка
Техника создания имитации кирпича своими руками или кладки камней также широко распространена. При этом на стене образуются швы, которые похожи на углубления между элементами. Суть в следующем:
Также узор создается другим путем с использованием трафарета. При этом шаблон нужно приложить к стене до нанесения штукатурки. И когда раствор полностью закроет поверхность, трафарет снимается.
Имитация оттисками
Если поверхность, которой нужно придать декоративный вид, имеет большую площадь, то работу легче выполнять с использованием пресс-формы (матрицы).
Процесс несложен и состоит из нескольких последовательных этапов:
Такой прием позволяет создать оригинальную кладку камней с асимметричными линиями, что максимально приближено к натуральности. Все зависит от формы матрицы. Также важная роль отводится и самому мастеру, которому необходимо соблюсти последовательность действий, чтобы сложилась равномерная картина.
До покраски кладки (если в этом есть необходимость) стену нужно обязательно покрыть однотонной грунтовкой. Когда слой высохнет, переходить к окрашиванию. Контрастное окрашивание стен выгодно подчеркнет рельефность покрытия.
Плоскорельефная
При такой технике «облицовки» также создается имитация кладки камней, блоков, кирпичей. Только в отличие от других методик, швы здесь не глубокие и обозначены незначительными бороздками. То есть поверхность стены лишена ярко выраженного рельефа, поскольку нет четких впадин.
Плоскорельефная штукатурка подходит для обработки, как фасадных частей зданий, так и внутренних поверхностей. И там, и там, облицовка получается оригинальной и способствует построению особенной атмосферы комфорта и уюта.
К сведению! Ярким примером плоскорельефной техники служит штукатурка под дерево, делается с использованием специальных силиконовых форм.
Выпуклые
Объемная штукатурка создается с использованием форм. Это позволяет имитировать каменную кладку. Для создания трехмерного эффекта понадобится большое количество раствора, а также применять послойную технику окраски.
Характеристики видов штукатурки
Декоративная отделка выполняется с использованием штукатурки на основе силикона, акрила (полимерная), извести (минеральная), силиката.
Силиконовые
За счет синтетического силикона смесь становится пластичной, но в то же время прочной. Срок службы силиконовых штукатурок доходит до 20 лет, а также отличаются высокими адгезионными свойствами ко многим основаниям:
Силиконовая штукатурка легко принимает и держит практически любую форму, также отталкивает влагу. На протяжении всего периода эксплуатации технические показатели материала не теряются.
Среди других достоинств стоит отметить механическую устойчивость, паропроницаемость, препятствует развитию плесени и грибков. Силиконовое покрытие эффективно противостоит воздействию солнечного ультрафиолета и низким температурам. Вдобавок силиконовый состав пожаростойкий, экологичный, безопасный. После нанесения смеси периодического обновления не требуется.
Однако при всех этих достоинствах имеется существенный недостаток – высокая стоимость. Кроме этого, покрытие нуждается в тщательном уходе во избежание пожелтения.
Полимерные
Полимерные составы производятся на основе акриловых смол, которые являются главным связующим компонентом. Зачастую акриловый водно-дисперсионный состав используется для имитации каменной отделки. Срок службы также долог – от 15 лет и в отличие от силикатных, силиконовых аналогов стоит дешевле.
Полимерные штукатурки могут прочно закрепиться практически на любом основании, будь то кирпич, гипсоблок, газобетон, бетон, дерево и другие разновидности. Ко всему прочему расход у материала небольшой.
Среди основных плюсов:
Обратите внимание! Акриловая штукатурка лишь в немногом уступает силиконовому аналогу, правда менее устойчива к ультрафиолетовым лучам. Другой недостаток – покрытие накапливает статическое электричество, собственно, за счет чего притягивает пыль.
Силикатные
В основе силикатных растворов используется жидкое стекло (сплав силиката калия с натрием). Срок службы материала намного превышает представленные аналоги и прочие разновидности отделки – покрытие может радовать глаз на протяжении 50 лет.
Существуют марки штукатурки, куда добавляются некоторые компоненты:
Смесь легко наносится на рельефные поверхности, а в продажу поступает в уже готовом к применению виде. Главные преимущества силикатных штукатурок:
Покрытие меняет цвет при намокании. Однако после того, как поверхность высохнет, возвращается первоначальный вид. Раствор быстро схватывается, а потому требуются оперативные действия. Кроме этого, стены до покрытия силикатной смесью нуждаются в обработке грунтовкой на той же основе.
Минеральные
Минеральная смесь базируется на гидрате извести с добавлением каменной крошки, цветной глины и прочих компонентов. В некоторых случаях добавление в состав красителей обеспечивает желаемый эффект. В отделочных работах в фасадной части здания нужно предварительное армирование поверхности, чего не делается при внутренних работах. В отсутствии сетки необходима пропитка проникающей грунтовкой в 1-2 слоя.
Плюсы минеральных штукатурок в том, что они отличаются рядом свойств и, в частности, такая смесь:
Стены, покрытые минеральной штукатуркой, неприхотливы в уходе. Вдобавок это дешевый материал, он не дает усадки на этапе просушки. Но стоит учесть ряд моментов. Во-первых, необходимо строго придерживаться инструкции при замешивании раствора. Во-вторых, выбор оттенков ограничен. В-третьих, минеральная смесь сложна в нанесении.
Важно! Срок службы покрытия не превышает 10 лет, поверхность не выдерживает механическое, а также вибрационное воздействие.
Необходимые инструменты
Декорирование поверхности штукатуркой внутри помещений либо на фасаде – это наиболее перспективный вид отделки. Для этого нужно правильно подобрать набор инструментов:
Кроме того, для разметки понадобится рулетка, карандаш (маркер), малярный скотч. Также не стоит забывать об элементарных мерах безопасности, в частности – спецодежда, обувь, перчатки. При необходимости надевать головной убор и очки.
Технология нанесения
Суть техники имитации природных материалов сводится к трем основным этапам:
Отдельно стоит выделить некоторые особые приемы. При технологии «Дикий камень» штукатурка наносится на небольшой участок стены, после чего закрывается финишным покрытием и далее кельмой придается вид каменной поверхности. По завершению просушки колером делаются прожилки, путем втирания в поверхность губкой.
Техника «Марморино» выполняется выбиванием зубилом прямоугольных границ по полностью высохшей штукатурке. Алогичным способом оформляется стиль «Рваный камень», но насечки делаются в хаотичном порядке.
Приготовление смеси
Как правило, для декорирования стен потребители покупают готовые к использованию смеси. В других случаях покупается сухой состав, который остается разбавить водой.
В приготовленную емкость насыпается порошок, добавляется вода согласно инструкции (сведения обычно указываются на упаковке). Далее размешивать специальным миксером до однородности. Рекомендуется выполнять размешивание в два этапа, что позволит избежать комочков.
Подготовка основания
В работе, где нужно создать декоративное покрытие с максимальной имитацией под натуральный камень, важным является каждый этап, включая подготовку. В особенности это относится к внутренней отделке. Главное обеспечить адгезию штукатурки с основанием, что позволит положить материал ровным слоем. Впоследствии сквозь отделку не должны проступать грязевые пятна.
Фронт подготовительных работ сводится к следующему:
Внимание! Для декорирования фундамента дома под камень, утепленного пенопластом, обязательно нужна бетонная «корка» и армирование стеклотканевой сеткой (в 2 слоя). Первый – поверх набрызга толщиной 20 мм, второй – сверху еще одного набрызга с той же толщиной. В конце сетка закрывается завершающим покрытием в 25-30 мм.
Нанесение штукатурки
Штукатурка под природный камень наносится не всплошную, а участками по 2-3 м2. Конкретные параметры площади обработки в полной мере зависят от мастерства, скорости работы и применяемой технологии.
Создание необходимой структуры выполняется разными техниками:
Проще создать рельефность на стенах, предварительно подготовив подходящую матрицу с нужным рисунком. В случае ручного формирования швов на поверхность желательно распылять немного воды, что сделает смесь податливой.
Особенности проведения работ на фасаде
Декор фасадной части здания таит в себя ряд нюансов:
Знание таких особенностей позволяет избежать многих нежелательных последствий, и фасад будет служить долгое время.
Возможные ошибки
Большинство новичков, которые желают придать поверхностям декоративный вид, совершают ошибки. Выполняя декоративную отделку под мрамор обязательно избавиться от шероховатости и любых гранул с поверхности. Эти частички портят не только внешний облик, но и качество покрытия.
По ходу создания каменной кладки у впадин между «элементами» должна быть разная ширина и форма. Только таким образом создается выразительный эффект настоящей горной породы. Для имитации под кирпич рационально использовать специальную сетку в целях создания строго горизонтальных линий.
Декоративная отделка под камень требует определенного навыка и сноровки, в особенности, когда приходится иметь дело с быстрозастывающими смесями. Также следует выбрать подходящие инструменты. При наличии камина каменная стена наполнит атмосферу помещения особым уютом.
Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!
Видео по теме
Кирпичная стена своими руками: 6 вариантов декоративной штукатурки под кирпич и как сделать имитацию
Техника нанесения венецианской штукатурки: 10 шагов как наносить и какие виды бывают
Фактурная штукатурка для внутренней отделки стен (17 видов): как наносить своими руками
Декоративная штукатурка травертин: что такое и 7 способов нанесения своими руками
Автор статей, эксперт в сфере строительства. По образованию инженер-гидротехник, кандидат технических наук. Занимаюсь проектированием инженерных сооружений с 2011 года.