Что такое иблис в исламе

Иблис

Шайтан (араб. شيطان ‎‎), Иблис — в исламе злой дух, демон, дьявол, неверующий из числа джиннов.

Содержание

Этимология

Происхождение

В отличие от христианских традиций, кораническое наименование Иблиса в значении «джинн» предпочтительней, чем «ангел». Этот джинн создан из огня и в исламской традиции имеет свободную волю. В исламе ангелы являются как посыльные, не обладающие свободой волей.

Иблис обладал силой, близкой к ангельской по исламской концепции Бога, будучи когда-то набожным и скромным джинном. Когда Бог приказал всем ангелам преклониться перед Адамом, Иблис, наполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога ввиду того, что считал Адама низшим созданием.

«Сказал же Бог: „Так уходи же из рая, будь побиваем камнями, и, воистину, над тобой [будет тяготеть] проклятие до Судного Дня“. Сказал [Иблис]: „Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены“. Бог ответил: „Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступления которого определено“. [Иблис] сказал: „Господи! За то, что ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов“» (Коран, сура Аль-Хиджр, 15:34-39)

Его посылали на Землю вместе с Адамом и Евой, в итоге соблазнённых им поеданием плодов запретного дерева.

Изображение

Иблис пытается развратить людей через искушение и через лживые предложения. Во время судного дня Иблис будет послан в Джаханнам (Ад) вместе с «Соратниками огня». Мусульмане полагают, что через Ислам те, кто успешно следует по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в Джаннат (Рай).

Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Обычно одинаковая вера и в исламе, и в христианстве — это то, что существование зла в личных жизнях людей в итоге вызвано проделками дьявола. [3]

Иблис чаще упоминается в Коране как «Шайтан» — общий термин, который также используется при обращении ко всему духовному в связи с Иблисом. Иблис упомянут по имени 11 раз, тогда как Шайтан упомянут 87 раз.

Источник

Иблис и его козни

Параллельно с миром людей, согласно мусульманскому вероучению, существует мир джиннов. Эти создания могут активно проникать в нашу планету и воздействовать на поведение её обитателей.

«Главарём» злых джиннов считается Иблис, который стремится навредить каждому человеку и ввести нас в заблуждение. Рассмотрим, как верующие могут уберечь себя от его влияния.

Проклятие Иблиса

Иблис был создан Аллахом ещё до появления людей. За свою покорность он удостоился высших ступеней Рая, достигнув уровня ангелов. Как известно, ещё до сотворения пророка Адама (а.с.) джинны были поселены на земле. Совершая множество грехов, они впали в такую глубокую безнравственность, что Всевышний направил к ним Иблиса, который вернул их на путь истинный. Эта история очень похожа на то, что ожидает людей перед вторым пришествием Пророка Исы (а.с.) и явлением Махди.

Таким образом, Иблис, по замыслу Господа миров, был одним из наиболее богобоязненных Его творений. Но создание человека в корне изменило ситуацию. Всевышний перед сотворением Адама (а.с.) повелел:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (15:29)

Практически все ангелы беспрекословно подчинились Творцу, совершив предписанный им поклон, исключением стал лишь Иблис. Причиной его отказа была собственная гордыня, поскольку он возомнил себя лучшим творением, нежели человек. Сам Иблис сотворён из ослепляющего огня, не выделяющего дым, а человек появился из глины. Этим он объяснил своё превосходство.

За свой отказ герой нашего повествования был проклят Господом и низвергнут из Райской обители. В ответ на это наказание Иблис попросил Аллаха:

«Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены. я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (15:36, 39-40)

С того момента, совращение людей и постоянные попытки ввода их в заблуждение стало основной функцией Иблиса – этим он будет заниматься вплоть до Судного дня. Именно поэтому он, в отличие от других джиннов, бессмертен.

Иблис и шайтан

Рядом с каждым человеком 24 часа в сутки находится шайтан, который побуждает нас к греху и отказу от благих дел. Чем же тогда шайтан отличается от Иблиса? Во-первых, шайтанов существует очень много и их количество известно лишь Аллаху, в то время как Иблис – один. Во-вторых, шайтаны смертны, как и люди, а Иблис будет существовать до Дня суда. В-третьих, шайтаны – это последователи Иблиса, беспрекословно выполняющие все его требования. В одном из хадисов сказано: «Воистину, Иблис создал свой трон, а затем стал посылать свою армию (то есть шайтанов). Самый близкий к нему – создающий наибольшую смуту» (Муслим).

Под смутами здесь подразумеваются все страшнейшие грехи, такие как убийство, прелюбодеяние, употребление спиртного – всё это уводит рабов Аллаха с истинного пути и искренне радует Иблиса.

Участь Иблиса

В День воскресения все творения Создателя, включая джиннов, будут нести ответ перед своим Великим Господином. Для Иблиса будет сооружён специальный огненный трон, куда его усадят и наденут на шею цепь из проклятий. Каждый человек и джинн, следовавший наставлениям Сатаны, будет ввергнут в Адское пламя. При этом Иблис будет нести своё наказание вечно, а вот люди, в сердцах которых была вера, смогут по прошествии определённого времени выбраться из Ада и оказаться в Раю.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Откуда людям знать планы всевышнего? Откуда увереность, что гореть Иблису вечно и что это для него наказание? Он же создан из пламени, тоесть гореть это его образ жизни согласно замыслу его творца. Согласно Корану, Аллах не только всемогущий, но и всепрощающий. Иблис не поклонился людям, поэтому гореть ему в аду. Джинны, которых Иблис направил на путь истинный, не будут гореть. Люди не поклонились Иблису, но гореть тоже не будут. Люди мнят себя любимчиками Аллаха и мнят себя выше остальных его творении.

Источник

Иблис

Этимология

Арабское слово «Иблис» ( إِبْلِيس ‎‎ ) происходит или от древнегреческого διάβολος («клеветник»), которое в Новом Завете переводится как «дьявол» [A Greek–English Lexicon. H.G. Liddell, R. Scott, H.S. Jones. Oxford: Clarendon Press, 1940.], или от арабского глагольного корня بَلَسَ «он лишился» (милости Бога).

История

В кораническом эпизоде поклонения ангелов дьявол назван Иблисом, а в эпизоде грехопадения — аш-шайтан.

Согласно послекораническому преданию, Иблис живет на земле, возглавляя злых духов – шайтанов и джиннов, он способен размножаться, порождая шайтанов и джиннов. Он обитает среди руин, на кладбищах, в банях, на рынках, пьет вино, любит пение, танцы, стихи. Одно из его любимых занятий – заставлять людей забывать о благочестивых делах, о молитве. Часто он мешает людям совершать молитву, похищает имущество из заката.

Отгонять его можно только чтением вслух аятов Корана (например, Коран, Сура 2. Аят 268-271).

Мусульманские молитвы часто начинаются заклинанием против Иблиса-Шайтана «А ̒уззу би-ллахи мин аш-шайтан ар-раджим» («Прибегаю к Аллаху за помощью против Шайтана, побиваемоего камнями». Раджим – побиваемый камнями (грешник или отступник) – постоянный эпитет к имени Иблис-Шайтан, восходящий к Корану. Заклинаниями против Иблиса-Шайтана являются последние суры Корана. (например, суры 113, 114).

Ритуал бросания камешков

Каждый пророк становился объектом происков Иблиса. Ритуал бросания камешков во время хаджа считается напоминанием о том, как пророк Ибрахим отгонял здесь преследовавшего его дьявола. Пророку Мухаммаду Иблис не раз пытался помешать молиться, а однажды якобы внушил как восходящие к Аллаху и Корану фразы, содержащие признание триады мекканских богинь. Иблис вдохновлял врагов Мухаммада, как мекканцев, так и мединских лицемеров (мунафикун).

Иблис в мусульманской богословской литературе

Послекораническое предание уделяет большое внимание различным вариантам истории Иблиса до его падения. Рассказывается, что он звался ̒Азазил или ал-Харис и был послан с небес подавить на земле мятеж джиннов. Возгордившись своей победой и тем, что он господствовал над всей землей (отсюда еще одно его имя – Хакам), он и ослушался приказа Аллаха.

В связи с историей Иблиса в мусульманской богословской литературе (филолог и литератор XI-XII вв. аз-Замахшари, суфий IX-X вв. ал-Халладж и др.) обсуждалось несколько проблем, в конечном счете связанных с важнейшими для ислама концепциями предопределения и всемогущества Аллаха.

Для того, чтобы снять противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса и его соперничества с Аллахом за души людей, некоторыми богословами он объявлялся орудием Аллаха, специально избранным для того, чтобы испытывать людей. Особо подчеркивалась его слабость перед Аллахом. Обсуждались и конкретные причины его отказа поклониться Адаму. Обычное объяснение – гордость и самоуверенность, погубившие многих других персонажей мусульманской священной истории.

Другое объяснение, частично подсказанное Кораном (Сура 18. Аяты 50/48), что он был не ангелом, а пробравшимся на небо джинном и повел себя так, как джинну и полагается.

Есть еще одно объяснение, принимавшееся некоторыми суфиями, в частности ал-Халладжем. Согласно ему, Иблис счел поклонение кому-либо, кроме Аллаха, нарушением истинного единобожия, тем самым он проявил верность вере в Аллаха, но не выдержал испытание повиновением. Согласно мнению многих суфиев (например, крупнейшего мусульманского философа-мистика XII-XIII вв. Ибн ̒Араби), он будет в конце концов прощен Аллахом.

На протяжении веков мусульманские богословы объявляли наущением Иблиса враждебные им богословские школы и течения, а также многие элементы бытового ислама и народных суеверий. Большая часть обрядов бытовой магии мусульман направлена на защиту человека от козней Иблиса.

Образ Иблиса был известен в Аравии до Корана в иудео-христианской среде, откуда пришли его имена Иблис и Шайтан (через эфиопскую передачу). Доисламские поэты упоминают Иблиса и Шайтана, в частности в связи с историей Адама. Слово шайтан, кроме того, что было известно в Аравии в значении «змея» и как распространенное имя людей, и название родовых групп. Коранические заклинания в последних сурах сходны с доисламскими заклинаниями против злых духов. Из текста Корана (Сура 81, аят 25) следует, что мекканцы объявляли проповеди Мухаммада внушением «шайтана, побиваемого камнями». В качестве врага Аллаха Иблис-Шайтан появляется в связи с тем, что проповедь Мухаммада была отвергнута.

История Иблиса – одно из первых объяснений причин неверия людей и вообще наличия зла в мире.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Иблис: предупрежден – значит вооружен!

Что такое иблис в исламе. Смотреть фото Что такое иблис в исламе. Смотреть картинку Что такое иблис в исламе. Картинка про Что такое иблис в исламе. Фото Что такое иблис в исламе

Иблис – это шайтан из семейства джиннов

Иблис – одно из многочисленных имен шайтанов. Шайтан – термин, используемый для обозначения нечестивцев среди джиннов и людей. В Коране упоминается несколько имен шайтана, который послужил причиной выдворения Адама (да смилостивится над ним Аллах!) из рая. Например: Аль-Адувв, Адуввуллах, Азазиль и Иблис.

Иблис – невидимый человеческому глазу и созданный из огня, который отравляет того, в кого попадает (нар-и семум), является отцом джиннов и шайтанов. При создании в него были вложены желания нафса, по этой причине он возгордился даже находясь среди ангелов, и находящиеся в нем желания обманули его.

По преданиям Ибн Аббаса, Иблис, имевший тогда имя Азазиль, был самым почетным среди ангелов. Он был предводителем группы ангелов, под названием джинны, которые были в ответе за охрану рая. Он обладал большим количеством знаний, это и стало причиной его гордыни и высокомерия.

Вкратце, Иблис – это шайтан из семейства джиннов. Оказался способным к неверию, отказался от земного поклона перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), из чего следует, что он счел неправильным повеление Аллаха, и по этой причине, подвергнувшись проклятию и гневу Аллаха, остался в неверии навеки. С тех пор он и его потомство старается сбить все человечество с истинного пути. Уберечься от их наущений и является главной обязанностью людей.

Поведение Иблиса можно наблюдать и среди людей. Ранее имевший искреннюю веру в сердце, светлый взор и совершавший праведные деяния, бывший достойным среди мусульман, позднее восстает против Всевышнего, взор его покрывается мраком, и люди дают ему нехорошие прозвища. Так, подобно Иблису, теряя достоинство среди мусульман, он терпит ущерб в и этом мире и в следующем.

Передается, что Ибн Аббас сказал:

«Иблис был достойнейшим среди ангелов и из самого большого их племени. Он был стражником рая, а также царство земли и первого уровня неба были даны ему во владения. Таким образом, он счел себя превыше других обитателей небес. И скрыл в своем сердце гордыню, о которой никто не ведал, кроме Аллаха. Когда же Аллах повелел ангелам преклониться перед Адамом (да смилостивится над ним Аллах!), его гордыня вырвалась наружу».

Так же и люди, которым было велено совершать земные поклоны, стали достойны почета подобно ангелам, не покорившиеся же, идя на поводу у своей гордыни, подверглись позору.

В хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах!), говорится: «Без сомнения, Аллах повелел Адаму совершить земной поклон, и когда он сразу же совершил его, ему было сказано: «Рай в твоем распоряжении, и твое потомство из тех, кто совершает земные поклоны». Иблису Он также повелел совершить упасть ниц, и когда он ослушался, ему было сказано: «Ты, и те из твоего потомства, кто не будет совершать земные поклоны, будут в огне».

Причиной же того, почему Иблис отзывался на обращение к ангелам является то, что не смотря на то, что природа его создания отличалась от них, он себя уподоблял им и выполнял схожую с ними работу.

Из описаний в Коране мы также видим, что Иблис не только восстал против веления Аллаха, но еще и стал причиной изгнания Адама (да смилостивится над ним Аллах!) и его жены из рая, и таким образом нанес самый большой вред человечеству. Как сказано в Коране:

«Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли».

Несмотря на запрет Аллаха, Адам, следуя за наущениями шайтана, вкусил запретный плод, и тем самым не сдержал свое слово. В аяте говорится об этом поступке Адама, и о том, что он не смог оставаться решительным и терпеливым перед наущениями шайтана. Но есть и другое толкование последнего предложения этого аята: «и Мы не нашли у него твердой воли». Потому что в дальнейшем Адам сожалел о содеянном, раскаялся.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах!) передается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ночью вышел из ее дома. Аиша сказала: «Я приревновала его». Через какое-то время он пришел ко мне, заметил, что я ревную и спросил:

– Что с тобой, о Аиша! Ты приревновала меня?

– Что может со мной случиться, разве можно не ревновать такого человека, как ты?

На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил:

– Тебя посетил твой шайтан?

– О, посланник Аллаха, разве рядом со мной есть шайтан?

– Рядом с любым человеком находится шайтан?

– И даже рядом с тобой, Посланник Аллаха?

– Да, но мой Господь помог мне в этом, и он стал мусульманином.

Зная о том, что рядом с каждым человеком находится шайтан, как нам уберечься от него и как спасти себя от его ловушки? В некоторых аятах Корана говорится следующее:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей».

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Источник

Иблис

Иблис — сатана, самый главный предводитель неверия, является в Исламе из числа джинов, а не как считается в Христианстве из числа падших ангелов. Иблис — предводитель шайтанов из числа джинов и людей.

История Адама и Иблиса

После сотворения Адама, Всевышний Аллах приказал ангелам преклониться перед Адамом, среди ангелов также был джин по имени Иблис (Сатана). Ангелы беспрекословно подчинились приказу Аллаха и преклонились, однако джин Иблис отказался, возгордившись и тем самым ослушавшись Бога, став неверующим:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ

Вот Мы 1 Аллах сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих. (сура 2:34)

Высокомерие и неповиновение Иблиса были порождением неверия, которое он скрывал до того происшествия. Но случившееся заставило его показать свое враждебное отношение к Аллаху и Адаму и изобличило его неверие и высокомерие.

Эта кораническая история, начинающаяся с 30 аята суры Бакара подчеркивает превосходство знания:

Эта история также заставляет нас задуматься над качествами прародителя рода человеческого и прародителя рода джиннов. В ней упоминаются достоинства Адама и милости, которыми его одарил Аллах. В ней сообщается и о лютой ненависти, которую Иблис питает к людям. Из нее можно сделать и много других полезных выводов.

Иблис в Судный день

Тафсир ас-Саади — «Корова» 2:167

وَقَالَ ٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُواْ لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةًۭ فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُواْ مِنَّا‌ۗ كَذَٰلِكَ يُرِيهِمُ ٱللَّهُ أَعْمَـٰلَهُمْ حَسَرَٰتٍ عَلَيْهِمْ‌ۖ وَمَا هُم بِخَـٰرِجِينَ مِنَ ٱلنَّارِ

ТЕ, КОТОРЫЕ СЛЕДОВАЛИ ЗА ДРУГИМИ, СКАЖУТ: «ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛ ЕЩЕ ОДИН ШАНС, ТО МЫ ОТРЕКЛИСЬ БЫ ОТ НИХ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК ОНИ ОТРЕКЛИСЬ ОТ НАС». ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ АЛЛАХ ПОКАЖЕТ ИМ ИХ ДЕЯНИЯ, ЧТОБЫ ЭТО ОПЕЧАЛИЛО ИХ. ОНИ НИКОГДА НЕ ВЫЙДУТ ИЗ ОГНЯ.

Неверующие, которые следовали по стопам своих предводителей, пожелают вернуться в мирскую жизнь и отрекутся от тех, за кем они следовали. Они отрекутся от многобожия и пожелают искренне служить одному Аллаху. Однако они ничего не добьются, ибо пройдет то время, когда людям была предоставлена отсрочка. Более того, их слова и обещания будут лживыми, ведь если бы их вернули в земной мир, они все равно стали бы совершать запрещенные поступки. Свои голословные заявления они будут делать по причине лютой ненависти к предводителям неверия, от которых они отрекутся. Грех этих проповедников зла будет самым тяжким, а во главе их будет Иблис. Всевышний сказал: «Когда дело свершится, дьявол скажет: “Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне”. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (14:22).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *