Что такое душевная красота
Что такое внутренняя красота человека
Внешние качества, подходящие под стандарты красоты, меняются с годами. То, что казалось прекрасным несколько десятилетий назад, сегодня расценивается как непривлекательное или даже уродливое. Понятие же внутренней красоты стабильно, и, перетекая из одной эпохи в другую,
почти не изменяет своего содержания.
Тем не менее, и в повседневной жизни каждый человек тоже имеет возможность проявить внутреннюю красоту. Тот, кому это удаётся, оставляет след в душе и сознании окружающих. Спустя годы мы вспоминаем людей, с которыми работали, учились или встретились на непродолжительное время, и такие встречи стимулируют нас к развитию через расстановку верных ориентиров и приоритетов.
Однако часто внутренняя красота человека не находит отклика среди окружающих и либо воспринимается как должное, либо вызывает насмешки. Такое поведение окружения приводит к тому, что желание совершать достойные поступки и демонстрировать внутреннюю красоту пропадает. Поэтому так важно не бояться говорить добрые слова в адрес людей, если они этого заслуживают.
Что включает понятие внутренней красоты человека
Бывает красота внешняя и внутренняя, и эти понятия являются субъективными в той или иной степени. Факторы определяющие, на сколько человек привлекателен, для каждого свои. Однако если критерии внешней красоты скоротечны, то душевные качества, достойные восхищения и уважения, не меняются веками. Именно они способны изменить мнение о внешне не привлекательных людях.
Качества из которых формируются внутренняя красота:
Важно ли быть душевно красивым?
Потребность в красоте – врождённое качество, которое появилось ещё в древние времена. Люди занимались различными видами и искусства и развитием физических данных. Они понимали, что эстетическое развитие – составляющая, которая много значит для высокого качества жизни.
Важную роль для человечества всегда играло не только внешнее проявление прекрасного, но и красота внутренняя, которая идёт рука об руку с гармоничным развитием личности. Часто случается, что встретив людей, непривлекательных внешне, через некоторое время мы отмечаем, что они вызывают симпатию благодаря душевным качествам и степени внутреннего развития.
Таким образом, внутренняя красота занимает много места в жизни людей. Она более значима, чем внешние данные, поскольку именно душевное наполнение стимулирует совершение достойных поступков и врезается в память окружающих людей. Внутренняя красота определяет отношение к человеку, особенно если речь идёт о длительном общении.
Можно ли развить внутреннюю красоту в человеке?
Способы развития внутренней красоты
Самым главным и сложным шагом является пересмотр своего отношения к окружающим. Важно понимать, что людей, с которыми вас свела судьба, не стоит учить жизни и перевоспитывать. Их нужно либо принимать такими, какие они есть, либо, по возможности, абстрагироваться от них. Если человек мешает развитию положительных душевных качеств, вызывает раздражение или гнев, постарайтесь минимизировать его присутствие в вашей жизни, если речь не идёт о близких членах семьи.
Много полезного для формирования правильных ориентиров имеют различные произведения литературы и искусства. С целью развития положительных душевных качеств полезно вспомнить русских писателей, относящихся к классике 19 и 20 веков. В романах Толстого, Достоевского, Тургенева и других литературных деятелей встречается много изысканий и верных умозаключений на тему того, что включает в себя понятие «внутренняя красота» и как добиться этого качества.
Зарубежные писатели тоже оставили большое наследие, которое используется людьми по всему миру не только для того, чтобы скоротать день или вечер, непригодный для прогулки, но и для культивирования духовности. Повести Хемингуэя, Воннегута и Брэдберри в иной манере, но тоже наталкивают на верные рассуждения выводы, касающиеся внутренней красоты людей. Этот способ развития положительных качеств позволяет не только улучшить свои характеристики, но и повышает грамотность и восполняет пробелы, оставленные в школьные годы.
Занимаясь душевным развитием, исключите из жизни телевизионные программы и пресс-издания, которые засоряют ваш разум и расставляют неверные ориентиры. Обойтись без телевизора и газет не удастся, но относитесь к контенту тщательно и придирчиво. «Жевательная резинка для мозгов» не способствует возникновению каких-либо положительных душевных качеств.
Помните, что занимаясь развитием внутренних положительных качеств и их внешним проявлением, вы становитесь примером для тех окружающих, которые ищут ответы на те же вопросы, которыми задавались вы.
Сочинение Красота души человека
Что такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем. Так как же проявляется красоты души, если мы ее не можем увидеть?
Под красотой души человека, имеют в виду красоту его внутреннего мира. Есть люди, лишь посмотрев на которых, можно восхитится их внешней красотой. Однако, бывает такое, что поговорим с таким человеком, нас настигает разочарование, и мы понимаем, что красива в нем только оболочка. Есть же и такие люди, чья внешность не вызывает такого восхищения, но пообщавшись, мы не можем оторваться от этого человека. К таким людям тянет, и с ними очень приятно проводить время. Это и есть люди, красивые душой.
Итак, все же намного важнее иметь красивый внутренний мир, чем красивую оболочку. Люди с красивой душой обычно притягивают к себе людей, у них много друзей, их уважают и любят. Какими же чертами обладают такие люди? Я считаю что это доброта, искренность, всесторонняя развитость, позитивное отношение к миру. Лица таких людей зачастую украшает улыбка, а глаза сияют. Такие люди всегда искренне помогут, да и просто общение с ними заряжает неким позитивом и легкостью. Находится рядом с таким человеком всегда приятно. К сожалению, в нашем мире, полном зла, зависти и лицемерия, такие люди – самая настоящая редкость. Если в вашем окружении есть такой человек, вам очень повезло. Цените его.
А как же с людьми завистливыми, злыми, черствыми? Мы же все рождаемся с чистой душой. Наверное их просто кто-то обидел, поэтому они стали такими. Нужно с пониманием относиться к таким людям, и помнить что доброта порождает доброту.
Не стоит забывать, что любой из нас может и стать человеком, с красивой душой. Только от нас зависит каким человеком быть. Работая над собой, анализируют свои поступки и мысли можно преобразить свою душу, независимо от того, сколько вам лет. Многие люди стремятся преобразить только свою внешность, вкладывая в это огромное количество денег, времени и сил. Очень важно не забывать и о духовном развитии. С возрастом, внешняя красота тускнеет, а красота души от времени не зависима.
Также читают:
Картинка к сочинению Красота души человека
Популярные сегодня темы
Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества
В повести Чехова «Палата №6» читатель встречает второстепенного персонажа по имени Никита.
Произведение, представленное в жанре повести, повествует об исторических событиях второй половины XVII века в период борьбы запорожских казаков против иноземных захватчиков.
В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова
В киноиндустрии существует способ съемки одним кадром, который также называют съемкой без склеек. В таком способе режиссер старается построить сцены таким образом, чтобы оператор мог максимально непрерывно фиксировать события.
Что такое душевная красота
Как хочется душевной красоты…
Открытости и честности взаимной…
Тошнит от фоток с внешностью утиной
И очень не хватает доброты.
Но вместо чувств на людях ярлыки…
Так стало много глянцевых журналов.
А искренность душевная пропала
И под улыбкой прячутся клыки…
Но даже встретив искренность в толпе,
Ловлю себя на том, что сомневаюсь…
Боюсь, что снова в людях ошибаюсь.
Смотрю на них, но каждый – по себе…
Да вот же я, взгляните вот сюда…
Но не на фантик, а на содержанье.
Послушайте души моей признанье,
А что не в тренде туфли – не беда…
Когда-нибудь мы все навек уснём,
Но перед этим вспомним не валюту,
А счастья быстротечного минуты,
И как детишек за руку ведём…
И вспомнится, как мама обняла,
Сказала: «Приходи почаще, дочка!»
И первый крик рождённого сыночка,
И пироги, что бабушка пекла…
Бывает, в модном платье дорогом
Стоит душа, дешёвая до боли.
Расчётливости алчные пароли
Во взгляде отражаются пустом…
Всё дёшево, в чём нет души людской,
Будь это тело или вещь крутая.
А красота душевная простая
Хранит надежду, веру и любовь…
5 ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ КРАСИВЫ, И ЭТО НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНОСТИ
Неважно, какое платье на вас сегодня, и сколько вы весите. Настоящая красота внутри. Для того, чтобы ее обрести, необходимы изменения, никак не связанные с внешностью.
Вот 5 признаков вашей истинной, внутренней красоты:
1. Вы способны понимать людей
Способность проявить понимание делает вас красивее многих. Многие попросту не считают нужным принимать во внимание точку зрения других людей. Для них существует только их мнение.
Вы не такой человек? Вы способны посмотреть на ситуацию под другим углом? Если да, то у вас есть определенное преимущество. У вас есть сила, которой было бы неплохо обладать всем людям.
Способность понять другого человека – это очень редкая способность. В этом и заключается ее прелесть. Эта сила чрезвычайно положительно сказывается на ваших отношениях с родными и близкими. Она позволяет вам прекрасно разбираться в собственных эмоциях и эмоциях дорогих вам людей.
2. Вы относитесь к окружающим с добротой
Ваша внутренняя красота наиболее проявляется в том, что вы способны сделать день окружающих чуточку ярче. Вы можете делать комплименты людям, которых встречаете на улице. Можете оставлять приятные сообщения людям на форумах или позитивные комментарии в соцсетях.
Вы желаете людям хорошего дня. Просто желаете всем добра и счастья. Желаете этого даже тем, кого не знаете хорошо.
Вы можете совершать такие акты доброты ежедневно. Именно в этих небольших, но добрых поступках и проявляется ваша внутренняя красота. Эта красота намного более важна, чем привлекательный внешний вид.
3. Вы сострадательны
Многие люди не способны сострадать, особенно тем, кого плохо знают. Проявляя сострадание даже к незнакомцам, вы делаете мир вокруг чуточку лучше.
Сострадание может проявляться разными способами. Например, вы не постесняетесь защитить человека, которого оскорбляют и унижают на ваших глазах. Вы не видите ничего зазорного в том, чтобы поговорить немного с бездомным. Это и есть поступки, которые говорят больше слов. В них проявляется ваша человечность.
Такие поступки говорят о том, что для вас ценна каждая жизнь. Способность сострадать и сопереживать окружающим – это одно из самых прекрасных человеческих качеств.
4. Вы уверены в себе
Уверенность в себе – очень важна. Уверенный в себе человек обладает особой красотой. Почему? Потому что он знает себе цену. Он знает, на что способен.
Какими бы ни были обстоятельства, такой человек не испугается идти вперед. Он верит, что может со всем справиться. Если нужно, он не побоится пойти против всего мира. Вот что значит быть уверенным в себе и своих силах человеком. И это не вписывается в стандартные понятия о красоте.
Уверенность в своих силах делает вас самым красивым в мире человеком. Для того, чтобы быть привлекательным, вам совсем не обязательно зацикливаться на своей внешности. Когда вы постоянно думаете о внешности, то теряете уверенность в себе. И это приводит к тому, что вы теряете свою истинную, внутреннюю красоту.
Вам кажется, что вы недостаточно уверены в себе?
Вполне возможно, вы неправильно подходите к этому вопросу. Пытаясь стать более уверенным, вы можете обращать внимание на несколько не те вещи. Например, на ту же внешность. Но как только вы осознаете, насколько вы прекрасный человек и научитесь ценить себя, уверенность в себе придет сама по себе.
5. Вы много улыбаетесь
Ваша улыбка – самый простой способ проявить внутреннюю красоту. Не важно, считаете ли вы свою улыбку красивой или нет. Речь вовсе не об этом. Речь о том, какие эмоции выражает улыбка. Она говорит о том, что вы счастливы.
В мире нет ничего более прекрасного, чем наблюдать за счастливым человеком. Когда вы счастливы, то привлекаете к себе внимание окружающих. Почему? Потому что искренне счастье – явление редкое.
В современном мире нас повсюду окружает негатив. Ваша улыбка выделяет вас из толпы. Она говорит о том, что вы прекрасны. Вы решили нести в мир позитив и радость. О чем бы она ни говорила ваша улыбка, она является главным признаком истинной красоты.
Постоянно думая только лишь о своей внешности, вы сами себя лишаете возможности увидеть истинную красоту. Она внутри вас. Это ваша прекрасная душа. Это нечто, что отличает вас от других.
Отправляйтесь гулять, вдыхайте воздух полной грудью. Улыбайтесь незнакомцам, которых встретите на улице. Делая мир вокруг чуточку прекраснее, вы и сами становитесь прекраснее.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Сочинение: Согласны ли вы с мнением, что «Доброта – душевная красота человека»?
Фразы на все случаи жизни
Статусы про красоту души могут отображать совершенно разные аспекты человеческого бытия, в которых затрагивается вопрос о внутренней гармонии человека, уровне его духовного развития.
Популярные сочинения
Гармония духа и тела
Есть статусы про красоту души со смыслом, которые рассказывают о комбинации телесной гармонии и духовного начала.
Красота души и тела в современном обществе
В то время как индустрия моды, красоты и развлечений получает огромную прибыль, продавая новые стандарты красоты и внешнего облика, мы, как члены этого общества, начинаем испытывать все большую и большую неудовлетворенность нашей наружностью. Мы чувствуем себя все менее значимыми, красивыми, становимся застенчивыми и стесняемся собственного тела. Но почему?
Потому что нам сказали – прямо или косвенно – что мы несовершенны. Мы недостаточно хороши, недостаточно стройны, недостаточно привлекательны, наша кожа выглядит недостаточно молодой или светлой. Мы вынуждены постоянно чувствовать разбитость, непригодность и страх, а также испытываем потребность что-то срочно исправить.
Постоянно появляются новые стандарты и методы улучшения кожи, волос, губ и ногтей, и так изменения касаются примерно каждого сантиметра нашего тела, которым практически невозможно постоянно следовать. Поэтому многие люди идут на поводу давления общества и ради соответствия «стандартам» подсаживаются на непрекращающиеся пластические операции, вводят в организм инородные тела, изнуряют себя жесткими диетами или упражнениями – и все ради того, чтобы выглядеть более красиво и привлекательно.
Ислам же поощряет духовную красоту, чистоту и прекрасные одежды. Мы одеваемся в новые вещи и соблюдаем нормы гигиены, так как это угодно Аллаху. Мы также стремимся есть правильную пищу и оставаться стройными, так как наше тело – аманат, данный на временное пользование Всевышним. К тому же, здоровое тело дает нам больше энергии для помощи обществу и богослужений. Любые усилия хороши, если действия совершаются в рамках разумного. Здесь я хочу обратить внимание на то, как мы воспринимаем тело, в котором мы появились на свет и которое развивалось под действием генетических факторов.
Очень важно напомнить, что именно Аллах – Единый Творец – создал нас такими, какие мы есть: с уникальным цветом глаз, волос, кожи, уникальным телосложением. С Его точки зрения, все люди прекрасны вне зависимости от того, что говорят в обществе. В Коране сказано: «Клянусь смоковницей и оливой, клянусь горою Синаем и этим надежным городом, что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Сура «ат-Тин», 95, 1 — 4).
Аллах создал каждого из нас в утробе матери, привел нас в этот мир ничего не знающими, а затем украсил сердца и умы верой, мудростью и разумом. Еще до нашего рождения Он оказал нам честь; Он сотворил нашего праотца, Адама, вдохнул в него Свой дух и приказал ангелам пасть ниц перед первым человеком в знак уважения.
На протяжении всей земной жизни Аллах осыпает нас бесконечными и прекрасными дарами, Он дает опыт, который вдохновляет нас, учит и заставляет чувствовать радость, привязанность, а также любовь к Нему и другим Его созданиям. Он дает жизнь всем Своим творениям и людям, чтобы мы смогли вкусить красоту вечности, где нас будут окружать великолепные дома, приятные спутники, текущие реки и благословения, которые мы даже не можем себе представить. И теперь, после этого, кто посмеет умалить чувство собственного достоинства у вас?
Под столь различной внешней оболочкой и одеждой у каждого из бьются сердца и обитает души, которые точно так же испытывают глубокую связь с Создателем. Благочестивый Ибн Аль-Кайим говорил: «Существующая в сердце пустота может быть заполнена исключительно Всевышним. Обитающая в нем печаль может быть устранена приближением к Аллаху и любовью к Нему. Даже если человеку дать весь мир и все, что в нем есть, он никогда не заполнит эту пустоту без Творца в душе».
Поэтому не важно, как сильно мы изменим наше тело, это не заполнит пустующее место в наших сердцах, предназначенное для Аллаха. Если мы следуем желаниям нафса и постоянно меняющейся моде, то погружаемся в бессмысленную суету и заполняем души мимолетными переживаниями, но не Аллахом. Но когда мы соединяем наши сердца и умы с Вечно Постоянным, Аль-Баки, то позволяем душе приблизиться к Нему. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Дуа — это свет, милосердие — это доказательство, терпение — это озарение; и Коран становится главным аргументом в вашу пользу или против вас. Каждый начинает свой день как вкладчик собственной души, поднимая ее ввысь или либо разрушая ее» (Муслим).
Когда наши души освобождаются, мы видим реальность такой, как она есть на самом деле. Мы перестаем придавать внимание мимолетной физической красоте и сосредотачиваемся на нашей вере, характере и поступках. Именно это приносит нам удовольствие и удовлетворение в жизни, помогая укреплять связь со Всевышним. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) читал дуа: «О, Аллах, сделай мой характер столь же прекрасным, как и мое тело».
Прекрасная нравственность проявляется в искренних намерениях, позитивном отношении к жизни и открытой улыбке. Такой человек умеет благодарить и прощать, закрывает глаза на ошибки других людей, щедро делится любовью и уделяет время поддержке слабых, относиться мягко, уважительно и милосердно к окружающим.
Поэтому, вместо того, чтобы совершенствовать тленную физическую оболочку, не лучше ли обратиться к тому, что действительно имеет значение? Возможно, вместо подтяжки лица или груди следует сосредоточиться на укреплении веры и моральных устоев, вместо сжигания жира липосакции – поработать над устранением высокомерия, гордости и гнева из наших сердец?
Вероятно, вместо операций на веках не лучше ли будет скромно опускать взгляды и поворачивать лицо вместе с сердцем к Истине и предписаниям Аллаха? Эти изменения принесут самый прекрасный и долговременный эффект в обоих мирах. В Коране сказано: «Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое он предписал людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению — таков [закон] истинной веры. Но большинство людей не ведают [этого]!» (Сура «ар-Рум», 30 / 30).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)
Высказывания о внутренней красоте тех, к кому обращены чувства
Статусы про красоту души человека нередко используются и влюбленными — теми, кто больше других способен оценить достоинства духа своего возлюбленного.
Аналитика культурологии
Автор(ы) статьи: Попова Л. О., Ромах О.В. Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ключевые слова: красота духа, самодостаточность человека, благородство, справедливость, дуальность: красота духа – здоровье общества.
Аннотация:
Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты.
Текст статьи:
Красота с древнейших времен играла важную роль в жизни народов и, в первую очередь, в духовном развитии человека, его внутреннего мира. Об этом ярко свидетельствует вся история эстетической и философской мысли, накопившая значительный материал различных представлений о духовной сути красоты и ее значении. Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Категория красоты духа применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека [3].
Особенно сильно чувство красоты было развито у древних народов. В Древнем Египте и Древней Греции красота воспринималась как источник жизни. Чтобы так ценить красоту, надо, несомненно, обладать высокой духовностью. Великая античная культура была основана на культе красоты. Именно в древнегреческой философии возникла идея красоты как космического явления, и была создана духовная иерархия ценностей, выраженная в триединстве – истины, добра и красоты. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «красота», «гармония», «порядок». Мерою прекрасного являлся сам человек как совершенный микрокосм, подобный макрокосму. Идеи греческих мыслителей напитали все последующие культурные эпохи и, соответственно, были развиты на более высоком уровне, а античный классический идеал, составил основу европейской культуры [6].
Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному в двух специальных трактатах «О прекрасном» и «О мысленной красоте». Согласно его концепции, красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимальной бытийственности всех его составляющих. Чем выше уровень красоты, тем выше уровень бытия. «Прекрасное ведь и есть не что иное, как цветущее на бытии», «цветущая на бытии окраска есть красота» [6]. В системе своей теории Плотин разработал стройную иерархию красоты, состоящую из трех ступеней». Первая и высшая — умопостигаемая красота. Она «истекает» от бога — высшего единства блага и красоты, и ее носителями поступенчато выступают ум и душа мира, которая в свою очередь даёт начало следующей ступени — красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень занимает чувственно воспринимаемая красота, к которой Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.
В работах средневековых мыслителей Гуго Сен-Викторского, Роберта Гроссетеста, Иоанна Скотта Эриугены, Гильома Овернского, Альберта Великого, Бонавентуры, Ульриха Страсбургского, Фомы Аквинского сложилась многоаспектная средневековая концепция красоты. С одной стороны, красота понималась объективно как творение Бога, объективированная сияющая Слава Божия, получающая отражение в материальном мире — его красоте. С другой, — красиво то, что «нравится само по себе» (Гильом), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Красота осмысливается как сияние (или просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Развивается световая эстетика, утверждается анталогическая функция красоты (Иоанн Скотт Эриугена) [6].
В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения утверждали красоту природы и радость её восприятия. Мыслители и художники итальянского Ренессанса поставили в центр своих эстетических представлений и творческих исканий красоту искусства. Ренессансные мыслители были убеждены, что только в искусстве являет себя истинная красота мира, «божественная идея красоты» (Альберти). Она осеняет художника, и он стремится воплотить ее в своем творчестве, убирая в процессе высвечивания «внутреннего образа» всё преходящее, поверхностное, случайное из своего искусства [6].
С появлением в XVIII в. эстетики как науки красота рассматривается в качестве предмета и главной категории этой науки. Немецкая классическая эстетика внесла ряд диалектических идей в понимании природы красоты духа. В этическом плане Кант рассматривает красоту как «символ нравственно доброго». Он убежден, что неутилитарный интерес к природе, ее красоте свидетельствует о высоком нравственном чувстве созерцающего; а с другой стороны, красота в природе «имеет более высокий смысл», чем в искусстве, то есть обладает своего рода анагогической функцией, ориентирует душу воспринимающего на трансцендентальную сферу. Подход Гегеля к этой категории пронизан историзмом. В красоте он видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своём развитии дух обретает гармоническое единство с материальной формой, идея находит полное и адекватное выражение в форме, и это красиво. Такого состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (Древняя Греция). Красота для Шиллера, как затем для Гердера и ряда других философов выступала чувственным образом (или явлением) истины [6].
На рубеже 19-20 вв. в западно-европейской эстетике получили распространение субъективные и идеалистические воззрения, согласно которым человек в процессе исторического восприятия как бы одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Только индивид вносит красоту в природу, которая сама по себе лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична» [1].
Особое отношение к красоте существовало и у славянских народов. Так, в эпоху Киевской Руси красота воспринималась как символ святости, благочестия, духовных ценностей [3]. Далее преемственность этих идей была синтезирована в культуре Серебряного века и русском космизме на новом уровне, и возникло новое понимание красоты, как силы способной преобразить человека и мир. Тема красоты проходит через все произведения мировой литературы.
Сегодня, с позиции формирующегося нового космического мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека. Эта проблема становится все более актуальной, так как в современном мире научно – технического прогресса, красота утратила свое высокое предназначение и понимается как украшательство, роскошь, оторванная от жизни. Так Н.К. Рерих считал, что выходом из кризисной ситуации – является утверждение в сознании людей основ истинной культуры и прежде всего понимания значения красоты. Е. Рерих создала новую концепцию культуры, пронизанную идеями Живой Этики (философии космической реальности), имеющую практическое эволюционное значение. Особое значение в ней придавалось красоте как энергетическому явлению и созидательной силе мироздания, способной преобразить сознание человека [8]. Рерихи существенно изменили формулу Достоевского, который говорил «Осознание красоты спасет мир» [2]. Следовательно, мир спасет не красота сама по себе, а красота возвышенная и утвержденная в сознании человека, его внутренняя красота: красота мыслей, чувств, поступков. Поэтому, Рерихи считали необходимым постоянное стремление к прекрасному, где жизнь основывается на красоте [5]. Учитывая этимологическое значение слова «культура»: культ – поклонение и ур (санскрит) – свет, огонь, Н.К. Рерих определяет культуру как «почитание света», как синтез трех составляющих науки, искусства и этики. В основу культуры Рерих включает триединство – знание, любовь и красота, которое созвучно античной триаде [4]. Эти идеи развиваются на основе нового энергетического мировоззрения, определяя красоту «…как энергетический закон гармонии духа. Красота постигается человеком через культуру, энергетическое поле которой и есть источник красоты» [8]. Таким образом, само понятие «культура» неразрывно связано с понятием «красоты».
Идеи Рериха находят подтверждение в новой научной парадигме о многомерности Вселенной и человека, в которой культура рассматривается как «самоорганизующаяся система духа, действующая в соответствии с уровнем и качеством энергетики этого духа». Сущность красоты, согласно новому космическому мировоззрению заключается в создании гармонии в космосе, и человеке, его внутреннем мире [8]. Следовательно, красота спасет мир тем, что формирует из хаоса – космос (порядок, гармонию) и этот процесс идет как в макро, так и в микрокосме. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека.
Таким образом, история развития понятия с древнейших времён и до наших дней затрагивает все чувства человека. Тема красоты человеческой души остается актуальной и в современном мире, так как духовная красота универсальна, как универсально духовное знание. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.
Литература
1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
2. Кошин Н.В. «Эстетика Ф.М. Достоевского» — М., 1980.
3.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.