Что такое дорожная карта в строительстве дома
Дорожная карта в строительстве
Одним из важнейших инструментов, регламентирующих развитие той или иной сферы деятельности, процесс реализации какого-либо проекта, является дорожная карта. В строительной отрасли такой документ был подготовлен в 2011-2015 году Министерством строительства РФ. Его основное значение – улучшение эффективности планирования в данной сфере на региональном и федеральном уровне.
Одним из важнейших инструментов, регламентирующих развитие той или иной сферы деятельности, процесс реализации какого-либо проекта, является дорожная карта. В строительной отрасли такой документ был подготовлен в 2011-2015 году Министерством строительства РФ. Его основное значение – улучшение эффективности планирования в данной сфере на региональном и федеральном уровне.
Что такое дорожная карта в строительстве и для чего она нужна?
Этот документ представляет собой план развития отрасли с учетом внедрения новых технологических решений, увеличения объема застройки и упрощения административных процессов, происходящих на этапе возведения и ввода объектов в эксплуатацию. Действующая дорожная карта позволяет ускорить решение следующих проблем:
Сроки реализации геоинформационной системы в строительной сфере разбиты на несколько этапов. Так, мероприятия, нацеленные на переход к автоматизированному проектированию, запланированы до сентября 2018 года, а задачи по обоснованию инвестиций и расхода средств, как и работы по управлению эксплуатацией объектов капитальной застройки – до октября 2020.
Разработка документа
В процессе создания дорожной карты в строительной сфере основной текст проекта был разработан Министерством строительства, также к нему приложили руку представители разных отраслей бизнеса. Так, в разработке участвовали крупные застройщики, поставщики материалов (ЖБИ, геосинтетика, лакокрасочные товары и пр.), компании, занимающиеся продажей и арендой спецтехники. По итогам разработки примерно 50% предложений от представителей бизнеса было принято на вооружение.
Содержание программы
Действующая дорожная карта состоит из двух основных частей, в нее входит перечень мероприятий, необходимых для улучшения правового регламента градостроительной отрасли, и методы разработки нормативно-правовых актов. Основные цели документа:
Для измерения контрольных показателей был выбран рейтинг Doing Business, который ежегодно формируется Всемирным банком. Согласно принятым положениям дорожной карты, в результате комплексных мер по улучшению градостроительной отрасли Российская Федерация должна оказаться на 31 месте в этом рейтинге, преодолев 134 позиции.
Представление страны на верхних строчках Doing Business говорит об улучшении эффективности подготовительных процессов, увеличении объема застройки в регионах и совершенствовании технологий строительства и проектирования.
Что такое дорожная карта. Объясняем простыми словами
Обычно дорожная карта представляет собой графическую схему, в которой наглядно отражены этапы стратегического развития и ожидаемые результаты. Такие этапы называются узлами (это также точки принятия стратегических решений).
Дорожная карта также включает в себя необходимые технологии и инвестиции, риски, возможные сценарии развития, показатели эффективности, планируемые мероприятия.
Пример употребления на «Секрете»:
«Государственная политика в сфере экономики должна опираться на системную промышленную политику, которая заключается в стимулировании приоритетных направлений, секторов, регионов. По каждой приоритетной отрасли должна быть выстроена собственная дорожная карта, которая будет включать основную идею, KPI, субъекты, меры поддержки и кластерные инициативы».
(Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов — о своей экономической программе «НЭП 2.0»).
Нюансы
Исследователи различают следующие виды дорожных карт:
История
Метод технологического дорожного картирования предложила фирма Motorola в 1970-х. Он предполагал определение долгосрочных целей компании и планирование этапов их достижения с точки зрения синхронного развития технологий, бизнеса, рынка. Такая дорожная карта предполагала возможные сценарии развития компании и точки принятия стратегических решений. В дальнейшем метод показал свою эффективность и в государственном управлении.
Дорожную карту можно представить в виде диаграммы Ганта.
Что такое дорожные карты
Что такое дорожные карты
По мнению Владимира Путина, «дорожные карты» должны содержать конкретные, «пошаговые» действия, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и государственных институтов. Всего таких карт должно быть разработано 22 для различных сфер деятельности и отраслей, в том числе и строительной. Главные задачи — улучшение инвестиционного климата, ликвидация ненужных бюрократических процедур.
Всю работу в этом направлении и ответственность за нее взяло на себя созданное в прошлом году Агентство стратегических инициатив (учредитель — Правительство РФ). Группа по разработке «дорожной карты» в сфере строительства объединила в основном представителей крупного строительного бизнеса и небольшое количество чиновников. Возглавил ее председатель совета директоров компании «Баркли» Леонид Казинец («Баркли» — ведущий застройщик Москвы в сфере элитного домостроения).
Документ, инициатором которого стали первые лица государства, под названием «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» опубликован на сайте правительства. Разработана эта карта развития отрасли за полгода.
В преамбуле документа говорится, что реализация «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» позволит упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях осуществления строительства, начиная от подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Целями «дорожной карты» являются сокращение количества и времени прохождения процедур, почти двойное снижение расходов, необходимых для разработки инвестиционно-строительных проектов, развитие рынка аренды жилья.
В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, ежегодно подготавливаемый Всемирным Банком. Целевым ориентиром реализации «дорожной карты» избрано вхождение Российской Федерации в двадцатку лучших этого рейтинга. Сейчас Россия занимает в нем 120-е место из 183.
«Дорожная карта» — это обычный список поручений с указанием ответственных за их исполнение и сроков реализации. План мероприятий по реализации российской дорожной карты в строительстве содержит пять разделов: «Формирование земельных участков и разработка градостроительной документации», «Господдержка комплексного освоения территорий», «Сокращение сроков и количества согласований и разрешений», «Модернизация системы технического регулирования и оптимизация системы надзора в строительстве», «Развитие рынка арендного жилья».
В плане — 21 пункт. Каждый из них — либо будущий федеральный закон, либо система подзаконных актов, необходимых для того, чтобы строительная «дорожная карта» обрела жизнь. Сроки реализации 90 процентов из них умопомрачительные — не позднее декабря 2012 года. Задача — сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 11, то есть почти в пять раз. К 2018 году строители должны получать разрешение за 56 дней вместо 423 сегодня.
Проанализируем пункты строительной «дорожной карты». Планом мероприятий предусмотрено, что Правительство Российской Федерации должно подготовить проект нового федерального закона. Его суть: если до 1 января 2013 года не будут утверждены документы территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов, то земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются муниципалитетам. Это не касается тех земельных участков, которые зарезервированы для государственных нужд, и земельных участков, в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили обращения о вовлечении их в хозяйственный оборот.
Смысл закона — ускорить формирование рынка земли. Государство — крупнейший ее собственник. Из имеющихся в России 1,7 миллиарда гектаров земельных ресурсов ему принадлежит более миллиарда гектаров.
В ноябре должно быть завершено утверждение плана-графика разработки правил землепользования, застройки и документации по планировке территорий городских округов и городских поселений. К декабрю — по планировке территорий десяти пилотных городских округов и городских поселений. Как говорится, для приобретения опыта. К этому же сроку должна быть завершена разработка общих правил землепользования и застройки городских округов и городских поселений.
В строительной «дорожной карте» реализуется еще одно предложение Владимира Путина. Он его высказывал неоднократно, выступая на различных строительных и инвестиционных форумах. Смысл — предоставлять застройщикам земельные участки, полностью подготовленные в инженерном отношении, не обременяя его расходами на эти цели. В «дорожной карте» об этом сказано так: Правительство Российской Федерации должно утвердить нормативные правовые акты, направленные на повышение эффективности механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и субъекты естественных монополий, обеспечивать земельные участки под жилищное строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой.
Будет также принят федеральный закон, предусматривающий обязанность соответствующих уполномоченных органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы разработки документации по планировке территории на основании заявлений правообладателей земельных участков. А после публичных слушаний при условии соответствия документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки размещать утвержденные планы для всеобщего ознакомления.
Решительный бой бюрократии и волоките должны дать нормативные правовые акты, предусматривающие исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства. В таком же направлении будет совершенствоваться порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями. Это же коснется перечня федеральных и региональных норм, документов и технических регламентов, обязательных к применению при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственного строительного надзора и строительного контроля при строительстве объектов и вводе их в эксплуатацию.
Еще один проект федерального закона в буквальном смысле революционный. Он предусматривает уведомительный порядок начала строительства. Но этот порядок оговорен рядом условий. Нужно иметь документы на земельный участок, документацию по планировке территории и градостроительного зонирования, положительное заключение экспертизы. Приступать к возведению объектов капитального строительства (даже если не будет ответа) станет возможным через 30 дней после рассылки соответствующих документов в адрес уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Этот порядок будет действовать для промышленных объектов вне границ населенных пунктов с 1 июля 2013 года. Для прочих объектов (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных) — с 1 января 2015 года.
Появится возможность найти управу на бюрократов и волокитчиков. Разрабатывается проект федерального закона, устанавливающий процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений, с одновременным внесением соответствующих санкций в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтапно упростят и процедуры ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. Первый этап — участие страховых и саморегулируемых организаций в оценке соответствия этих объектов требованиям законодательства Российской Федерации. Второй — введут правила, в соответствии с которыми для ввода в эксплуатацию потребуется лишь договор со страховой компанией и подтверждение строительного надзора (с отменой всех иных обязательных сейчас процедур и требований). Кроме того, с 1 января 2018 года застройщик должен будет брать на себя бремя финансовой ответственности за построенный объект на весь период его гарантийного срока эксплуатации.
Расширятся полномочия института негосударственного строительного надзора. Его заключение о соответствии построенного или реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации приравняют к заключению государственного строительного надзора (за исключением объектов, определенных пунктом 51 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Есть немало и других мер. Дается импульс развитию института профессиональных управляющих компаний, ответственных за эксплуатацию вновь построенных объектов капитального строительства. Будут утверждены обязательные требования к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с использованием механизмов обязательного страхования и поэтапной отменой обязательности экспертизы, результатов инженерных изысканий и проектной документации (опять же, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов). Появятся условия для применения европейских и международных стандартов в сфере строительства и промышленности строительных материалов и иной практики иностранных государств в Российской Федерации. Разрабатывается также комплекс мер, направленных на развитие рынка арендного жилья… Всего лишь в сфере строительства «дорожная карта» предусматривает до конца года подготовить семь федеральных законов и более двух десятков нормативных актов правительства.
Анализируя сумму мер дорожной строительной карты, нацеленной, как заявлено, на улучшение инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы и сокращение сроков прохождения административно-бюрократических процедур, неизбежно приходишь к выводу, что пока перед нами — громадье планов. Как они будут реализованы? Чего, например, стоит намерение запретить чиновникам переводить землю из одной категории в другую (основной источник их теневых доходов), передать государственные земли муниципалитетам и с 2013 года начать свободную продажу земли и земельных участков под строительство (в практике подобного никогда не было). Для этого, как говорят специалисты, пока нет базы — не проведена кадастровая оценка земли. Работа эта ведется уже десятилетие, а когда закончится — трудно сказать.
Хотя речь в «дорожной карте» фактически идет уже о ближайшем будущем строительной отрасли страны и динамичном развитии всего ее потенциала, возьмем для анализа другое самое скромное ее намерение — сократить сроки прохождения различных обязательных сейчас в строительстве процедур. Заглянем для этого в те разработки, которые представила в правительство группа предпринимателей строительного бизнеса, работавшая под руководством Леонида Казинца.
Что такое дорожная карта проекта и как она разрабатывается
Из этого материала вы узнаете:
Что такое дорожная карта проекта, желательно знать каждому, кто затеял грандиозную работу с участием многих сотрудников и инвесторов. Roadmap хороша тем, что наглядно показывает цели, задачи и этапы запланированного. Доступ к карте получают все участники, которые могут в реальном времени отслеживать ход подготовки проекта.
Часто дорожную карту путают с планом проекта, но это разные вещи. Во время планирования подробно расписывается каждый этап, а при построении Roadmap кратко и понятно дается общий обзор. С помощью нее проще отслеживать промежуточные результаты и, если потребуется, вносить изменения, чего уже не сделаешь с планом.
Как разработать дорожную карту проекта самостоятельно в «Экселе», какие данные указывать и с какими трудностями можно столкнуться в ходе работы – ниже в статье.
Что такое дорожная карта проекта и для чего она нужна
Дорожная карта, или roadmap (англ.) — это документ, детально описывающий стратегию развития компании, которой она должна следовать от стадии запуска нового проекта до этапа его завершения. Она может быть представлена в виде текстового или графического файла, который показывает маршрут движения к поставленной цели.
Карта используется в работе с инвесторами, которые могут увидеть сроки выполнения обязательств, помогает наладить согласованную работу отделов, наглядно демонстрирует членам команды возможные пути достижения целей. Руководствоваться положениями, прописанными в дорожной карте, следует как руководителям команд, так и простым участникам проекта.
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Разрабатывается карта на этапе подготовки к старту проекта, но может быть скорректирована в процессе его реализации, при возникновении существенных отклонений от запланированных действий или сроков, которые обычно составляют квартал, полугодие или календарный год.
Чтобы понять, что такое дорожная карта проекта и как она разрабатывается, познакомимся с ее общим видом.
В самом начале документа кратко прописываются цели и задачи, которые компания должна выполнить в ходе реализации проекта. Затем перечисляются все этапы работы и фиксируются сроки их прохождения.
Что такое дорожная карта проекта и для чего она нужна
Этот документ не детализирует процесс работы, не описывает конкретные действия сотрудников и не фиксирует жесткие дедлайны для выполнения каждой задачи. Основная цель разработки дорожной карты — определить долгосрочную стратегию действий команды и поставить конечную цель. Это гибкий документ, находящийся в процессе постоянной корректировки, за которую отвечает наделенный такими полномочиями специалист.
Самым удобным вариантом составления дорожной карты является таблица. Эта форма позволяет быстро найти информацию о любом этапе проекта вне зависимости от его сложности. Это помогает согласовать действия всех участников бизнес-процесса и делает roadmap понятной и доступной.
Отличия от плана проекта, диаграммы Ганта и дорожной карты продукта
Roadmap и план проекта
Принципы разработки roadmap по некоторым позициям совпадают с принципами составления плана проекта. Эти документы формируются до того, как проект будет запущен, и претерпевают изменения в процессе его воплощения в жизнь. Но roadmap предполагает лишь общий обзор мероприятий, в то время как план нацелен на детализацию действий каждого участника проекта и имеет сходство с пошаговой инструкцией. В нем расписываются такие детали, как функционал сотрудников, четкая хронологическая последовательность действий и конкретные показатели итогов проекта.
Дорожная карта проекта и дорожная карта продукта
При созвучности названий эти два вида дорожных карт не являются аналогами.
Дорожная карта продукта — это документ, описывающий функции продукта, которые должны возникнуть в результате его запуска. Это, прежде всего, информация о запуске, необходимая для согласованной работы команды. В дорожной карте продукта прописаны сроки, масштабы запуска, расставлены приоритеты в последовательности действий, указаны участники разработки продукта и заинтересованные в этом стороны. Здесь присутствуют списки маркетинговых и иных материалов процесса работы над проектом.
Дорожная карта проекта по запуску продукта — это общий обзор поставленных задач и путей их достижения.
Она может существовать параллельно с дорожной картой продукта. Назначение дорожной карты проекта совершенно в другом. Для тех, кто понимает, что это такое, необходимость ее разработки очевидна. Примерами могут стать roadmap абсолютно разных проектов — образовательного мероприятия или продвижения нового бренда спортивной одежды.
Дорожная карта проекта и диаграмма Ганта
В качестве инструмента, обеспечивающего наглядность дорожной карты, часто используют диаграмму Ганта. Это ленточная диаграмма, состоящая из горизонтальных отрезков, расположенных в осях координат. На горизонтальной оси размещается список задач, а на вертикальной — время, отведенное на их выполнение.
Дорожная карта проекта и диаграмма Ганта
Использование графика Ганта позволяет увидеть существующие связи между поставленными задачами и понять, как сочетаются отдельные части проекта. Здесь же можно оценить наличие времени до завершения текущего этапа и перспективы своевременного перехода к следующему.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Использование диаграммы Ганта допускает применение дополнительных способов визуализации. Не исключено, что такой формой дополнения дорожной карты проекта смогут стать календари, списки дел или канбан-доски. Это повышает эффективность восприятия задач, так каждый сотрудник может выбрать для себя наиболее удобную форму.
3 задачи, решаемые дорожной картой проекта
Обозначим основные задачи, решению которых способствует наличие дорожной карты.
Доведение целей проекта до участников команды
Наглядность, присутствующая в описании целей и задач, помогает членам команды сфокусировать на них свое внимание. У них формируется общее представление о проекте, что способствует реальной оценке времени выполнения работ. Также они могут видеть общий план проекта, но при этом концентрировать свое внимание на задачах его текущей стадии.
Выделение приоритетных задач
С помощью roadmap можно определить самые важные стадии проекта, оценить конкретные объемы работ и их сложность. При этом проработка каждой стадии создает предпосылки к возникновению планов разработки продуктов.
Взаимодействие с заинтересованными лицами
Реакция заинтересованных в реализации проектов лиц в части выполнения своих требований не всегда бывает положительной. По данным аудиторских исследований, проведенных агентством KPMG, их удовлетворяет около 30 % из всех представленных проектов.
Взаимодействие с заинтересованными лицами
Возможные недоразумения могут быть сведены к минимуму при наличии roadmap, так как она позволяет сформировать общее видение проекта как со стороны заинтересованных лиц, так и со стороны команды. К тому же она представляет наглядную картину макропроцессов, происходящих на стадии движения к результату.
5 этапов разработки дорожной карты проекта
Разберем каждый этап разработки дорожной карты более подробно.
Определяем целевую аудиторию.
От этого прежде всего зависит визуализация этого документа. Между дорожными картами, разработанными для членов команды и для инвесторов, должна быть существенная разница. Чтобы определить ее информационную наполненность, необходимо определиться с тем, каких результатов вы хотите достичь.
Выбираем структуру дорожной карты.
В процессе выбора ориентируемся на потребности целевой аудитории. Вы можете выбрать формат, в котором будут указаны сроки реализации проекта, или информация о временных рамках будет отсутствовать. Также можно выбрать смешанную форму, где сроки указываются только на краткосрочную перспективу.
Формулируем идеи и прописываем задачи.
На данном этапе вам уже понятно, что такое дорожная карта данного проекта, и можете дать определение любой идее и поставленной задаче. Но не забывайте о том, что детализация при составлении roadmap не требуется, поэтому не старайтесь вносить в документ лишние подробности.
Чтобы правильно расставить приоритеты, анализируем свои идеи и конкретизируем задачи. Определяем очередность их решения и возможность работы над ними в параллельном режиме.
Определяем способы контроля и руководства рабочими процессами.
Постоянный процесс наблюдения за реализацией выбранной стратегии позволяет видеть степень эффективности рабочих процессов и корректировать их в случае необходимости.
Программы и сервисы для разработки дорожной карты проекта
Для разработки roadmap существует достаточно много вариантов. Быстро осуществить этот процесс можно как с помощью общедоступных, так и с помощью специализированных сервисов.
Самым распространенным способом создания дорожной карты является ее разработка в Excel. В таблице очень просто размещаются все необходимые данные и сроки, но при этом нет возможности визуализации процессов. Поэтому возникают определенные сложности согласования действий между разными специалистами.
Данный формат обеспечивает процесс визуализации, но не позволяет вносить коррективы в текущий момент времени. Это препятствует одновременной для всех членов команды синхронизации и обновлению roadmap.
Такие сервисы предполагают возможность использования бесплатных шаблонов, с помощью которых в кратчайшие сроки создается наглядная дорожная карта. При желании можно оформить подписку и выбрать для себя оптимальный формат составления данного документа.
В сравнении с другими вариантами эта программа с большим количеством шаблонов довольно дорого стоит. Но с ее помощью можно экспортировать таблицы в различные форматы и загружать файлы из Excel. Сложности в использовании может вызвать отсутствие русскоязычной версии.
Сервис с отличными показателями визуализации. Предполагает возможность одновременной работы сотрудников в программе. Roadmap Planner может быть протестирован бесплатно в течение 14 дней. Экспорт файлов не предусмотрен.
Характеризуется высокой скоростью оформления востребованных схем. Этому способствует наличие большого количества шаблонов и стратегических решений. Некоторые элементы можно добавлять вручную. Возможен экспорт файлов и коллективный доступ сотрудников к документу. Русскоязычного интерфейса нет.
Представляет собой систему визуальных стратегий для определенного продукта, которая способна руководить запросами, определять дедлайны, обозначать функции, формировать планы по нагрузкам. Данный сервис больше подходит для ведения проектов, чем для управления продуктами.
Конструктор дорожных карт с большим количеством шаблонов. Кроме того, здесь можно найти схемы оформления бизнес-планов и буклетов. Возможности бесплатного использования ограничены минимальными сроками.
Возможные трудности в работе с дорожной картой проекта
Несмотря на четкое представление о том, что такое дорожная карта проекта, и наличие образцов ее оформления, необходимо помнить о следующих важных принципах:
В дорожной карте должны отсутствовать малопонятные для понимания детали.
Кроме отражения на карте стадий реализации проекта, должна быть информация о тестировании и обратной связи.
17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.