Что такое дека на скейте
Как выбрать скейтборд и чем он отличается от лонгборда и вейвборда
«Эльдоблог» расскажет, как правильно выбрать скейтборд для начинающих.
Содержание
Правильно выбираем скейтборд: на что обратить внимание
Чем отличается скейтборд от лонгборда и вейвборда?
Как собрать скейтборд самостоятельно? Пошаговая инструкция
Советы по выбору скейтбордов
Правильно выбираем скейтборд: на что обратить внимание
Размер доски — длина и ширина
Дека — это верхняя часть скейтборда, на которую ставятся ноги. Она делается не из массива, а из нескольких слоёв материала — канадского или китайского клёна, а также пластика. Ширина деки измеряется в дюймах и варьируется от 7,5 до 9″ (от 19 до 23 см).
Решая, какой скейт выбрать, ориентируйтесь на:
7,75–8,25″ — для катания на улице и в парках, 8,25–8,5″ — для катания в скейт-парках и мини-рампах (конструкции для скольжения и небольших вылетов с высотой не больше 2 м). От 8,5″ — для пулов (специальных спортплощадок для скейтеров) и рамп.
Широкая дека используется для катания в рампах и пулах за счёт увеличенного расстояния между колёсами и большей устойчивости.
С ростом от 190 см и размером ноги от 44-го подойдёт дека пошире — от 8,25″. Ширина деки скейта для ребёнка ростом не выше метра — до 6,6″, для ребёнка в возрасте 6-8 лет — до 7″, а для подростка — 7,2-7,4″.
Длина деки скейтборда — 28–33«. Чем шире дека, тем она длиннее. Длина не приоритетна при выборе, потому что почти не влияет на катание.
На создание более длинных моделей уходит больше материала, поэтому они стоят дороже. На цену влияет и материал. Самый бюджетный вариант — пластик (от 890 рублей). Спрессованный канадский клён — топовый материал (от 4 350 рублей). И чем больше в деке слоёв, тем дороже модель.
Подвески
Это металлические части под декой, на которых крепятся колёса. Они нужны, чтобы доска при езде могла поворачивать. Подвески не могут быть шире деки — управлять таким скейтбордом будет сложно.
Допустима ширина подвесок чуть уже деки, а идеальный вариант — в один уровень с её шириной.
Также важна высота подвесок: low (низкие — для колёс с диаметром 50-53 мм), medium (средние — для колёс 53-56 мм) и high (высокие — для колёс 56+ мм). Низкие подвески хороши для технического катания и трюков. Универсальные средние выбирают для ребёнка, подростка или начинающего райдера, чтобы кататься на улицах и в парках. Высокие подвески ставятся на скейты для катания в пуле и памп-трэке (специальной трассе без ровных участков).
На цену скейтборда влияют строение, прочность и вес подвесок. Модели с лёгкими подвесками из алюминия стоят дешевле (от 890 рублей) — подойдут новичкам. Профессионалы выбирают варианты подороже (от 3 990 рублей) из упрочнённого стального сплава.
Колёса
Распространенный диаметр скейтовых колёс — 52–56 мм. Чем меньше цифра, тем быстрее ускорение, но ниже постоянная скорость. Подходит для катания в среде с препятствиями — в стрите и парке, где нужно разогнаться с двух толчков. Большой диаметр нужен для обычной езды, где важна скорость.
Жёсткость колёс измеряется по шкале, именуемой «твёрдостью по Шору». Для колёс скейтборда обычно применяется шкала А (более жёсткая B встречается редко — это супержёсткие колёса выше 100А для профессионалов). Для трюков нужны жёсткие колёса (98А—100А и больше), для плавного катания — мягкие (78А—85А).
Самые дешёвые модели могут иметь колёса из силикона или гелия, но такие скейты скорее игрушка, а не спортинвентарь.
Подшипники
Скорость разгона скейтборда зависит от класса подшипников. В характеристиках скейтов они обозначаются аббревиатурой ABEC, а их класс — цифрами от 1 до 9. Подшипники низкого класса — ABEC 1 и 3 — предусмотрены для начинающих, которым не нужна высокая скорость. ABEC 5, 7, 9 — для профессионалов.
Начинающим в городских условиях лучше выбирать 3 или 5 уровень скорости вращения — чем ниже класс, тем подшипники надежнее, они медленнее забиваются пылью и песком и реже ломаются. Цифры выше целесообразны для катания на специальных чистых и гладких треках.
Крепёж
Для одного скейта нужно 8 болтов и 8 гаек. Болты берутся либо под крестовую отвёртку, либо под шестигранник. Их выбор зависит от удобства использования — многим комфортнее откручивать болты с шестигранной головкой, но лучше попробовать оба варианта, чтобы выбрать приоритетный.
Размеры крепежа, прописываемые в характеристиках:
Чем отличается скейтборд от лонгборда и вейвборда?
Скейтборд — это доска с вогнутыми частями спереди и сзади деки. Они нужны, чтобы лучше чувствовать доску во время выполнения трюков, вращения, катания в радиусах и на плоскости, ведь скейтбординг — трюковое катание. Их цена — от 890 до 3 990 рублей.
Лонгборд — более прочная версия скейтборда. Она выдерживает большую нагрузку и разгоняется быстрее. Классическая форма — pintail, заостренная, плоская и похожая на хвост утки. Цена — от 1 350 до 8 890 рублей.
Вейвборд — модель из двух отдельных платформ, соединенных между собой пружиной. Такая конструкция нужна для большего контроля и улучшенного управления во время катания. Цена — от 1 680 до 7 990 рублей.
Для скейт-парков и трюков на рампах и перилах, выбирайте скейтборд. Он развивает небольшую скорость и идеален для манёвров, выполняемых профи.
Лонгборд подойдёт для прогулок по городу и в парках, для катания по склонам холмов. Он плавно движется, мягко входит в повороты и развивает высокую скорость. Новичкам, которые начинают с простого катания, лучше выбирать лонгборд.
Вейвборд более универсален — подвески, которые крутятся на 360°, позволяют выполнять трюки (лавировать между конусами и прыгать, полностью поворачиваясь вокруг своей оси), но он подходит и для простого катания. На вейвборде не нужно отталкиваться ногой, поэтому вы сможете долго оставаться на доске и даже ехать в горку без особых усилий. Вейвборд устойчив за счёт большого расстояния между колесами. Вместе с низкой скоростью это качество делает его хорошим вариантом для детей и новичков, которые учатся кататься.
Размер и форма
Лонгборд, в отличие от скейтборда, имеет длину до 1,5 м. Скейтборды не бывают больше метра. Общая длина любительского вейвборда — в среднем 84–86 см. Профессиональные модели вейвбордов короче (до 70 см), чтобы расстояние между ногами райдера было меньше и он мог выполнять агрессивные трюки.
Нос и хвост лонгборда полностью плоские и ровные, а у скейтборда они загнуты вверх, что облегчает выполнение сальто и трюков.
Скейтборды имеют неизменную форму popsicle, похожую на эскимо. Лонгборды бывают симметричными/асимметричными, в округлой или fish tale форме (похожи на рыбий хвост), с различными изгибами.
Платформы вейвборда соединены не статично — подвижная соединительная пружина закручивается в разные стороны. Из-за такой конструкции райдер не отталкивается ногой от поверхности: ему нужно перемещать массу тела из стороны в сторону, чтобы начать движение на доске.
Материал и гибкость деки
Тонкая и гибкая дека скейтборда из кленовой древесины или пластика даёт стабильность и пружинистость, которые нужны для изучения трюков.
Большинство лонгбордов созданы для набора максимальной скорости при катании по ровной поверхности и спуске с холма. У них деки толстые и жёсткие, с небольшими изгибами для поддержания устойчивости. Материал — твёрдая древесина (клён, дуб, ясень, бук, берёза). Для укрепления конструкции материал может быть гибридным — древесина плюс эпоксидная смола или стекловолокно.
Жёсткие платформы вейвборда сделаны из высокопрочного пластика, так как при простом катании и выполнении трюков роль играет не их гибкость, а соединительная пружина.
Колёсная система
Её основные элементы — подвески и колёса.
На скейтборде подвески жёсткие и узкие для стабильности на приземлении после прыжка. По размеру подвески не превышают ширину деки — это упрощает выполнение трюков.
В лонгборде используется RKP-подвеска (более широкая и поворотливая реверсивная подвеска) для плавной езды на большие расстояния и скоростных спусков. Подвески могут быть шире деки.
Подвеска на вейвборде обеспечивает поворот колёс на 360°. Она крепится посередине каждой платформы, чтобы нагрузка на доску распределялась равномерно.
Колёса на все варианты досок делаются из полиуретана разной жёсткости.
На скейтбордах они жёстче и с диаметром 49-70 мм для лёгкого скольжения. Колёса лонгборда мягкие и большие (62-99 мм) — обеспечивают плавную езду по разным типам поверхностей — на галечной дорожке или на пути с препятствиями в виде трещин и «лежачих полицейских» на дороге.
У любительских моделей вейвбордов предусмотрены два жёстких полиуретановых колеса, устойчивых к износу. Их диаметр варьируется от 60 до 80 мм.
Новичкам, впервые вставшим на вейвборд, лучше выбирать модели с колёсами меньшего диаметра (60–65 мм), чтобы учиться разгоняться. Опытные райдеры покупают доски с большими скоростными колёсами.
Как собрать скейтборд самостоятельно? Пошаговая инструкция
Каждый скейтборд состоит из деки с наклеенной на неё шкуркой (лист с наждачной противоскользящей поверхностью), подвесок и крепящихся к ним колёс, а также фурнитуры — болтов, гаек, подшипников и подкладок.
1. Наклейте на доску шкурку с абразивным покрытием, обрежьте торчащие края острым канцелярским ножом и пройдитесь по периметру наждачной бумагой, чтобы сделать края гладкими.
2. Острым инструментом, например шилом, сделайте восемь отверстий для винтов в наклеенной шкурке (на месте уже имеющихся отверстий в самой доске). Вставьте винты. Важно! Выбирая длину винтов, сразу делайте расчёт на толщину деки, подкладок и подвесок.
3. Приложите подкладки и подвески так, чтобы отверстия в них совпали с расположением винтов.
4. Наживите на винты гайки и крепко закрутите крест-накрест.
5. Совместите колёса с подшипниками: снимите боковые гайки с подвесок, наденьте на ось подвески подшипник, сверху положите колесо и вдавите подшипник в колесо усилием рук. Аналогично впрессуйте в колесо второй подшипник. То же самое сделайте с каждым колесом.
6. Собранные колёса наденьте на оси подвесок и закрепите гайками. Прикручивая колёса, не перестарайтесь — для свободного хода идеально оставить свободными пару миллиметров.
А самый простой способ сделать скейтборд — напечатать его на 3D-принтере. О том, что можно ещё напечатать на 3D—принтере мы рассказывали ранее.
Советы по выбору скейтбордов
Выбирая скейтборд для ребенка или начинающего, а также опытного райдера, обращайте внимание на:
1. Материал доски. Канадский клён прочный и долговечный, но стоит гораздо дороже (от 3 990 рублей), чем скейты из китайского клёна, которые быстрее выходят из строя. Пластиковые доски долговечные и бюджетные (от 1 440 рублей), но и более скользкие.
2. Количество слоёв основания. Чем их меньше, тем скейт легче. Тонкие модели более хрупкие. Для сложных трюков подойдут девятислойные скейтборды, а для обучения — более лёгкие семислойные.
3. Колёса. Модели с маленькими колёсами диаметром 49-70 мм быстрее набирают скорость, а колёса большого диаметра (70-99мм) хуже разгоняются, но дольше катятся. Мягкие полиуретановые колёса удобны на неровной поверхности с препятствиями, а высокоскоростные из жёсткого полиуретана — на ровном дорожном покрытии.
Как выбрать деку для скейта
Решил отовариться новой доской для скейта или только готовишься стать райдером и выбираешь себе деку? Уверены, что у тебя возникнет много вопросов по выбору, на которые мы запросто ответим в этой статье.
Ключевыми факторами в выборе деки для скейтборда являются следующие параметры:
Каждый фактор заслуживает отдельного внимания, поэтому ниже мы расписали принципы выбора по каждому из них.
Определяемся с бюджетом деки
На самом деле нет одинаковых досок. У каждого бренда есть какие-то свои особенности дек, которые так и полюбились его приверженцам. Например:
Сейчас в размерных линейках всех брендов заметна устойчивая тенденция к увеличению ширины досок. Если ещё 5 лет назад доска шириной 8 дюймов считалась довольно широкой, то сейчас такой размер можно отнести к узким. Мода, но помните, что она циклична.
Как выбрать ширину доски?
При первоначальном выборе ширины дэки, если ты новичок, нужно отталкиваться исключительно от размера обуви. У тебя ещё нет достаточного количества опыта, чтобы понимать какая ширина нужна. Примерное правило: для 42 российского размера обуви идеальной будет ширина в 8 дюймов. Дальше коррелируйте сами.
Иногда райдеры с огромными лапами катаются на досках 7.8 дюймов. Это выходит за рамки правил, но им удобно и это главное. Только после пробы нескольких размеров дек, ты сможешь определиться с наиболее оптимальным для тебя.
Также выбор ширины доски может зависеть от стиля твоего катания:
Выбор длины доски
Это сугубо индивидуальные ощущения райдера. Кому-то приятнее кататься на удлинённых моделях, а кто-то любит покороче. Конечно, длина доски имеет некоторую корреляцию с шириной, т.е. чем больше ширина, тем больше и длина, но у каждого бренда своя зависимость этой пропорции.
Изначально даже не думайте об этом параметре. Потом просто присматривайтесь к тому, на чём вам будет удобнее скейтить и берите подходящий вариант. Благо сейчас на большинстве досок пишут два размера: длину и ширину. А если на товаре в интернет-скейтшопе не указана длина, то вы всегда можете узнать её у консультанта.
Длина деки, дюймы | Рост райдера, см | |
28″ – 30.5″ | 32.5″ | > 190 |
Вес райдера
Мы поместили этот параметр после длины и ширины, т.к. все это в целом завязано на возрасте райдера. Вес в том числе будет зависеть от того, сколько лет человеку, которому подбирается дека для скейта.
В большинстве случаев конкейвы доски для скейтборда можно разделить на 3 группы:
Твой папа назовёт это углубление в доске «лодочкой», но технически верный термин это конкейв. Большинство производителей игнорируют эту характеристику на своих досках и не показывают потребителю. Почувствовать можно только с помощью собственных ног.
На что влияет конкейв деки для скейтборда?
На рисунке видно, что от величины конкейва зависит высота тейла и ноуса относительно земли. Конечно, на уже собранном скейтборде эту высоту можно варьировать за счёт диаметра колёс, высоты траков и наличия/отсутствия райзерпедов, но для отдельно взятой деки этот параметр будет зависеть именно от конкейва.
Высота тейла и ноуса также максимально субъективные параметры выбора, но принято считать что:
Колёсная база
EFP: что это такое?
В отличие от колесной базы, которая измеряет только расстояние между посадочными местами подвесок, EFP описывает область на верхней стороне деки, которая преимущественно используется для устойчивой стойки на деке. Если совсем кратко, то EFP это пространство на деке скейтборда, которое не является носом или хвостом.
Не маркируется производителем. Ты можешь посчитать самостоятельно исходя из других известных величин.
Длина тэйла или ноуса и их форма
Форма концов деки может быть:
Большинство дек имеют симметричные концы, но часть производителей выпускает специальные модели, где например nose может быть шире tail или наоборот. Здесь выбор зависит от вашего вкуса. Но начинать конечно лучше с popsicle.
Количество слоёв шпона
Но также на рынке можно увидеть 6 и 8-ми слойные деки. Поделимся примерами.
Из какой древесины должна быть сделана дека?
В статье мы даже не будем рассматривать такие варианты как китайский клён. Это худший по качеству материал, который используют в производстве самых дешёвых дек для комплитов из спортивных магазинов. Профессиональные доски для скейта делаются исключительно из канадского клёна.
Убедитесь, что на покупаемом товаре есть маркировка Canadian maple или American maple. Это знак качества в мире скейтовых досок. Древесина твёрдых пород клёна позволяет скейтборду:
В этом выборе также присутствую премиальные варианты. Например, шпон Hardrock maple используется в улучшенных сериях дек от Creature. Он имеет большую жёсткость, поэтому обходит обычные варианты канадского клёна по вышеперечисленным параметрам.
Наличие/отсутствие технологий
Сегодня производители создали огромное количество дек с всевозможными технологиями, но большинство профессионалов по-прежнему выбирают обычные 7-ми слойные деревянные деки. Поэтому рекомендовать брать доски именно с технологиями мы не можем. Оставим этот параметр на твоё субъективное решение. Но попробовать какие-то деки для скейтбордов с технологиями мы рекомендуем каждому.
Примеры технологичных дек:
Если тебе лень читать текстовый материал, то предлагаем посмотреть 13-ти минутное видео, в котором консультант скейтшопа «СКВЕР» Егор подробно рассказывает и показывает как правильно выбирать деку для скейтборда.
Азбука новичка: покупаем первый скейтборд
Дека скейтборд
КОНСТРУКЦИЯ СКЕЙТБОРД ДЕКИ
Комплект скейтборд
Самая важная характеристика деки для скейтборда. Ширина измеряется в дюймах. Размеры варьируются от 7.5 до 9.0. Правильный выбор будет зависеть от:
· роста
· размера ноги
· от того, где ты будешь кататься
Если ты “Дядя Стёпа” с большим размером ноги (от 44-го и выше) или ростом свыше 190 см, смело бери себе деки пошире. Также, для катания в рампе широкая дека подходит лучше за счёт большой устойчивости, так как расстояние между колесами увеличивается.
Длина стандартной деки варьируется в пределах от 28 до 33 дюймов. Обычно, чем шире дека, тем она длиннее. Длина деки не имеет столь приоритетного значения при выборе и не оказывает значительного влияния на катание. Это характеристика, как говорится, больше на вкус и цвет.
Обрати внимание: если ты высокий, среди досок одной ширины бери доску подлиннее.
Расстояние между внутренними отверстиями для крепления подвесок называется «wheel base» или просто «база». Зависит от длины доски и также для выбора скейтборда для новичков критического значения не имеет. Тем не менее, некоторым супер ценителям эта характеристика является важной.
У каждой деки есть «нос» и «тейл» или «хвост» в простонародье. Иногда бывает даже сложно разобраться, где и что находится. Обычно «нос» чуть больше и загнут сильнее. Если на доске есть какая-то большая надпись с названием бренда, то обычно она пишется от носа к тейлу.
КОНКЕЙВ: ПРОГИБ МЕЖДУ КРАЯМИ ДЕКИ
Если посмотреть на деку в поперечном разрезе, то сразу видно, что доска имеет прогиб, который называется «конкейвом» от англ. “concave”, что переводится дословно как “вогнутый/впалый”. Этот параметр также является существенным, как и ширина.
· чем глубже конкейв, тем легче выполнять технически сложные трюки, флипы (вращения доски в различных плоскостях).
· плоский конкейв лучше подходит для мини-рампы, пулов и прочих радиусов.
Разнообразие видов и форм скейтборда.
Виды и формы скейтбордов и досок
*Обратите внимание, что вне зависимости от вида или формы, на любую деревянную деку НЕОБХОДИМО клеить шкурку! На пластиковые скейтборды шкурка не обязательна.
Виды скейтбордов
Скейтборд с конкейвом считается трюковым. И сам “скейтбординг” считается именно трюковым катанием. (Но многие уверенные райдеры могут выполнять трюки и на деках без конкейва, но это скорее показатель уровня мастерства, так как научится трюкам на такой доске с нуля очень трудно.)
Формы досок в трюковой скейтбординг входят очень разнообразные, но главным их отличием все равно остается наличие конкейва. Также, существует трюковой лонгборд, но о нем мы поговорим позже.
Доски для лонгборда отличаются большей длинной и шириной, чтобы на нем спокойно можно было поместить обе ноги, приседать и наклоняться, маневрируя на поворотах. Вопреки популярному заблуждению, лонгборд это не городская дека, он слишком громоздкий и его преимущество именно в возможности набрать высокую скорость при крутом съезде.
Также, в настоящее время набирает популярность трюковой лонгборд. Доски для него также очень длинные, но при этом имеет вогнутые части (конкейвы) которые расположены иначе, чем на трюковом скейте. Трюковая база лонгборда в основном строится на вращательных трюках, шоитах и флипах.
Обратите внимание, что для катания на лонгборде по горным серпантинам или трассам, даунхилам и т.д. необходимо приобретать ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ МОТОЗАЩИТЫ! Обычная скейтовая для такого катания не подойдет.
Сверху сноускейт имеет резиновое водонепроницаемое покрытие, для лучшего сцепления с ногами. На таких досках можно выполнять шоит трюки, развороты и скользить по перилам и граням.
Формы досок
От разнообразия видов скейтбордов, плавно переходим к разнообразию форм самих дек. Форма ≠ виду катания, а скорее зависит от стиля самого райдера и от удобства. Все трюковые деки в теории могут делать трюки, но кому-то удобнее кататься на широких олдскульных досках, а другие предпочитают узкие деки правильной формы и так далее.
Нос и тейл у такой деки задраны вверх. Эту форму иногда называют popsicle (эскимо). Это универсальная дека, которая подходит и для обычной езды по городу, для выполнения трюков и катания в рампе.
Эта форма имеет множество подвидов, уникальных для разных брендов производителей. Например, компания Welcome Skateboards имеет собственную линейку форм, со сквадраченым носом или тейлом.
Многие круизеры и пуловые доски делают на основе олдскульных скейтбордов. Такая дека хорошо управляется и многие профессиональные скейтеры выбирают олдскульную форму, в том числе и для трюковых скейтов.
Фристайл-деки почти не имеют конкейвов и сами очень узкие, а колесная база у них более смещена к центру, чем на современных деках.
Трюковые лонгборды более широкие и имеют вогнутые линии, для более стабильного выполнения трюков.
Помимо всех перечисленных форм, бывают также скейтборды с уникальной формой. Как правило, это редкие экземпляры, которые делают различные бренды производители. На них также можно кататься, но чаще всего, такие скейты предназначены исключительно для езды по городу.
Скейтборд
Содержание
Комплектующие скейта
Самоклеящаяся лента, по своему виду и свойствам похожая на наждачную бумагу. Наклеивается на деку. Благодаря шкурке ноги не соскальзывают во время катания и она позволяет выполнять трюки.
Подвеска — металлическая деталь, соединяющая колёса с доской. Чаще всего подвески сделаны из стали. Имеет специальную конструкцию соединения, позволяющую поворачивать колеса наклоном доски. Производители: Independent, Thunder, Krux, Tensor, Venture, Speed Demons и др. (98-101А) лучше кататься в парках и на поверхностях с хорошим покрытием, а более мягкие (92-98А) колёса предназначены для рамп, асфальта и неровных покрытий. Фирмы выпускающие колеса для скейтбордов — Bones, Spitfire, Girl, Enjoi и т. д.
Как и в роликах, в скейтбордах используются подшипники типа 608. Подшипники сильно влияют на скорость. На каждое колесо ставится по 2 подшипника. Между ними иногда ставят специальную втулку, для того, чтобы продлить жизнь подшипнику. Наиболее известные фирмы, выпускающие их — Independent, Reflex, Pig Wheels, Bones, Lucky, TensoR, Speed Demons, Shake Junt, так же есть и русские подшипники от фирмы Юнион.
Болты крепят траки к деке, по 4 на каждую подвеску.
Часто называемая «мостом» — часть подвески. Это часть подвески большего всего страдает от разрушения. На ней происходят все грайнды (скольжения). Внутри неё находится ось, на которой держатся колеса.
«База» — нижняя часть подвески, которая крепится к доске болтами через четыре просверленных отверстия. Также есть место для центрального болта и отверстия для хэнгера.
Ось — металлический прут, на который накручиваются гайки, чтобы закрепить колеса, проходит под hanger.
Это болт который держит хенгер, платформу и амортизаторы вместе на вашей подвеске. Самая ломающаяся часть скейтборда и одна из самых дешевых. Чтобы снизить расходы, скейтеры приобретают их в магазинах стройматериалов.
Резиновые компоненты на подвесках. Надеты на центральный болт. Упруго удерживают мост в горизонтальном положении. Степень упругости регулируется закручиванием кингпина. Можно купить в различной цветовой гамме и жесткости. На подвеску надо 2 амортизатора, выглядят в виде конусов с отверстием для центрального болта. STK