Бублики или рукава что лучше
Пневмоподвеска (основано на личном опыте)
Два мои подписчика спешлфою!
Думаю многие часто видят фотографии чрезвычайно низких автомобилей и задаются вопросом как это вообще может ездить? Да простят меня сторонники статика (когда клиренс машины не меняется), но большое количество низких автомобилей оснащено пневмоподвеской. Данный материал я пишу на собственном опыте использования в течении почти 2 лет, постараюсь максимально детально рассказать про устройство и эксплуатацию (на 100% знание вопроса не претендую, просто делюсь опытом).
Рассказывать про принцип работы не вижу смысла (информации в интернете полно), для тех кто не в курсе картинка я думаю всё объясняет:
Есть 3 варианта сложности: на изображении четырёхконтурная система (каждое колесо управляется отдельно), двухконтурная (отдельно управляется передняя и задняя ось) и одноконтурная система (только задняя ось, но это для грузовиков и говнолазов).
Вопрос выбора между четырёх- и двухконтурной системой считаю неактуальным, так как все системы управления работают с четырьмя, с двух только кнопки (про это будет ниже), а кнопки мне кажутся слишком неудобным способом управления.
Далее подробно расскажу про все компоненты системы (это почему то особо не рассказыватся в статьях), их плюсы, минусы и особенности.
1 система управления. Самый как я считаю важный компонент, от его выбора напрямую зависит удобство эксплуатации и функциональность системы.
Самый дешёвый и простой способ это кнопки. Кнопка это клапан с ручным управлением, вы сами открываете поток воздуха в подушки или стравливайте его.
Минусов как мне кажется просто туча, их нужно как то врезать в приборную панель, к ним нужно подключить трубки, а они достаточно жёсткие, точно регулировать клиренс не совсем комфортно, нужно ставить манометры для контроля давления в подушках и реле включения компрессора по давлению. Да и в конце концов мы в 21 веке живём, долой ручное управление, нужны умные системы.
Электрические блоки клапанов.
По сути та же кнопка, но управляется дистанционно, могут быть установлены там где вы хотите и с ними можно сдружить любые пульты на ваш вкус типо такого:
Но при использовании такого пульта вы просто избавляетесь от нужды в более сложной прокладке пневмо трубок, поэтому следующий шаг.
Цифровая система управления:
По сути готовый кит для установки, блок клапанов с мозгами которые им управляют плюс пульт с экранчиком и клавишами управления. На фото изображена система Air Lift Autopilot V2, на такой же я остановил свой выбор. Высокое качество, возможность создавать 8 профилей, ручное управление каждым контуром, возможности расширения, цветной дисплей с изменяемой подсветкой, управление компрессором. Минусы:цена (почти 80000р, но тут всё портит наш курс доллара), регулировка клиренса происходит по данным давления в полушках, то есть вы не знаете какой у вас сейчас просвет, вы знаете только давление в системе, поэтому нужно сначала сделать себе профили (парковочный уровень (давление ноль) и ещё 7 на ваш выбор).
Ну и самый жир, Цифровая система управления с датчиками положения рычагов подвески.
Все те же плюсы что у и простого цифрового комплекта, но клиренс регулируется не по давлению, а по положению рычага подвески. Вам нужно сделать ваши профили с нужным просветом, и как бы вы ну грузили машину клиренс будет строго тот которые вы сохранили в профиле. Это невероятно удобно, но и так же дорого 105000р, а ведь ещё вам нужно будет купить блок клапанов и установка такой системы дороже.
2 Подушки (пневмоэлементы)
То что позволяет менять клиренс, заменяют собой пружины, бывают нескольких типов опять со своими плюсами и минусами:
Похожи на бублики которых может быть от одного и до скольки хотите, чем больше тем в больших пределах может меняться высота. Хорошо сопротивляются грязи, долго служат, но с ними машина становится достаточно жёсткой.
Такой тип установлен на моей машине.
Такие обычно установлены с завода на машинах с пневмой, так как обладают хорошей плавностью хода и комфортом. Минусы надёжность ниже чем у буликов так как гряз забиваясь под рукав натирает резину которая со временем трескается (основная причина износа пневмоподушек на заводской пневме)
подушки Universal Air (честно не знаю можно ли их считать сливами, так как они работают немного по другому).
По сути тоже сливы, но не требуют герметизации на стойке так как внутри них есть ещё один рукав, минус то что они достаточно дорогие.
Подушки крепятся на стойки (и вообще в подвеске) с помощью специальных берекетов которые крепятся внизу и вверху подушки, делаются на заказ индивидуально для вашего авто (если вы не купили полный кит для машины). На стойках типа макфорсон требуют гермитизации, так как шток амортизатора теперь расположен внутри пнемоэлемента
Собранная передняя стойка:
Для подвода воздуха к подушкам используется специальная трубка высокого давления
Она проходит или по днищу или внутри салона, внутри салона прокладывать трубку практичнее, так как она не будет подвержена грязи и защищена от механических повреждений, чем толще трубка тем быстрее будет подниматься и опускаться машина, непосредственно к подушкам желательно прокладывать уже специальный кланг который защищён от песка и грязи:
Но его использования ещё добавляет цены ко всей системе.
Так же существуют системы с медными трубками которые специально делают на заказ, выглядит очень красиво, но вновь очень дорого
Создаёт давление в системе, самые распространённые фирмы Viair и Беркут, первый подороже американский второй подешевле вроде отечественный, но достаточно качественный. Давление в системе должно быть от 10 до 12 атмосфер, лучше когда рабочее давление достигается максимально быстро (компрессоры очень шумные). У меня стоял один Viair 400, но лучше было поставить сразу 2 компрессора, поэтому я дополнил систему беркутом R20, система накачивается в 2 раза быстрее, и если один компрессор сломается второй будет хорошей подстраховкой. Так что 2 компрессора гуд, экономить на них не стоит.
Абсолютно обязательная штука, которая будет удалять влагу из воздуха поступающего в систему, обычно колба в которой скапливается вода, внизу есть кнопка сброса этой воды.
5. Ресивер (балон для воздуха)
В принципе можно собрать ультра дешёвую систему и без ресивера напрямую перегоняя воздух от компрессора в подушки, но ресивер повышает комфорт использования, в нём уже есть объём воздуха под давлением для работы системы.
Бывают простые металлические, дешёвые, внешне непритязательные, но могут ржаветь изнутри поэтому их раз в год нужно чистить и сливать из них конденсат. Аллюминивые и нержавейка выглядят покрасивше (блестящие), избавлены от коррозии, лучше подбирать ресивер с большим количеством выходов, мало ли вам захочется пневмогудок или подкачку колёс. Бывают разных форм и размеров, например в виде запаски.
Про компоненты я думаю я всё более или менее рассказал, надеюсь эта информация была полезна. За то время пока я пользуюсь пневмой, я ни разу не пожалел пожалел потраченных денег, сильно повышается эксплуатационный комфорт от авто.
После установки пнемы клиренс регулируется в пределах 15-16см, в максимальном положении машина становится даже выше стока.
Каких либо проблем с зависанием мозгов или замерзанием конденсата у меня не было, износ полушек минимальный.
Все компоненты у меня уместились под пол заместо запаски:
Не бойтесь тюнинга, это весело! Надеюсь вам было интересно, если у вас есть вопросы спрашивайте.
Рукава или рубены
KOPOHA Был больше месяца назад
Ребят, собираюсь заказывать пневму. Пока понял только то, что на рубены можно ставить диски любой ширины. Ну и чуть жёстче они. А есть ещё отличия? Цена то в 10 тысяч разная. Можно поподробнее?
бери рубены, у самого такие, по качеству лучше чем рукава, колеса можно и на рукавах ставить, хоть 17ые только ширина диска должна быть на больше 5,5
Непонял, а почему нельзя ставить диски шире чем 5.5?
у меня рукава сейчас и 7ж диски, и нигде не трет
это вообще от многих факторов зависит, и в первую очередь от вылета.
Можно и 9ж всунуть, ли ж бы арка позволяла., Темболее при нынешнем выборе проставок.
У меня 15 колеса 7ж (сечас на полировке) и норм, нигде ничего не трет
проставки другое дело, а так говорю по существу и где покупали комплект так же объяснили из за ширины диска все
рубена это производитель подушек, ты вопрос неправильно задал, бублики или рукава, если тебе нужно ездить по давлению в подушках то конечно бублики, в рукавах давление правильно не покажет манометр
какая разница в пневме, бубликовые или на руковах?
какая разница в пневме, бубликовые или на руковах?
на бубликах по жестче, на них можно выставлять высоту по давлению, на руковах помягче, по давлению не выставишь высоту, рукава дешевле ( не на много)
а как же высоту выставляют? на глаз))?
рукова не вызывают у меня доверия
ребят а по нагрузке сильно отличаются рукава от бубликов?
Пневмоподвеска часть 1
Изначально хотел брать короткоходные стойки(далее просто кх), перед — 90 зад — 120.
Как я уже и говорил, что то делать на этой машине в планах не было, я был просто «наездником», но на тот момент когда я в серьёз задумался о занижении мой «кураж» на эти доработки был в полном разгаре. Взвесив минусы и плюсы кх и пневмы решил нагребсти денег на комплект пневмо, к тому же удачно попал в акцию, комплект получился довольно хорошим.
Теперь небольшой гайд о самой пневмо подвеске. Уже много статей написанно здесь о этом, но действительно грамотных комплектов и статей, в которых можно подчерпнуть какие то ачивки, не так уж много, хотя кто я такой чтоб об этом судить)
Комплекты пневмо подвески на передний привод (далее пп) изготовливаются во многих городах, но ещё больше магазинов которые её реализуют. Вопрос в том, какой из них надёжный (ведь оплачиваешь комплект сразу), проверенный, качественный и с гарантией. Увы, такой магазин только один, магазин пневмо лидер, продавец Руслан Кавтаров(мини пиар тебе Руслан), это один из первых магазинов которые начали изготовливать, собирать и реализовывать комплекты, это единственный магазин который даёт гарантию пол года(!), которой достаточно чтоб выявить заводской брак. Итак, с магазином определились, теперь о самом комплекте.
Существует два вида стоек: подушки «рукава» и подушки «рубены».
Комплект на рукавах
Рукава хороши тем что поднимают машину выше, почти до стока, но при этом они раздуваются и складываются до такой степени что поставить колеса выше р15 не желательно, начинает протирать саму подушку, к плюсам можно отнести цену, комплект на рукавах обойдётся на порядок дешевле.
Комплект на рубенах
Теперь о рубенах, рубены решают проблему с большим радиусом колёс, есть возможность для глобального занижения(в минуса), машина более мягко идёт и «глотает» кочки и ямы, о надёжности и качестве сколько людей столько и мнений, ломается абсолютно все, но перевес все таки в пользу рубенах, принято считать их более надёжными(личные наблюдения), хотя после проверок на стенде производитель заявляет что рукава выдерживают на несколько атмосфер больше, чем рубены.
Ездил на рукавах и на рубенах, но предпочтение отдал все таки рубенам
С подушками разобрались, теперь к тому, от чего зависит скорость и качество работы самой системы. Тут все просто, чем больше сечение шлангов по которым подаётся воздух к стойкам и проходное сечение клапанов, тем шустрее будет работать комплект. В базовом комплекте идёт трубка наружным диаметром 6мм, не быстро, у меня 8мм, тоже не быстро, но уже лучше. Есть шланги с сечением 10мм и 12мм(наверняка есть и больше), протягивают так же шланги рвд. Тут все
Теперь клапана. Как правило это клапана от обычного газо-воздушного оборудования, адаптированные под пневмо комплекта, но сейчас уже чаще встречаются клапана специально изготовленные и подготовленные для пневмо подвески. У меня стоит блок клапанов соотношение цена /качество, из нержавейки, мощные катушки и проходное сечение достаточное.
Хотя есть проходные сечения на входе и выходе из клапанов по 16мм, но такие клапана стоят от 12-13 т.р. Своими вполне доволен, позже залью видео работы подвески
В комплект входят так же реле давления, клапан аварийного сброса из ресивера(баллон с воздухом), компрессор беркут р20, сам ресивер на 12 или 20 литров, все по вашему заказу и вашей доплатой, проводку и кнопки покупал сам, кнопки купили от эсп на ваз 2110, разу блок с 4 кнопками(кстати, сразу скажу что этот блок бывает 2х видов, с подсветкой и нет, мой к сожалению без, но когда я его брал я думал они все одинаковые с подсветкой, не уточнил, а теперь нет лишних 500р отдавать за светящиеся кнопки), в комплект входит так же один влагоотделитель с невозвратным клапаном производства camozzi (да там много чего от камоцци, все от комплекта зависит). Что тут ещё сказать? Чуть не забыл, брал так же проставки под шаровую опору, пластины для смещения задней балки и тонкий привод от коробки до шаровой. Обьясню зачем. Проставки под шаровую представляют собой ромб высотой 10мм, на занижение не влияют, способствуют только комфорту передвижения в низких положениях, машина идёт более мягко, всю тонкость процесса описывать сейчас не буду.
Пластины для смещения
Проставки под шаровую
Пластина смещает балку так, что колесо входит полностью в арку, что положительно сказывается на занижении, но это при условии наличия «матиз» резины, узкой и не высокой, в прямом смысле слова от машины дэу матиз или киа пиканто, параметры зависят от радиуса(к примеру 155/65 р13, или 165/55 р14), приветствуется резина липучка(если речь о зиме) ибо шипами можно прошкрябать железо в арках. Теперь о тонком приводе. Как известно с лева от колеса до коробки идёт тонкий привод, а с права идёт привод на порядок толще в диаметре(если смотреть со стороны водительского места), из за этого существует реальная проблема, толстый привод бьёт об лонжерон, что чревато погнуть или вообще оборвать привод, есть два пути: пилить и усиливать место под привод в лонжероне, ставить тонкий привод и если не гнаться за посадкой то морда на тонких приводах ляжет вполне годно, без резки лонжерона. Я выбрал путь второй, ибо пилить лонж пока не собираюсь. Резина кстати у меня не матиз, а обычная nokian hakkapeliitta 7, 175/70/13 на болотных приевшихся штампах, думал о матизах, но финансы не позволяют взять хорошую качественную резину, взамен этой, которой кстати говоря очень доволен, часто езжу по трассе, из за этого опасаюсь брать бу. Смещение балки тоже пока так и не сделал, на такой резине это никак не поможет да и горловину бака можно протереть, не очень перспектива, ждёмс весну)
Про установку привода позже подробно отпишу) про непосредственно установку самого комплекта напишу в следующей части)
Спасибо всем кто прочитал, всем добра!
KOPOHA Was more than a month ago
Ребят, собираюсь заказывать пневму. Пока понял только то, что на рубены можно ставить диски любой ширины. Ну и чуть жёстче они. А есть ещё отличия? Цена то в 10 тысяч разная. Можно поподробнее?
бери рубены, у самого такие, по качеству лучше чем рукава, колеса можно и на рукавах ставить, хоть 17ые только ширина диска должна быть на больше 5,5
Непонял, а почему нельзя ставить диски шире чем 5.5?
у меня рукава сейчас и 7ж диски, и нигде не трет
это вообще от многих факторов зависит, и в первую очередь от вылета.
Можно и 9ж всунуть, ли ж бы арка позволяла., Темболее при нынешнем выборе проставок.
У меня 15 колеса 7ж (сечас на полировке) и норм, нигде ничего не трет
проставки другое дело, а так говорю по существу и где покупали комплект так же объяснили из за ширины диска все
рубена это производитель подушек, ты вопрос неправильно задал, бублики или рукава, если тебе нужно ездить по давлению в подушках то конечно бублики, в рукавах давление правильно не покажет манометр
какая разница в пневме, бубликовые или на руковах?
какая разница в пневме, бубликовые или на руковах?
на бубликах по жестче, на них можно выставлять высоту по давлению, на руковах помягче, по давлению не выставишь высоту, рукава дешевле ( не на много)
а как же высоту выставляют? на глаз))?
рукова не вызывают у меня доверия
ребят а по нагрузке сильно отличаются рукава от бубликов?
Особенности кастом пневмы или что нужно знать, чтобы построить пневму самому
Внимание, статейка получилась на 16.5тыс знаков.
Начал интересоваться этой темой ещё в 2012 году, когда обзавёлся первой машиной (Ситроен С4 купе). Пневмоподвеска в России тогда была не так распространена, а уж тем более информация по её устройству. Единственным (русскоязычным) источником информации был (и есть) форум пневмоподвеска-клуб, где, к сожалению, уймы полезной информации утонули в тоннах флуда и споров, кто круче строит пневму. В результате раскуривания форума, получил какое-то мутное общее представление и решил, что придётся постигать оставшиеся ньюансы по ходу дела. По наводке админа купил всяких рукавов от грузовиков (кстати так и лежат), блок клапанов ГБО четырёхконтурный и гору фитингов с трубкой Камоцци (ещё производства Италия). В моём представлении оставалось докупить какой-нибудь ресивер от камаза, беркут р20 (тогда он ещё стоил 4900 новый), и можно ставить, и ох как сильно я ошибался.
Самым большим моим заблуждением тогда была мысль, что построить пневму можно тыс за 30. По этой же причине часто встречаю объявления о продаже компонентов, схожего содержания: «Собирал для себя … всё новое … так и не поставил». По началу кажется, что ничего сложного, а как погружаешься в тему становится уныло. Даже скажу, что готовый комплект, снятый с какого-нибудь проекта выйдет удобнее, быстрее и дешевле, чем собирать всё с нуля. Но мне интереснее сам процесс поисков и постройки, чем эксплуатация.
Этой статьёй хочется внести ясность для таких как я тогда. Базовые понятия, например, что такое слива/бублик и т.д. опустим, об этом написано очень много и абсолютно везде. Тут постараюсь выделить из тонн лишней информации, особенности, связанные с каждым из компонентов с которыми (столкнулся при постройке я) придётся считаться.
Данную информацию я по тихоньку где-то вычитывал и распрашивал в течение этого времени, сейчас даже не скажу где именно, поэтому инфа может быть и не 100%, ну и на звание профессора не претендую, выслушаю замечания. И да, описанное ниже актуально для случая установки пневмы для занижения.
Как бы этого не хотелось, а сток не подойдёт. Во первых: стойки слишком длинные для занижения, штоки придётся укорачивать, во вторых: мало кто берёт во внимание проблему фиксации штока в штатной опоре.
Допустим, проблему с укорачиванием стоек мы решили: укоротили штатные или купили укороченые стойки, какие-нибудь koni, KYB, bilstein и подобное, что уже не бюджетно.
А что с опорами? Подушка герметизируется верхним брекетом по штоку, а нижним по корпусу стойки.
На примере бубликов (картинку стырил с просторов)
Следовательно, при повороте руля стойка должна вращаться целиком, включая шток амортизатора, и сюрприз, когда узнаёшь, что в большинстве иномарок шток фиксирован в опоре и при повороте руля — неподвижен.
Типичное строение опоры на большинстве иномарок
К примеру: на ВАЗ шток крепится к кузову через подшипник (и соответственно, без проблем вращается вместе со стойкой), но такая система менее тихая и комфортная, поэтому в иномарках шток крепится к кузову через упругий элемент и при повороте руля стоит на месте, а подшипник, в таком случае, ставится в место крепления верхней чашки пружины, и именно пружина вращается со стойкой при повороте. Что в таком случае будет, если заменить пружину пневмоподушкой? Верхний брекет подушки будет вращаться вокруг зафиксированного в опоре штока, в итоге быстро выйдут из строя его резиновые уплотнительные колечки и давление начнёт травить по штоку (как минимум).
Ещё одна особенность: при подъёме/опускании и амплитуде, какую позволяет пневма, в стоковых опорах шток стойки рано или поздно согнёт или сломает в месте фиксации к кузову. Если говорить очень грубо, ширина колеи меняется при изменении высоты, а стоковые опоры к такому не готовы. На эту тему советую к прочтению пост от одного из ветеранов пневмостроения.
Моделирование работы стойки в разных положениях, обратите внимание на изменение угла штока (из приведённой выше статьи Wazokrit)
Пример: у меня в ездовом положении колёса торчат из арок на
2см больше, чем в самом нижнем, то есть при занижении колёса уезжают в арки.
Как решить эти проблемы? Самый простой способ — опоры на ШС. В таком случае, шток при повороте руля без проблем вращается, а при подъёме/опускании свободно изменяет свой угол вместе со стойкой, и не перегибается в точке фиксации к кузову.
Но такое решение подойдёт не всем, т.к. опоры на ШС очень жёсткие и про комфорт в таком случае можно забыть.
Купить рукава от скании может каждый, а теперь нужно их одеть на стойку, чтобы ездило и ничего не травило. Опять же, нам нужно чтобы верхний брекет герметизировался по штоку (заркальной части), а нижний по корпусу стойки. Попробуй найди подушки, чтобы идеально подходили под твои стойки, а если не нашёл — добро пожаловать в кастом.
Вариант 1: Брать подушки приблизительно подходящие по размерам к стойке и немного подточить верхний/нижний брекеты, т.е. подогнать подушку к стойке.
Вариант 2: Брать подушки с размерами больше, чем размеры стойки, и сделать проставочные переходники между подушкой и стойкой, т.е. подогнать стойку к подушке.
Вариант 3: Сделать с нуля кастомные брекеты с нужными размерами под нашу стойку, т.е. по сути, изобрести подушку под свои стойки.
1 и 2 варианты пользуются успехом, к примеру, у тазоводов, но в таком случае опять возникает особенность: подвеска получает неадекватную зависимость жёсткости от высоты, т.к. рукава от скании предназначены всё-таки для кабины грузовика и имеют соответствующую для этой функции форму поршня (нижнего брекета), углубляться в это не буду, т.к. в этой теме я мимопроходил.
Если выбираем 2 или 3 варианты, то для всего этого нужен, для начала, чертёж деталей. Тут либо плати деньги тому, кто умеет, либо учись и делай сам. И не важно, где возьмёшь чертёж, может на том же форуме, но если нет знакомого токаря или самому им не являться, то цены на работы повергнут в шок, порядки цен — десятки тысяч рублей только за детали. А ещё надо заплатить за подушки доноры для переделки и где-то, как-то, чем-то их обжать.
Если выбирать вариант 3, можно подобрать подушки с подходящим диаметром под шток амортизатора, и переделать только нижний брекет.
Кастомные нижние брекеты под рукава
Наиболее простым выходом из этой ситуации является всё-таки постройка подвески на бубликах: рубены, аирлифт, баабл и подобное. Детали всё-таки придётся заказывать, но их чертежи уже есть в интернете, они не настолько сложные в исполнении, на них нужно меньше материала, как следствие они будут дешевле в производстве, а то и вовсе их можно будет купить где-нибудь готовые.
Брекеты под бублики технически проще изготовить
Но опять противоречие: строя пневму на бубликах, можно забыть о комфорте. Зато на них легче выставляться по маноментрам, об этом ниже.
Я вообще не учитывал этот пункт когда строил планы по пневме, думал обойдусь каким-нибудь блоком управления стеклоподъёмников от ВАЗ.
Круто, когда кнопки жи есть
А оказалось, это одна из главных частей пневмосистемы, после пневмостоек. Начнём с того, что в каком-нибудь америкосовском блоке клапанов (идущем в комплекте с управлением) могут быть впресованы фитинги под дюймовую трубку (которую у нас хрен найдёшь), и тогда фитинги в подушках и ресивере должны быть соответствующие (привет accuair, airlift). Второй момент: выставляться кнопками — это гемор и мазохизм. Про механические клапана вообще молчу.
Пример: вроде только что был нормальный асфальт, но вдруг колея и начинаешь шкрести брюхом
Вариант 1. Отвлекаться от управления, искать эти кнопки, чтобы сделать машину по выше, а после того, как выехал на ровную дорогу, останавливаться и собирать этот сраный тетрис обратно, чтобы ехать комфортно и не в раскаряку.
Вариант 2. Нажал одну кнопку с пресотом высокого положения подвески (10% от максимума), как выехал на ровную дорогу, нажал вторую кнопку с пресетом ездового положения подвески. По моему, выбор очевиден.
Футуристично, но абсолютно не практично
Мне выдалось поездить месяцок с ручным управлением (спасибо accuair, что сгорел), и доходило до того, что легче выбрать другую дорогу, лишь бы не сбивать настройки подвески, потому-что только настроил, чтобы комфортно было. В общем в таком варианте использования пневма больше использовалась, как статика.
Допустим, мы выбрали вариант 1, тогда нужно выставлять высоту машины по какому-то визуальному ориентиру. Самое простое — манометры. Такой вариант имеет место, если подвеска на бубликах, у них зависимость высоты подъёма от давления в подушке приблизительно линейна, чего нельзя сказать о рукавах, зависимость которых имеет скорее экспоненциальный вид.
Пример: у меня на разных осях стоят и рукава и бублики. И если на бубликах я знаю, что 30 psi это низко, 70 psi ездовое, а 100 psi это верх, то на рукавах изменение высоты происходит в промежутке от 68 psi до 74 psi, и кроме как выйти из машины и посмотреть, больше высоту никак не оценить, манометр тут бесполезен. Когда ездил в ручном режиме, приходилось измерять высоту кулаком, как в древней Руси.
Чтобы таким не заниматься, придумали датчики положения кузова. Информацию с которых можно вывести например на вольтметры (имейте ввиду, что на датчики нужно подавать 5В, а не 12), которые будут показывать от 0 до 5В, или на индикатор положения, к примеру AceOfAce.
Вариант 2 берёт весь этот геморой по выставлению по манометрам или датчикам положения кузова на себя. И если то, что управление с пресетами по датчикам давления (как Airlift Autopilot V2) будет ой как хреново выставлять положение на рукавах — это логично (а говорят, и на бубликах не очень), то с управлением на датчиках высоты уже не так очевидно, а проблемы есть и тут. Контроллер знает только информацию с датчиков высоты и подаёт в соответствии с этим давление в подушки, и дело в том, что одних и тех же значений высоты можно достичь при разных комбинациях давлений в подушках.
С точки зрения датчиков высоты, эти два случая — одинаковые
И казалось бы, по датчикам высоты всё верно, а руль ведёт в сторону. Заметил у себя такое, потому-что у меня стоят и манометры и индикаторы положения кузова, а кто-то манометры не ставит и даже не в курсе, что происходит.
Выхода из этой ситуации для себя пока не нашёл, посматриваю на Airlift 3H, он обладает информацией и с датчиков и с манометров, в теории, должен не допускать такого, но стоит конь и блок клапанов на дюймовых быстросъёмах.
Сюда отнесём компрессор, ресивер, фитинги, обратный (ОК) и нормально открытый (НО) клапана, отделители влаги и осушители. С компрессором и ресивером вроде ничего сложного: много воздуха — это хорошо, а для этого нужен ресивер по больше и компрессор по производительнее, а лучше несколько (пару компрессоров не плохо бы иметь хотя-бы чтобы не остаться недвижимостью, если один из них вдруг откажет), а вот собрать из этих деталей единую систему не так просто, как кажется.
Сколько в сети фотографий красивых стенсерских инсталлов, где прямо в ресивер прикручены армированные шланги компрессоров.
Представим, что компрессор включается по датчику при падении давления в ресивере менее 120psi (8,27 бар), и качает, пока не достигнет давление 150psi (10,34 бар). На армированном шланге компрессора обычно установлен комплектный обратный клапан (ОК), чтобы давление из ресивера не давило в обратную сторону на голову компрессора и ему было легче стартовать. Но куда денется давление в промежутке между ОК и головой компрессора (выделен красным на схеме) в вышеописанном инстале.
Схематично будет выглядеть так
Чтобы его устранить, в этом промежутке устанавливается нормально открытий (НО) клапан.
Красным отмечено давление в балоне, его держит ОК, а в промежутке между компрессором и ОК давления нет, его стравил в атмосферу НО клапан
Как следует из названия, в нормальном состоянии (когда на него не подаётся напряжение) клапан открыт, и лишнее давление из промежутка между компрессором и ОК стравливается в атмосферу. При этом, на поршень компрессора больше не давит 10бар и стартовать ему будет на много легче, из-за чего также уменьшится и просадка по напряжению при старте компрессора (а какое-нибудь управление accuair может такого скачка напряжения и не пережить). А когда компрессор включается, на НО клапан (вместе с компрессором) подаётся напряжение и он закрывает контур между компрессором и ОК, следовательно, перестаёт пропускать давление в атмосферу, и компрессор может снова набивать давление в ресивере, гениально.
Теперь к осушению и влагоотделению
Если кратко, осушитель и влагоотделитель — это разные вещи, и если на выходе первого получается действительно сухой воздух, то на выходе второго какая часть влаги успела отделиться, та отделилась, остальное осталось. Если по подробнее, то очень советую к прочтению эту статейку.
Ох уж эти стенсеры
В большинство систем, которые мы все видели на фотках, устанавливают как-раз влагоотделители и часто делают это не правильно и бессмысленно. Много видел систем, где влагоотделитель установлен в промежутке между ресивером и компрессором, а бывает, что установлен боком или вверх ногами.
Влагоотделители боком — это красиво
Начнём с того, что влага в системе неизбежно появляется при остывании горячего воздуха, который гонит компрессор (которому свойственно нагреваться от продолжительной работы). Соответственно, на выходе с компрессора и при попадании во влагоотделитель, воздух не успевает остыть, и отделять там пока ещё нечего.
Чтобы максимально избежать попадания влаги в систему нужно, во первых: обеспечить охлаждение компрессоров, во вторых: чем меньше компрессор качает, тем меньше он греется, соответственно, два компрессора накачивают объём быстрее, чем один, и при этом, оба меньше греются, в третьих:если что-то и ставить на входе в ресивер, то нужно обеспечить, чтобы воздух максимально остыл, для этого магистраль между компрессором и ресивером должна быть как можно длиннее. Но при этом, всё равно влага попадёт в ресивер, поэтому влагоотделители логичнее ставить на выходе из ресивера. А если что-то и ставить на вход, то как-раз осушитель, с которым уже не так всё просто.
Наконец добрались до последнего, но не маловажного компонента (перечисленные выше клапана, можно отнести и к этой группе). Как гласит мудрость форума пневмоподвеска-клуб: чем меньше соединений в системе — тем меньше потенциальных мест для травки давления. Поэтому рассчитывайте свою систему с минимумом переходников, футорок, тройников и тд. Для лучшей герметичности советую фитинги камоцци под накидную гайку (есть ещё серия с тефлоновым уплотнительным кольцом на резьбе). Резьбовые соединения (кроме самих накидных гаек) лучше закручивать на синий анаэробный фиксатор резьбы. Говорят, что самый дешманский фиксатор из леруа мерлен (за 50р) без проблем держит давку под 20 бар, со всякими фум лентами, можно даже не экспериментировать — обречены на провал. Я собирал на Loctite 243, но он дорогой (600р за 10мл), а по виду и запаху тоже самое, что из леруа мерлен. Проблем с травкой давления не выявлено, один раз закрутил и забыл.
На что так же стоит обратить внимание, так это на цену на фитинги, вроде тут там по 200р, а в сумме у меня на фитинги улетело порядка 10тыс.
Начиная изобретать велосипед приходишь к тому, что его уже давно изобрели. Самым подходящим вариантом под занижение с точки зрения простоты сборки, цены и надёжности получается пневма на винтах с ШС и бубликах. И надеюсь те, кто дочитали до конца, теперь знают почему.