Что такое культура предпринимательства

Сущность культуры предпринимательства

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса, и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, сотрудниками, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, – а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях.

Источник

Тема 6 Культура предпринимательства

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С. И. Ожегова.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

· предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

· организацией предпринимательской деятельности;

· мотивацией собственника фирмы и служащих;

· уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;

· наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

· созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;

· наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

· высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

· достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;

· ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;

· хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;

· высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

· созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

· обеспечением здорового морального климата в фирме и др.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

· правила представления и знакомства;

· правила проведения деловых контактов;

· правила поведения на переговорах;

· требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

· культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

Важную роль в функционировании предприятия фирмы играет культура предпринимательства. Она обеспечивает предприятию не только престиж, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в данной социально-экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей.

Для культуры предпринимательства главным является то, что происходит на уровне поведения. Если уровни ценностей и поведения не совпадают, то результат будет отрицательным. Это возможно в том случае, например, когда пропагандируются партнерские отношения, а на практике повышение получают те работники, которые имеют связи.

Для совершенствования предпринимательской культуры нужно изучить, как взаимодействуют отдельные элементы, какая между ними взаимосвязь, как они влияют друг на друга. При этом необходимо анализировать, являются ли представления о ценностях, принесших успех предприятию, устаревшими, следует ли их обновить. Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Контрольные вопросы

1 Какую роль играет культура предпринимательства в деятельности организации?

2 Этапы развития культуры предпринимательства.

3 Что такое культура предпринимательства?

4 Назовите составные элементы культуры предпринимательства.

5 В чем состоит содержание культуры предпринимательской организации?

6 Что такое предпринимательская этика?

7 Что понимается под деловым этикетом. Назовите основные правила делового этикета

8 Каково содержание правил делового общения.

Источник

Что такое культура предпринимательства


Глава 6. Культура предпринимательства

6.1. Сущность культуры предпринимательства

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

6.2. Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 2):

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

Рис. 2. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации

Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.

Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:

6.3. Предпринимательская этика и этикет

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

1. Что такое культура предпринимательства?
2. Назовите составные элементы культуры предпринимательства.
3. В чем состоит содержание культуры предпринимательской организации?
4. Что такое предпринимательская этика?
6. Что понимается под деловым этикетом?

Источник

Сущность и принципы культуры предпринимательства

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда; общественный и государственный менталитет; реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды; конечно, сам предприниматель и корпоративная культура.

Приведем основные принципы предпринимательской культуры:

Главный, или «золотой», стандарт: в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

Исправлять этические нарушения независимо от того, кем и когда они были допущены.

Обеспечивать справедливость при наделении сотрудников необходимыми для служебной деятельности ресурсами (финансовыми, материальными и др.).

Соблюдать индивидуальное и коллективное начало как основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Считать служебное поведение и действия сотрудника этичными, если они способствуют развитию организации или ее подразделения с моральной точки зрения или хотя бы не нарушают этических норм.

Не допускать никакого насилия по отношению к подчиненным.

Не бояться иметь собственное мнение при решении деловых вопросов.

При воздействии на потребителя, коллектив, сотрудника учитывать силу возможного противодействия.

Внедрять и использовать в организации этические стандарты только с помощью руководителя и всех сотрудников.

Стремиться к бесконфликтности.

Допускать свободу, не ограничивающую свободы других.

Авансировать доверие, в том числе к компетентности сотрудника, его чувству ответственности и т.п.

Не только самому поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег.

Не критиковать конкурентов (не только внешних, но и внутренних — соседний отдел, отдельных сотрудников).

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Культура организации, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;

организацией предпринимательской деятельности;

мотивацией собственника фирмы и сотрудников;

уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей и наемных работников;

наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;

созданием таких условий деятельности сотрудников, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности организации;

наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

высокой профессиональной компетентностью руководителей, менеджеров и работников и возможностью их обучения;

умением руководства брать ответственность на себя, не выискивая виновников неудач;

достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;

ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;

хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;

высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

обеспечением здорового морального климата в организации и др.

В.А. Сухарев приводит основные принципы (правила) управления образцовыми (высококультурными) зарубежными компаниями:

2. Бумаги, циркулирующие в таких компаниях, обычно весьма лаконичны.Объем даже очень важных служебных записок не должен превышать одной страницы. До возможного предела сокращена и внутрифирменная отчетность. Нередко отделения компании сообщают в главную контору по телефону или телефаксу в конце рабочего дня всего две цифры: количество отгруженной продукции и примерную величину полученной прибыли.

3. Управляющий организацией, подразделением должен по возможности поддерживать личный контакт с каждым из своих подчиненных. Соблюдению этого правила способствует то, что все большее развитие получают мелкие и средние предприятия, а размеры предприятия позволяют воздействовать на моральный климат: лучше всего человек чувствует себя там, где не теряется значение отдельного работника и где больше вероятность того, что он будет замечен.

4. Хорошие компании намеренно стимулируют неформальное общение своих служащих. На проводимых в таких компаниях заседаниях общение бывает очень раскованным. Каждый втягивается в дискуссию, вопросы задаются безо всякого стеснения, никто никому не мешает высказываться. Все это резко отличается от чопорности и формальности заседаний в обычных компаниях. Некоторые образцовые компании вместо лифтов устанавливают эскалаторы, чтобы работники чаще встречались и общались друг с другом.

5. Управляющие образцовых компаний обычно воздерживаются от дискриминационных действий в отношении служащих (от немотивированных увольнений, ущемления прав пожилых людей и т.п.). В таких компаниях не спешат заполнить вакансии, возникшие вследствие естественных причин (отставки, выхода на пенсию, смерти). Через некоторое время может выясниться, что многие из этих вакантных мест безболезненно могут быть ликвидированы за ненадобностью. Таким методом удается сократить не только отдельные должности, но и целые уровни управления.

Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 1000 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Предпринимательская культура

Культура предпринимательства как совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими нормами, ее признаки и принципы, значение этики и этикета. Структура делового общения.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.06.2013
Размер файла22,4 K

Что такое культура предпринимательства. Смотреть фото Что такое культура предпринимательства. Смотреть картинку Что такое культура предпринимательства. Картинка про Что такое культура предпринимательства. Фото Что такое культура предпринимательства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В последнее время отечественные учёные берут на вооружение западные разработки, касающиеся принципов построения внутренней структуры и внешней ориентации предприятий самых разных видов. При всём при этом слово «фирма» уходит в прошлое, относясь больше к индустриальному обществу, т.е. обществу потребления. Теперь на её место пришли такие понятия, как «корпорация» и «корпоративная культура», а в русском варианте это понятия «организации» и «организационной культуры».

Переход от не насыщенности рынка к ситуации, когда рынок насыщен и приходится перестраивать работу к индивидуализированному, капризному спросу, вызвал необходимость поиска новой оптимальной организационной культуры.

1. Культура предпринимательства

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д.

Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру.

Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

Важные элементы предпринимательской деятельности:

· законность проводимой деятельности;

· строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам;

· соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности (по Б. Карлофу):

· социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

· регулирует поведение членов коллектива;

· осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

· основана на соблюдении традиций;

· многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

· осознаваема и не осознаваема;

· находится в постоянном развитии.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения:

· отношения с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами;

· соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Культуру предприятия можно считать слабой в следующих случаях:

· отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей;

· отсутствуют стратегические цели;

· отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);

· отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

· руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

2. Предпринимательская этика и этикет

Данные опросов свидетельствуют, что во всем мире возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с развитыми рыночными отношениями является общепринятым, что вопросы деловой этики, социальной ответственности беспокоят предпринимателя так же, как и эффективность производства.

В период перехода от тоталитарной системы к формированию демократических институтов и рыночной экономики важно проанализировать соотношение экономики и этики, моральных и экономических ценностей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности.

В связи с общими этическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь:

· с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей;

· с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха;

· с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом.

Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Важную роль в формировании деловой этики, а также в выявлении и устранении неэтичных методов бизнеса играет общественность. Вопросы этики обсуждаются в прессе, на телевидении, в обществах потребителей, различных ассоциациях и т.п.

Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках определенного вида трудовой деятельности. Поэтому выделяют различные виды этики, в том числе педагогическую, медицинскую, воинскую, управленческую.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

· правила представления и знакомства;

· правила проведения деловых контактов;

· правила поведения на переговорах;

· требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

· культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

В процессе предпринимательской деятельности определенному человеку или группе людей приходится принимать решения по конкретным вопросам. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и уровень культуры делового общения, соответствующий общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, являющимся важным средством повышения его эффективности. К числу таких правил относятся: этикет, согласование взаимодействия и самоподачи.

Правила согласования взаимодействия предполагают, например, что, вступая в деловой разговор, необходимо соблюдать такие требования: высказываться не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; не отклоняться от темы, выражаться четко; стараться, чтобы высказывания соответствовали истине.

Технику общения принято разделять на технику поведения и технику слушания.

Эффективность общения зависит и от его пространственно-временной организации. Так, следует считаться с местом, где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), со временем (рабочее время или свободное). Важным элементом установления контакта является также учет расстояния между собеседниками.

В процессе контакта важную роль играет проявление эмоций, манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет более точно определить позицию собеседника, может предупредить о том, как изменить свое поведение для достижения нужного результата. Для повышения компетенции необходимо осваивать язык жестов, поскольку поведение, мимика, жесты не одинаковы у различных этнических групп, народов.

4. Основные черты бизнесмена

предпринимательство норма культура деловой

Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести борьбу, стремление к развитию и совершенствованию.

Характеристики бизнесмена (предпринимателя):

· ориентация на нововведения, освоение нового, творчество;

· способность предвидения, деловая интуиция;

· умение привлекать ресурсы;

· самостоятельность, волевые качества, стремление к победе, лидерство;

Культура предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на пять-десять лет вперед.

Важнейшим фактором культуры предпринимателя является его квалификация как менеджера и как специалиста, которая предполагает знание им философии всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.

Список используемых источников

предпринимательство норма культура деловой

4. Гербер М.Е. Предпринимательство: Миф или Реальность // http://www. Internet-Business.ru.

5. Словарь С.И. Ожегова (любое издание)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, сущность предпринимательской деятельности. Функции и принципы предпринимательства. Предпринимательская идея и ее воплощение. Основные черты предпринимателя, личные качества. Субъекты предпринимательской деятельности. Культура предпринимательства.

шпаргалка [66,9 K], добавлен 06.03.2009

Историческое становление культуры общения. Основные цели общения. Культура общения и этикет. Определение понятия «культура общения». Культура речи и деловое общение. Функции управления персоналом. Рекомендации по ведению делового общения для менеджеров.

курсовая работа [104,4 K], добавлен 20.01.2016

Классификация видов делового общения. Принципы этики делового общения и анализ методов влияния или воздействия на людей. Влияние личностных качеств и темперамента на общение. Классификация собраний и совещаний по их назначению в теории менеджмента.

реферат [26,0 K], добавлен 21.06.2011

Понятие и основные функции общения. Управление деловым общением. Обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата. Основные этапы, цели, принципы и формы делового общения. Основные стили делового общения.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 01.01.2012

Общая характеристика понятий поведения и культуры. Этикет как историческое явление. Основные правила этикета. Деловой этикет и культура поведения делового человека. Правила вербального этикета. Формы достижения успеха в предпринимательской деятельности.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 20.12.2008

Понятие делового общения как составной части организации управления кадрами. Правила делового этикета. Основы построения служебных отношений. Функции и принципы организации делового общения, невербальная коммуникация как важная часть служебных отношений.

презентация [4,9 M], добавлен 02.03.2013

Роль и значение делового общения, его разновидности и отличительные признаки, этапы и фазы, факторы повышения эффективности. Общая характеристика ОАО «Гостиница «Москва», его структура, оценка делового совещания, телефонного разговора и беседы в нем.

курсовая работа [56,4 K], добавлен 25.01.2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *