Брандашмыг что это такое
«Черное зеркало: Брандашмыг»: описание интерактивного фильма, трактовка концовок
На Netflix вышел интерактивный фильм «Черное зеркало: Брандашмыг» (Black Mirror: Bandersnatch). Это не первый их проект, где зритель может сам выбирать, куда движется сюжет, но первый, который вызвал большой интерес. Разбираемся, так ли современному кино необходима вариабельность.
1984 год (выбранный, конечно, не случайно, а чтобы как у Оруэлла). Стефан Батлер – странный паренек, живущий в неполной семье (мама погибла, папа – тоже странный какой-то). Он увлекается программированием видеоигр и одну из наработок, игроизацию его любимой книжки «Брандашмыг» (так звали персонажа «Алисы в Зазеркалье»), несет в компанию Tuckersoft, которая издавала его любимые игры от геймдизайнера Колина Ритмана. Неожиданно хозяин фирмы соглашается издать его проект, когда он будет готов, и дает Стефану в подмогу Ритмана. В этот момент у Батлера начинает уходить почва из-под ног: то ли он сходит с ума, то ли весь мир, впрочем, это одно и то же.
Видео: YouTube/Netflix
А вот чем закончится фильм, проспойлерить бы так просто не получилось: «Брандашмыг» – это совсем не обычный эпизод сериала-альманаха «Черное зеркало», это специальный интерактивный выпуск, где развитие сюжета зависит от зрителя: он выбирает из двух вариантов (просто мышкой жмет на одну из двух кнопок на экране), и от этого что-то меняется. Впрочем, гайды по концовкам не понадобятся: если вы уперлись в какой-то финал, то Netflix сам вернет вас в ту сюжетную развилку, где можно просто сделать другой выбор, и тогда фильм продолжится по другому сценарию. Функционально концовок всего восемь, хотя различных дилемм игроку предлагается аж 40. По идее, это должно означать, что количество финалов – 2 в степени 40, а это где-то триллион. Но Брукер разными сценарными трюками сводит на нет все зрительские попытки добиться от «Брандашмыга» разнообразия, в результате от твоего выбора почти ничего не зависит. Остается только пробежаться по-быстрому от финала к финалу и продолжить добивать фильмы и сериалы Netflix, которые весь год сохранял, а время посмотреть нашлось только в праздники. Кстати, «Брандашмыг» не имеет никакого смысла смотреть в пиратской версии: там ведь нельзя будет делать выбор, а только посмотреть отснятые и выдранные с Netflix неупорядоченные видеоисходники.
Впрочем, вопрос того, нужно ли вообще тратить время на это кино, остается открытым. В чем смысл происходящего? Зачем шоураннеру «Черного зеркала» Чарли Брукеру понадобился такой инновационный нарративный формат?
Итак, в «Брандашмыге» нет никакой авторской, то есть считающейся верной, концовки, и ни одна концовка не может считаться правильной, победной, все финалы равноправны и равновозможны. Создатели вроде бы дают нам выбор, но вместе с этим моментально в нем же отказывают. Формально это отвечает концепции. Мол, на самом деле перед индивидами в современном социуме не стоит никакого жизненного выбора, от нас ничего не зависит так же, как от героев интерактивного фильма на Netflix. Мы даже сами себе фильм там выбрать не можем: онлайн-кинотеатр уже давно разучил все наши предпочтения и просто подсовывает нам самое подходящее из обширной библиотеки, а мы и рады. Брукер даже радостно подкидывает нам в одной из дальних сюжетных веток возможность поговорить с главным героем, написать ему на экране пару реплик, проясняющих для него, что он лишь герой «Брандашмыга», а мы им управляем. Герои фильма знают, что они в фильме, зритель фильма знает, что они знают.
Можно взглянуть на это как на иронию над обществом сверхпотребления. Это вообще типичный мотив Чарли Брукера, заметный и в предыдущих сезонах «Черного зеркала»: через пространные псевдофантастические сюжеты он раз за разом дает пощечину зажравшемуся, как ему кажется, социуму. По первым сезонам сериала было более-менее понятно, что Брукер – технофоб. К последним сезонам его навязчиво-протестная параноидальная интонация лишь усилилась: все плохо, Tinder – зло, Facebook – зло, интернет – зло.
При этом нам недвусмысленно намекают, что ноги «Брандашмыга» растут из видеоигр. Причем, как утверждается, из игр старых, раз уж главный герой как раз занят в геймдеве. Но, с другой стороны, концепция интерактивного кино, где зритель/игрок управляет происходящим, вошла в моду совсем недавно. Пусть такие проекты выходили и давным-давно, но жанр прославили именно последние работы геймдизайнера-режиссера Дэвида Кейджа (для любознательных: Fahreinheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls, совсем новая Detroit: Become Human) или студии Telltale (игровые сериалы The Walking Dead, The Wolf Among Us), все эти игры вышли за последние 15 лет. Продолжателем их тренда и вообще мании на вариабельность (смотри VR-кино) и подрабатывает Чарли Брукер во время, свободное от обычных сезонов «Черного зеркала».
Но как же так, ведь видеоигры, появившиеся в массовой культуре совсем не так давно – это и есть любимая игрушка сошедшего с ума современного мира, который шоураннер, беззастенчиво эксплуатирующий эстетику этих самых видеоигр, так рьяно критикует. Подобное лицемерие для Брукера в порядке вещей. «Брандашмыг» – беззубая социальная критика, сделанная при этом с надеждой на потребу толпы; манифест против общества потребления, выпущенный при этом в онлайн-кинотеатре Netflix, который можно легко назвать флагманом индустрии развлечений для невзыскательной, но минимально платежеспособной аудитории.
Бесплатно смотрите самый необычный фильм прошлого года
Одним из значимых фильмов, вышедших в 2018 году, является Чёрное зеркало: Брандашмыг. В нашей новогодней подборке лента отметилась в рубрике «инновационное кино».
Для тех, кто не в курсе, Чёрное зеркало – сатирический сериал, показывающий проблемы современного общества и образа жизни. Все сезоны и серии абсолютно не связаны между собой и показывают лишь человеческие отношения под влиянием информационных технологий.
Первые два сезона выпускались британской студией Zeppotron по заказу компании Endemol в 2011 и 2013 годах. Потом производство было приостановлено.
В 2015 году права на серию выкупает компания Netflix и выпускает еще два сезона (в 2016 и 2017 годах) по шесть серий в каждом. А в конце 2018 года выходит необычный интерактивный фильм Чёрное зеркало: Брандашмыг.
Что за интерактивное кино
Впервые интерактивное кино показали зрителям в рамках всемирной выставки Expo 1967 в Монреале. Тогда на экране кинотеатра крутили чехословацкую комедию Kinoautomat.
Каждое зрительское место было оборудовано парой кнопок для принятия решений. В ключевых моментах ведущий останавливал показ и предлагал зрителям проголосовать за то или иное развитие событий.
Трансляция велась одновременно с двух кинопроекторов, в зависимости от решения зрителей, ведущий закрывал один и открывал другой. Финал был единым и не зависел от принятых аудиторией решений.
Изначально идеей заинтересовались в Голливуде, но потом о подобном подходе забыли.
Узнали фильм и автомат на заднем плане?
Идея нашла продолжение лишь в компьютерных играх. Первопроходцем принято считать жанр Full Motion Video и игру Nintendo’s Wild Gunman. Аркадный автомат демонстрировал фрагменты отснятого видео, в зависимости от действий игрока воспроизводился очередной фрагмент ролика.
О чем Чёрное зеркало: Брандашмыг
Вернемся к интерактивному фильму 2018 года выпуска.
Лента с элементами триллера и научной фантастики позволяет зрителям вжиться в роль молодого программиста, создающего видеоигру по мотивам фентезийного романа.
Действие происходит в 1984 году (возможно, Оруэлл здесь абсолютно не причем) с яркими признаками и клише той эпохи.
Зритель может контролировать происходящее на экране и раз в несколько минут выбирать один из двух вариантов развития событий. Выбирать приходится от коробки хлопьев на завтрак или музыки в плеере до более серьезных вещей.
Часть решений добавляют в историю лишь второстепенные детали, а некоторые напрямую влияют на сюжетную линию.
Всего разработчики отсняли около 250 фрагментов видео общей продолжительностью около 2.5 часов. В зависимости от выбора зрителя интерактивный фильм может длиться от 40 до 90 минут.
В итоге через несколько десятков диалогов возможно прийти к одной из восьми заготовленных концовок. Есть и тупиковые ветви развития, которые зацикливают определенные эпизоды, не завершая повествование истории.
Желающие узнать все варианты развития событий могут заглянуть на reddit и воспользоваться алгоритмом «прохождения» интерактивного фильма.
Ни один из финалов ленты не является правильным или победным, каждая концовка оставляет зрителя один на один с выводами.
Как посмотреть интерактивное Чёрное зеркало
Только через сервис Netflix.
Если захотите скачать с общеизвестных ресурсов или посмотреть в онлайн-кинотеатре, получите лишь смонтированную серию с одним из вариантов прохождения.
Для непосредственного принятия решений во время просмотра придется запускать Netflix.
Сервис три года назад официально запустили в России, с того времени две основные проблемы так и не были исправлены. Высокую цену подписки снижать не стали, а локализованного контента ощутимо больше так и не добавили.
Не переживайте, Чёрное зеркало: Брандашмыг имеет как русскую озвучку, так и субтитры для любителей оригинала.
Те, кто еще не пользовался сервисом Netflix, могут без проблем загрузить приложение и создать новую учетную запись.
Главное – наличие на счете iTunes или привязанной банковской карте средств на оплату первого месяца подписки, чтобы активировать бесплатный 30-дневный триал.
Сразу же после регистрации не забываем отменить платную подписку и через 30 дней приложение можно будет смело удалять.
Те, кто уже пользовался бесплатным периодом, могут завести новый аккаунт через ПК.
Просто регистрируемся, указываем данные действующей карты и сразу же в настройках учетной записи отменяем платный период после окончания триала.
Далее в аккаунт можно войти с iPhone или iPad либо смотреть в плеере через браузер.
Смотреть или нет?
Особой художественной ценности лента не представляет и интересна лишь в качестве современного телевизионного эксперимента.
Поклонники сериала с радостью посмотрят очередной эпизод на тему отсутствия выбора в современном мире, а остальные смогут приобщиться к новому виду развлечений.
В любом случае считаю, что стоит потратить вечер на просмотр, тем более, что это можно сделать комфортно и бесплатно.
Есть качественная русская озвучка, а посмотреть можно хоть на айфоне.
Лично я хотел бы увидеть подобный ход в финале Игры престолов.
Как смотреть «Брандашмыг» – интерактивный эпизод «Черного зеркала», где вы решаете судьбу героя
Будущее уже здесь: инновационный эпизод «Черного зеркала», в котором вы делаете выбор за героя. Если выбор, конечно, есть
Трейлер
1984 год, юный разработчик видеоигр по имени Стефан работает над игрой по одноименному роману «Брандашмыг» – толстенному и легендарному произведению, в котором автор может влиять на развитие сюжета. Стефан питчингует свое детище крупной компании, в которой работает его кумир Колин Райтман, получает финансирование, но процесс разработки стопорится, а дедлайн наступает на пятки. Начиная с этого момента история Стефана может иметь несколько путей развития, и она во многом зависит от вас. На экране будут всплывать два разных варианта действий, и вам нужно будет выбрать один из них. Выбор строится по принципу пирамиды: от простого — к сложному. Сначала вам предлагают выбрать хлопья на завтрак или музыку, которая будет играть в кадре. Но не стоит расслабляться, потому что уже через мгновение на ваши плечи ляжет непростой выбор — вам предстоит решить, кому жить, а кому умереть.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
У вас еще нет подписки на Netflix? Тогда «Брандашмыг» идет к вам. Для того чтобы по-человечески посмотреть этот эпизод, оформите хотя бы пробную подписку. Вы получите 30 дней бесплатного доступа к стриминговому сервису. И да, если вы любите включать «Черное зеркало» фоном, отвлекаться от просмотра, общаясь с друзьями, в этот раз такое не прокатит, этому эпизоду необходимы все сто процентов вашего внимания.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
Всего было отснято около 5 часов материала, включающих в себя несколько альтернативных концовок, которые зависят только от вашего выбора. Видеть тайминг в плеере вы не будете, поскольку возможность изменить свой выбор будет предоставлена не всегда. Для того чтобы дойти до конца хотя бы одной версии событий, вам потребуется около 70 минут времени.
Несколько наших советов для просмотра эпизода:
Когда Стефана спрашивают, готов ли он работать в команде, отвечайте: «Нет». В противном случае вам придется проходить весь эпизод сначала. Это отнимет лишние десять минут времени.
Не бойтесь сделать неверный выбор! У вас всегда будет шанс вернуться к сложному вопросу после завершения сюжета. Благо, Netflix не заставляет проходить один и тот же эпизод сначала.
Приготовьте еду и напитки заранее, иначе отойдете на минуту за чаем и выбор сделают за вас.
Не поддавайтесь на кровожадные советы друзей: самый жестокий выход из ситуации не всегда приводит к зрелищному финалу.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
Бессменный шоураннер «Черного зеркала» Чарли Брукер в очередной раз всех затроллил, а Netflix создал идеальное маркетинговое решение. Пару лет назад что-то подобное пытался продвинуть Стивен Содерберг — его сериал «Мозаика» также был интерактивным, управлять героями можно было, скачав приложение на Google Play и App Store. Однако проект не принес долгожданной прибыли. И даже такая звезда, как Шерон Стоун, не смогла привлечь к нему внимания. Главная проблема Содерберга была в том, что он слишком усложнил систему просмотра своего детища. В наше время всеобъемлющей доступности среднестатистическому пользователю просто лень качать приложение на свой девайс, когда есть море сериалов на торрентах.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
«Брандашмыг» сделан более хитро — интерактивный эпизод вышел на базе мегапопулярной онлайн-площадки, которая уже сейчас отбирает прибыль у крупнейших кинокомпаний. Кроме того, подобная концепция идеально вписывается во вселенную «Черного зеркала». Просто настоящее комбо. Никто не удивился, когда новый эпизод сериала затмил собой все остальные инфоповоды в мире кино. Брукер в очередной раз всех уделал, нам остается только аплодировать.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
К слову, об истории создания. По словам режиссера Дэвида Слейда, часть личности главного героя Стефана была списана с самого шоураннера Чарли Брукера. Самое смешное, что в далеких 80-х действительно разрабатывалась игра под названием «Брандашмыг», однако в итоге она так и не вышла. Cам Брандашмыг — это такой выдуманный монстр из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла (не путать с Бармаглотом), и, поверьте, название выбрано не просто так, а зеркала будут неоднократно фигурировать в этом эпизоде.
Чёрное зеркало: Брандашмыг
И, конечно, Чарли Брукер бы не был Чарли Брукером, если бы не поднял очередную остросоциальную тему в своем новом эпизоде. На этот раз, к счастью, обошлось без самоповторов, хоть и отсылок к другим эпизодам сериала вам не избежать! «Брандашмыг» то и дело намекает нам на отсутствие свободы выбора, твердит о его иллюзорности, надрывно кричит о теориях заговора и даже приплетает параллельные миры. В какой-то момент герои буквально крушат четвертую стену, чтобы взглянуть вам в глаза с монитора компьютера и как бы сказать: «Я знаю, что ты здесь».
По мере того как персонажи «Брандашмыга» начинают понимать, что они всего лишь марионетки во вселенной «Черного зеркала», зритель также осознает, что угодил в большую ловушку Чарли Брукера, когда всерьез решил, что может как-то повлиять на сюжет. Все мы — всего лишь винтики в системе под названием «жизнь», мы ходим по лабиринту, из которого нет выхода, намекает нам шоураннер. Каждый наш шаг предопределен судьбой, Богом или зловещими корпорациями — на этот вопрос Брукер четкого ответа не дает, оставляя нам прерогативу верить в то, что больше нравится.
«Черное зеркало: Брандашмыг»: описание интерактивного фильма, трактовка концовок
На Netflix вышел интерактивный фильм «Черное зеркало: Брандашмыг» (Black Mirror: Bandersnatch). Это не первый их проект, где зритель может сам выбирать, куда движется сюжет, но первый, который вызвал большой интерес. Разбираемся, так ли современному кино необходима вариабельность.
1984 год (выбранный, конечно, не случайно, а чтобы как у Оруэлла). Стефан Батлер – странный паренек, живущий в неполной семье (мама погибла, папа – тоже странный какой-то). Он увлекается программированием видеоигр и одну из наработок, игроизацию его любимой книжки «Брандашмыг» (так звали персонажа «Алисы в Зазеркалье»), несет в компанию Tuckersoft, которая издавала его любимые игры от геймдизайнера Колина Ритмана. Неожиданно хозяин фирмы соглашается издать его проект, когда он будет готов, и дает Стефану в подмогу Ритмана. В этот момент у Батлера начинает уходить почва из-под ног: то ли он сходит с ума, то ли весь мир, впрочем, это одно и то же.
Видео: YouTube/Netflix
А вот чем закончится фильм, проспойлерить бы так просто не получилось: «Брандашмыг» – это совсем не обычный эпизод сериала-альманаха «Черное зеркало», это специальный интерактивный выпуск, где развитие сюжета зависит от зрителя: он выбирает из двух вариантов (просто мышкой жмет на одну из двух кнопок на экране), и от этого что-то меняется. Впрочем, гайды по концовкам не понадобятся: если вы уперлись в какой-то финал, то Netflix сам вернет вас в ту сюжетную развилку, где можно просто сделать другой выбор, и тогда фильм продолжится по другому сценарию. Функционально концовок всего восемь, хотя различных дилемм игроку предлагается аж 40. По идее, это должно означать, что количество финалов – 2 в степени 40, а это где-то триллион. Но Брукер разными сценарными трюками сводит на нет все зрительские попытки добиться от «Брандашмыга» разнообразия, в результате от твоего выбора почти ничего не зависит. Остается только пробежаться по-быстрому от финала к финалу и продолжить добивать фильмы и сериалы Netflix, которые весь год сохранял, а время посмотреть нашлось только в праздники. Кстати, «Брандашмыг» не имеет никакого смысла смотреть в пиратской версии: там ведь нельзя будет делать выбор, а только посмотреть отснятые и выдранные с Netflix неупорядоченные видеоисходники.
Впрочем, вопрос того, нужно ли вообще тратить время на это кино, остается открытым. В чем смысл происходящего? Зачем шоураннеру «Черного зеркала» Чарли Брукеру понадобился такой инновационный нарративный формат?
Итак, в «Брандашмыге» нет никакой авторской, то есть считающейся верной, концовки, и ни одна концовка не может считаться правильной, победной, все финалы равноправны и равновозможны. Создатели вроде бы дают нам выбор, но вместе с этим моментально в нем же отказывают. Формально это отвечает концепции. Мол, на самом деле перед индивидами в современном социуме не стоит никакого жизненного выбора, от нас ничего не зависит так же, как от героев интерактивного фильма на Netflix. Мы даже сами себе фильм там выбрать не можем: онлайн-кинотеатр уже давно разучил все наши предпочтения и просто подсовывает нам самое подходящее из обширной библиотеки, а мы и рады. Брукер даже радостно подкидывает нам в одной из дальних сюжетных веток возможность поговорить с главным героем, написать ему на экране пару реплик, проясняющих для него, что он лишь герой «Брандашмыга», а мы им управляем. Герои фильма знают, что они в фильме, зритель фильма знает, что они знают.
Можно взглянуть на это как на иронию над обществом сверхпотребления. Это вообще типичный мотив Чарли Брукера, заметный и в предыдущих сезонах «Черного зеркала»: через пространные псевдофантастические сюжеты он раз за разом дает пощечину зажравшемуся, как ему кажется, социуму. По первым сезонам сериала было более-менее понятно, что Брукер – технофоб. К последним сезонам его навязчиво-протестная параноидальная интонация лишь усилилась: все плохо, Tinder – зло, Facebook – зло, интернет – зло.
При этом нам недвусмысленно намекают, что ноги «Брандашмыга» растут из видеоигр. Причем, как утверждается, из игр старых, раз уж главный герой как раз занят в геймдеве. Но, с другой стороны, концепция интерактивного кино, где зритель/игрок управляет происходящим, вошла в моду совсем недавно. Пусть такие проекты выходили и давным-давно, но жанр прославили именно последние работы геймдизайнера-режиссера Дэвида Кейджа (для любознательных: Fahreinheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls, совсем новая Detroit: Become Human) или студии Telltale (игровые сериалы The Walking Dead, The Wolf Among Us), все эти игры вышли за последние 15 лет. Продолжателем их тренда и вообще мании на вариабельность (смотри VR-кино) и подрабатывает Чарли Брукер во время, свободное от обычных сезонов «Черного зеркала».
Но как же так, ведь видеоигры, появившиеся в массовой культуре совсем не так давно – это и есть любимая игрушка сошедшего с ума современного мира, который шоураннер, беззастенчиво эксплуатирующий эстетику этих самых видеоигр, так рьяно критикует. Подобное лицемерие для Брукера в порядке вещей. «Брандашмыг» – беззубая социальная критика, сделанная при этом с надеждой на потребу толпы; манифест против общества потребления, выпущенный при этом в онлайн-кинотеатре Netflix, который можно легко назвать флагманом индустрии развлечений для невзыскательной, но минимально платежеспособной аудитории.
«Брандашмыг»: потрясающий интерактивный эпизод «Чёрного зеркала»
«Брандашмыг» — причина, по которой вам стоит наконец завести аккаунт на Netflix. Это не просто большая история с десятью концовками. Прошлое и настоящее, ваши решения и воля персонажа переплетены в ней так сложно и запутанно, что эпизод просто невозможно спиратить.
Время от времени на экране появляются две кнопки. Нажатие каждой ведёт историю в другую сторону… или завершает её досрочно. Как прикажете нарезать видеоряд, если порядок даже маленьких эпизодов может быть любым, и это важно?