В вундт является создателем чего
Вильгельм Вундт
История жизни Вильгельма Вундта
Родился Вильгельм Вундт в семье лютеранского пастора. Со стороны эта семья казалась дружной, однако впоследствии Вундт вспоминал, каким строгим и иногда жестоким мог быть отец. Почти все члены семьи были хорошо образованы и проявили себя в какой-либо науке, однако Вильгельм казался им неспособным к обучению. Подкрепляло эту уверенность то, что мальчик не смог сдать вступительные экзамены за первый класс гимназии. Впоследствии, однако, Вильгельм подтянулся в учёбе и к девятнадцати годам был готов поступить в университет. Он выбрал карьеру врача.
Во время обучения в Гейдельбергском университете он занимался у профессора Гассе, а также был его ассистентом в женском отделении местной больницы. Дежурить ему приходилось чуть ли не круглые сутки, чуть ли не по ночам. В одно из таких дежурств он испытал состояние, которое, по его мнению, походило на лёгкий сомнамбулизм. Вундт заинтересовался этой темой и решил, что быть врачом он больше не хочет. Он перевёлся в Берлинский университет, где обучался у естествоиспытателя Иоганна Мюллера, а затем работал там же ассистентом знаменитого учёного Гельмгольца. В это время он впервые в мире начинает читать свои лекции по научной психологии.
В 1875 году он перебрался в Лейпциг, начал работу в местном университете и на собственные деньги основал первую в мире психологическую лабораторию. Впоследствии она переросла в институт экспериментальной психологии. В этом городе Вундт жил до самой смерти. Здесь он выпустил огромное количество студентов, многие из которых продолжили его дело. Его ученики основали собственные психологические лаборатории – в Колумбийском университете, Университете Пенсильвании и других. Любопытно, что к его психологическим исследованиям проявляли интерес чаще всего учёные из США и России. Верными учениками Вундта и продолжателями его дела стали Бехтерев, Павлов, В. С. Серебреников, а также поляк Владислав Витвицкий и болгарин Спиридон Казанджиев.
В поздний период Вундт сконцентрировался на социальной психологии и так называемой «психологии народов», заложив основы и этих дисциплин.
Общее число работ Вильгельма Вундта трудно подсчитать, как и все сферы его интересов. Он проводил исследования в области психологии, философии, физики, физиологии. Вундта считают одним из отцов-основателей современной психологии, хотя в последние десятилетия значение его работ отмечается как невысокое, поскольку наука за это время ушла далеко вперёд. За всю свою жизнь Вундт написал более 54 тысяч страниц; можно сказать, что сбылась его заветная мечта детства – стать великим писателем.
Вундт сделал даже некоторый вклад в астрономию. Он был первым, кто предложил называть астероиды не только женскими именами, как это делалось раньше. Этому совету внял его ученик Карл Лонерт, ставший астрономом: открытый им в 1907 году астероид он назвал в честь своего учителя Вундцией.
Мысли Вундта в психологии
Вильгельм Вундт, пожалуй, был первым, кто предложил изучать психические явления с естественной точки зрения. Занимаясь физиологией и изучая строение человеческого организма, он заметил, что нервная система и головной мозг тесно связаны с так называемой «духовной сферой». Вундт показал, что человеческое сознание можно разложить на составляющие элементы, как это делается с веществами и телами в химии и физике. Впрочем, разлагать сознание на «атомы мозга» пробовали ещё его предшественники, приверженцы эмпирицизма и ассоциационизма; Вундт же впервые указал на то, что понимание составляющих элементов – это лишь первый шаг к постижению психологии. Его больше занимал вопрос о том, как именно эти элементы соединяются в одно целое, как они функционируют в едином составе и как изменяются со временем.
Свою систему Вундт назвал «волюнтаризмом», поскольку считал, что способность мозга к самоорганизации обеспечивается силой воли.
Вундт утверждал, что психологам следует иметь дело главным образом с непосредственным опытом сознания, потому что опосредованный опыт не даёт понимания того, как именно функционирует психика. Так, когда мы говорим, что этот цветок – красный, то наше внимание сосредоточено на цветке, о котором мы уже и так знаем из предшествующего опыта, а не на непосредственном постижении «красноты». Другой пример: когда человек описывает свои ощущения при зубной боли, это непосредственный опыт; а когда он говорит: «У меня болят зубы», то это уже опосредованный опыт.
Непосредственный опыт, согласно Вундту, и является процессом организации всех элементов сознания в единое целое, который проводит мозг. И эти элементы можно разделить и изучить по отдельности.
Рассказывают, что дополнительным толчком к его исследованиям «элементов сознания» стала созданная Менделеевым химическая «Таблица периодических элементов». По некоторым сведениям, Вундт собирался создать такую же таблицу для «элементов сознания».
Немецкий учёный также разделил психологию на экспериментальную и социальную. По его мнению, экспериментальным методом можно изучать только первичные психические явления, в то время как для высших функций (памяти, внимания, обучения и др.) он не годится. Впоследствии эта концепция была опровергнута. Однако созданная Вундтом социальная психология продолжала развиваться. Его гигантский десятитомный труд «Психология народов» был посвящён языку, искусству, мифологии, социальным устоям, морали, законам, и через изучение всего этого, по мысли автора, можно понять закономерности психологии.
Вундт первым указал на важную роль социальных процессов в развитии психических функций.
Несмотря на популярность Вундта в зарождавшейся американской психологии, его культурно-историческое направление практически не стало востребованным у американцев. Их занимала главным образом экспериментальная психология.
Как мы уже говорили, в своих исследованиях Вундт пользовался и методом интроспекции, который современные психологи считают ненаучным. Во время интроспекции человек исследует собственные ощущения. Данный метод является одним из самых древних в науке, он был известен ещё античным мыслителям. В частности, этим методом широко пользовались врачи, когда проверяли действие лекарств на себе. Интроспекцией пользовались также физики и физиологи (например, исследователь использовал какой-нибудь раздражитель, а потом просил испытуемого описать свои ощущения, так учёный получал информацию о работе органов чувств).
Сильной стороной интроспекции являлся тот факт, что только сам человек, испытывающий какие-то переживания, может описать их наиболее полно и точно. На этом, однако, преимущества интроспекции заканчиваются. Вундт, зная это, попытался соединить интроспекцию с экспериментальным подходом. Опыты по интроспекции он проводил в своей лаборатории в строгом соответствии с определёнными правилами.
Тем не менее, даже в таком виде интроспекция не заслужила научного признания. Более того, уже тогда появились сведения о том, что у некоторых участников эти эксперименты вызвали серьёзные психические заболевания.
Известность получили опыты с метрономом. Вундт их тоже проводил на себе. Он слушал удары метронома и проверял свои ощущения. Какой-то определённый ритм в одни моменты вызывал у него удовольствие, а в другие – дискомфорт. При ожидании очередного удара он испытывал некоторое напряжение, а после удара – расслабление. При увеличении темпа ударов он слегка возбуждался, а при замедлении – успокаивался. Эти наблюдения позволили Вундту построить трёхмерную модель чувств. Она позволяет любое чувство измерить по трём параметрам, при этом по каждому из них оно всегда находится в определённом диапазоне.
Трёхмерная концепция чувств на некоторое время возымела популярность в Германии, однако впоследствии она была опровергнута. Тем не менее, сам факт проникновения в глубины зарождения чувств и ощущений был весьма значимым.
Научившись раскладывать сознание на элементы, Вундт заметил, что разум всё равно воспринимает окружающие предметы как единое целое, а не как набор ощущений; так, дерево для нас – это именно дерево, а не просто комбинация особой формы, цвета и освещённости. Как же это происходит? Вундт предположил, что сознание в момент наблюдения осуществляет так называемый творческий синтез, благодаря чему из комбинации элементов возникает новое качество. Мозг не просто регистрирует поступившие данные, но и активно «работает» с ними. Это напоминает химическую реакцию, при которой из нескольких исходных веществ возникает новое соединение, имеющее свойства, которых не было у исходных веществ.
Открытие того, что целое в нашем сознании не сводится к сумме его частей, в последующем получило подтверждение. В частности, этот тезис в 1912 году официально признали представители гештальтпсихологии.
Метод изучения психологии Вундта
Вильгельма Вундта считают отцом современной экспериментальной психологии. Почему и в чём именно состоит его метод изучения науки? Об этом мы поговорим ниже.
Для того, чтобы лучше понять себя, узнать свои сильные и слабые стороны и наметить путь саморазвития, записывайтесь на онлайн-программу «Самопознание».
Краткая биография учёного
Родился Вильгельм Вундт в 1832 году в семье пастора. Окончил местную школу в 1851 году. Продолжил обучение в Тюбингенском университете.
После получения диплома совсем непродолжительное время учился у известного немецкого биолога Иоганна Мюллера. В 1858 году стал ассистентом Германа фон Гельмгольца и начал вести лекции, в ходе которых не уставал говорить о важности применения экспериментальных методов в изучении психологии. Позднее его лекции были объединены и выпущены в виде книги «Лекции о разуме человека и животных».
Вундт приступил к исследованиям, которые позже вылились в главный труд его жизни – «Принципы физиологической психологии». В ней он описал популярный на тот момент метод изучения психологии – метод интроспекции, став, таким образом, одним из его основателей.
В 1875 году Вильгельм Максимилиан вступил на должность профессора философии Лейпцигского университета. Через 4 года работы он решил уйти и основал первую психологическую лабораторию. (Интересно, что одним из учеников Вундта был наш соотечественник Иван Павлов.)
Вундт оставил после себя громаднейшее научное наследие — больше 50 тысяч страниц статей и книг.
Вклад в изучение психологии
Вильгельм Вундт стал одним из первых проповедников экспериментальной психологии. Главным предметом её изучения он сделал человеческое сознание – его содержимое, процессы и состояния.
Содержимое сознания, согласно Вундту, включает в себя мимолётные ощущения, образы предметов, желания воспоминания, эмоции и т. д.
Процессы же делятся на два типа:
Также немецкий психолог впервые ввёл понятие объёма сознания (количество впечатлений, которое оно может держать в себе одновременно) и сделал вывод, что этот объём не ограничен, если содержимое постоянно объединяется во всё более крупные единицы.
Метод изучения психологии
В своих исследованиях Вундт использовал метод интроспекции (самонаблюдения), который отвергается современной психологией из-за излишней субъективности. В чём состояла суть метода? Вундт и его коллеги (специально обученные интроспекции) наблюдали за собой в различных ситуациях и составляли отчёт, в котором описывали, что чувствуют и как себя ведут при появлении раздражителей.
Вот наглядный пример того, как применялся метод. Испытуемому давали большое красное яблоко. Но он не мог так и написать в отчёте: «Мне дали яблоко. Оно было большим и красным». Ему нужно было копнуть глубже: «Сначала я ощутил красный цвет яблока. Потом почувствовал его круглость и величину. Далее появилось слабое щекотание в языке – видимо, след вкусового ощущения», и т.д.
Так как в те времена психология только зарождалась, Вильгельм Максимилиан решил взять за основу науки химию, которая была уже достаточно изучена и разработана. Именно поэтому его системе присущ элементаризм.
Основные принципы, плюсы и минусы метода Вундта
Основных принципов метода Вундта три:
Что же касается преимуществ и недостатков, то главный плюс метода состоял в том, что человек с помощью самонаблюдения сам лучше определит свои ощущения и особенности, чем кто-либо другой. А главный минус метода – это необъективность, т.к. человек может трактовать наблюдения в свою пользу.
Что исследовал психолог в лаборатории
За 20 лет с момента основания психологической лаборатории Вундт и его ученики провели более 100 экспериментов. В основном они рассматривали те проблемы, которые уже были поставлены другими учёными, но не были до конца изучены.
Первая серия экспериментов была посвящена изучению психологических аспектов слуха, зрения, обоняния, ощущения времени и других чувств. Также уделялось пристальное внимание экспериментам по изучению времени реакций. Вундт выяснил, что человеческую реакцию на раздражитель можно разделить на 3 этапа:
После воздействия раздражителя человек воспринимает его, анализирует и наконец реагирует. Реакция представляет собой движение мышц, и Вундт хотел выяснить его среднее значение. Однако сделать это у него не получилось, т.к. было трудно разграничить этапы протекания реакции.
Ещё одним объектом изучения психолога было то, что мы сейчас называем фокусом внимания. Пример фокуса – восприятие страницы, которую вы сейчас перед собой видите. Пока вы читаете один абзац, другие видны не так отчётливо.
Вильгельм Максимилиан, ко всему прочему, хотел взяться за изучение детской психологии, но не стал проводить опыты, потому что дети вряд ли могли бы точно описать своё внутреннее состояние и ощущения.
Заключение
Вундт был научным руководителем 190 студентов, позднее защитивших докторские диссертации. Они же основали психологические лаборатории в Пенсильвании, Нью-Йорке и других штатах Америки.
Вильгельм Вундт внёс огромный вклад в развитие психологии, философии и физиологии. Его книги издаются до сих пор, а результаты экспериментов не теряют актуальности. Он одним из первых понял, что психология – это экспериментальная наука, и метод её изучения должен быть соответствующим.
Надеемся, после прочтения статьи вам стало понятнее, в чём именно состоял метод Вундта. Вы даже можете попробовать применить его в жизни и начать вести отчёты о своих ощущениях и мыслях. Получится этакий домашний психологический эксперимент. Если решите его провести, поделитесь результатами в комментариях.
Создатель психологии Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в городе Некрау недалеко от Мангейма, он был младшим сыном лютеранского пастора. В детстве Вильгельм чувствовал себя одиноким и мечтал стать знаменитым писателем. Когда Вундту было около шести лет, его семья переехала в небольшой старинный город в земле Баден-Вюртемберг.
Содержание
Учеба
В 1851 году он окончил школу и начал восхождение к научному познанию ступень за ступенью; в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах.
Связь между мозгом и разумом
Начиная с 1867 г. Вильгельм Вундт читает в Гейдельбергском университете первый и единственный в мире на то время курс лекций по физиологической психологии. В своем курсе он подчеркивает связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки – психологии. Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии:
Лекции вошли в историю в виде одной из самых значительных его книг «Основы физиологической психологии» (1873, 1874 г.г.), которая переиздавалась шесть раз.
Профессор психологии Вундт
В 1875 году Вундт получает должность профессора в Лейпцигском университете, где останется на следующие 45 лет. Вундт был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. Среди них, такие известные имена как Эдвард Титченер, Иван Павлов, Стэнли Холл, Джеймс Кеттел. Впоследствии они сделают серьезный вклад в развитие психологии в США, России, Японии, Италии.
В 1879 году Вильгельм Вундт основывает первую в мире психологическую лабораторию и собирает под одной крышей ученых со всего мира. Первым делом для проведения экспериментальных исследований Вундт разрабатывает свод правил:
Предметом исследований были три главные направления, на пересечении которых возникала экспериментальная психология: изучение ощущений и восприятий, психофизика, изучение времени реакции. В дальнейшем к этим темам прибавились еще две: ассоциации и чувства. Вундт провел классификацию типов связи (ассоциаций), которые были установлены в процессе исследования реакций. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине – экспериментальной психологи.
Любопытно, что создатель экспериментальной психологии сам не был истинным лабораторным работником. По свидетельству его первого американского ученика Дж. Кеттела, он не проводил в лаборатории больше 5-10 минут в день. Метод обучения творчеству в его лаборатории был оригинальным. Он выходил к стоявшей перед ним группе учеников с пачкой листков, на которых расписывались экспериментальные задания, и раздавал их безотносительно к интересам исполнителей. Затем он проверял их отчеты и сам же их оценивал, решая вопрос о публикации в издаваемом им журнале. На каждую из лекций в аудитории собиралось более 600 студентов.
Вокруг Вильгельма Вундта постепенно складывается большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает. Постепенно складывалось сообщество исследователей, работников новой области знания, имеющей собственные организационные структуры — лаборатории, кафедры, журналы, общества, а начиная с 1899 года — международные конгрессы.
Развитие психологии
Конечно, у Вундта были и противники, поэтому психология не сразу заняла подобающее место в университетах как отдельная наука. Даже в Германии в 1941 году ее рассматривали как раздел философии. Однако постепенно психология получила признание, особенно активно она развивалась в США. Позже и в университетах Германии стали возникать новые лаборатории. Ученые, которые развернули в них свои исследования, не до конца разделяли суждения Вундта, однако тоже стремились развивать психологию.
Научная программа Вундта не была реализована последовательно, поскольку в результате Первой мировой войны немецкие университеты потеряли финансовую поддержку, а в период Второй мировой войны массированные авианалеты в Лейпциге стерли с лица земли лабораторию Вундта.
При жизни заслуги Вундта признавались научным обществом, его избирали членом многих европейских академий, в частности членом Петербуржской академии наук в 1902 году. Вундта считают кабинетным ученым, однако в его трудах поднимались важные вопросы не только академического характера. В частности, в 1915 он опубликовал книгу, которая была посвящена анализу причин Первой мировой войны.
В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томник «Психология народов».
Вильгельм Макс Вундт умер 31 августа 1920 года в Гросботене, близ Лейпцига.
Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Вундт родился в семье лютеранского пастора, окончил школу в 1851 году и до 1856 года обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учёбы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре становится сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нём использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.
Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и других.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.
В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».
Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.
В честь Вильгельма Вундта назван астероид (635) Вундция, открытый в 1907 году.
Концепции Вундта в психологии
Вундт рассматривал психологию как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи психологии: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи.
Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т.е. элементам сознания) присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К основным элементам сознания он относит также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ.
С точки зрения Вундта, чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания RK изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.
В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Вундт пришел к мнению, что спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя В заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.
Переводы сочинений Вундта на русский язык
Вундт В. Введение в психологию = Einf?hrung in die Psychologie. — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. — (Из наследия мировой психологии). — ISBN 978-5-484-00794-3.
Вундт В. Введение в философию. — СПб., 1903 — PDF. Архивировано из первоисточника на WebCite 13 февраля 2012 года.
Вундт В. Очерк психологии. — СПб., 1896 — PDF. Архивировано из первоисточника на WebCite 13 февраля 2012 года.
Вундт В. Проблемы психологии народов. — М.: Академический проект, 2010. — 136 с. — (Психологические технологии). — ISBN 978-5-8291-1284-4.
Вундт В. Этика: Принципы нравственности. Области нравственной жизни. — Изд.2. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 264 с. — (Из наследия мировой философской мысли: этика). — ISBN 978-5-397-01567-7.