В отношении чего кого проводится оценка потенциального риска причинения вреда здоровью
Плановые проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения будут проводиться в зависимости от присвоенной категории риска причинения вреда здоровью
Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.
Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется, в том числе на следующих принципах:
потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора.
Приведены формулы расчета, в том числе показателя потенциального риска причинения вреда.
Категории риска определяются в зависимости от значения показателя потенциального риска причинения вреда здоровью и подразделяются на чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риски. Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора (за исключением отдельных объектов, обслуживаемых ФМБА России) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Определены порядок отнесения объектов надзора к категориям риска, основания для изменения категории риска, в частности, при наличии двух постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания.
Приведены в том числе рекомендуемые формы государственного надзора и объемы лабораторного сопровождения плановых контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от категории риска, перечень значений показателей средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности и показателей потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности.
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Критерии отнесения субъектов надзора к классам потенциальной опасности риска причинения вреда здоровью
Критерии отнесения субъектов надзора к классам потенциальной опасности риска причинения вреда здоровью
Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет цель повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Критерии учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ или ИП требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки, складывающейся на территории.
При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.
Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;
— категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;
— порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;
Объекты, подлежащие федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством), относятся к следующим категориям риска:
а) чрезвычайно высокий риск;
в) значительный риск;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) определен перечень видов деятельности с особой социальной значимостью (табл.).
Таблица
Перечень видов деятельности с особой социальной значимостью с установленными категориями риска
Виды деятельности с особой социальной значимостью по Приложению № 1
Категория риска
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи
Деятельность родильных домов, родильных домов в многопрофильных лечебно-профилактических организациях, перинатальных центров
Чрезвычайно высокий риск
Дошкольное и начальное общее образование
Чрезвычайно высокий риск
Основное общее и среднее (полное) общее образование
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность детских лагерей на время каникул
Чрезвычайно высокий риск
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Критерии отнесения субъектов надзора к классам потенциальной опасности риска причинения вреда здоровью
Критерии отнесения субъектов надзора к классам потенциальной опасности риска причинения вреда здоровью
Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет цель повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
Критерии учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ или ИП требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки, складывающейся на территории.
При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.
Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;
— категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;
— порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;
Объекты, подлежащие федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством), относятся к следующим категориям риска:
а) чрезвычайно высокий риск;
в) значительный риск;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) определен перечень видов деятельности с особой социальной значимостью (табл.).
Таблица
Перечень видов деятельности с особой социальной значимостью с установленными категориями риска
Виды деятельности с особой социальной значимостью по Приложению № 1
Категория риска
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи
Деятельность родильных домов, родильных домов в многопрофильных лечебно-профилактических организациях, перинатальных центров
Чрезвычайно высокий риск
Дошкольное и начальное общее образование
Чрезвычайно высокий риск
Основное общее и среднее (полное) общее образование
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность детских лагерей на время каникул
Чрезвычайно высокий риск
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
Чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг
В отношении чего кого проводится оценка потенциального риска причинения вреда здоровью
5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ
Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю.Попова); ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (Н.В.Зайцева, И.В.Май, П.З.Шур, Д.А.Кирьянов, С.В.Бабина, Н.В.Никифорова, С.В.Клейн); ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (В.Ю.Ананьев); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г.Костарев, Л.Н.Акимова); ФБУЗ «Информационно-методический центр» (А.С.Сбоев); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Д.В.Горяев).
2. Утверждены и введены в действие Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 11 августа 2017 г.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации описывают единый порядок отнесения деятельности юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.
1.3. Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет целью повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
1.4. Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления, ЮЛ и ИП, чья деятельность подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
1.5. Термины, используемые в методических рекомендациях, соответствуют определениям, содержащимся в нормативных правовых актах, перечисленных в пункте 1.2 настоящих методических рекомендаций.
2. Общие положения
2.1. В настоящих методических рекомендациях потенциальный риск причинения вреда здоровью рассматривается как следствие вероятного нарушения ЮЛ и ИП обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования.
2.3. При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП.
2.4. Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численность населения, находящегося под воздействием.
2.5. Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
2.6. Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
— потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;
— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;
— выполняется однократное присвоение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов базовой категории риска (статическая система оценки уровней риска), которая может быть повышена по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в течение последних 3 лет, и понижена по результатам последней проверки ЮЛ или ИП («динамическая модель» управления рисками);
— категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;
— порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;
— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к той или иной категории риска выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года.
2.7. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение внеплановых проверок, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.
3. Отнесение объектов государственного надзора
(за исключением отдельных объектов государственного надзора в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством) к категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью
3.1. Установление категории риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется для деятельности ЮЛ или ИП, которая осуществляется на производственных объектах, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и внесенных в Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.2. Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (соответствующего субъекта Российской Федерации), деятельность которых подлежит санитарно-эпидемиологическому надзору, формируется с учетом видов деятельности, предусмотренных общероссийскими классификаторами (ОКВЭД, ОКПД).
Сведения, содержащиеся в формах отраслевой статистической отчетности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора» соотносятся с данными, содержащимися в Федеральном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1).
3.3. Расчет показателя потенциального риска причинения вреда здоровью определенным видом деятельности, который реализуется ЮЛ или ИП на одном или нескольких производственных объектах, производится по формуле:
, (1)
, (2)
, (3)
Частота нарушений и учитываемый при классификации 95%-ный персентиль должны периодически пересматриваться.
Рассчитанные по данным отраслевой статистики и утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» показатели средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности, величины вероятности и показатели потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности приведены в приложении 2.
3.7. Показатель, характеризующий численность населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора (масштаб воздействия), учитывает общее количество лиц, которым может быть причинен вред в результате нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области технического регулирования, и время контакта этих людей с риском, свойственным объектам государственного надзора, на которых осуществляется определенный вид деятельности.
При расчете показателя учитываются следующие категории граждан (контингенты населения):
— работники, занятые на объекте надзора;
— потребители услуг (работ), оказываемых на объекте надзора;
— потребители продукции, производимой и приобретаемой на объектах надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха от деятельности объекта надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения водных объектов от деятельности объекта надзора;
— население населенных пунктов, проживающее в зоне воздействия загрязнения почв от деятельности объекта надзора.
Население под воздействием разных видов деятельности оценивается с использованием матрицы, представленной в приложении 3.
Расчет показателя, характеризующего численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, (масштаб воздействия) выполняется отдельно для каждой категории граждан с последующим суммированием по формуле:
, (4)
Показатели, характеризующие численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, определяются с использованием среднестатистических величин, свойственных объекту и коэффициентов, учитывающих время контакта с населением.