В монастырь в чем идти
Правила поведения в монастыре
Игумен Аристарх (Лоханов)
Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.
Духовно-административное устройство монастыря
Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Обращение к монахам
Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).
Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».
К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».
К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».
Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».
К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».
В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)
В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).
О монастырских правилах
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
Православная Жизнь
Сообщение об ошибке
10 золотых правил поведения на территории монастыря
В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ решительно подтверждает данное высказывание.
– Отче, как правильно здороваться с монахами, архиереями?
– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.
Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.
– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?
– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.
Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.
– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?
– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.
Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.
В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.
– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?
– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.
– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?
– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.
Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.
– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?
– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.
– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?
– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.
– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?
– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».
– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?
– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.
– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?
– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.
Православная Жизнь
Что носить летом? До какой степени можно обнажать тело в жару? Как быть на пляже? Допустимо ли мужчине зайти в храм в футболке, а не в рубашке с коротким рукавом? В каком виде можно прийти в ваш храм, чтобы оттуда не выгнали? Ответили священники нашей епархии.
Классика — идеальный выбор
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново:
Когда я в 1990-х годах воцерковлялся, меня тоже волновал вопрос, в каком виде правильно ходить в храм. Один очень интересный верующий человек ответил мне так: «Молодой человек, вы неправильно ставите вопрос. Надо из дома выходить в таком виде, чтобы можно было в любое время зайти в храм». Мы должны понимать, что нужно воцерковлять все стороны нашей жизни, и внешний вид в том числе. Приходя к вере, мы начинаем следить за своей речью, жестами, поведением. Так же должно произойти и с нашим внешним видом: постепенно он тоже должен меняться в лучшую сторону. В храме надо выглядеть достойно.
Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на мужчин, потому что в вопросах одежды говорят преимущественно о женщинах — юбка или брюки, допустима ли косметика, можно ли открывать плечи… Однако внешним видом наших прихожан тоже нужно серьёзно заниматься. Если давать конкретные советы, то, на мой взгляд, мужчине в храме подобает быть одетым в брюки, а не шорты, бермуды и тому подобное. Брюки предполагают наличие носков и классической обуви. Если вы надеваете джинсы, то они должны быть традиционных цветов — чёрные, тёмно-синие, коричневые, летом можно светлые, но не кричащих расцветок. Желательно, чтобы они не были рваными и не отличались фасоном от обычных брюк. Хотелось бы также, чтобы мужчины носили классические рубашки с воротничком, а не футболки.
Сейчас очень модным стал спортивный стиль, но я убеждён: в храме он недопустим. Внешний вид формирует внутреннее состояние православного человека. Одежда — это один из атрибутов внешнего христианства, поэтому в гардеробе верующего человека обязательно должна присутствовать классика. Спортивные брюки, тапочки на босую ногу — считаю, что в храме это неприлично. Мы ведь идём на самое важное и торжественное событие своей жизни! Нужно учиться так относиться к каждой литургии, как будто она первая или последняя. Литургия — это торжество жизни, и приходить на него расслабленным недопустимо.
Какие традиции сложились у нас на приходе? Скажу так: я веду каждодневный изнурительный труд в этом направлении. Говорю, объясняю, напоминаю, привожу примеры. Рассказываю, что если бы было всё равно, в какой одежде предстоять Господу, тогда что-то менялось бы и в одежде священнослужителей, однако Церковь очень консервативна в этом вопросе. Если священник выйдет на исповедь в спортивных штанах и без носков, это оттолкнёт людей, не даст им сосредоточиться. Поэтому я учу прихожан не пренебрегать своим внешним видом.
Что касается женщин: я думаю, они созданы для того, чтобы украшать наш мир. Прекрасно, если мужчина испытывает возвышенные чувства, глядя на женщину. Её вид должен пробуждать желание писать стихи, а не говорить пошлости. Девочек надо воспитывать так, чтобы они стремились вызывать высокие, а не потребительские чувства.
Если женщина идёт в храм нарядной, это хорошо. Шарф или косынка — такой аксессуар, которым она может подчеркнуть красоту богослужения (например, выбрав соответствующий цвет) или продемонстрировать индивидуальный подход к своей одежде. Когда видишь, что прихожанки меняют косыночки в зависимости от праздника, это радует. Мне хотелось бы, чтобы женщины в храме выглядели достойно и красиво, вдохновляли мужчин служить Богу и вызывали у них самые нежные чувства.
Внимательно к себе и снисходительно к окружающим
Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное:
У нас, слава Богу, не курортный город, отдыхающих нет, и потому проблема летней одежды остро не стоит. Вот в приморских городах ситуация действительно сложная. Если человек приехал в бриджах и в таком виде зашёл в храм свечку поставить и помолиться о том, что его беспокоит — я замечания не сделаю, и своих прихожан учу тому же. Главное — чтобы мы никого в храме не обидели.
Одежда сейчас такая, что не знаешь, что рекомендовать, особенно в случае с летним гардеробом. Можно быть в длинной юбке, которая просвечивается, и это будет хуже, чем шорты. А можно быть в шортах, но с покаянным чувством в сердце о том, что не подумал, в чём в храм пойти. Так что судить никого нельзя. Для Бога главное — не одежда, а наши души. Всё зависит от внутреннего состояния человека. Если турист пришёл в храм в купальнике, как это было в 1990-х годах, когда открыли Святогорскую лавру, — конечно же, надо сказать ему о неуместности такой одежды. Если же всё в рамках приличий — не стоит быть особо придирчивым. Конечно, каждый человек должен отдавать себе отчёт, куда и зачем он идёт. Священник может с любовью намекнуть, если что-то не так.
Если обобщить, то прежде всего надо смотреть на то, кто именно пришёл в храм в неподобающей одежде. Если это постоянный прихожанин — можно деликатно указать ему на его ошибку. Если же это случайный человек, лучше его не трогать. Воцерковлённым людям я посоветовал бы перед выходом из дома обратить внимание, насколько аккуратно они одеты, не коротка ли одежда, не просвечивается ли платье или рубашка (сейчас даже мужчины носят ничего не скрывающие рубашки-сетки). Конечно, одежда не может осквернить человека, но тот, кто идёт в храм, должен уделить внимание своему внешнему виду и постараться одеться прилично и опрятно.
Избегать крайностей и наслаждаться отдыхом
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево:
Когда на улице жара +35 — +40 градусов, надевать юбки в пол и рубашки с длинным рукавом я считаю лишним. Носить их в зной тяжело. Я за шорты и короткие рукава, никакого греха в ношении такой одежды не вижу. Разумеется, всё должно быть в пределах разумного — те же шорты бывают самой разной длины.
Что касается летней одежды для храма: надо понимать, что мы там будем стоять перед Богом. Идти на службу в шортах, безрукавках, майках и тому подобной одежде свободного покроя недопустимо. В храм надо одеваться подобающе. Я не говорю, что женщина обязана надевать юбку в пол, но колени эта юбка прикрывать должна. Нужно проявлять уважение к Церкви, к окружающим людям и постараться никого не соблазнять своим внешним видом. Правда, порой можно наблюдать и другую картину, когда особо благочестивые бабушки вразумляют молодую девушку и ругают её за то, что она неправильно одета. Это тоже крайность, ведь у человека могут быть определённые обстоятельства: например, родственник лёг в больницу, хочется помолиться о нём в храме, а подходящей одежды под рукой нет. Можем ли мы человеку в такой ситуации запретить зайти в храм? Во всех остальных случаях в храм надо одеваться скромно, чтобы никого своим видом не соблазнять.
Что касается пляжной одежды — мы не живём в Средневековье, когда оголённое плечо или колено считались верхом неприличия. За окном XXI век, магазины изобилуют самыми разнообразными моделями купальников и плавок, и выбрать подходящую не составляет труда. Здесь тоже желательно обойтись без крайностей, потому что некоторые купальники не то что не скрывают ничего, но подчёркивают всё, что можно и нельзя. Три ниточки вверху, две внизу не очень вяжутся с образом верующей женщины, этого не должно быть. Есть разные модели купальников, как закрытых, так и открытых, в которых можно выглядеть адекватно. Так что подберите себе нормальный купальник или плавки — и купайтесь на здоровье. Купаться в рубашке или подряснике я бы не советовал, потому что это вызовет только смех у окружающих.
Если человек хочет кого-то поучать, он найдёт повод: окажется, что окружающие если не купальники неправильные носят, то на пляже неправильно лежат или ещё что-то не так делают. Надо во всём знать меру, а лубочное христианство на пляже (священник в подряснике и шляпе, женщина в длинной юбке или рубахе) и выглядит архаично, и для отдыха неудобно. Ну и, конечно же, нужно думать о своём поведении ничуть не меньше, чем об одежде. Надеюсь, наши читатели это понимают и в таких напоминаниях не нуждаются.
Можно быть православным и красиво одетым
Протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра:
Говоря о допустимой или недопустимой одежде, я бы не стал обсуждать конкретную длину рукава или фасон платья — скорее, хотелось бы высказать несколько общих моментов.
Первый. Всякий раз, когда мы в храме или на улице осуждаем того или иного человека за то, что он одет не «по-православному», под православным идеалом мы подразумеваем современный стиль одежды. То есть нам кажется, что православные мужчины всегда носили брюки (желательно тёмные), туфли (с закрытыми пяткой и носком) и рубашки с длинными рукавами (застёгнутые на все пуговицы). Православные женщины всегда ходили в косынках и длинных платьях или юбках и блузах. Однако давайте посмотрим на иконы Иисуса Христа и апостолов в полный рост. Где вы там видите брюки? Туфли с закрытым носком? Рубашки с пуговицами? Апостолы — вчерашние рыбаки из Галилеи — в условиях того времени и климата ходили либо босиком, либо в открытых сандалиях. Вы можете себе представить современного священника, ходящего по мраморному полу собора босиком или выходящего в таком виде на проповедь? Скорее, это будет выглядеть юродством или насмешкой.
Вместо брюк и рубашек были одежды, форму которых напоминают современные облачения священников. Но по улицам сегодня в таких одеждах мужчины не ходят. Значит, брать за абсолютный образец «православности» одежду хоть I, хоть XXI века тоже не нужно.
Второе. Сознательно или нет, но идеал православия мы ищем в среде монашества. Отсюда такое тяготение к тёмным и довольно длинным одеждам. Но большинство из нас — не монахи, и мы живём не в удаленных от мира обителях. Да и монахи — люди радостные, а не угрюмые. Поэтому что мешает девушке в 18-20 лет надеть на воскресную литургию не бесформенный балахон серого цвета, а красивое платье?
Посмотрите на картины художников, изображавших быт людей в XVIII-XIX веках. Видим, что помимо обычных косынок женщины носили в храм всевозможные кокошники, чепчики и шляпки. К литургии всегда относились как к празднику, поэтому надевали на неё лучшую одежду. Можно быть православным и красиво одетым. Одно другому никак не мешает.
Андрей Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
Третье. Если по прошествии времени традиции одежды меняются, то на что же тогда ориентироваться? Конечно же, на опыт Церкви и голос собственной совести и разума.
По словам апостола Павла, необходимо чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). Также мы помним, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). Отсюда — давняя традиция молиться с покрытой головой, не отменяющаяся и летом.
Стыдливость и целомудрие — вот те критерии, которые отличают «приличное одеяние» от неприличного. Одежда не должна быть вызывающей, соблазняющей, чрезмерно открытой. Твой внешний вид не должен быть соблазном или искушением для других молящихся в храме. Главное — не забывать, что любой человек — это образ Божий. По словам святителя Василия Великого, благочиние сообщается от тела к душе, и благоустройство тела весьма скоро приведет к благоустройству души. При желании и наличии вкуса эти принципы спокойно можно реализовать в своей одежде. В этом плане лето ничем не отличается от других времён года.