В лето 997 что это
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Из «Повести временных лет». Сказание о белгородском киселе (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 24-25)
Размышляем о прочитанном
1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
Когда князь Владимир покинул город, печенеги решили напасть. Народ был уставший и голодный. Он были готов сдаться. Старец попросил у врагов три дня. За это время из погребов им удалось достать припасы и сделать из них кисельный отвар. Спустя три дня пришли печенеги и старец сказал им, что они имеют пищу от земли и их не погубить. Печенеги не поверили, но потом сами увидели кисель, да и с собой еще взяли его.
Хитрость и находчивость старца спасла город.
Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.
Начинается сказание с осады города, а заканчивается освобождением города. Я считаю, что так можно сказать.
Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
В этом сказании проявились такие особенности:
Развиваем свою речь
Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?
Я считаю, что я дал такое объяснение этим словам, которыми мы пользуемся и в нынешнее время.
Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.
О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
Эта датировка говорит о реальности исторического события.
Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?
Это союз «И». Он повторяется 21 раз, он является связующим в тексте, передает фольклорные особенности сказания.
Фонохрестоматия
Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передает актер?
Актер мастерски передал чувства всех участников событий. Старец решителен и не думает сдаваться, горожане напуганы, но верят старцу, а печенеги удивлены появлением киселя.
Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?
Радостью и чувством выполненного долга.
Как вы думаете, почему этот рассказ, о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?
Автор наставляет, что не надо подчиняться недалеким и кровожадным печенегам.
Подготовьте выразительное чтение “Сказания. ”, передавая величественную простоту речи летописца.
О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997» (см)?
О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»? Из «Повести временных лет»
Воспользуемся переводом этого сказания, которое носит название «Сказание о белгородском киселе» академика Дмитрия Лихачева, крупнейшего знатока древнерусской литературы.
Он начинает свой текст буквально следующими словами:
Иначе говоря, академик указывает и год от сотворения мира, принятый в Древней Руси и датировку от рождества Христова, которая стала применяться на Руси после принятия христианства в 998, то есть на год позже описанных событий.
Таким образом можно предположить, что если в изначальном тексте летописи используется датировка от рождества Христова, то написана она была после 998 года.
Год указан от рождества Христова. Но в то время летоисчисление велось от сотворения Мира. То есть с разницой в 5508 лет. И так было кажется до Петра I. Тут напрашиваются три версии: или это писал монах, или летописец писал о временах совсем былинных или тот, кто этот документ подделывал, сглупил.
Этого апостола звали Андрей. Эта повесть была написана очень давно, а точнее в 12 веке. Предполагают, что эта летопись была написана монахом Нестором. Это очень интересный свод. Он содержит в себе различные сказания, исторические события, легенды.
повесть временных лет создал Нестор Летописец!
В средневековой Европе книги были рукописные, и трудились над ними в основном монахи, именно благодаря их старанию и мастерству мы имеем возможность прикоснуться к истории, изучая древние тексты.
К написанию книг монахи подходили как к священнодействию: свою работу они начинали с разметки страницы, отмечая поля и прикидывая, где будут находиться большие буквы и иллюстрации. Сам текст писали гусиным пером и чернилами. Слова вырисовывались аккуратно, без помарок и ошибок, но и без знаков препинания. Заглавные буквы в каждом абзаце витиевато украшались.
Создание книги было не только трудоемким, но и дорогостоящим процессом. Первые европейские книги писались на пергаменте, только начиная с 14-го века производство бумаги получило в Европе широкое распространение.
Главную тему книг, написанных во времена Древней Руси, Д.Лихачев определил так:
В «Повесть временных лет» включены следующие жанры: летопись, послание.
Списки с «Повести» делали монахи Киева,Переяславля,Галича,Владимира,Москвы.
В основе «Повести» лежат поэтические народные предания,сказания,легенды. Это предания о княгине Ольге и древлянах, о защите горожанами г.Белгорода,о их хитрости,которая помогла им убедить врагов в том,что сама земля кормит белгородцев киселем из колодца.
Многие исторические персонажи,о которых рассказывалось в «Повести», стали впоследствии героями литературных произведений.Это Олег Вещий ( «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина), князь Игорь (опера Бородина\Римского-Корсакова\Глазунова «Князь Игорь») и другие.
Большое значение «Повесть временных лет» имела для исследования метеорологических событий.Монахи добросовестно описывали погодные явления, происходившие в то или иное «лѣто».Это засухи, неурожаи, разливы рек,затопления, время начала зимы, время сева,нашествия саранчи или голод в том или ином месте княжества.
Благодаря летописям потомки узнали о сражениях,войнах,победах и поражениях и,конечно же,о героях Древней Руси.
Сказание о белгородском киселе
«Сказание о белгородском киселе»
(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».
И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.
«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
«Сказание о белгородском киселе»
(Современное изложение)
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече[5] и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе»
(Свободный пересказ)
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Примечания
Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.
Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
Вече — собрание горожан для решения общественных дел.
В лето 997 что это
«Сказание о белгородском киселе» (Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев)
«Сказание о белгородском киселе» (Современное изложение)
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече [5] и сказали:
— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.
«Сказание о белгородском киселе» (Свободный пересказ)
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.
Примечания
Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским
О чём говорят начальные слова сказания в лето 997?
О чём говорят начальные слова сказания в лето 997.
В лето 997 это значит что в этот год происходили события ( в летописи).
О чём говорится в сказке падчерица?
О чём говорится в сказке падчерица.
Какова история жизни героя «Сказания о Кише» и в чём секрет его успеха?
Какова история жизни героя «Сказания о Кише» и в чём секрет его успеха?
Чиполлино о чём там говорилось?
Чиполлино о чём там говорилось.
О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В РАССКАЗЕ ЛЕВША?
О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В РАССКАЗЕ ЛЕВША.
О чём говорилось в книге федотке?
О чём говорилось в книге федотке.
О чём говорится в муму?
О чём говорится в муму.
Какой стилистический приём используется в предложениях :» Что надо было ей от меня?
Какой стилистический приём используется в предложениях :
» Что надо было ей от меня?
Что она мне без слов говорила, о чём напоминала?
Что означает слово сказание?
Что означает слово сказание?
О чём говорится в тексте?
О чём говорится в тексте?
О чём говорится в поэме «Евгений Онеген»?
О чём говорится в поэме «Евгений Онеген».
Https : / / wiki. Briefly. Ru / %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA, _%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F.
Жёлтый, Белый, Синий, Зелёный.
«Пороша» Есенин. «Когда на меня навалилась беда» Габдула Тукай.
Расказ интересный. Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Вырина определена прежде всего условиями его жизни. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим..