В лето 6415 907 что это значит
И вспомнил Олег коня своего. Определи, какой век указан в летописи: а) «В лето 6415 (907)» б) «В лето 6420 (912)» _____________
Здесь даты указаны как по привычному нам исчислению, то есть от Рождества Христова (в скобках), так и «от сотворения мира». Таким образом, век у обеих дат один и тот же: 10-й от Рождества Христова.
(примечание: сейчас идет 21-й век от Рождества Христова)
б) «В лето 6420 от сотворения мира (или 912 от Рождества Христова)»
Ну, а если считать век «от сотворения мира», то 65-й.
— Донечко давай покажемо, як ми вивчили всі місяці в році. Ну. Сі:?
— Зень, Тень, Вень, Вень, Пень, Пень, Сень, Тень, Пад, День!
Рассказ «Бежин луг»Из цикла Ивана Сергеевича Тургенева «записки охотника» повествует о встрече пришедшего к костру заблудившегося автора с крестьянскими детьми, пасущими лошадей в ночном. Писатель описывает детей и передает их разговоры.
Рассказ заставляет задуматься о судьбе крестьянских детей, близких к природе, но рано узнавших труд. Так Илья, которому на вид не более 12 лет трудится на местной бумажной фабрике. И вся смена состоит из таких же ребятишек. Они и домой часто ночевать не приходят, ночуют на фабрике, так как работы много.
В их рассказах ни разу не мелькнули слова: школа, книга, учеба. И все знания они, видимо, черпают из рассказов взрослых, личного трудового опыта и таких вот бесед с другими детьми разного возраста. Поэтому не удивительно, что в рассказах преобладают различные страшилки. И немногие, как Павлуша, стараются найти объяснение непонятному.В описании затмения видно, что и взрослые находятся в плену и суеверий и страхов.
Рассказ заставляет нас задуматься и поискать возможное рациональное объяснение всем непонятным явлениям. Что-то придумано для красного словца, что-то реальное принято в темноте за сверхъестественно. У страха ведь глаза велики!
А еще меня рассказ заставил задуматься о том, что гибель Павла была, наверное, не случайной. Он был слишком шустрым, самостоятельным, склонным к риску.
Поход Олега на Константинополь
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.
Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.
Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Летописи. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Летописи. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Найди в толковом словаре или Интернете значение слова летопись. Выпиши его.
Летопись – это древнейший вид повествовательной древнерусской литературы, рукописное произведение, состоящее из последовательных описаний событий, свидетелем которых был автор летописи.
Как ты думаешь, от каких слов образовалось слово летопись? Запиши.
Летопись образовано из двух слов: лето (что значит, год) и писать. Получаем описание года, нескольких лет.
Запиши своими словами, что такое летопись. Используй фразы из учебника (с.6).
Летопись – это воспоминания о важных событиях в жизни страны, эти записи делали из года в год (из лета в лето). Благодаря летописям мы можем узнать о том, что происходило много веков назад.
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда
Фразеологизм «повесить щит» — значит победить, взять город под свою власть, покровительство (от слова щит – защита).
Восстанови текст.
В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале Х века (летом 6415 (907) года). Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей – хазар. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства – Византии. Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его Царьград.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был еще маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошел на Царьград и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия руссов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Царьград и торговать там беспошлинно.
В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.
Слова для справок: Х век, хазары, Византия, Константинополь, Царьград, Рюрик, Олег, византийцы, 911.
Прочитай, как об этом событии рассказывается в летописи. Все ли тебе понятно? Выпиши устаревшие слова. Найди их значение в толковом словаре.
Яства – вкусная еда, дань – налог, периодическая плата за покровительство, гривна – денежная единица Руси в виде серебряного слитка, целовать крест – христианская клятва, присяга – клятва верности, обещание держать слово, паволоки – дорогая шелковая ткань, узорочье – драгоценные узорчатые ткани, украшения, Вещий — способный предвидеть будущее, предсказатель, мудрец.
О каких важных исторических событиях ты прочитал? С помощью текста летописи укажи важные моменты.
Дата: начало Х века (лето 6415 (907) года).
Место: столица Византии –Константинополь (Царьград).
Событие: заключение мирного соглашения между князем Олегом и Византией на выгодных для русских князей условиях (сбор дани, разрешение беспошлинной торговли).
Значение: единение русских княжеств, развитие торговли.
Составь план текста. Запиши его.
Восхождение Олега на княжеский престол в Новгороде.
Захват Царьграда и заключение мира.
Используя план, составь конспект (краткое письменное изложение текста).
В начале 10 века на русские земли нападали соседи. Княжеские дружины совершали ответные походы.
Новгородский князь Олег починил себе Киев и другие русские города, объединив русские земли под своей властью.
Князь Олег с большим войском захватил Царьград (столицу Византиии). Греки были вынуждены согласится с условиями Олега на беспошлинную торговлю и выплату дани.
И вспомнил Олег коня своего
Вместе с родителями найди и прочитай произведение А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Какую новую информацию о главном герое и исторических событиях ты получил из этого произведения?
А.С. Пушкин сочинил «Песнь о вещем Олеге», положив в основу историю из древнерусской летописи XII века «Повесть временных лет» Нестора Летописца. Князь Олег охранял русскую землю от набегов хазар, совершая ответные набеги и разоряя их села. Олег одержал победу над Царьградом, повесил на его ворота свой щит. Соседи боялись и не любили Олега, желая ему смерти. Вместе с сыном Игорем, Олег поехал к берегу Днепра проведать могилу своего коня, где и погиб сам.
Понаблюдай за языком и стилем текста летописи и произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Сделай выводы. Обрати внимание на использование информации (даты, описание исторических событий), средств художественной выразительности. Какие фразы из поэтического текста ты хотел бы использовать в своей рассказе о вещем Олеге? Запиши их.
Стиль текста летописи более «сухой», сжатый и информативный по сравнению с произведением Пушкина. В летописи указаны даты события. В произведении Пушкина более красочно и эмоционально нарисован образ Олега – могущественного и властного князя, уверенного в своем успехе, усомнившегося в правоте волхва.
Вещий Олег, могучий воитель с дивной судьбой, победой прославленный, победитель.
« в лето 6415 (907)» какой это век
Нильс гном Лис Аккка
■ Краткое содержание: ■ Действие повести происходит во время войны в маленьком киргизском ауле. Главным героем является четырнадцатилетний Султанмурат, чей отец на фронте. Его друзьями являются Анатай и Эркинбек, они же помогают ему посеять хлеб, после того как с соответствующей просьбой к школьникам обращается председатель колхоза.
Однажды ночью конокрады связывают подростков и уводят четырёх лошадей. Детям удаётся высвободиться: Султанмурат на лошади бросается за преступниками, а Анатай и Эркинбек бегут за помощью. Султанмурат догоняет конокрадов, и один из них убивает из ружья лошадь мальчика. На запах крови прибегает голодный волк. Повесть заканчивается тем, что Султанмурат, намотав удила на свою руку, готовится к схватке с волком.
——————————
——————————
■ Дети показаны во всей полноте чувств. Но и в минуты радости они не забыли о своём долге: им нужен хороший урожай, и прилёт журавлей они воспринимают как хорошую примету. Журавли принесли на своих крыльях весну, надежду. Киргизы верят в переселение душ. У Анатая и Эркинбека отцы погибли на войне, об отце Султанмурата ничего не известно. Наверное, мальчики думают, что это души их отцов прилетели на родную землю и улетели, оставив надежду и веру в победу.
Это весна жизни героев повести. Вместе с журавлями улетает их детство, и они бегут за ним, но его не догнать.
Журавли благословляют детей на счастье, на будущее.
Необъятное, спокойное небо, в котором, как в море, медленно плывут журавли, и земля, на которой люди страдают, убивают друг друга. Но ведь не земля приносит страдания. Во всех войнах виноваты люди. А земля кормит людей, её надо любить, чтобы она давала урожай. И мальчики это понимают. Журавли весной возвращаются на родину, потому что нет милей родной земли. Они как связующая нить между землёй и небом, между миром и войной, между прошлым, настоящим и будущим.
У каждого времени свой спрос с человека, свои проблемы и требования, и поэтому жизнь не даётся легко, если к ней подходить всерьёз, если дерзать, а не выискивать беспечное житьё. Жизненный путь этих героев – это путь людей большого человеческого достоинства. 38 Нравится Пожаловаться
В лето 6415 907 что это значит
В лѣто 6407. В лѣто 6408. В лѣто 6409.
В лѣто 6410. Леонъ цесарь ная угры на болгары. Угре же, нашедше, всю землю Болгарьскую плѣноваху. Семеонъ же, увѣдавъ, на угры възвратися, угри противу поидоша и побѣдиша болгары, яко одъва Семеонъ въ Деръстеръ убѣжа.[87]
В лѣто 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова, именемь Ольгу.
В лѣто 6412. В лѣто 6413. В лѣто 6414.
В лѣто 6415. Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ.[88] Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины;[89] си вси звахуться Великая скуфь.[90] И сь сѣми всеми поиде Олегъ на конѣхъ и в кораблѣх, и бѣ числомъ кораблий 2000. И приде къ Цесарюграду, и грѣци замкоша Судъ, а городъ затвориша. И вылѣзе Олегъ на берегъ, и повелѣ воемъ изъволочити корабля на берегъ, и повоева около города, и много убийство створи грѣком, и полаты многы разбиша, а церькви пожьгоша, А ихъже имяху полоняникы, овѣхъ посѣкаху, другыя же мучаху, иныя же растрѣляху, а другыя въ море вметаша, и ина многа зла творяху русь грѣком, елико же ратнии творять.
И повелѣ Олегъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса.[91] И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою. И убояшася грѣцѣ и ркоша: «Нѣсть се Олегъ, но святый Дмитрий,[92] посланъ на ны от Бога». И заповѣда Олегъ дань даяти на 2000 кораблий, по 12 гривнѣ на человѣка, а в корабли по 40 мужь.
Няшася грѣци по се, и почаша грѣци мира просити, дабы не воевалъ Грѣцькой земли. Олегъ же, мало отступивъ от города, нача миръ творити съ цесарема грѣцькыма, съ Леономъ и съ Александром. Посла к нима в городъ Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стѣмида, глаголя: «Имете ми ся по дань». И ркоша грѣцѣ: «Чего хочете и дамы ти». И заповѣда Олегъ дати воемъ на 2000 кораблий по двѣнатьчать гривнѣ на ключь, и потом даяти углады на руские городы: пѣрвое на Киевъ, таже и на Черниговъ, и на Переяславлъ, и на Полътескъ, и на Ростовъ и на Любечь и на прочая городы; по тѣмь бо городомъ сѣдяху князья, подъ Ольгом суще.
«Да приходять русь сълебное емлють, елико хотят, а иже придуть гостье, да емлють мѣсячину на 6 мѣсяць, и хлѣбъ, и вино, и мяса, и рыбы и овощемъ. И да творять имъ мовь, елико хотять. И поидут же русь домови, да емлют у цесаря вашего на путь брашно, и якоря, и ужа, и парусы и елико надобѣ.» И яшася грѣци, и ркоша цесаря и боярьство все: «Аще приидуть русь бес купли, да не взимают мѣсячины. Да запрѣтить князь людем своимъ, приходящим руси здѣ, да не творят пакости в селѣхъ и въ странѣ нашей. Приходящии русь да витают у святаго Мамы, и послеть царство наше, да испишют имена ихъ, и тогда возмут мѣсячное свое — пѣрвое от города Киева, и пакы ис Чернигова и Переяславля и прочии городи. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю, якоже имъ надобѣ, и не платяче мыта ни в чемьже».
Цесарь же Леонъ съ Александром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань, и ротѣ заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом,[93] скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ. И рече Олегъ: «Исшийте парусы паволочиты руси, а словѣном кропийнныя». И бысть тако. И повѣсиша щиты своя въ вратѣхъ, показающе побѣду, и поиде от Цесаряграда. И въспяша русь парусы паволочитыѣ, а словѣне кропийнныя, и раздра я вѣтръ. И ркоша словенѣ: «Имемъся своим толъстинамъ — не даны суть словѣном парусы кропинныя». И приде Олегъ къ Киеву, неся золото, и паволокы, и овощи, и вина, и всяко узорочье. И прозваша Ольга «вѣщий» — бяху бо людие погани и невѣголоси.
В лѣто 6416. В лѣто 6417. В лѣто 6418.
В лѣто 6419. Явися звѣзда велика на западѣ копейнымъ образомъ.[94]
В лѣто 6420. Посла Олегъ мужи свои построити мира и положити ряды межи Грѣкы и Русью, и посла глаголя:
«Равно другаго свѣщания,[95] бывшаго при тѣхъже цесарихъ Лва и Александра. Мы от рода рускаго — Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ, иже послани от Олга, великаго князя рускаго, и от всѣх, иже суть под рукою его, свѣтълыхъ бояръ, к вамъ, Львови и Александру и Костянтину, великьмъ о Бозѣ самодѣржьцем, цесаремь грѣцкымъ, на удѣржание и на извѣщение от многыхъ лѣтъ межю християны и Русью бывшюю любовь, похотѣньемъ наших князь и по повелѣнию и от всѣхъ, иже суть подъ рукою его сущих руси. Наша свѣтлость боле инѣхъ хотящихъ же о Бозѣ удѣржати и извѣстити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью многажды, право судихом, не точью простословесенъ и писаниемь и клятвою твердою, клѣншеся оружьемь своимъ, такую любовь извѣстити и утвѣрдити по вѣрѣ и по закону нашему.
Суть, яко понеже мы ся имали о Божии вѣрѣ и любви, главы таковыя: по пѣрвому слову да умиримся с вами, грѣкы, да любимъ другъ друга от всея душа и изволѣнья, и не вдадимъ, елико наше изволение, быти от сущих под рукою нашихъ князь свѣтлыхъ никакомуже съблазну или винѣ. Но потщимся, елико по силѣ, на схранение прочихъ и вьсегда лѣтъ с вами, грѣкы, исповѣданиемь и написанием съ клятвою извѣщаемую любовь непревратну и непостыжну. Тако же и вы, грѣци, да храните таку же любовь къ княземъ же свѣтлымъ нашим рускымъ и къ всѣмъ, иже суть подъ рукою свѣтлаго князя нашего, несъблазнену и непреложну всегда и въ вся лѣта.
А о главах, иже ся ключит проказа, урядимся сице: да елико явѣ будеть показании явлеными, да имѣють вѣрное о тацѣхъ явлении, а емуже начнуть не яти вѣры, да кленется часть та, иже ищеть неятью вѣры, да егда клѣнется по вѣрѣ своей, будеть казнь, якоже явится съгрѣшение.
Леонъ цесарь ная…въ Деръстеръ убѣжа. — Эти события происходили в 893 г. Симеон — болгарский царь (893–927 гг.). С его именем связывают расцвет болгарской книжной культуры; для него был переведен и сборник святоотеческой литературы, список с которого известен на Руси как Изборник Святослава 1073 г.
Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ. — Некоторые ученые считают поход 907 г. историографической легендой, ссылаясь на отсутствие сведений о нем в византийских источниках (См. например: Карпозилос А. Росдромиты и проблема похода Олега против Константинополя
Великая скуфь — см. сноску 43.
…въставити корабля на колеса. — Иногда это сообщение считают эпическим вымыслом. Однако если Олег действительно перетащил корабли через узкий перешеек в залив Золотой Рог, то воины могли использовать «колеса» — катки, которыми обычно пользовались при переправе судов через волоки. При попутном ветре распущенные паруса могли, разумеется, оказать помощь волочившим лодки людям.
…святый Дмитрий. — Приписываемое летописцем грекам сравнение Олега с Дмитрием Солунским отражает, думается, популярность этого святого на Руси. В XI в. Дмитрий считался небесным патроном Изяслава Ярославича, существовал Дмитровский монастырь и т. д. В Византии же Дмитрий почитался как покровитель Солуни, и сравнение с ним вождя враждебных русичей весьма странно.
Волос ( Велес ) — бог скота (домашних животных) и бог богатства.
Явися звѣзда…копейнымъ образомъ. — Речь идет о комете Галлея, приближавшейся к Земле в июле 912 г.