В лекции было указано что согласно принципу герменевтического круга понимание всегда есть
Герменевтическая модель понимания текста.
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική – «искусство толкования», от ἑρμηνεύω – «толкую»):
– искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности (библейских, юридических, исторических и художественных);
– выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов направление в философии XX века, с точки зрения которого задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, представляющей собой совокупность основополагающих текстов. Под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Представителями философской герменевтики являются Ганс-Георг Гадамер, Фридрих Шлейермахер, Поль Рикёр, Вильгельм Дильтей.
Основной вопрос герменевтики – как возможно понимание? Строгая логическая практика герменевтики, по Шлейермахеру, исходит из того, что «само собой» бывает именно непонимание, а понимание должно быть задачей, т.е. если мы хотим понять что-то, то надо преодолевать естественное непонимание. Процесс понимания представляется как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривается по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, которая, в свою очередь, является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций – переход от общего к частному и обратно – и есть движение по герменевтическому кругу.
Герменевтический круг – особенность процесса понимания, основанная на его циклическом характере. Г.к. был известен уже античной риторике, но в отчетливой форме – как круг «целого и части» – появился в герменевтике 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер). Согласно принципу герменевтического круга, понимание целого предполагает понимание его отдельных частей, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого (слово – часть относительно предложения, предложение – часть относительно текста, текст – часть относительно творческого наследия данного автора, тексты данного автора – часть определенной жанровой совокупности и т. д.). Таким образом, герменевтический круг предполагает, что любое смысловое композиционное целое понятно лишь при условии понятности составляющих его частей, которые в свою очередь понимаются не как автономные единицы, а именно как части, находящиеся в функциональной зависимости от целого. Именно поэтому слово в словаре отличается от слова в тексте как смысловой единицы, включенной в определенный смысловой континуум.
В процессе понимания мы словно движемся в неком «круге», ведь понимание целого возникает не из частей, поскольку они могут интерпретироваться как части только уже понятого целого. Другими словами, чтобы отнести некие фрагменты текста или определенные исторические события к какому-нибудь целому, мы должны уже заранее иметь идею именно этого целого, а не другого. Разрешение проблемы Г.К., таким образом, можно описать следующим образом: понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее понимаешь. Гадамер отмечал: ‘. понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсолютно загадочное. То обстоятельство, что антиципации могут оказаться источником ошибок в толковании и что предрассудки, способствующие пониманию, могут вести и к непониманию, лишь указание на конечность такого существа, как человек, и проявление этой его конечности. Неизбежное движение по кругу именно в том и состоит, что за попыткой прочесть и намерением понять нечто ‘вот тут написанное’ ‘стоят’ собственные наши глаза (и собственные наши мысли), коими мы это ‘вот’ видим’.
Для Шлейермахера понимание является принципиально незавершаемой деятельностью, всегда подчиняющейся правилу циркулярности, т. е. движению по расширяющимся кругам. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию. Таким образом, задача герменевтики состоит не в том, чтобы выйти из герменевтического круга, а в том, чтобы в него войти. Целью работы герменевта, согласно Шлейермахеру, является вживание во внутренний мир автора: через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии – вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли [из лекций Баранова: в религиозных практиках – чтобы понять, нужно верить, а чтобы верить, нужно понимать; в светских практиках – чтобы понять, нужно прожить и прочувствовать то, что прожил и прочувствовал автор].
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ
Полезное
Смотреть что такое «ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ» в других словарях:
Герменевтический круг — Герменевтический круг метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики. Содержание 1 О круге … Википедия
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — метафора, описывающая продуктивное движение мысли герменевта в рамках техник герменевтической реконструкции. Тематизация Г.К.’ была осуществлена Шлейермахером, опиравшимся на достижения предшествующей филологической герменевтики Ф. Аста. Целью… … История Философии: Энциклопедия
герменевтический круг — ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ или круговая структура понимания, был известен в античной риторике и патристике (Августин: чтобы понимать Священное писание, надо в него верить, а чтобы верить, надо его понимать). В герменевтике Г. к. это процесс… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Г.к. был известен уже античной риторике, а также патристике (для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание Августин).… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
герменевтический круг — Принцип рассмотрения текстов, при котором возникают две разновидности анализа текста: 1) когда часть текста соотносится со всем текстом как с целым и выясняется при этом смысл целого относительно его частей; 2) разновидность анализа, при котором… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Герменевтический круг — понимание, достигающееся благодаря циклическому движению от частных фактов к включающей их целостности и обратно, с одной стороны, и от обретённой таким образом системности знания, теории к новым частным фактам, с другой стороны, то есть… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — (hermeneutic circle) см. Гадамер … Большой толковый социологический словарь
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — метафора, описывающая продуктивное движение мысли герменевта в рамках техник герменевтической реконструкции. Тематизация Г.К. была осуществлена Шлейермахером, опиравшимся на достижения предшествующей филологической герменевтики Ф. Аста. Целью… … История Философии: Энциклопедия
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — категория герменевтики как науки о понимании. Исследователь имеет дело с ситуацией герменевтического круга, когда элементы познаваемой им системы взаимоопределяют друг друга (например, взаимоопределение части и целого, общего и единичного, текста … Философия науки: Словарь основных терминов
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ — аспект процесса понимания, связанный с его циклическим характером. Принцип Г. к. был воспринят герменевтикой из античной риторики и широко практиковался в экзегезе средних веков. Последняя для понимания библейского текста требовала веры в него, а … Современный философский словарь
Трактовка субъекта познания в герменевтике. Понятие о «герменевтическом круге»
Герменевтика имеет дело не только с текстами, но и с пониманием как неотъемлемым моментом бытия субъекта, при этом познающий человек предстает не как отражающий, но как интерпретирующий и самоинтерпретирующийся субъект. Оставаясь субъектом познания, он предстает теперь как задающий предметные смыслы, непрерывно понимающий, интерпретирующий, расшифровывающий глубинные смыслы, которые стоят за очевидными, буквальными значениями. Эта деятельность мышления оказывается не менее значимой, чем обычное накопление знаний, которое она существенно дополняет, поэтому интерпретация должна быть признана фундаментальным феноменом, способом бытия (онтологически).
Герменевтический круг — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой, в прошлой традиции понимался как отличительная особенность процесса понимания. Понятие введено Шлейермахером. Герменевтический круг — это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Шлейермахер считал, что процесс понимания принципиально не может быть завершён, и мысль бесконечно движется по расширяющемуся кругу. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.
Гадамер попытался выйти за рамки «мыслящего самого себя мышления» и считал, что постигая традицию, интерпретатор сам находится внутри неё. Выход из круга, повторяет Гадамер слова Хайдеггера, есть выход за границы понимания. Поэтому задача герменевтика не выйти из круга, а, наоборот, правильно войти в него, не нарушая сложившейся традиции, не ломая чужих герменевтических опытов. Герменевтический опыт любого человека являет собой ставшую реальность, освоенную действительность. Герменевтический опыт объективен. Различные модификации герменевтического круга связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой; для того чтобы нечто понять, его необходимо объяснить, и наоборот.
Философская герменевтика. Герменевтический круг
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность герменевтики
Герменевтика – это искусство толкования, теория интерпретирования и понимания текстов, включая тексты классической древности. Также это одно из направлений философии ХХ века, выросшее на базе теории интерпретации литературных текстов.
Герменевтический круг – это метафора, которая описывает взаимообусловленность объяснения и интерпретации с одной стороны, и понимания с другой.
Герменевтический круг – это одно их основополагающих понятий философской герменевтики.
Теоретического либо практического специалиста в области библейской, философской или филологической герменевтики называют герменевтом.
История герменевтики
Наиболее часто термин «герменевтика» использовали для обозначения толкования библейских текстов, а позже – в рамках учения о восстановлении изначального смысла литературных памятников, которые дошли до наших дней в искаженном или частичном виде, которые не могут быть поняты без комментариев, а также в значении истолкования любого произведения. Герменевтика в этом смысле – дисциплина филологической критики.
Автором первой обобщающей работы в области герменевтики считают христианского мыслителя Аврелия Августина. Его труд носил название «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».
Готовые работы на аналогичную тему
Герменевтика так же выступает как философский метод анализа текста. Такое же название носит и одно из направлений философии, в котором разрабатывается направления герменевтики. Сторонники и философы, которые внесли существенный вклад в герменевтику – немцы Гадамер По данной теме мы уже выполнили эссе Гадамер. Миф и разум подробнее и Шлейермахер, француз Поль Рикёр, а также итальянец Эмилио Бетти.
Еще один активный идеолог герменевтики – философ и историк Вильгельм Дильтей. Он стремился к оспариванию методики изучения природы через внешнее наблюдение. Иными словами, он призывал к реконструкции исторических событий и внешних явлений через самонаблюдение, понимание событий через личностное сопереживание, вживание в них как в часть духовного целого, часть всемирного единения природы с Духом.
Герменевтический круг
Герменевтический круг – это круг понимания, который формируется из-за предвзятости любого толкования. Толкование никогда не может быть беспредпосылочным, охватывающим предданное. Изначально в толковании подтверждается исходное предмнение, на чем и завершается логический круг.
Понимание также рассматривается в качестве циклического, возвратно-поступательного движения. Ф. Шлейермахер говорил о двойственности, похожей на круг: целое понимается только из единичного, а единичное – только из целого. Повторное возвращение от целого к части и наоборот изменяет и углубляет понимание смысла части, подчинив тем самым понимание целого постоянному развитию.
Циркулярная герменевтическая деятельность характеризуется:
Критерий правильности понимания – это согласованность в понимании целого и его частей. Такая согласованность уточняется и укрепляется, расширяет смысловое поле, углубляет понимание всего, что включено в герменевтическую спираль.
Исходная проблема герменевта заключается в том, чтобы правильно войти в герменевтический круг. Гадамер считал необходимой предпосылкой и условием понимания законные предрассудки, в которых отражена историческая традиция, которая формирует исходную направленность понимания и включает человека в свершение традиций. Ориентирующая роль традиций была описана в работах немецкого физика В. Гейзенберга. Людям нужны понятия, посредством которых человек может ближе подойти к интересующим его явлениям. Обычно эти понятия берут из истории науки, а также подсказывают нам возможную картину явлений. Однако, если человек готов вступать в новую область явлений, такие понятия могут стать набором предрассудков, которые будут тормозить прогресс, а не способствовать ему. И только в таком случае человек вынужден их использовать и не может преуспеть, отказываясь от понятий, переданных ему традициями.
Этимологически понятие предрассудка означает предрешение, то есть решение, которое было принято до начала суда, основанное на предыдущих судебных решениях. Предрассудок – это древняя правда, о которой писал, например, Евгений Абрамович Баратынский.
Требование о необходимости соблюдения модели герменевтического круга закреплено в статье 431 «Толкование договора» Гражданского кодекса Российской Федерации. В ней говорится о том, что когда условия договора толкуются судом, во внимание принимают буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора, если оно неясно, должно быть установлено через сопоставление с прочими условиями и целостным смыслом договора. Если правила не позволяют определить содержание договора, то необходимо выяснить истинную общую волю сторон, учитывая цель договора.
Открытие герменевтического круга: Гадамер
Открытие герменевтического круга. Основные аспекты герменевтики. Краткая биографическая справка о Х.Г. Гадамере. Воздействие, оказанное ученым на современную философскую мысль. Значение понятия слова и языка и их взаимосвязей в понимании философа.
Открытие Герменевтического круга: Гадамер
1. Открытие герменевтического круга
3. Основные аспекты герменевтики Гадамера
Список использованной литературы
В данной работе мы рассмотрим открытие герменевтического круга Гадамером, основные аспекты герменевтики и роль открытия Гадамера для философской мысли 20-го века. Также приведем краткую биографическую справку об этом великом, по мнению многих ученых философе.
1. Открытие герменевтического круга
Данная проблема может быть сформулирована следующим образом: Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994. Нельзя понять любой фрагмент текста, не понимая текст в целом, но нельзя понять текст в целом, не понимая каждого его фрагмента. В данной работе проведена попытка переинтерпретации этого утверждения и, таким образом, расширения понятия герменевтического круга.
Второй уровень понимания относится к языку и его распознанию. Из тысяч живых и мертвых языков только один родной нам, но даже его мы порой не сразу распознаем, если текст перенасыщен символами, заимствования, переусложнен и перегружен или просто зашифрован в неизвестном нам жаргоне. Мы, обнаружив, например, китайскую грамоту или шумерскую клинопись, на этом уровне понимания останавливаемся и даже не пытаемся продвинуться дальше, оставляя поле боя и понимания специалистам или носителям этих ребусов. То есть если текст нам на первый взгляд не понятен, то мы и не пойдем далее этого уровня герменевтического круга.
На третьем уровне мы распознаем структуру если не всего текста, то хотя бы каждой сентенции. Если мы пошли далее, то нам необходимо распознать что это за текст.
Наконец, понимание чтения заканчивается пониманием того, что находится между строк. На этом уровне мы обычно и останавливаемся, достигая авторского уровня, сравниваясь с ним, что заставляет многих писателей, поэтов, вообще, создателей текстов, зудеть о пошлости читательского понимания. Но именно на этом уровне, по мнению Коллингвуда, и возникает собственно текст.
Ханс Георг Гадамер прожил очень долгую жизнь (1900-2002), немецкий философ, является один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».
Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о «собственной» истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории.
Умер Гадамер в Гейдельберге 13 марта 2002 года.
Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец «научающей философии». Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.
3. Основные аспекты герменевтики Гадамера
В.С. Малахов в послесловии к книге Гадамера “Актуальность прекрасного» Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991. стр. 324. пишет, что “судьба с самого начала ему (Гадамеру) благоприятствовала”, ведь, заинтересовавшись философией, он встретил на своем пути таких учителей как Николай Гартман и Рудольф Бульман, Пауль Тиллих и Рудольф Отто, Эрнест Роберт Курциус.
Почему сегодня вопрос понимания исключительно актуален? Г.Г. Гадамер указывает на следующие причины:
— «обострение геополитической и общественно-политической ситуации»
— «усиление пронизывающих нашу эпоху противоречий»
Теперь рассмотрим собственно процесс понимания.
Гадамер отмечает, что сказанное мы понимаем лишь потому, что оно находится “в смысловом единстве с бесконечностью несказанного”. Само говорение, взаимное объяснение “удерживает” это единство. Именно поэтому “сама сущность” сказанного может постигаться через “самые привычные и обыденные слова”, проводящие нас к смыслу.
Слово как язык народа
Чтобы говорить о бытии у Гадамера, нужно вспомнить, как определяет его Мартин Хайдеггер для человека. Последний утверждает, что “существо человека есть da sein”. В плане герменевтики понятие ”da sein” преобразует для европейской мысли взгляд на понимание как на замкнутый герменевтический круг между субъектами и объектом, так как понимающий здесь является не наблюдателем бытия, а его частью “изначально вовлеченной внутрь того, что понимается “.
«История становится той сферой, в которой мы можем видеть деяния Бога для людей. Он обращается к нам через то, что нам лучше всего известно и легко постижимо, через то, что составляет саму ткань нашей повседневной жизни, без чего мы не смогли бы понять самих себя».
В заключении следует сделать несколько выводов по основным аспектам работы.
«Слово Божие стало человеком, Сын Божий делается Сыном Человеческим, чтобы человек, обретя слово и, будучи усыновленным, стал Сыном Божиим» Гадамер Х.-Г. Истина и метод,
Что же касается герменевтического круга, то это полный круг понимания речи человека или текста доступного для понимания человека. Начиная просто от восприятия и заканчивая его полным осмыслением. На протяжении многих лет герменевтический круг рассматривался разными учеными философами по разному, возможно и в дальнейшем он будет истолкован совершенно не так как сегодня. Однако нам важно, чтобы истинный смысл текста или речи человека носил для других людей именно то начальное значение, которое предполагалось источником. Иначе очень сложно будет нам воспринимать и принимать окружающий нас мир.
гадамер герменевтик философ
Список использованных источников
1. Гадамер Г.-Г., Актуальность прекрасного, М., Искусство, 1991.
2. Гадамер Х.-Г., Истина и метод, М., Прогресс, 1988.
3. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь, М., Истина и жизнь, 1998.
4. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.
5. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., Гранд, 1998.
6. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., Государственное изд-во иностранных и национальных словарей,1959.
7. Хайдегер М. Бытие и время. М., AD MARGINEM, 1997.
Подобные документы
Что такое герменевтика. Представление об истине в науках о духе. Проблемы герменевтики. Основные черты герменевтического опыта. Использовании герменевтики в гуманитерных науках.
курсовая работа [17,6 K], добавлен 04.09.2004
Рационалистическая теория познания Декарта, основанная на скептицизме. Формулировка понятия «метод сомнения». Учение Канта о религии. Разделение морального поступка и моральной веры. Решение проблемы герменевтического круга немецким мыслителем Гадамером.
контрольная работа [16,3 K], добавлен 10.03.2015
Основы герменевтики как общей теории интерпретации и немецкий философии Ф. Шлейермахер. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания В. Дильтея. Вклад в разработку философской герменевтики немецкого философа Г. Гадамера: суть и методы.
реферат [19,7 K], добавлен 16.04.2009
Краткая биографическая справка из жизни Н. Макиавелли. Политические взгляды философа в работах «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Учение о государственной власти. Качества, которыми должен обладать правитель для удержания власти.
презентация [1,1 M], добавлен 17.11.2014
Краткая биографическая справка из жизни философа. Сущность всеединства по Соловьеву. Понятие про онтологическую гносеологию. Сущность понятия «смысл». Философская архитектоника идей богочеловечества, всеединства в концепции Владимира Сергеевича Соловьева.
презентация [497,8 K], добавлен 29.04.2012
Основные черты и представители европейского иррационализма. Краткая биографическая справка из жизни А. Шопенгауэра. Основные идеи произведения «Мир как воля и представление». Пессимизм в философии Шопенгауэра. Причины непопулярности трудов философа.
курсовая работа [27,0 K], добавлен 17.10.2012
Софисты: признание превосходства познающего субъекта, открытие и изучение мира слоев, создание культа слова. Освещение проблемы блага и открытие новой шкалы ценностей Сократом. Свобода как власть над собой и переворот в традиционной системе ценностей.
презентация [115,1 K], добавлен 17.07.2012
курсовая работа [51,6 K], добавлен 16.12.2014
Сущность и содержание герменевтики как научного направления, предмет и методы ее исследования. Герменевтика в работах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г.Г. Шпета, М. Хайдеггера, А. Уайтхеда, П. Рикёра и Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, ее отличительные особенности.
курсовая работа [49,2 K], добавлен 26.03.2011
История возникновения и развития герменевтики как методологической основы гуманитарного знания с античных времен до эпох Ренессанса и Нового времени. Разработка идей трансцендентальной философии в работах Фридриха Шлейермахера, Дильтея и Ганса Гадамера.
реферат [43,3 K], добавлен 03.10.2011