В краю рассвет что хвост лисицы красной

Войдите в ОК

В этих краях, нас погода не балует.

В этих краях не везде есть пути,

Холодом веет и небо и камень,

Древний свидетель былой мерзлоты.

Если не знаешь, не жил ты в Якутии,

Трудно понять, трудно сердцем принять:

Что позабыли в краях этих люди,

Что их сумело так сильно пронять.

Многих судьба разбросала по свету.

А для кого-то ты стала судьбой.

Сколько бы жизнь не меняла сюжеты.

Сердцем, Якутия, буду с тобой!

Сергей Шестаков Моя Якутия


Своей судьбе я очень благодарен
За то, что довелось родиться мне
В Якутии, таёжной этой дали,
Где глухари токуют по весне.

Где камни – самоцветные агаты,
Как звёздочки, упавшие с небес,
Усыпали речные перекаты,
Расцвечивая радугою лес.

Их у меня в коллекции немало,
Красуются в прихожей на стене.
Когда в тайгу я еду, просит мама:
«Ты привези агат, сыночек, мне».

Богат наш край алмазами, пушниной,
У нас есть то, что нет в других местах:
Есть нефть и газ, и много древесины,
И золото, что роют здесь в горах.

Но главное богатство – это люди,
Что делают счастливей нашу жизнь.
Всегда мы ими восхищаться будем
И прославлять в стихах их героизм.

Якутия! Гордимся мы тобою,
Здесь все народы, как одна семья,
И все стихи, написанные мною,
Тебе лишь только посвящаю я

Сергей Шестаков Мой край родной, якутский

На границе Ленского района,
На горе скалистой средь лесов
Старую-якутку из бетона
Изваял с алмазом Свистунов.

И теперь стоит она над Леной
На краю Якутии родной,
Все суда встречая неизменно,
Что идут великою рекой.

И всегда она им вслед желает
Доброго, счастливого пути.
А алмаз в руке, он означает:
Край богатый ждёт их впереди.

Этот край, который так мне дорог,
Родиной любимую зову,
Где морозы жгучие за сорок.
Я родился здесь и здесь живу.

Ни на что его не поменяю –
Наш прекрасный, благодатный край.
Кто бы ни приехал сюда, знаю,
Скажет он, что есть на свете рай

Источник

Сценарий якутского национального праздника «Ысыах»

Якутский национальный праздник «ЫСЫАХ»

Участвуют: дети 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Автор-составитель: Ведерникова А. Н., музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР – Д/с №2 «Журавушка» г. Олекминска РС (Я)

Цель: познакомить с культурой и обычаями народа Саха, с национальным праздником Ысыах, формирование любовь к родному краю. Приобщать к материальной и духовной культуре народа Саха, его обычаям, традициям.

Материалы: салама (длинная веревка с привязанными к ней разноцветными ленточками и лоскутками ткани, чороны (национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса)

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, танцев и игр народов Саха.

Площадка детского празднично украшена: вдоль периметра протянута салама, веранды украшены якутским орнаментом. Дети и взрослые одеты в национальные костюмы народов Саха.

Под звучание «Якутской праздничной» (автор Григорян) музыки на площадку шагом «дьэжеренке» вбегают дети средней и старшей групп в якутских национальных костюмах, обегают площадку, становятся полукругом лицом к зрителям.

Выходит ведущая в якутском национальном костюме.

И распростёрся он могучий и широкий,

С зелёною тайгой и морем тёмно-синим.

Далёко-далеко на северо-востоке.

В Якутии рассвет, что хвост лисицы красный,

Вот говорю, край у нас здоровый,

Что лучше края нет, и нет его щедрей.

Порой мне кажется, что здесь берёт начало

Россия – родина моя! (Л. Попов «Край России»)

Дети средней,старшей и подготовительной групп читают стихи:

1реб-к: Якут я, сын якутского народа,

Мне дорога якутская природа,

Тайга, что на горах шумит,

Обычай и весь народный быт.

(А. Г. Кудрин-Абагинский)

2реб-к: То в снегах, то в ливнях, то в туманах,

Богатырской силы не тая,

Возле двух великих океанов,

Ты лежишь, Якутия моя!

(Урастыров «Якутия моя)

3рею-к: Люблю Якутию родную

Живые песни деревень,

Весной рождённый яркий день.

И зелень кедрачей сквозную.

Люблю Якутию родную

4реб-к: Люблю Якутию родную,

Равнины светлые её,

Полей колючее жнивьё….

Всю, всю цветущую, земную-

Люблю Якутию родную.

Дети исполняют песню «Мой милый алаас» (муз. Д. Салиман – Владимирова, сл. И. Федосеева, русский текст В. Гудимова).

Ведущая: В Якутии мы – русские, якуты

И нам Россия – мать родная будто

И в беспредельности своей она

Семьи народов дружбою сильна.

Россия, наша солнечная мать,

Дети поют песню «Моя Россия!» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

Садятся на свои места.

Ведущая: Ребята, сегодня у нас праздник. Наступило долгожданное лето,

Когда природа пробудилась от зимнего сна, всё живёт и радуется

теплу. Покрылись листвой деревья, расцвели цветы, поют птицы,

Люди засеяли поля и огороды. Наступает праздник ЫСЫАХ.

Ысыахом шумным, пышным

Заходи, не будешь лишним

Нынче каждый гостю рад!

Звучит фонограмма хомуса.

Ведущая: Прикосновеньем нежных рук –

Летит напев твой над долиной

Подобно песни журавлиной.

Ведущая: Каждый праздник в Якутии начинается со звучания хомуса.

Продолжает звучать хомус.

Ведущая: Замечательный обычай есть в Якутии: начинать праздник

— Когда друзей я дома принимаю

Среди застолья слова попрошу-

И родовые кубки наполняю

И всех гостей кумысом обношу.

Две девочки из старшей группы обходят по кругу детей с чоронами навстречу друг другу противоходом под музыку «Капельки» (муз. Винокурова). Исполняют «Танец с чоронами».

Выходят дети средней группы:

1реб-к: Золотые искры солнца

Это значит, что проснётся

Золотой простор земли.

2реб-к: Пробудились наши горы

И могучая река, и аласы, и озёра

3реб-к: Жаворонки прилетели

Синь небесная светла

Дни заметно потеплели

И ромашка расцвела!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

В зелёный нежный свой наряд

Девочки средней группы исполняют танец с ветками берёзки под пение русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Ведущая: Рано утром на заре,

Травы, словно в серебре.

Солнце светом озарит

Всё алмазами горит.

В золотистой синеве

И прекрасны, как мечты

Дети исполняют песню «Разноцветный хоровод» (муз. А. Попова, сл. И. Лагуновой).

Ведущая: Праздник Ысыах – это праздник соревнований, когда молодые

люди показывают свою силу, сноровку, выносливость, быстроту.

Только так можно подготовиться к дальнейшей работе на полях и

Описание игры: выбираются 4 – 5 ребёнка от одной группы, становятся в одну линию и по команде выполняют 3 прыжка на двух ногах с продвижением вперед без остановки как можно дальше, побеждает тот, кто дальше прыгнул. Так же проводятся соревнования с другими группами.

Описание игры: Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смена ног одновременно в паре.

Ведущая: Здравствуй, солнечное лето!

Сколько неба, сколько света!

Хватит света и тепла

Для букашки и бобра

Не жалей цветных лучей

Лето, землю обогрей!

Дети средней, старшей и подготовительной групп исполняют песню «Какого цвета лето?» (сл. и муз. Л. Вахрушевой).

Ведущая: Сколько песен было спето,

Сколько игр и затей,

А стихи о добром лете

Дети по желанию читают стихи о лете.

Ведущая: Продолжаем соревнования самых ловких и быстрых!

— Игра «Лиса и соколята»

Ведущая: Как чудесен танца круг!

Локоть к локтю станем, друг.

Не вмещает радость сердце.

Все дети встают в круг и исполняют «Осуохай» (муз. М. Жиркова).

Ведущая: Пусть будут зелены луга твои, Якутия,

Пусть будут тучны стада твои, Якутия,

Пусть будет урожайная каждая осень Якутии,

Пусть детство детей будет счастливым!

Праздник заканчивается угощением детей якутскими лепёшками и играми по группам.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы краснойЦентр национального быта осетинского народа Цель:формирование представлении о культуре и быте осетинского народа. Задачи: 1)Приобщение детей к истокам осетинской культуры. 2)Прививать.

«Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». «Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах». Составила: воспитатель Романова.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы краснойФотоотчет о посещении эвенкийского национального праздника «Больдер-2017». Жизнь коренных малочисленных народов Сибири Фотоотчет о посещении Эвенкийского национального праздника «Больдер 2017» Жизнь коренных малочисленных народов Сибири В июне в п. Нижнеангарск.

Общие традиции питания казахских и московских школьников-залог национального здоровья В Казахстане главным подспорьем в борьбе с вредными пищевыми привычками стало обновленное меню в столовых образовательных учреждений. Изучив.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы краснойОрганизация предметно-развивающей среды и методическое оснащение средней группы с учетом якутского ЭРС Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение средней группы «Кунчээн» (2017-2018 уч. год) Представление о якутской культуре.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы краснойСценарий национального праздника «Мордовско-русская ярмарка» Программное содержание: Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, знакомить с народными промыслами, обрядами и.

Сценарий национального праздника «Сабантуй» Цель: Продолжать знакомить детей с традициями, культурой и обычаями татарского народа, дать представления о празднике «Сабантуй», Способствовать.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы краснойВоспитание начал национального сознания у дошкольников. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. К. Ушинский Воспитание начал национального сознания у дошкольников.

Сценарий мероприятия в рамках реализации национального компонента «Выборы старейшин в Таежный Совет» Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте ребята. Очень рада, что вы сегодня пришли в наш театр, чтобы увидеть сказку «Таежный.

Источник

«Белая симфония тайги». Праздник, посвященный 75-летию Эвенкии

Цель: Расширять представление детей о красоте родного края, музыкальной культуре народов Эвенкии, их быте, фольклоре.

Задачи:

Оформление зала:

Материал: Музыка, кумаланы, туески, битки, оленьи рога-шапочки, кулики-шапочки, гагарки-шапочки, обручи, мауты.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике, подготовка стихотворений, песен, танцев, театрализация сказки; беседа с родителями о предстоящем празднике (помощь в оформлении костюмов- «солнышки», налобные повязки).

Ход мероприятия

Звучит музыка. Песня «Бубен» в исполнении В. Хоменко.

Дети заходят в зал.

Ведущая поздравляет всех присутствующих с праздником.

– Добрый день, наши гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике, посвященном Дню Эвенкии. Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. Для нас такая малая родина – Эвенкия. И сегодня все наши добрые слова и песни мы посвящаем ей.

Ведущая:

Явись скорее, добрый Хэвэки.
Народ земли с тобою встречи ищет.
Должно быть, спишь ты в скалах у реки?
Встань и проведай каждое жилище.
Дай людям счастья щедрою рукой.
Голодному оно пусть будет хлебом,
Озябшему – костром под звездным небом,
А жаждой истомленному – рекой.
А для себя прошу немного:
Дай, Хэвэки, мне крылья в дорогу,
Чтоб в моем сердце отзывались эхом
Земля и песни с плачем и со смехом.

Ведущая:Так по приданию просили у бога старые эвенки счастья. И могущественный Хэвэки наделил эту землю несметными богатствами, необычной природой, поселил добрых, отзывчивых и очень гостеприимных людей.

Щедра и богата, красотой знаменита
В тайге вековечной надежно сокрыта
Ни горя ни страха веками не зная
Жила беззаботно тайга молодая.

Небесной Росой по утрам умывалась
А на ночь стыдливо скрывалась
Монистами рек бирюзовых искрилась
Чистейших озер ожерельем гордилась

И всем, кто служил ей бескорыстно, честно
Земля находила достойное место
И радостью полнилось сердце Сибири
От чувства, что дочь ее краше всех в мире.

И имя теперь мы должны объявить
Земли, что доверила нам на ней жить
Красавицу чудную, дочку Сибири
Зовут – Эвенкией во всем честном мире.

Люблю бескрайние просторы Эвенкии
И светлых речек звонкий разговор,
Летящих в синеве гусей крикливых,
Сиреневые в дымке силуэты гор.

Мне все здесь дорого и близко,
Ты мне свою любовь дала.
Прими, Земля, поклон мой низкий,
Что ты меня, как сына, приняла!

Ты вокруг посмотри –
Сосны в снежной красе
Будто бы собрались на гулянье.
И как в сказке живой,
Над Тунгусской-рекой
Разлилось голубое сиянье.
Снег и горы кругом,
Спит поселок в тайге,
Звезд насыпано полное небо.
Словно кто-то большой,
Бросил щедрой рукой
В космос горсть эвенкийского снега!

В Эвенкии рассвет – что хвост лисицы красной.
А вечера ее, как соболиный мех.
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою, как песец, ее сверкает снег.
Хотя и говорят, что край у нас суровый,
Метели, мерзлота и мало теплых дней,
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет
И нет его щедрей!

Ведущая:

В моем народе говорили так:
«Эвенк прожить не может без оленя.
Иглою прорубь продолбить нельзя,
Нельзя костер затеплить без кресала».
Я счастлива, что слышу поутру
За шкурой чума хорканье оленей.
Я слышу, как на шее вожака
Позванивает тонко колокольчик.

Оленьчик:

Минни, минни, эннэкен
Гудей, гудей, гудейкэн.
Минни, минни эннэкэн
Багда, багда, багдакан.

Ведущая:

На Севере всегда в метель и стужу,
без дорог Ночь и день,
Человеку честно служит
быстроногий северный… олень.

Песня «Мой отец оленевод».

Ведущая:

Но что я слышу?!
Неслышно на лыжах скользит человек, направляясь в тайгу.
Он, как книгу, читает лес.
Не из сказки колдун он?
Нет!
Вы его знаете. это?

Дети: Охотник.

Ведущая: Верно!

Игра «Охотник и куропатка».

На полу обозначаются два круга – гнезда куропаток. Выбираются 2 охотника. 10 человек – куропаток. Под музыку куропатки летают. На сигнал «охотник», куропатки прячутся в свои гнезда. «Охотники» ловят тех куропаток, которые не успели спрятаться в гнезда.

Танец с кумаланами.

Тайга стоит стеной могучей,
Играет солнце в брызгах вод,
И ель шуршит иглой колючей
Подруг зовет в свой хоровод.

Утро раннее, роса,
В листьях голубицы.
Спит тайга и небеса
И безмолвны птицы.
Не пройдет и полчаса
Все вокруг проснется.
Лес лучами расчесав,
Солнце улыбнется.

Ведущая:

Тайга строга, в тайге не плачут,
Вдали от самых дорогих,
А если плачут, слезы прячут,
Спокойно помня о других.
В тайге не лгут и не воруют,
Нельзя –себе и от себя,
Тайгой идут, в тайге воюют,
Поют простужено сипя.

Тунгусска, ты меня качала,
Тунгусска пела песни мне.
И солнце добрыми лучами
Меня ласкало в тишине.

Ведущая: А когда наступала тишина, звучали бабушкины сказки.

СКАЗКА. «Без друзей не прожить.»

Дерево с дуплом, из него выглядывает Филин. Рядом на пеньке сидит Белка, вытирает слезы. Идет Барсук.

Барсук:

Доброе утро, Белка-соседка.
Дел сейчас много, видимся редко.
Ты не резвишься по веткам не скачешь.
Что-то случилось, вижу – ты плачешь?

Белка:

Утро недоброе, Не до веселья.
Филин справляет в дупле новоселье.
Выгнал меня и занял дупло.
В нем и уютно и очень тепло.
Есть там запасы орехов, грибов.
Вкусные жёлуди с разных дубов.

Барсук берет большой сучок и стучит по дереву.

Барсук:

Филин, прошу, оставь Белочкин дом!
Он ей достался великим трудом.

Из дупла высовывается Филин.

Филин:

Нет, не уйду, Мне уютно тепло.
Пусть Белка поищет другое дупло.

Барсук:

Ты, Филин не прав, Поступаешь нечестно.
Здесь Белочкин дом – Всему лесу известно.

Филин:

Мне нравится здесь, Я хочу в нем остаться,
Ко мне не советую Белке соваться.

Барсук:

Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу.
Пойду позову всех друзей на подмогу.

Барсук уходит. Белка скачет возле дерева.

Белка:

У меня был теплый дом.
Для бельчат построен он.
Все я сделала сама.
Знаю близится зима.

Входят Ёж и Барсук.

Барсук:

Мы придумали, как быть,
Как его перехитрить.

Ёж подзывает белку, шепчет ей на ухо. Белочка подбегает ближе к дуплу. Барсук и ёж выпускают маленькую мышку. Она на веревочке, которую дергают в разные стороны то ёж, то барсук. Мышка пищит. Из дупла выглядывает филин.

Филин:

Мышка, шлю тебе привет!
Славный сделаю обед.
Мышек очень я люблю,
Вмиг тебя я изловлю.

Вылетает из дупла и начинает ловить мышку. В это время белка залезает в дупло. Филин бегает за мышкой, запутывается в веревке и падает в изнемождении. Выходят барсук и ёж.

Что мы видим! Грозный Филин
Мышку-крошку не осилил.

Барсук:

Он помял большие крылья
И свалился от бессилья.

Филин (дрожащим голосом):

Да, со мной стряслась беда:
Ни туда я, ни сюда.
Ведь для вас секрета нет,
Что друзей у меня нет.
Кто поможет снять веревку?

Ёж: Белка сделает все ловко.

Филин: Я пред нею виноват.

Барсук: Попроси тогда мышат.

Филин: Мышку тоже я обидел.

Ёж и Барсук:

Филин, Филин,
Все мы видим
И даем тебе совет:
Заводи друзей, сосед.

Белка, Ёж, и Барсук распутывают Филина.

Ведущая:

Сказка быль, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.

Ведущая:

Все, что видим мы сегодня,
По тайге и над Тунгусской –
Все народ наш создал, поднял.
Сделал все эвенк и русский.

Моя родная Эвенкия!
В любое время приезжай,
Тебя здесь встретят словно сына,
Затопят печь, согреют чай
И низкий стол к тебе придвинут.

И скажут, вот твоя постель,
И ты уснешь теплом согретый,
Забыв, что в двух шагах метель,
Неистовствует до рассвета.

Лепешек пресных напекут
Пока ты спишь, и спозаранку,
Тебе оленей приведут
И сами запрягут их в санки.

И колокольца чистый звон
Разбудят берега немые…
– Счастливый путь! Такой закон
Гостеприимства Эвенкии!

Ведущая предлагает всем отведать чаю (травяной) и лепешек.

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы красной
Танец «За ягодой».

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы красной
Танец «Птиц».

В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть фото В краю рассвет что хвост лисицы красной. Смотреть картинку В краю рассвет что хвост лисицы красной. Картинка про В краю рассвет что хвост лисицы красной. Фото В краю рассвет что хвост лисицы красной
Танец «Дя лан да».

Используемая литература.

Источник

Воспитание патриотизма в обучении географии

Разделы: География

“Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать”

Патриотизм – любовь к Отчизне. (Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3., М.: ТЕРРА, 1995).

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Большие возможности имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по географии имеются сведения из истории географических открытий и современных исследований. Школьники узнают об отечественных путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, В.Н.Татищеве, Г.Седове, Г. Невельском, Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, А. И. Воейкове и других.

Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, –
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых-Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам – нельзя!

(географ-поэт Ю.К. Ефремов, по инициативе которого именем Н. Н. Баранского был назван вулкан на Дальнем Востоке)

Учащиеся узнают, как необъятны просторы нашей Родины, как велики и разнообразны ее природные богатства.

Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

При рассмотрении темы “Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов” можно использовать восторженные строки Ключевской сопке, которой посвятил писатель-географ Ю. К. Ефремов:

Как чеканка Ключевская!
Как обманчиво легка!
Светоносно колдовская,
Облучает облака.
Кто не тронут за живое
Этой стройностью крутой,
Лучевою, ключевою
Ключевскою чистотой?
Ночью – таинством шаманским
В небе пышущий костёр…
Днём – царицы Шемаханской
Разметавшийся шатёр!

Хороша тема “Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим рек”. Здесь раскрываются вопросы: изменение режима рек при строительстве гидроэлектростанций. Например, реки Волги:

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”

Это стихотворение должно воспитывать “чувство сострадательной любви ко всему живому, ко всему имеющему право существования наряду с человеком” (А.П.Семенов-Тян-Шанский).

Правила рационального природопользования в отношении возобновимых природных ресурсов: животным, попавшим в беду в случае стихийного бедствия, следует помогать, чтобы они смогли выжить.

Огромные возможности имеет тема “Природное районирование”:

1. характеристика тайги:

2. характеристика смешанного леса:

Хорошо бы показать здесь существующие в природе взаимосвязи. Лучше понять важность роли каждого компонента в природном комплексе помогает стихотворение Н. Жоголева “Берегите лес”:

Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И шелестом берёз зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё – до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!

3. характеристика степи:

4. описание пустыни:

Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ёжик,
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий,
Он да серна – без питья ни шагу,
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки вёрст учуют,
Ночью к ней поскачут, как на крыльях.
Снова в поисках воды кочуют,
Но изнемогают от бессилья.

Здесь хорошо видно как животные приспособились к условиям пустыни.

Раздел II. Крупные природные районы. Тема: Северный Кавказ.

Здесь обязательно нужно дать понятие лакколиты – горы с округлыми вершинами.

В толщу песчаников и сланцев по разрывам в земной коре проникла магма. В некоторых участках она приподняла верхние слои осадочных пород, но не прорвала их и под ними постепенно застыла. Лакколит – неудавшийся вулкан. Самый высокий из них – гора Бештау (1400 м). Вблизи этих гор выходят на поверхность целебные минеральные источники, связанные с трещинами и разрывами земной коры. Ещё в 1874 году французский инженер-гидротехник Ж. Франсуа писал: “В целой Европе не существует такого счастливого сочетания столь разнообразных ключей на сравнительно небольшом пространстве”. Среди множества кавказских мест особое положение занимает город Пятигорск. С этим городом связана деятельность М. Ю. Лермонтова. Целесообразно провести заочное путешествие по Лермонтовским местам в Пятигорске. На столах словарь-терминов:

Эолова арфа – в греческой мифологии арфа бога ветров Эола, издававшая нежные звуки при восходе солнца и легчайшем ветерке.

Грот – неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом.

Диана – в римской мифологии богиня растительности, олицетворение Луны, сестра Аполлона.

Ресторация – ж. фрнц. ресторанъ м. трактиръ.

Начнём экскурсию: подъезжая к городу, вы издалека увидите беседку “Эолова арфа”. Беседка манит к себе изящными очертаниями, чётко вырисовывающимися на фоне неба. Об этой беседке писал Лермонтов в повести “Княжна Мери”. Из беседки “Эолова арфа” по кольцевой тропинке можно спуститься к Елизаветинскому источнику, где собиралось общество, у этого источника произошла встреча Печорина с Грушницким и княжной Мери. На этом же склоне горы Машук в скале находится небольшой грот. Этот грот описан как место встречи Печорина с Верой. Теперь он называется “Грот Лермонтова”. В самом центре города стоит красивое здание с шестью колоннами из тёсаного камня. Это бывшая пятигорская ресторация. В 1837 и 1841 годах, когда здесь бывал Лермонтов, кроме комнат для приезжающих, имелся ресторан и зал, где устраивались балы. Один из таких балов описывается в романе “Герой нашего времени”. недалеко от здания, рядом с Лермонтовскими ваннами, расположен “Грот Дианы”. В 1841 году по дороге в крепость Темир-Хан-Шуру Лермонтов последний раз заехал в Пятигорск. Здесь в маленьком домике у подножия горы Машук провёл поэт последние два месяца своей жизни. Теперь здесь находится Государственный музей “Домик Лермонтова”. Большой известностью в Пятигорске пользуется Провал. Это место подробно М. Ю. Лермонтов описал в повести “Княжна Мери”. И, конечно, каждый, кто приезжает в Пятигорск, обязательно поднимется к месту дуэли Лермонтова, принесёт цветы к обелиску на месте первоначального захоронения поэта, придёт и к памятнику выдающегося человека, поставленному в 1889 году в городском сквере за счёт народных пожертвований.

При изучении Средней и Северо-Восточной Сибири следует показать роль природы и ее ресурсов для успешного решения хозяйственных задач:

В краю рассвет – что хвост лисицы красный,
А вечера его – как соболиный мех,
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою, как песец, его сверкает снег;

Хотя и говорят,
Что край у нас суровый
Метели, мерзлота и мало теплых дней,
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет, и нет его щедрей!

В задачу учителя входит “оживить” содержание учебника яркими, красочными примерами, показать наши достижения:

Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее стайные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастъя
К труду, к терпению, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.

Процветание начинается с каждого из нас. Зная природу Родины, у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а, главное, беречь ее. Ведь она так ранима! Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины”, – говорил М.Н. Калинин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *