В крации что такое фонетика
В крации что такое фонетика
Фонетика — это раздел науки о языке, предметом исследования которого является звук. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложение, но в отличие от них он сам по себе не имеет никакого значения.
Фонетика и звук
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль. Они оформляют слово фонетически, создавая его внешнюю звуковую оболочку.
Вот какое определение, что такое фонетика дает Википедия:
Звуки, соединяясь в разные комбинации, помогают различать слова в речи. В каждом слове содержится определенное количество звуков. Сравним:
Слова различаются набором звуков и последовательностью их расположения. Понаблюдаем за словами, которые различаются
В фонетическом облике слов наблюдаем отличие в последовательности звуков:
Образование звуков языка
Фонетика изучает каждый звук с точки зрения акустики, как физический объект, и артикуляции — способа образования звука с помощью органов речи человека. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату отнесем гортань с голосовыми связками, ротовую и носовую полости, язык, губы, нёбо.
Гласные звуки
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму. Так образуются гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Они состоят только из голоса.
Согласные звуки
Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти через рот или через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые — из голоса и шума.
Источник изображения: абв-стенд.рф
Фонетическая позиция звука
В речи все звуки находятся либо в сильной позиции, либо в слабой. В сильной позиции звук слышится отчетливо. Для гласных звуков сильная позиция — это нахождение звука под ударением, а слабая — без ударения, например:
Согласный звук имеет сильную позицию, если рядом с ним находятся гласные звуки:
борода, ворота, ураган, рука, столик, чулан, тропы.
Слабой позицией для согласных звуков является их расположение
2. перед глухими согласными
Видеоурок «Фонетическая транскрипция»
Видеоурок «Фонетический разбор слова»
что такое фонетика как раздел науки о языке? в кратце
ФОНЕТИКА – это раздел науки о языке, в котором изучаются ЗВУКИ РЕЧИ.
ЗВУКИ РЕЧИ – это минимальные языковые единицы, из которых состоят произносимые слова. На письме звуки речи обозначаются буквами. БУКВЫ – это графические знаки, предназначенные для обозначения звуков речи на письме.
Один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например, первый звук [с] в слове сказка обозначен буквой С, а второй звук [с] обозначен буквой З; звук [и] в слове МИЛЫЙ обозначен буквой И, в слове РЕКА – буквой Е, а в слове ПЯТНО – буквой Я.
ЗВУКИ мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.
Все звуки речи делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, то есть звуки ГОЛОСОВЫЕ, – это такие звуки, которые образуются с помощью голоса, при этом выдыхаемый воздух (слова мы произносим на выдохе), проходит через органы речи свободно, не встречая на своём пути существенных преград.
Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ: [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Они обознаются в словах ДЕСТЬЮ буквами: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
Гласные звуки образуют слоги и бывают ударными (в ударном слоге) и безударными (в ударном слоге).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ – это звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграды (верхнее нёбо, язык, зубы, губы) и которые образуются при участии ГОЛОСА и ШУМА (звонкие согласные), только ШУМА (глухие согласные).
Всего согласных звуков в русском языке 36, они обозначаются 21 буквой.
По звонкости / глухости согласные образуют пары, их 11:
● [б] – [п] и [б′] – [п′];
● [в] – [ф] и [в′] – [ф′];
● [г] – [к], [г′] – [к′];
● [д] – [т], [д′] – [т′];
● [з] – [с], [з′] – [с′];
● [ж] – [ш].
Не образуют пар звонкие согласные [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′]. Они называются СОНОРНЫМИ. Кроме того, не имеют звонких пар глухие согласные [ч′], [щ′], [ц], [х], [х′].
Кроме того, в школьной программе изучаются согласные твёрдые и мягкие. По твёрдости / мягкости согласные составляют 15 пар:
● [б] – [б′] и [п] – [п′];
● [в] – [в′] и [ф] – [ф′];
● [г] – [г′] и [к] – [к′];
● [д] – [д′] и [т] – [т′];
● [з] – [з′] и [с] – [с′]
● [л] – [л′], [м] – [м′], [н] – [н′] и [р] – [р′];
● [х] – [х′].
Не имеют мягких пар твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], и не имеют твёрдых пар мягкие согласные [щ′], [й′], [ч′].
Согласные звуки [ж], [ш], [ч′], [щ′] называются шипящими.
Фонетика
Фонетика – это раздел языкознания, рассматривающий языковой строй языка и речи. Сюда входят слоги, сочетания звуков, особенности соединения звуков в единое целое.
Фонетика изучает не только звуковой состав речи, но и языка в целом, т.е. включает как письменный, так и устный аспект. В этом разделе языкознания выделяется также фонология, которая изучается неразрывно с фонетикой – это изучение того, как звук произносится, то есть акустического артикуляционного аппарата. Исходя их этого, выделяют четыре ступени фонетического исследования:
Единицы и средства, используемые в фонетике
Мы рассмотрим основные единицы, не углубляясь в профессиональную лингвистику:
Классификация звуков
В первую очередь, звуковой строй языка подразделяется на гласные и согласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, которые выходят через гортань; для их создания голосовые связки пребывают в максимальном напряжении. Благодаря непрерывному напряжению и постоянному потоку речи эти звуки можно тянуть. Эти звуки: а, о, у, ы, и, э.
Сюда не относятся: е, ё, я, ю, поскольку они означают два звука в сочетании со звуком [й]. Например: яблоко — [йа]блоко, подъезд — под[йэ]зд.
Гласные звуки бывают лабиализованными и нелабиализованными. Грубо говоря, лабиализация — это «огубление» звука, намеренное выпячивание губ для создания гласного звука. Наш язык обладает всего двумя лабиализованными звуками: «у» и «о» — их невозможно воспроизвести без изменения формы губ, их напряжения.
Гласные звуки по уровню подъема языка
Гласные звуки делятся по уровню подъема языка:
Подъем может варьироваться в зависимости от диалекта или ударения в слове.
Согласные звуки
Согласные звуки создаются благодаря смычкам, которые препятствуют выходу воздуха из артикуляционного аппарата. Это звуки: г, к, х, б, п, в, ф, ж, ш, ц, щ, ч, д, т, з, л, м, н, р, с (и их мягкие аналоги).
Согласные звуки делятся по твердости и мягкости, а также по звонкости и глухости.
Глухие согласные — тихие, они образуются благодаря сильным смычкам, которые существенно препятствуют прохождению воздуха из артикуляционного аппарата: п, ф, х, к, п, с, т, ц, ш, ф. Для быстрого запоминания этих звуков школьниками была выведена фраза, которая включает в свой состав все глухие звуки русского языка: «Стёпка, хочешь щщец? — Фу».
Звонкие согласные создаются благодаря меньшим смычкам. Благодаря этому создается вибрация, из-за чего эти согласные звучат громче, чем глухие: б, в, г, д, ж, з, й.
Некоторые лингвисты не относят к звонким сонорные, а выделяют их в отдельную группу: л, р, н, м — эти согласные, несмотря на смычки, можно тянуть, как и гласные.
Звонкие и глухие согласные образуют следующие пары, которые имеют наибольшее сходство по их воспроизведению артикуляционным аппаратом: б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.
Твердые и мягкие согласные
Согласные также бывают твердыми и мягкими. Твердость и мягкость образуется следующим образом:
Также есть звуки, которые имеют фиксированную позицию в этом критерии:
По месту образования согласные бывают:
Позиция звука в фонетике
Фонетическая позиция может быть сильной и слабой. Звук в сильной позиции – это отчетливое звучание звука. Слабая позиция – это беглый звук или совсем непроизносимый.
В гласных звуках сильная позиция проявляется только под ударением, а слабая – когда звук без ударения. Рассмотрим примеры:
У согласных эти две позиции различаются следующим образом.
По глухости/звонкости:
Также есть звуки-исключения, которые не отвечают критерию сильных и слабых звуков по глухости/звонкости: ц, ч, х, л, м, н, р (и мягкие аналоги).
У этих фонем нет звонкости, поэтому нельзя выделить этот критерий.
Подобным образом выделяются сильные и слабые звуки по твердости/мягкости:
Исключения по твердости и мягкости – это звуки всегда твердые или всегда мягкие: ц, ч, й, ж, ш, щ. Они не имеют сильных и слабых позиций в этом аспекте.
Несмотря на то, что фонетика — одна из начальных областей языкознания, которая изучается в школе, она является очень сложным разделом, в котором, несмотря на структурированность, есть множество нюансов. В фонетике важно умение слышать звук и распознавать его особенности, так как, в зависимости от речи носителя и положения звука в слове, он может звучать по-разному.
Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 21
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Краткий конспект по русскому языку на тему фонетика
Краткий конспект по русскому языку на тему «Фонетика».
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуки речи их образование и свойства.
Звук – это кратчайшая, далее неделимая единица речи.
Звуки речи делятся на две основные группы:
1) Гласные звуки. При образовании таких звуков выдыхаемый из лёгких воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки состоят из голоса, их можно тянуть, петь: а-а-а … В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].
2) Согласные звуки образуются при помощи воздуха, который преодолевает в полости рта какую-либо преграду. Такие звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от этого делятся на:
— сонорные (голоса больше, чем шума): [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
— звонкие (больше шума, чем голоса): [б], [в], [г], [д] и др.
— глухие (из одного шума): [п], [ф], [к], [т] и др.
Согласные звуки образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Пары по глухости-звонкости:
Пары по твёрдости-мягкости: Не имеют пар по глухости-звонкости:
— 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’];
— 9 сонорных согласных: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й].
Не образуют пар по твёрдости-мягкости:
— 3 твёрдых согласных звука: [ж], [ш], [ц];
— 3 мягких согласных звука: [ч’], [щ’], [й].
Слова делятся на слоги.
Слог – отрезок речи (звук или сочетание звуков), который произносится одним толчком выдыхаемого воздуха: о-кно, те-традь, то-поль. Слог, как и звук, не выражает значения. Слог образует гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: рад – 1 слог, вью-га – 2 слога и т.д.
Типы слогов выделяются по начальным и конечным звукам:
1) открытый слог (оканчивается гласным звуком): кни-га, со-ро-ка.
2) закрытый слог (оканчивается согласным звуком): пол-день, яр-кий.
3) неприкрытый слог (начинается с гласного звука): а-ист.
4) прикрытый слог (начинается с согласного звука): до-ро-га, бе-лый.
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определённым по счёту слогом как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском – на предпоследний: де´рево, победи´ть.
Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. Они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам: под горо´й, ко мне´, принеси´-ка.
Роль ударения в слове:
4. Фонетическая транскрипция.
Существует специальная форма записи звучащей речи – фонетическая транскрипция.
В фонетической транскрипции используются следующие условные знаки:
— звук, транскрибируемое слово или текст заключаются в квадратные скобки – [];
— [’] – обозначение мягкости согласного звука;
— [¯] – обозначение долготы звука;
— [͡ ] – знак для присоединения безударного слова к ударном.
В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила литературного произношения.
Орфоэпические нормы по отношению к сочетанию согласных:
2) сочетание сш в произношении заменяется долгим звуком []: сшить – []ить;
4) сочетание тц и дц произносится как долгий []: братца – бра []а, молодца – моло[]а;
5) сочетание сч и зч в произношении заменяются звуком [’]: переписчик – перепи[’]ик, извозчик – изво[’]ик;
Произносите правильно: аге´нт, агроно´м, аре´ст, атле´т, боя´знь, бо´язно, без у´молку, втри´дорога, гренки´, гу´сеница, диало´г, ди´скант, диспансе´р, доце´нт, за´нял, заняла´, за´няло, за´няли, звони´т, инструме´нт, катало´г, киломе´тр, кли´мат, комба´йнер, магази´н, наскво´зь, на´спех, на´сухо, нача´ть, отложи´ть, парали´ч, перложи´ть, подо´шва, партфе´ль, предложи´ть, при´нял, приня´ла, при´няли, прируча´т, простыня´, проце´нт, проце´сс, по среда´м, свё´кла, си´нтаксис, сре´дства, углуби´ть, флюорогра´фия, щаве´ль.
Фонетика – что это такое простыми словами, что она изучает и зачем ее надо знать
Наука о звуках речи.
Фонетика – это раздел лингвистики, который изучает звуки речи и всё, что с ними связано. То есть как звуки образуются, на какие группы их условно можно поделить, как звуки влияют друг на друга. Давайте поговорим об этом подробнее.
Что изучает фонетика
Происхождение звуков. Фонетические исследования позволяют понять, каким образом мы «создаем» те или иные звуки. Чтобы это сделать, иногда нужны очень сложные эксперименты. Например, человеку специальной краской красят язык и смотрят, с чем язык будет соприкасаться, чтобы получить звук «р», а потом «л», а потом «д» и так далее.
Изменение звуков в процессе «говорения». Например, в русском языке есть такое явление как «оглушение». Оно наблюдается, когда на конце слова находится звонкий согласный и этот согласный произносится как глухой. Мы ведь не произносим «плод» как [плод], мы произносим [плот]. Но если после этого согласного будет гласный – тут уже оглушения нет: «плоды» – [плады].
Но возникает другая проблема – гласный «о», который под ударением произносился как «о», вдруг превращается в «а» – [плады].
Влияние звуков друг на друга. Если после согласного идет мягкий согласный, то мы иногда смягчаем первый согласный, а иногда нет. Я говорю [дв’эр’], а мой друг говорит [д’в’эр’]. Хотя мы оба имеем в виду одну и ту же «дверь».
Изменение звуков в процессе развития языка. В говорах еще сохранились такие звуки как «ять», «о закрытое», «э закрытое». Они произносятся немного не так, как современные «е» и «о». И носители диалектов эту разницу чувствуют. А мы с вами уже не можем ее воспринимать, в нашей фонетической системе этих звуков нет.
Зачем нужна фонетика
Чтобы преподавать язык иностранцам. Без объяснения фонетических правил нельзя научить человека правильно произносить иностранные звуки. Вспомните, как вы в школе учились произносить английское «r» в слове «rabbit» (кролик) или немецкое «r» в слове «warum» (почему).
Да что там говорить, дети русское-то «р» не всегда выговаривают.
Чтобы определить норму произношения. Фонетисты определяют, что является нормой в произношении звуков, а что нет. Например, мы не произносим слово «молоко» как бабушка с окающим диалектом – [мОлОкО]. И мы не произносим его как дедушка с акающим диалектом – [мАлАкО].
Произнесите это слово и вслушайтесь в него. Вы между «м» и «л» произносите какой-то очень-очень короткий звук. Это и не О, и не А, и не Э. Поэтому в транскрипции для него придумали специальный значок – «ъ». Перед «л» и «к» вы произнесете звук, который уже больше похож на А, а под ударением произнесете то, что пишете, то есть О. Ваше произношение транскрибируется так: [мъл/\ко]. Точно так же вы будете произносить слова «борода» и «караван».
Лободу, кстати, вы называете так же: [лъб/\да]. Вы не окаете, поэтому она у вас не [лобода], и не акаете, поэтому она не [лабада].
С какими науками связана фонетика
С орфоэпией. Это наука, которая учит правильно произносить слова. И в первую очередь – правильно ставить в них ударение. Например, не звОнит, а звонИт, не цЕмент, а цемЕнт.
С графикой. Графика – это наука о том, как передавать звуки на письме. Но если в орфоэпии периодически происходят изменения, место ударения может перемещаться или еще что-то в этом роде, то графика почти не меняется.
Раз в два-три столетия изменения могут происходить. Например, из алфавита могут пропадать некоторые буквы. Такие как ять, юс малый, юс большой. Сегодня идут споры о том, надо ли оставлять в алфавите букву «ё».
Таких примеров можно привести несколько, причем не только для русского языка. В немецком много крови было пролито по поводу эсцета – буквы ß, которая, по сути, представляет собой две буквы ss.
С орфографией – наукой, которая следит за правилами правописания. Уже говорил про нее выше, не буду повторяться.
Как разобраться в фонетике
Фонетику родного языка вы уже знаете. Вы ее впитали с молоком матери. Поэтому когда вы слышите русскую речь, вы легко определяете границы слов, успеваете «осознавать», что они значат.
Но все равно сделать фонетический разбор слова в школе бывает трудно. Потому что вы вроде бы умеете воспринимать речь на слух, воспроизводить ее, но вы никогда не пытались передать ЗВУЧАНИЕ вашей речи буквами.
Чтобы научиться это делать, нужна практика. Надо разбирать слова, транскрибировать их и сверяться с общепринятой транскрипцией. Найти ее можно в интернете, там полно сайтов для транскрибирования.
На филологических факультетах первый семестр первого курса целиком отводится фонетике – постоянно транскрибируешь, изучаешь фонетические законы родного языка. Поначалу сложно, но потом осваиваешься.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку. Каждую неделю вам будут приходить новые статьи по русскому языку. Я хочу написать статьи по всем темам русского языка, чтобы школьники могли заходить на сайт и вникать, если что-то им непонятно. Да и родители школьников тоже.
Посмотрите вот эти три подборки курсов по русскому. В них есть платные и бесплатные материалы для учеников всех возрастов.
Если не понравилась статья – покритикуйте ее в комментариях. Я просматриваю все комментарии и отвечаю на них. Если в тексте есть недостатки – буду его дорабатывать.