В искусстве главное не что а как
Главное – кто, или несколько слов на тему искусства — современного и не очень
Владимир Легойда
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Поэт, художник, композитор всегда творят, то есть всегда создают новый мир, мир удивительный и уникальный, мир, который до них не существовал и которого никто никогда не создаст таким же. Подлинный мир искусства — всегда живой, животворящий мир, мир, преображающий человека, заставляющий его испытывать те или иные эмоциональные переживания. Закончив свой самый известный роман, Флобер плакал: госпожа Бовари умерла. Задолго до Флобера эту очищающую способность искусства заметили древние греки, стремившиеся к тому, чтобы зрители испытывали катарсис — душевное очищение в результате сильного переживания.
Игру в искусстве не следует понимать как только развлечение. Игра в искусстве — это всегда игра-поиск: себя и других. Именно это стремление — к познанию самого себя и внутреннего мира других людей — и лежит в основании любого искусства. Искусство как способ познания мира устремлено не на внешний мир (как наука) и не за его пределы (как религия). Игровое начало в искусстве дает возможность человеку побывать в различных ситуациях, испытать всевозможные чувства, увидеть себя и других людей со стороны.
Мир искусства всегда будет миром игры не только потому, что он, в отличие от науки, не подчиняется законам рационализма и логики, но и потому, что, в отличие от религии, он всегда параллелен жизни, всегда вымышлен, нереален. Данная нереальность, естественно, ни в коей мере не является слабым местом искусства, но при этом составляет его исключительную особенность: даже в своих самых реалистических произведениях мир искусства всегда основывается на вымысле, который представляет собой не что иное, как авторскую трактовку того, что художник изобразил.
Конечно, никакой реализм в искусстве не может быть направлен на «объективное отражение действительности» — подобная задача так же далека от искусства, как ботаническое описание мира природы — от картин Шишкина и Айвазовского. Как точно заметил Лотман: «Искусство XX века, с его «фотографичностью», стремлением к точности, как ни странно, приводит к тому, что чем выше имитация реальности, тем выше условность изображения. Чрезвычайное подражание жизни с чрезвычайным от нее отличием. В этом смысле искусство XX века, достигающее огромной степени приближения к жизни (в силу огромных технических возможностей), одновременно вырабатывает и чрезвычайное отличие. И чем больше искусство стремится к жизни, тем оно условнее».
Искусство всегда — самовыражение. Этим и интересно. Любое произведение искусства неповторимо. Любое подражание в искусстве либо бессмысленно, либо приведет в конечном итоге к самораскрытию подражателя, который обретает свое «я», отличное от того, кого он стремился копировать.
В американском фильме «Инкогнито» рассказывается о художнике, зарабатывавшем на жизнь продажей собственных картин, которые он выдавал за неизвестные работы старых мастеров. Когда он представляет «неизвестный портрет кисти Рембрандта», на экспертизу приглашают трех самых известных специалистов «по Рембрандту». Двое после тщательного анализа признают, что перед ними — подлинный Рембрандт. Но третий эксперт категорически отрицает это. Аргументация весьма примечательна: слишком похоже. Тончайшее чутье не подвело эксперта: художник сумел воспроизвести, быть может, с академической строгостью все — манеру письма, подбор красок — и проч. Но есть что-то главное в искусстве, что скопировать нельзя. Два симфонических оркестра будут играть одно и то же произведение по-разному. Выдающийся мастер никогда дважды не исполнит свое произведение абсолютно одинаково. Достаточно послушать записи концертов Высоцкого, чтобы убедиться в том, что одинаково исполненных «вещей», как их называл сам поэт, просто не существует.
И еще одну цитату хотелось бы напомнить выдающимся экспериментаторам современности:
«За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов… И нечего для оправдания безответственности ссылаться на «вдохновенье». Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный, не самозваный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство, и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством».
Бахтин, между прочим. А он знал, что говорил.
Иллюстрация: Автопортрет. Норман Рокуэлл, 1960
Я смотрю на произведение искусства и ничего не понимаю. Как это исправить?
Одни люди ходят на художественные выставки ради удовольствия, другие — за компанию с первыми, а третьи — потому что следят за культурными трендами, хотя и не все в них разбираются. Если вы из последних, не отчаивайтесь: мы с дзен-каналом Пушкинского музея научим вас не имитировать удовольствие от искусства, а получать его — даже когда вы придете на выставку сложного для восприятия творчества современных художников.
Для души хочется чего-то красивого, а не тратить деньги на непонятную активность. Значит, современное искусство не для меня?
Мы привыкли ожидать от искусства безусловной «красоты» — если не реалистичности, то хотя бы соответствия общепринятым эстетическим стандартам. Однако хорошее искусство вовсе не обязано следовать гармонии, пропорциям и привычным цветовым сочетаниям.
К современному искусству стоит подходить, максимально очистив ум от классических концепций, усвоенных еще на школьных уроках рисования.
Попробуйте посмотреть на произведение как на «чистый лист». Вызывает ли оно эмоции конкретно у вас, и если да, то какие? Проанализируйте свой личный отклик. Какой эмоциональный опыт вы получили от взаимодействия с произведением?
Объясняем на примере: Маурицио Каттелан. «Баллада о Троцком». 1996
© Ralf Steinberger, CC BY 2.0
Эта инсталляция — своеобразное посвящение художника русскому революционеру Льву Троцкому, отстраненному от власти Сталиным. Обреченно свисающее с потолка чучело лошади, словно остановленной на бегу, шокирует зрителя и привлекает к себе внимание.
Сочетание сразу нескольких популярных эмоциональных триггеров — революция, тоталитаризм, страдания животных — работают как провокация и цепляют «за живое». Новые впечатления от знакомства с этой работой вам гарантированы!
Так, я попытаюсь эмоционально открыться. Но вдруг я всё неправильно пойму?
Давайте снова проведем черту между классикой и современностью. Классическое искусство — это искусство четких правил, которое не только предписывает художнику, как писать картину, но и зрителю — как на нее смотреть.
Современное искусство не признает этих правил. Необязательно быть искусствоведом и глубоко знать художественный контекст. Не бойтесь быть дилетантами, вы абсолютно свободны в своих интерпретациях!
Задача современного искусства — зацепить вас за живое, вызвать эмоции, заставить задуматься.
Помочь могут экспликационные тексты, те самые карточки-комментарии, которые висят в музеях рядом с картинами и подробно раскрывают внутренний мир художников и их работ. Это не «подсказки для непонятливых», а естественная часть культурных практик.
Знакомство с контекстом современного искусства помогает нам разобраться в собственных впечатлениях, вступить с автором и произведением в диалог. Задача современного искусства — зацепить вас «за живое», вызвать эмоции, задуматься над авторским посылом.
В своих произведениях Хатум раскрывает не только свой опыт дважды беженки, рожденной без гражданства, но и в более широком смысле обращает внимание на повседневный опыт женщины в исламском мире.
Творчество Моны — это осмысление собственных ощущений от отчуждения и игнорирования ее как беженки, женщины и уроженки исламского мира. В каждом обществе есть свои «невидимки», представители исключенных меньшинств, которых принято не замечать. Так происходит не только на исторической родине художницы. А вам знакома боль от пренебрежения окружающих? Работа проникнута скрытым напряжением — кто же изображен художницей: личности или лишь видимые атрибуты их присутствия?
Что делать, если у меня не хватает времени, чтобы часами бродить по залам и читать объяснения, а понимать искусство я всё равно хочу?
Понимаем вашу озабоченность: опросы свидетельствуют, что в среднем посетители музеев проводят перед каждой картиной едва ли полминуты. Это объясняет, почему им ничего не понятно в работах современников.
Есть классные специализированные блоги, которые рассказывают об актуальном искусстве или исследуют старые произведения с современных позиций, внятно и весело. Советуем подписаться на дзен-канал Пушкинского музея, с которым мы сделали эти карточки. Это гид для любознательных читателей, которые ценят не только искусство, но и свое время: понятные тексты проиллюстрированы выразительными и яркими сторис. Свои авторские посты о любимых работах коллекции Fondation Louis Vuitton готовят приглашенные эксперты: Никита Кукушкин, Алекс Дубас и другие медийные персоны.
Во-вторых, постарайтесь попасть на выставку в часы экскурсий: слушать эксперта интересно и полезно, к тому же ему всегда можно задать вопросы. Подписчики дзен-канала Пушкинского музея могут попасть на закрытые экскурсии, которые проводят по выставке работ из коллекции Fondation Louis Vuitton Дмитрий Гутов, Ингеборга Дапкунайте и другие звездные ценители прекрасного.
Где я, а где современное искусство? Мне кажется, оно поднимает какие-то далекие от меня проблемы…
Всё не совсем так. Современное искусство постоянно работает с повседневностью. Художники — такие же люди, с теми же радостями и печалями, они читают новости, ходят в магазин, живут обычной жизнью, и зачастую осмысляют в своих работах именно ее.
Важно не столько техническое мастерство художника, как новаторский взгляд автора, его умение показать нам знакомые вещи под неожиданным углом.
Посмотрите на произведение еще раз. Как вы думаете, что в нем резонирует с вашим опытом? Что кажется вам знакомым?
Объясняем на примере: Энди Уорхол Автопортрет в женской одежде. 1980–1982
Поляроид, выставочная копия ©Fondation Louis Vuitton. Экспозиция выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
В серии автопортретов, созданной вместе с фотографом Кристофером Макосом, Уорхол невозмутимо смотрит в объектив, позируя в образе холодной и безупречной голливудской дивы. Преувеличенная театральность фотографий парадоксальным образом подчеркивает уязвимость Уорхола. «Быть, а не казаться», — метафорически утверждает автор.
Похоже на то, с какими эмоциями вы позируете перед камерой, чтобы выложить дежурное фото в соцсети?
Современное искусство сложно воспринимать. Мы с художником будто из разных миров. Что мне делать?
Искусство больше не должно копировать действительность — для этого у нас есть камеры, фотоаппараты и смартфоны. Художники, напротив, стремятся обнаружить неожиданные связи между объектами и раскачать лодку наших убеждений.
Еще в конце ХIХ века искусство устало от реальности и стало «играть» в нее, используя самые разные призмы и техники. Для современных авторов важна не «реалистичность» работы, а ее содержание, провоцирующее зрителя на эмоции.
Во многих работах изначально заложено противоречие с нашим повседневным восприятием. Гипертрофированные пропорции скульптур, портрет как нагромождение геометрических объектов, смелые техники для выражения повседневных переживаний — какие смыслы, по-вашему, заложены в авторских «непохожестях»?
Объясняем на примере: Альберто Джакометти. «Три идущих человека». 1948
© Fondation Louis Vuitton / Marc Domage
Один из самых знаменитых скульпторов своего времени, Джакометти в своих работах вновь и вновь возвращался в скульптуре и живописи к человеческой фигуре, стремился выразить ощущение уязвимости, обнажить наши страхи, сведя образ человека к хрупкой геометрической линии, беззащитной перед окружающим. Является ли этот человек-линия, человек-пунктир «властелином мира», как это пытаются представить нам современные утописты? Властны ли мы над природой и материей? Работы Джакометти заставляют осмыслить эти вопросы с новой, неожиданной стороны.
А как вообще делается современное искусство? Почему оно так не похоже на привычные картины из учебников?
Сегодня искусство — это не профессия, а призвание. Тот же Маурицио Каттелан, о котором шла речь выше, работал охранником, поваром и садовником, пока не стал востребованным творцом-провокатором. Разве такая свобода не прекрасна?
Противопоставляя себя строгому академизму, современное искусство экспериментирует как с техникой, так и с творческим методом.
Неоновые лампы (минимализм, оп-арт), компьютерная графика (digital-арт) и даже собственное тело художника или приглашенных натурщиц (боди-арт, перформанс) становятся творческим инструментом.
Неожиданные материалы и образы могут как сами являться носителем дополнительного смыслового измерения произведений, так и использоваться иронически, как китч, акцентирующий наше внимание на проблематике работы.
Объясняем на примере: Иза Генцкен. «Букет». 2004
© Fondation Louis Vuitton / Martin Argyroglo
На вершине колонны, окрашенной аэрозольными красками и обвитой блестящими гирляндами, стоит букет цветов в вазе, окруженный сломанными игрушечными фигурками. Эта скульптура-ассамбляж, только на первый взгляд выглядит нелепо и вычурно, однако призвана напоминать нам о печальных событиях 11 сентября 2001 года.
Художница долго жила в США и посвятила эту работу Америке, которая после событий тех дней изменилась навсегда. Образ страны Генцкен создала при помощи повседневного мусора — пластиковых «идолов» местной поп-культуры.
Ладно, но для чего нужно ходить на выставки, разве не проще рассмотреть произведение в интернете?
Нет! Точнее, рассмотреть работу-то можно, но этого может быть мало, когда речь идет о современном искусстве. Сегодня выставки сами по себе превратились в содержательное высказывание, по сути, в отдельное произведение искусства.
Куратор в арт-среде — человек не менее важный, чем режиссер в киноиндустрии. Его задача — помочь произведениям заговорить друг с другом и со зрителем, гармонично организовать работы в пространстве выставки так, чтобы те создавали единое художественное высказывание или точную репрезентацию обширной коллекции. Именно куратор пишет экспликационные тексты, сопровождающие каждое произведение. Хорошая кураторская работа — залог удовольствия, которое вы получите от знакомства с современным искусством. А еще понятнее и ближе выставка станет, если предварительно изучить о ней интересные факты в интернете. Тот, кто подписался на канал Пушкинского музея в «Яндекс.Дзене», всегда приходит на выставки подготовленным.
Высказывания великих людей об искусстве
Два ума знает Природа:
ум животных и от Бога!
Воду пьёт в реке осёл-
языком алкая.
Человек ладонь подставя-
стакан первый изобрел!
И вершиной красоты-
кратер найденный в Помпее:
века роспмсь не тускнеет
обнажённой немоты.
Чувства у зверей острее-
но что делать им в музее?
Высказывания великих людей об искусстве
Гиппократ
— Жизнь коротка, искусство вечно!
Александр Дюма – сын
— Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.
Леонардо да Винчи
— Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Джордано Бруно
— Искусство восполняет недостатки природы.
Сальвадор Дали
— Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.
Л. Н. Толстой
— Простота — необходимое условие прекрасного.
Оноре де Бальзак
— Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.
Гегель
— Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
Эмиль Золя
— Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.
Иоганн Иоахим Винкельман
— Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.
Леонардо да Винчи
— Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Антон Семёнович Макаренко
— Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
Борис Пастернак
— Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Сенека
— Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Микеланджело
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Т. Драйзер
— Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.
А. Н. Толстой
— Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.
[ad#v_tekst]Цицерон
— Все прекрасное редко.
Г. Флобер
— Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.
П.Пикассо
— Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.
Еврипид
— Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.
Л.Н.Толстой
— Искусство есть одно из средств единения людей.
В.Гете
— Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.
Андре Жид
— Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.
Дени Дидро
— Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Микеланджело Буонаротти
— Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Г. Гегель
— Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
Брехт Бертольт
— Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Александров Георгий
— Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.
Малевич К
— Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.
Санд Жорж
— Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.
Леонардода Винчи
— Живопись спорит и соревнуется с природой.
Гельвеций Клод Адриан
— Задача искусства — волновать сердца.
Шиллер Иоганн Фридрих
— Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.
Анатоль Франс
— Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.
Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)
Письма о Добром и прекрасном
Письмо тридцать второе
(фрагменты)
Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.
Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.
Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.
Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.
Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».
?
Эстетика ницше. «Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины».
165 коротких и красивых цитат про искусство и творчество
Ниже вы найдете 165 коротких и красивых цитат про искусство и творчество.
Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни. Абай
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дидро Дени
Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи
Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон.
Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им. Альбрехт Дюрер
Проникновение в то, что совершается в порыве озарения, составляет основу искусства. Адам Мицкевич
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет. Батлер Сэмюел
Большинство из тех, кто жалуется на отсутствие талантов, не так много в жизни попробовали. Эндрю Мэтьюз
Искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем. Г. Лауб
Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять. Анатоль Франс
Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник. Г. Аполлинер
Мы можем иметь прекрасный вкус в музыке, но можем не уметь исполнять ее, мы можем хорошо судить о поэзии, не будучи поэтами и ничуть не обладая поэтической жилкой, но мы не можем иметь сносного понятия о благости, не будучи сносно добрыми. Шефтсбери
Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. А. М. Горький
В поэзии, в пластике и вообще в искусстве нет готовых вещей. О. Мандельштам
Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов
Лицо художника проявляется в его противоречивости. Л. Арагон
Творчество — это страсть, умирающая в форме. Пришвин Михаил Михайлович
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда автопортрет. Батлер Сэмюел
Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства. Ф. Энгельс
Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери
Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять. Анатоль Франс
Задача искусства — волновать сердца. Гельвеций Клод Адриан
Когда я создаю музыку, я не мыслю ее в отрыве от идеи. Бенджамин Бриттен
Проблема искусства есть проблема перевода. Плохие писатели те, кто пишут, считаясь с внутренним контекстом, не известным читателю. Нужно писать как бы вдвоем: главное здесь, как и везде, — научиться владеть собою. А. Камю
Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать. Антуан де Сент Экзюпери
Чувство меры в искусстве — все. Анатоль Франс
Дело художника — рождать радость. Паустовский Константин Георгиевич
Искусство требует знаний. Бертольд Брехт
Жизнь коротка. Искусство бесконечно. О. Уайльд
Только пчела узнает в цветке затаенную сладость, Только художник на всем чует прекрасного след. Афанасий Афанасиевич Фет
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее. О. Бальзак
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит
Искусство есть заражение чувствами других людей. Лев Толстой
Чувствовать знать уметь — полное искусство. П. П. Чистяков
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука… Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие. Бертольд Брехт
Правда природы не может быть и никогда не будет правдой искусства. О. Бальзак
Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.
Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает. К.Ф. Юон
Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного стремления человека к добру, к истине и совершенству. Томас Манн
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт
Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство. Бертольд Брехт
Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, это для него самая изощренная похвала. Шиллер Фридрих
Искусство — это то, что расцветает всего за секунду до того, как испарится навсегда.
Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру. И. Е. Репин
Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский
Произведение искусства — это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определенного темперамента. Золя Эмиль
Когда тебе кажется, что ты исчерпал все возможности, помни, что это не так. Адам Джексон
Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы. Ж. Санд
Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский
Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Василий Иванович Качалов
Произведение искусства — туман, изваянный в образ. Джубран Хамиль
Искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа. Аристотель
Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат… А. Н. Бенуа
Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват. Викентий Викентьевич Вересаев
Музыка — универсальный язык мира. Генри Уодсуорт Лонгфелло
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Толстой Лев Николаевич
Искусство ревнива и не терпит соперниц. Микеланджело Буонарроти
Художники — глаза человечества. М. Волошин
Когда я слушаю музыку, я слышу совершенно отчетливые ответы на все мои вопросы, и во мне все успокаивается и проясняется. Или, точнее, я ощущаю, что это вообще не вопросы. Густав Малер
Для того, чтобы открыть законы, принадлежащие к миру первичных образов, художник должен пробудиться к жизни, как человек: в нем должны быть развиты почти все его благородные чувства, немалая доля интеллекта, интуиции, и желания творить. Делия Стейнберг Гусман
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. Белинский Виссарион Григорьевич
Художник не может быть неудачником; быть художником — само по себе удача. Чарльз Кули
Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты. К. Д. Ушинский
Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение. Делия Стейнберг Гусман
Господь сотворил музыку в качестве общего языка для людей. Джебран Халиль Джебран
Для меня искусство — это никак не забава одинокого творца. Для меня это способ тронуть как можно больше людей, создав наиболее емкую картину общих страданий и радостей. Камю Альбер
Правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда, но правда и искусство имеют точки соприкосновения.
Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. К. Маркс
Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. Джон Раскин
Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества. Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Проза — это архитектура, а не искусство декоратора. Хемингуэй Эрнест
Достоинство произведения искусства мы оцениваем по количеству труда, какой вложил в него художник. Г. Аполлинер
К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. А. Дюрер
Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества. Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Леонардо да Винчи
Как только кто-нибудь в искусстве работать начинает ради денег — прощай надежда на хорошее произведение. С. Батлер
Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Кристоф Виллибальд Глюк
Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества. Жюль Ренар
Творить искусство, может лишь избранник, Любить искусство — всякий человек. Жюльен Грюн
Искусство никогда не умирает. Петроний
Искусство без мысли, что человек без души, — труп. В. Г. Белинский
Даже в минуты высшего счастья и глубочайшего несчастья нам нужен художник. И. В. Гете
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Иван Сергеевич Тургенев
Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет. Илья Григорьевич Эренбург
Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. Паустовский Константин Георгиевич
Искусство – это одежда нации.
Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны всем. Л. Н. Толстой
Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение. Игорь Федорович Стравинский
В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Иоганн Вольфганг Гете
Искусство должно спешить туда, где скрыт какой-нибудь порок. Брехт Бертольт
Путь от головы к перу намного длиннее и труднее, нежели путь от головы к языку.
Рисунок дает форму существам, цвет дает им жизнь. Д. Дидро
Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Иоганн Вольфганг Гете
Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский
Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело
Искусство- это хорошо организованное вдохновение.
Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее – то, что каждый бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперед, к свету, хочет быть лучше, совершеннее, Таков истинный смысл искусства. М. М. Антокольский
Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества. Константин Сергеевич Станиславский
Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Кристоф Виллибальд Глюк
Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. Блок Александр Александрович
Ни в коем случае искусство не воспроизводит свой век. Великая ошибка всех историков заключается в том, что они по искусству эпохи судят о самой эпохе. Оскар Уайльд
Путь от головы к перу намного длиннее и труднее, нежели путь от головы к языку.
Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед. Леонид Максимович Леонов
Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое. Луций Анней Сенека (Младший)
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. Паустовский Константин Георгиевич
Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу. Александр Блок
Если художественное произведение вас не волнует, значит, оно не достигает истинной цели искусства.
Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному. Марк Аврелий
Самый главный инструмент художника, который формируется благодаря постоянной тренировке, — это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо. Марк Ротко
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ. Бальзак
Природа – отнюдь не выпестовавшая нас мать. Она есть наша творение. Жизнь подражает Искусству куда более, нежели Искусство следует за Жизнью. Оскар Уайльд
Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью.
Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всем остальном. Вольфганг Амадей Моцарт
В руках таланта все может служить орудием к прекрасному. Васильевич Гоголь
Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин. Анна Павловна Павлова
История искусства — это история возрождений. Батлер Сэмюел
Творчество — искусство осуществлять замыслы. Владимир Микушевич
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Петр Ильич Чайковский
Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца. Ральф Уолдо Эмерсон
Много нужно для искусства, но главное — огонь! Толстой Лев Николаевич.
Идя за формой вещей, мы не можем выйти к самоцели живописной, к непосредственному творчеству. Казимир Северинович Малевич
Моя самая любимая злоба и искусство в том, чтобы мое молчание научилось не выдавать себя молчанием.
Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда. Теодор Драйзер
Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь. Федор Иванович Шаляпин
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно. Достоевский Фёдор Михайлович
Все мы художники своей жизни, у кого-то жизнь сияет всей палитрой красок, а у кого-то черный квадрат.
Ведь искусство порою потрясает даже заурядных людей, и самый бездарный исполнитель может раскрыть перед вами целые миры.
Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие. Томас Карлейль
Без фантазии нет искусства, как нет и науки. Ференц Лист
Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства. Эмерсон Ральф Уолдо
В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет еще кое-что, тот делает картину, а не портрет.
Искусство — это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке.
Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, — не искусство. Хорхе Анхель Ливрага
Искусство — как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. Батлер Сэмюел
Искусство зеркало, где каждый видит себя. Иоганн Вольфганг Гёте
Если природа – это материя, стремящаяся стать душой, то искусство – это душа, выражающая себя в материальном.
Искусство — это мудрость в обличии красоты. Хорхе Анхель Ливрага
Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту. Хорхе Анхель Ливрага
Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития. Достоевский Фёдор Михайлович
Творчество рождает творца. Максим Звонарев
Заниматься «искусством ради искусства» – все равно что забивать гвозди в бумагу.
Искусство — единственная серьезная вещь в мире, но художник — единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным.
Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем. Жан Кокто
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. Чехов Антон Павлович
Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем.
Художник — лжец, но искусство — правда.
Искусство рождается только от горя. И никогда — от радости.
Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по настоящему одинок. Винсент Ван Гог
Если бы повысилось искусство вести беседу, понизилась бы рождаемость. Станислав Ежи Лец
Живопись – это страстное молчание.
Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично.
В замысле сказывается талант, в исполнении искусство.
Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства.
Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл — душевный комфорт художника. Камю Альбер
Искусство — это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле.
Искусство есть не что иное, как вечный перевод мысли формой.
В искусстве сказать что-то новое может лишь тот, кто достаточно необразован, чтобы не знать, что все уже сказано.
Искусство, в котором нет эмоций, в основе своей не искусство.
И в искусстве, и в жизни все прекрасное принадлежит тому, кто способен видеть и чувствовать. Евгений Леонов
Искусство — всегда метафора действительности.
Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым.
Грустно сознавать, что в наше время поэт может заработать гораздо больше, рассуждая о своем искусстве, чем им занимаясь.