В грезе красочной я длю что означает
Бальмонт пишет для детей
Путешественник, русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Альфред Теннисон, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1923)
Белки, зайки, мышки, крыски,
Землеройки, и кроты,
Как вы вновь мне стали близки!
Снова детские цветы.
Маргаритки щурят глаз,
Вот роса зажжет алмаз.
Вплоть до самой малой мошки,
Близок стал мне мир живых,
И змеистые дорожки
Повели к кустам мой стих.
А в кустах, где все так дико,
Притаился хмурый еж.
Вон краснеет земляника,
Сколько ягод здесь найдешь!
Все цветы на зов ответят,
Развернув свои листки
А в ночах твой путь осветят
Между травок светляки.
. В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Бальмонта: он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели.
В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что я когда-нибудь встану, я научился от предутреннего чириканья воробьёв за окном и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом…
К. Бальмонт. Воздушный путь (Берлин, 1923)
Мышка спичками играла,
Загорелся кошкин дом
Нет, давай начну сначала,
Мышка спичками играла,
Перед Васькой, пред котом.
Промяукнул он на мышку, —
«Нет», — сказал он, — «это — лишку»,
И за хвостик хвать плутишку,
Вдруг усы его зажглись.
Кот мяукать, кот метаться,
Загорелся кошкин дом
Тут бы кошке догадаться,
А она давай считаться,
Все поставила вверх дном.
Погубила ревность злая,
Кошкин дом сгорел до тла.
«Этой мышке помогла я»,
Спичка молвила, пылая. —
Мышка до сих пор цела.
Сборник «Под северным небом», вышедший в 1894 году, принято считать отправной точкой творческого пути Бальмонта. В декабре 1893 года, незадолго до выхода книги, поэт сообщал в письме Н. М. Минскому: «Написал я целую серию стихов (своих) и в январе приступлю к печатанию их отдельной книжкою. Предчувствую, что мои либеральные друзья будут очень меня ругать, ибо либерализма в них нет, а „растлевающих“ настроений достаточно.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? — камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Сборник «Горящие здания» (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении. «Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь», — такими словами в предисловии к «Горящим зданиям» Бальмонт сформулировал свой девиз. Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию. В 1901 году, отсылая сборник Л. Н. Толстому, поэт писал: «Эта книга — сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и — пока — люблю уродство не меньше, чем гармонию». Благодаря сборнику «Горящие здания» Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе. «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния», — писал В. Я. Брюсов.
Одуванчик вздумал взять
А червяк, чтоб не отстать,
И ликуют два цветка,
Счастливы друг другом.
Но мгновенно улетел
Маргаритке был удел
Стать вдовой несмелой.
А с улиткой каблуком
Вмиг была расправа,
Что же стало с червяком,
Четвёртый поэтический сборник Бальмонта «Будем как Солнце» (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой. Блок назвал «Будем как солнце» «книгой, единственной в своём роде по безмерному богатству»
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
В 1906 году Бальмонт обосновался в Париже, будучи политическим эмигрантом. Он жил в тихом парижском квартале Пасси, но большую часть времени проводил в дальних разъездах. В 1913 году политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых была предоставлена амнистия, и 5 мая 1913 года Бальмонт возвратился в Москву. На Брестском вокзале в Москве ему была устроена торжественная общественная встреча. Жандармы запретили поэту обратиться к встречавшей его публике с речью; вместо этого, как явствовало из сообщений тогдашней прессы, он разбросал среди толпы свежие ландыши.
Смех ребенка за стеной,
Близко от меня,
Веет свежею весной,
Говорит о власти дня.
Это сказка, это сон,
Что из нежных струй
Легкий стебель вознесен,
Воплощенный поцелуй.
Легкий стройный стебелек,
С ласковым цветком,
Завязь, в мире, новых строк,
Птичка с светлым хохолком.
Птичка с светлым голоском,
Пой мне без конца,
Будь мне сказкой, будь цветком,
Будь улыбкою лица.
Поэт категорически не принял Октябрьскую революцию, которая заставила его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия» «смутных времён» и пересмотреть многие свои прежние взгляды. В публицистической книге 1918 года «Революционер я или нет?» Бальмонт, характеризуя большевиков как носителей разрушительного начала, подавляющих «личность», выражал тем не менее убеждение в том, что поэт должен быть вне партий, что у поэта «свои пути, своя судьба — он скорее комета, чем планета (то есть, движется не по определённой орбите)»
Одуванчик, целый мир,
Ты зовешь меня на пир,
Ты мне ясно говоришь:
Расцветай с Весной.
Будет нега, будет тишь,
Будь в весельи мной.
Но тоска и страхи — ложь,
Счастье вечно здесь.
Поседеешь, но седой
Будешь снова золотой,
25 мая 1920 года навсегда покинув Россию и через Ревель добрался до Парижа, чем «…нарушил церемониал бегства из советской России. Вместо того, чтобы бежать из Москвы тайно, странником пробираться через леса и долины Финляндии, на границе случайно пасть от пули пьяного красноармейца или финна, — он четыре месяца упорно добивался разрешения на выезд с семьёй, получил его и прибыл в Париж неподстреленным»другой стороны, советская пресса начала «клеймить его как лукавого обманщика», который «ценою лжи» добился для себя свободы, злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад «для изучения революционного творчества народных масс»
Одуванчик Желтым был,
Жар огня меня слепил,
Но над ним был дым.
Листья были изумруд, —
Ну, так что ж, зови на суд
Все непрочно, мол, вокруг,
Мне же мил мой вешний луг,
И прекраснее всего
В сне, чье имя — дым,
То, что каждый миг его
В 1923 году К. Д. Бальмонт одновременно с М. Горьким и И. А. Буниным был номинирован Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе.
Моросит Как бы росинки
Возникают на руках, —
Этот нежный, влажный прах.
Эти бусинки свиданья
Чуть блеснут, и вот их нет.
Лишь на крае одеянья —
На минутку — светлый след.
в 1932 году стало ясно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием. С августа 1932 по май 1935 года Бальмонты безвыездно жили в Кламаре под Парижем, в бедности. В апреле 1936 года парижские русские литераторы отметили пятидесятилетие писательской деятельности Бальмонта творческим вечером, призванным собрать средства в помощь больному поэту. В комитет по организации вечера под названием «Поэту — писатели» вошли известные деятели русской культуры: И. С. Шмелёв, М. Алданов, И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, А. Н. Бенуа, А. Т. Гречанинов, П. Н. Милюков, С. В. Рахманинов
На лугу большие кучи
Свеже вырытой земли.
Лето Жарко. Полдень жгучий.
Кто здесь рылся? Может, гномы,
Всей смешной толпой своей,
Строят нижние хоромы
Города во тьме возводят,
Строят замки под землей,
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То — слепые
Последние годы жизни поэт пребывал попеременно то в доме призрения для русских, который содержала М. Кузьмина-Караваева, то в дешёвой меблированной квартире. Как вспоминал Юрий Терапиано, «немцы относились к Бальмонту безразлично, русские же гитлеровцы попрекали его за прежние революционные убеждения»
Детка, хочешь видеть Рай?
Все забудь и засыпай.
Лишь храни мечту свою,
В Небе светятся огни.
И лампадка говорит:
Спи, малютка, Небо спит.
Что увидишь ты во сне,
Расскажи поутру мне.
Ты увидишь светлый Рай,
В нем цветы себе сбирай.
Будем вместе мы в Раю,
В 1940—1942 годах Бальмонт не покидал Нуази-ле-Гран; здесь, в приюте «Русский дом», он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»).
Урок литературы в 10-м классе на тему «Приемы анализа лирического произведения»
Разделы: Литература
1. Познакомить учащихся с различными приемами интерпретации стихотворения, используя компьютерные технологии.
2. Научить находить изобразительно – выразительные средства, с помощью которых создается настроение и художественный образ.
3. Способствовать развитию духовных качеств личности.
1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Тексты стихотворений.
4. Портреты поэтов и писателей, о которых пойдет речь на уроке.
5. Аудиозапись песни на стихи М.Цветаевой в исполнении А Пугачевой.
Одна из главных целей литературы – развивать духовные качества личности. Или, как мы часто повторяем вслед за А.С. Пушкиным, пробуждать в человеке человеческое. М Горький писал, что литература “действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство”. Проза помогает нам разобраться в жизни вокруг нас, поэзия – в жизни внутри нас. Именно поэзия способствует пробуждению чувств добрых. В чем же ее секрет? Что же такое лирическое стихотворение? Стихотворение – это некое эстетическое и психическое единство, выраженное в определенной словесной форме. В нем выражаются эстетические взгляды самого поэта, его ценностные ориентации, характер эпохи, душевное и физическое здоровье или нездоровье автора, своеобразие темперамента и даже черт характера творящей личности. Это литературоведческое определение, а вот как сами поэты и писатели говорят о процессе творчества.
2. Выступления учащихся.
1. И Бунин: “Какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство. Как рассказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет. Это истинное мучение”.
“И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем-
И тут ко мне идет незримый рой гостей
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Вот оно разнообразие характеров, темпераментов, эстетических принципов. Но, бесспорно, есть одно, что объединяет их. Лирическое стихотворение – это частица души поэта. Стихотворение несет в себе много информации и, чтобы ее получить, нужно владеть определенными приемами анализа текста. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Вопрос: Что главное в лирическом стихотворении?
Ответ: Настроение.
(Слайд №1. На экране две строфы из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”)
Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица. Проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
И ты печальная сидела-
А нынче…погляди в окно:
Первая строфа. Настроение радостное, приподнятое. Это настроение подчеркивают эпитеты (чудесный, прелестный) и восклицательные знаки. Поэт счастлив, здоров и весел. Его переполняет жизнь, и ему хочется поделиться этой радостью с любимой.
Вторая строфа. Вечор, вчера было по–другому: грустно, тяжело. Эпитеты “мутном”, “печальная”, “мрачное”. Сравнение “как бледное пятно”. 1829 год. Была ссылка, потеря друзей, опала.
Вопрос: Определяя настроение, на что мы в первую очередь обращали внимание?
Ответ: На время создания стихотворения, синтаксис, изобразительные средства.
4. Проверка домашнего задания. (Учащиеся приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор и других изобразительных средств).
5. (Слайд №2. Учащиеся работают за компьютером. В деформированный текст стихотворения К. Бальмонта “Веселая осень” ученики вставляют свои эпитеты)
Щебетанье воробьев,
………. свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
……….. небес,
Весь……… огне
…………. лес.
Ветер……. Пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины ……… стал,
Песнь поет лучу.
В грезе…… я длю
………… струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.
На экране появляется полный текст стихотворения, который учащиеся сравнивают со своим вариантом. Такой прием соавторства способствует формированию навыка нахождения в тексте изобразительных средств и использования их в речи.
Щебетанье воробьев
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет границ.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну.
Чтобы постичь смысл стихотворения, важно задействовать все свои органы чувств: зрение, слух, воображение. В этом нам поможет прием устного словесного рисования по следующему плану:
1. Я услышал.
2. Мне представилось.
3. Я вспомнил.
7. Чтение учеником стихотворения Н.Рубцова “Листья осенние”. (Отрабатывается прием словесного рисования)
(Учащиеся отрабатывают прием цветописи. Делятся на три группы. Каждая группа работает на компьютере со стихотворением С. Есенина, каждую строку обозначая определенным цветом.)
Так будет выглядеть стихотворение “Береза”, “Сыплет черемуха снегом”, “С добрым утром”
10. Прослушивание песни на стихи М.Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной” в исполнении А.Пугачевой.
Стихотворение можно нарисовать не только красками, но и через изображение предметов, выступающих в роли символов. Через расшифровку этих символов приходим к пониманию смысла стихотворения.
В первой строфе мы видим пейзажную символику: звезды на земле (астры) и звезды на небе (земля и небо, день и ночь). Виноград – юг, рябина – север. Все это не соединить. Во второй строфе – яблоко и сердце. Это образы и библейские, и христианские, и античные. Символы жизни, любви. Если в 1 строфе август – это месяц, то во 2 – римский император, на это указывает эпитет “имперский”. Это мужчина, который поражает воображение героини, завладевает ее сердцем. От пейзажа автор переходит в область чувств. В 3 строфе поцелуи, розы – это страсть, любовь. Август – последний месяц лета. И любовь тоже последняя, потому особенно сильная. Звезды в этой строфе – это звезды в душе героини. Астры разноцветные. Разнообразные краски передают гамму чувств.
Вопрос: О чем же это стихотворение?
Ответ: О состоянии души, о любви.
Мы уже знакомы с планом комплексного (целостного) анализа стихотворения. (На экране показан план анализа)
Сегодня мы познакомились с разными приемами постижения смысла лирического произведения. И хотя интерпретация произведения – понятие очень субъективное, данные приемы помогут нам приблизиться к авторскому замыслу.
13. Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение А.Фета “Шёпот, робкое дыхание” с использованием выше перечисленных приёмов.
Веселая осень
Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поёт лучу.
В грёзе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Осень поспевает брусника. Анализ стихотворения константина бальмонта «осень». Школьный анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.
История создания, жанр, размер
Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».
Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.
Основная тема и композиция
Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.
Выразительные средства
Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.
Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).
Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.
Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.
В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.
· Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.
· Активизировать словарь детей: октябрь, осень, благовонье.
· Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
· Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
Воспитатель: Сакулина Н.С.
Тема: «Осень» К. Бальмонт
Заучивание стихотворения
Образовательные области: приоритетная – речевое развитие;
в интеграции – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие »:
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей
«Художественно – эстетическое развитие»:
Планируемые результаты НОД:
Интегративные качества: эмоционально – отзывчивый; любознательный, активный; имеющий первичные представления о природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Оборудование для педагога:
Мольберт, иллюстрация осеннего пейзажа, магнитофон, фонограмма с музыкой, альбомные листы, цветные карандаши.
Индивидуальная работа:
с Ваней – учить отвечать на вопросы по содержанию.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, чтение рассказов об осени.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
— Молодцы! Все загадки отгадали.
— Ребята, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать осеннюю картинку. Можно нарисовать дерево с разноцветными листьями или дождик. Дети рисуют по впечатлениям от занятия под музыку.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
(С. Маршак) ©
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт) ©
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
(А. Фет) ©
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
(С. Есенин) ©
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев) ©
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
(А. Фет) ©
Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины.
Осторожней:
топор под ногами!
А дороги назад сожжены!
Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву.
Ничего не попишешь:
природа!
Вот земля, на которой живу
(Б. Окуджава) ©
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
(А. Толстой) ©
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин) ©
Осенний мир осмысленно устроен
И населен.
Войди в него и будь душой спокоен,
Как этот клен.
И если пыль на миг тебя покроет,
Не помертвей.
Пусть на заре листы твои умоет
Роса полей.
Когда ж гроза над миром разразится
И ураган,
Они заставят до земли склониться
Твой тонкий стан.
Но даже впав в смертельную истому
От этих мук,
Подобно древу осени простому,
Смолчи, мой друг.
Не забывай, что выпрямится снова,
Не искривлен,
Но умудрен от разума земного,
Осенний клен.
(Н. Заболоцкий) ©
Мир нуждается в красоте. В красоте стихов, в красоте осени. Увидеть необычные краски осенней природы, штрихи красоты, учуять малейшие запахи, услышать звуки – вот что хотел донести до нас К.Бальмонт. Стихи про осень Бальмонта полны тихого очарования.
«Напоследки»
Вот и Осень золотая
К нам приходит вновь.
Гуще дымка, утром тая,
И оделся лес, блистая,
В листья, красные как кровь.
Я бы думал, что весною
Место для огня.
А меж тем, как будто зною,
Всей листвою расписною,
Служит в осень головня.
Раскутился напоследки
Зорно-красный цвет.
Лист ярчей, но листья редки,
И паук, сплетая сетки,
Чинит листьев рваный след.
Как падет рубин шуршащий
В паутинный свод,
Рухнет вдруг балкон дрожащий,
И на зимний сон, из чащи,
Осень зодчего зовет.
Но паук, ее не слыша,
Протянул канат.
Вот готова стенка, ниша,
Скреплена узорно крыша,
Ждет гостей, любому рад.
Про осень Бальмонт писал по-особому – задушевно, сердечно. В его стихах нет излишнего нагромождения поэтических украшений. Всё понятно, лаконично.
Осень серпом однозубым
Сжала вплотную поля.
Воздух стал жёстким и грубым,
Сохлой листвой шевеля.
Минуло красное лето,
Спи же, цветов не ища.
Хочешь ли красного цвета?
Вот тебе листья плюща.
Бальмонт – знаток поэзии, его стихи привлекают силой и выразительностью художественного языка, яркостью и живописностью образов и картин.
«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
«Осенний лес»
Лесная чаща. В изумруд,
Еще недавно, там и тут,
Рубины изливались, рдея.
Теперь, парча листвы, сполна,
Как дымно-желтая стена,
Броня дерев шуршит, редея.
Цвет постаревший, – не седой,
А серо-пепельный, подседный, –
Скользит по этой сказке медной,
И, вспыхнув, гаснет чередой.
Так в час вечерний, козодой,
В лазури неба, перед нами,
Мелькнет неверными крылами,
Свершая быстро путь витой,
И вдруг исчезнет над водой,
Где, взор души слияв с мечтами,
Последний медлит луч златой.
«Весёлая осень»
Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поёт лучу.
В грёзе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
«Осенний праздник»
Ещё осень моя не настала,
Но высокое лето прошло,
И деревья напевом хорала
Овевают мой праздник светло.
Это праздник великий сознанья,
Что затих огнемётный дракон,
И огонь не уменьшил сиянья,
Но возник как рубиновый трон.
Над вершинами алое чудо,
Благодать снизошла с высоты,
И исполнены долгого гуда
Озарённые краской листы.
Широко, как последние пчёлы,
Перекатная сказка поёт,
Уходя за соседние долы,
Упадая в сознанье как мёд.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Пос певает брус ника,
С тали дни холоднее,
И от птичьего крика
В с ерд ц е с тало грус тнее.
С таи птиц улетают
Прочь, за с инее море.
Все деревья блис тают
В разноц ветном уборе.
С олнц е реже с мее[ц а],
Нет в ц ветах благовонья.
С коро ос ень прос не[ц а]
И заплачет с прос онья.