В чем выражается селективность как критерий внимательности
В чем выражается селективность как критерий внимательности
М.В. Фаликман. Критерии наличия внимания
Добавлено Psychology OnLine.Net
15.11.2011 (Правка 15.11.2011)
Пожалуй, наиболее полно суммировать критерии наличия внимания удалось Ю. Б. Гиппенрейтер [22], которая предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений, во-первых, в сознании, во-вторых, в поведении, а в-третьих, в продуктивной деятельности. Таким образом, складываются три группы критериев внимания.
I. Феноменальные критерии. К этой группе критериев, именуемых также «субъективными», т.е. явленными исключительно самому субъекту познания, относятся как раз те характеристики, которые дали классику психологии сознания У.Джемсу право утверждать, что «каждый знает, что такое внимание» (см. Введение). Открывает их нам самонаблюдение, на заре психологии облеченное в изощренную форму интроспекции (лат. introspecto — смотрю внутрь). Поэтому и сформулированы все эти критерии на языке содержаний сознания и наших субъективных переживаний.
Во-первых, это особое качество содержаний сознания: их ясность и отчетливость в фокусе внимания наряду со смутностью, расплывчатостью, недифференцированностью на периферии. Именно этот критерий позволил основателю психологии как научной дисциплины немецкому психологу Вильгельму Вундту (1832— 1920) сравнить сознание со зрительным полем, фокусом которого является внимание.
Во-вторых, критерием внимания считается непрерывная смена содержаний в «фокусе» сознания: постоянное появление новых содержаний и уход на периферию старых. Иными словами, для объекта внимания характерно постоянное «развитие». Впрочем, У.Джемсу и вслед за ним целой плеяде психологов такое «развитие» представляется не столько критерием наличия внимания, сколько непременным условием его поддержания.
Наконец, в-третьих, факультативным (иначе говоря, не обязательным, но иногда полезным) субъективным критерием наличия внимания, прежде всего произвольного, может стать переживание усилия, интереса или, по словам В. Вундта, «чувства деятельности».
Однако отнюдь не каждого можно спросить о том, что он переживает в данный момент времени. Иные (например, животные или младенцы) просто не ответят, а кому-то придется отвлечься от того, чем он был занят, а значит, он уже более не будет внимателен к своей задаче. Чтобы сделать вывод о наличии или отсутствии внимания в этих случаях, приходится опираться на две другие группы критериев.
II. Поведенческие критерии. Их называют еще внешне-двигательными или позно-тоническими, указывая на их связь с положением тела и тонусом мышц. Впрочем, сюда же относятся и вегетативные изменения в организме человека или животного, например: изменение кожного сопротивления, расширение и сужение кровеносных сосудов. В широком смысле эта группа критериев включает все «внешние проявления» внимания, по которым можно сделать вывод о его наличии и которые мы перечисляли, говоря о связи внимания и поведения (см. Введение). К ним относится и установка органов чувств (например, направление взгляда, поворот и наклон головы), и изменение мимики, и специфическая поза (в частности, ее «застывание» или задержка), и затаивание дыхания либо его поверхностный характер.
III. Продуктивные критерии внимания связаны с успешностью деятельности, которую осуществляет человек. Здесь можно выделить три критерия наличия внимания в зависимости от характера этой деятельности.
1. Познавательный критерий: человек лучше воспринимает и понимает то, на что было обращено его внимание, в сравнении с тем, на что оно не было обращено. Возьмем двух студентов с одинаковыми умственными способностями и познаниями в области математики и дадим им прочитать доказательство одной и той же теоремы. На основании того, кто быстрее и лучше его поймет, мы с определенной степенью уверенности сможем сделать вывод, кто был более внимателен, а кто отвлекался на посторонние мысли.
2. Мнемический критерий: то, на что было обращено внимание, остается в памяти. Неслучайно, когда нам нужно, чтобы человек что-то запомнил, мы обращаем на это его внимание. Напротив, то, что внимания не привлекло, впоследствии едва ли вспомнится. К примеру, когда группа школьников возвращается из музея, учитель нередко просит их припомнить, что именно они видели и слышали во время экскурсии. Это дает ему возможность оценить, были ли его ученики внимательны во время рассказа экскурсовода и на что именно они обратили внимание.
3. Исполнительный критерий: если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то, по всей видимости, он внимателен к тому, что делает. Этот критерий часто применяется психологами в исследованиях распределения внимания при решении нескольких задач одновременно. Представим, что человек должен одновременно читать вслух отрывки из поэмы «Евгений Онегин» и складывать в столбик трехзначные числа. Пусть задача декламации стихов — главная, в ней нельзя допустить ни одной ошибки, иначе придется начинать сначала. Как оценить, уделяется ли при этом хоть сколько-нибудь внимания решению задачи сложения? Очевидно, по количеству допускаемых ошибок. Если их много — значит человек не может быть внимателен к сложению, все его внимание занято чтением стихов. А если не больше, чем обычно, — значит он внимателен и к задаче сложения: возможно, потому, что стихи читает «автоматически», поскольку доводилось делать это не раз.
При установлении участия внимания в том или ином познавательном или практическом действии эти группы критериев должны применяться не по одному, а в совокупности: чем большее число критериев будет учтено, тем вернее окажется вывод. Например, когда Т. Рибо отнес к явлениям внимания — пусть болезненным, предельным — такое психопатологическое явление, как «idee fixe», Н.Н.Ланге высказал в его адрес следующую справедливую критику: здесь учтен только один критерий внимания, субъективный, а по продуктивному критерию данное явление не имеет отношения к вниманию! Да и в обыденной жизни несложно ошибиться. Например, если внешне человек — допустим, студент — являет собою само внимание, но, выслушав лекцию, ничего не может припомнить, то либо перед нами больной-амнестик, либо студент на самом деле не был внимателен к тому, что говорилось на лекции, а размышлял о чем-то ином.
ОТВЕТЫ на тесты по курсу ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (1). Книга Вопрос 1 Выберите несколько правильных ответов. По Б. Г. Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся
Выберите несколько правильных ответов. По Б.Г.Ананьеву к видам психологического эксперимента относятся:
Выберите один или несколько ответов:
Выберите несколько правильных ответов. По С.Л. Рубинштейну наблюдение может быть:
Выберите один или несколько ответов:
a. Внутренним.
b. Внешним .
Определите каким направлением в качестве предмета психологии выделен непосредственный опыт человека.
Выберите один ответ:
a. Научной психологией В.Вундта .
d. Гуманистической психологией.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду –
Выберите один ответ:
b. Медицинская психология.
c. Возрастная психология.
d. Экологическая психология.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека –
Выберите один ответ:
a. Медицинская психология.
b. Экологическая психология.
d. Юридическая психология.
Отрасль психологического знания, занимающаяся изучением, психологических особенностей трудовой деятельности человека, закономерностей развития трудовых навыков.
Выберите один ответ:
a. Возрастная психология.
b. Инженерная психология.
c. Медицинская психология.
d. Психология труда.
Психический факт – это:
Выберите один или несколько ответов:
a. Отражение действительности.
b. Реальная действительность.
c. Событие, явление в психике личности, группы людей.
d. Субъективное переживание.
Психология – это наука о:
Выберите один ответ:
a. Индивидуально-типологических характеристиках личности.
b. Закономерностях изучения психического развития человека.
c. Психических свойствах и состояниях личности.
d. Закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности .
Тема 2. Психика, ее развитие фило- и онтогенезеЭлектронная книга
Бытийное сознание включает:
Выберите один ответ:
a. Чувственные образы.
b. Значение и смысл.
В структуре психических процессов можно выделить следующие группы:
Выберите один или несколько ответов:
a. Двигательные реакции.
b. Познавательные процессы .
c. Эмоциональные процессы .
d. Волевые процессы .
К главным особенностям психики относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. Способность к чувствительности.
b. Способность реаги¬ровать на изменение внешней среды .
c. Способность отражать объективный мир .
d. Свойство только живой материи .
К познавательным процессам относятся:
Выберите один или несколько ответов:
c. Любой сознательный акт психической деятельности.
d. Память и мышление.
Выберите один ответ:
a. Проявление вынужденной ак¬тивности живого организма.
b. Сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды .
c. Высший уровень психического отражения и регуляции.
d. Поступки человека.
Выберите один ответ:
a. Способность человека осмыслять происходящие психические факты.
b. Активная познавательная деятельность.
c. Способ отражения реальной действительности.
d. Сложное свойство высокоорганизованной живой ма терии. Психология 1.2
Выберите один ответ:
a. Активная познавательная деятельность.
b. Сложное свойство высокоорганизованной живой материи.
c. Высший уровень психического отражения и регуляции .
d. Осознанное и самостоятельное поведение человека.
Выберите один ответ:
a. Отражение предметной действительности .
b. Система представлений о реальной действительности.
c. Осмысление собственной деятельности.
Эпицентром сознания является:
Выберите один ответ:
a. Чувственные образы.
b. Сознание собственного Я .
c. Субъективное понимание и отношение к ситуации.
d. Совокупность бессознательных психических процессов.
Психология 1.2
Тема 3. Психология поведения и деятельностиЭлектронная книга
Благодаря какому психическому процессу у человека появляется возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели?
Выберите один ответ:
Выберите несколько правильных ответов.
Определите характеристику понятия потребность.
Выберите один или несколько ответов:
a. Основное условие существования человеческого общества.
b. Источник активности живых существ .
c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир.
d. Состояние неудовлетворенности , которое испытывает живое существо в связи с нехваткой веществ .
Выберите характеристику понятия деятельности.
Выберите один ответ:
a. Основное условие существования человеческого общества.
b. Форма проявления активности людей, направленная по отношению друг к другу в процессе деятельности.
c. Особая форма проявления активности, при помощи которой люди познают окружающий мир .
Выберите один или несколько ответов:
a. Приобретенный навык.
b. Врожденные навык.
c. Основной элемент деятельности .
d. Система движений , направленных на достижение простой цели или задачи .
Психология 1.3
Вопрос 5
Выберите один или несколько ответов:
c. Потребность в игре.
d. Потребность в отдыхе.
Что помогает психике человека эффективно справляться с контролем и регуляцией деятельности и поведения?
Выберите один или несколько ответов:
a. Деятельность как особая форма активности.
b. Управление практическими действиями .
c. Правильное отражение объектов .
Что является ведущим компонентом в деятельности?
Выберите один ответ:
a. Знания, умения, навыки.
b. Приобретенные навыки.
c. Цель деятельности.
d. Высшие познавательные процессы .
Что является источником мотивов и целей?
Выберите один ответ:
d. Форма активности.
Психология 1.3
Тема 4. Ощущение и восприятиеЭлектронная книга
Выберите один ответ:
a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
b. активное целостное отражение мира
c. отражение отдельных свойств предметов
Выберите несколько правильных ответов. Основными свойствами ощущений являются:
Выберите один или несколько ответов:
a. продолжительность и пространственная локализация
b. скорость и контролируемость
c. абсолютный и относи тельный пороги ощущений
d. качество и интенсивность
За счет чего мы видим мир трехмерным?
Выберите один ответ:
c. За счет того, что на сетчатке глаза мы имеем трехмерное изображение
К интероцептивным ощущениям относятся:
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
c. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
К проприоцептивным ощущениям относятся:
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
Выберите один ответ:
a. ощущения, возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специальных рецепторов
b. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные в мышцах и сухожилиях
c. ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности кожи
Выберите один ответ:
a. отражение отдельных свойств предметов
b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
c. активное целостное отражение мира
Под константностью понимают:
Выберите один ответ:
a. относительную независимость образа от условия восприятия
b. связь восприятия с мышлением
c. способность выделять в потоке связанных сигналов отдельные элементы
Психология 1.4
Тема 5. Память и вниманиеЭлектронная книга
В чем выражается селективность как критерий внимательности?
Выберите один ответ:
a. повышение эффективности «внимательного» действия
b. высокая организация деятельности
c. возможность воспринимать информацию выборочно
Выберите один или несколько ответов:
a. направленность
b. переключаемость
Кратковременная память представляет собой:
Выберите один ответ:
a. процесс хранения информации
b. процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени
c. удержание на некоторое время данных
Оперативная память представляет собой:
Выберите один ответ:
a. процессы запоминания , сохранения и воспроизведения информации в некий промежуток времени
b. процесс хранения информации
c. удержание на некоторое время данных
Выберите один ответ:
a. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
b. активное целостное отражение мира
c. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта
d. отражение отдельных свойств предметов
Произвольное внимание – это:
Выберите один ответ:
a. когда объект вызывает внимание сам по себе
b. когда человеку нужно специально заострить свое внимание на объекте за счет усилия воли
c. когда внимание заостряется на объекте по его ассоциации
Что относится к структуре направленности внимания во внешнем поле? Выберите несколько правильных ответов.
Выберите один или несколько ответов:
a. отношение к потребностям
b. отношение к определенной деятельности
c. интенсивность раздражителей
d. новизна раздражителей
Эйдетическая память – это:
Выберите один ответ:
a. память на чувства
b. запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений
c. память на картины природы , представления, звуки и запахи
Психология 1.5
Тема 6. Воображение и мышлениеЭлектронная книга
Вопрос 1
Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов – это:
Выберите один ответ:
a. наглядно-образное мышление
b. словесно-логическое (или понятийное) мышление
c. наглядно-действенное мышление
Вид мышления, опирающийся на образы предметов, на представления об их свойствах – это:
Выберите один ответ:
a. словесно-логическое (или понятийное) мышление
b. наглядно-действенное мышление
c. наглядно-образное мышление
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями – это:
Выберите один ответ:
a. наглядно-образное мышление
b. наглядно-действенное мышление
c. словесно-логическое мышление
Выберите один ответ:
a. психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий
b. свойство психики отражающее объективную реальность
c. психический процесс сознательного восприятия объективной реальности
Мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений:
Выберите один ответ:
a. классификация
b. анализ
Выберите один ответ:
a. психический процесс запечатления, сохранения и воспроизводства следов прошлого опыта
b. отражение предметов и явления на основе предшествующего опыта
c. обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях
Виды внимания: что такое избирательное или селективное внимание?
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое избирательное или селективное внимание, как его можно проверить с помощью нейропсихологических тестов, а также о том, какую роль оно играет в нашей повседневной жизни. Кроме того, вы узнаете, какие отделы мозга отвечают за этот когнитивный процесс.
Что такое внимание?
Внимание — это когнитивный процесс, состоящий из сложной системы находящихся в постоянном и непрерывном взаимодействии компонентов, который позволяет фильтровать релевантную информацию в зависимости от целей, намерений и мотивации, а также управлять мысленными представлениями и формировать ответы на стимулы.
Цель внимания — это поддержание необходимого уровня бдительности, а также обнаружение незначительных изменений в стимулах, отбор релевантной информации и отсев нерелевантной, сохранение данной информации во время выполнения действия, оценка уровня бдительности в каждый момент времени, в том числе оценка ресурсов, которые необходимо активировать, задействовать и оптимально распределить между активированными мысленными представлениями и операциями.
В связи с тем, что внимание — это сложный комплексный процесс, на протяжении многих лет были предложены различные модели для объяснения субкомпонентов внимания. Наиболее известна Иерархическая модель Солберга и Матеера, подразделяющая внимание на: Возбуждение, Фокусированное внимание, Поддерживаемое внимание, Селективное или избирательное внимание, Чередующееся или альтернирующее внимание и Распределённое внимание. В этой статье мы сконцентрируемся на избирательном внимании и его важности для нашей повседневной жизни.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.
Что такое избирательное внимание?
Давайте представим. Что происходит, когда мы читаем книгу и вдруг слышим звук сирены скорой помощи? Или когда хотим найти брюки в нашем шкафу. В обеих ситуациях наш мозг задействует механизм, посредством которого он сможет выделить целевой стимул, игнорируя все остальные окружающие стимулы. Этот механизм, являющийся частью когнитивной способности, это и есть то, что называется селективное или избирательное внимание.
Избирательное внимание — это способность выбрать нужный стимул несмотря на отвлекающие факторы. Для этого наш мозг реализует процесс привыкания, благодаря которому мы не обращаем внимание на уже известные стимулы, фокусируясь на одной единственной задаче.
Области мозга, задействованные при избирательном внимании
За селективное внимание в нашем мозге отвечает так называемая Задняя (пространственно-зрительная) система внимания. К ней относятся области передней поясной коры, префронтальная дорсолатеральная область и хвостатое ядро. Эти области мозга сообщаются между собой с помощью нейротрансмиттера норадреналина. С помощью данного механизма мы можем фильтровать стимулы и расставлять приоритеты, классифицируя их по степени важности как мета-цели либо внешние стимулы (релевантные и отвлекающие). Всё это возможно благодаря ингибиции ненужных стимулов.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему, если, например, вы мечтаете купить автомобиль определённой марки, вы замечаете на улице только эти модели авто? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, как действует наш мозг в подобных ситуациях. Мозг реализует упорядоченную схему, где в приоритете находится то, что нужно человеку в данный момент. В нашем примере — это определённая модель автомобиля. В результате вы обращаете внимание на стимулы, соответствующие вашей схеме, в которую не включена ненужная вам информация, в данном случае — машины других моделей, которые находятся на улице. Мозг выборочно обрабатывает целевой стимул, ингибируя все появляющиеся отвлекающие стимулы, в результате чего у нас появляется ощущение, что всё, что окружает нас так или иначе связано с тем стимулом, о котором мы думаем. Все процессы ингибиторного контроля в ответ на стимулы происходят автоматически посредством процесса привыкания.
Объяснительные модели селективного внимания
В психологии существует несколько моделей, объясняющих как работает избирательное внимание. Эти модели являются замечательным практическим инструментом применения теории для интерпретации имеющейся информации. Все модели, объясняющие функционирование селективного внимания называются моделями фильтра. Одна из наиболее известных — это модель фильтра Бродбента. Согласно Бродбенту, информация от всех представленных стимулов входит в сенсорный буфер (который также известен как кратковременное хранилище). Из всей доступной информации выбирается стимул, соответствующий искомым характеристикам, а остальная информация отфильтровывается в целях предотвращения перегрузок системы обработки информации.
Самый известный тест, разработанный Бродбентом для оценки способности к селективному вниманию, — это Метод (задача) дихотического прослушивания. Метод заключается в том, что Бродбент одновременно отправлял различные цифровые сообщения (трёхзначные номера) в правое и левое ухо человека. Затем участникам было предложено повторить то, что они услышали в правом и левом ухе. По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что мы способны единовременно воспринимать только один канал информации. Вся отсеиваемая информация зависит от характеристик стимула. Кроме того, Бродбент предположил, что отбор информации, на которую мы обращаем внимание, происходит до её семантического анализа, другими словами, до анализа содержания сообщения.
Как работает избирательное внимание
Важно определить механизмы, которые использует наш мозг для контроля интерференций и развития селективного внимания.
Отвлекающие стимулы могут иметь различные характеристики, согласно которым легко определить, нужно ли проигнорировать данный стимул или нет:
Нарушение селективного внимания может привести к снижению академической успеваемости
Оценка селективного внимания с помощью нейропсихологических тестов
Очень часто селективное внимание нарушается при различных расстройствах. Поэтому крайне важно провести тестирование внимания и других когнитивных способностей с целью обнаружить проблему и начать вмешательство. В клинической нейропсихологии используются различные задания на оценку и реабилитацию избирательного внимания. Самое известное — это тест Струпа. Этот тест часто включается в онлайн программы когнитивной стимуляции, поэтому он известен пользователям.
Тест или задача Струпа основан на способности мозга ингибировать автоматический ответ на стимулы. Тест представляет собой названия цветов (чёрный, зелёный, красный и т.д.), которые написаны буквами другого цвета, не совпадающими с названием. Например, слово «красный» написано синими буквами. Тестируемому предлагается назвать цвет, которым написано слово. Для успешного прохождения этого задания нам нужно селективное внимание, чтобы выделить нужный стимул среди отвлекающих стимулов, в данном случае, семантического типа. То есть, с учётом указанного выше примера, нужно назвать слово «синий». Это не так просто, потому что, как правило, первым приходит на ум именно прочитанное слово.
Аналогом теста Струпа, используемым для дальтоников или людей, которые не умеют читать, является Тест 5 чисел, в котором вместо слов и цветов используются цифры или числа.
Ещё один тест, вошедший во множество батарей нейропсихологических и скрининговых тестов — это задачи «go-no-go» («выполняй или тормози»). Это задание заключается в выполнении определённого порядка действий в ответ на конкретный стимул. При этом необходимо избегать отвлекающие стимулы. Например, нужно ударять по столу каждый раз, когда в показанном вам списке слов будет присутствовать буква А. Кроме избирательного внимания, этот тест также оценивает время реакции или отклика тестируемого.
Также широко используется Краткий тест на внимание (Brief Test of Attention). При прохождении этого теста тестируемый читает списки букв и цифр различной длины, и затем ему нужно определить количество цифр в списке, игнорируя при этом буквы. После прочтения 10 строк правила меняются и тестируемому предлагается посчитать буквы, игнорируя числа.
Ещё одна вербальная задача на оценку ингибирования автоматических ответов — это тест Хейлинга. Тест состоит из двух частей: в первой части тестируемому нужно закончить предложение подходящим по смыслу словом; а во второй части — наоборот, словом, не имеющим отношения к данной фразе. Этот тест позволяет оценить способность контролировать очевидные по смыслу автоматические ответы, которые возникают в голове у тестируемого, и способность заменить слово другим, не имеющим отношения к контексту.
Все перечисленные тесты могут быть адаптированы для различных слоёв населения. Также они могут быть модифицированы для использования в качестве превентивной меры для применения в группах по тренировке памяти.
При поражении орбитофронтальной зоны префронтальной коры человек становится импульсивным, неспособным к ингибиции. Импульсивность таких людей не позволяет им должным образом выполнять задачи, требующие селективного внимания.
В психотерапии, особенно при лечении депрессии или обучении самопомощи, используются стратегии для управления селективным вниманием, основанные на контроле мыслей с помощью самонаблюдения и саморегистрации и нацеленные на выборе нужного и ингибиции вредных стимулов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важность избирательного внимания в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам повысить свою когнитивную продуктивность и снизить усталость. Кроме того, для нашего жизненного опыта также очень полезно фильтровать ненужную и негативную информацию. Представьте, что произойдёт, если за рулём или на улице мы начнём отвлекаться на всё подряд, не уделяя должное внимание самому главному!
Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, буду признательна за вопросы и комментарии.
Перевела с испанского Анна Иноземцева