В чем выражается потребность

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребность

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

Теорию отличают еще два положения:

Теория Э. Фромма

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребность

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Источник

Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии

Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.

Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.

Что такое потребности

Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.

По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.

По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.

Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.

Основные признаки

В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:

Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.

Значение в жизни человека

Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.

Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.

Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.

Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.

Психологическая структура потребностей

Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.

В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.

Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.

Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.

Развитие потребности

Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:

Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.

Виды потребностей

В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.

Биологические потребности

Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:

Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.

Материальные потребности

Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.

Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:

Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.

Социальные потребности

Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.

В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:

Источник

Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребность

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребность

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностейОпределенияПояснения
ФизиологияУдовлетворение жизнедеятельности организмаСон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
БезопасностьЧувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страховКрепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежностьОбщение, привязанность, семья, дружба — социализацияПоиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признаниеЖелание быть важным и получить признание в обществеЗаработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познаниеСтремление к новым знаниямПутешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
ЭстетикаПоиск гармонии и радости через искусство и красотуИзучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
СамоактуализацияПоиск смысла жизни, переосмысление ценностейРеализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов

Классическая пирамида выглядит так:

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребностьПирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребностьПирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

Недостатки

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхии специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Автоматизация email рассылок

Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребностьТеория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во властиПотребность в успехеПотребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников командыЧеловек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делалСледование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный духЛюди принимают похвалу и отзывы о своей работеГотов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людейСтараются удерживать и прогнозировать рискиИзбегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессыЖелание демонстрировать свою компетентность и мастерствоЧеловек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребностьССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребностьСхема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!

В чем выражается потребность. Смотреть фото В чем выражается потребность. Смотреть картинку В чем выражается потребность. Картинка про В чем выражается потребность. Фото В чем выражается потребность

Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *