В чем видит пушкин заслугу петра в строительстве петербурга медный
Новое в школьном Стандарте: «Медный Всадник»
На текстуальное изучение поэмы «Медный Всадник» можно отвести три урока. Первый посвятим истории создания поэмы и анализу Вступления, во втором остановимся на теме маленького человека, третий отдадим Петру. Итогом изучения станет разговор о социально-философской проблематике поэмы и взглядах Пушкина на историю.
Первый урок
В четырёхстах шестидесяти пяти строках «Медного Всадника» заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго ещё будут волновать человечество! Д.А. Гранин
И стория создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Учитывая небольшой объём произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики. На уроке желательно использовать иллюстрации художника А.Бенуа к «Медному Всаднику».
Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы “в раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает писатель:
“Два Петра: Пётр живой и Пётр — Медный Всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром счастье, и Евгений — безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы Вступления, которые построены на контрасте. Что это даёт для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град… вознёсся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживлённым берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный чёлн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
Итог урока. Во Вступлении к поэме «Медный Всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чём двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во Вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Его обсуждение проведём на следующих уроках.
Второй урок
В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы. В.Г. Белинский
Н ачать урок можно с оценки высказывания Белинского об участи “маленького человека”. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
Говоря о “маленьком человеке”, вспомним героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»). В сильном классе возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века».
В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный Всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания для характеристики образа Евгения
Индивидуальные задания. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.
Индивидуальные домашние задания. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).
Итог урока. Образ Евгения несёт на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость, и честь”. Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он “захохотал”, когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года безумности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — “Прояснились // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать “бессмысленным и беспощадным”.
Бессмысленным — потому что он заведомо обречён на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения).
Беспощадным — потому что несёт гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по которому придётся платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на следующем уроке.
Третий урок
Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России… В.Г. Белинский
Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д.Гранина “два лика” метафорично, то по отношению к Петру происходит иное: в “двух ликах” заключена суть художественного решения образа.
В финале урока можно ещё раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была создана проблема на первом уроке, и оценить их по-новому.
Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объёмно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Пётр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.
После изучения поэмы Пушкина «Медный Всадник» десятиклассникам могут быть предложены следующие темы сочинений.
Правда Евгения и правда Петра в поэме «Медный Всадник».
Два лица Петербурга в поэме «Медный Всадник».
Трагедия “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».
Конфликт человека и власти в поэме «Медный Всадник».
«Медный Всадник» как социально-философское произведение.
Своеобразие изображения “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».
Реальность и фантастика в поэме «Медный Всадник».
Примечания
1 Брюсов В.Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81.
2 Гранин Д. Два лика. СПб., 1999. С. 598.
3 Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205.
Образ Петра 1 в поэме «Медный всадник»
«Медный всадник» — произведение, проникнутое символизмом. В своем творении А. С. Пушкин заключил глубокий смысл. Поэму пытаются расшифровать не только историки и литературоведы, но и обычные читатели. Неоднозначен и образ Петра 1.
Поэма «Медный всадник» была написана А.С. Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта она так и не была опубликована. Николай Первый противостоял выходу произведения в печать, поскольку посчитал, что Петр Первый неправомерно представлен в виде тирана и самодержца. Существует версия, что Пушкин противопоставил образ реформатора Петра правлению Николая Первого. Но и в самом образе Петра автор видит противоречивость, он отмечает в нем и деспота и великого человека, сыгравшего значительную роль в истории Отечества.
С самых первых строк произведения перед читателями предстает образ великого реформатора, который повелевает «заложить град назло надменному соседу» среди сурового края болот и озер. Петербург, построенный Петром Первым, противопоставляется Москве. Новый город был призван внести изменение в устоявшийся и устаревший образ жизни, который задавала на тот момент Москва. Пушкин воспевает построенный город: «Красуйся град Петра и стой неколебимо», по его словам, пред ним «померкла даже старая Москва».
Образ Петра 1 заключен в величественном изваянии Медного Всадника, который взлетев на высокую скалу на своем бронзовом коне, возвышается над своим грандиозным творением. Пушкин смело называет его «властелином Судьбы», «державцем полумира». Сверхчеловеческая мощь явно преувеличена, на ее фоне появляется скромная личность второго героя – Евгения, в котором представлен собирательный образ столичных граждан. Покоритель стихий и заурядный представитель общества встретились на берегу Невы, олицетворяя собой две крайности: непомерную человеческую мощь и сведенный до ничтожества образ столичной безликой толпы. Город, который был создан по воле Петра, стал чуждым для людей, он иссушает их души.
Пушкин сочувствует бедному Евгению, пораженному мощью Петра Великого, но и цель деяний Петра ему понятна, его желание «стать твердой ногой при море», стихия смирилась под властью самодержца, столица утверждена, есть защита с моря, Россия становится великой державой. Но какой ценой все это достигнуто?
В этом противостоянии видится несоответствие интересов одного человека целям и задачам всего государства. Должна ли воля одного, отдельного взятого человека из толпы покорится воле всего государства, действительно ли счастье каждого человека связано с благополучием всей страны? Такой вопрос был поставлен автором. Сам Пушкин не дает на него точного ответа, он предлагает читателю сделать выводы самостоятельно. Истина, как это часто бывает, находится посередине, без человека государства нет, но и учесть интересы каждой отдельно взятой личности не представляется возможным. Возможно, в этом заключена дилемма произведения.
Презентация по литературе на тему «Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина Урок литературы в 10 классе
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» Валерий Брюсов А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?
Истории создания поэмы «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
Вступление 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт? 5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения? Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
«На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася. »
«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли….»
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла….»
Часть первая 1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом? 2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? 3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? 4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь?
Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
«Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури. И спорить стало ей невмочь. Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод»
«И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду погружен. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!»
«Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С поднятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом Сидел недвижный, страшно бледный Евгений….»
Часть вторая 1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников? 2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? 3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения. 5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения. 6.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?
Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа
«И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь меж их рядами Всечасно с дерзкими пловцами Готов был челн. »
« Что ж это. Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит. идет. еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно. Где же дом? И, полон сумрачной заботы, Все ходит, ходит он кругом. »
«……..Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал на пристани; питался В окошке поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему»
«Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне»
«И во всю ночь безумец бедный Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал»
ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме Каким мы видим Петра во вступлении? Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего? В чем суть конфликта Петра и Евгения? Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов. Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор? Что олицетворяет собой образ Медного всадника?
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы. Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй». Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-798341
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чем видит пушкин заслугу петра в строительстве петербурга медный
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 20
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»[2]
Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник».
Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.
Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь».
Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа.
«Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
Интересно познакомиться с различными оценками поэмы.
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»[4].
Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Вопросы и задания
к вступлению к поэме «Медный всадник»
1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
2. На какие композиционные части его можно разделить?
(1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)
3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?
6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров. ») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
7. Индивидуальное задание.
Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град. вознесся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживленным берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный челн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия. торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
Итог урока.
Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Гранин Д. Два лика // Д. Гранин. Собр. соч.: В 5 т. — Л., 1990. — Т. 5. — С. 609. (вернуться)
3. Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81.
«Исторически-конкретно исследуя пушкинское отношение к Петру в различных произведениях (в том числе и в «Медном всаднике»), Брюсов доказывает двойственный характер восприятия Пушкиным царя-преобразователя: гениальный русский деятель, «работник на троне», «мощный властелин судьбы» и «самовластный помещик», деспот, «презиравший человечество, может быть, более, чем Наполеон». Два лика Петра в поэме — это было открытие исследователя, сделанное на основе понимания реализма и историзма Пушкина.
В. Брюсов показывает и эволюцию образа Евгения, эволюцию, определенную тем неизбежным конфликтом, который возникает у Евгения с Медным всадником (с медной статуей, заместившей человека и великую личность Петра). Евгений — «малый и ничтожный» чиновник, «чьи мечты не шли дальше скромного пожелания: «местечко выпрошу», внезапно почувствовал себя равным Медному всаднику, нашел в себе силы и смелость грозить „державцу полумира“». Чудесное превращение Евгения определено именно его бунтом. В мятеже и выросла сильная личность. Бунтуя, Евгений выступает как «соперник «грозного царя», о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре» («чело к решетке хладной прилегло», «по сердцу пламень пробежал»)». Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830—1833). — Л.: Художественная литература, 1974. (вернуться)
4. Гранин Д. Два лика. — С. 598. (вернуться)