В чем видит горький причины трагедии в социальном строе или несовершенстве людей
Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос
Содержание:
В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков.
Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.
Основной вопрос пьесы «На дне» – что лучше для обреченного, сломленного жизненными обстоятельствами человека? Горький предлагает два ответа на вопрос. Он использует слова Сатина, противопоставляет им взгляд Луки. Основная проблематика пьесы «На дне» проявляется не в действиях, а в диалогах героев. Они спорят о сущности правды, ее значении. Пьеса полностью пронизана разговорами на эту философскую тему.
Проблематика произведения «На дне»
Главный вопрос пьесы «На дне» – выбор между правдой и ложью. Персонажи произведения Горького – люди, погрязшие в обманах, нищете, воровстве. Им остается бессмысленно доживать свой век в темной пещере. Основные аспекты проблематики:
Жители пристанища не смогли справиться со своими внутренними ограничениями, страхами. Они прислушивались к Луке, Сатину, но лишь на короткое время, продолжая оставаться собой.
Главная проблема пьесы «На дне» – Максим Горький
Проблематика рассказа «На дне» намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Новаторство произведения в обличении буржуазного, собственнического мира. Горький показал миниатюрную копию всего российского общества в период кризиса. Основные проблемы пьесы «На дне» символизируют сложности, горести, с которыми сталкиваются люди. Суть драмы заключается в рассмотрении следующих моментов:
Все персонажи, проживающие в ночлежке, имеют кардинально противоположные характеры, судьбы. Они по-разному относятся к жизни, своему нынешнему положению. Васька готов бороться за лучшее будущее, Сатин предпочитает ничего не делать, Настя верит в любовь.
В произведении ответ на главный вопрос противоречивый. По сей день продолжаются споры о том, что такое правда. По мнению автора, лучше беспощадно бороться за свою жизнь, не сдаваться, чем жить в иллюзорном мире.
Социальные проблемы в пьесе «На дне» (Горький Максим)
Каждая история отдельного персонажа пьесы «на дне» содержит в себе невероятно правдивый пример из жизни нижних слоёв общества. И, в первую очередь, в глаза бросается основная мысль — «мы сами тянем себя на дно», да, людям может не везти: ты родился и воспитывался не в лучших европейских домах, ты не дотягиваешь до высоко чиновничьего поста в Петербурге, ты слишком труслив для настоящей свободной жизни, а может и родился, а может и был чиновником. Но это всё легко отнять, тогда то в игру вступает сила характера, умение оставаться не просто на плаву, а оставаться сильной личность. Вот и первая проблема — деморализованное, слабохарактерное общество.
В своём большинстве мужчины «со дна» говорят об этом как о норме, но что ещё страшнее — женщины тоже. Они жалуются, они признают слабость, но воспринимают это как должное. Едва ли такая ситуация является признаком прогрессивного общества.
Автор не забыл и о таких группах как алкоголики, жулики и безработные, не те, которые предпринимают все попытки к стабилизации своего положения, а смирившиеся, висящие тяжким грузом на шее своих «кредиторов» и государства. Главный пример, по-моему, это Актер и Барон. Судьба обоих могла принять абсолютно противоположный оборот, тут решали только их пороки, одного проводил до «дна» алкоголь, а другого мошенничество.
Перечисление можно продолжать бесконечно. Жаловаться на общество могут все, а Максим Горький даёт небольшую альтернативу. Своеобразного консультанта-психолога, проявившегося в персонаже Луки. Он наталкивает на самокопание каждого, одним даёт совет на будущее, другим предлагает заглянуть в прошлое. Именно его деятельность сыграла самую главную роль, этакий обобщающий элемент. Общество просто не готово к росту и совершенствованию, в итоге босяки так и остались на своих местах или даже скатились ещё ниже дна — в могилу. Если даже мысль о спасении и переосмыслении привела общество к такому раздору, то куда приведут активные действия?
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Почему основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» определяют как социально-философский?
Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? » М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он, верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.
Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.
Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать. Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы. Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.
Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.
Пьеса М. Горького «На дне» является острой социально-философской драмой. Социальной, т. к. в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому.
В философской и социально-бытовой пьесе Максима Горького «На дне» выражается два противоречащих друг другу взгляда на жизнь — философии странника Луки и картежника и шулера Сатина.
Социальная проблематика пьесы М.Горького «На дне». Человек и общество. (Итоговое сочинение (декабрьское))
В пьесе «На дне» М.Горький исследует сознание людей, выброшенных на «дно» жизни в результате глубинных социальных процессов. Исследователи характеризуют это произведение как социально-бытовую и социально-философскую драму. В социальном конфликте можно выделить три уровня. Во-первых, это проблема взаимоотношений хозяев жизни, наделённых властью, и бесправных ночлежников. Во-вторых, это проблема судьбы человека в несправедливо устроенном обществе.
В-третьих, проблема любви как грани социального конфликта.
Конфликт между хозяевами ночлежки супругами Костылевыми и её обитателями ощущается на протяжении всей пьесы.
Обличая эксплуататорскую сущность хозяев, Горький показывает, что они недалеко в общественном плане ушли от обитателей ночлежки. Костылев берёт у вора Васьки Пепла украденное и перепродаёт. Отношения между хозяевами и ночлежниками создают лишь напряжённость, но не являются основой драматургического конфликта.
Каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате которого и оказался на «дне» жизни, в ночлежке.
Сатин служил когда-то на телеграфе, читал много книг. Защищая свою сестру, он в пылу гнева случайно убивает обидчика родного человека. Так он оказался в тюрьме, где научился играть в карты.
Бубнов был скорняком, имел своё заведение, но жена связалась с мастером. Герой уходит, оставив всё жене.
Клещ с малых лет работает. Он гордится тем, что рабочий, считает вначале себя выше остальных ночлежников. Он ещё только полгода на «дне», но надеется, что после смерти жены начнёт новую жизнь.
Анна всю жизнь дрожала над каждым куском, боялась лишнего съесть, терпела побои мужа.
Барон с гордостью сообщает, что принадлежит «старой фамилии времён Екатерины», любит вспоминать, как по утрам ему в постель подавали кофе со сливками. Он окончил дворянский институт, женился. Проиграв казённые деньги, он вынужден был надеть арестантский халат.
утешавшая жителей ночлежки. Умирает бедствовавшая до своей кончины Анна. Клещ после смерти жены теряет надежду на достойную жизнь труженика: «похороны съели» инструмент. Озлобляется против всех Настя, потому что нет рядом доброго Луки, умевшего её поддержать. Актёр заканчивает жизнь самоубийством, отчаявшись и утратив надежду на излечение в бесплатной лечебнице.
Судьба и жизнь людей «дна» служит неопровержимым доказательством насилия над человеческой личностью, которое неизбежно возникает в условиях буржуазного государства, основанного на принципах лжи и равнодушия к человеку.
Убийство Костылева становится трагической развязкой любовного конфликта. Мы видим, что антигуманные условия «дна» калечат души людей. Любовь здесь ведёт не к обогащению личности, а к увечью и каторге.
Таким образом, из этого любовного конфликта именно жестокая хозяйка ночлежки достигает сразу всех целей: мстит бывшему любовнику и своей сопернице, избавляется от нелюбимого мужа и становится единственной владелицей ночлежки. Её нравственное оскудение подчёркивает чудовищность социальных условий, в которых находятся и обитатели ночлежки, и её хозяева.
Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.
Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит социальные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М. Горький, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму. Здесь нашли свой приют старые и молодые, мужчины и женщины, здоровые и больные. Все они живут вместе.
Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это социальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».
Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартирантами» столь напряженны?
Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев носит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его никто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.
Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «девица строгая, хорошая, надежный человек», и притеснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность социального положения позволяет одному человеку унижать и оскорблять другого.
Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему другому он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.
Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — только и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее покинуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нечего ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои. обиды. ничего кроме — не видела я. ничего не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодейства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жизни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавлена судьба этой обездоленной женщины.
Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный честный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно относился к ночлежникам, считая себя выше их, достойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.
Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в полной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах казаться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.
Проститутка Настя мучается от насмешек ночлежников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронично кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хлеба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные романы и воображает себя их героиней. Это единственное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти никогда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не знает она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.
Пожалуй, самым страшным и резким было падение на дно Барона, опустившегося дворянина и бывшего чиновника в казенной палате. Ночлежники говорят Барону: «. было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а теперь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Первом дед мой, Густав Дебиль. занимал высокий пост-Богатство. сотни крепостных., лошади. повара. ». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказывается о других ночлежниках.
Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже попал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отличался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Актер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня. была хорошая память»,— говорит он.
Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так устроена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарства. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в карете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлежке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — катиться все дальше и дальше вниз. Унизительно низкий уровень жизни разрушает человеческую личность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.
Горький, создавая пьесу, стремился обратить внимание современного ему общества на то, как остро стоят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.