В чем величие кутузова для толстого

Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир»)

В специальной главе, где Толстой в обобщенных положениях определяет историческое величие Кутузова, говорится опять не о его «пассивности», а о его деятельности сознательной, проникнутой едиными целями, последовательной и осуществляющей задачи ведущей исторической необходимости. «Действия его (Кутузова), — пишет Толстой, — все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах:

1) напрячь все свои силы для столкновения с французами;

3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». Все, что было вне этих целей или мешало их выполнению, — все это со стороны Кутузова встречало решительное сопротивление. Только когда французы были изгнаны, Кутузов, остановившись в Вильно, прекратил свою деятельность. Известно, что из всех исторических деятелей в романе «Война и мир» только один Кутузов выделен автором как «великий человек».

Величие его Толстой видит в том, что он целью своей личной деятельности поставил цель общей необходимости. Кутузов, по словам Толстого, «постигая волю провидения», «подчинял ей свою личную волю». В чем, по Толстому, состояло у Кутузова его постижение воли «провидения», на этом необходимо особо остановиться.

Кутузов в «Войне и мире» меньше, чем другие, считает возможным наперед знать сложение ожидаемых обстоятельств. Как и другие, по Толстому, Кутузов, например, не мог знать и не знал, как сложится Бородинское сражение. По описанию Толстого, Бородинское сражение произошло без прямых намерений Наполеона и Кутузова и далеко не по тем планам, какие намечали обе стороны. «Давая и принимая Бородинское сражение, — писал Толстой, — Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно. » И после Бородинского сражения, и после оставления Москвы Кутузов долго находится в постоянной и мучительной тревоге. Следовательно, о том, что Кутузов наперед «прозревает» ход и результат событий, никакой речи быть не может.

Не может быть речи и о том, что Кутузов у Толстого постигает волю «провидения» в ее конечных приведенных целях.

Там, где Толстой говорит о необозримой многопричинности событий и конечной «таинственности» воли «провидения» в истории, в этом контексте Кутузов ничем от других людей не отличается, он в этом случае становится в ряд со всеми участниками событий, в том числе и с Наполеоном, и с Александром, и с простым солдатом, и с московской барыней, по своим мотивам выезжавшей из Москвы. Кутузов выделен Толстым в том отношении, что «один в противность мнению всех мог угадать так верно значение народного смысла события» и «ни разу во всю свою деятельность не изменил ему». Иначе сказать, не о конечном, общемировом прозрении Кутузова идет речь у Толстого, а о прозрении, взятом в пределах «общего», но лишь национально-исторического «народного» значения.

Об этом и говорит Толстой, когда утверждает, что Кутузов один понимал тогда «весь громадный смысл события». С этой особенностью Кутузова как «великого человека» в романе сочетается присущее Кутузову верное нравственное чувство.

Образ Кутузова в «Войне и мире» среди исторической литературы того времени выступает как глубоко положительное явление. В «Войне и мире» Кутузов впервые в последовательном идейном обосновании был показан как великий полководец и как народный герой. В этом смысле в истории изучения и освещения деятельности фельдмаршала М.И.Кутузова образ Кутузова в «Войне и мире» для своего времени был большим шагом вперед.

Признавая всю фактическую неполноту образа Кутузова и теоретическую ошибочность философско-исторической концепции Толстого, мы все же не можем говорить, что Толстой представил Кутузова совсем бездеятельным, что он не усмотрел его героического величия, что он сделал Кутузова слишком «обыкновенным» и тем самым принизил его историческое значение, что Толстой в изображении Кутузова не имел целостной системы мыслей и противоречил себе на каждом шагу, что в изображении Кутузова непримиримо сталкиваются «Толстой-художник» и «Толстой-мыслитель» и проч.

Во всем содержании образа Кутузова Толстой осуществлял свою концепцию, последовательно выраженную в художественной конкретности и в обобщенных теоретических суждениях. Вся система мыслей, охватывающих содержание образа Кутузова, направлена к выявлению исторического значения великого полководца, всею своею деятельностью осуществлявшего и осуществившего задачу спасения народа от иноземного нашествия.

Героическое существо всего подвига Кутузова Толстой связывает с общенародными задачами его эпохи, в противовес ложным, тщеславным, корыстным и легкомысленным претензиям представителей придворной и высшей военной среды. Особенность Кутузова по сравнению с другими историческими деятелями, представленными в «Войне и мире», состоит, по Толстому, не в его «пассивности», а в особом характере его деятельности, сознательно подчиненной внеличным, народным целям, сообразно исторической необходимости.

Предыдущий реферат из данного раздела: Сочинения графа Л. Н. Толстого

Источник

М.И. Кутузов глазами Л.Н Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:43, реферат

Описание работы
Содержание
Работа содержит 1 файл

Кутузов.docx

Тема: М.И. Кутузов глазами Л.Н Толстого

2.1 Описание М.И. Кутузова……………………………………………. 5

2.2 Близость Кутузова к народу ………………………………………. 6

2. М.И. Кутузов глазами Л.Н. Толстого.

По мнению Л.Н. Толстого, «неизбежный ход событий» обнаружил в 1812 году действие в человеческой жизни всеобщей воли, судьбы, мировой справедливости — направляющей силы, которой исход наполеоновской цели был предрешен. Главная заслуга Кутузова в том, что он не мешал естественному ходу вещей, почти не вмешивался в них. Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. Андрей Болконский, близко общаясь с Кутузовым, делает заключение об «отсутствии всего личного» в старом полководце. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта — Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, ко всей воинской науке. Он видит путь победы в ином — в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее.

2.1 Описание М.И. Кутузова

В человеческой простоте Кутузова проявляется та самая народность, которая сыграла решающую роль в его полководческой деятельности. Как полководец Кутузов спокойно отдается воле событий. В сущности, он мало руководит войсками, зная, что «участь сражений» решает «неуловимая сила, называемая духом войска».

2.2 Близость Кутузова к народу

В отличие от исторических деятелей типа Александра I, Наполеона, думающих лишь о славе, о власти, Кутузов способен понять простого, человека и сам по натуре простой человек. Толстой великолепно описал некоторые черты, характера великого русского полководца: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, близость к солдату. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом была его сила как полководца. В решающие моменты всей военной кампании 1812 года Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный широким солдатским массам, он действует, как подлинный русский патриот.

«Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой-то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели. Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1-й степени».

Мне кажется, что образ Кутузова самый противоречивый, потому что в своих художественных главах Толстой противоречит своим философским главам. В одних мы видим Кутузова пассивным, в других — истинным патриотом, подлинным полководцем. Но несмотря, ни на что, “Война и мир” — замечательное произведение. И как бы Толстой ни доказывал, что все случилось по воле провидения, и что личность не играет никакой роли в истории, я считаю, что Кутузов действительно гениальный полководец, и его роль в исходе Отечественной войны велика.

Источник

Историческое величие Кутузова (по роману «Война и мир»)

В специальной главе, где Толстой в обобщенных положениях определяет историческое величие Кутузова, говорится опять не о его «пассивности», а о его деятельности сознательной, проникнутой едиными целями, последовательной и осуществляющей задачи ведущей исторической необходимости. «Действия его (Кутузова), — пишет Толстой, — все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах:

1) напрячь все свои силы для столкновения с французами;

3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». Все, что было вне этих целей или мешало их выполнению, — все это со стороны Кутузова встречало решительное сопротивление. Только когда французы были изгнаны, Кутузов, остановившись в Вильно, прекратил свою деятельность. Известно, что из всех исторических деятелей в романе «Война и мир» только один Кутузов выделен автором как «великий человек».

Величие его Толстой видит в том, что он целью своей личной деятельности поставил цель общей необходимости. Кутузов, по словам Толстого, «постигая волю провидения», «подчинял ей свою личную волю». В чем, по Толстому, состояло у Кутузова его постижение воли «провидения», на этом необходимо особо остановиться.

Кутузов в «Войне и мире» меньше, чем другие, считает возможным наперед знать сложение ожидаемых обстоятельств. Как и другие, по Толстому, Кутузов, например, не мог знать и не знал, как сложится Бородинское сражение. По описанию Толстого, Бородинское сражение произошло без прямых намерений Наполеона и Кутузова и далеко не по тем планам, какие намечали обе стороны. «Давая и принимая Бородинское сражение, — писал Толстой, — Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно. » И после Бородинского сражения, и после оставления Москвы Кутузов долго находится в постоянной и мучительной тревоге. Следовательно, о том, что Кутузов наперед «прозревает» ход и результат событий, никакой речи быть не может.

Не может быть речи и о том, что Кутузов у Толстого постигает волю «провидения» в ее конечных приведенных целях.

Там, где Толстой говорит о необозримой многопричинности событий и конечной «таинственности» воли «провидения» в истории, в этом контексте Кутузов ничем от других людей не отличается, он в этом случае становится в ряд со всеми участниками событий, в том числе и с Наполеоном, и с Александром, и с простым солдатом, и с московской барыней, по своим мотивам выезжавшей из Москвы. Кутузов

Об этом и говорит Толстой, когда утверждает, что Кутузов один понимал тогда «весь громадный смысл события». С этой особенностью Кутузова как «великого человека» в романе сочетается присущее Кутузову верное нравственное чувство.

Образ Кутузова в «Войне и мире» среди исторической литературы того времени выступает как глубоко положительное явление. В «Войне и мире» Кутузов впервые в последовательном идейном обосновании был показан как великий полководец и как народный герой. В этом смысле в истории изучения и освещения деятельности фельдмаршала М.И.Кутузова образ Кутузова в «Войне и мире» для своего времени был большим шагом вперед.

Признавая всю фактическую неполноту образа Кутузова и теоретическую ошибочность философско-исторической концепции Толстого, мы все же не можем говорить, что Толстой представил Кутузова совсем бездеятельным, что он не усмотрел его героического величия, что он сделал Кутузова слишком «обыкновенным» и тем самым принизил его историческое значение, что Толстой в изображении Кутузова не имел целостной системы мыслей и противоречил себе на каждом шагу, что в изображении Кутузова непримиримо сталкиваются «Толстой-художник» и «Толстой-мыслитель» и проч.

Во всем содержании образа Кутузова Толстой осуществлял свою концепцию, последовательно выраженную в художественной конкретности и в обобщенных теоретических суждениях. Вся система мыслей, охватывающих содержание образа Кутузова, направлена к выявлению исторического значения великого полководца, всею своею деятельностью осуществлявшего и осуществившего задачу спасения народа от иноземного нашествия.

Героическое существо всего подвига Кутузова Толстой связывает с общенародными задачами его эпохи, в противовес ложным, тщеславным, корыстным и легкомысленным претензиям представителей придворной и высшей военной среды. Особенность Кутузова по сравнению с другими историческими деятелями, представленными в «Войне и мире», состоит, по Толстому, не в его «пассивности», а в особом характере его деятельности, сознательно подчиненной внеличным, народным целям, сообразно исторической необходимости.

Источник

Михаил Илларионович Кутузов — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет: описание внешности, речь

В романе «Война и мир» Михаил Илларионович Кутузов показан уже в преклонных годах, седой, сутуловатый, тучный. Он был ранен под Измаилом, и от этого ранения у него на виске остался шрам, а один глаз вытек. Нос у Кутузова был орлиный, лицо и шея пухлые. Толстой отмечает, что его взгляд был то насмешливый, то ласковый, то озабоченный. Голос Кутузова негромкий, но когда нужно, Михаил Илларионович говорил громко. Речь у него была простая, неторопливая, ясная, иногда он употреблял ласковые слова («голубчик», «голубушка» и т. п.). Походка у Кутузова была уверенная, тяжёлая, а жесты и мимика выразительные.

Характер. Поведение

Кутузов в романе Толстого — это мудрый человек, скромный, не кичащийся своими заслугами. Он был добр и ласков с симпатичными ему людьми. Например, Михаил Илларионович с теплотой относился к сыну своего старого товарища князя Николая Андреевича Болконского, умному и энергичному адъютанту князю Андрею.

У Кутузова был спокойный характер, он не любил торопиться. В отличие от Наполеона он не произносил пафосных речей. Вообще Михаил Илларионович казался обычным человеком: говорил просто, иногда шутил, писал письма дочерям, читал романы, любил общаться с красивыми женщинами. Иногда он бывал не в духе. Так, во время подготовки к бою под Аустерлицем, на котором настоял император вопреки мнению Кутузова, Михаил Илларионович раздражительно делал замечание генералу за то, что его батальоны не идут строем в обход деревни.

Отношение к солдатам, офицерам

Кутузов заметил, что у многих солдат разбиты от долгого похода сапоги, и солдаты после смотра говорили, что командующий хоть с одним глазом, но глазастый — оглядел и сапоги, и подвёртки.

Михаил Илларионович был спокойным человеком, но порой его выводили из себя неумелые действия некоторых генералов. При этом он никогда не позволял себе переносить это раздражение на их подчинённых и на своих адъютантов, понимая, что они невиновны в неправильных действиях командиров.

Талантливый полководец

В 1805 году Кутузов был главнокомандующим русских войск, воевавших вместе с австрийскими войсками против Наполеона. Тогда талант полководца проявился у Кутузова в том, что в ноябре 1805 года он спас свою армию от разгрома. Русских, оказавшихся без поддержки союзников (армия генерала Мака была разбита), преследовали наполеоновские войска. Перед Кутузовым стояла задача соединиться с шедшими из России русскими войсками. Он послал навстречу французской армии отряд Багратиона, который смог задержать врагов, хотя их было гораздо больше.

Дальновидный Кутузов был против того, чтобы вступать с французами в сражение под Аустерлицем, но его мнение Александр I проигнорировал. Предвидение Михаила Илларионовича оправдалось — в Аустерлицком сражении русские и австрийцы потерпели поражение.

Кутузов проявил себя как народный полководец в Отечественной войне 1812 года. Он считал, что нужно довериться воле провидения и не вмешиваться в неизбежный ход событий. Этот мудрый человек понимал, что на результат сражений влияют многие случайности, который невозможно предугадать.

Москву Кутузов сдал французам без боя потому, что после Бородинского сражения для обороны столицы сил у русских не осталось. Он был уверен, «что потеря Москвы не есть потеря России», что нужно просто ждать, чтобы стало ясно, дееспособны ли сейчас наполеоновские войска. Когда Кутузов дождался того, что Бонапарт прислал своего генерал-адъютанта с просьбой о мире, то ответил отказом, прибавив: «Такова воля нашего народа» (том 4, часть 2, глава 2).

Михаил Илларионович решил, что в данный момент важно «терпение и время», и оказался прав: французы скоро ушли из сожжённой Москвы. Кутузов со своим войском проводил сломленного врага до границы, не вступая в уже бесполезные сражения, так как хотел сохранить жизнь русским воинам.

Мнение Толстого о Кутузове

В четвёртом томе романа автор пишет, что Кутузова незаслуженно обвиняют в том, что под Москвой он лишил русских полной победы над Наполеоном. По мнению писателя, Кутузов обладал редким даром понимать волю провидения и следовать высшим законам.

Толстой считал, что в 1812 году цель этого полководца совпадала с волей всего русского народа. Цель эта состояла в следующем: «1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска» (том 4, часть 4, глава 5). И главнокомандующий все свои действия направлял на достижение этой цели.

Толстой поражался силе прозрения Кутузова, который был уверен, что Бородинское сражение является победой, несмотря на то, что после него русские должны были отступить. По мнению писателя, источник этой силы прозрения Кутузова в смысл совершающихся явлений «лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его» (том 4, часть 4, глава 5). Толстой был уверен, что все свои силы М. И. Кутузов направлял на то, чтобы спасать людей, а не на то, чтобы убивать. Полководец считал, что главное — освободить от врагов Россию, а идти дальше в Европу русским войскам не следует, но Александр I решил иначе.

Вывод

Характеристика образа Кутузова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

В чем величие кутузова для толстого

Кутузов в романе «Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. толстой описывает историю народа. «Мысль народная» пронизывает всё произведение, в котором сочетаются вопросы военного-исторического, социального, психологического и философского плана.

Исходя из этого писатель считает, что творцом исторических событий является не отдельная личность (герои), а народ, его «дух», настроение и что ни одна историческая личность, как бы она ни была гениальна, не может повернуть ход истории, которая вытекает из «сущности народных масс».

Выразителем своих взглядов в романе Л. Н. Толстой делает полководца Кутузова, которого писатель показывает великим человеком, потому что он носит в себе благородное»народное чувство», помогающее ему, как полководцу, руководить «духом войска». Утверждая величие Кутузова, Л. Н. Толстой видит величие человека в личном благородстве, в гуманизме, в самоотречении ради высших духовных ценностей, в великодушии и милосердии, то есть в духе простоты, добра и правды.

Рисуя портрет полководца, автор «Войны и мира» подчёркивает внешнюю непривлекательность: он «тяжело ступает», шествует «медленно и вяло»; у него «жирная шея», «пухлое,изуродованное лицо», по которому изредка пробегает «чуть заметная улыбка». Этот пожилой человек слаб телом, но не духом.

Кутузов проявляет себя не только блестящим полководцем, но и незаурядным дипломатом. Когда в результате разгрома генерала Мака перед ним встала угроза капитуляции, старый генерал проявил и стратегический талант, и смелость, и расчётливость, и находчивость.

Кутузов прямодушен и смел. Он с самого начала возражает против генерального сражения под Аустерлицем, которое навязывает Наполеон и которое Александр I решает дать, игнорируя мнение своего главнокомандующего, понимая, что бездарное верховное командование согласно бездарной диспозиции посылает русские войска наугад, не ведая самого главного — где находится неприятель. И не от старости и пассивности дремлет командующий русской армией на военном совете при чтении диспозиции Вейротена, а потому, что видит всю несостоятельность его предположений.

В самом сражении Кутузов проявляет храбрость и мужество. Когда русские при неожиданном появлении французов «смешались и бросились бежать», генерал остаётся на месте и, прижимая платок к раненой щеке, указывает на бегущих: «Рана не здесь, а вот где!»

Любимец солдат, Кутузов не был любимцем государя и царедворцем. Светское общество показывает «нерасположение и неодобрение Кутузова», «некоторые шёпотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром». После Аустерлицкого сражения Кутузов отстраняется от командования, подвергается опале, его перемещают уже на второстепенные военные посты.

В Отечественной войне 1812 года в полную меру раскрывается величие Кутузова как полководца и исторического деятеля. Александр I вынужден, уступая общественному мнению, назначить старого и опытного генерала главнокомандующим, который приступает к исполнению своих обязанностей с твёрдой уверенностью в победе над врагом. В разговоре с князем Болконским он так выражает своё отношение к войне 1812 года: «. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. И французы тоже будут. у меня лошадиное мясо есть!»

Ясно понимая ход событий и правильно оценивая ход событий, Кутузов выражает в своих решениях волю народа, уверенно ведёт русское войско к решительному сражению под Москвой, которое, по его мнению, благотворно отразится на дальнейший ход событий.

Военная стратегия Кутузова отличается бережным отношением к армии. Полководец является противником тех мероприятий, которые не были необходимы, вытекали из чьих-либо карьеристских целей. На военном совете в Филях он не принимает плана начальника штаба графа Бенигсека, предлагавшего дать новое сражение французам, и приказывает отступить русским войскам через Москву на Рязанскую дорогу. «Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности».

В романе Л. Н. Толстой показывает главнокомандующего не только как талантливого и опытного полководца, дипломата и государственного

Народное нравственное состояние души руководит Кутузовым и внушает ему отвращение к насилию и жестокости, к бесцельному и бесполезному пролитию человеческой крови.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой видит источник силы исторической личности и полководческого гения в человеческой простоте и в единении его с народными массами. Величие Кутузова состоит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *