В беринга и а и чирикова что открыли
Вторая Камчатская экспедиция Беринга. Историческая справка.
Великая Северная экспедиция («Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская», «Сибирская») — ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти 18 века. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733 – 1743 годах.
Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.
Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегииНиколаем Федоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.
Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
Экспедиция отряда Беринга—Чирикова
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.
Письмо Беринга сыну Ионасу, написанное в Охотске в 1740.
Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Петр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский. .
А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты на месте основания будущего Петропавловска. Боты «Святой Петр» и «Святой Павел».
Поход «Святого Петра»
4 июня 1741 «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке отправились к берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.
«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св.Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.
Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года
В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где судно оставалось неделю и где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова. 6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. В штормовую погоду судно носило по морю, как щепку. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца,4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. К этому времени пакетбот практически был неуправляем и плыл «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назовут Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение.
К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест.
Наперекор смерти
Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета1742. Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.
Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». И опять команде повезло — несмотря на то, что все три корабельных плотника умерли от цинги, а среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа1742, вышли к Петропавловску.
Поход «Святого Павла»
После того, как корабли разошлись 20 июня 1741, Чириков отказался от поисков земли Делиля и пошёл прямо на восток. 15 июля увидели землю с высокими горами, покрытыми лесом — Америку — на двое суток раньше Беринга, у земель тлинкитов, около острова, впоследствии названного островом Чирикова.
Для поиска места, куда можно было бы поставить корабль, была отправлена шлюпка, но подходящего места не нашлось. Тогда корабль снялся и пошёл дальше на восток вдоль берега.
Вторая попытка высадки была предпринята 17 июля под руководством штурмана Абрама Дементьева. Шлюпка не вернулась. 23 июля был замечен огонь, по предположению, зажжённый моряками, которые не могут вернуться на корабль. Им на помощь была направлена вторая, маленькая шлюпка с 4 людьми на борту, из которых двое были плотниками. Лодка пристала к берегу и исчезла так же, как и первая. Предположительно, с ними произошло то же, что и с лодками Лаперуза в 1786 — потоплены водоворотом приливно-отливных течений. Но доказательств этой версии нет, так же как и другой, связаной с нападением индейцев.
После потери обеих шлюпок высадка и пополнение воды стало невозможным. Тем не менее, была предпринята последняя попытка высадиться на плотах. Но подходящей бухты в течение ближайших 2 дней так и не было обнаружено, и Чириков созвал совет, на котором было решено немедленно возвращаться обратно.
Во время возвращения дважды встретили местных жителей. Первый раз — как только корабли развернулись на запад, показались лодки, плывущие навстречу. Индейцы приближаться к кораблю не стали. Второй раз — около одного из Алеутских островов — алеуты подошли вплотную к кораблю, но не стали подниматься. Тем не менее, они помогли морякам — узнав, что на корабле не хватает воды, они привезли воду в пузырях в обмен на ножи в соотношении один к одному. От такой сделки на корабле отказались, и пузыри были увезены обратно. Так продолжалось всё время, что «Святой Павел» находился у этого острова.
Потребление воды всё сокращалось, и 21 августа Чириков приказал варить кашу раз в 2 дня, а вода раздавалась раз в день равными порциями. В середине сентября эта мера была ещё урезана — каша раз в неделю, воды 5 кружек на человека в день, остальное время питались солониной, варёной в морской воде.
После этого начались массовые заболевания, заболел и Чириков. Командование перешло к штурману Елагину.
В октябре начались смерти от истощения, среди умерших — лейтенанты Чихачёв и Плаутинг.
8 октября корабль вернулся на Камчатку. Из 68 человек, отправившихся в плаванье, вернулось всего 49.
Плаванье 1742 года
25 мая 1742, с целью обнаружения корабля Беринга, Чириков снова вышел с Петропавловска с уменьшенной командой. Из офицеров с ним отправился только Елагин. Но встречные ветры позволили ему дойти только до острова Атту, после чего он повернул обратно. На обратном пути Чириков нанёс на карту остров святого Юлианна, на котором и находилась экспедиция Беринга, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.
1 июля Чириков вернулся в Петропавловск. В августе он прибыл в Охотск.
Итоги и историческое значение
В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.
Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции
Вторая Камчатская экспедиция была предприятием, грандиозным даже на современный масштаб. Работы ее охватили всю Сибирь, вплоть до Камчатки, Курильские острова, Японию, Америку. Результатом экспедиции явились: открытия северо-западной Америки, описание Камчатки С.П. Крашенинниковым и Г. Стеллером, работы И.Г. Гмелина по изучению Сибири, чрезвычайно важные материалы по исторической географии Сибири, собранные Г.Ф. Миллером, и, наконец, совершенно исключительный в истории географических открытий подвиг- описание северных берегов Сибири.
К XVIII веку ни одно государство не организовывало подобной экспедиции: масштабной по задачам, обширной по территории охвата, представительной по составу ученых, затратной в материальном плане, и значимой для развития мировой науки.
Основные результаты экспедиции, определенные академиком Карлом Бэром как «памятник мужества русских», заключались в открытии морских путей и описании северо-западных берегов Америки, Алеутской гряды, Командорских, Курильских, Японских островов. Положенные на карту, русские открытия поставили точку в истории географических мифов, созданных многими поколениями западно-европейских картографов – о землях Иезо, Кампании, Штатов, Хуана да Гама, о таинственной и сказочной Северной Тартарии.
По некоторым данным, картографическое наследство Второй Камчатской экспедиции составляет порядка 100 общих и региональных карт, составленных мореходами, геодезистами, студентами академического отряда. По результатам экспедиции в 1745 был издан «Атлас Российский», опубликованный под именем известного французского картографии и астронома Ж.Н. Делиля, работавшего над ним по заданию Петербургской Академии наук. Это был первый атлас, охватывавший всю территорию России и вошедший в золотой фонд мировой географии. Он состоял из общей карты России и девятнадцать карт более мелких частей страны, покрывающих совместно всю ее территорию. Современники были очень высокого мнения об этом атласе. В него вошли не все данные беринговой экспедиции, поэтому он не претендовал на совершенство, но, тем не менее, был достаточно точным для своего времени.
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де
Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.
Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии. Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга.
На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.
Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).
Витус Беринг. Краткая биография
Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле.
После школы поступил в Морской кадетский корпус. В 1695—1696 гг. участвовал в Азовском походе Петра I, в 1701— 1703 гг. — в плавании к берегам Ост-Индии. Тогда же встретился с вице-адмиралом российского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), при содействии которого вскоре был зачислен унтер-лейтенантом в состав русского военно-морского флота. В 1706 г. был произведён в лейтенанты.
Позднее Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».
В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив), вышел в Чукотское море и достиг широты 67° 18′.
В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.
Смерть настигла капитан-командора 8 декабря 1741 г.
Оставшаяся часть команды летом 1742 г. возвратилась на Камчатку. Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.
Билет в один конец: великая и ужасная экспедиция Витуса Беринга
Давние экспедиции мы воспринимаем как нечто романтическое. Знакомые с детства топонимы — Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга — стали уютными образами. Рассматривая карты путешествий середины XVIII века, мы редко отдаём себе отчёт, что между основными точками маршрута — тысячи километров, чтобы преодолеть их требовались месяцы и годы. А цена географических открытий — это подчас предельные лишения, страдания и человеческие жизни.
В нынешнем очерке мы остановимся на важнейшей экспедиции Витуса Беринга — так называемой Второй Камчатской. Это был главный и трагический этап его биографии. Материалы, полученные в ходе той экспедиции, предопределили не только дальнейшие научные изыскания, но и во многом сам смысл русской истории.
В 14 лет Беринг записался в морской флот Нидерландов. Участвовал юнгой в плавании к берегам Ост-Индии. Страсть к морю, путешествиям и, вероятно, приключениям привела его в петровскую Россию. В начале XVIII века она была в глазах многих европейцев тем, чем стала позже Америка, — местом, где романтики и авантюристы мечтали реализовать свои амбиции. Ну и заработать, конечно.
img_2585_bering.jpg
Беринг попал в Россию, когда ему было 22 года. Служил на Балтийском флоте в годы Северной войны, на Азовском флоте командовал небольшим судном и успел поучаствовать в Русско-турецкой войне. Вернулся на Балтику. Был захвачен в плен шведскими каперами, с благословения своего правительства разбойничавшими на море. Бежал. Женился. В 1715 году последний раз повидал свою родную Данию, чтобы вернуться в Россию уже навсегда.
И хотя в 1720 году он уже капитан второго ранга, а под его началом — парусный линейный корабль, его амбициозная натура (говорят, что и жена) требует большего. Он демонстративно увольняется со службы, а потом вновь возвращается — но уже капитаном первого ранга на новый большой военный парусник «Селафаил».
Но это не предел мечтаний Беринга. И когда Пётр I задумывается об экспедициях на восток своих владений, Беринг оказывается именно тем человеком, кто поможет осуществить глобальный план правителя Российской империи.
Первая Камчатская экспедиция началась в 1724 году и длилась шесть лет, большая часть из которых ушла на переход через Сибирь. И несмотря на важные открытия, сделанные в ходе плавания, Беринг не достиг не только устья Колымы, но и северо-восточной оконечности Азии, повернув назад раньше. Он скорее угадал, что места, «где Азия сошлась с Америкой», не существует.
Но ведь в итоге он оказался прав. Пролив между двумя частями света означал, что имеется «северо-восточный проезд», свой русский путь в Тихий океан, Японию, Китай и Ост-Индию. И уж что точно последующие мореплаватели ставили в заслугу первой экспедиции Беринга — появились весьма достоверные на тот момент карты западного побережья моря, которое позже назовут Беринговым. Не забудем и про Сибирь. Экспедиция Беринга положила на карту 28 пунктов на тракте восточнее Тобольска. И главное — Российская империя получила свои осмысленные очертания на востоке.
7176.jpg
Возвратившись в столицу, Беринг сразу же предложил ещё более честолюбивые планы. И хотя Петра I уже не было в живых, проект Второй Камчатской экспедиции был поддержан. Впрочем, она была настолько грандиозна, что историография знает и другое её название — Великая Северная экспедиция. Ей надлежало исследовать арктическое побережье Сибири и Дальний Восток, чтобы понять, есть ли действительно путь из Архангельска в Тихий океан, исследовать Курильские острова и найти торговые пути в Японию, наконец, достичь-таки Америки.
При этом интересовало всё: география, геология, зоология, ботаника, этнография и, как мы бы сейчас непременно сказали, геополитика. Берингу предписывалось «везде сыскивать новых земель и островов и неподвластных, сколько можно в подданство приводить».
Это было настолько глобальное предприятие, колоссальные усилия и риски, что для наших современников близкой аналогией может быть разве что полёт на Марс и его колонизация. Путь в неведомое, и не исключено — лишь в один конец.
Новая экспедиция состояла из нескольких отрядов. Сам Беринг стал во главе из них, целью которого стала Америка.
Экспедиция началась в 1733 году. Из Петербурга в Сибирь отправилось около 500 человек. До Охотска с Берингом ехала и его жена Анна Кристина (или, как её на русский манер называли, Анна Матвеевна) и два их младших ребёнка — Антон и Аннушка, коим на момент начала экспедиции было два и три года. Двое старших — Йонас и Томас — оставили на попечение учителям в Ревеле.
Несколько лет ушло на то, чтобы пересечь Сибирь. Иногда приходилось прокладывать новые пути. Особенно тяжёлым стал переход зимой из Якутска в Охотск, где были построены два пакетбота — «Св. Пётр» и «Св. Павел», командовали которыми Витус Беринг и Алексей Чириков.
В 1740 году суда пересекли Охотское море и зашли в Авачинскую губу. Здесь заложили порт, в честь судов получивший название Петропавловск.
aleksandr_maksin_na_reyde_v_avachinskoy_gube-529129.jpg
Лишь 4 июня 1741 года «Св. Пётр» и «Св. Павел» вышли в море и отправились к Земле Хуана де Гама — как позже выяснилось, мифическому месту, нанесённому на карту французом Жозефом Делилем. Не найдя ничего, пакетботы взяли курс на северо-восток. Но вскоре потеряли друг друга в густом тумане и при сильном ветре. Как оказалось, навсегда.
16 июля «Св. Павел» Чирикова достиг Америки, предположительно, у современного острова Бейкер. К берегу был отправлен ялбот. И пропал. Через несколько дней капитан отправил к берегу ялик. Но и он не вернулся. Чириков сделал вывод, что туземцы с послами поступили «неприятельски»…
Пройдя вдоль берега 400 вёрст, было решено возвращаться. По пути отряд Чирикова открыл несколько островов Алеутской гряды и даже встретился с более миролюбивыми туземцами, коих одарил подарками.1
2560px-aleutian_sunset_4835731617.jpg
2 октября «Св. Павел» вернулся в Петропавловск. Экипаж, изначально состоявший из 75 человек, потерял 15 человек пропавших без вести, и ещё девять членов экипажа умерли от болезней.
Стеллер был крайне недоволен, что Беринг не позволил ему остаться на острове дольше. И даже подозревал командора в скептическом, если не сказать высокомерном отношении к учёному. Хотя есть и другое объяснение — осторожность и предусмотрительность Беринга. Море было неспокойно, что создавало риски для корабля.
21 июля экспедиция начала свой путь домой. Беринг, как и многие члены экипажа, страдал от цинги. Командование судном перешло к лейтенанту Свену Вакселю. Впоследствии он довольно подробно описал все те невзгоды, которые пришлось пережить экспедиции.
Путь «Св. Петра» лежал вдоль побережья Аляски и Алеутской гряды. 29 августа корабль стал на якорь меж двух островов. Теперь мы их знаем как Шумагинские, в честь первого умершего члена экипажа — матроса Шумагина. Здесь же произошла встреча с туземцами.
aleutian_islands_amo_2014135_lrg.jpg
В сентябре погода стала портиться. Тяжёлые тучи плотно спрятали солнце и звёзды, по которым можно было бы ориентироваться. Дождь, колючий ветер, один шторм сменялся другим.
Между тем экспедиция продолжалась и открыла ещё три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
В октябре цинга стала буквально косить экипаж. У людей отнимались руки и ноги. Вдобавок запасы провизии подходили к концу. По словам Вакселя, корабль плыл «как кусок мёртвого дерева», почти без всякого управления, подгоняемый ветром и волнами. 24 октября выпал первый снег.
Земля, хоть какая-нибудь, виделась спасением. Уж если не Камчатка, то хотя бы место, где можно устроиться на зимовку.
А вокруг было лишь бушующее ледяное море.
Совершенно разбитый, уже почти не поднимавшийся с постели 60-летний Беринг как мог поддерживал веру своих людей в спасение. И это в тот момент, когда почти половина экипажа не могли стоять на ногах. А те, кто ещё мог, работали на пределе человеческих сил.
4 ноября на горизонте показалась земля. Даже те, кто не мог ходить, вылезали из своих укрытий, только бы увидеть сушу. Все надеялись, что это прекрасная, спасительная, родная Камчатка.
Пакетбот долго искал среди острых рифов место, где можно было бы приблизиться к берегу. В какой-то момент большая волна перебросила корабль через камни.
Высадка проходила долго. Как свидетельствует Ваксель, многие умирали, как только попадали на свежий воздух. Несколько человек скончалось в лодке, так и не ступив на берег, а несколько человек умерли вскоре после высадки. Непуганые песцы отгрызали покойникам руки и ноги, прежде чем удавалось похоронить их.
Беринга перенесли на носилках. На острове не росли деревья, но были песчаные ямы, которые стали укрытиями для измученных людей.
dmitriy_utkin_ostrov_beringa-567285_ostrov_beringa.jpg
Вскоре выяснилось, что земля, на которую высадился экипаж «Св. Петра», вовсе не Камчатка, а неизвестный необитаемый остров. Это было ударом для всех.
Капитан-командор чувствовал себя хуже с каждым днём. Он лежал в земляной яме, прикрытый сверху куском парусины. Ноги и руки отнялись. Ветер заносил нижнюю часть тела песком, а когда соратники пытались откапывать его, противился, говоря, что так ему теплее.
Беринг умер 8 декабря 1741 года на острове, который назвали его именем.
Ваксель вспоминал, что даже если бы все были здоровы и полны сил, то уже одной угрозы предстоящих жестоких ежедневных бедствий было бы достаточно, чтобы свести людей в могилу. Больные продолжали умирать один за другим. Покойники оставались лежать среди живых, поскольку сил убрать их, а тем более похоронить не было ни у кого.
Весной разбитый волнами «Св. Пётр» разобрали и соорудили из его деталей небольшое судно. 13 августа оно вышло в море, и спустя две недели остатки экипажа добрались до Петропавловска. Из 77 их осталось 46 человек.
068.jpg
Если обобщить работу всех отрядов, участвовавших во Второй Камчатской экспедиции, то она принесла чрезвычайно важные научные, практические и политические результаты. Появилась «Карта Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона». Было положено начало системному научному изучению Сибири. От Волги до Камчатки созданы пункты наблюдений за метеоусловиями. Появился морской путь из России в Японию. Протянулись ниточки, которые в скором времени привяжут Аляску к Российской империи. Многие топонимы до сих пор несут в себе память о героях той экспедиции: море Лаптевых, остров Чирикова, мыс Челюскина. А имя Беринга, нанесённое на карту мира, деликатно даёт понять об интересах и влиянии России в этой части Тихого океана. Наконец, Северный морской путь и Арктика — пожалуй, одни из самых актуальных сюжетов XXI века.