Ulsd 10 ppm что за топливо

ХИМИЯ НЕФТИ

СВОЙСТВА ТОПЛИВ

Требования к дизельному топливу по ГОСТ и ТУ

ПоказательГОСТ 305-82ТУ 38.1011348-99
ЛЗАДЛЭЧ-ВДЛЭЧДЗЭЧ-ВДЗЭЧ
Цетановое число, не менее45454549454545
Фракционный состав, отгоняется при температуре, °С, не выше:
50%280280255280280280280
96%360340330360360340340
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей, газовых турбин62403562624040
для дизелей общего назначения40353040403535
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-5-25
холодной-35
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-10-35-10-10-35-35
холодной-45-55
Кинематическая вязкость при 20°С, сСт3,0-6,01,8-5,01,5-4,03,0-6,03,0-6,01,8-5,01,8-5,0
Коэффициент фильтруемости, не ниже333
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше-5-5-25-25
Плотность при 20°С, кг/м 3 не более860840830860860840840
Содержание серы, % масс., не более:
Вид I0,20,20,20,0350,0350,0350,035
Вид II0,50,50,40,050,050,050,05
Вид III0,10,10,10,1
Содержание, % масс., не более:
меркантановой0,010,010,01
ароматических углеводородов2010

Требования к дизельному топливу в других странах

До октября 1996 года содержание серы в дизельном топливе в европейских странах регламентировалось на уровне 0,2% (масс.) или 2000 ppm при цетановом числе не менее 49.

С октября 1996 г. европейские страны перешли на выпуск топлива с содержанием серы до 0,05 % (масс.), в дальнейшем требования постепенно ужесточались:

ПоказательСША
D 975 – 07
01.02.2007
Страны ЕС
EN 590
2009
Швеция
SS 15 54 35
2010
Плотность при 15°С, кг/м 3830-860820-845800-830
Цетановое число, не менее405151
Фракционный состав:
начало кипения, °С, не ниже180
95 % (об.), °С, не выше(90% об.) 288/338360340
Содержание ароматических углеводородов, не более в т.ч.:35,0% (об.)11,0% (масс.)5,0% (об.)
полициклических8,0% (масс.)0,02% (об.)
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более15105

Требования к дизельному топливу в странах ЕС

Требования к дизельному топливу в США

ПоказательASTM
Метод определения
Марка дизельного топлива
No. 1-D S15No. 1-D S500No. 1-D S5000No. 2-D S15No. 2-D S500No. 2-D S5000No. 4-D
Температура вспышки, °С, не менееD 9338383852525255
Микровлага и отложения, % (об.), не болееD 2709
D 1796
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05

0,5
Одно из следующих требований должно быть выполнено:
Физическая перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °СD 86
минимум282282282
максимум288288288338338338
Имитированная перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °СD 2887
минимум300300
максимум304304356356
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /сD 445
минимум1,31,31,31.91.91.95,5
максимум2,42,42,44,14,14,124,0
Зольность, % (масс.), не болееD 4820,010,010,010,010,010,010,10
Содержание серы, ppm (мг/кг), не болееD 54531515
максимум, % (масс.)D 26220,050,05
максимум, % (масс.)D 1290,50,52,0
Скорость коррозии на медной пластинке, 3 ч при 50°С, не болееD 130No. 3No. 3No. 3No. 3No. 3No. 3
Цетановое число, не менееD 61340404040404030
Одно из следующих свойств должно быть выполнено:
Цетановый индекс, не менееD 976–8040404040
Содержание ароматики, % (об.), не болееD 131935353535
Требования работоспособности
Температура помутнения, °С, не болееD 2500
или
Фильтруемость, °С, не болееD 4539/D 6371
Масса осадка в 10% остатка, % (масс.), не болееD 5240,150,150,150,350,350,35
Смазывающая способность при 60°С, мкм, не болееD 6079520520520520520520

Требования к дизельному топливу в России

Для приведения топлив выпускаемых в РФ к требованиям экологических стандартов Евро-2,3,4,5 5 сентября 2008 г. в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. в силу вступил Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.

Производитель или продавец в паспорте на дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.

Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении:

Совершенствование производства дизельного топлива

Основной задачей производителей дизельного топлива на сегодняшний день является массовый переход на производство экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,001 % (масс.) и ароматических углеводородов не более 11% (масс.).

Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,001% (масс.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличением его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5 МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования.

Вместе с тем глубокая гидроочистка дизельного топлива вызывает повышенный износ топливной аппаратуры, что может быть компенсировано введением противоизносных присадок.

В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт, введены дополнительно такие обязательные характеристики, как:

Качество дизельных топлив может быть существенно улучшено и за счет использования специальных присадок (антидымных, моющих, депрессорных, противоизносных и др.). Значительное распространение получили также депрессорные присадки, позволяющие существенно расширить выработку зимнего и арктического дизельного топлива. Все большее применение находят и противоизносные присадки, необходимые для улучшения смазывающих свойств глубокоочищенных топлив.

Источник

Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству

В последние годы во всех странах мира наблюдается увеличение потребления дизельного топлива, например в США потребление дизельного топлива увеличивается на 3,5–4,0% в год, в то время как продажа бензина – примерно на 2% в год. В Европе, где традиционно имеет место спрос на дизельное топливо, ожидается, что в 2011 г. дизельными двигателями будет оснащено более 40% легковых автомобилей против 30% в 2005 г. За пределами Европы и США потребление дизельного топлива будет увеличиваться в среднем на 4% в год, в Азии прогнозируется 5%—ный прирост. одновременно ужесточаются требования к его качеству.

В РФ действуют два стандарта на дизельные топлива: ГОСТ 303–82 и ГОСТ Р 52368–2005. Последний соответствует требованиям европейского стандарта EN 590.

Основными стимулами увеличения выработки дизельных топлив «Евро» являются требования иностранных покупателей и введение в действие технического регламента. Вместе с тем парк автомобилей состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, для которой требуется дизельное топливо, вырабатываемое по ГОСТ 305 с содержанием серы до 0,2%.

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

С увеличением потребления дизельного топлива особое внимание уделяется снижению вредных выбросов с отработавшими газами. Эта задача является приоритет-ной для промышленно развитых стран. В Европе, с целью уменьшения выделения парниковых газов, правительство стимулирует «дизелизацию» посредством различных налоговых льгот для владельцев дизельных автомобилей и удержанием цен на дизельное топливо на уровне, привлекательном для потребителей (по сравнению с ценами на бензин).

В мае 2007г. Европейский Совет одобрил введение новых стандартов Евро-5 и Евро-6 для автомобилей с дизельными двигателями. Согласно Евро-5, выбросы оксидов азота не должны превышать 180 мг/км, а выбросы твердых частиц снижаются с 25 до 5 мг/км. Вступающий в силу в сентябре 2014 г. стандарт Евро-6 ограничивает содержание оксидов азота не более 80 мг/км. По сравнению с Евро-4 снижение NOx должно составить около 70%, а твердых частиц – 80%. Кроме ограничения содержания вредных веществ, пристальное внимание уделяется проблеме снижения содержания углекислого газа, вызывающего «парниковый эффект» и глобальное изменение климата (табл. 1).

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Для решения этой проблемы необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон – автомобилестроителей, производителей топливной аппаратуры и разработчиков двигателей и каталитических систем нейтрализации отработавших газов, а также нефтепереработчиков – в производстве экологически чистых топлив. Вслед за требованиями по ограничению содержания вредных веществ в отработавших газах дизелей ужесточаются требования и к качеству самих дизельных топлив (табл. 2).

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Лидером в этой области была Швеция, которая уже в 1991 г. ввела спецификации на дизельное топливо класса I и II, предусматривающие содержание серы 10 и 50 ppm. В 1993 г. в Калифорнии был введен стандарт, ограничивающий содержание серы до 500 ppm, ароматических углеводородов до 36%, полициклических ароматических (ПАУ) – до 1,7%. С 2006 г. установлены новые нормы на содержание серы – не более 15 ppm. Обеспечение рынка обошлось американским НПЗ более чем в 8 млрд долл.

В Канаде с 1 июня 2006 г. действует стандарт, ограничивающий содержание серы до 15 ppm.

Европейский стандарт EN 590 за последние десятилетия претерпел существенные изменения: содержание серы снижено с 0,05 до 0,001%, цетановое число увеличено с 49 до 51 ед., конец кипения топлива снижен на 10°С (с 370 до 360°С), установлены ограничения на плотность топлива.

В 2000 г. введено четыре новых показателя и установлены нормы на них: содержание полициклических ароматических углеводородов, смазывающая способность, окисли-тельная стабильность, цетановый индекс. В 2005 г. в EN 590 введен дополнительный показатель – содержание сложных эфиров жирных кислот, что свидетельствует о рынке биодзельного топлива: в 2005 г. – до 5%, в 2009 г. – до 7%.

В сентябре 2009 г. вступил в силу новый стандарт EN 590:2008, заменяющий EN 590:2004. Основные отличия нового стандарта: • ограничение содержания серы в топливе не более 10 ppm; • введение нового метода определения цетанового числа в качестве альтернативного (Ignition Quality Tester – EN 15195); • уточнение ряда методов испытаний для дизельных топлив, содержащих эфиры жирных кислот.

В некоторых европейских странах существуют дополнения к общему стандарту EN 590 на дизельные топлива. Так, во французской версии стандарта (табл. 3) дается перечень противоизносных присадок, допущенных к перекачке по трубопроводам. Особое внимание отводится удельной электропроводности дизельных топлив. Минимальное значение удельной электропроводности дизельного топлива должно составлять 150 пСм/м при 20°С.

Страны Юго-Восточной Азии нацелены на приведение своих стандартов на топлива в соответствие со стандартами США и Европейского Союза. Япония, Китай и Южная Корея перешли на производство высококачественных низкосернистых дизельных топлив с содержанием серы до 50 ppm.

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Некоторые НПЗ в этих регионах начали выпускать дизельные топлива с содержанием серы до 10 ppm.

До недавнего времени столь жесткие требования предъявлялись только к дизельным топливам для быстроходных дизелей, но сегодня речь идет об использовании такого топлива во внедорожной технике (тепловозах, морских судах). Это объясняется тем, что внедорожная техника потребляет около 10% от всего производимого топлива, но ее вклад в загрязнение атмосферы намного превосходит загрязнения от автотранспорта. Поэтому Европейский Парламент предлагает унифицировать требования к дизельному топливу для дорожных и внедорожных автотранспортных средств (350 ppm и менее).

В США с июня 2012 г. содержание серы в дизельных топливах для железнодорожного транспорта и морских судов будет ограничено до 15 ppm.

В России главным нормативным документом, по которому изготавливается до 70% дизельных топлив, является ГОСТ 305. По содержанию серы в ГОСТ 305 установлено два вида топлива до 0,2% и до 0,05% (для этого топлива введен показатель смазывающей способности). В соответствии с требованиями Регламента содержание серы 0,5% исключено из стандарта. ГОСТ 305 действует с 1982 г. и давно морально устарел.

Введение каких- либо дополнений в ГОСТ 305 встречено протестом со стороны военных. На территории РФ действует также национальный стандарт ГОСТ Р 52368, разработчиком которого является ОАО «ВНИИИ НП». Показатели качества этого стандарта соответствуют европейской нормали EN 590. Исключение составляет содержание серы – 0,035% для дизельных топлив Евро-3.

Требования к дизельным топливам в соответствии с российскими нормативными документами приведены в табл. 4.

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Регламент допускает выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники (это техника тепловозная и судовая, техника, работающая в карьерах, а также газотурбинные энергетические установки). Для этой техники предусмотрены отступления по показателям: содержание серы – до 0,2%, цета-новое число – не менее 45 ед., при этом содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая способность не нормируются. Выпуск такого топлива разрешен в течение трех лет со дня опубликования регламента, т.е. до 5 сентября 2011 г.

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

В настоящее время 20 НПЗ получили разрешение на производство дизельных топлив Евро (табл.7). В 2007–2008 гг. Евро-5 изготавливали ОАО «ЛУКОЙЛ-Пер-мнефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ЗАО «Рязан-ский НПК», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ», ОАО «Яросла-внефтеоргсинтез».

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Вместе с тем, согласно прогнозу развития автомобиль-ной техники «НПО автопроизводителей России» (на январь 2009 г.), парк автомобилей с дизельными двигателями состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, требующей топливо с содержанием серы 0,2% (рис. 1). В 2009 г. на дизельном топливе с содержанием серы 0,2% будет эксплуатироваться 60% грузовых машин, около 70% автобусов и более 50% легковых машин. Потребность в топливе с содержанием серы 10 ppm отсутствует.

К 2015 г. уже более 60% грузовых автомашин будет рабо-тать на дизельном топливе с содержанием серы 50 ppm и примерно 15% – на дизельном топливе с содержанием серы 10 ppm (рис. 2). Изменилась картина по автобусам и легковым автомобилям. Но даже в 2015 г. останется потребность в дизельном топливе с содержанием серы до 0,2%: по грузовым – 14% парка, по автобусам – около 40% и легковым – 10% от парка легковых автомобилей.

В вооруженных силах состояние по обновлению техники крайне неудовлетворительное: 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет. Техника находится на хранении, и еще лет 20 будет храниться. В то же время на военной технике не допущены к применению присадки, химмотологические карты на изделия, конструкторская и эксплуатационная документация не разрешает использование дизельного топлива с низким содержанием серы и пакетом присадок. Для этого потребуется провести комплекс научных исследований, стендовых испытаний на объектах военной автомобильной и бронетанковой техники, организационно-технических мероприятий, обосновать сроки хранения такого топлива на складе горючего и в топливных баках во всех климатических регионах.

Во всем мире производство дизельных топлив с низким содержанием серы поддерживается законодательно путем дифференцированного налогообложения. В России 22 июля 2008 г. принят федеральный закон о внесении изменений в налоговый кодекс РФ. Если действующая налоговая ставка для всех видов дизельного топлива составляет 1080 руб./т, то с 2011 г. вводится дифференцированное налогообложение (табл. 8).

Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть фото Ulsd 10 ppm что за топливо. Смотреть картинку Ulsd 10 ppm что за топливо. Картинка про Ulsd 10 ppm что за топливо. Фото Ulsd 10 ppm что за топливо

Большой заслугой в том, что в России будет введено дифференцированное налогообложение, стимулирующее выпуск высококачественных топлив, являются работы Б.Н. Давыдова, который в течение нескольких лет настойчиво «пробивал» этот закон.

Текст перепечатан из Научно технического журнала “МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ”. Автор – Т.Н. МИТУСОВА, д-р техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *