трапеза в монастыре фото
За стенами монастыря: о еде и истории
Вчера я привел любопытный отрывок с описанием монастырской трапезы: стерлядь вертловая, уха щучья, пирог со стерлядиной, белужина… Откуда все эти дошедшие до нас сведения? И так ли выглядела традиционная пища монашек? Об это мы с Ольгой Сюткиной разговорились с сестрой Анастасией, занимающейся сегодня историей обители.
— Это, наверное, из выпущенной в 1889 году книги И.Токмакова «Историческое и археологическое описание Покровского Девичьего монастыря в г.Суздале» Весь текст оттуда.
— Я видел даже аналогичный текст 1860-х годов, где это же праздничное меню Покровского монастыря цитируется практически дословно. Он так и называется «Покровский девичий монастырь». Поэтому я и думал, что в монастыре есть оригинал этого документа XVII века.
Кого только нет в этой усыпальнице. Жены, дочери, сестры
русских царей и князей – много их похоронено здесь
Некоторые могильные плиты чудом сохранились и реставрируются сейчас
Других судьба не пощадила. В советские времена этими плитами
заделывалась обвалившаяся часть каменного забора
— Понятно, что это не повседневное меню. Но, если по-серьезному. Оно же не выдумано?
— Да, это роспись яств XVII века. Оно относится ко временам, когда монастырь имел «царский» статус. Когда здесь жили царицы, княгини, боярыни. Они принимали здесь царей, князей. Соответственно эта роспись яств была составлена для приема высокого гостя.
— А все-таки сохранились в ваших архивах, фондах сведения о том, что ели, как ели в те века? Готовилось ли здесь что-нибудь такое, что нигде не делали? Сохранились ли приходные книги о продуктах, закупках?
— Мы смотрели приходно-расходные книги. Дело в том, что общая столовая была открыта здесь игуменьей Мелитиной только в 1900-м году. А до этого монахини питались по кельям самостоятельно. Они сами себе готовили. Причем в зависимости от того, насколько им позволяло содержание. Им запрещалось держать коров, коз. Те, что побогаче могли купить себе хорошую рыбу, фрукты, молоко. У богатой монахини были послушницы-келейницы. Кельи в монастыре нужно было покупать. И приобретя такую комнату, помещение, монахиня брала себе келейниц, помощниц. Они-то ей и готовили, занимались работой по дому. А сами монахини были заняты на богослужении, чтении псалтыря. И так было до 1900-го года, когда была построена монастырская трапезная. Тогда еда стала общей для всех. Однако монахини должны были вносить деньги за пользование общей трапезной.
К сожалению, меню того, что они ели до нас не дошло. Но в книге В.М.Снегирева есть целый абзац о том, как они питались. Можно сказать, что рацион был небогатый. Они покупали муку, пекли хлеб и просфоры для всего города. В архиве Владимиро-Суздальского музей заповедника сохранились приходно-расходные книги начала века. Упоминается овощи, соленые огурцы, капуста. Нужно иметь в виду, что не все монахини были богатыми. Многие – выходцы из крестьянских семей. И изобретать что-то в плане питания они вряд ли могли.
— А как традиционно было организовано? Повар в трапезной – это из монашествующих?
— Сестры сами готовили для себя, вольнонаемных поваров не было. Есть список сестер, где отмечено, какое у кого из них послушание. И там два-три человека исполняли роль поваров в трапезной.
— А сколько всего было монахинь?
Вот они эти «улицы» с домами монашек (фото начала 1900-х годов)
Спустя век пейзаж узнаваем. Но дома слева – новодел.
В советские времена в монастыре была гостиница для туристов,
которые и располагались в этих деревянных избушках
На хоздворе были два-три коровы, лошади. Но в основном, они были для игуменьского дома. Игуменье надо было принимать гостей. У нее на содержании были девочки-сироты.
— А выращивал ли что-то монастырь на продажу?
— Нет, такого не было. «Общежительный» статус монастыря подразумевал, что каждая монахиня сама заботилась о своем пропитании. День нужно было зарабатывать кропотливым трудом, рукоделием для того, чтобы даже выкупить место у окошка. Именно там во время светового дня и можно было заниматься вышивкой. Богатых монахинь было не много. В основном они выходили из крестьянской среды. Чтобы заработать денег они нанимались даже на поденные работы в Суздале. Некоторые сестры занимались иконописью. Сохранилась даже фотография одной из сестер начала XX века.
Книга Владимира Михайловича Снегирева (известнейшего суздальского краеведа) с описанием питания монастыря ценна еще и тем, что она документальна. Его супруга была воспитанницей Покровского монастыря. Из тех самых девочек, что жили при доме игуменьи. Монахини воспитывали их, занимались образованием. Давали возможность найти себе место в жизни. И вот жена Снегирева – Мария Ксенофонтовна – и поделилась этими воспоминаниями.
Понятно, что мясо в монастыре не ели. Питались рыбой. Но удивительно, что в приходно-расходных книгах я не встречала упоминания о закупке большого количества рыбы. Возможно она выращивалась в монастырском пруду.
Увы, в 1923 году монастырь был закрыт и фактически разграблен. Власти поставили вооруженную охрану у ворот. И приказали сестрам в три дня очистить помещения. А за любое имуществ, которое они хотели взять с собой, требовали оплаты. Откуда у сестер было взять денег? К тому времени они все были нищие. Выходили ни с чем, разъезжались. И представьте себе: их выгоняли в Прощеное Воскресенье. Игуменья Мария (Либеровская) спустя несколько лет была сослана на север, вернулась в 1934 году.
Сестры-верующие взяли ее себе в дом. Она скрывалась, ни с кем не общалась. Но в 1937 году на нее донесли. И инвалида со сломанной ногой, ее отвезли в НКВД. Две недели шло следствие. Затем доставили в Ивановскую тюрьму. Вот и представьте себе 73-летняя бабушка со сломанной ногой на костылях. Ее поставили к стенке, объявили приговор и тут же расстреляли. Трагедия была полна символизма. Матушка Мария была расстреляна в престольный праздник своей обители, на Покров Божией Матери. Могилу ее так и не удалось найти.
Но вот как получилось потом. Мы знаем, что великий пост идет семь недель. А с монастырем случилось так, что ровно через семь десятилетий он был восстановлен. Именно на Пасху 1992 года там прошла первая служба.
Что едят монахи в Троице-Сергиевой лавре и какие продукты производят?
История крупнейшего мужского монастыря в России, Троице-Сергиевой лавры, насчитывает более шести веков. Как сегодня живут монахи, каким образом проходят их трапезы и что можно попробовать в Сергиевом Посаде? Об этом нам нам рассказал келарь Троице-Сергиевой лавры, отец Архипп.
История Троице-Сергиевой лавры
Датой основания Троице-Сергиевой пустыни считается 1337 год, когда Варфоломей (Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан поселились на холме Маковец недалеко от Хотькова. Сначала они поставили небольшой деревянный храм, и затем стали появляться первые монастырские сооружения. Постепенно сюда пришли первые насельники, пустынь превратилась в монастырь со своим укладом, вокруг которого стали селиться ремесленники. Количество поселений росло, и в марте 1782 года Екатерина II подписала указ о создании у стен Троице-Сергиевой лавры Сергиевского посада.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому сегодня его стараются максимально разгрузить. Но все равно монастырь напоминает огромный муравейник, где используются все помещения, в том числе и внутри каменных исторических монастырских стен.
Вид на Троице-Сергиеву лавру с высоты птичьего полета
Как устроена жизнь в монастыре?
Сегодня на территории лавры проживает братия (послушники, монахи, диаконы, священнослужители) — около 200 человек. Также одну треть территории монастыря занимают Московские духовные школы — семинария, академия, иконописная и регентская школы. Раньше студенты, а их около 1000 человек, проживали внутри периметра монастырских стен, но теперь для них построены специальные общежития. Есть у студентов и собственная столовая, где они бесплатно питаются.
Помимо братии и студентов на территории монастыря ежедневно находятся еще около тысячи человек, которые поддерживают деятельность лавры — это преподаватели духовных школ, технические сотрудники, сантехники, электрики и другие.
Трапезная в Троице-Сергиевой лавре
Что едят монахи?
Братия живет по внутреннему монастырскому уставу, в котором расписаны все правила, касающиеся, в том числе, и питания. Едят они в трапезной, куда обычному человеку не попасть, но иногда в праздничные дни проходят торжественные трапезы, когда могут пригласить и светских гостей.
В уставе прописано, что пища, которая готовится для братии, должна подвергаться минимальной термической обработке и легко усваиваться. Минимум жареного, на столе обязательно должны быть лук, чеснок, брусничный или клюквенный морс. Из заграничных продуктов — греческие или итальянские оливки.
Трапезная в Троице-Сергиевой лавре
Завтрак в монастыре проходит с восьми до девяти утра. Появился он примерно в 1980-е годы, до этого традиции завтракать не было. Сделано это было для тех монахов, которые учились в семинарии или в духовных школах, чтобы они не приходили на уроки голодными. Да и сейчас на завтрак ходит незначительная часть братии, потому что у многих в это время может быть какая-то служба. Стол сервируется в зависимости от дня недели — постный день или непостный: на столе всегда есть хлеб, сахар, сладости, сливочное масло (если день непостный) и каша.
Сервировка стола в трапезной Троице-Сергиевой лавры
Обязательная трапеза в монастыре — это обед с часа дня до половины второго. И это не просто прием пищи, но и время, когда братия собирается вместе для общения и решения каких-то бытовых вопросов. Также во время обеда поздравляют тех, у кого в этот день именины. Едят простую пищу: закуски, салаты, суп, горячее блюдо, морс или компот из сухофруктов.
Существует вполне определенный ассортимент блюд, которые тут подают с разной периодичностью. Например, салаты: и простые, и сложные — от винегрета и свекольного салата с орехами и чесноком до селедки под шубой и мимозы. Готовят пять-десять супов — несколько видов ухи, борщ с рыбой или фасолью, свекольник, рассольник, солянка или овощной суп. Все супы варят на овощных или рыбных бульонах, т.к. мясо и птицу в монастыре не употребляют. На второе может подаваться рыба в разных видах: котлеты из судака и щуки, запеченная треска, жареный карп, а в праздничные дни форель.
По праздникам готовят что-то интересное
Ужин в монастыре начинается после окончания вечерней службы, на него приходят по необходимости, например, те, кто пропустил обед по разным причинам. На ужин обычно готовится какой-либо суп и горячее. В молочный день – запеканка, сырники или каша. Также в течение дня в трапезной можно выпить чай или кофе.
Есть в трапезной еще и дополнительный стол, диетический, например, для тех, у кого диабет или повышенный сахар. Монахи — тоже люди.
Что такое келарская служба?
В XVII веке монастырь посещал патриарх Антиохийский, которого сопровождал диакон Павел Алеппский, подробно записывающий особенности быта всех народов, встречающихся на пути делегации. И в его книге есть отдельная глава, посвещенная путешествию патриарха в Троице-Сергиеву лавру, где записано: «Есть на Руси три великих правителя – Царь, Патриарх и Троицкий келарь». Троицкий келарь — это был монах, который занимался всем монастырским хозяйством: стройкой, сельским хозяйством, ремеслами и прочим.
Сейчас в келарской службе монастыря трудится около 300 человек, и одно из направлений ее деятельности — производство продуктов питания, служба общепита и работа пищеблоков. Ежедневно нужно накормить примерно полторы тысячи человек — и это без учета паломников и туристов! Также нужно накормить гостей, разные делегации, в том числе церковные.
Помимо трапезной и столовых для студентов, у монастыря есть бесплатные столовые и гостиницы для паломников, которые приезжают на богомолье, но не имеют финансовой возможности оплатить проживание. Также у стен лавры расположен большой комплекс Старо-лаврской монастырской гостиницы для более комфортного размещения. Курирует келарская служба и розничные точки — магазинчики и лавки, где продаются продукты монастырского производства.Почетных гостей угощают в небольшом зале с камином, расположенном в Красной башне над Святыми вратами
Собственное производство
Во все века при монастыре что-то производили: даже сохранились древние гравюры, на которых преподобный Сергий печет хлеб, шьет сапоги, занимается мебелью. Монастырское производство продуктов питания начиналось для того, чтобы накормить братию: была традиционная монастырская пекарня, огороды, молочная ферма.
В конце 2013 года в монастырских лавках появились продукты собственного производства под брендом «Сергиев канон». Название происходит от греческого слова «канон», что переводится как предел, то есть правило, которому нужно следовать. Как объясняет келарь Троице-Сергиевой лавры, отец Архипп, регламент очень простой: «Поступай по совести, и поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если мы печем хлеб, то печем его так, как если бы мы хотели испечь его для себя, для своих родителей, близких, сестер, братьев. Если мы что-то производим, это должно быть натуральное, без заменителей сырья, с технологией приготовления, которая не портит продукт, не изменяет его свойства с целью удешевления или ускорения производства. Мы делаем все по старинке, по-честному. Если это хлеб, то хлеб на закваске, если сыр, то без пальмового масла».
Продукты собственного производства монастыря: сыры, напитки, выпечка
Сначала появилась сыроварня: наладить производство помогали итальянцы, к которым после этого приезжало на учебу еще не менее десяти монастырей. Начали немного делать сыры для себя, а излишки предлагали в магазинах: молодые сыры, буррату, моцареллу, сыры с плесенью, а также классические, типа российского, и полутвердые.
Работают, в основном, на российских заквасках Угличской биофабрики, а молоко используют местное. У монастыря есть своя небольшая молочная ферма в Покровском скиту в деревне Сабурово, но она не покрывает все потребности — ежедневно для питания братии и студентов требуется минимум пятьсот литров молока! Поэтому его покупают на фермах в Сергиево-посадском районе. В пост из молока делают масло, сыры — и полутвердые, и даже камамбер, срок созревания у которого четыре недели.
Буррата собственного производства
Также под брендом «Сергиев канон» выпускают хлеб, кондитерские изделия, выпечку, пирожки, замороженные вареники и пельмени ручной лепки, пряники, сделанные по классическому рецепту без консервантов. Благодаря натуральному составу срок годности таких пряников не полгода, а всего двадцать дней. Есть и широкий ассортимент напитков собственного производства: безалкогольного кваса, лимонада, морса. По старинным рецептам готовят не только непастеризованный монастырский квас на закваске, но и постную Посадскую коврижку. Готовится она без молока и яиц, зато с медом и орехами.
Медовая коврижка стала гастрономическим символом Сергиева Посада
Отдельная история с поставщиками продуктов — доверять можно далеко не всем. Например, пять лет назад столкнулись с тем, что в муке многих мукомольных заводов, помимо пшеницы, были обнаружены химические улучшители. В итоге нашли хорошую муку в Оренбургской и Омской областях, а из Крыма в монастырь поставляется мука с высоким содержанием клейковины. Обходится немного дороже, но для монастыря качество и натуральность принципиально важны. В месяц в монастыре используется порядка 20-30 тонн муки, а летом — до 50 тонн.
Да и собственных рыбных хозяйств у лавры нет: форель везут с Онеги, у поставщиков закупают судака, щуку, треску. В небольшом кулинарном цеху рыбу коптят, в основном, для собственных нужд, а если возникают излишки, то их предлагают в монастырских лавках и в ресторане «Гостевая изба».
Ресторан-музей «Гостевая изба»
Обед в ресторане «Гостевая изба»
Меню здесь довольно обширное, и его можно читать, как историческую кулинарную книгу: гороховый кисель, перепеча из печени, уха из баранины, калья утиная, ушное из баранины, котлета «Лаврская» из онежской форели, домостроевская пастила. Тут же можно попробовать все продукты собственного производства: и рыбу, и соленья, и сыры. И даже настойки.
Как таковой, авторской кухни в меню ресторана нет, все делает дружная монастырская команда — и ищет новые старые рецепты, и следит, чтобы качество и продуктов, и блюд было на высоком уровне. Интерьер простой, среди деталей интерьера попадаются реплики старинной мебели и предметов быта из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Тут несколько залов, обставленных по разному, и в двух есть камины.
Стерлядь кольцом, приготовленная по традиционному рецепту
А еще «Сергиев канон» и «Гостевая изба» активно ведут профили в социальных сетях и каналы «Яндекс. Дзен», где делятся фото и видеорецептами как монастырских, так и традиционных блюд русской кухни. Все съемки проходят на территории Троице-Сергиевой лавры, в «Елисеевых палатах» XVI века.
Так проходят съемки видеоролика для социальных сетей
Афонские послушания и трапеза
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Трапеза
Создание колива
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Создание колива
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Создание колива
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Создание колива
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Монастырская трапезная
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Монастырская трапезная
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Розжиг дров
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Приготовление рыбы
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Приготовление рыбы
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Варка супа
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Варка супа
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Разговление на Пасху
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Мойка посуды
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Послушания
Столярное послушание
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Столярное послушание
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Столярный цех
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Печати для просфор
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Иконописное послушание
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Монах-иконописец
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Иконописные образцы
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Монах-иконописец за работой
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Плетение четок
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Плетение четок
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
Чтение помянника
Фото: Виталий Кислов / Православие.Ru
скрыть способы оплаты
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Монастырское меню: что едят современные монахи и монахини в постные и скоромные дни
Закрытая для общества жизнь монастырских общин инстересует людей по двум причинам. Первая — всё-таки интересно, как живут эти героические люди, добровольно отказавшиеся от жизненных радостей. А вторая — практически каждый человек хотя бы раз в трудные моменты жизни задумался над вопросом: а не уйти ли мне в монастырь? А как уйти, когда имеешь смутное представление, что там и как. Как живут, что делают, что едят? Вот про последнее мы вам и расскажем.
Трапеза. Фото youtube.com
Правила питания в монастырях
Ежедневный стол в одном из Воронежских монастырей. Фото riavrn.ru
Кстати, при православных монастырях не разводят живность на убой. Это запрещено уставом — проливать чью-то кровь.
Православные монахи мясо вообще не едят, но в некоторых монастырях России, Армении и Грузии это не возбраняется. Также исключены или сведены к минимуму жиры, сало, сливочное масло. Мясные продукты могут быть приняты только в дар от верующих, это домашняя птица, поросята, паштеты и домашние колбасы. Промышленные продукты в дар не принимаются.
Молитва перед трапезой. Фото religion.wikireading.ru
Процесс приёма пищи короткий и проходит по определённому сценарию: монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в трапезной. Столы накрывают послушники заранее. Читаются благодарственные молитвы, потом происходит трапеза. За главным столом сидят главные лица в монастыре и гости.
Главный стол в трапезной. Фото cultshop.ru
У них на столах стоит то же самое, что и рядовых монахов.
Постный стол в монастыре. Фото cultshop.ru
За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. После окончания приёма пищи опять общая молитва и все расходятся по своим делам.
Часть продуктов в монастыри привозят верующие и паломники. Но в основном, монахи всё выращивают и собирают сами. При всех монастырях есть большие огороды для выращивания овощей, сады дают фрукты и ягоды.
Монахи сажают картофель. Фото shkolazhizni.ru
Заготовки в монастыре. Фото shkolazhizni.ru
Также содержат курятники — для получения яиц, коров и коз — для молока и производства сыров. Кстати, монастырские сыры очень ценятся.
При многих монастырях есть пасеки, которые дают мёд.
Пасека при православном Пюхтицком монастыре. Фото РИА Новости
Также при всех монастырях есть пекарни. Их продукция даже часто можно купить в специальных лавках. Хлеб и другую выпечку делают строго по традициям и церковным канонам.
Выпечка хлеба в пекарне. Фото shkolazhizni.ru Готовка на монастырской кухне. Фото pravmir
Самое строго ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца. Тогда готовятся блюда из круп и овощей. Например, гречневые котлеты.
Монастырские гречневые котлеты. Фото shkolazhizni.ru
А в большие праздники устраивают «богатые» трапезы — с многочисленными угощениями, специальные сладостями.
В трапезной Свято-Введенского женского монастыря. Фото pravmir
Как видите, несмотря на довольно строгие церковные правила, монахи и послушники в монастырях питаются вполне полноценно и вкусно. А если кто-то хочет наложить на себя особые ограничения — обращается за благословением.