трафарет креста для освящения храма
Трафарет креста для освящения храма
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Как правильно освятить крестик, купленный в магазине
Приобретая важный атрибут христианской веры, многие задаются вопросом: обязательно ли освящать крестик, купленный в магазине или православном храме, можно ли выполнить данный ритуал дома и что для этого необходимо? Нательный крестик — значимый символ христианской веры, поэтому, говоря о соблюдении ритуалов и традиций, необходимо учитывать свое отношение к религии.
Краткая справка
Нательный крестик — символ православной веры. Носят его люди, которые почитают и следуют основным религиозным постулатам. Согласно Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Другое, не менее важное значение символа, — нейтрализация сил зла и тьмы, защита человека Господом.
Выполняется крестик из металла или дерева (чаще всего, кипариса). Носится постоянно на цепочке или шнурочке на груди (у сердца), тем самым олицетворяя свое полное единение с Богом.
Зачем нужно освящать крестик
Вы получили в дар или по наследству нательный крестик. Что делать с ним дальше? Нужно освящать крестик, купленный в магазине или приобретенный в храме? Насколько это обязательно?
Серебряная подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Прежде всего, важно понимать, что использовать символ должны только искренне верующие люди. Нет смысла носить крестик неверующему человеку. Согласно религиозным представлениям, только глубоко верующие люди получают защиту и помощь от Господа. Следовательно, энергетическая и религиозная составляющая символа «работают» только в единстве с мыслями, сознанием и действиями христианина.
Чтобы активизировать энергетику и оберегающие способности христианского символа веры, необходимо его освятить и только после этого носить постоянно.
Как освящают крестики в церкви
Наиболее часто таинство освящения христианского креста происходит во время Крещения младенца, т. е. приобщения ребенка к церкви. Но, если человек пришел к пониманию веры в зрелом возрасте, освятить нательный крестик в церкви можно в любое время.
Обязательно ли освятить новый крестик с цепочкой в церкви, если ранее он уже был освящен? Повторное таинство по освящению христианского символа не требуется. Божья Благодать уже снизошла и не имеет давности. Исключение составляет тот случай, когда крестик по каким-либо причинам был переделан или хозяин, получив в дар сей символ, не уверен в факте первоначального освящения.
Как освятить крестик, купленный в магазине?
Нужно ли освящать новый крестик, приобретенный в церкви? Все символы веры (крестики, иконы, свечи и т. д.), приобретенные в храме, уже прошли обязательное действие. Поэтому проведение повторной процедуры не требуется. Надевать такой крестик, приобретенный в церкви, можно сразу после покупки.
Как освятить крестик в домашних условиях
Некоторые последователи веры по незнанию или неопытности ошибочно считают, что можно самому освятить крестик. Кто-то полагает, что для этого необходимо использовать крещенскую святую воду, кто-то считает, что достаточно произнести одну или несколько молитв и получится самостоятельно освятить крестик. Это в корне ошибочное мнение.
Золотая подвеска с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Освятить крестик дома может только священнослужитель. Этот человек, имеющий определенные знания и религиозный сан, способен провести данный ритуал грамотно и в соответствии с существующими канонами.
В каких случаях можно освятить крестик в домашних условиях?
Можно ли носить неосвященный крестик
Теоретически, — можно, если вы человек неверующий и данный символ является ювелирным украшением, не несущим никакой смысловой нагрузки для его обладателя.
В противном случае носить неосвященный крестик крещеному человеку нежелательно. С точки зрения христианской морали и священных канонов — это неправильно. Нельзя одновременно быть добропорядочным христианином и не соблюдать устоявшиеся вековые традиции и правила.
Важно понимать, что для верующего нательный крестик не может являться просто дорогостоящим красивым украшением. Необходимость ношения христианской святыни дает возможность принятия и понимания сущности самой веры, маленькой незыблемой частичкой которой является нательный крестик. Только через веру человек сумеет оценить и принять Божью Благодать, которая связывает его с Господом.
Подскажите, пожалуйста, что за знак?
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Юля, наверное Вы не по адресу.
Крест- знак знаков и он появился раньше христианства.
Вот и подумайте, если квартира в старом доме, то это такой комплимент ко Господу..
А если в относительно новом строении, тогда странно.
Поинтересуйтесь образом жизни бывших хозяев, т.к., нельзя исключить и использование знака в качестве оберега.
Определитесь в конфессии..Богу-Богово..
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Голыми руками не трогайте.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Да, нужно было мне упомянуть и про диэлектрические перчатки:)
А если серьезно, дело в том, что у знакомых бабушки был такой опыт: люди некрещенные, пригласили либерального священника, который и освятил помещение. Затем, для усиления защиты, вызвали чернокнижника, в арсенале которого также находились все православные святыни: крест, свечи..
Он прикасался к ним. Понимаете?
Такая «очистительная сшибка» привела к трагедии..
Поэтому, нужно действовать, а не разговаривать.
Определиться.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
То есть чернокнижник сильнее оказался? Он еще и крест превратил в страшный амулет?
Если их бояться больше, чем Бога, то лучше и на улицу не выходить.
А против христиан подобная магия бессильна. Кто не боится.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
«То есть чернокнижник сильнее оказался? Он еще и крест превратил в страшный амулет?»
Согласно «Правилам. «, обращающийся к чернокнижникам подлежит отлучению от Церкви, на срок до 20-ти лет. Не имеет значения, «сильный» ведьмак, или нет, человек, обратившийся к нему совершил очень тяжкий грех, жилище осквернено, благодать предшествовавшего освящения, отъята, человек поменял её на «рога и копыта».
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
По Правилам почти любого из нас можно отлучить от 3х до 29ти лет.
Хороший вопрос про осквернение (я сейчас не беру в расчет осквернение храма пролитой кровью и подобные критические ситуации).
Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию: некий святой жизни гражданин, освятил квартиру, жил в ней и преставился. Потом в квартиру въехали последоватили Блаватской-рерихов-хиромантов-гороскопофилов-индуистов, проводивших свои обряды в данной квартире. Слава Богу, данные жильцы в скором времени съехали, и на квартиру заехал прихожанин соседнего храма. Квартиру он снимает, собственником является внучка блокадника.
Вот как быть с благодатью в данном жилище?
Прихожанин воды крещенской с собой не привез. Но иконы поставил. Молится ежедневно.
1. На него как-то повлияют обряды рериховцев или нет?
2. Повляла ли благодать после жизни блокадника на рериховцев?
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Если бы не знал, что спрашивает один из модераторов, то, закричал «караул. Воблеризуют.» 😀
Второй вопрос отпадает. Представители вышеназванных учений, наверное нечасто заглядывают на православный форум ( IMHO )
А если гипотетически..
Вот если бы в квартиру зашел Собеседник известного всем Мотовилова.. Да.
За благодать в любом жилище можно тогда поручиться. На все сто 🙂
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Вопросы гипотетические и от посещения рериховцами нашего форума никак не зависят. Отбрасывать их не вариант.
Так что будет с благодатью? Что будет после обрядов рериховцев, а точнее влияние их на индивидуума.
«Ушла» ли благодать после рериховцев. Кто или что является субъектом действия благодати?
PS Я не люблю задавать более одного вопроса в одном сообщении. Можно ответить на любой. Интересно Ваше мнение.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
:)Православной веры аж с 2008 года.
Любимая поговорка- береженого Бог бережет
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Это православный крест. Такие изображения наносятся на стены (по 4-м стенам) при освящении квартиры. Сейчас для удобства даже наклейки специальные продают.
Найдено на просторах интернета:
«Нам батюшка сказал, что при ремонте вырезать с обоями приклеенные крестики и наклеить на новые обои.»
«Мы освящали квартиру в том году, у нас наклеены наклейки. После освящения мы спросили батюшку как часто проводить такие обряды, на что он сказал, что такой обряд проводится один раз на всю жизнь и наклейки эти снимать нельзя, мы спросили а как же быть если мы будем делать ремонт, пометить именно эти места карандашом и после окончания ремонта обязательно вернуть все на место, если наклейки старые не приклеются нужно сходить в церковь и купить новые.»
«Батюшка, здравствуйте!
Хотим попросить у Вас совета.
Несколько лет назад мы освящали квартиру. Батюшка, который к нам приходил, во всех комнатах на каждую из четырех стен наклеил небольшие наклейки с изображением креста. Сейчас мы собираемся сделать ремонт и все обои и штукатурку под ними собираемся удалить.
Подскажите, пожалуйста, как нам следует поступить с наклейками? Боюсь, что снять их с обоев и переклеить на новые будет проблематично, так как они отклеиваются только с теми обоями, которые у нас сейчас.
Да, и еще пишут, что после ремонта лучше повторно освятить. Думаю, лучше спросить батюшку. А то может квартиру освящали, а потом в ней жили неверующие, которые кресты и заклеили. Или сами верующие заклеили, не спросив священника что с ними делать.
Можно ли самим освятить крестик?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Можно ли освятить крестик самим и в домашних условиях, или все-таки стоит сходить в церковь и обратиться к священнику? Заранее благодарю за ответ.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемая Надежда, чин освящения нательного крестика — это особое последование, которое, по богослужебному уставу, положено совершать священнику в храме, причём перед этим крестик должен находиться на престоле во время богослужения. Это последование совсем небольшое, всего две молитвы, в которых священник призывает благодать Святого Духа на крест и на того, кто будет его носить: «Пошли небесное Твое благословение на это знамение Крестное и в окроплении освященною водой исполни его Твоею силой и мощью для отражения и разрушения всех диавольских козней. Всякому же его носящему на себе верному рабу Твоему да послужит защитою души и тела пред лицом врагов видимых и невидимых и от всякого зла и ко умножению Твоей благодати» (Требник, из молитвы на освящение нательного крестика).
Жизнь современного человека полна забот и суеты, кроме работы и семейных хлопот человека увлекает множество развлечений. За наше время и внимание идёт настоящая война. В такой круговерти церковь очень часто оказывается на периферии человеческой жизни. Я бы советовал Вам использовать любую возможность посетить храм и помолиться, в том числе и необходимость освятить нательный крестик.
Глава 39. Чи́н благослове́ния и освяще́ния новосооруже́ннаго Креста́
Поста́влену бы́вшу столу́ че́стно покрове́нну пред святы́ми враты́, иере́й в епитрахи́ль и фело́нь оде́ян, исхо́дит, и крестообра́зно покади́в но́вый кре́ст, начина́ет обы́чно: Б лагослове́н Бо́г на́ш: Ли́к пое́т: Ц арю́ небе́сный. Чте́ц: Трисвято́е. О́ тче на́ш: и по я́ ко твое́ е́сть Ца́рство: Г о́споди поми́луй, 12. Сла́ва, и ны́не: П рииди́те, поклони́мся: три́жды.
П омяни́ Го́споди Дави́да, и всю́ кро́тость его́. Я́ко кля́тся Го́сподеви, обеща́ся Бо́гу Иа́ковлю: А́ще вни́ду в селе́ние до́му моего́, или́ взы́ду на о́др посте́ли моея́: А́ще да́м со́н очи́ма мои́ма, и ве́ждома мои́ма дрема́ние, и поко́й скраниа́ма мои́ма: До́ндеже обря́щу ме́сто Го́сподеви, селе́ние Бо́гу Иа́ковлю. Се́ слы́шахом я́ во евфра́фе, обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы. Вни́дем в селе́ния его́, поклони́мся на ме́сто, иде́же стоя́сте но́зе его́. Воскресни́ Го́споди в поко́й тво́й, ты́ и киво́т святы́ни твоея́. Свяще́нницы твои́ облеку́тся пра́вдою, и преподо́бнии твои́ возра́дуются. Дави́да ра́ди раба́ твоего́, не отврати́ лице́ пома́заннаго твоего́. Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною, и не отве́ржется ея́: от плода́ чре́ва твоего́ посажду́ на Престо́ле твое́м. А́ще сохраня́т сы́нове твои́ заве́т мо́й, и свиде́ния моя́ сия́, и́мже научу́ я́, и сы́нове и́х до ве́ка ся́дут на Престо́ле твое́м. Я́ко избра́ Госпо́дь сио́на, изво́ли и́ в жили́ще себе́. Се́й поко́й мо́й во ве́к ве́ка, зде́ вселю́ся, я́ко изво́лих и́. Лови́тву его́ благословля́яй благословлю́, ни́щыя его́ насыщу́ хле́бы, Свяще́нники его́ облеку́ во спасе́ние, и преподо́бнии его́ ра́достию возра́дуются. Та́мо возращу́ ро́г Дави́дови, угото́вах свети́льник пома́занному моему́. Враги́ его́ облеку́ студо́м, на не́мже процвете́т святы́ня моя́.
Б о́же, отри́нул ны́ еси́, и низложи́л еси́ на́с: разгне́вался еси́, и уще́дрил еси́ на́с. Стря́сл еси́ зе́млю, и смути́л еси́ ю́: исцели́ сокруше́ние ея́, я́ко подви́жеся. Показа́л еси́ лю́дем твои́м жесто́кая, напои́л еси́ на́с вино́м умиле́ния. Да́л еси́ боя́щымся тебе́ зна́мение, е́же убежа́ти от лица́ лу́ка. Я́ко да изба́вятся возлю́бленнии твои́, спаси́ десни́цею твое́ю, и услы́ши мя́. Бо́г возглаго́ла во святе́м свое́м: возра́дуюся, и разделю́ сики́му, и юдо́ль жили́щ разме́рю. Мо́й е́сть галаа́д, и мо́й е́сть манасси́й, и ефре́м кре́пость. главы́ моея́, иу́да ца́рь мо́й. Моа́в коно́б упова́ния моего́: на идуме́ю простру́ сапо́г мо́й, мне́ иноплеме́нницы покори́шася. Кто́ введе́т мя́ во гра́д огражде́ния? или́ кто́ наста́вит мя́ до идуме́и? Не ты́ ли Бо́же отри́нувый на́с? и не изы́деши Бо́же в си́лах на́ших? Да́ждь на́м по́мощь от ско́рби, и су́етно спасе́ние челове́ческо. О Бо́зе сотвори́м си́лу, и то́й уничижи́т стужа́ющыя на́м.
Г оспо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на херуви́мех, да подви́жится земля́. Госпо́дь в сио́не вели́к, и высо́к е́сть над все́ми людьми́. Да испове́дятся и́мени твоему́ вели́кому: я́ко стра́шно и свя́то е́сть. И че́сть царе́ва су́д лю́бит: ты́ угото́вал еси́ правоты́, су́д и пра́вду во Иа́кове ты́ сотвори́л еси́. Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу его́, я́ко свя́то е́сть. Моисе́й и ааро́н во иере́ех его́, и саму́ил в призыва́ющих и́мя его́: призыва́ху Го́спода, и то́й послу́шаше и́х. В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ни́м: я́ко храня́ху свиде́ния его́ и повеле́ния его́, я́же даде́ и́м. Го́споди Бо́же на́ш, ты́ послу́шал еси́ и́х: Бо́же, ты́ ми́лостив быва́л еси́ и́м, и мща́я на вся́ начина́ния и́х. Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й его́: я́ко свя́т Госпо́дь Бо́г на́ш.
Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, три́жды.
Г о́споди поми́луй, три́жды.
И тропа́рь, гла́с 1:
С паси́ Го́споди лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́, побе́ды благове́рному импера́тору на́шему никола́ю алекса́ндровичу на сопроти́вныя да́руя, и твое́ сохраня́я кресто́м твои́м жи́тельство. Три́жды.
Сла́ва, конда́к, гла́с 4:
В ознесы́йся на кре́ст во́лею, тезоимени́тому твоему́ но́вому жи́тельству, щедро́ты твоя́ да́руй Христе́ Бо́же: возвесели́ си́лою твое́ю благове́рнаго импера́тора на́шего никола́я алекса́ндровича, побе́ды дая́ ему́ на сопоста́ты, посо́бие иму́щу твое́ ору́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.
И ны́не, гла́с то́йже:
Ж ивотворя́щий кре́ст твоея́ бла́гости, его́же дарова́л еси́ на́м недосто́йным, Го́споди, тебе́ прино́сим в моли́тву, спаси́ царя́ и ве́рныя лю́ди Богоро́дицы ра́ди, о на́с тебе́ моля́щыяся, еди́не человеколю́бче.
А́бие же посе́м пою́т три́жды тропа́рь се́й, гла́с 6:
П осли́ благода́ть твою́ жизнода́вче, и кре́ст се́й освяти́, и все́м лю́дем твои́м яви́ его́ бы́ти по́мощь и утвержде́ние:
Диа́кон: Г о́споду помо́лимся.
Ли́к: Г о́споди поми́луй.
Иере́й чте́т моли́тву сию́:
Г о́споди Бо́же сла́вы, о́тче вседержи́телю, Бо́же Савао́ф, и́же дре́вом живота́ посреде́ рая́ су́щаго, прообрази́л еси́ животво́рный кре́ст единоро́днаго Сы́на твоего́: и вме́сто дре́ва преслуша́ния, его́же вку́сом вселука́вый зми́й пра́отцы на́шя, и с ни́ми ве́сь ро́д челове́ческий из рая́ изгна́, и в сме́рть привлече́, зна́мение о́наго живоно́снаго креста́, на не́мже возлю́бленный тво́й Сы́н пригвожде́н бы́в у́мре, и сме́ртию сме́рть умертви́, и всю́ си́лу диа́волю упраздни́, и живо́т ми́ру дарова́, це́ркви свое́й ору́жие непобеди́мое, освяще́ние же и покро́в держа́вен, и ве́ре утвержде́ние, и от все́х диа́вольских ко́зней изба́ву, и кре́пкое спасе́ния упова́ние, и живота́ получе́ния непосты́дную наде́жду дарова́л еси́. Те́мже мы́ раби́ твои́, толи́кия благода́ти твоея́ ту́не сподо́бльшеся, благода́рни су́ще, сла́ву и благодаре́ние и смире́нное поклоне́ние прино́сим твоему́ вели́честву, и мо́лимся уми́льно, я́ко да ми́лостивно при́зриши на зна́мение сие́ кре́стное, е́же ве́рнии раби́ твои́ от усе́рдия и тве́рдыя ве́ры и любве́, я́же к тебе́, сооружи́ша, в зна́мение побе́ды Сы́на твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, свобо́ды же и избавле́ния на́шего: и низпосли́ на не́ небе́сное твое́ благослове́ние, и благослови́ и освяти́ е́, и испо́лни си́лы и благослове́ния о́наго дре́ва, на не́мже пригвожде́но бы́сть пресвято́е те́ло Го́спода на́шего Иису́са Христа́ единоро́днаго Сы́на твоего́, и́мже си́ла диа́воля попра́ся, и земни́и свобо́ду улучи́хом, и живота́ сподо́бихомся. Е́й, мо́лим тя́ Влады́ко пресвяты́й, святы́х ра́ди страсте́й, и святы́я кро́ве излия́ния, и животво́рныя сме́рти единоро́днаго Сы́на твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, ю́же сове́том тебе́ Бо́га отца́ безнача́льнаго, и Пресвята́го твоего́ ду́ха во́лею, спасе́ния на́шего ра́ди на дре́ве кре́стном претерпе́, и те́ми дре́во кре́стное, е́же иногда́ согреша́ющым и злотво́рным ка́знь бя́ше, благослове́но, свя́то, животода́тельно же, и изба́ву согреша́ющым бы́ти сотвори́, е́же в мольбу́ ти́ прино́сим: посли́ ны́не благода́ть Пресвята́го твоего́ ду́ха, на зна́мение сие́ кре́стное, и благослови́ и освяти́ е́, и да́ждь ему́ бы́ти зна́мением стра́шным и кре́пким на вся́ враги́ ви́димыя и неви́димыя, прогна́ние же и отраже́ние все́х ко́зней, наве́тов же и прило́гов диа́вольских: лю́дем же твои́м да бу́дет покро́в держа́вен, ве́ре утвержде́ние, наде́жде подкрепле́ние, во бране́х побе́да, и во все́х доброде́телех преспе́яние, и все́м пред си́м зна́мением тебе́ кла́няющымся и мольбы́ принося́щым ми́лостивен послу́шатель, и все́х я́же ко спасе́нию проше́ний бога́тый пода́тель бу́ди. И я́коже кресто́м ми́р от грехо́внаго осужде́ния свободи́л еси́: си́це рабо́в твои́х, сие́ кре́стное зна́мение тебе́ от души́ ве́рно принося́щих, си́лою креста́ возлю́бленнаго Сы́на твоего́, всегда́ победи́тели бы́ти греха́ яви́, и вся́ земна́я и небе́сная твоя́ блага́я и́м да́руй, и кресто́м всегда́ к благо́му все́х ве́рных наставля́я, к восприя́тию небе́снаго венца́ приведи́. Т ы́ бо еси́ освяще́ния исто́чник, и все́х благи́х бога́тый пода́тель, и тебе́ сла́ву возсыла́ем, со единоро́дным твои́м Сы́ном, и с пресвяты́м, и благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й: М и́р все́м.
Ли́к: И ду́хови твоему́.
Диа́кон: Г лавы́ ва́шя Го́сподеви приклони́те.
Ли́к: Т ебе́ Го́споди.
Иере́й же чте́т та́йно моли́тву сию́:
Б о́же и о́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и́же кресто́м его́ диа́вола победи́в и сме́рть умертви́в, ро́д челове́ческий от ле́сти и мучи́тельства его́ свободи́л еси́: при́зри ны́не на моли́тву на́шу и на зна́мение сие́ кре́стное, в сла́ву тебе́ Бо́га отца́ и единосу́щнаго твоего́ Сы́на и соесте́ственнаго твоего́ ду́ха, и в воспомина́ние о́ныя бы́вшия пресла́вныя над диа́волом, сме́рти же и а́да побе́ды, и на́шего избавле́ния сооруже́нное, ду́хом твои́м святы́м, в окропле́нии воды́ сея́ свяще́нныя благослови́ и освяти́. И изле́й на не́ благослове́ние твое́ свято́е и си́лу, ю́же окропле́нием кро́ве и пригвожде́нием те́ла возлю́бленнаго Сы́на твоего́ о́но преблагослове́нное дре́во стяжа́ло е́сть: и тому́ пода́ждь, во е́же бы́ти ве́рным лю́дем твои́м в сте́ну и покро́в, и в сто́лп кре́пости от лица́ вра́жия, во отгна́ние же вся́каго зла́ сопроти́внаго, и во исцеле́ние душе́вных, и теле́сных неду́гов, и во е́же услы́шанным бы́ти мольба́м и моле́ниям все́х ве́рно пред си́м зна́мением моля́щих ти ся.
И возглаша́ет: Т ы́ бо еси́ Бо́г ми́лости, и щедро́т, и человеколю́бия, и тебе́ сла́ву возсыла́ем, со единоро́дным твои́м Сы́ном, и с пресвяты́м, благи́м, и животворя́щим твои́м ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Иере́й же кропи́т свяще́нною водо́ю, глаго́ля:
О свяща́ется кре́стное сие́ зна́мение благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Три́жды.
И а́бие посе́м ста́в благогове́йно пред святы́м кре́стным зна́мением, кади́льницу же взе́м кади́т е́ крестообра́зно, поя́ сия́ стихи́ры, гла́с 8:
К ре́ст храни́тель все́й вселе́нней, кре́ст красота́ церко́вная: кре́ст царе́м держа́ва: кре́ст ве́рным утвержде́ние: кре́ст а́нгелом сла́ва, и бесо́м я́зва.
Сла́ва, и ны́не, гла́с 4: О тебе́, треблаже́нне и жизнода́вче кре́сте, лю́дие пита́еми спра́зднуют: с безпло́тными ли́ки, чи́н архиере́йский благогове́йно пое́т: мно́жество же и́ночествующих и по́стников покланя́ется, Христа́ же на тебе́ распе́ншагося вси́ прославля́ем.
Посе́м поя́ стихи́ру сию́ два́жды: К ресту́ твоему́ покланя́емся Влады́ко, и свято́е воскресе́ние твое́ сла́вим.
Покланя́ется благогове́йно до земли́, и лобза́ет честны́й и свяще́нный кре́ст. По лобза́нии же па́ки, трети́цею поя́ то́жде, покланя́ется.
Та́кожде и вси́ предстоя́щии покланя́ются, и лобза́ют Честны́й Кре́ст:
Ли́ку пою́щу стихи́ру сию́, гла́с 2:
П рииди́те ве́рнии, креста́ си́ле поклони́мся: дре́во бо в раи́ сме́рть прозябе́, сие́ же жи́знь процвете́, безгре́шна иму́щее пригвожде́нна на себе́ Го́спода. от него́же вси́ язы́цы нетле́ние объе́млюще, зове́м: кресто́м сме́рть упраздни́вый, и на́с от пре́лести и мучи́тельства диа́воля свободи́вый, Го́споди сла́ва тебе́.
А́бие же посе́м твори́т отпу́ст, ре́кшу диа́кону:
И ли́ку: Ч естне́йшую херуви́м. Сла́ва, и ны́не: Г о́споди поми́луй, три́жды. Благослови́.
Иере́й: И́ же на дре́ве кре́стном спасе́ния на́шего ра́ди распны́йся, и сме́рть подъя́ти изво́ливый, и тридне́вно из ме́ртвых воскресы́й: Христо́с и́стинный Бо́г на́ш, моли́твами пречи́стыя своея́ ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, и все́х ра́ди святы́х свои́х, поми́лует и спасе́т на́с, я́ко бла́г и человеколю́бец.
Иере́й же, взе́м кре́ст, вно́сит его́ в олта́рь Ца́рскими враты́, и обра́щься к лю́дем, благословля́ет и́х кресто́м, глаго́ля:
С паси́ Го́споди лю́ди твоя́, и благослови́ достоя́ние твое́:
И поставля́ет кре́ст на Престо́ле, и отхо́дит благодаря́ Бо́га.
Источник: Тексты приводятся по изданию: Тре́бник. В дву́х частя́х. — Москва́. Синода́льная типогра́фия. 1906.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»