Tkinter sticky что это
Метод grid
Табличный способ размещения предпочтителен из-за его гибкости и удобства, когда дело доходит до разработки относительно сложных интерфейсов. Grid позволяет избежать использования множества фреймов, что неизбежно в случае упаковщика Pack.
При размещении виджетов методом grid родительский контейнер (обычно это окно) условно разделяется на ячейки подобно таблице. Адрес каждой ячейки состоит из номера строки и номера столбца. Нумерация начинается с нуля. Ячейки можно объединять как по вертикали, так и по горизонтали.
На рисунке пунктир обозначает объединение ячеек. Общая ячейка в таком случае обозначается адресом первой.
Никаких предварительных команд по разбиению родительского виджета на ячейки не выполняется. Tkinter делает это сам, исходя из указанных позиций виджетов.
Пусть надо запрограммировать такой GUI:
Представим данный интерфейс в виде таблицы и пронумеруем ячейки, в которых будут располагаться виджеты:
Выполнив приведенный выше программный код, получим:
Кроме этого есть атрибут sticky (липкий), который принимает значения направлений сторон света (N, S, W, E, NW, NE, SW, SE). Если, например, указать NW, то виджет прибьет к верхнему левому углу ячейки. Виджеты можно растягивать на весь объем ячейки ( sticky=N+S+W+E ) или только по одной из осей ( N+S или W+E ). Эффект от «липучки» заметен, только если виджет меньше ячейки.
С помощью методов grid_remove и grid_forget можно сделать виджет невидимым. Отличие между этими методами лишь в том, что grid_remove запоминает прежнее положение виджета. Поэтому для его отображения в прежней ячейки достаточно применить grid без аргументов. После grid_forget потребуется заново конфигурировать положение виджета.
В данной программе голубая метка после удаления будет появляться в том же месте, где была до этого, несмотря на то, что в функции rem к ней применяется метод grid без настроек. В отличие от нее зеленая метка, если ей не указать место размещения после удаления, появлялась бы под кнопками.
Скрытие виджетов бывает необходимо в тех случаях, когда, например, от выбора пользователя в одной части интерфейса зависит, какие виджеты появятся в другой.
Практическая работа
Курс с примерами решений практических работ: android-приложение, pdf-версия.
Курс по библиотеке Tkinter языка Python
Содержание
Введение
Этой библиотеке посвящено мало внимания, и найти в рунете курс, книгу или FAQ по ней довольно-таки сложно. Стоит отметить, что здесь отражены только основы этой библиотеки, и надеюсь, что более опытные люди дополнят эту статью.
Что такое Tkinter?
Так как Tkinter является достаточно прозрачным интерфейсом к tcl/tk, то основным источником информации для неё являются man-страницы tcl/tk. Эти страницы имеются в любой Unix-системе (в разделе n или 3tk). Также они доступны онлайн на сайте http://tcl.tk. Основные:
Начиная с версии python-3.0 библиотека переименована в соответствии с PEP 8 в tkinter (с маленькой буквы).
Импортируется она как и любая другая библиотека:
Класс Tk
Tk является базовым классом любого Tkinter приложения. При создании объекта этого класса запускается интерпретатор tcl/tk и создаётся базовое окно приложения.
Tkinter является событийно-ориентированной библиотекой. В приложениях такого типа имеется главный цикл обработки событий. В Tkinter такой цикл запускается методом mainloop. Для явного выхода из интерпретатора и завершения цикла обработки событий используется метод quit.
Таким образом минимальное приложение на Tkinter будет таким:
В приложении можно использовать несколько интерпретаторов tcl/tk. Так как после вызова метода mainloop дальнейшие команды python исполняться не будут до выхода из цикла обработки событий, необходимо метод mainloop всех интерпретаторов кроме последнего осуществлять в фоновом режиме. Пример запуска двух интерпретаторов:
При использовании двух и более интерпретаторов необходимо следить, чтобы объекты, созданные в одном интерпретаторе, использовались только в нём. Например, изображение, созданное в первом интерпретаторе, может быть использовано много раз в этом же интерпретаторе, но не может быть использовано в других интерпретаторах. Необходимость в запуске нескольких интерпретаторов в одном приложении возникает крайне редко. Для создания дополнительного окна приложения в большинстве случаев достаточно виджета Toplevel.
Общее для всех виджетов
Все виджеты в Tkinter обладают некоторыми общими свойствами. Опишем их, перед тем как перейти к рассмотрению конкретных виджетов. Виджеты создаются вызовом конструктора соответствующего класса. Первый аргумент (как правило неименованный, но можно использовать имя master) это родительский виджет, в который будет упакован (помещён) наш виджет. Родительский виджет можно не указывать, в таком случае будет использовано главное окно приложения. Далее следуют именованные аргументы, конфигурирующие виджет. Это может быть используемый шрифт (font=. ), цвет виджета (bg=. ), команда, выполняющаяся при активации виджета (command=. ) и т.д. Полный список всех аргументов можно посмотреть в man options и man-странице соответствующего виджета (например man button, см. разделы «STANDARD OPTIONS» и «WIDGET-SPECIFIC OPTIONS»). Пример кода:
Памятуя о Zen Python (явное лучше неявного) указываю: данный код написан и работает для Python v 2. В случае использования Python v 3 код немного изменится. 1. tkinter с маленькой буквы. 2. print в круглых скобках () и без u.
Методы виджетов
Виджеты могут быть сконфигурированы во время создания, но иногда необходимо изменить конфигурацию виджета во время исполнения программы. Для этого используется метод configure (или его синоним config). Также можно использовать квадратные скобки (widget[‘option’] = new_value). Пример, программа выводит текущее время, после клика по кнопке:
В этом коде функция button_clicked вызывается каждый раз, когда пользователь кликает по кнопке.
Метод cget является обратным к методу configure. Он предназначен для получения информации о конфигурации виджета. Здесь как и в случае с configure можно использовать квадратные скобки (value = widget[‘option’]). Пример, после клика на кнопку программа показывает цвет кнопки и меняет его на другой:
Уничтожение виджета и всех его потомков. Стоит отметить, что если необходимо только на время спрятать какой-либо виджет, то лучше пользоваться упаковщиком grid и методом grid_remove:
Использование grid_remove позволяет сохранять взаимное расположение виджетов.
Методы семейства grab_ предназначены для управления потоком события. Виджет, захвативший поток, будет получать все события окна или приложения.
Пример, приложение захватывает глобальный поток и освобождает его через 10 секунд:
Методы семейства focus_ используются для управления фокусом ввода с клавиатуры. Виджет, имеющий фокус, получает все события с клавиатуры.
«Системные» методы
Эти методы не являются виджет-специфичными, т.е. хотя они являются методами виджетов они влияют на работу интерпретатора tcl/tk.
after, after_idle и after_cancel [3]
Таймеры. С помощью этих методов вы можете отложить выполнение какого-нибудь кода на определённое время.
update и update_idletasks [4]
Две функции, для работы с очередью задач. Их выполнение вызывает обработку отложенных задач.
update_idletasks выполняет задачи, обычно откладываемые «на потом», когда приложение будет простаивать. Это приводит к прорисовке всех виджетов, расчёту их расположения и т.д. Обычно эта функция используется если были внесены изменения в состояние приложения, и вы хотите, чтобы эти изменения были отображены на экране немедленно, не дожидаясь завершения сценария.
update обрабатывает все задачи, стоящие в очереди. Обычно эта функция используется во время «тяжёлых» расчётов, когда необходимо чтобы приложение оставалось отзывчивым на действия пользователя.
eval и evalfile
Основные виджеты
Toplevel
Эти же методы могут быть использованы для корневого (root) окна.
Таким способом можно предотвратить закрытие окна (например, если закрытие окна приведёт к потере введённых пользователем данных).
Button
Далее, нашу кнопку необходимо разместить на окне. Для этого, в Tkinter используются специальные упаковщики( pack(), place(), grid() ). Поподробнее об упаковщиках узнаем позже. Пока, чтобы разместить несколько виджетов на окне, будем применять самый простой упаковщик pack(). В конце программы, нужно использовать функцию mainloop (см. пример), иначе окно не будет создано.
Label
Entry
Listbox
Стоит заметить, что в этой библиотеке для того, чтобы использовать русские буквы в строках, нужно использовать Unicode-строки. В Python 2.x для этого нужно перед строкой поставить букву u, в Python 3.x этого делать вообще не требуется, т.к. все строки в нем изначально Unicode. Кроме того в первой или второй строке файла необходимо указать кодировку файла (в комментарии): coding: utf-8. Чаще всего используется формат в стиле текстового редактора emacs:
В Python 3.x кодировку файла можно не указывать, в этом случае по умолчанию предполагается utf-8.
Frame
Виджет Frame (рамка) предназначен для организации виджетов внутри окна. Рассмотрим пример:
Свойство bd отвечает за толщину края рамки.
Checkbutton
Radiobutton
Виджет Radiobutton выполняет функцию, схожую с функцией виджета Checkbutton. Разница в том, что в виджете Radiobutton пользователь может выбрать лишь один из пунктов. Реализация этого виджета несколько иная, чем виджета Checkbutton:
В этом виджете используется уже одна переменная. В зависимости от того, какой пункт выбран, она меняет своё значение. Самое интересное, что если присвоить этой переменной какое-либо значение, поменяется и выбранный виджет. На этом мы прервём изучение типов виджетов (потом мы к ним обязательно вернёмся).
Scale
Здесь используется специальный метод get(), который позволяет снять с виджета определенное значение, и используется не только в Scale.
Scrollbar
Этот виджет даёт возможность пользователю «прокрутить» другой виджет (например текстовое поле) и часто бывает полезен. Использование этого виджета достаточно нетривиально. Необходимо сделать две привязки: command полосы прокрутки привязываем к методу xview/yview виджета, а xscrollcommand/yscrollcommand виджета привязываем к методу set полосы прокрутки.
Рассмотрим на примере:
Упаковщики
Упаковщик (менеджер геометрии, менеджер расположения) это специальный механизм, который размещает (упаковывает) виджеты на окне. В Tkinter есть три упаковщика: pack, place, grid. Обратите внимание, что в одном виджете можно использовать только один тип упаковки, при смешивании разных типов упаковки программа, скорее всего, не будет работать.
Разберем каждый из них по порядку:
pack() [6]
Упаковщик pack() является самым интеллектуальным (и самым непредсказуемым). При использовании этого упаковщика с помощью свойства side нужно указать к какой стороне родительского виджета он должен примыкать. Как правило этот упаковщик используют для размещения виджетов друг за другом (слева направо или сверху вниз). Пример:
Результат работы можно увидеть на скриншоте справа.
Для создания сложной структуры с использованием этого упаковщика обычно используют Frame, вложенные друг в друга.
При применении этого упаковщика можно указать следующие аргументы:
Кроме основной функции у виджетов есть дополнительные методы для работы с упаковщиками.
grid() [8]
Этот упаковщик представляет собой таблицу с ячейками, в которые помещаются виджеты.
Для каждого виджета указываем, в какой он находится строке, и в каком столбце. Если нужно, указываем, сколько ячеек он занимает (если, например, нам нужно разместить три виджета под одним, необходимо «растянуть» верхний на три ячейки). Пример:
Пример, текстовый виджет с двумя полосами прокрутки:
place() [10]
place представляет собой простой упаковщик, позволяющий размещать виджет в фиксированном месте с фиксированным размером. Также он позволяет указывать координаты размещения в относительных единицах для реализации «резинового» размещения. При использовании этого упаковщика, нам необходимо указывать координаты каждого виджета. Например:
Этот упаковщик, хоть и кажется неудобным, предоставляет полную свободу в размещении виджетов на окне.
Привязка событий
command
Для большинства виджетов, реагирующих на действие пользователя, активацию виджета (например нажатие кнопки) можно привязать с использованием опции command. К таким виджетам относятся: Button, Checkbutton, Radiobutton, Spinbox, Scrollbar, Scale. Выше мы уже неоднократно пользовались этим способом:
Такой способ является предпочтительным и наиболее удобным способом привязки.
Метод bind[1] привязывает событие к какому-либо действию (нажатие кнопки мыши, нажатие клавиши на клавиатуре и т.д.). bind принимает три аргумента:
Метод bind возвращает идентификатор привязки, который может быть использован в функции unbind.
Обратите внимание, что если bind привязан к окну верхнего уровня, то Tkinter будет обрабатывать события всех виджетов этого окна (см. также bind_all ниже).
Функция, которая вызывается при наступлении события, должна принимать один аргумент. Это объект класса Event, в котором описано наступившее событие. Объект класса Event имеет следующие атрибуты (в скобках указаны события, для которых этот атрибут установлен):
Есть три формы названия событий. Самый простой случай это символ ASCII. Так описываются события нажатия клавиш на клавиатуре:
callback вызывается каждый раз, когда будет нажата клавиша «z».
Второй способ длиннее, но позволяет описать больше событий. Он имеет следующий синтаксис:
Название события заключено в угловые скобки. Внутри имеются ноль или более модификаторов, тип события и дополнительная информация (номер нажатой клавиши мыши или символ клавиатуры) Поля разделяются дефисом или пробелом. Пример (привязываем одновременное нажатие Ctrl+Shift+q):
(в данном примере KeyPress можно убрать).
Здесь перечислены все возможные типы событий, для самых часто используемых дано описание. Более подробно см. man bind.
- движение мышью с нажатой на клавиатуре клавишей Alt.
- нажатие любой клавиши на клавиатуре.
Пример, меняем порядок обработки привязок на обратный:
Изображения
BitmapImage
Конструктор класса принимает следующие аргументы:
PhotoImage
PhotoImage позволяет использовать полноцветное изображение. Кроме того у этого класса есть несколько (достаточно примитивных) методов для работы с изображениями. PhotoImage гарантированно понимает формат GIF.
ttk (themed tk) это расширение tcl/tk с новым набором виджетов. В ttk используется новый движок для создания виджетов. Этот движок обладает поддержкой тем и стилей оформления. Благодаря этому виджеты ttk выглядят более естественно в различных операционных системах.
Начиная с версий python 2.7 и 3.1.2 в Tkinter включён модуль для работы с ttk.
В ttk включены следующие виджеты, которые можно использовать вместо соответствующих виджетов tk: Button, Checkbutton, Entry, Frame, Label, LabelFrame, Menubutton, PanedWindow, Radiobutton, Scale и Scrollbar. Кроме того имеется несколько новых виджетов: Combobox, Notebook, Progressbar, Separator, Sizegrip и Treeview.
С точки зрения программиста главное отличие новых виджетов от старых заключается в том, что у виджетов ttk отсутствуют опции для конфигурирования его внешнего вида. Сравните, например, количество STANDARD OPTIONS для старого и нового виджета button. Конфигурация внешнего вида виджетов ttk осуществляется через темы и стили. В остальном использование виджетов ttk аналогично соответствующим виджетам tk.
Style
Style это класс для работы со стилями и темами. Именно этот класс надо использовать для конфигурирования внешнего вида виджетов. Основные методы класса:
Конфигурирование внешнего вида виджетов. В качестве аргументов принимает название стиля виджета (например "TButton") и список опций конфигурирования. Пример:
Конфигурирование внешнего вида виджетов в зависимости от их состояний (active, pressed, disabled и т.д.). В качестве аргументов принимает название стиля виджета и список опций конфигурирования, где опции представлены в виде списка. Пример:
Возвращает соответствующую опцию конфигурирования. Пример:
Изменяет layout (схему) виджета. Виджеты ttk состоят из отдельных элементов, опций конфигурирования и других вложенных layouts. Следующий пример иллюстрирует применение метода layout:
Создаёт новый элемент темы.
Возвращает список элементов текущей темы.
Возвращает список опций (конфигурацию), указанного в аргументе элемента.
Создаёт новую тему. Аргументы те же, что и в theme_settings.
Возвращает список доступных тем.
Изменяет текущую тему на указанную в аргументе.
Combobox
Виджет Combobox предназначен для отображения списка значений, их выбора или изменения пользователем. В версии tk ему подобен виджет Listbox. Разница заключается в том, что Combobox имеет возможность сворачиваться подобно свитку, а Listbox будет отображаться всегда открытым. Что бы отобразить Combobox с заранее заданными значениями в форме, достаточно сделать следующее:
Progressbar
Виджет отображает уровень загрузки.
Запускает бесконечный цикл загрузки. Шаг длиною 1 выполняется один раз в указанное время (в миллисекундах).
Останавливает цикл загрузки.
Продвигает загрузку на заданное количество шагов.
Tkinter Grid
Summary: in this tutorial, you’ll learn how to use the Tkinter grid geometry manager to position widgets on a window.
Introduction to the Tkinter grid geometry manager
The grid geometry manager uses the concepts of rows and columns to arrange the widgets.
The following shows a grid that consists of four rows and three columns:
Each row and column in the grid is identified by an index. By default, the first row has an index of zero, the second row has an index of one, and so on. Likewise, the columns in the grid have indexes of zero, one, two, etc.
The indexes of rows and columns in a grid don’t have to start at zero. In addition, the row and column indexes can have gaps.
For example, you can have a grid whose column indexes are 1, 2, 10, 11, and 12. This is useful when you plan to add more widgets in the middle of the grid later.
The intersection of a row and a column is called a cell. A cell is an area that you can place a widget. A cell can hold only one widget. If you place two widgets in a cell, they’ll be on top of each other.
To place multiple widgets in a cell, you use a Frame or LabelFrame to wrap the widgets and place the Frame or LabelFrame on the cell.
The width of a column depends on the width of the widget it contains. Similarly, the height of a row depends on the height of the widgets contained within the row.
Rows and columns can span. The following illustrates a grid that has the cell (1,1) that spans two columns and the cell (0,2) that spans two rows:
Setting up the grid
Before positioning widgets on a grid, you’ll need to configure the rows and columns of the grid.
Tkinter provides you with two methods for configuring grid rows and columns:
The columnconfigure() method configures the column index of a grid.
The weight determines how wide the column will occupy, which is relative to other columns.
For example, a column with a weight of 2 will be twice as wide as a column with a weight of 1.
Positioning a widget on the grid
To place a widget on the grid, you use the widget’s grid() method:
The grid() method has the following parameters:
Parameters | Meaning |
---|---|
column | The column index where you want to place the widget. |
row | The row index where you want to place the widget. |
rowspan | Set the number of adjacent rows that the widget can span. |
columnspan | Set the number of adjacent columns that the widget can span. |
sticky | If the cell is large than the widget, the stick option specifies which side the widget should stick to and how to distribute any extra space within the cell that is not taken up by the widget at its original size. |
padx | Add external padding above and below the widget. |
pady | Add external padding to the left and right of the widget. |
ipadx | Add internal padding inside the widget from the left and right sides. |
ipady | Add internal padding inside the widget from the top and bottom sides. |
Sticky
By default, when a cell is larger than the widget it contains, the grid geometry manager places the widget at the center of the cell horizontally and vertically.
To change this default behavior, you can use the sticky option. The sticky option specifies which edge of the cell the widget should stick to.
The value of the sticky has the following valid values:
Sticky | Description |
---|---|
N | North or Top Center |
S | South or Bottom Center |
E | East or Right Center |
W | West or Left Center |
NW | North West or Top Left |
NE | North East or Top Right |
SE | South East or Bottom Right |
SW | South West or Bottom Left |
NS | NS stretches the widget vertically. However, it leaves the widget centered horizontally. |
EW | EW stretches the widget horizontally. However, it leaves the widget centered vertically. |
If you want to position the widget in the corner of the cell, you can use the N, S, E, and W.
The following example illustrates how to position a widget with the sticky option set to N :
If you want to position the widget centered against one side of the cell, you can use the NW (top left), NE (top right), SE (bottom right), and SW (bottom left).
The following example shows how to position a widget with the sticky option set to NW :
NS stretches the widget vertically. However, it leaves the widget centered horizontally:
EW stretches the widget horizontally. However, it leaves the widget centered vertically:
Padding
To add paddings between cells of a grid, you use the padx and pady options. The padx and pady are external paddings:
To add paddings within a widget itself, you use ipadx and ipady options. The ipadx and ipady are internal paddings:
The internal and external paddings default to zero.
Tkinter grid geometry manager example
In this example, we’ll use the grid geometry manager to design a login screen as follows:
The login screen uses a grid that has two columns and three rows. Also, the second column is three times as wide as the first column:
The following shows the complete login window:
First, use the columnconfigure() method to set the weight of the first and second columns of the grid. The width of the second column is three times bigger than the width of the first column.
Second, position the username label on the first column and the username entry on the second column of the first row of the grid:
Third, position the password label and entry on the first and second column of the second row:
The following shows the same program. However, it uses object-oriented programming instead: