ткачев собор архангела гавриила

Собор Архангела Гавриила

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

И поистине особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочнейшей Деве весть о воплощении Бога Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенной честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение.

И как велик посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1, 19), то есть стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, — подобно этому и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие перед Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большей честью и славой, чем другие ангелы низших чинов.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят 7 ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих перед Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1, 4). В числе этих семи Гавриил — второй по числу, а после Михаила — первый: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих; Рафаил — врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил — молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил — прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил — ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода — держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение — возвещать таинства Божии.

Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования.

Имя Гавриил значит: «крепость Божия», а также: «Муж-Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

Провидя это, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж-Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе.

Святой Прокл, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж-Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж-Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22).

Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божия, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.

Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и является чиноначальником среднего чина между началами и ангелами, то есть архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают отчасти потому, что он называется архангелом, отчасти потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы.

Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и посылается для возвещения только величайших тайн Божиих. Такова была тайна воплощения Божия — и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве и которым он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное).

А то, что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу: как говорит об этом Исаия: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6, 1-2).

А так как святой Гавриил — один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в этом чине».

Открывается это еще из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов: «Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимской любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».

Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!

Составлено с использованием «Четьих Миней» свт. Димитрия Ростовского

Источник

«Небесных воинств Архистратиги»

Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне

История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.

8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),

И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.

Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:

Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:

«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» [8]

Архистратиги Небесных воинств

Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.

Молитва Ангелов

«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.

Бестелесность и крылья

В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».

У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).

Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение

Вожди вышних сил

Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.

[2] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. М., 1912. С. 7–10.

[3] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 206–220.

[4] Иванов М.С., Никифорова А.Ю. Ангелология // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 300–306.

[5] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. М., 1876. С. 348.

[6] Александр (Милеант), епископ. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных (электронное издание).

[7] Собор святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил // Минея. Ноябрь. Т. 2. М., 2002. С. 213.

[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 225.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 53.

[10] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 257–258.

[11] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 191.

[12] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. С. 7–10.

Источник

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Источник

Собор Архангела Гавриила 2021: описание, история и интересные факты

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. Слово «собор», включённое в название праздника, подчеркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.

«Божья крепость»

Имя Гавриил переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.

Упоминание Архангела Гавриила в Ветхом Завете Всякий ангел является вестником чего-либо, на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий.

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле. В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством.

Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.

Первые пророчества

Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.

Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Ее отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни.

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведет на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.

Благовещение непорочной Деве

Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа.

Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у ее обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.

Весть о приходе Спасителя

Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя.

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Он же в окружении Небесных воинов первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение. Не оставил своим попечением посланник Божий святого Иосифа Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.

Благовестник главных событий

В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Посланник неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.

Было и явление Архангела Гавриила Женам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мертвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трех главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ его зачатия, рождества и воскресения.

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Ее честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из райского сада.

Чудо на Афонской горе

Молитва «Достойно есть», читаемая всеми, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником. Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы.

Чтобы ее слова не истерлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.

ткачев собор архангела гавриила. Смотреть фото ткачев собор архангела гавриила. Смотреть картинку ткачев собор архангела гавриила. Картинка про ткачев собор архангела гавриила. Фото ткачев собор архангела гавриила

Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть».

Дни памяти

Общепринятых дней памяти бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 8 апреля, отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.

А вот 21 ноября выбрано, поскольку в этот день чествуется Архангел Михаил, а вместе с ним и все равные ему по чину бесплотные духи: Иеримиил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил и, разумеется, ближайший к нему ─ Архангел Гавриил.

Кроме того, в этот день воздается честь всем Небесным Силам, обретающимся у Престола Всевышнего.

О чем молиться?

Он защитник всех верующих, также почитается среди евреев и мусульман, правда носит иное имя.

Архангела Гавриила просят:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *