ткачев о масках в храме
Русские не боятся смерти, а тут коронавирус: Отец Андрей Ткачёв назвал способ пережить пандемию
В воскресной проповеди в Неделю Крестопоклонную в храме Святителя Василия Великого в Зайцеве известный православный пастырь и проповедник, ведущий телеканала «Царьград» протоиерей Андрей Ткачёв коснулся ряда очень важных социальных тем, в том числе – навязываемой обществу паники вокруг коронавируса.
От редакции: В Неделю Крестопоклонную, 22 марта 2020 года, по завершении Божественной Литургии в подмосковном храме Святителя Василия Великого в Зайцеве отец вышел на амвон в необычном виде: в богослужебном облачении и мощном респираторе, напоминающем противогаз. Чем вызвал живую реакцию верующих, после чего, в ответ на смех прихожан, батюшка, сняв респиратор, произнёс: «Чтоб вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь! Эти гады нас замучили: все эти телевизоры, вся эта нечисть проклятая!»
Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.
Семь слов Христа на Кресте
Поговорим не о том, что нас повеселило, а о том, что нас спасет: о Кресте Господнем. Наш Жизнодавец Иисус Христос сказал на Кресте семь слов. До 30 лет он не проповедовал, потому что нельзя слушать людей молодых: евреи прекрасно понимали, что пока ты ещё «зеленый», чему ты будешь меня учить. Если мне, например, 70, а тебе 20. Это наша современная блудная цивилизация привыкла ставить малолеток на великие посты. Но пока у тебя молочные зубки, сиди в углу и не чирикай.
Протоирей Андрей Ткачёв рассказывает, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. Фото: Телеканал «Царьград»
А потому и Сам Христос по закону еврейскому до 30 лет никому ничего не проповедовал, а потом всего лишь три года проповедовал. Вот, например, я уже 27 лет проповедую, а Он только три года. Некоторые из нас, священников, уже 50-60 лет в сане, но не перевернули весь мир, многие вообще почти ничего не сделали. А у Христа, проповедовавшего всего три года, вместе были и Слово, и Дело: «встань!» – встал, «исцелись!» – исцелился. Ветру говорил, морям говорил, рыбам говорил, птицам говорил, земле говорил, хлебу говорил, и все Его слушались.
А потом замолчал. Когда Господь пошёл на Крест, он прекратил разговаривать. Как сказал Екклесиаст: «Есть время говорить и время молчать». Так оно и есть: бывает, что нужно рассказывать, а бывает, что уже не нужно ничего говорить: либо уже все всё поняли, либо уже никто ничего не поймёт. В какой-то момент нужно уметь замолчать. И вот Христос довольно долго висел на Кресте и сказал за это время всего семь слов, и я бы хотел, чтобы вы знали их наизусть. C XVIII века существует европейская музыкальная традиция писать оратории о семи словах Христа на Кресте.
Первое, что Он говорил – говорил Отцу Небесному: «Отче, прости им, они не знают, что творят». Эти слова знают все. Конечно, когда мы грешим, зачастую не понимаем, что делаем. И Он, безгрешный, висевший за нас на Кресте, молился о нас.
Потом он разговаривал с Мамой, Богородицей, и Своим любимым учеником апостолом Иоанном. Маме говорит: «Это сын Твой», а ему: «Это мама твоя». Потому что у Неё больше никого нет: только один Сын, и ни одной живой души родственников: Иосиф Обручник уже умер, а Сын висит Распятый. В этих словах много смысла: некоторые богословы говорят, что так, через Иоанна, нас всех Господь усыновил Матери Божией. Думаю, так и есть, но нужно быть немного похожим на самого Иоанна, чтобы быть усыновлёнными Божией Матерью. Или хотя бы прочитать Евангелие от Иоанна.
Если Бог добрый, почему мы так страдаем?
Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?
Ситуация в Москве в связи с угрозой распространения коронавируса. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Но один из разбойников, тот, что висел справа, вдруг прозрел, уверовал. Это великая вера, которую мы вспоминаем, говоря перед Причастием: «Яко разбойник исповедую Тя». То есть каждый раз причащаемся с памятью про этого святого разбойника, который, уверовав, говорит Христу очень важные, огненные слова: «Вспомни меня». Не «спаси», не «дай мне Рай», а просто «вспомни в Царствии Твоём».
Представьте: Христос был обезображен, унижен, осмеян, оплёван и изувечен. Разбойники не были такими избитыми, как Он. Казалось бы, какое у Него может быть Царство? И вдруг одному из разбойников стало понятно, что это – Господь. Большей веры нет, ведь хорошо верить, когда Господь по водам ходит, хлебы умножает и мёртвых воскрешает, а совсем другое – уверовать в Распятого, прибитого ко Кресту. И Господь отвечает разбойнику: «Сегодня будешь со Мною в Раю».
Это, конечно, всё про нас, потому что мы с вами разбойники. Либо те, что слева, либо те, что справа. И это наша надежда, поскольку таких больших дел, которыми мы можем спастись, у нас не будет. Мы слабые грешники, которых червяк съест, и нам только «через разбойника» спасаться, «разбойничьей верой», «разбойничьим покаянием».
Это три первых, больших слова Господа на Кресте. Потом пошли малые. Дальше Он говорит «жажду!», и стоит перед Ним сосуд с уксусом, воины берут губку, втыкают на трость, обмачивают и тычут Ему в лицо. Конечно, чтобы понять это, нужно самим попробовать не пить весь день и в момент сильнейшей жажды обмочить губы уксусом.
Следующие слова в Евангелии переданы в арамейском произношении: «Или, Или! лама савахфани». Невозможно произносить их нормальным голосом, в душе всё переворачивается: «Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?» – это слова из 21-го псалма. Христос страдал по писанному в Священном Писании: в 21-м псалме написано всё про Распятие. Как будто перед ветхозаветным царём Давидом, автором псалмов, всё это происходило. За полтысячи лет до страданий Христа он описал их. И начинается этот псалом со слов, которые затем Господь произнёс.
То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.
Это было пятое слово Христа. Затем Он произнес «свершилось!», то есть всё. Всё, что нужно, Я уже сделал. И наконец, когда преклонил главу, сказал последние слова Отцу: «Отче, с миром прими Дух Мой», и отдал Душу в Его руки. А после этого сошел в ад заканчивать наше спасение.
Русский вообще не должен ничего бояться
Работа у Христа не закончилась, Он и сейчас работает, сидя одесную Отца, но если нужно, Он встанет. А потом придёт и будет всех нас судить. И где окажутся те, кто боится всякого чиха? Ведь никто ещё никого даже не бил за веру, только чихнул кто-то, и они все испугались. Как же мы дёшево стоим! Говорим «святые мученики, молите Бога о нас», и так испугались! Стыд и кошмар! Это не русское поведение. Русский вообще не должен ничего бояться, русский человек должен только Христу служить и умирать с улыбкой. Всё остальное – не наше занятие.
Профилактические меры в храме Илии Пророка в Черкизово в связи с ситуацией с коронавирусом. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.
Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!
Ахилла
Главное Меню
Протоиерей Андрей Ткачев о вирусе в храме: Если у тебя нет веры — так и не лезь в церковь вообще! Ты трус!
18 марта 2020 Ахилла
16 марта в эфире телеканала «Царьград» протоиерей Андрей Ткачев отвечал на вопросы, среди которых был и такой:
«Стоит ли опасаться заражения вирусом в храме, учитывая, что всякая болезнь проникает в человека по позволению Бога?»
Ткачев ответил пространно, но суть ответа вкратце такова: боишься — сиди дома, не боишься — иди в храм (см. с 19 мин.):
«Когда евреи на войну ходили, выходил глашатай и говорил: кто из вас труслив — иди домой. Потому что один трус на войне всех перепугает. Вот пошла банда драться, а один шептун начал кричать раньше всех: все, нас побьют, нас поубивают. Всех перепугал. Один заорет, панику родит, все побегут. Поэтому евреи прекрасно знали — молодцы, это Бог им открыл, — трус? иди домой. … Пусть будет лучше тысяча храбрецов, чем двадцать восемь тысяч мерзавцев.
… Поэтому, исходя из библейского принципа, боишься ходить в храм? — не ходи в храм! Кому ты там нужен в этом храме! … Нужно выйти [в храме] и сказать: все шептуны — по домам торчать! Любишь молиться — молись дома (если ты любишь молиться — ты в храм придешь). Но если ты чихаешь, болеешь, сопли бархомой — дома сиди. А если ты не болеешь и молишься дома, и хочешь в храм пойти, но боишься, то в чем твоя вера вообще?! Такой чепухи бояться?! Уже такого бояться? Это стыднее всего стыдного! Ну ладно там еще бояться ковровых бомбардировок, бубонной чумы… тогда до сорока процентов в Европе умирали. … Народ как-то пережил это — конечно, с паникой, с криками, с молитвой, но если уж такой шептун (я другое слово имею в виду, вы все поняли по аналогии)…
Не хочешь — не ходи, кто тебя просит ходить в храм! Зачем все эти… смешные люди должны в храме находиться? Уходите! В масках приходят (гримасничает) — что за инопланетяне?! Что ты пришел сюда в маске?! Иди, в маске дома себе сиди перед телевизором, смотри Камеди клаб. Зачем ваши маски — комедия эта вся? Если нет у вас веры — ну и не ходите!
«Я боюсь причащаться с ложки!» (Мне один по радио рассказывал: рот надо пошире открывать и чтобы во рту было поменьше слюны. Мне интересно — как это, ватой вытереть там все и чтобы в пасть тебе причастие забрасывали, как с лопатой (изображает все руками и мимикой) раствор на фундамент?) Ну что это, слушай! Зачем ты нужен в храме? С такими мыслями. Да иди и дома сиди! Пей святую воду и грызи просфору с прошлой службы.
А то придут и поднимут вой до небес: ай-яяй-яяй! «Я пришел, а под меня не подстроились!» Отдельную ложку им нужно, отдельную кисточку, отдельное то, отдельное это — слушайте, сядьте дома вообще! И там дома упражняйтесь с отдельными ложками.
Я так считаю — это справедливо, это экономно, это гуманно, это логично, это благословенно. … Сядь дома и не дергайся. Все, вопрос закончен. … А то они дома сидеть не хотят, а напрягают нас, чтобы мы под них подстраивались — с какой стати?
Не нужно ничего бояться. Боишься — будь дома, не боишься — иди в храм, но раз уже пошел в храм, то не бойся. … Телевизор выключите — пройдет коронавирус, если честно».
Иллюстрация: Ткачев изображает, как пошире открыть рот, чтобы туда забрасывали причастие с лопаты
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
«Если боитесь целовать иконы, чтоб даже духу вашего в храме не было!» Протоиерей Ткачев — о коронавирусе
Протоиерей Андрей Ткачев записал специальное видео, в котором обратился к тем, кто из-за ситуации с коронавирусом боится идти в храм и целовать иконы.
«Я вынужден говорить про психическую болезнь и истерию вокруг этого коронавируса. Мы, конечно, поумираем все рано или поздно, но большинство из нас — не от коронавируса, это 100%.
Некоторые говорят: «А как же мы будем причащаться?» Трус не играет в хоккей! Если у тебя вера такова, что ты боишься причащаться, прийти в храм Божий, помазаться или приложиться к иконе, то твое место не в храме. Сиди дома, пей чай с баранками и не лезь туда, где ты боишься.
Есть такая заповедь в святой Библии, она касается всех трусов. Если будет война, то надо, чтобы вышел военачальник перед лицом войска и сказал: «Кто из вас боязлив и имеет робкое сердце, выйди отсюда и иди домой». Иначе один трус потом перепугает полвойска. Как начнет паниковать и орать, так вместе с ним все перепугаются.
Страх заразен и имеет цепную реакцию. Поэтому все те, кто боится молиться, причащаться, целовать иконы и собираться в храме, чтоб даже духу вашего в храме не было! Без вас обойдемся. Дома сидите», — сказал протоиерей в авторской программе «Святая правда» на «Царьград ТВ».
По состоянию на 22 марта в России зафиксировано 367 случаев заболевания коронавирусом, 16 человек уже выздоровело.
ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:
Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.
Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.
Вроде смешная проблема: поссорились далеко не великие державы, и в результате скандала, больше напоминающего разборки детишек в песочнице, постепенно нарисовался столь же смешной кризис.
Запрос Армении к России защитить их от агрессии Азербайджана дурно пахнет. Да, если Баку действительно решили захватить трассу Ереван-Горис, чтобы отрезать миротворческий гарнизон РФ в Арцахе и на.
«Если боитесь целовать иконы, чтоб даже духу вашего в храме не было!» Протоиерей Ткачев — о коронавирусе
Протоиерей Андрей Ткачев записал специальное видео, в котором обратился к тем, кто из-за ситуации с коронавирусом боится идти в храм и целовать иконы.
«Я вынужден говорить про психическую болезнь и истерию вокруг этого коронавируса. Мы, конечно, поумираем все рано или поздно, но большинство из нас — не от коронавируса, это 100%.
Некоторые говорят: «А как же мы будем причащаться?» Трус не играет в хоккей! Если у тебя вера такова, что ты боишься причащаться, прийти в храм Божий, помазаться или приложиться к иконе, то твое место не в храме. Сиди дома, пей чай с баранками и не лезь туда, где ты боишься.
Есть такая заповедь в святой Библии, она касается всех трусов. Если будет война, то надо, чтобы вышел военачальник перед лицом войска и сказал: «Кто из вас боязлив и имеет робкое сердце, выйди отсюда и иди домой». Иначе один трус потом перепугает полвойска. Как начнет паниковать и орать, так вместе с ним все перепугаются.
Страх заразен и имеет цепную реакцию. Поэтому все те, кто боится молиться, причащаться, целовать иконы и собираться в храме, чтоб даже духу вашего в храме не было! Без вас обойдемся. Дома сидите», — сказал протоиерей в авторской программе «Святая правда» на «Царьград ТВ».
По состоянию на 22 марта в России зафиксировано 367 случаев заболевания коронавирусом, 16 человек уже выздоровело.
Sputnik и разгром: Отец Андрей Ткачёв о COVID-вакцине, наших победах и русской национальной гордости
Создание Россией первой в мире вакцины от COVID-19 в очередной раз доказало, что русские умеют быть первыми в стратегически важных отраслях. И если каждый христианин должен уметь смиряться и бороться с грехом гордыни, то коллективно, как нация, мы имеем полное право на гордость и ни в коем случае не должны унывать, а уж тем более смиряться перед «нашими западными партнёрами». Именно об этом сегодня размышляет известный православный пастырь и проповедник, протоиерей Андрей Ткачёв.
Мир переформатируется на наших глазах. Вряд ли он уже будет таким, каким остался за порогом коронавирусной инфекции и всего, что с ней связано. И вообще он меняется: уже в ближайшие десятилетия или даже годы войны за углеводороды могут смениться войнами за водные ресурсы, в разных регионах мира вода может оказаться более важным ресурсом, чем нефть.
Раньше, параллельно с гонкой вооружений, шла гонка стандартов жизни: кто комфортнее живёт, тот и победил. Сейчас идёт новая гонка – кто проворнее в защите населения от различных эпидемий. И здесь на поверку советские осколки системы здравоохранения оказались гораздо эффективнее, нежели страховая медицина и прочие хвалёные штучки Запада. И, конечно, вакцину кому-то нужно было сделать первому. И вот наши отрапортовали, что ленточка прорвана, мы финишировали первыми. И не потому, что раньше всех какую-нибудь сырую штуку выкинули на рынок, но потому, что уже давно этим занимались.
Для химиков, биологов и фармацевтов это вообще не новость. Мы про этих людей обычно не думали, но они есть, и их немало. Сидят в своих тихих кабинетах, что-то делают, испытывают, а потом оказывается, что то, что они произвели, – на вес золота. Итак, эту вакцину назвали «Спутником». Очевидно, протягивая руку в прошлое ещё одному советско-российскому ноу-хау. Мол, мы тоже можем быть первыми.
Кажется, Толстой сказал, что достоинство русского человека, в частности, заключается в том, что он сам о себе думает невысоко. То есть низко о себе думает и вечно говорит: толку с меня мало. «Пустоцвет на огурцах», как говорил Амвросий Оптинский. Но это ненужное самобичевание может превратиться в самоунижение, а самоунижаться всегда не нужно. Антон Чехов в письме к брату писал: «Знай, перед кем смиряешься». Перед Богом – да, нужно, но не перед каждым человеком стоит ломать шапку и гнуть шею. Нужно иметь человеческое достоинство и иногда признать свои плюсы.
Наш талантливейший, энергичнейший, умнейший народ, который не считает себя таким и вечно по делу и без дела смиряется (мол, «не ту страну назвали Гондурасом»), народ, выносящий на своих плечах такие тяжести, которые ни один народ больше и вынести-то не может, умеет быть первым. И в спорте, и в космосе, и в науке. И на мировых олимпиадах по физике, химии, биологии, по всем ведущим сложнейшим дисциплинам (а не по дизайну, где какой-то соплёй нарисовали какую-то запятую на стене и потом за 8 миллионов долларов это продали) наши разумненькие детки из глубинки, наши маленькие Кулибины привыкли брать первые места.
Наши люди, выезжающие из своей привычной среды и попадающие в какую-нибудь Силиконовую долину или в какую-то химическую или биологическую лабораторию где-нибудь в Детройте или Северной Каролине, становятся там ведущими специалистами. То есть при создании нормальных условий, при снятии с глотки удушающей руки русский человек способен показать чудеса свободы, энергии, креативности. И у нас не перевелись ни врачи, ни теоретики, ни физики и математики, ни практики в ядерной энергетике и многом другом. Можно долго рассказывать про любимый лунный трактор и про другие такие вещи, в которых мы умеем быть первыми.
Просто хочу подчеркнуть элементарную вещь: не надо себя унижать на каждом шагу. Надо уметь отстаивать своё достоинство и гордость. Нужно знать свою историю, свои исторические достижения. Нет, не для того, чтобы надуть грудь колесом, непомерно раздувшись от чужих заслуг, а для того, чтобы поднять себя на духу и постараться быть достойным сыном достойных предков.
Наше первенство в вакцине, конечно, говорит и об успехах нашей науки, практической и теоретической, и о проворности наших умных голов, которые могут нам дать преференции и в мировой торговле. Эту вакцину теперь будут покупать, и нам нужно изготовить миллиарды этих ампулок, нужно, не переставая, потоком производить её день за днём. И всё это можно будет продавать и даже озолотиться на этом. Хотя русские обычно не любят об этом разговаривать. Хотя не нужно стесняться говорить и об этом.
Итак, мы умеем быть первыми. Русский человек при снятии с него костлявой руки налогового пресса, унижения, этой исторической долбёжки способен быть и христианином, и впереди планеты всей по всем позитивным показателям. Он просто должен быть таким! Я в это верю, я так хочу. И думаю, что все православные русские люди тоже этого хотят.