тимпан собора сен лазар в отене
Тимпан собора сен лазар в отене
Всеобщая история искусств
Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии
Истоки Византийского искусства; искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках
Византийское искусство 6 века
Византийское искусство 7-8 веков
Византийское искусство 13-15 веков
Искусство Армении и Грузии
Искусство южных славян
Искусство Сербии и Македонии
Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии
Искусство Древней Руси
Искусство Киевской Руси
Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков
Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
Русское искусство во второй половине 15 и в 16 веке
Русское искусство 17 века
Украинское искусство 14-17 веков
Искусство Белоруссии 14-17 веков
Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании
Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова
Франкское искусство в период Меровингов
Искусство периода Каролингов
Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись, прикладное искусство.
Искусство Южной Италии
Скульптура и живопись
Искусство Скандинавских стран и Финляндии
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств
Второй том «Всеобщей истории искусств», посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.
Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки.
В каждой из книг второго тома «Всеобщей истории искусств» текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами.
Авторами глав первой книги второго тома являются:
Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн.
Искусство Византии — В. М. Полевой.
Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев.
Искусство южных славян — А. В. Банк.
Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский.
Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.
Искусство Белоруссии 14—17 вв.— М. С. Кацер и В. М. Макаревич.
Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования «варварских» королевств — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейн-гардт.
Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Франции — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Германии — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Нидерландов — Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Англии — М. В. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев.
Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Польши — В. М. Полевой.
Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.
Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика).
Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг.
Искусство Латвии — М. Л. Иванов.
Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова.
Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис.
Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская.
Из-за социальной практики, в которой паломники поклонялись мощам святых в этот период, епископ Отена приказал создать собор большего размера, чтобы вместить мощи и разместить приток паломников в Отен. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, вырезанными Гислебертом. Произведение искусства является средством обучения массы христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Другие особенности включают редкий тимпан, подписанный Гизельбертом из Отена.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Собор Сен-Назер
Собор Святого Лазаря
Работа над новым собором Святого Лазаря (Святого Лазаря) началась примерно в 1120 году и продвигалась достаточно быстро, чтобы здание было освящено в 1132 году. В основном это было завершено к 1146 году, когда мощи Лазаря были перенесены из старого собора. Гробница Лазаря, святыня мощей, была построена на хоре в 1170–1180 годах. Притвор или портик не был завершен до самого конца века.
Архитектура
Интерьер
Внутри есть неф и два нефа, разделенные массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающимися красиво украшенными капителями в романском стиле. В плане собора есть притвор из двух пролетов, увенчанных двумя башнями, за которым следует 7-пролетный неф, обрамленный боковыми нефами, и трансепт с башней, увенчанной крестом. Башни-близнецы по бокам датируются 19 веком.
Фасад нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Святого Лазаря стало возможным благодаря использованию остроконечных арок для нефа. Каждая секция нефа отделена в своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает в ширину с двумя пролетами нефа, а у западного входа есть притвор, закрывающий главный портал. Основание из трифория украшено фризом из розеток и состоит из трех глухих арок.
Внешний вид
Собор Святого Лазаря имеет план в виде латинского креста с проходным нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым концом. Готический шпиль датируется 15 веком, хотя западные башни были перестроены в 19 веке в романском стиле Параи-ле-Моньяль.
Столицы
Собор Святого Лазаря содержит одни из самых впечатляющих романских столиц, выполненных Гислебертом в его нефе и хоре. Гислеберт создал капители, которые использовали усики фактической коринфской столицы, чтобы создать архитектурный каркас для развития повествования истории. На капителях портала вырезаны библейские и традиционные сюжеты. На одном изображен Святой Иероним, снимающий шип с лапы льва; другой показывает Представление Христа. Известно, что более 60 столиц в Сен-Лазаре созданы Гислебертом и включают другие библейские повествования, в том числе Самсона, пророка Аввакума, Каина и Авеля, Святого Петра, а также столицы, содержащие Христа и Апостолов. Сложная резьба Гислеберта на капителях ярко отображает повествование, которое он должен изображать.
Столица трех волхвов
Гислеберт замышляет столицы через литургическую драму. На этих капителях изображена попытка ангела разбудить трех спящих магов. Ангел указывает на звезду, пытаясь заставить трех волхвов следовать за ней. Повествование о трех волхвах продолжается вдоль колонн в нефе. Каждая столица демонстрирует мельчайшие детали и яркое изображение рассказываемой истории.
Самоубийство Иуды Капитал
Когда Иуда понимает, что он сделал с Иисусом, он раскаивается. В ужасе он вешается, не в силах вынести предательство своего хозяина. В столице изображен Иуда с открытым лицом, изображенным в гримасе с высунутым языком. В столице также изображены демоны, которые подняли Иуду и повесили его. Гислеберт на самом деле новаторски использует одну из ветвей коринфской столицы, чтобы продемонстрировать, что было использовано для повешения Иуды. Огненные волосы дьявола представляют собой ссылку на ад. Гислеберт демонстрирует сильный дидактический образ в столице самоубийства Иуды.
Бегство в столицу Египта
Столица «Бегство в Египет» Гислеберта расположена на колонне напротив повествования «Поклонение волхвов». Бегство в столицу Египта изображает Марию со спокойным поведением, показывая нам своего ребенка, сидящего на пони. Кажется, что она плывет на осле, а не сидит на нем, положение похоже на восседающую на троне Мадонну с младенцем.
Капитал пороков и добродетелей
Эта столица изображает Милосердие, побеждающее Жадность, и Терпение, побеждающее Гнев. Такая резьба напоминала бы прихожанам, что злые намерения необходимо преодолеть, чтобы воцарилась чистота сердца и жизни. Эта романская столица выполняла дидактическую функцию для неграмотных паломников, не умеющих читать письменность. Столица пороков и добродетелей содержит листья аканта на фоне милосердия и терпения, наступающих на «пороки», являющиеся демоническими существами.
Искушение Евы
« Искушение Евы» Жислеберта (французское: La Tentation d’ve ) изначально было перемычкой северной двери собора. Утверждается, что искушение Евы было создано примерно в 1130-х годах, в то же время, когда были сделаны Страшный суд и заглавные буквы повествования. Эта большая скульптура сейчас выставлена в Музее Ролена, Отен, Франция.
Страшный суд Барабанная
Страшный суд, как полагают, был создан около 1130 года. Тимпан был спасен от потенциального разрушения, поскольку каноники, управлявшие собором в восемнадцатом веке, считали, что работа Гислеберта уродлива, и покрыли ее гипсом. Барабан был обнаружен заново и освобожден от гипса в 1837 году.
В 1766 году каноники решили, что скульптуру не стоит хранить, потому что она посредственная. Затем они покрыли все слоем штукатурки, чтобы прикрепить другие произведения искусства поверх барабанной перепонки. Только в 1837 году, когда другой каноник начал срезать гипс, тимпан был обнаружен. К счастью, он сохранился под гипсом, за исключением головы Христа, которая, как было документально подтверждено, была удалена, чтобы гипс мог полностью заполнить барабанную перепонку.
На северном фасаде Святого Лазаря находится тимпан (1130–1135), подписанный Gislebertus hoc fecit («Это сделал Гислеберт») внутри портика, который считается одним из шедевров романской скульптуры во Франции. Однако историк искусства Линда Зайдель оспорила это прочтение, утверждая, что вместо этого покровителем был Гислеберт.
Знаки зодиака окружают сводчатый свод с Христом в центре, изображенным в виде безмятежной фигуры. Христос находится в идеальной симметричной позиции со сбалансированной композицией вытянутых фигур. Рядом с Иисусом стоит его мать, Дева Мария и его апостолы, изображенные кающимися и наблюдателями Страшного суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.
Гислеберт успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая будет служить визуальным образовательным устройством для неграмотных людей. Просмотр тимпана позволит паломникам узнать, что с ними случится, если они окажутся в аду. Двое мужчин в центре перемычки несут сумки с крестом и ракушкой. Это символы паломников, которые путешествовали из Иерусалима в Сантьяго-де-Компостела.
Тимпан внушал бы ужас верующим, которые проходили под ним и рассматривали детализированную горельефную скульптуру. Внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, в которой говорится: «Да устрашит этот ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ужасом представленных здесь изображений, истинно изображающих то, что будет». Барабан обрамлен двумя архивольтами. Внутренний имеет резную листву, а внешний архивольт состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре сезона, зодиаки и труды месяцев.