тибетская практика осознанных сновидений

Йога сна и сновидений: практика привнесения сновидений на путь

Йога сновидений — это практика осознанных сновидений, когда мы используем специальные методы для того, чтобы во сне понять, что мы спим. Это предварительный этап для йоги сна.

Осознав, что сон — это сон, мы учимся вспоминать во сне о практике, и тогда наступает следующий этап — йога сна — практика, связанная с состоянием сна.

Ученик:

Если мы избавимся от намток (рассудочных мыслей), то сны нам больше не будут сниться?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Сны будут, но в них не будет цепляния. Сейчас, когда мы находимся в состоянии мачёпа (состояние несоздавания), видимости у нас есть, но цепляний за эти видимости не происходит.
Раз нет цепляния, то и намток, соответственно, нет. Во сне будет то же самое.
Вот, например, нам снится сон, в котором мы идем по узенькой тропинке где-то над обрывом.
Если цепляние есть, то нам во сне станет страшно.
Если же цепляния нет, то страха не возникнет.

А если не будет цепляния, мы будем помнить то, что видели во сне, или нет?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Помнить будем.
Опять же, когда мы находимся в мачёпа, мы же не забываем о том, что происходит вокруг.
Хотя цепляние и отсутствует.
То же самое и во сне.

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

Зачем нам заниматься изучением сновидений и йогой сна?

Мы делаем это для того, чтобы получить дополнительные методы, способствующие развитию и усилению пребывания в естественном состоянии ума.

Обычному человеку состояние сна просто помогает поддерживать свою жизнедеятельность. Но когда мы задействуем сон в своей практике Дхармы, он становится тем путем, который ведет нас к состоянию будды.

Говорится: «Если днем свободен от ума, то и ночью тоже свободен от ума»

То есть если днем у нас не возникает цепляний, связанных с рассудочным умом, то и ночью их не появится.

Обычно во сне у нас происходит точно такое же цепляние за самость, как и днем. Именно поэтому нам во сне кажется, что «Со мной что-то происходит», «Я чего-то боюсь».

И именно поэтому мы во сне воспринимаем внешние объекты как отделенные от нас самих. Хотя по факту все то, что мы видим во сне — это мы сами и есть.

Поддерживая в себе концепцию «я» во время бодрствования, воспринимая внешние видимости как нечто отдельное от себя, мы создаем двойственность — и во сне получаем то же самое.

Пока у нас продолжается цепляние за самость, говорить о продвижении в практике очень трудно. Поэтому очень важно использовать какие-либо методы, позволяющие максимально уменьшить цепляние за самость.

В тантре и дзогчене таким методом является именно практика «мачёпа».

Когда мы во время бодрствования чем-то активно занимаемся, это создает кармический отпечаток в уме, и после этого нам снятся сны, связанные с этим занятием.

Если днем мы активно практикуем нендро, и ночью нам снится, что мы продолжаем заниматься этой практикой, это говорит о том, что мы практикуем правильно. И что наша практика имеет хороший уровень.

То есть если дневные добродетельные действия ночью возникают во сне, то они являются добродетельными действиями должного рода.

Точно так же, если днем мы практикуем мачёпа, если снова и снова вспоминаем об этом состоянии, если нам нужно мало времени, чтобы ум в него входил, то за счет кармических отпечатков это приводит к тому, что во сне нам это состояние тоже начинает сниться и «работать» с ночными видимостями так же, как и с дневными.

В итоге мы достигаем того, что называется «схватыванием ясного света сна», то есть способности пребывать в естественном состоянии ума даже в то время, когда спим.

Где находится сознание и ветер, когда нам снятся благие сны — о том, что мы занимаемся практикой, помогаем живым существам, изучаем Дхарму?

Ринчен Тензин Ринпоче:

В левом красном канале. Сказано, что этот канал связан с изначальной мудростью. Поэтому если нам снятся сны, связанные с десятью парамитами или четырьмя безмерными, то в этот момент сознание находится в левом красном канале.

Поясните, пожалуйста, такой момент. Отпечатки проявляются, потому что ветер заходит в эти каналы? Или же наоборот — ветер заходит в эти каналы из-за того, что там отпечатков много и сознание за них цепляется?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Ветер в данном случае — это условие.
Кровь и ветер ведут за собой сознание.
Вот сейчас мы сидим в здании, где много разных залов. В одном зале даются учения по Дхарме. В другом люди изучают единоборства. В третьем — слушают лекцию по медицине. В четвертом еще что-нибудь происходит.

А теперь представьте себе человека, который водит гостя центра по всем этим залам. И в зависимости от того, в какой зал его приведут — то он и увидит.
Гость — это сознание. А тот, кто его водит — это кровь и ветер.
Залы — это каналы и чакры. Но возможны оба варианта, которые вы озвучили. То есть может быть и так, что отпечатки поднимаются из-за того, что ветер заходит в определенную чакру или канал. И так, что если отпечатков каких-то накоплено очень много, то они притягивают сознание.

Откуда у нас возникают сновидения?

Мы вращаемся в сансаре с безначальных времен, накапливая в сознании-основе самые разные кармические отпечатки.

Когда мы спим, эти отпечатки всплывают. Они воспринимаются умом и проявляются как образы сновидений.

Чаще всего нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые у нас плотнее или которых больше.

Например, у нас присутствуют отпечатки, связанные со всеми шестью мирами сансары и со всеми пятью ядами сознания.

Говорится, что когда сознание и ветер заходит в одну из шести чакр нашего тела, то нам снятся сны, связанные с теми отпечатками, которые там находятся.

Если сознание и ветер попадают в чакру стоп, то нам снятся сны, связанные с ядом гнева.
Это могут быть такие образы, как падение в огромную яму, на дне которой пылает огонь.
Или же нам снится, что нас уносит водой или ветром, снятся какие-то жестокие убийства, отсечения рук или ног (при этом убивать можем как мы, так и нас).
Это сны, связанные с миром адов.

Если сознание и ветер попадают в чакру тайного места, то снятся сны, связанные с привязанностью.
Это могут быть сны, наполненные сексуальной страстью, а также сны, в которых мы мучаемся от голода или жажды или испытываем какие-то сильные желания по отношению к любым объектам.
Это сны, связанные с миром голодных духов.

Если сознание и ветер попадают в пупочную чакру, то снятся сны, связанные с тупостью и миром животных.
Могут сниться самые разные животные, насекомые или птицы, водные, летающие или сухопутные.
Также могут возникать такие образы, как грязь, как будто мы находимся в каком-то очень грязном месте, вокруг текут нечистоты. Мы видим прокаженных, и у нас самих какие-то заболевания кожи и тому подобное.

Если сознание и ветер попадают в сердечную чакру, то снятся сны зависти, связанные с миром людей.
Это такие образы, как узкие тропинки, тесные дома, попытки протиснуться в какую-то очень узкую дверь или пройти через узкий проход между скалами.

Если сознание и ветер попадают в теменную чакру, то снятся сны, связанные с миром божеств.
Здесь во сне могут проявляться все пять ядов сразу (считается, что в теменной чакре все пять ядов пребывают в равном состоянии), либо же нам может сниться, что мы поем, танцуем, смотримся в зеркало, прихорашиваемся или же надеваем на себя различные украшения.

Как относиться к тому, что во сне приходят умершие люди? И почему они нам снятся?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Сам умерший человек во сне к нам никак прийти не может. Он уже давно переродился.
Как и в случае с любыми другими ночными видимостями.
Это всплывают наши собственные отпечатки.
Отпечатки — как фотографии, которые мы когда-то сделали, и они у нас хранятся.
Если они поднимаются, то возникает соответствующая видимость.

Почему детей в России часто мучают сильнейшие кошмары, причину которых обычно очень трудно понять? У взрослых в такой степени это редко бывает.

Ринчен Тензин Ринпоче:

Это происходит со всеми детьми, не только в России.
И действительно, маленькие дети часто видят такие кошмары, что порой вскакивают, кричат, плачут, машут руками и так далее.
Это связано с тем, что у детей все каналы еще очень «свежие».
Поэтому отпечатки подвижны, и сны снятся очень легко.
У взрослых уже не так.
В особенности, если у человека консистенция слизи или есть какие-то болезни слизи, то каналы загрязнены, а сны вообще снятся мало.

Не стоит думать, что страшные сны, которые нам снятся, содержат в себе какие-то знаки и предзнаменования. Например, когда снится змея, человек может начать думать, что ему собирается причинить вред какой-нибудь наг или сабдаг (дух — хозяин местности, часто проявляющийся в виде змеи).

Но на самом деле страшные сны нам снятся только из-за того, что поднимаются наши же собственные отпечатки. Проявляется наша негативная карма. А змеи снятся тогда, когда в сознании проявляется отпечаток, связанный с нашим же перерождением в сфере животных.

Если же мы будем думать о вреде от нагов и беспокоиться о нем, то на самом деле подобный вред может возникнуть. Только связан он будет не со сном, а именно с этими рассудочными мыслями (намток).

Если снятся какие-то сны, которые вас беспокоят и пугают, то лучшее, что можно сделать — это как можно больше заниматься практикой раскаяния. То есть раскаиваться в той негативной карме, которая может привести нас к перерождению в низших мирах.

Почему нам бывает снится, что мы летаем?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Это происходит по двум причинам.
Первая причина — какая-то болезнь ветра.
Вторая — это сны, связанные с отпечатками мира божеств.

Подобные сны называются «снами отпечатков».
То есть нам снится то, что оставило прежде сильный отпечаток в сознании-основе.

Бывает так, что из-за того, что какой-то определенный отпечаток в целом доминирует у нас, наши действия и в состоянии бодрствования оказываются обусловлены этим же отпечатком. И если это продолжается достаточно долго, то наше следующее тело обретается согласно этому отпечатку.

Бывает, что нам снятся сны, связанные с самыми недавними отпечатками.

Например, как-то раз в Индии я сидел на занятиях и мне вспомнилась моя родина — Тибет.
Я погрузился в приятные воспоминания о высоких горах, ярко-синем небе, бурлящих реках и заснул. Образы моих воспоминаний всплыли во сне. И мне приснилось именно то, о чем я до этого думал.
То есть образ родины возник в уме. Произошло цепляние за него. И когда я заснул, этот образ ушел в сновидение.

Для того, чтобы изучение йоги сновидений действительно стало полезной практикой, имеет смысл подходить к ней, уже имея определенный опыт нахождения в состоянии мачёпа («не-создавание», «не-изменение»).

Сейчас есть много людей, которые интересуются осознанными сновидениями и изучают их, используя самые разные способы. В том числе методики американских индейцев, у которых тоже есть традиция осознанных сновидений.

И хотя осознавание сновидений без мачёпа является, скорее, развлечением, плюс здесь есть в том, что впоследствии, если человек начинает заниматься практикой мачёпа, она ему дается легче (подобно тому, как она дается легче после достижения устойчивого шине).

Зачем нам нужно иметь устойчивый опыт в состоянии мачёпа?

Обычно, когда нам снятся сны, мы воспринимаем их, как нечто реально происходящее. И так же, как днем, испытываем самый разный спектр эмоций по отношению к событиям сновидения. Чего-то боимся, на что-то злимся и чего-то желаем.

Вспоминая о состоянии несоздавания во время сна, мы можем сделать так, чтобы ночные видимости самоосвобождались и растворялись так же, как и дневные.
Тогда, какие бы видимости ночью у нас ни возникали, они не будут нас обманывать. И мы не будем оказываться под их влиянием.

А бывает ведь так, что во сне понимаешь, что можешь изменить то, что там происходит. И если принимаешь такое решение, то сон меняется и становится совсем другим. Правильно ли так делать?

Ринчен Тензин Ринпоче:

Это хорошо, если у вас такое получается.
Если вы осознаете во сне, что сон — это сон, это очень хорошо.

Источник

Йога сновидений — осознанный путь

Что такое йога сновидений? Как данная практика может помочь в жизни? С какими сложностями и проблемами можно столкнуться при ее изучении? Узнайте в нашей новой статье.

Йога сновидений — древняя тибетская мудрость в действии

Для начала стоит уточнить, что есть две разновидности йоги — непосредственно йога сновидений и йога сна, которую также обозначают как Йога Ясного Света. Под этим подразумевается сохранение сознания при самых глубоких фазах сна, при которых над нами не имеют власти ни разум, ни чувства. Что же дарует нам использование подобной практики? Улучшение кармы, нарастающее ощущение счастья и свободы, которое со временем переходит из сферы снов и в реальную жизнь.

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновиденийНаши предки издавна толковали сны, видя в них в первую очередь возможность узнать о своем будущем, грядущих проблемах и радостях. Тибетцы же смотрели на них немного иначе. Например, для них все сны делятся на три основные группы: сансарные, ясности и Ясного Света.

Сансарные сны — те, которые снятся всем людям без исключения. Их источником являются кармические следы, то есть все то, что человек сделал за всю свою прошлую и нынешнюю жизни. Образы, эмоции и смысл в подобных снах подсознательно закладываются самим человеком исходя из его опыта.

Сны ясности порой бывают и у тех, кто не практикует йогу сна. Именно после них появляется приятное чувство возвышенности, будто довелось прикоснуться к неизведанному, открыть тайну, будоражащую разум долгие годы. Сюжеты и образы в таких снах тоже есть, но, в отличие от сансарных, основанных на эмоциях, они идут из сознания, благодаря чему человек получает информацию о своих эмоциональных и телесных страданиях.

Сны ясности обычно нерегулярны. Но когда практика сновидений длится довольно долго и достигла определенной устойчивости, самое главное для человека в такие моменты понять, какие именно из снов уже несут подсознательную информацию, а какие — все еще не более чем последствия пережитых страхов и фрустрация над невыполненными желаниями.

Когда человек окончательно достигает просветления, прана, которая является жизненной энергией, двигающейся по нашему ментальному телу системой мельчайших каналов, открывается пониманию и выводится непосредственно в сознание. Благодаря этому тибетские мудрецы могут исцелять раны не только своего тела, но и успешно ставить диагнозы пациентам лучше любого традиционного врача. Множество проблем, которые люди привыкли списывать на мелкие физиологические заболевания, на самом деле появились из-за энергетических застоев в организме.

Тибетская йога сна и сновидений

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон. В его книге даны подробные наставления по йоге сна и сновидений.

Тибетская практика сновидений в целом состоит из нескольких шагов. Первый — это шинэ, состояние покоя, подразумевающее развитие устойчивости ума. Он нужен для того, чтобы открыть путь сознанию в космос. Поза медитации на этом этапе следующая — ноги скрещены, спина прямая, но относительно расслабленная, руки сложены ладонями вверх.

Обязательно нужно поставить какой-то предмет примерно в полуметре от себя. Благодаря ему в самом начале будет легче сконцентрироваться, очистив разум от пустых тревог. Со временем от данного объекта можно отказаться, сосредотачиваясь на небе или стене комнаты. Следует помнить, что возбужденность, как вялость и сонливость, являются помехой для достижения состояния просветления. После этого стоит каждый день напоминать себе о том, что реальность — лишь сон, а страхи и тревоги не более чем его составляющая. Конечно же, не стоит уходить от реальности окончательно, ибо даже во сне существуют определенные правила и условности.

Второй шаг — искоренение влечения и злости. Яркие полярные эмоциональные реакции, вроде ненависти и любви, омрачают сознание и дают ощущение тревожности. В ответ на резкий внешний раздражитель следует подавлять в себе желание столь же резко отреагировать. Благодаря этому можно избавиться от депрессии и неудовлетворенности.

Третий — укрепиться в своих намерениях. Все вокруг — это сон, все наши воспоминания, мысли, идеи. На этом этапе формируется желание узнать все о ночных сновидениях и то, чем они являются на самом деле.

Четвертый — развитие памяти. Обычно этот шаг применяют рано утром. Проснувшись, следует начать размышлять о приснившемся, стараясь наиболее четко и подробно запомнить все произошедшее.

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

Гипнос (G p n o z) · бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога смерти Танатоса, богинь судьбы мойр, Немесиды; любимец муз.

Сон не зря называют младшим братом смерти. Погружение в бессознательность подобно путешествию в неведомые дали. Именно потому перед подготовкой ко сну нужно максимально обезопасить себя. Для этого рекомендуют расставить защитные предметы в спальне — статуэтки или талисманы. Если же их нет, то нужно попробовать представить себе цветы лотоса, которые как бы со всех сторон окружают вашу постель.

У каждого человека есть способность к осознанным сновидениям — состоянию, при котором мы понимаем, что спим. Однако главная цель йоги сновидений не в достижении этого состояния, а в развитии гибкости ума. Если неокрепший разум погружается в осознанный сон, он очень легко может заблудиться на различных его уровнях. Особенно на высших, чья действительность порой куда ярче привычной нам реальности.

Важно помнить, что нельзя резко и кардинально менять что-то во снах. Так как в такие моменты мы работаем на уровне подсознания, влияние, оказываемое нами на нереальное, может перейти в плоскость физического. Хотя в снах нам предоставляется огромная свобода, не следует забывать о карме и неприятных последствиях, которые могут повлечь за собой наше вмешательство.

В управлении сновидениями есть два основных подхода. Первое — это поиск смысла в видениях. Часто они становятся источником вдохновения, и, как упоминалось ранее, способствуют исцелению от физических, эмоциональных и психических недуг. Однако стоит помнить, что смысл в снах не появляется из неоткуда, а идет либо из ноосферы, в которой хранится знание всего человечества, либо из нашего же подсознания, либо из памяти о прошлых жизнях.

Йога сновидений и практика естественного света

Естественным светом называют чувство ясности, переживаемое человеком во время осознанного сна. О нем мы уже упоминали чуть ранее в статье — это приятное ощущение возвышенности, силы, раскрытия тайны в себе самом. Лучше всего это было описано в одноименной книге Чогьяла Намкая Норбу — тибетского учителя Дзогчена, практики, утверждающей, что изначально индивид обладает полным совершенством, которое теряется при соприкосновении с нашим миром.

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

Чогьял Намкай Норбу и его книга «Йога сновидений»

Он говорит, что все наши проблемы разрешимы. Например, у его учеников и последователей часто был один и тот же сон — хрустальный младенец в ледяных волнах прибоя у берега. Если человек бесстрашно бросался в море и вытягивал ребенка, тот оживал на его руках, а после пробуждения сердце спасителя наполнялось теплом и уверенностью. Если же опускал руки, считая, что бессилен перед бурной стихией, то просыпался подавленным и постепенно в жизни наступала черная полоса.

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть фото тибетская практика осознанных сновидений. Смотреть картинку тибетская практика осознанных сновидений. Картинка про тибетская практика осознанных сновидений. Фото тибетская практика осознанных сновидений

Чогьял Намкай Норбу утверждает, что без удаления кармических следов все усилия по погружению в осознанный сон пройдут даром. В йоге сна важна расслабленность, так как именно благодаря этому люди достигают вышеупомянутого света — эмоционального, логического, проистекающего из работы разума, или телесного. Благодаря этому можно настроиться на энергетический поток вселенной, вспомнить до тысячи прожитых жизней и удалить пятна негатива, мешающие нашей карме.

Итак, йога сновидений — это постепенная подготовка ума и тела к осознанным сновидениям, благодаря которым можно очистить карму и добиться просветления. Важность практики состоит в тренировки гибкости ума и подавлению чрезмерно бурных эмоциональных реакций. Основные подходы к данному учению описана в книге Чогьяла Намкая Норбу «Йога сновидений и практика естественного света».

Источник

3. Четыре основополагающие практики

3. Четыре основополагающие практики

В йоге сновидений существуют четыре основополагающие практики. Хотя их традиционное название — «четыре подготовки», это не значит, что они менее важны и «настоящая» практика впереди. Они являются подготовительными в том смысле, что закладывают основу, на которой зиждется успех главной практики.

Йога сновидений основана на том, как мы используем ум во время бодрствования, и именно на это направлены основополагающие практики. То, как используется ум, определяет характер сновидений, которые возникают во время сна, а также качество жизни наяву. Измените свое отношение к предметам и людям, окружающим вас наяву, и ваше восприятие сновидений тоже изменится. В конце концов, «вы» — тот, кто проживает сновидение жизни наяву, — это тот же, кто проживает сновидение жизни во сне. Если днем вы рассеянны и погружены в построения рассудочного ума, очевидно, и в сновидениях вы будете вести себя точно так же. А если наяву вы обладаете некоторым присутствием, оно останется с вами и в сновидениях.

ПЕРВАЯ ПРАКТИКА: ИЗМЕНЕНИЕ КАРМИЧЕСКИХ СЛЕДОВ

Один из вариантов первой основополагающей практики довольно хорошо известен на Западе, потому что исследователи сновидений и другие люди, которые интересуются этой темой, обнаружили, что она способствует возникновении осознанных сновидений. Вот в чем она состоит: на протяжении дня старайтесь осознавать, что жизнь подобна сновидению, пока такое же осознавание не начнет проявляться во сне.

Проснувшись утром, подумайте: «Я бодрствую во сне». Входя на кухню, осознавайте, что эта кухня вам снится. Налейте приснившееся молоко в приснившийся кофе. «Все это сон, — думаете вы, — всего лишь сон». Постоянно напоминайте себе об этом на протяжении всего дня.

При этом упор следует делать на себе, сновидце, а не на объектах своих переживаний. Постоянно напоминайте себе, что видите свои переживания во сне: гнев, который вы ощущаете, счастье, усталость, тревога — все это составляющие сновидения. Дуб, которым вы любуетесь, машина, которую ведете, человек, с которым разговариваете — все это составляющие сновидения. Так в уме формируется новая склонность: воспринимать переживания как нечто незначительное, преходящее, неразрывно связанное с проекциями ума. Если переживания кажутся несущественными и мимолетными, влечение ослабевает. Каждое чувственное впечатление и душевное событие становится напоминанием о том, что природа переживания подобна сновидению. В конце концов такое понимание возникнет и во сне и приведет к пониманию, что сон — это сон, и к развитию осознанности во сне.

Утверждение, что все есть сновидение, можно понимать двояко. Первый способ — видеть в нем метод, позволяющий изменять кармические следы. Эта практика, как и любая другая, помогает изменить мировосприятие. Измените привычные и в большинстве своем бессознательные реакции на явления, и качества жизни и сновидений тоже изменятся. Когда мы думаем, что наше переживание — «только сон», оно становится для нас менее «реальным». Оно теряет над нами власть, которую имело только потому, что мы сами ее отдали, и больше не может нас донимать, вгоняя в отрицательные эмоциональные состояния. Теперь мы начинаем подходить ко всем переживаниям более спокойно, с большей ясностью и даже с более высокой оценкой. В этом смысле практика оказывает психологическое воздействие, меняя смысл, который мы придавали тому, что выходит за пределы смысла, опирающегося на умозрительные понятия. Если по-другому подойти к переживанию, наша реакция на него становится иной, и это изменяет кармические следы действий и сам источник сновидений.

Второй способ понимания этой практики — осознать, что жизнь наяву есть, в сущности, то же самое, что и сновидение, что цельность обычного переживания соткана из проекций ума, что весь смысл, все, что мы переживаем, обусловлено влиянием кармы. Здесь речь идет о тонкой и вездесущей деятельности кармы, о бесконечном круговороте причин и следствий, который создает настоящее из следов прошлого, плетя из результатов всех действий сплошную сеть зависимости. Это один из способов сформулировать понимание того, что все явления пусты и кажущаяся индивидуальная природа предметов и существ — только иллюзия. Наяву, как и во сне, нигде не сыщешь ни единой настоящей «вещи» — все лишь мимолетные, невещественные проявления, возникающие и самоосвобождающиеся в пустой и ясной природе бытия. Полностью осознав истину утверждения: «Это сон», мы освобождаемся от привычных ошибочных представлений, а значит, от ограниченной жизни в сансаре, где фантазию принимают за действительность. Когда наступит такое понимание, мы непременно будем пребывать в присутствии, поскольку тогда можно с уверенностью сказать: больше пребывать негде. Чтобы сновидение постоянно сопровождалось осознанностью, нет более сильного метода, чем непрерывное пребывание в осознанном присутствии на протяжении всего дня.

Как уже говорилось выше, важная часть этой практики — ощущать самого себя сновидением. Вообразите, что вы — иллюзия, образ сновидения, не обладающий ни малейшей конкретностью. Вообразите что ваша личность, как и все прочие, — проекция ума. Сохраняйте присутствие, ту самую осознанность, которую вы стараетесь развивать в сновидениях, ощущая себя невещественным и переменчивым, состоящим только из света. Так создается совершенно иное отношение к себе — удобное, гибкое и ничем не ограниченное.

При выполнении этой практики недостаточно просто снова и снова твердить, что вы во сне. Истинность этого утверждения необходимо прочувствовать и пережить за пределами слов. Призвав на помощь воображение, чувства и осознавание, сделайте практику полностью нераздельной с прочувствованным переживанием. Если вы правильно делаете практику, то каждый раз, когда вы думаете, что вы во сне, присутствие становится более сильным, а переживание более ярким. Если такого мгновенного изменения качества не происходит, проверьте, не стала ли практика лишь механическим повторением фразы, поскольку пользы от этого мало. Эта формула — не волшебное заклинание: слова нужно использовать, чтобы напоминать себе о необходимости наполнить каждое мгновение большим осознаванием и покоем. Выполняя эту практику, снова и снова «пробуждайте» себя, увеличивая ясность и присутствие, пока простое воспоминание о том, что «все это сон» не станет мгновенно вызывать усиление и прояснение осознанности.

Такова первая подготовка к тому, чтобы видеть всю жизнь как сон. Использовать ее нужно в миг восприятия, прежде чем возникнет ответная реакция. Эта практика сильна сама по себе и оказывает большое воздействие на практикующего. Сохраняйте такую осознанность, и вы обретете переживание ясности наяву и в сновидениях.

По поводу этой практики следует сделать одно предупреждение: важно не забывать об ответственности и учитывать логику и рамки обычной жизни. Когда вы говорите себе, что жизнь наяву — сон, это правда, но если вы спрыгнете с крыши, то все-таки упадете, а не полетите. Если вы перестанете ходить на работу, нечем будет оплатить счета. Если сунете руку в огонь — обожжетесь. Важно не отрываться от реалий относительного мира. Ведь до тех пор, пока существуют «вы» и «я», существует и относительный мир, в котором мы живем, живые существа, которые страдают, и последствия решений, которые мы принимаем.

ВТОРАЯ ПРАКТИКА: УСТРАНЕНИЕ ВЛЕЧЕНИЯ И НЕПРИЯЗНИ

Вторая основополагающая практика направлена на дальнейшее ослабление влечения и неприязни. Если первая подготовка применяется в миг восприятия явления, прежде чем возникнет ответная реакция, то вторая практика выполняется после того, как эта реакция возникла. В сущности, это одна и та же практика — отличаются только ситуации, в которых практика используется, и объекты внимания. В первой практике ясное осознавание и признание явления сном направлены на все, что бы ни встретилось: на объекты чувств, внутренние события, собственное тело и т. д. Во второй подготовке то же самое ясное осознавание направлено конкретно на эмоционально омраченные реакции, которые возникают в ответ на составляющие переживания.

В идеале эту практику следует выполнять сразу, как только в ответ на какой-то объект или ситуацию возникает влечение или неприязнь. Испытывая влечение, ум может проявить реакцию в виде желания, гнева, ревности, зависти, горя, отчаяния, радости, тревоги, уныния, страха, скуки или любого другого эмоционального отклика.

Когда возникнет реакция, напомните себе, что все это: вы сами, объект и ваша реакция на объект — лишь сновидение. Скажите себе: «Этот гнев — сон. Это желание — сон. Это негодование, горе, буйство — сон». Истинность этого утверждения становится ясной, если обратить внимание на внутренние процессы, порождающие эмоциональные состояния: вы буквально создаете из них сны в результате сложного взаимодействия мыслей, образов, телесных состояний и ощущений. Эмоциональные реакции возникают не «где-то там» в объектах. Они возникают, переживаются и прекращаются в вас самих.

Существует бесконечное разнообразие стимулов, на которые вы можете реагировать: при виде красивой женщины может возникнуть влечение, при встрече с водителем, который вас «подрезал» — гнев, при мыслях о загубленной природе — негодование или сожаление, при известии о каком-то событии или человеке — беспокойство и тревога и т. д. Не шлепайте фразу: «Это сон» на место своего переживания — постарайтесь по-настоящему прочувствовать похожую на сон призрачность своей внутренней жизни. Когда это утверждение по-настоящему прочувствовано, а не просто продумано, отношение к ситуации меняется и эмоциональная мертвая хватка, которой вы держитесь за явления, ослабевает. Ситуация становится более ясной и просторной, а влечение и неприязнь непосредственно узнаются как стесняющие ограничения, чем они в действительности и являются. Это сильное противоядие состоянию, близкому к одержимости и наваждению, которое порождают отрицательные эмоциональные состояния. Прямое и уверенное переживание, возникающее при использовании этой практики для развязывания узла отрицательных эмоций, — это начало настоящей практики осознанности и гибкости, за которой следует свобода. При постоянной практике можно освободить даже сильный гнев, уныние и другие неприятные состояния. А освобождаясь, они исчезают.

В учениях этот конкретный метод практики называют методом отказа от привязанностей. Есть полезные и вредные способы покончить с привязанностями. Если подавлять желания, результат будет не так уж хорош: они превратятся во внутренний разлад или внешнюю придирчивость и нетерпимость. Если пытаться освободиться от страданий, отвлекаясь от них или умерщвляя плоть, чтобы заглушить переживания, то это тоже препятствует духовному развитию. Отказ от мирской жизни и принятие монашества могут как принести пользу, так и стать вредной попыткой избежать трудных переживаний, подавляя и избегая их.

Отсекая привязанность, йога сновидений перестраивает восприятие и понимание объекта или ситуации, изменяя угол зрения и таким образом позволяя практику заглянуть за иллюзорную видимость объекта и увидеть его яркую, светоносную реальность. По мере продвижения в практике предметы и ситуации не только переживаются более ясно и живо, но и начинают видеться эфемерными, невещественными и мимолетными. Это снижает относительную важность явлений и ослабляет влечение и неприязнь, основанные на предпочтении.

ТРЕТЬЯ ПРАКТИКА: УКРЕПЛЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Третья подготовка предполагает обзор дня перед сном и укрепление намерения практиковать на протяжении ночи. Готовясь ко сну, позвольте возникнуть в памяти воспоминаниям о прошедшем дне. Что бы ни пришло на ум, признавайте все сновидением. Скорее всего, у вас возникнут воспоминания о переживаниях, достаточно сильных, чтобы повлиять на предстоящие сны. Делая такой обзор, старайтесь ощущать возникающие воспоминания как воспоминания снов. На самом деле память очень похожа на сновидение. И снова, главное не налеплять ярлыки автоматически, не твердить как молитву: «Это был сон, это был сон». Постарайтесь по-настоящему постичь похожую на сон природу своего переживания, проекции, которые его питают, и почувствовать, какая это разница — относиться к переживанию как ко сну.

Потом зародите в себе твердую решимость узнавать в ночных сновидениях то, чем они являются. Создайте как можно более твердое намерение во время сна прямо и живо осознавать, что вы видите сон. Намерение подобно стреле, за которой осознавание может следовать ночью, стреле, выпущенной в цель — осознанность в сновидениях. Тибетское выражение «создать намерение» буквально переводится «послать желание». Здесь нужно иметь именно такое ощущение: мы посылаем свои молитвы и намерения учителям, буддам и божествам, обещаем им стараться сохранять осознавание и просим помощи. Есть и другие практики, которые можно делать перед сном, но эта доступна всем.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРАКТИКА: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И РАДОСТНОГО УСИЛИЯ

Четвертую основополагающую практику выполняют проснувшись утром. Она еще больше развивает сильное намерение, а также укрепляет способность запоминать ночные события.

Начните с обзора ночи. По-тибетски эта подготовка называется «воспоминание». Снилось ли вам что-нибудь? Осознавали ли вы, что находитесь в сновидении? Если вы видели сны, но не обрели осознанности, следует думать так: «Я видел сон, но не узнал в нем сновидения. Тем не менее, это был сон». Примите решение, что следующий раз, оказавшись в сновидении, вы осознаете его истинную природу.

Если вам трудно запоминать сны, полезно днем и особенно перед сном создавать сильное намерение запомнить сновидения. Можно также записывать сны в блокнот или на диктофон, поскольку это укрепляет привычку относиться к снам как к чему-то ценному. Само то, что вечером вы готовите блокнот или диктофон, послужит поддержкой намерения вспомнить сновидение после того, как вы проснетесь. Каждый сможет без труда вспоминать свои сны, если хотя бы несколько дней будет создавать и развивать намерение делать это.

Если вам действительно привиделся осознанный сон, ощутите радость свершения. Почувствуйте счастье, связанное с практикой, и примите решение развивать осознанность и дальше, на протяжении следующей ночи. Продолжайте укреплять намерение, используя успехи и неудачи как поводы для развития еще более твердого намерения завершить практику. И знайте, что даже это ваше намерение — сон.

Наконец, утром создайте твердое намерение постоянно поддерживать эту практику на протяжении всего дня. И от всего сердца молитесь об успехе — молитва подобна волшебной силе, которой мы обладаем, но забываем пользоваться.

Эта практика сливается с первой основополагающей практикой: осознавать, что все переживания — сон. Так практика непрерывно вращается по кругу дня и ночи.

Важность четырех подготовок к дальнейшим этапам йоги сновидений невозможно переоценить. Они гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме того, это практики, которые может делать любой. Они обладают большей психологической направленностью, чем многие другие практики, и не представляют сложности для практикующего. Если делать практику только перед сном, это, может быть, и не даст результата, но, постоянно выполняя подготовительные практики на протяжении дня, гораздо легче обрести осознанность во сне, а потом перейти к дальнейшим практикам. Использование этих практик превращает всё происходящее в причину для того, чтобы вернуться к присутствию, и это принесет большую пользу в жизни наяву, а также обеспечит успех в йоге сновидений.

Если результаты не проявляются сразу, не стоит унывать, пусть даже придется практиковать долгое время, прежде чем вы достигнете осознанности в сновидениях. Не думайте, что всё бесполезно и что вы не способны реализовать эту практику. Подумайте о разнице между тем, как вы думали и поступали в десятилетнем возрасте и как делаете это сейчас, — перемены происходят постоянно. Не позволяйте себе буксовать на месте, считая, будто препятствия, мешающие вашей практике сегодня, сохранятся и в будущем. Зная, что все непостоянно, не придется думать, что нынешний порядок вещей должен сохраниться навсегда.

Ощущение яркости и лучезарности жизни, ее сходства со сновидением, сделает ваше переживание более просторным, светлым и ясным. Достигая осознанности во сне и наяву, вы обретаете гораздо большую свободу придать своей жизни положительную направленность и в конце концов, полностью отказавшись от предвзятости и двойственности, пребывать в недвойственном присутствии.

Читайте также

Четыре туза

Четыре туза Возьмите обычную колоду из 36 карт, хорошенько перетасуйте их. Разложите карты рубашками вниз на четыре равные кучки. Из первой снимайте карты до тех пор, пока не объявится туз. Посмотрите следующую за ним карту: если это снова туз, соедините его с первым и

Четыре стихии

Четыре стихии Я упоминала об использовании стихий в ритуалах. Их четыре — Земля, Воздух, Огонь и Вода. Все они обладают особыми качествами и энергией, которые используются в ритуалах. Каждая стихия отвечает за четверть магического круга.Земля (северная часть круга)

ЧАСТЬ ЧЕТЫРЕ

ЧАСТЬ ЧЕТЫРЕ МАЛЫЕ КАРТЫ ЧЕТЫРЕ ТУЗАТуз Жезлов Туз Чаш Туз Мечей Туз Дисков Тузы представляют корни четырех элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными малыми картами. Этим они напоминают Кетер, символом которого считается лишь самая

Четыре эры мироздания

Четыре эры мироздания Символика Зодиака несет в себе информацию и о самом главном круге творения мира — четырех циклах существования нашей Вселенной. Четыре эры Мироздания — эра Творения, эра Смешения, эра Разделения и эра Воссоединения — символически связаны с

ЛАНДМАРКИ (ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ) ФРАНКМАСОНСТВА

ЛАНДМАРКИ (ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ) ФРАНКМАСОНСТВА 1. Опознавательные знаки и слова.2. Деление символического масонства на три градуса.3. Легенда третьего градуса.4. Братством управляет председательствующий офицер, называющийся Великим Мастером и избирающийся

Четыре Солнца

Четыре Солнца Четыре дня в году определяли начала четырех периодов, которые мы сегодня называем временами года. В каждое время года Солнце имеет разную силу, что породило символическое представление о четырех различных Солнцах, правящих годом.Каждому из этих Солнц

Четыре пророчества

Четыре пророчества В соответствии с календарем тольтеков, который совпадает с календарем ацтеков и майя, мы живем в эпоху Шестого Солнца. В пророчествах говорится о землетрясении в Теночтитлане и о рождении нового Солнца пятью годами спустя. В 1986 году подземные толчки

Четыре евангелия

Четыре евангелия В состав Нового Завета входят четыре евангелия, авторами которых считаются МАТФЕЙ, МАРК, ЛУКА и ИОАНН. Церковь считает евангелистов современниками Христа и очевидцами описанных в евангелиях событий. Однако историко–филологическое исследование

18. Давайте поймем основополагающие факты

18. Давайте поймем основополагающие факты Почти все иностранные посетители приезжают к Махараджу после прочтения книги «Я есть То». Они говорят, что, когда они ее читали, они ощутили в себе сильное желание встретиться с Махараджем лично. Многие из них также говорят, что

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения 1Всестороннее воспитание и развитие личности, позволяющее человеку стать участником нисхождения и воплощения супраментального сознания, включают в себя четыре вида аскезы и соответственно означает обретение человеком

аа) Основополагающие соображения

аа) Основополагающие соображения Если мы бросим взгляд на Божественные откровения, которые дошли до нас в Ветхом Завете, то придется констатировать, что там, где речь идет о такого рода откровениях, никогда не возвещается нечто относящееся исключительно к Богу. Скорее,

«Четыре неизмеримых»

«Четыре неизмеримых» Идею всестороннего сочувствия выражают в буддизме знаменитые Четыре неизмеримых пожелания:Любовь: «Пусть у всех существ будет счастье и причины счастья».Сочувствие: «Пусть все существа будут свободны от страданий и причины страданий».Радость:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *