тибет храм чудеса исцеления

Сердце Тибета – храм Джокхан

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Храм Джокхан является самым древним буддийским храмом Лхасы, а находящаяся в нем статуя Будды Шакьямуни Джо – главной святыней города и всего Тибета.

Приданное принцесс Китая и Непала

История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета. Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался. Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м). В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству бурятского ученого Г. Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет. В руке Будды – чаша. Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы. Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа. Общая площадь построек составляет 25 100 кв. м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни. Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара, который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы. Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо, китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо, которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения. Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

Источник

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеленияsasha_lotus

Старость меня дома не застанет!

Фоторассказы о путешествиях, стрит-арт и мысли вслух

Самые святые места Лхасы: дворец Потала и храм Джокханг

Нынче дворец, устоявший во время «культурной революции», превращён китайцами в музей, посещение которого разрешено только с гидом и по заранее купленным билетам. Каждый день выпускается лимитированное количество билетов, их стоимость составляет 200 юаней в высокий сезон с мая по октябрь и сокращается до 100 юаней в низкий туристический сезон. Для паломников, приезжающих из отдалённых деревень поклониться месту, где жили предводители тибетского народа, это всё равно достаточно высокая цена.
Но теперь о самой Потале (ударение на первый слог). Дворец именуют по названию горы в южной Индии, одной из святых гор, где по поверьям индуистов обитает бог Шива. У буддистов считается, что эта же гора служит домом бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, чьими воплощениями являются все Далай Ламы. Поэтому Потала, что означает «чистая земля», стало наиболее подходящим названием для дворца.

Со второй половины XVIII века Потала использовалась как зимний дворец Далай Ламы, тогда как лето лидеры тибетского народа предпочитали проводить в тени парков резиденции Норбулингка. До 1959го года в Потале постоянно проживали 175 монахов, сейчас же их число сокращено до нескольких десятков. Всего во дворце 999 комнат, постоянно китайцы то закрывают одни залы, то открывают другие. Легенды гласят о тайных помещениях и секретных ходах вглубь Красной горы к подземному озеру и пещерам, где в саркофагах спят люди, прилетевшие на Землю из созвездия Сириуса и принёсшие с собой мыслящий камень Чинтамани, что по другим легендам находится внутри или на вершине горы Кайлас. Более подробно всё расписано в книге Лобсанга Рампы «Третий Глаз». Как англичанин мог так чётко, до малейших подробностей передать в своих книгах быт закрытой для иноземцев страны, для не верящих в возможность переселения душ до сих пор остаётся загадкой.

Фотографировать внутри Поталы строго запрещается, монахам наказано следить за порядком. Так что в репортажах приходится довольствоваться ограниченными видами внутренних дворов и отдельных построек дворца. Если Вы захотите запечатлеть не только в памяти роскошное внутреннее убранство Поталы, можно в одной из сувенирных точек купить альбом о Потале с качественными открыточными видами как самого дворца во всей красе, так фотографиями покоев Далай Ламы, его слуг, монахов и живших во дворце членов правительства, святилищ будд и бодхисаттв, а также со снимками ступ-могил предыдущих Далай Лам, различных мандал, фресок, тханок и статуэток. Тонны золота и драгоценных камней находятся в Потале в виде ритуальных буддийских реликвий и предметов искусства.
Время визита ограничено одним часом, маршрут расписан заранее, так что свободно побродить по залам дворца Вам не удастся. Задержаться можно ненадолго перед выходом разве что на крыше, откуда открываются виды на разрезанную рекой долину, в которой на высоте около 3500 м была основана Лхаса.

Погода под конец нашего визита начала улучшаться, и так и часто было в последующие дни в Тибете: с утра небо затянуто пеленой облаков, к обеду выглядывает солнце, а вечером снова набегают тучи и льёт дождь.

После выхода из Поталы паломники отправляются совершать ритуальный обход, Кору, вокруг дворца по часовой стрелке. Заодно появляется возможность ещё раз испытать восторг от размеров и красоты этого уникального сооружения, к сожалению, превращённого в музей. На фронтальном фасаде в дни больших праздников вывешивают гигантские тханки с изображением будд.

Массивные стены дворца должны были надёжно укрывать и обеспечивать безопасность Далай Лам в случае войны. В западной части Поталы построена характерная сторожевая обзорная башня.

По маршруту Коры на улочках расположено множество магазинов с сувенирами и буддийскими предметами. Паломники неспешно бредут, крутя молитвенные мельницы, перебирая бусины чёток и бормоча мантры. Наиболее глубоко верующие совершают Кору простираниями, отмеряя пройденный путь своим телом. Причём довольно часто такие «ползуны» простираются аж от своих дальних деревень и весь обратный путь. На такое паломничество уходят месяцы, и обычно «ползунам» помогает группа сопровождения, разбивающая палатку для ночлега и готовящая обед или ужин в заранее оговоренном месте. Лезть камерой к таким людям в лицо не тактично.

Снимать внутри Джокханга не разрешается, можно лишь пофотографировать в небольшом зале при входе и после посещения храма, поднявшись на крышу.

В центральном зале Джокханга восседают на лотосовых тронах статуи Будды Майтрейи и великого махасиддхи Падмасамбхавы, которого тибетцы называют Гуру Ринпоче. Имя этого мага не раз упоминалось в моих прошлых рассказах о Тибете и также будет часто встречаться в данной серии постов о паломничестве 2014го года. За ними расположена статуя тысячерукого бодхисаттвы Авалокитешвары. Вокруг центрального зала расположены маленькие комнатки-святилища, отведённые разным буддам, бодхисаттвам, божествам-защитникам и тибетским буддийским учителям и святым.

Нам очень повезло с гидом в этой поездке, Джун провела нас по всем святилищам, показала, где раньше стояла статуя Джово. В 2010м году мы не успели сначала попасть в Джокханг до закрытия всей группой, поэтому с приятелем вдвоём пошли на обратном пути, и времени у нас было мало. Сейчас же всё полноценно посмотрели. Теперь пора подниматься на крышу.

В архитектурном стиле Джокханга, если уж хоть чуть-чуть заострять на нём внимание, прослеживается влияние и непальской, и китайской культур. Вообще, строительством Джокханга под началом принцессы Бхрикути занимались непальские мастера, но в процессе и принцесса Вэньчен приложила свою руку тоже, поэтому загнутые углы крыш очень перекликаются со стилем китайских пагод.

Перед входом в Джокханг паломники совершают обряд простирания. Паломники складывают руки в молитвенном жесте, подносят их сначала к макушке, затем к горлу и груди, что символизирует ум, речь и сердце Будды. Затем человек опускается на колени на подстилку, касается ладонями земли, а затем вытягивается во весь рост, перенося ладони за голову. Затем руки через стороны снова возвращаются к корпусу, паломник встаёт, и ритуал продолжается снова и снова, сотни раз. Чуть левее под навесами вращаются два огромных молитвенных барабана; такое впечатление, что они никогда не останавливаются.

С крыши Джокханга открываются потрясающие виды на старый город, окружающий храм, на площадь Баркхор и возвышающуюся на Красной горе Поталу. Если присмотреться, то в начале площади можно увидеть пропускной пункт полиции. Сейчас из-за периодических волнений со стороны тибетцев, чтобы попасть к храму, надо пройти через рамку металлоискателя. Полицейские посты в большом количестве расположены и на обрамляющей район Джокханга улице Баркхор, по которой тибетцы совершают ритуальный обход вокруг храма, Кору. Четыре года назад этих постов не было, стоял только один в самом начале площади.

Но не будем о грустном, так как непонятно, смогут ли тибетцы когда-то вернуть себе независимость или хотя бы флаг, не говоря уже о правительстве, находящемся в изгнании. Погода разыгралась, стало тепло, и Лхаса предстала нашему взору действительно солнечноликой.

Несмотря на напряжённую обстановку около Джокханга ещё хорошо чувствуется дух старой Лхасы, не испорченной цивилизацией и рекламными вывесками, убивающими весь колорит и аутентичность.

На углах крыш храмов и монастырей часто стоят колонны, символизирующие мифическую гору Меру. Украшены колонны различными буддийскими символами.

В Джокханге, как и в Потале, всегда очень много посетителей, другие монастыри Лхасы менее популярны у туристов. Туда мы отправимся в следующих постах.

А пока можно ещё полюбоваться пейзажами и затем отправиться совершать Кору по улице Баркхор.

На Баркхор мы уже мелкими группами или по одиночке возвращались в последующие пару дней. Любую Кору, будь то Кора вокруг Кайласа, или просто обход вокруг небольшой ступы, лучше совершать одному, чтобы побыть наедине со своими мыслями и почувствовать энергетику места. Возвращаясь к бытовым наблюдениям, стоит отметить красивые новые фонари, а также исчезновение многочисленных торговых прилавков, у которых так интересно и весело было торговаться за буддийские ритуальные предметы и сувениры четыре года назад. Сейчас китайцы всех торговцев загнали в магазины.

В последний вечер в Лхасе, когда не моросил дождь, я всё-таки решил дойти до Поталы, чтобы сфотографировать дворец с подсветкой. Над Лхасой сгущались тучи, и могло полить в любой момент. И как только я установил штатив, приготовился наснимать шедевров и сделал пробную пристрелку, начался ливень. Пришлось в спешке прятать камеру в рюкзак, буквально на бегу складывать штатив и широким шагом двигаться в сторону ближайшего навеса.

Источник

10 главных упражнений для тех, у кого нарушено кровообращение

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Запишитесь на прием бесплатно

Номер телефона, который вы оставили:

Запишитесь на прием бесплатно

Номер телефона, который вы оставили:

Нормальное кровообращение важно для сердца, всех органов и систем без исключения. «Составляющие» организма не могут правильно работать без поступления с кровью полезных веществ и без своевременного удаления лишнего — продуктов обменных процессов, углекислого газа. Застойные явления могут привести к стойким нарушениям функций.

Причиной нарушенного кровообращения выступает изменение тонуса кровеносных сосудов. Их сужение может возникнуть из-за курения, малоподвижного образа жизни, лишнего веса, заболеваний щитовидной и поджелудочной желез, почек, сердца, развития атеросклероза, тромбоза. Недостаточное кровообращение в ногах связано с сидячей работой или долгим пребыванием на ногах.

Признаки проблем с кровообращением

Симптомы хронической недостаточности кровообращения в головном мозге могут не появляться до ситуации, требующей обильного кровоснабжения: стресса, непривычной физической нагрузки, нахождения в непроветриваемой комнате. Они появляются внезапно: головная боль, онемение части лица, нарушение координации движений, шум в ушах.

Хронически могут появляться такие симптомы: частые головокружения, снижение памяти и работоспособности, ухудшение концентрации внимания, сонливость или бессонница.

К признакам нарушения кровотока в конечностях относят перемежающуюся хромоту (боль при ходьбе и ее отсутствие в покое), холодные руки и ноги при любой погоде, образование сосудистых звездочек, тяжесть, усталость, отеки, судороги в мышцах ног.

Как улучшить кровообращение в ногах

Если не следить за кровообращением в ногах, можно упустить начало развития необратимых нарушений. Плохой кровоток приводит к варикозной болезни — стойкому расширению вен. Для того, чтобы обеспечить нормальный ток крови и тонус сосудов, откажитесь от лифтов и отдайте предпочтение ходьбе по ступенькам. Полезно также ходить пешком, кататься на велосипеде/велотренажере.

А эти упражнения можно делать дома ежедневно:

Как улучшить мозговое кровообращение

Хроническое нарушение мозгового кровообращения — прямой путь к инсульту. Оно чревато и другими неприятными последствиями: нарушениями памяти, ухудшением работоспособности, головокружениями и обмороками, онемением лица.

Вот 5 упражнений для улучшения мозгового кровообращения:

Когда нужно немедленно идти к врачу

Симптомы острого нарушения мозгового кровообращения — повод вызвать скорую:

Медицинская помощь нужна и тогда, когда симптомы хронического нарушения кровообращения не проходят долгое время, а упражнения не помогают вернуть тонус сосудам. Если в течение нескольких дней сохраняется сильное головокружение, головная боль, сонливость, нарушение концентрации внимания, утомляемость, обратитесь к терапевту или неврологу.

Некоторые признаки нарушенного кровообращения в ногах также требуют врачебной помощи. Сосудистые звездочки, выпячивания вен, длительно сохраняющиеся синяки, непроходящие судороги икроножных мышц — повод посетить флеболога.

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Рефлексотерапия — один из самых эффективных методов безмедикаментозного лечения. Её история насчитывает…

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Мануальная терапия — это выполняемый руками комплекс биомеханических приёмов, направленных на устранение…

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления

Почему у одних людей остеохондроз начинается ещё в раннем возрасте, а у других его нет и после 50?

Источник

Глазам не верил. Известный путешественник рассказал о чудесах Тибета

Исследователь буддизма, писатель и путешественник Андрей Стрелков презентовал в Иркутске свою книгу «Тибет. Легенды и тайны Страны снегов». Более чем за 20 лет ученый совершил туда 13 экспедиций и стал свидетелем и непосредственным участником событий, которые уже перешли в разряд мифов и легенд. SmartNews узнал из первых уст о самых интересных впечатлениях исследователя.

Когда Андрей Стрелков в 1996 году совершил свою первую экспедицию в Тибет, европейцев там практически не было — максимум редкие дипломатические визиты. С тех пор страна (с 1950 года Тибет входит в состав КНР как Тибетский автономный район, однако местное население продолжает считать китайцев оккупантами) очень сильно изменилась — крупный город в Тибете, Лхаса, стал, скорее, туристическим, хотя раньше на его территории на Андрея показывали пальцем — люди старше 30 лет здесь вообще не сталкивались с белокожими.

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления
Дорога к Эвересту. Фото: Вадим Курик

«Отъехав немного из райцентра, ты вообще попадал в XVI столетие. В мир, где уклад, ценности не менялись на протяжении последних 500-600 лет — удивительная машина времени. Русскоязычную речь в Тибете я впервые услышал в 2005 году — это был монгол из Улан-Батора, который немного знал русский и пытался попрактиковать язык. Хотя проще с ним было договориться по-китайски».

В сегодняшнем Тибете, по словам путешественника, многое исчезло безвозвратно, часто под влиянием «китайских оккупантов». Одна такая легенда связана с городом Шигадзе.

Когда в 1997 году Стрелков впервые туда приехал и стал обходить местный монастырь, название которого с тибетского переводится как «гора счастья», он очень удивился необычному явлению, с которым не сталкивался ни в одной из книг: внутри и снаружи этого монастыря находилось небывалое количество собак — буквально тысячи. Они спокойно лежали, и видно было, что находятся они там давно — по всему периметру тропы для них стояли корытца для еды. Лоткам, в которые паломники приносили кашу для собак, с виду было больше сотни лет.

Исследователя удивило не столько количество собак, сколько их поведение: 4-5 тыс. собак находились в абсолютной тишине, не лаяли ни новорожденные щенки, ни старики, которые уже не вставали. И на их мордах, по признанию Андрея, было совершенно человеческое выражение. А когда пришли паломники и налили в корытца кашу — произошло совсем невообразимое: собаки выстроились в очередь к корытцам, к каждому по 15-20 собак. Сначала в полной тишине ели самые старые собаки, потом подходила очередь молодых — причем хлебали каждая столько, чтобы хватило как раз на всю выстроившуюся очередь.

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления
Шигадзе. Фото: Вадим Курик

«Когда я, потрясенный, рассказал об увиденном своим друзьям в северо-восточном Тибете, мне, смеясь, сообщили, что это старая легенда — сотни лет назад один из панченов помолился за собак. И с тех пор те собаки, которые подошли непосредственно к тому, чтобы в следующем рождении подняться на высшую ступень и стать человеком — все они рождались у его монастыря под его защитой. Я сам по базовому образованию физик, и если бы я что-то читал об этом раньше, потом увидел и сопоставил — дело другое. Но тут мое сознание было абсолютно чистым и свободным от домыслов».

Когда Андрей оказался в этих краях спустя 7 лет, он сразу понял, что произошло что-то непоправимое — собак не было вообще, а возле центральных ворот монастыря лежал один пес с отрубленной передней лапой. Выяснилось, что китайцы под видом некой санитарной операции пригнали туда колонну грузовиков и забросали в них собак.

«А те даже не сопротивлялись, не выли, не скулили. Больше никто этих собак не видел. Вот пример легенды, которая существовала в Тибете наяву на протяжении сотен лет, — я видел ее собственными глазами. И это исчезло».

В Тибете рациональному исследователю не раз приходилось сталкиваться с явлениями, которые он не смог объяснить с научной точки зрения. Так, по словам ученого, все тибетские святые (сейчас их в Тибете более 3 тыс.; когда такой святой умирает, тибетцы верят, что он перерождается в другом человеке — это называется «одна цепь тел» или «одна линия перерождений») имеют способность предвидеть будущее.

«Когда я приехал туда в первый раз в 1996 году, у меня была довольно большая пачка старинных фотографий XIX-XX века, на которых изображены бурятские ламы (в Бурятии тоже существуют глубокие буддийские традиции, были замечательные учителя, были связи с Тибетом и тибетскими святыми). И когда я знакомился с первым тибетским святым, с кем мне довелось непосредственно сидеть и разговаривать, я показывал ему эти фотографии и обратил внимание, что он смотрит на снимки знаменитых бурятских лам конца XIX века с интересом, как на живых людей, которых знает лично. А когда дошли до одной из фотографий, я даже ничего не успел рассказать, как он сказал: «О, это был великий лама!». На другую, также только посмотрев, сказал: «Этот человек однажды был здесь». А в нашей традиции известно, что этот лама действительно приезжал в Тибет, был в этом монастыре. Но я ему даже его имени не назвал, ничего не рассказал — он успел только на фото посмотреть».
Андрей Стрелков, писатель и путешественник

тибет храм чудеса исцеления. Смотреть фото тибет храм чудеса исцеления. Смотреть картинку тибет храм чудеса исцеления. Картинка про тибет храм чудеса исцеления. Фото тибет храм чудеса исцеления
В Дрепунге. Фото: Вадим Курик

Без знания языка, по словам путешественника, в Тибете «делать ничего». Правда, сейчас стало проще — ряд агентств уже организуют туда туры. Но при этом операторы, по словам собеседника, обдирают туристов нещадно — в десять раз завышая реальные расходы. Фактически, привезя клиентов в Тибет, турагенты передают их на руки китайским властям, а те водят путешественников «по линейке» — сюда можно, туда нельзя, на «детском» английском рассказывают не всегда правдивые истории, при этом запрещают общаться с тибетцами, а тем более монахами, жалуется ученый.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *