теория истины практика как критерий истины
Теория истины. Практика как критерий истины.
Проблема истины является извечной и фундаментальной в философии. Все вопросы теории познания концентрируются вокруг данной проблемы.
Что такое истина, каковы ее критерии, как человек достигает истины? Способен ли человек в принципе постичь истину? Эти и другие вопросы определили направление развития всей философской мысли.
В истории философии существовали различные понимания истины. Сама проблема истинности знания была сформулирована еще в Древней Греции и разрабатывалась у элеатов, Демокрита, Платона. Формирование классической концепции истины, сохранившейся до наших дней, связано с именем Аристотеля. Согласно данному подходу, истина есть соответствие мыслей действительности. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, Гегель, Л. Фейербах и сторонники философии К. Маркса. Этот подход развивается в традиционном материализме.
Современный экзистенциализм сводит истину к особой форме психического состояния личности. У прагматизма истина представляет собой соответствие идей стремлениям и интересам личности. Один из видных представителей прагматизма У. Джеймс утверждал: «… истинное, говоря коротко, это просто лишь удобное … в образе нашего мышления …» [1]
В русле прагматической трактовки лежит определение истины, данное А.А. Богдановым. Богданов А.А., не признавая в истине объективного содержания, выделил 2 критерия истины: общезначимости и общеполезности.
Существуют также когерентная и корреспондентная концепции истины. Сторонники когерентной концепции истины (от лат. Coharentia – сцепление, связь), опираясь на опыт математических доказательств, определяют истинность данных утверждений через логические операции вывода их из других предложений, ранее признанных истинными. Корреспондентная теория истины (от лат. Correspondere – отвечать, осведомлять) исходит из того, что те или иные утверждения должны соответствовать внешней действительности. Однако в науке существует понятия, истинность которых нельзя проверить путем прямого наблюдения. Так, к высшим разделам математики неприменима данная теория.
Характеристики истины как соответствия, адекватности наших знаний содержанию объекта познания:
1. объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. Не зависящее от нас содержание наших знаний и есть объективная истина.
2. по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия.
3. абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.
4. относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с его конечными факторами. Отражение, которое еще недавно было адекватным, через некоторое время перестает быть таковым. Например, геоцентрическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире.
В теории истины особенно важное значение имеет вопрос об истинности наших знаний, т.е. вопрос о критериях, позволяющих установить эту истинность.
В истории философии проблема критерия истины была поставлена очень остро и возникла уже в античности. Одни философы пытались обосновать в качестве критерия истины ощущения и восприятия человека: все, что выводимо из чувственно данного, истинно. Другие же склонны были полагать, что невозможно найти строгого основания для решения вопроса об объективной истинности знания. Некоторые философы считали, что достоверность всего человеческого знания возможно доказать путем редукции его из всеобщих положений, истинность которых самоочевидна и не требует доказательства.
Современная наука подвергла сомнению данные подходы и показала несостоятельность попыток найти критерий истинности знания в самом знании или в каких-либо исходных особых положениях, принимаемых как самоочевидные истины. Таким критерием и оказалась практика – предметно-чувственная материальная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения своих потребностей.
Практика играет особую роль в познании. Во-первых, она составляет основу познания, поскольку пронизывает все ее формы. Познание через практику связано со своим объектом. Во-вторых, практика дает исходный материал познанию и формирует, корректирует цели познания. И, в-третьих, практика выступает как критерий истины, позволяет сопоставлять те или иные знания о мире с самим миром.
В сфере научного познания используются различные способы проверки истинности знания опосредованная и непосредственная проверки, логический и аксиологический критерии и др. В основе и логического, и аксиологического, и других критериев истины лежит практика. И в этом смысле практика – абсолютный (или всеобщий) критерий истины. Но такое понимание практики вовсе не означает отрицания специфичности дополнительных критериев истины, способствующих установлению достоверности знания, а определяет практику в качестве ведущего критерия, испытывающего познание на истинность.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания.
В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская).
В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века.
В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.
За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания.
Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт.
Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания.
Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность).
Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности.
Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.
Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых.
Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.
Теория истины. Практика как критерий истины
Слово «истина» происходит от старославянского «истый» – настоящий, подлинный и является соответствующей характеристикой знания. Для того, чтобы удостоверить истинность знания, отличить истинное от ложного, его следует проверить на соответствие ряду критериев. Ведущее значение среди них принадлежит практике, поскольку главная ценность знания заключается в его полезности, возможности применения в жизни.
Что это такое?
Практикой (от греч. praktikos – деятельный, активный) называют сознательную деятельность человека по преобразованию природы, общества и самого себя, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика и познание тесно связаны между собой. Практика – это источник, цель и движущая сила познания, оказывающие мощное воздействие на формирование истины. Весь познавательный процесс обусловлен потребностями практики, которая:
Ее результаты очевидны, вещественны, измеримы: до практической проверки любое знание является гипотезой. Вместе с тем, всегда существуют теории, которые в данный момент невозможно проверить с ее помощью.
Свойства практики:
Многообразие форм практики определяется многообразием форм и видов человеческой деятельности. Основными среди них являются:
В ходе практики человек открывает новые возможности и ставит новые цели, в соответствии с которыми создаются новые предметы, не существовавшие ранее. По своим результатам практика может быть как созидательной, так и разрушительной.
Заключение
Практика является основным критерием истины потому, что именно она в наибольшей степени может дать ответ на вопрос, соответствует ли данное знание действительности. В то же время этот критерий нельзя считать абсолютным ввиду его ограниченности на данном историческом этапе. В ходе развития человечества изменяются возможности оценки и использования результатов познания, и практика в сочетании с логическим и научным обоснованием способна объективно удостоверить истинность знания.
Вопрос № 46.Философское учение об истине. Практика как критерий истины. Роль практики в процессе познания
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о., истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истина есть св-во знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и как научная сис-ма.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике её развития.
Истина – результат познания.
Истина – это субъективное отражение объективного мира.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления.
Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
Практика – предметно-чувственная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей действительности.
1) практика – источник познания
2) практика – цель и движущая сила познания
3) практика – критерий истины
Практика бывает абсолютной и относительной. Абсолютная –только практика может опровергнуть или подтвердить что-либо. Относительная – нужно учитывать условия.
Таким образом, обобщая, концепции истины:
1.соответствия. Истина есть форма соотнесения психики субъекта и объекта.
2.когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности.
3.прагматическая. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей.
Практика как критерий истины
В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?
Идеалисты избегают проверки своих идей общественной практикой, предпочитая выводить идеи из идей, сравнивать теории с теориями, проверять мысли исключительно мыслями. Причем не только идеалисты, но и все домарксовские материалисты не могли последовательно научно решить вопрос о критерии истины. Все философы до Маркса либо игнорировали роль практики как критерия истины, либо сводили ее к эксперименту, наблюдению и т. п.
Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они впервые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность
людей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.
Известно, например, что современные летательные аппараты концентрируют в себе самые новейшие достижения научной и технической мысли. В каждом таком аппарате (самолете, ракете и т. п.) реализуются сложные расчеты, глубокие научные выводы инженеров и конструкторов. Но все эти расчеты и теоретические выводы подтверждаются или отвергаются только практикой. Достоинства и недостатки новой модели самолета, а в соответствии с этим истинные и ошибочные теоретические расчеты его создателей выявляются в конечном счете только после того, как летчик-испытатель совершит пробные полеты. Практическая эксплуатация летательных аппаратов дает возможность обнаруживать и исправлять теоретические ошибки конструкторов, непрерывно улучшать и совершенствовать эти аппараты.
Другой пример. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, изложенная в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» и других трудах В. И. Ленина, вызвала в свое время яростные нападки со стороны идеологов оппортунизма. Отвергая эту теорию, противники Ленина утверждали, что она якобы угрожает погубить революцию. Но жизнь, практика, дальнейший ход революции блестяще подтвердили правоту ленинских идей.
Положение о практике как объективном критерии истины нельзя понимать в том смысле, что каждая научная теория должна непосредственно проверяться практикой. В этих условиях никакая наука не была бы возможна, так как каждое новое поколение людей вынуждено было бы проверять на практике все теории, созданные предшествующими поколениями, то есть каждый раз начинать познание сначала. Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.
Это обстоятельство нередко пытаются использовать идеалисты. Если то или иное положение можно доказать чисто логическим путем, рассуждают они, то не может быть никакой речи о практике как единственном критерии истины. Более того, они вообще утверждают, что наиболее надежным доказательством истинности научных положений являются логически правильные рассуждения, совершенно не связанные с общественной практикой. Некоторые представители идеализма при этом ссылаются на так называе-
мые точные науки, например на математику. Эти науки, по их мнению, развиваются чисто логически и якобы совершенно не нуждаются в том, чтобы их законы и другие теоретические положения доказывались практикой.
Диалектический материализм показал несостоятельность этой точки зрения. Конечно, многие теоретические положения действительно обосновываются логическим путем, без непосредственного обращения к практике. Для того чтобы доказать ту или иную теорему, математик, как правило, не обращается непосредственно к материальному миру, к практике, а опирается на ранее доказанные теоремы, аксиомы, определения и т. п. Но что такое логическое доказательство? В нем главную роль также играет критерий практики, но выступает она здесь не непосредственно, а опосредствованно. Логическое доказательство любого ‘теоретического положения, например, той или иной математической теоремы, если развивать его до конца, последовательно, представляет собой целую цепочку аргументов. Доказательство одной теоремы опирается на другую, которая, в свою очередь, обосновывается третьей теоремой и т. д., пока мы не дойдем, наконец, до так называемых «первых оснований»: аксиом, определений, очевидных фактов и т. д., то есть положений, которые непосредственно подтверждаются практикой.
Но из этого не следует, что критерий практики дает нам «вечные» истины в последней инстанции, которые в дальнейшем не нуждаются в новой проверке и уточнении. Даже те положения, которые раньше были полностью подтверждены практикой, должны в дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передовой науки. Было бы поэтому неправильно абсолютизировать роль практики как критерия истины, ибо процесс познания действительности бесконечен и практика призвана подтверждать относительную истинность полученных знаний, а не устанавливать метафизические абсолюты, «вечные» и «неизменные» истины. Критерий практики так же, как и само познание, имеет исторически относительный характер.
Следовательно, критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждения. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи, учит В. И. Ленин, человек идет к объективной истине через практику.
Момент относительности в практике как критерии истины определяется характером, природой как истины, которую она подвергает проверке, так и самой практики. Как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который, как мы видели, определяется бесконечным движением и развитием материального мира, отражаемого в истинах, уровнем развития общественного производства, научных знаний, познавательных возможностей человека, его мышления и т. п., то есть рамками определенной исторической эпохи, уровнем развития общества.
Общественную практику нельзя рассматривать как нечто постоянное, застывшее, неподвижное. Она непрерывно изменяется, развивается и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний. Но поскольку процесс развития и совершенствования общественной практики есть процесс бесконечный, то и момент относительности ее как критерия истины никогда не исчезает полностью.
Глава IX МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ