теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
FIBA Assist Magazine
Мир дзюдо
Самозащита без оружия
Олимпийский вестник Юга России
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь»
Базовые формы монастыря Шаолинь
Финансово-хозяйственные аспекты деятельности организации в кризисный период
Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка)
Секреты атлетизма
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Координационная тренировка спортсменов с использованием прыжковых упражнений на батуте
Ключевые слова: спортсмены, сенсомоторика, методика, координационная тренировка, упражнения, прыжки на батуте, тестирование, техническая подготовленность.
The paper examines the content of coordination training» term as a process of motion coordination improvement; theoretico-methodical and experimental analysis of the current issue of sensorimotor coordination development as the basis of technical preparation and technical fitness of athletes is presented. Analysis of methodical materials on trampoline jumps has been made; other modern programs for improvement statodynamic and statokinetic stability were analyzed. Methods including the following functionally interrelated (on the basis of «technique-coordination» factor) elements have been developed: indices of technical fitness level according to individual data of sensorimotor coordination; program of trampoline jump exercises; methods of training; regulation, control and correction. Introduction of methods in educational and training process of skilled athletes was shown to increase the indices of sensorimotor coordination level; positive dynamics of statokinetic and statodynamic stability was achieved, the learning of complex coordination exercises was enhanced.
Кeywords: athletes, sensorimotoric, methodology, coordination training, exercises, trampoline jumps, testing, technical fitness.
Постановка проблемы. Занимающиеся спортивными видами гимнастики, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, фристайлом, горнолыжным спортом, игровыми видами спорта, спортивными видами борьбы и другими видами спорта со сложной координационной структурой движений выполняют соревновательные упражнения в сложных условиях статокинетической и статодинамической устойчивости [1, 4, 7, 14, 18]. Спортсмены решают двигательные задачи управления положениями тела, позами тела на опоре и в безопорном положении, достигают координационной точности двигательных действий в сложной фазовой структуре спортивных упражнений. Ученые делают вывод о том, что решающая роль в эффективном управлении двигательными действиями принадлежит сенсомоторной координации [2, 4, 9, 20, 23]. В то же время, как показывает опыт практики и экспериментально-методические исследования, сенсомоторная координация в некоторых случаях недостаточно эффективно «работает» при демонстрации программы спортивных упражнений. Это выражается в нарушении устойчивости тела и системы тел, пространственно-временной ориентировки тела на опоре и в безопорном положении, темпо-ритма, дифференцировки параметров движений; в виде технических ошибок обнаруживается при выполнении программных перестроек в двигательной структуре состава соревновательного упражнения.
Анализ современного состояния спортивной подготовки свидетельствует о том, что координационная тренировка спортсменов становится все более актуальной. Она рассматривается как учебно- тренировочный процесс, направленный на развитие и совершенствование координации движений специальными (специфичными) координационными упражнениями, повышающими пространственные, временные и силовые показатели системного управления движениями спортсмена. Координационная тренировка строится с учетом показателей специальной двигательной (физической) и специальной технической подготовленности спортсмена, уровня развития сенсомоторной координации, накопленных знаний об уровне развития (совершенствования) и индивидуальном проявлении координационных способностей занимающихся конкретным видом спорта, наличия валидных средств (координационных упражнений) и методов их реализации в тренировочной и соревновательной деятельности. Координационная тренировка должна быть неотъемлемым элементом системы многолетней спортивной подготовки.
Координационная тренировка должна включать развитие сенсомоторной координации и координационных способностей.
Координационные способности Ю. К. Гавердовский представляет как раскрытые и развитые целенаправленной работой задатки [7]. Указывает, что существуют способности относительно обобщенного или специализированного типов, одинаково важные в любом виде деятельности, и локальные способности, которые наиболее ярко отражают склонность индивидуума к совершенно определенным формам деятельности. Как правило, полноценное развитие именно таких способностей играет решающую роль в самореализации человека и, в частности, спортсмена.
Упражнения спортивных видов гимнастики созданы искусственно [1, 7, 8, 19, 28]. Они практически не применяются в повседневной жизни. В то же время в мире существуют уникальные системы соревновательных упражнений в видах спорта со сложной координационной структурой движений, которые успешно развиваются, демонстрируются в виде композиций на спортивных соревнованиях различного масштаба, включая Игры Олимпиад. В связи с этим разрабатываются, совершенствуются требования к физической, функциональной (сенсомоторной), координационной и технической подготовке и подготовленности занимающихся. Ключевой тенденцией остается координационная сложность программ соревнований, а также их трудность, согласно таблицам трудности Международной федерации гимнастики.
Разработаны и изучены двенадцать координационных способностей, которые соответствуют специфике спортивных видов гимнастики, характеризуют качество управления движениями спортсмена, в разной степени реализуются в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности, являются основой технического совершенствования и технической подготовленности [3]. К ним относятся такие способности: выполнение статического и динамического равновесия, балансирование в системе взаимодействующих тел, оценка проприорецептивных сигналов в ортоградном и перевернутом положении тела, вестибулярная устойчивость и чувствительность, оценка пространства и времени на опоре и в безопорном положении, дифференцирование параметров движений, оценка устойчивости движения и слежения за объектом (предметом, партнером, соперником), проявление и изменение темпо-ритма движений, реактивность движений по времени двигательной реакции, проявление частоты движений, симметрия и асимметрия движений, согласование движений с музыкой. Выделению значимых координационных способностей в том или ином виде спорта посвящено много научных работ [6, 15, 20, 22]. Существующие в них незначительные расхождения только подтверждают специфичность проявления и индивидуальные различия в доминировании той или иной способности в родственной группе видов спорта или в отдельно взятом виде.
Развитие и совершенствование программ координационной тренировки. В последние годы в мире успешно разрабатываются программы упражнений общего и узконаправленного (локального) действия и влияния на развитие и совершенствование координации движений спортсмена [5, 12, 19, 24, 25, 32].
Спортсмены имеют возможность развивать поверхностные мышцы и мышцы, залегающие глубже; формировать мышечный корсет; работать над развитием сенсорных систем организма и совершенствованием их интегрированного взаимодействия в процессе выполнения спортивных упражнений, при этом делать упор на повышение уровня функционирования вестибулярной сенсорной системы как основы технической подготовки и технической подготовленности [4, 8, 13, 20, 27].
Программы упражнений специального узконаправленного действия разрабатываются и реализуются с учетом локального проявления специфичных координационных способностей, особенностей их функционирования, критериев оценки и факторов их определяющих. К таким специфичным, локально проявляющимся координационным способностям относятся: управление движениями в пространстве, устойчивость в перевернутом положении тела, балансирование, жонглирование, темпо-ритмизация, чувство времени, снаряда, предмета, воды, партнера, соперника, мышечно-суставное чувство, вестибулярная чувствительность, устойчивость движения, мелкая моторика, равновесие на зауженной, подвижной, высокой опоре, прыгучесть, взаимодействие музыки и движений, и др.
Для упражнений узконаправленного действия, используемых в процессе координационной тренировки, применяют специальные программы: позы, ориентации, координации, устойчивости, равновесия, «малой» акробатики, ритмики, «санжировки» (темпо-ритмичные, хлестообразные телом двигательные взаимодействия спортсмена с опорой (в висе) без и с поворотами вокруг продольной оси), механического взаимодействия с опорой, приземления, а также программы бросок, ловля, прыгучесть, гибкость, подвижность и др. Для их реализации используются физические и спортивные упражнения собственного вида спорта, а также упражнения других, чаще родственных, видов спорта, технические средства. Вместе с тем укажем на почти полное отсутствие научно-методических материалов, обосновывающих использование упражнений прыжков на батуте для развития и совершенствования сенсомоторной координации спортсменов в структуре координационной тренировки в системе спортивной подготовки в разных видах спорта.
Прыжки на батуте используются как средство двигательно-функциональной и технической подготовки в разных видах спорта, физическом воспитании и профессиональной деятельности человека (например, при тренировке вестибулярного анализатора горнолыжников, фристалистов, летчиков, космонавтов, моряков, водителей транспортных средств, и др.). При использовании прыжков на батуте для повышения двигательной активности происходит стимуляция вестибулярного анализатора, что способствует улучшению управления движениями, избавлению от укачиваний в транспорте, морской и воздушной болезни. Упражнения активизируют дыхание и улучшают кровообращение, приводят к позитивному психологическому и эмоциональному состоянию. По эффективности прыжки на батуте во многом превосходят обычную кардиотренировку. Физиологи из NASA выяснили, что польза прыжков на батуте значительно (на 68 %) превышает преимущества бега. В отличие от беговой дорожки пружинящая поверхность батута компенсирует до 80 % нагрузки, приходящейся на суставы. По этой причине 10 мин прыжков на батуте равны по эффективности 30 мин бега трусцой [33].
Цель исследования. Разработать методику координационной тренировки спортсменов с использованием прыжковых упражнений на батуте.
Результаты исследования. Разработана методика координационной тренировки спортсменов с использованием упражнений прыжков на батуте.
В методику входит: программа, включающая три блока упражнений прыжков на батуте, с учетом уровня показателей специальной двигательной (физической), специальной технической подготовленности и сенсомоторной координации спортсменов; показатели, раскрывающие специфику видов спорта, представителями которых являются занимающиеся; элементы дидактики; методические и практические рекомендации; регламентация, контроль и коррекция процесса освоения упражнений (рис. 1).
Экспериментально обоснованная программа упражнений прыжков на батуте и рекомендации по ее использованию дали практический результат. Первые практические шаги спортсмена, который приступил к овладению прыжками на батуте, связаны с формированием «чувства» снаряда, точных поз тела, положений тела: ходьба по сетке лицом и спиной по направлению движения; перекаты по сетке батута; раскачивания и прыжки на полной стопе на небольшой высоте по всей поверхности сетки (ноги на ширине плеч, ноги врозь левой (правой); раскачивания в центре батута (на «крестовине», ноги вместе, руки вдоль туловища). После того как появится чувство уверенности, прыжки следует выполнять с поднятыми вверх руками [10, 11, 16, 21]. При обучении прыжкам чрезвычайно важно, прежде всего, осваивать необходимые элементы рабочей осанки,
Достигнуть достаточной высоты полета после отталкивания в упражнениях на батуте можно только после выполнения двух-трех (нередко пяти-семи, в зависимости от трудности упражнения) прыжков на месте (в центре), которые в практике называются «темповые отпрыжки». Это простое, на первый взгляд, упражнение, которому необходимо тщательно научить и совершенствовать на всех этапах спортивной подготовки. В исходном положении ноги в узкой стойке (для тех, кто приступает к освоению прыжков на батуте допускается стойка на ширину плеч), туловище прямо, руки слегка отведены назад, взгляд направлен вперед.
Программа упражнений прыжков на батуте
Блок 1. Элементарные упражнения программы прыжков на батуте (рис. 2): вертикальное положение тела; сед, руки на сетке, пальцами вперед; стойка на коленях, руки вдоль туловища; упор стоя на коленях; группировка в положении лежа на спине; положение лежа на спине, руки вперед; положение лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты вперед, ладони на сетке.
Блок 3. Примерные связки элементарных и базовых упражнений программы (рис. 13-16).
РИСУНОК 9 — Сальто назад
Рекомендации. Выполнить темповые отпрыжки (кадры 1-2). При отпрыжке отклонить тело, создать вращение назад и, сгибая ноги, выполнить группировку с последующей быстрой разгруппировкой на восходящей части прыжка (кадры 3-5). На нисходящей части прыжка плечи поднять вверх, принимая вертикальное положение тела с прижатыми руками, и выполнить приземление в остановку (кадры 6-8). Обратить внимание на плотную и быструю группировку. Упражнение выполнить 2-4 раза, в двух-трех подходах
Рекомендации. Выполнить темповые отпрыжки (кадры 1-2). На восходящей части прыжка, отклоняясь назад и незначительно прогибаясь, поднять выпрямленные ноги и прижать руки к туловищу (кадры 3-5); на нисходящей части прыжка плечи поднять вверх, принимая вертикальное положение тела с прижатыми руками, и выполнить приземление в остановку (кадры 6-8). Обратить внимание на прямое, напряженное положение тела в пространстве. Упражнение выполнить 2-4 раза, в двух-трех подходах
Выполнение упражнений программы позволило повысить качество управления движениями в пространстве, регуляцию позы тела на опоре при выполнении двигательных тестов, характеризующих статокинети-ческую и статодинамическую устойчивость тела, координацию движений конечностями симметричного и асимметричного характера. Достоверность результатов исследования находится на уровне p ≤ 0,05 (спортсмены, специализирующиеся в игровых, циклических, сложнокоординационных видах спорта и спортивных единоборствах) и p ≤ 0,01 (спортивные виды гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика).
Рекомендации. При выполнении связки прыжки необходимо координировать движениями рук (на восходящей части траектории полета руки поднимаются вверх и на нисходящей опускаются вниз с акцентированным движением руки, в сторону которой выполняется поворот тела налево или направо). Обратить внимание на четкий поворот и четкий приход в сед, кисти на сетке, пальцами вперед. Связку повторить 2-4 раза с поворотом в обе стороны
Специалистам придется анализировать каждый конкретный случай неудач, возможно, придет понимание необходимости глобальной работы над развитием и совершенствованием сенсомоторной координации в структуре координационной тренировки в системе многолетнего спортивного совершенствования, о чем свидетельствуют работы отечественных и зарубежных авторов [5, 12, 17, 18, 24, 25, 31, 32]. Для этого используются программы упражнений с применением новых технических средств, что позволяет развивать и совершенствовать управление движениями в пространстве, статокинетическую и статодинамическую устойчивость; с использованием технических средств выполняются различные по структуре упражнения: повороты, скручивания тела, наклоны туловища вперед и назад, например, с опорой на фитбол, с другими предметами для создания упруго-жесткого, но пластичного мышечного корсета.
Исследования [1, 7, 14, 19, 26] показали, что при демонстрации тренировочных и соревновательных программ сенсомоторная координация слабо проявляется и недостаточно эффективно «работает» в двигательной, биомеханической, функциональной структурах выполняемых спортивных упражнений. Регистрируются технические ошибки в управлении движениями в пространстве, при приземлениях, при сохранении равновесия тела и системы тел, отмечается зажатость тела в движениях, требующих проявления пластики, быстрого сокращения и расслабления мышц, не достигается резкость в движениях, бывают головокружения, нечетко контролируется рабочая осанка и др. На наш взгляд, наряду с реализацией устоявшихся учебных и соревновательных программ необходима индивидуальная работа со спортсменом, направленная на развитие и совершенствование сенсомоторной координации, на выявление (распознание) приоритетных координационных способностей, которые бы отражали специфику вида спорта, чувство снаряда, партнера, соперника, воды, и, несмотря на динамику их показателей, были бы на строгом учете у спортсмена и тренера для использования.
Рекомендации. При выполнении поворотов (налево и направо) тело находится в выпрямленном положении с поднятыми вверх руками; выполнить четкий приход на сетку. Два повторения в одном подходе (два-три подхода)
Рекомендации. Особенности техники выполнения данной связки, заключаются в создании вращательного движения назад, с акцентом прихода на спину в группировке на нижнюю часть поясницы. Поворот налево на 360° выполнять на восходящей части прыжка, сохраняя вертикальную осанку, с прижатыми руками к туловищу. Связку выполнить 2-4 раза, в двух-трех подходах, в обе стороны
Вместе с тем научно-методических материалов, обосновывающих использование упражнений прыжков на батуте для развития и совершенствования сенсомоторной координации спортсменов в структуре координационной тренировки в системе спортивной подготовки в разных видах спорта недостаточно. Нами разработана методика координационной тренировки, ведущим элементом которой является программа упражнений прыжков на батуте. Программа содержит три блока упражнений (элементарные упражнения, базовые упражнения, связки элементарных и базовых упражнений); методические рекомендации; регламентацию, контроль и коррекцию процесса обучения и спортивной подготовки. При этом установлена высокая роль фактора «техника-координация» в двигательных действиях испытуемых спортсменов, т. е. уровень технических действий определяет успешность выполнения контрольных заданий (тестов). В свою очередь, сенсомоторная координация является основой технической подготовки и подготовленности. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования упражнений прыжков на батуте для совершенствования координации движений.
Перспективы дальнейших исследований. Совершенствование методики координационной тренировки занимающихся видами спорта со сложной координационной структурой движений на всех этапах многолетней спортивной подготовки.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное учреждение города Набережные Челны
« Спортивная школа олимпийского резерва «Олимпийский»
Тема: «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»
тренер отделения прыжки на батуте
Тимеркаева Диана Филиксовна
г. Набережные Челны, 2020 г.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Цель работы заключалась в ПРЫЖКАХ НА БАТУТЕ описании методологических основ теории и практики системы подготовки прыгунов на батуте высокой квалификации. Основные результаты работы заключаются в систематизации основополагающих признаков, тенденций развития, ключевых принципов и свойств системы подготовки прыгунов на батуте высокой квалификации. Ключевые слова: прыжки на батуте, система подготовки спортсменов, основные признаки, тенденции развития, принципы, системные свойства, спортсмены высокой квалификации. В настоящее время прыжки на батуте достигли высокой степени развития, что предусматривает наличие определенных способностей у спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Достижение такого уровня мастерства возможно при наличии у занимающихся, во-первых, определенных способностей к данному виду спортивной деятельности и, во-вторых, при использовании современной системы подготовки спортсменов.
Одним из ведущих факторов достижения высоких спортивных результатов является техническая и физическая подготовленность занимающихся, которая основывается на современных тенденциях развития прыжков на батуте, основных закономерностях роста спортивного мастерства и индивидуального развития спортсменов. По мнению специалистов (В. Ф. Дубко, О. Г. Запорожченко, Н. В. Макаров, М. Ю. Пушкарный и др.), достижение спортивно-технического совершенства будет более качественным, если в процессе тренировки использовать специально разработанные комплексы и программы, учитывающие передовой опыт ведущих тренеров, объективные критерии развития данных компонентов подготовленности, тестирование и оценка которых способствует ускоренному росту, стабильности и эффективности техники выполнения выполняемых соревновательных комбинаций.
В настоящее время наблюдается противоречие между постоянным ростом сложности соревновательных упражнений и отсутствием научно обоснованных технологий оценки и совершенствования технической и физической подготовленности, позволяющих дать объективную оценку движениям, выполняемым спортсменами высокой квалификации в процессе тренировки и соревнований, что позволило бы тренеру эффективно ими управлять. При этом тренерами не всегда грамотно понимаются и применяются в практической деятельности принципы и особенности подготовки спортсменов в прыжках на батуте.
Отмеченное выше определяет направленность и актуальность выполняемых исследований. Прыжки на батуте являются сложной развивающейся системой. В методологическом аспекте любое прогрессивное развитие системы связано с ее усложнением, характеризующимся интенсивным структурированием и ростом, интеграцией и дифференцированием ее элементов, а для живых систем еще и увеличением диапазона целесообразных функций в процессе достижения требуемого результата. Все эти признаки присущи данному виду спорта, содержание и средства которого постоянно усложняются и, следовательно, развиваются прогрессивно.
Основными признаками системы подготовки прыгунов на батуте являются: многоуровневость – отдельные элементы обеспечивают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех компонентов; сложность; целенаправленность на достижение максимального спортивного результата; самоорганизация, т. е. способность в процессе развития изменять структуру. Система спортивной подготовки батутистов определяется, прежде всего, направленностью на достижение максимально возможного индивидуального результата.
Целеворезультативные отношения можно схематично выразить следующей последовательностью: цель – средство – результат, включая сам процесс деятельности. Современная технология подготовки российских прыгунов на батуте основывается прежде всего на практическом опыте и педагогическом мастерстве тренеров-практиков и не имеет достаточного научно-методического обоснования. В то же время вопросы подготовки спортсменов высшего класса в основном решаются на интуитивно-эмпирическом уровне в рамках сборной страны. На теоретическом уровне эту важную проблему стали разрабатывать лишь в последнее время. Дальнейшее развитие отечественных прыжков на батуте сдерживают, на наш взгляд, следующие причины: недостаточная массовость, малая эффективность работы детских тренеров, отсутствие в достаточном количестве качественного оборудования. Прыжки на батуте, как и другие виды гимнастики со спортивной направленностью, развиваются в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеют свои специфические особенности.
– совершенствование Правил международных соревнований FIG, что является важнейшим инструментом управления развитием видов гимнастики.
– профессионализация и коммерциализация большой гимнастики; – повышение уровня подготовленности гимнастов, акробатов и прыгунов на батуте в странах с традиционно высоким уровнем развития гимнастики и появление на мировой арене классных спортсменов из “традиционно негимнастических стран”;
– обострение соревновательной конкуренции и расширение географии стран, претендующих на медали на крупнейших турнирах;
– рост и концентрация сложности соревновательных программ; – поиск новых сложных упражнений;
– повышение роли и доли специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе;
– доведение технического мастерства до уровня виртуозности; – интенсификация учебно-тренировочного процесса;
– ускорение процесса подготовки вследствие постоянного совершенствования методик обучения с быстрой потерей уникальности сложнейших элементов и связок;
– быстрое распространение передового опыта ведущих специалистов; – увеличение количества стартов до 12-15 в годичном цикле подготовки; – стирание граней между периодами подготовки с редукцией восстановительного периода в годичном цикле;
– интенсификация НИР по разработке и обоснованию основных компонентов технологии подготовки спортсменов высокого класса, тренажеров, устройств и технических средств контроля, позволяющих повысить эффективность обучения сложным упражнениям и развития необходимых физических качеств;
– улучшение всех видов обеспечения подготовки;
– централизация подготовки национальных сборных команд
Кроме общих системных принципов и закономерностей теории спорта, спортивная подготовка высококвалифицированных прыгунов на батуте, как система, обладает и специфическими принципами, которые характерны ей как сложнокоординационной спортивной деятельности.
2. Принцип динамичности отражается в таких понятиях, как непрерывность, изменчивость и вариативность. Непрерывность спортивной подготовки и соревновательной деятельности заключается, во-первых, в исторически сложившейся системе соревнований и, во-вторых, в циклическом развитии спортивной формы прыгунов набатуте. Участвуя в 10-12 соревнованиях в годичном цикле тренировки, спортсмен постоянно совершенствует соревновательную программу, решая перманентные задачи на каждом соревновании (опробование новых элементов, целостных упражнений, стабильность выполнения упражнений, совершенствование технического
мастерства), обеспечивает пик спортивной формы на главных для себя соревнованиях, на которых решает доминирующую цель деятельности и всей системы подготовки. Вариативность соревновательной деятельности батутистов заключается в частичной перестройке структурных и функциональных взаимосвязей, когда результат на главных соревнованиях может достигаться различным сочетанием отношений между элементами системы. При этом может изменяться или сама соревновательная программа (без изменения целей деятельности), или уточняется основная цель, когда стабилизируется программа, посредством которой спортсмен достигает максимального спортивного результата, или совершенствуется готовность к выполнению соревновательных действий, т.е. достигается более высокий уровень развития спортивной формы. Изменчивость подготовки и соревновательной деятельности будет зависеть от внешних факторов (складывающейся соревновательной борьбы, изменяющихся условий функционирования деятельности, действий и поведения соперников, зрителей и тренера) или собственного психофункционального состояния, напряженности и конфликтности соревновательной борьбы. Реализация данного принципа также обеспечивается всеми компонентами содержания системы подготовки.
3. Принцип индивидуализации, т.е. максимального учета индивидуальных способностей при разработке программ подготовки и соревновательной программы, техники, тактики, уровня готовности и, непременно, мотивации, психофункциональных особенностей, свойств темперамента и поведения. При этом чем выше квалификация спортсмена, тем полнее должен соблюдаться данный принцип. Концепция индивидуализации в процессе подготовки прыгунов на батуте должна основываться на использовании тех элементов и “связок”, которые технически грамотно и с высокой надежностью выполняются спортсменом на достаточной высоте на
каждой тренировке. Кроме того, для каждого батутиста существует “своя” комфортная высота выполнения комбинации, что выражается в его индивидуальном стиле соревновательной деятельности. Этот принцип обеспечивается всеми элементами в процессе многолетней спортивной подготовки.
соревновательной борьбы примерно равных по силе соперников, для рационального построения тренировки в условиях лимита времени и при больших объемах подготовительной работы, направленной на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности. Интегральная предсоревновательная подготовка является приоритетной для реализации этого принципа, который в системе соревновательной деятельности батутистов обеспечивается, прежде всего, элементами мотивации, готовности и соревновательных действий и нагрузок, формирующих соответствующую структуру.
(физиологический аспект), технической подготовленностью (педагогический аспект) и адаптивным поведением (социальный аспект).
В практике спорта выделяют два типа приспособительных реакций организма – срочную, но не стабильную, и долговременную, относительно стабильную адаптацию. Развивая мнение специалистов о возможности применения теоретических концепций адаптации в практике спортивной тренировки детей и подростков, считаем целесообразным осуществлять формирование долговременной адаптации, начиная с этапа начальной подготовки, и совершенствовать данный компонент одновременно с физической, технической и другими сторонами подготовленности юных спортсменов.
В педагогическом аспекте принцип тренировочной и соревновательной адаптации выражается в разработке нескольких вариантов соревновательных упражнений и тактический действий, специальных индивидуальных настроечных действиях, в специальном приспособительном, адаптационном поведении, когда спортсмен не только приспосабливает свою деятельность к внешним условиям,но и преобразует их в соответствии с удовлетворением своих потребностей в специализированной настроечной «разминке», которая формирует психологический комфорти необходимое психофункциональное состояние.
7. Принцип педагогической управляемости заключается в том, что процессы формирования и протекания тренировочной и соревновательной деятельности происходят не спонтанно, а под руководством преподавателя-тренера, вооруженного как знаниями теории и методики спортивной тренировки, так и индивидуальных особенностей личности спортсмена. Кропотливая, целенаправленная работа наставника уже с первых лет подготовки спортсмена способствует формированию основных элементов подготовленности к соревновательной деятельности и, прежде всего,
направленности мотивации на результативную деятельность, потребность в соревновательных отношениях и самосовершенствовании. Желание соревноваться, бороться и побеждать позволяет преодолеть многие негативные факторы, возникающие в процессе соревнований, а также дает возможность полнее раскрыть потенциальные способности ученика.
Основными методическими положениями, обеспечивающими данный принцип, являются :
1. Формирование соревновательной установки, адекватно отражающей психофизиологические особенности ученика и регулирование их в процессе соревнований.
2. Правильное составление соревновательных упражнений в соответствии с уровнем развития спортивной формы и степенью сформированности навыков выполняемых элементов, что способствует надежности соревновательных действий.
3. В процессе многолетней подготовки формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы.
4. Формирование активной, творческой личности спортсмена, способного к самостоятельному принятию единственно правильного решения.
5. Направленность взаимоотношений тренера и спортсмена на сотрудничество в процессе спортивной подготовки, их взаимное доверие, самоотдача и самоотверженность способствуют достижению высокого спортивного результата. Демократический стиль руководства и характер отношений предусматривают то, что спортсмены являются не слепыми исполнителями решений тренера, а его союзниками, активными участниками решения поставленных задач.
Представленные принципы отражают подготовку прыгунов на батуте как целостную систему, позволяют анализировать и управлять как развитием отдельных элементов, так и всем процессом, обосновывать стратегию и тактику тренировки и выступления, прогнозировать соревновательные ситуации и итоговый результат.
Несмотря на важность и приоритетность в каждом конкретном случае отдельных принципов, они проявляются и формируются только в неразрывном единстве и взаимосвязи, так как отражают спортсмена как личность, целостный организм не только в процессе соревновательной деятельности, но и в диалектическом взаимодействии с окружающей средой.
Рассмотренные выше основные принципы и проведенный анализ системы подготовки батутистов позволяют определить свойства, характеризующие систему подготовки спортсменов в прыжках на батуте: эффективность, надежность, оптимальная достаточность, вариативность, индивидуальность стиля деятельности, эмоциональная насыщенность.