теория и практика физической культуры верхошанский

Теория и практика физической культуры верхошанский

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанскийтеория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

(Материал взят из журнала «Теория и
практика физической культуры».)

Профессор Ю.В. Верхошанский

НА ПУТИ К НАУЧНОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

Публикацией дискуссионной статьи профессора Ю.В. Верхошанского мы открываем на страницах нашего журнала широкую дискуссию по проблемам теории и методики спортивной тренировки. Не отрицая несомненных достижений советской и российской научной школы в этой области, мы не можем пройти мимо заметных противоречий во взглядах современных специалистов на эти проблемы и возросших потребностей практики в новых идеях для совершенствования систем спортивной тренировки на разных этапах подготовки атлетов. Надеемся, что свободный обмен мнениями и аргументами, не ограничиваемый позицией редакции, послужит стимулом для творческого осмысления и практической реализации новых импульсов в развитии отечественной и мировой спортивной науки.

Ключевые слова: теория спортивной тренировки, научные основы теории и методологии тренировки, «периодизация» тренировочного процесса, теория адаптации, биологическая составляющая теории тренировки в спорте, принципы построения тренировки.

Проблема

Ныне уже нет сомнений, что так называемая официальная, т.е. включенная в программу для преподавания в ИФК теория спортивной тренировки, базирующаяся на рожденной в 60-е годы концепции т.н. «периодизации» тренировки и до сих пор настоятельно навязываемая спортивной практике, уже давно утратила свою теоретическую и практическую значимость. Сегодня, когда количественный состав фактов, накопленный смежными науками (прежде всего биологического цикла), обусловливает переход представлений о сути спортивной тренировки на новый качественный уровень, подобные публикации превратились в фактор, сдерживающий прогресс научного знания в области спорта, наносящий непоправимый вред подготовке кадров отечественных специалистов и спортсменов всех уровней мастерства, и, наконец, в фактор, принижающий былой авторитет нашей спортивной науки.

И поскольку несомненно, что в центре ее научной платформы должно лежать биологическое знание, она должна разрабатываться высокоэрудированными профессиональными специалистами в области спорта и спортивной науки и признанными авторитетами из смежных наук (физиология, биомеханика, биохимия, медицина, психология) при активном участии профессиональных (непременно!) философов и методологов.

В этой статье анализируются современное состояние «официальной» теории спортивной тренировки (ТСТ) и причины ее кризиса. При этом внимание концентрируется лишь на ее принципиальных погрешностях, хотя многие из ее частных деталей также нуждаются в квалифицированной поправке.

Принципиальные методические положения современной системы спортивной тренировки были разработаны российскими тренерами в начале 50-х годов, в связи с подготовкой и участием советских спортсменов в XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952) и других международных соревнованиях. Накопленный при этом практический опыт был затем обобщен и представлен в виде теоретизированной концепции «периодизации» тренировки (далее КПТ). И поскольку в то время вопросы теории тренировки еще не стали предметом внимания более серьезных специалистов, а советские спортсмены успешно выступали на мировой арене, то КПТ, явившаяся первым обобщающим трудом в области теории спортивной тренировки за «железным занавесом», естественно привлекла внимание зарубежных специалистов.
Понятие «периодизации» постепенно превратилось в синоним «планирования тренировки», и многие специалисты и тренеры, как советские и российские (см. обзор), так и зарубежные, до сих пор используют надуманный, теоретизированный понятийный аппарат КПТ, подгоняя под него свои, как правило, более прогрессивные представления об организации тренировочного процесса.

Однако КПТ не только не нашла широкой поддержки в практике, но и подверглась критике как в нашей стране, так и за рубежом.

Специалисты считают, что устаревшие положения КПТ тренировки не отвечают потребностям современного спорта, не способствуют росту функциональных резервов организма спортсменов и тормозят прогресс спортивных достижений, что в конечном итоге и обусловило в последнее время отход от этой концепции.

Высказывается мнение, что КПТ не является образцом системы тренировки для элитных спортсменов и должна быть отвергнута или модифицирована в соответствии с особенностями современного календаря соревнований и тенденциями в развитии мирового спорта. В лучшем случае отдельные положения КПТ могут использоваться начинающими и юными спортсменами.

Подчеркивается, что для спортивной практики не характерно формальное, механическое деление годичной тренировки на периоды и «мезоциклы», рекомендуемые КПТ, и что принципы «периодизации», сформулированные на основе изучения относительно кратковременного опыта подготовки спортсменов на начальном этапе формирования советской системы тренировки (50-е годы) и главным образом на примере трех видов спорта (плавание, тяжелая атлетика, легкая атлетика), не могут быть ни достоверными, ни универсальными. Подчеркивается, что система тренировки должна базироваться не столько на логике и эмпирическом опыте, сколько на знании физиологии.
Во многих публикациях обращается внимание на то, что принципы и методические рекомендации КПТ неконкретны и не соответствуют современным тенденциям развития большого спорта. Они не соответствуют, в частности, реальным условиям подготовки спортсменов в спортивных играх, в видах спорта, требующих развития выносливости, в гимнастике, легкой атлетике и других видах спорта. Причем КПТ не предусматривает и не предлагает методических решений для эффективного решения задач специализированной соревновательной и специальной физической подготовки спортсменов в различных видах спорта.

Тренеры-практики видят несостоятельность КПТ в неправильно расставленных акцентах на приоритетности целей, задач, принципов, идей и тенденций тренировочного процесса.

Наиболее острой критике КПТ подвергается со стороны специалистов по циклическим видам спорта, которые обращают внимание на то, что ее устаревшие принципы не соответствуют потребностям современного спорта. Характерными особенностями современного планирования тренировки, в частности в видах спорта, требующих развития выносливости, являются более динамичная организация тренировочных нагрузок в годичном цикле и постепенное исчезновение элементов традиционной периодизации. Однако российские специалисты в циклических видах спорта, руководствуясь КПТ, применяют устаревшую методику тренировки, которая уже многие годы сдерживает рост спортивных результатов. Такая методика недостаточно научно обоснована и не в состоянии так обеспечить подготовку спортсменов, чтобы они стабильно показывали высокие результаты не на пресловутых «пиках спортивной формы», а на протяжении всего соревновательного сезона, как этого требует современный спортивный календарь.

Причины кризиса в циклических видах спорта в Советском Союзе наиболее обстоятельно рассмотрены в работах Г. Мелленберга. Автор подчеркивает, что его обширный экспериментальный материал не подтвердил эффективности поэтапного способа построения тренировки, предложенного Л. Матвеевым, и «пока неизвестно, сколько еще наши спортсмены будут расплачиваться за методические просчеты подобных концепций».

Специалистами обращается внимание на то, что успехи африканских (в частности, кеннийских) спортсменов объясняются главным образом не тем обстоятельством, что они «тренируются в горах и имеют генетическую предрасположенность», как это утверждалось советскими специалистами, а тем, что они не взяли на вооружение идеи «периодизации» в построении тренировочного процесса и вовремя поняли, что африканские спортсмены не должны копировать европейских».

Небезынтересно отметить, что если КПТ была безоговорочно принята в бывших соцстранах, то в большинстве других стран мира она не нашла широкого применения.

Известный немецкий теоретик Р. Tschiene, проанализировавший ряд современных тренировочных концепций, обратил внимание, что КПТ не изменилась с момента первой публикации (1965 г.), хотя за это время практика большого спорта и научные достижения ушли далеко вперед, многие тренерские доктрины не выдержали проверки и уступили место другим, более прогрессивным. В связи с этим трудно понять, отмечает автор, почему профессор Матвеев не заметил или не захотел этого заметить, хотя давно были видны трудности, которые возникали при использовании его структурной схемы в спортивных играх и других видах спорта. Поэтому предлагаемая им теория периодизации годичного цикла должна быть преобразована или заменена более современной доктриной, с более конкретными и обоснованными принципами, предусматривающими повышение роли соревновательного упражнения и индивидуализации тренировки в соответствии с переменами в международной соревнователь ной практике.

В Италии основной труд по периодизации тренировки не только не был переведен, но и подвергся серьезному критическому анализу в специально изданной брошюре. В ней прежде всего поставлены под сомнение достоверность и практическая эффективность концепции, основанной на данных тренировки лишь пловцов, тяжелоатлетов и легкоатлетов в период приблизительно с 1950 по 1960 год.

Из многих других замечаний следует упомянуть надуманность и громоздкость классификации различных «микро» и «мезоциклов», и непонимание того обстоятельства, что в результате воздействия разгрузочного микроцикла предыдущего «мезоцикла» организм спортсмена находится в условиях суперкомпенсации, которая, однако, не используется, в силу чего средние и малые волны нагрузок хаотически воздействуют на организм спортсмена. В результате авторы приходят к заключению, что «организация тренировки, предусматриваемая Матвеевым, может использоваться только спортсменами низкой квалификации».

Итак, сегодня КПТ производит впечатление остановившихся часов, хотя ее творец не перестает утверждать, что они показывают верное время, ибо идут по придуманным им «законам становления спортивной формы». Он упорно не воспринимает критику, заявляя, что содержащиеся в его концепции конструктивные положения «довольно продуктивны как в теоретическом, так и в прикладно-методическом отношении, о чем свидетельствует их все более широкое международное признание». При этом он обиженно сетует, что игнорирование и искаженная интерпретация его учения стали чуть ли не модным явлением в некоторых публикациях последних лет.

Несмотря на бесконечные приглашения к «творческому и по-деловому критическому обсуждению» его идей, он тем не менее рассматривает КПТ как улицу с односторонним движением, которое дозволено регулировать только ему одному, что, как заметил немецкий специалист Р. Tschiene, исключает всякую возможность творческой дискуссии для дальнейшего углубления теории спортивной тренировки.

Источник

Teoriya.ru

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

Изображение:

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

Журнал ТиПФК №4-2005

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ
Ю.В. Верхошанский – Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса 2
И.А. Севостьянов, Ж.К. Холодов – Современные информационно-компьютерные средства при анализе соревновательной деятельности 15
В.Н. Лощилов – Способ оценки общей работоспособности человека 17

БИОМЕХАНИКА СПОРТА
Л.Н. Сляднева – Телесная пластичность как биомеханическая реальность 20
И.М. Козлов, А.В. Самсонова, В.С. Степанов – Дихотомия (симметрия–асимметрия) физического развития спортсменов 24

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ
В.А. Магин – Контекст модернизации высшего профессионального физкультурного образования 39

«ТРЕНЕР» – журнал в журнале
И.А. Григорьянц – Спортивная гимнастика: от Сиднея до Афин 28
А.В. Полуструев, С.Н. Якименко, В.Г. Турманищдзе – Комплексное использование физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки квалифицированных бадминтонистов 35
З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина, М. Сахебозамани, Р. Балучи, В.Н. Горелов – Взаимоотношения между частотой сердечных сокращений и кратковременной физической нагрузкой максимальной интенсивности у спортсменов 37

Е.Н. Гогунов – Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту 42
Л.Н. Рютина – Методология научного поиска при определении содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов железнодорожного транспорта 45
А.О. Егорычев – Индивидуальное прогнозирование спортивной специализации студентов на основе имитационного моделирования 48

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
Е.В. Елисеев – Архитектоника помехоустойчивости, регулирующей адаптацию движений единоборцев к психофизической напряженности 51

КОНСУЛЬТАЦИИ
Л.Д. Назаренко, Л.И. Костюнина, Н.В. Красникова – Тестирование уровня развития ритмичности при занятиях оздоровительной аэробикой 57
Т.В. Колтошова, Ж.Б. Сафонова, С.Н.Туморин – Оздоровительная физическая культура во вторичной профилактике функциональных нарушений и заболеваний позвоночника у студентов специальных медицинских групп 60

80-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ 38
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО 14
НОВЫЕ УЧЕБНИКИ 26, 44
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ 47, 63
КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ 50

ELITE TECHNOLOGIES IN SPORT
Yu.V. Verhoshansky – Theory and Methodology of Sports Training: Block System of Training of Elite Athletes
I.A. Sevostyanov, Zh.K. Kholodov – Modern Computer Means at Analysis of Competitive Activity
V.N. Loshchilov – Way of Estimation of General Serviceability of Person

BIOMECHANICS OF SPORTS
L.N. Slyadneva – Corporal Plasticity as Biomechanical Reality
I.M. Kozlov, A.V. Samsonova, V.S. Stepanov – Dichotomy (Symmetry–Asymmetry) of Physical Development of Athletes

“TRENER” – journal in journal
I.A. Grigoryants – Sports Gymnastics: from Sydney to Athens
A.V. Polustruev, S.N. Yakimenko, V.G. Turmanidze – Complex Use of Physical Means for Improving of Elite Badminton Players on Stage of Precompetitive Training
Z.B. Belotserkovsky, B.G. Lubina, M. Sakhebozmany, R. Baluchy, V.N. Gorelov – Correlation Between Cardiac Rate and Short Physical Load of Maximal Intensity in Athletes

VOCATIONAL TRAINING
V.A. Magin – Context of Modernization High Profession Physical Education
E.N. Gogunov – Professional-Psychological Competence of Specialist in Physical Culture and Sports
L.N. Ryutina – Methodology of Scientific Search at Definition of Contents of Professional-Applied Physical Education of Students of High Schools of Railway Transportation
A.O. Egorychev – Individual Forecasting of Sports Specialization of Students of Basis of Imitating Modeling

PSYCHOLOGY OF SPORTS
E.V. Eliseev – Architectonics of Noise Stability Regulating Adaptation of Movements Wrestlers to Psychophysical Intensity

CONSULTATIONS
L.D. Nazarenko, L.I. Kostjunina, N.V. Krasnikova – Testing of Level of Development of Rhythm at Occupations of Improving Aerobics
T.V. Koltoshova, Jh.B. Safonova, S.N. Tumorin – Improving Physical Culture in Postexposure Prophylaxis of Functional Deviations and Disease of Backbone among students of Special Medical Groups

JUBILEE OF SCIENTIST
NEW MANUALS
TO JOURNAL’S 80th ANNIVERSARY
FROM EDITOR’S PAPERS CASE
CRITICS, BIBLIOGRAPHY

Источник

Теория и практика физической культуры верхошанский

(Материал взят из журнала «Теория и
практика физической культуры».)

Профессор Ю.В. Верхошанский

Основы специальной силовой подготовки в спорте

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

Развитие абсолютной силы мышц.

Абсолютная сила характеризует предельное напряжение мышц человека, измеренное динамометром или наибольшим весом поднятого груза. Иными словами, абсолютная сила—это максимальное значение силы, проявленной в условиях изометрического напряжения или медленного движения с грузом. Можно назвать два основных метода развития абсолютной силы мышц: метод повторных усилий и метод кратковременных максимальных напряжений.

Разновидностью метода повторных усилий является метод прогрессивно возрастающего сопротивления. Вначале определяют вес, который можно поднять 10 раз подряд (он обозначается как 10 ПМ, т. е. повторный максимум). Тренировочный сеанс состоит из трех подходов с 10 медленными повторениями в каждом. В первом подходе берется вес, равный половине веса 10 ПМ, во втором—3\4 от 10 ПМ и в третьем—10 ПМ. Прогрессивное увеличение сопротивления имеет практическую ценность для развития силы и выносливости (Е. Faulkner, 1950;A. Lindervold, 1952; A. Montgomery, 1954).

А. Н. Воробьев (1971) показал, что в основной части нагрузки в тренировке современных тяжелоатлетов применяется преимущественно вес от 70% (от максимального) и выше. На долю более легких весов отводится около 10% всей нагрузки.

Естественно, что при совершенствовании методов развития абсолютной силы внимание уделялось и таким вопросам, как число подходов к весу, число повторений в одном подходе и темп движений. Так, экспериментально проверялся тренировочный эффект 9 различных программ в жиме лежа. В результате эксперимента выясни-. лось, что тренировка в трех подходах с 6 повторениями (т. е. с весом 6 ПМ) оказалась наиболее эффективной (R. Berger, 1962). Это фактически подтвердило раннюю работу Е. Кейпена (1956), в которой была выявлена эффективность 5 подъемов максимального веса в трех подходах. Несколько позже Р. Бергер (1963) исследовал вопрос, почему 6 повторений в каждом подходе были более эффективны, чем 2 или 10 повторений. Он пришел к выводу, что тренировка с тяжелым весом не обеспечивала оптимального числа повторений, необходимых» для увеличения силы, и, наоборот, тренировка с легким весом и большим числом повторений являлась слишком слабым раздражителем. В этой работе не было обнаружено значительных различий в приросте силы при тренировке с весом 2, 5 и 10 ПМ, при тренировке с максимальным (10 ПМ в одном подходе три раза в неделю) и субмаксимальным (90% от 10 ПМ два раза в неделю и 10 ПМ третий раз) весом, а также разницы в эффективности двух и трехразовой тренировки в неделю.

Однако имеются сведения, что во всех случаях тренировка с интервалами между занятиями 2 дня оказывалась значительно более эффективной, чем с интервалом в 1 день (И. Г. Васильев, 1954).

Сравнивались также 5 тренировочных программ, отличающихся друг от друга главным образом максимальным весом в одном подходе: 1) 2\3 от веса 1 ПМ два раза в неделю и вес 1 ПМ в третий раз; 2) 2\3 от веса 1 ПМ два раза в неделю и 80% от 1 ПМ в третий раз; 3) 2\3 от веса 1 ПМ два раза в неделю и 90% от 1 ПМ в третий раз; 4) вес 1 ПМ один раз в неделю; 5) 2\3 от веса 1 ПМ три раза в неделю. Единственная программа, которая не дала прироста силы,—это пятая. Прирост силы в тренировке по другим программам был примерно равным (R.Berger, 1965).

Итак, можно сделать следующий вывод:

1. Тренировка с субмаксимальным весом (в 2\3 и более от максимума) дважды в неделю и с максимальным весом раз в неделю дает такой же результат в развитии силы, как и тренировка с максимальным весом три раза в неделю.

2. Увеличение силы при тренировке с весом 2\3 от ПМ два раза в неделю по одному подходу и с весом 1 ПМ в третий раз происходит главным образом благодаря тренировке с весом 1 ПМ.

3. Для оптимального увеличения силы при тренировке три раза в неделю вес в одном подходе нужно подбирать в пределах от 3 до 10 ПМ.

4. Тренировка раз в неделю с весом 1 ПМ в одном подходе значительно увеличивает силу до 6-й недели.

5. Тренировка два раза в неделю с весом 10 ПМ в трех подходах так же эффективна, как и такая же тренировка три раза в неделю.

6. Если в тренировке применяется вес 10 ПМ в одном подходе, последовательность подъема меньшего веса не имеет никакого значения.

Следует подчеркнуть, что эти выводы сделаны на основе исследовании с испытуемыми, которые или совсем не тренировались, или тренировались мало до начала эксперимента. У новичков значительное увеличение силы наблюдалось при тренировке 1 и 5 раз в неделю. При большем числе тренировок в неделю может ухудшиться восстановление организма. Поскольку оптимальное число тренировок в неделю зависит от способности организма к восстановлению, никакие рекомендации в отношении числа подходов и повторений, никакая программа не могут быть идеальными для всех занимающихся (R. Вегger, 1962, 1963).

По мнению А. Н. Воробьева (1971), вариативность в числе подъемов от 1 до 6 является тем оптимумом, который необходим для тренировок квалифицированных тяжелоатлетов. Превышение или снижение этого числа отрицательно сказывается на развитии силы.

Существенное значение для развития силы мышц имеет темп движений при выполнении упражнений с отягощениями (см. обзор А. Н. Воробьев, 1971). В последнее время установлено, что наибольшие результаты в приросте силы мышц соответствуют среднему темпу движений: прирост силы происходит в течение 30 занятий, при другом темпе—в течение 15 занятий. Установлено, что наиболее эффективным является вариативное сочетание разного темпа выполнения упражнения. Так, прирост силовых показателей за 10-недельный период такой тренировки составил 22,2±0,6 кг, а при выполнении движений в среднем темпе—16,3±0,5 кг (С. И. Лели ков,1975)

‘Интересно, что в определенных условиях уровень развития силы повторным методом определяется не весом поднимаемого груза, а количеством выполненной работы. Так, по данным И. Г. Васильева (1954), разные мышечные группы после проделанной на 40 тренировочных занятиях одинаковой работы (в кГм) при всех нагрузках (20, 40, 60, 80% от максимальной силы) и при темпе 45 подъемов груза в минуту дали эффект, мало отличающий их друг от друга. Нагрузка в 80% привела к несколько большему эффекту, но не для всех групп упражняемых мышц. При аналогичной тренировке в максимальном темпе эффект был тем меньше, чем больше был тренировочный груз.. Высокий темп движений оказался менее благоприятным для развития силы, и лишь при нагрузках в 20% в некоторых мышечных группах прирост силы был примерно таким же, как и при тренировке в темпе 45 подъемов в минуту.

Заслуживает внимания факт, отмеченный как в опытах на нервно-мышечном препарате лягушек, так и в педагогических наблюдениях с использованием эргографической методики. Оказалось, что до наступления утомления мышцы совершаю одно и то же число сокращений как в случае нагрузки постоянной величины. Так и в том случае, когда нагрузка увеличивается до этой же величины постепенно. А поскольку чем больше груз. С которым работает мышцы, тем быстрее наступает утомление ( а утомление существенно изменяет тренирующие воздействие работы), целесообразно укорачивать период постепенного увеличения нагрузки, как можно раньше переходить к оптимальным нагрузкам и работать с ними в течении всего занятия ( С.П. Нарикашвили и др. 1960).

Методу кратковременных максимальных напряжений имеет еще одну важную особенность. Поднимание предельного и околопредельного веса совершенствует мобилизационные способности организма спортсмена и приводит к повышению его специальной работоспособности, выражающейся в умении развивать кратковременные концентрированные усилия большой мощности.

Для развития абсолютной силы, не требующей быстрого проявления, может быть полезна изометрическая тренировка, хотя еще не установлено достаточно ясно, какая тренировка—динамическая или статическая— дает более быстрое и стойкое увеличение силы. Изометрическая тренировка четыре раза в неделю с 2—15 напряжениями в 1 мин. не дала значительных различий в силе по сравнению с подниманием тяжестей с той же частотой (N. Salter, 1955); то же можно сказать о 5—10 подтягиваниях и 6-секундном изометрическом напряжении при аналогичном положении (Т. Dennison, а. о., 1961). Подобные выводы получены и в других работах (Е. Asmussen,11949; Н. Darcus, 1955; ГХ Rose a. o„ 1951; R. Berger, 1962). Вместе с тем было показано, что динамическая работа в трех подходах с 5 или 6 повторениями более эффективна, чем соответствующая изометрическая работа (Ph. Rasch, L. Morehause, 1957; R. Berger, 1962).

Итак, значительное увеличение абсолютной силы мышц может быть обеспечено в равной мере методом повторных усилий и методом кратковременных максимальных напряжений, а также изометрическими напряжениями. Однако в каждом из них приобретаемая сила имеет специфическую окраску.

Метод повторных усилий целесообразен на начальных этапах развития силы мышц, а также там, где решающую роль играет величина силы, а быстрота ее проявления не имеет значения. Повторная работа с умеренным отягощением (до 50—60°/о от максимального) и большим числом повторений способствует увеличению мышечной массы. При большом отягощении (до 90—95% от максимума) и ограниченном числе повторений сила растет быстрее, а прирост мышечной массы выражен меньше. Повышение тренирующего эффекта достигается путем увеличения веса отягощения и объема работы.

Метод кратковременных максимальных напряжений, увеличивая абсолютную силу мышц без существенного прироста мышечной массы, одновременно совершенствует способность к относительно быстрому проявлению силы. Этот метод целесообразен там, где метод повторных усилий уже не дает эффекта в развитии силы и где требуется быстрое повышение уровня силы в относительно короткое время при небольшом объеме работы. Метод кратковременных максимальных напряжений эффективен для поддержания достигнутого уровня силовой подготовленности, общей тонизации нервно-мышечного аппарата и приобретения спортивной формы. Повышение тренирующего эффекта достигается путем увеличения максимального веса отягощения, а также средней величины веса, поднятого в тренировочном сеансе при некотором сокращении числа подходов и повторений.

Изометрические напряжения с медленным повышением усилия хорошо развивают абсолютную силу без прироста мышечной массы, обеспечивают общую тонизацию нервно-мышечного аппарата. Этот метод может использоваться для поддержания достигнутого уровня развития силы, целесообразен там, где быстрота движения не имеет значения, и в тренировке подготовленных спортсменов. Повышение тренирующего эффекта достигается главным образом за счет максимума напряжения, увеличивающегося по мере роста силы мышц.

Развитие быстрой силы мышц

Учитывая необходимость более детального освещения таких малоразработанных вопросов, как развитие стартовой силы мышц и их явной способности, целесообразно выделять рассмотрение рекомендуемых для этого методов в отдельный раздел

Таким образом, проявление быстрой силы чрезвычайно разнообразно, природа ее в высокой степени специфична, она обнаруживает относительно плохой “перенос” с одних движений на другие и сравнительно медленный темп развития. Отсюда и методика совершенствования быстрой силы очень специфична и в теоретическом плане еще далеко не обоснована. Методика развития быстрой силы применительно к упомянутым типам движения имеет свои особенности.

При развитии быстрой силы в движениях ациклического характера ударного или метательного типа вес отягощения должен подбираться с учетом влияния его на характер выполнения упражнения. Например, для развития силы броска ватерполиста лучшие результаты дали броски медицинбола весом 2 кг, чем 4 кг. Прирост дальности бросков был соответственно равен 13,6 и 8,94%, причем броски 4-килограммового мяча ухудшили технику (О. Rogener, 1961). При тренировке в метании в цель легкого (2 унции) и тяжелого (6,5 унции) мячей отмечено улучшение результатов в обоих случаях, однако “перенос” тренированности был однонаправленным: метание легкого мяча повышало точность метания тяжелого, а обратный эффект не наблюдался (G. Egstrom а. о., 1960). Оптимальный вес отягощения, при котором не было существенных нарушений. техники в тренировке копьеметателя, равнялся 3 кг (Е. Н. Матвеев, 1967).

теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть фото теория и практика физической культуры верхошанский. Смотреть картинку теория и практика физической культуры верхошанский. Картинка про теория и практика физической культуры верхошанский. Фото теория и практика физической культуры верхошанский

Рис. 64. Влияние последействия предыдущей тонизирующей работы на высоту (h) подбрасывания груза

Методические пути развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств с использованием следовых явлений от предыдущей работы для повышения- эффективности последующей.

Имеются данные, позволяющие утверждать, что развитию скорости однократных движений в большой степени способствует вариативный метод (например, когда попытки со стандартным весом ядра выполняются на фоне (свежих) мышечных ощущений, полученных при толкании легкого снаряда). При изолированном толкании снаряда различного веса разница между средними результатами существенна и статистически достоверна. Это говорит о том, что легкое и тяжелое ядро с разницей в весе 250 г метатели толкают с разной скоростью. При поочередном толкании снарядов разного веса между средними результатами статистически существенных различий не обнаружено. Однако сближение средних величин оказалось возможным лишь при разнице в весе 250 г, а при разнице 500 г сближения результатов не наблюдалось (Л. С. Иванова, 1964; Л. А. Васильев, 1975).

Таким образом, “перенос” скорости метания легкого снаряда на тяжелый (нормальный), видимо, возможен только при поочередном толкании разных по весу снарядов.

Эффективность вариативного метода для развития скорости движений была установлена и в подготовке хоккеистов (чередование бросков шайбы нормального и утяжеленного весов). Оптимальный вес утяжеленной шайбы равен 0,6—0,8 кг. Однако для каждого хоккеиста его надо подбирать индивидуально. При этом следует исходить из возможности спортсмена произвести бросок “верхом” утяжеленной шайбой (В. П. Савин, 1974).

Учитывая противоречия между весом отягощения и скоростью движения в практике развития быстрой силы, следует искать возможность устранения этих противоречий. Такая возможность открывается в том случае, если проявляемая сила противопоставляется не весу отягощения, а его инерции. К сожалению, в практике этот способ еще не применяется, и поэтому трудно дать конкретные рекомендации. Пока это гипотеза, но то, что она обнадеживающая, бесспорно.

Что касается паузы между повторениями упражнения, то она определяется уровнем тренированности, специальной выносливостью к повторным максимальным напряжениям и интенсивностью силового проявления. Модельные опыты показывают, что при оптимальной паузе в пределах 0,5—1 мин. высокий уровень качественных характеристик силы может сохраняться довольно долго без существенных изменений. Причем возможное постепенное снижение этих характеристик, связанное с утомляющей монотонностью работы, может быть устранено эмоциональной настройкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *