телефон свенского монастыря в брянске

Свенский Успенский мужской монастырь

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Свенский Успенский мужской монастырь — это один из старейших монастырей России, который по сей день остается действующим. Обитель расположена в поселке Супонево Брянской области, недалеко от того места, где впадала в Десну речка Свени. Сегодня этой речки не найти ни на картах, ни на местности, как ни стараются энтузиасты. Зато с территории открываются потрясающие виды на Десну.

Люди приезжают, чтобы участвовать в богослужениях, молиться, окунаться в купель, осматривать величественные сооружения в стиле русского барокко и совершать умиротворяющие прогулки по яблоневому саду и бескрайним лугам.

В монастыре действуют строгие правила, если вы хотите приехать, уважайте требования братьев: женщины только в юбках и платках, мужчины в брюках (шорты непозволительны) и с непокрытой головой. Фотографировать здесь запрещено, это касается не только пространства храмов, но и дворовой территории. Также будьте внимательны, здесь есть зоны, куда доступ разрешен только послушникам и монахам.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Расписание богослужений

Каждый день без исключений в соборе монастыря проводятся службы, которые могут посетить все желающие. Утренняя начинается в 8:00, вечерняя — в 17:00.

История Свенского монастыря

Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.

Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.

Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.

В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.

В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Территория

Территория монастыря окружена каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Эту стену длиной 800 м возвели еще в XVIII в. Высота ограждения варьируется от 5,5 до 8 м на разных участках.

Над главными воротами (называются они «Святые врата») возвышается старый храм Сретения Господня с позолоченными куполами. Именно здесь велись службы до восстановления нового Собора. Если посмотреть вправо, то вы увидите возвышающуюся над западной стеной Спассо-Преображенскую церковь.

Войти во двор монастыря можно через калитку. По правую руку возвышается недавно отстроенный Успенский Собор, прямо перед вами — Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Во дворе есть скамейки и информационные стенды, которые познакомят вас с историей Свенского монастыря. Здесь представлены старые фото территории и храмовых сооружений, а также план-схема. Работает трапезная и церковная лавка, за стенами есть гостиница с кафе.

Вокруг обители очень красивые места, располагающие к пешим прогулкам: рядом раскинулся яблоневый сад, за которым ухаживают братья, если спуститься к реке — Андреевские луга (место проведения Свенской ярмарки). Если обойти монастырь вокруг, то найдете смотровую площадку с видом на извилистую Десну, долину и брянские леса. Это очень популярное место для фотосессий, сюда приезжают молодожены. Гуляя вокруг монастыря, вы найдете древний дуб, защищенный металлическим забором. Бытует мнение, что это именно то дерево, в ветвях которого нашли чудодейственную икону.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Успенский собор

Первый храм в честь Успения Богородицы на этой земле был деревянным, его построили еще в XIII в. Позже царь Иван Грозный делал огромные вклады в развитие обители. Это дало возможность в XVI в. возвести каменный Собор, в который поместили исцеляющую икону Свенской Божьей Матери. Строил храм тверской зодчий Гавриил Маков. Здание было трехапсидным, с трех сторон его окружали галереи — паперти. Одновременно появилась и колокольня, колокола для которой (весом 40 и 200 пудов) тоже подарил обители царь.

В результате войн и вражеских набегов, а также по причине не очень удачного расположения на косогоре, Успенский собор был почти полностью разрушен. В середине XVIII в. императрица Елизавета Петровна, путешествуя по стране, застала Свенский монастырь в плачевном состоянии и пожаловала на строительство нового храма большую сумму. Братья выбрали безопасное ровное место и заложили первый камень Нового Успенского Собора в 1749 г. Проект и расчеты делал архитектор Н. А. Мичурин, а строительством, которое длилось долгих 9 лет, руководил Иоганн Битнер. Собор получился огромный пятиглавый, в нем установили семиярусный иконостас XVII в. Внутреннюю роспись выполнил крепостной художник Кирилл Холодов, которого доставили сюда из Киева. В XIX в. собор обветшал, а с приходом советской власти и вовсе был разрушен. Заново отстраивать его начали в 2011 г.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Храм Чудотворцев Антония и Феодосия

При царе Иване Грозном был возведен и храм в честь Чудотворцев Антония и Феодосия. Возводила церковь артель Гавриила Дмитриева, но работы были выполнены некачественно, поэтому, не простояв и века, строение разрушилось. В своих летописях монахи отмечали, что ни одна икона и алтарь не пострадали вовсе.

Церковь восстановили, но вопреки традиции ориентировали алтарную часть не на восток, а на юг. Форма одноглавого храма соответствует канонам московско-суздальского зодчества. Особое внимание на себя обращает изящно декорированный барабан купола и наличники окон второго этажа. К зданию пристроили трапезную, богатых украшений не делали, только расписали внутри сюжетами чудес Иконы Божьей Матери. До XIX в. храм выполнял роль трапезной для братьев, а когда для приема пищи построили отдельное помещение, Храм Чудотворцев стал теплым храмом. С приходом советской власти церковь тоже разрушили, но не полностью. Позднее она стала объектом изучения для историков архитекторы. Восстановили сооружение в 2012 г.

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

Надвратный храм Сретения Господня

В монастырских записях значится, что надвратная церковь возведена именно в том месте, где князь Роман Михайлович благодаря молитве получил чудесное исцеление. Возвели каменный храм в конце XVII в. Строение ярусное двухэтажное, сама церковь заняла второй этаж, а первый — это проход и проезд на территорию обители. Архитектурный стиль историки определяют как русско-украинское барокко. Все дело в том, что так и не удалось установить, на территории какого государства он впервые появился. В начале XIX в. здание перенесло сильный пожар, который повредил главы и крышу. В конце века уже отреставрированный храм расписали, пристроили помещение для привратников.

Спассо-Преображенская церковь

Это очень интересный образец зодчества эпохи перехода от барокко к классицизму: храм в виде пятиярусной башни над западными воротами монастыря. Эти ворота еще называют Ярмарочными. Построена она была на деньги купцов в середине XVIII в., работы велись 8 лет. Первый этаж выполнен в виде галереи, украшенной арками. На второй ярус храма можно подняться по каменной лестнице. Иконостас строили мастеровые из Москвы, он был позолоченный и расписной. В середине XIX в. место проведения ярмарки перенесли в Брянск, а западные ворота заложили.

Свенский мужской монастырь на Google-панораме

Святой источник

Слева от стен монастыря можно спуститься к источнику, однако здесь металлическая лестница довольно крутая, хотя и оборудована перилами. Впрочем, прихожане часто предпочитают именно этот путь. Чтобы подъехать ближе к купели на автомобиле, нужно повернуть налево перед главными воротами и двигаться по асфальтированной аллее. Из источника можно пить, можно набрать водички с собой. Над источником в 2006 г. выстроена кирпичная купель-часовня. Все желающие могут совершить омовение.

Как добраться до Свенского монастыря

Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.

Добраться можно и на автобусе:

Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».

Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)

Источник

Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальные монастыри РПЦ

телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть фото телефон свенского монастыря в брянске. Смотреть картинку телефон свенского монастыря в брянске. Картинка про телефон свенского монастыря в брянске. Фото телефон свенского монастыря в брянске

История

Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *