текст для ведущего новостей тренировка

Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник

Текст для ведущего новостей тренировка

текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть фото текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть картинку текст для ведущего новостей тренировка. Картинка про текст для ведущего новостей тренировка. Фото текст для ведущего новостей тренировка

Текст 1. Прочитайте стихотворение В.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.
Буря с берега
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Текст 2. Прочитайте скороговорку. Для того, чтобы добиться четкого произнесения, первым делом представьте смысловой видеоряд, вникая в содержание, и уже затем произнесите её, с постепенным ускорением темпа.
Жили-были три японца:
Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
Жили-были три японки:
Цыпи, Цыпи-Дрипи, Цыпи-Дрипи-Лимпомпони.

Источник

Тренируем дикцию, читаем каждый день:

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

4) Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

5) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

6) Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

7) У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

8) Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!

9) Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.

10) Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.

11) Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.

12) Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!

13) Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!

14) Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

15)Пакет под попкорн

16) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

19) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

20) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

21) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

22)Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

23) Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

25) Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

26) Сиреневенькая зубовыковыривательница.

27) Флюрографист флюрографировал флюрографистку.

29) Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

31) Волховал волхв в хлеву с волхвам.

32) Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

33) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

34) Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

35) Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывал.

36) Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

37) Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

38) У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

39) У Сени и Сани в сенях сом с усами.

40) У осы не усы, не усища, а усики.

41) Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

42) Осип охрип, Архип осип.

43) Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

44) Сачок зацепился за сучок.

45) По семеро в сани уселись сами.

46) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

47) Свиристель свиристит свирелью.

48)Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

49)Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

50) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

51) Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

52) Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

53) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

54) Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

55) Четверть четверика гороха, без червоточинки.

56) Инцидент с интендантом.

57) Прецедент с претендентом.

58) Константин констатировал.

59) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

60)Ценит цеп косец по косовице.

61) Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

62) У ежа ежата, у ужа ужата.

63) Жутко жуку жить на суку.

64) Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

65) Течет речка, печет печка.

66)Щипцы да клещи – вот наши вещи.

67) Тщетно тщится щука ущемить леща.

68) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

69) Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

70) Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

71) Около колодца кольцо не найдется.

72) Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

74) Яшма в замше замшела.

75) Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

76) В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

77) Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

78) Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

79) Ест Федька с водкой редьку

81) Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

83) К Габсбургам из Страсбурга.

84) Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

85) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

86) У ёлки иголки колки.

87) В один клин, Клим, колоти.

88) Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

89) Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

90) Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

91) Водовоз вёз воду из-под водопровода.

92) Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

93) Подал грабли крабу краб.

94) От топота копыт пыль по полю летит.

95)Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

96) У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

97) Ткёт ткач ткани на платки Тане.

98) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

99) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

100) Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

101) Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

102) Рододендроны из дендрария.

103) Сорока со скоросоковыжималкой.

104) На горе Арарат рвала Варвара виноград.

105) Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

106) Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

107) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

108) Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

109) Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

110) Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!

111) Королева кавалеру подарила каравеллу.

112) На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня

113) На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

114) Невелик бицепс у эксгибициониста.

116) Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

117) Саша шапкой шишку сшиб.

118) Футляр для дрели

119) Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.

120) Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

122)Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

123) На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.

После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировшики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки пригодные для шишкосушения поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на щищкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая не шишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

125) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

Источник

Статья: Как стать радиоведущим?

Начнем с требований:
1. Конечно, одно из главных требований для ведущего – это четкая грамотная речь, приятный тембр голоса. Кому-то это дано от природы, а кто-то лишен этого преимущества. Если вы попали во 2 категорию, то не расстраивайтесь – это дело поправимое (скороговорки – действительно помогают). Правда, от вас потребуется усидчивость и терпение.

2. Однако, хорошего голоса недостаточно. Ведущий должен быть интересным человеком, быть личностью. Если вы обладаете приятной манерой общения, широким кругозором, умеете четко выражать свои мысли, то считайте, что вы почти прошли тест на проф.пригодность.

3. Очень важно уметь находить выход из любых затруднительных ситуаций. Быстрота реакции очень важна. Признаюсь вам, что именно неспособность быстро разрулить сложную ситуацию закрыла мне дорогу на одну радиостанцию (а счастье было так возможно).

4. Знание компьютера обязательно! Так же желательны знания студийного оборудования, но это не обязательное требование (почти все мои знакомые радио ди-джеи обучались «на производстве»)

Если вы обладаете всеми перечисленными достоинствами, значит, вам прямая дорога в студию! Так как же все-таки попасть в кресло радиоведущего? Однозначного ответа нет, но ряд советов для таких же мечтателей, как я, представлен ниже.

1) Выберите радиостанцию, на которой хотите работать. Поймайте ее волну и слушайте, слушайте, слушайте. Проанализируйте поведение ведущих, определите общий настрой. Ваша манера говорить, общаться должна соответствовать формату радиостанции. Чаще всего «форматной манерой» является дружелюбие и уверенность в себе.

2) Следующим шагом станет запись вашего голоса на обычный магнитофон. Запишите приветствие и свое объявление нескольких песен. Качество записи не имеет значения, а вот текст не должен противоречить музыкальному ряду. Демокассету и резюме отнести на радиостанцию.

5) Если вы прошли отбор, то вам, скорее всего, предложат вести всего несколько часов ночного или утреннего эфира, к тому же, при низкой зарплате. Не отказывайтесь, это стажерское время. Вас научат пользоваться студийным оборудованием, правильно вести себя в эфире, общаться со слушателями (если это предусмотрено). Вы наберетесь опыта, к тому же в это время ваши ляпы заметит наименьшее количество людей.

Ну, а по прошествии определенного времени вас выпустят в свободное плаванье, и кто знает, может именно ваш голос, я буду слушать по утрам, собираясь на учебу, и именно вам я буду завидовать, по-прежнему мечтая о работе на радио.
С вами была Ассоль Грин. До скорой встречи! И помните, мечты сбываются!

текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть фото текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть картинку текст для ведущего новостей тренировка. Картинка про текст для ведущего новостей тренировка. Фото текст для ведущего новостей тренировка Ирина Лысцова

текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть фото текст для ведущего новостей тренировка. Смотреть картинку текст для ведущего новостей тренировка. Картинка про текст для ведущего новостей тренировка. Фото текст для ведущего новостей тренировкаИсточник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9681/

В эфире играют песни

· — Чем вы занимаетесь, пока в эфире играют песни?

Речь в эфире

На радио и ТВ мало написать подходящий для эфира текст, его надо еще произнести. Возьму на себя смелость поделиться личным опытом говорения перед микрофоном и подготовки к этому волнующему занятию.

Как заика стал телеведущим

Заикался в старших классах школы автор этой рассылки. Особенно я мучился на уроках немецкого языка, хотя учился, в общем, хорошо. Думаю, причиной синдрома стал давнишний испуг паровоза, когда он на мосту с сильным шумом выпустил передо мной, пятилетним, струю пара. В обычной жизни заикание себя не проявляло, оно возникало, когда я начинал торопиться или при естественном волнении у доски.

Проблемой занялась мама. В школе, где она работала в начале 70-х, один из учителей был известен как гипнотизер и психотерапевт (хотя последнее слово тогда еще было не в ходу). Он согласился меня посмотреть.

Гипнотизер (к сожалению, не помню его фамилии) оказался дядькой с сильными волосатыми руками. Для начала он, видимо, решил продемонстрировать свое могущество. Усадил меня на стул, стал говорить, что мои ноги тяжелеют, и по ним поднимается тепло. Вот уже все мое тело должно было потяжелеть и разогреться. Будто бы я не в силах был поднять руку. «Пациент» должен был оцепенеть и заснуть.

Я послушно выполнял его команды и «засыпал», но лишь для того, чтобы не обижать гипнотизера. На самом деле мне казалось, что в любой момент я мог и руку поднять, и проснуться. Быть может, это только казалось.

Главное началось потом. Он открыл, что я неправильно дышу. У меня было грудное дыхание, то есть при вдохе поднималась грудь: я дышал одними легкими, диафрагма оставалась неподвижной.

Правильное дыхание – брюшное. Это когда дышат диафрагмой. Диафрагма давит на кишечник, живот при вдохе выпячивается, а грудь остается неподвижной.

Проверить, правильно ли вы дышите, очень легко. Надо встать, положить одну руку на грудь, другую на живот и начать глубоко размеренно дышать. Если рука на груди неподвижна, а на животе рука поднимается и опускается при вдохе и выдохе, то дыхание правильное. И наоборот.

У тех, кто с детства дышит неправильно, нижние ребра чуть больше нормы выпирают вперед. Но в целом грудное дыхание не опасно. Дыхание начинает играть роль, когда человек профессионально занимается пением или много говорит (учитель, диктор). По словам моего гипнотизера, люди становились известными спортсменами, и только тогда их начинали учить правильному дыханию.

Что он мне предложил? Во-первых, я должен был научиться правильному дыханию. В любой ситуации и положении – сидя, стоя, при ходьбе, – если чувствовал, что сбился на грудное дыхание, я должен был, не привлекая особого внимания окружающих, класть одну руку на грудь, другую на живот и добиваться дыхания диафрагмой. Я так и делал и до сих пор делаю, когда, например, летом совершаю пробежку. Кстати, у тех, кто правильно дышит, никогда не колет в боку при интенсивном беге!

Во-вторых, он при мне сочинил и велел запомнить следующую фразу: «Я спокоен. Я говорю без всяких задержек. Я говорю уверенно. Я говорю хорошо». Мне нужно было каждый день в момент засыпания и в момент пробуждения настраивать дыхание и повторять эту фразу пять раз. Самовнушение!

Эти простые меры помогли. С тех пор мне довелось работать профессиональным диджеем, тамадой, конферировать концерты, преподавать, выступать по радио и вести авторские программы на ТВ. Никаких проблем с заиканием никогда не возникало. Лишь иногда в споре, когда я начинаю горячиться и тороплюсь, появляются трудности в произношении отдельных звуков. Но я знаю, что делать: надо успокоиться и пару раз глубоко вздохнуть. Диафрагмой.

Работа над речью

В Челябинском государственном институте культуры, где я имел удовольствие учиться режиссуре на заочном отделении с 1986 по 1991 год, словесное действие преподавали, кажется, четыре курса. Но пользу принес только первый, когда с нами занималась «железная» старушка Людмила Николаевна Лукьянова. В первую же сессию она, помимо трех «мелкогрупповых» тренингов, назначила каждому из нас 15 (!) индивидуальных занятий. Требовала так, что иные взрослые дамы-заочницы натурально плакали от бессилия произнести текст более или менее приемлемо. Однако если мы чему и научились в речевой культуре, то только от нее.

Мы узнали, что речь создается сразу тремя системами организма. Прежде всего, это энергетический отдел – дыхание. Собственно звук рождается в голосовых связках – резонаторах. Наконец, членораздельной, внятной речь становится в артикуляционной системе – это все то, что находится выше связок, включая губы.

Таким образом, в основе хорошей речи лежит правильное дыхание. Существует множество дыхательных гимнастик: театральные, певческие, лечебные, йогов. Одна из самых известных – дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Диктору следует выбирать гимнастики для фонационного дыхания: короткий вдох, задержка выдоха, долгий выдох, равный предполагаемой фразе. Лечебные гимнастики часто предназначены для тренировки газообменного дыхания: вдох и выдох равны по длительности и регулярны. (Впрочем, любая дыхательная гимнастика полезна для здоровья и осанки.)

Самое трудное – научиться резонировать, т. е. правильно пользоваться голосовыми связками. Звук можно извлекать и одними связками. Но это будет слабый, тембрально бедный звук. Связки быстро устанут, голос начнет сипеть. При постоянном «связочном» говорении могут развиться болезни органов речи (учителя ими часто страдают).

Напротив, диктор (актер, певец, лектор), который опирает голос на диафрагму, у которого легкие работают как мехи, прокачивающие воздух через резонаторы, такой диктор никогда не устанет, его голос обладает полетностью, он хорошо управляем и выразителен.

Не знаю, можно ли научиться резонированию самостоятельно. Пожалуй, в обретении этого навыка не обойтись без педагога и достаточного объема занятий.

К. С. Станиславский о театральной школе: «Тренаж и муштра!»

Если легкие и резонаторы обеспечивают звучность голоса, то хорошую дикцию или внятность речи создает артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат полезно разрабатывать и разминать. Вот несколько несложных упражнений:

Еще один совет, который дают профессионалы: голос звучит лучше при напряженных ягодицах. Вообще, в положении стоя голос лучше звучит.

Хорошая дикторская речь интонационно выразительна: варьируется громкость голоса, речь звучит то быстрее, то медленнее, меняется высота голоса, говорящий управляет тембром голоса. На противоположном полюсе находится монотонная речь, которая усыпляет слушателя и отвращает его от эфира.

Вместе с тем, речь в информационном эфире принципиально отличается от актерского словесного действия. Она сдержанна, эмоционально отстранена. Диктор не увлекает и не развлекает слушателя, а информирует его. Диктор не автор и не персонаж, а посредник между источником информации (на который он всегда ссылается) и слушателем.

Работа над текстом

До эфира 15 минут. Вам принесли текст (или вы сами его только что написали). Профессионалы советуют проделать следующие шаги:

Что ж, вы готовы к эфиру, насколько можно было подготовиться за четверть часа! Но ведь, кроме этого, вы готовились к нему всю жизнь, не правда ли?

Прикольные выражения и Смешные фразы диджея

Не всё то золото, что плохо лежит.

Если уж плыть по течению жизни, то вольным стилем.

А в чате ты была моложе.

Лучший инструмент для удержания мужчины – ваши руки.

Вскрытие показало, что больной спал.

День прошел безразвратно.

Без женщины – как без рук. Зато с руками – как с женщиной!

Кто к нам с мечом придёт, тот в орало и получит.

Делу время – потехе деньги.

Ямщик, не гони! Ты гонишь, ямщик!

Я всегда был приверженцем классиков. Ну, в крайнем случае, крестиков-ноликов.

Всё, у чего есть колёса или грудь, рано или поздно приводит к неприятностям!

Хорошо запоминается мудрость, сказанная дважды. Хорошо запоминается мудрость, сказанная дважды.

Афоризмы и цитаты НЕ из интернета

Новые и вновь открытые афоризмы и цитаты из книг и прессы

Новые афоризмы и цитаты:

Печально не то, что надвигается старость, а что уходит молодость.
АЛЕКСАНДР ДЮМА (сын)

Женщина более рассудительна в делах любви, чем мужчина, потому что для неё любовь в большей степени предмет и дело всей жизни.
У. ИРВИНГ

Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят.
НИККОЛО ПАГАНИНИ

Космос совсем не далёкий. Он всего лишь в часе езды, если бы ваша машина могла ехать прямо вверх.
Сэр ФРЕД ХОЙЛ, английский астроном, 1979

Фронт спасения приходит на смену Фронту освобождения.
КТО-ТО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *