технология языкового портфеля в обучении иностранному языку

Статья на тему: «Методические приемы, используемые при работе с «Языковым портфелем»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические приемы, используемые при работе с «Языковым портфелем»

Работая с «Языковым портфелем», учащимся могут быть предложены опросники, анкеты, открытые таблицы, которые должны носить личностно ориентированный (персонализированный) характер и включать вопросы, обращенные к учащемуся, или утверждения, сформулированные от его лица в терминах умений: «Я умею…», «Мне необходимо…», «Мои трудности…» и т.п. Хорошо, если подобные оценочные формы содержат вопросы, связанные с личностной оценкой реальных ситуаций в области изучения и использования иностранного языка с учетом интересов, потребностей учащегося, его способностей и осознаваемых трудностей, индивидуального стиля и приемов работы над языком и носили персонализированный характер.

Работу с разделами «Языкового портфеля» можно дополнить использованием такого приема, как рейтинговая оценка. Она может быть связана с ориентацией учащегося в содержании и требованиях учебной программы и учебника и пониманием конкретных задач в области изучения иностранного языка, которые в ней предлагаются.

Эту работу логично проводить в связи с анализом умений учащихся на материале контрольных листов самооценки в «Языковой биографии». При обсуждении «Что я умею» для ученика естественно сопоставить это с целями и задачами учебного плана, учебника и своими конкретными потребностями и дать этому определенную оценку.

Вот конкретный пример из практики работы учителей. Современные программы выделяют тематику с учетом возможности ее адаптации в условиях использования вариативных учебных средств. Допуская вариативность предметного содержания, современные программы предполагают определенную свободу учителя в выборе и трансформации тематического содержания. Применительно к самостоятельной работе учащегося ответственность за выбор предметного содержания (тем и приоритетной проблематики речевого общения) учитель может разделить с учениками или в определенной степени переложить на них. Рейтинговая оценка позволяет учащемуся определить свои приоритеты с точки зрения реальных интересов и потребностей. Таким образом, предметное содержание самостоятельной работы по иностранным языкам приобретает для учащегося личностный смысл. При этом учащийся точнее ориентируется в программных целях и получает возможность непосредственно соотносить их со своими способностями.

«Переговоры» (заключении «соглашения», «учебного контракта») как способ развития целеполагания в условиях самостоятельной работы при использовании Языкового портфеля заключается в обсуждении с учащимися целей работы, выбора материалов и видов учебной деятельности, конечного результата и критериев оценки успешности в общем контексте, определенном программой и учебным планом. Это обеспечивает личную вовлеченность и ответственность учащихся за конкретную программу самостоятельной учебной деятельности и программу решения конкретных учебных задач, помогает выбрать индивидуальную траекторию. В процессе «переговоров» могут также использоваться опросники, листы оценки с вопросами относительно интересов и предпочтений учащихся в связи с определенной тематикой общения, текстами для чтения/аудирования, видами самостоятельной работы и др. на основании самостоятельной оценки умений, обозначенных в уровневых дескрипторах «Языкового портфеля».

Ключевые элементы модели «учебного контракта» следующие:

— учащиеся определяют и уточняют свои потребности и интересы в конкретной учебной ситуации,

— учащиеся разрабатывают программу решения учебной задачи в соответствии со своими потребностями,

— учащиеся определяют критерии оценки результата,

— учащиеся принимают решение относительно объектов работы над языком, материалов и видов учебной деятельности,

— учащиеся составляют «учебный контракт» с учителем, охватывающий работу по выполнению данной учебной программы.

Коммуникативная игра по составлению группой учебной программы с использованием «Языкового портфеля» заключается в совместном обсуждении и конструировании индивидуальной или групповой программы самостоятельной работы на основе анализа конкретных задач работы над языком. Коммуникативные игры, связанные с обсуждением учебных задач, потребностей и целей изучения языка и культуры, можно проводить на материале работы с дескрипторами «Языковой биографии» или при планировании и обсуждении материалов «Досье».

Примером такого рода коммуникативной игры для английского языка, можно привести следующие: « Priority game prioritizing », « Curriculum game », « Filling in Check lists » и др.

Подобная коммуникативная игра проходит три последовательных этапа разделения ответственности: выбор учащимся целей и материалов из предложенных учителем, дополнение учащимся части предложенной учителем программы и материалов (при этом предложенные материалы являются определенной опорой), самостоятельное составление учащимся учебной программы (раздела учебной программы). Динамика развития автономии учащегося в учебной деятельности подводит его от осознания компонентов и направленности программы до умения составлять свою индивидуальную программу работы над изучаемым языком.

Все разделы «Языкового портфеля» основаны на творчестве, работа с ними развивает у учащихся творческое начало в изучении языка и культуры.

Рассмотрим возможности «Языкового портфеля» как средства развития креативности изучающего иностранный язык. Семантическое поле термина «креативность» ассоциируется со значениями «творчество», «созидание», «созидательность». Семантической доминантой является «созидательность».

Креативность становится наиболее востребованной чертой личности нового поколения, что подчеркивает перспективность образовательных технологий, обеспечивающих ее развитие.

Технология «Языковой портфель» создает наиболее благоприятные условия для реализации творческих качеств учащегося и может рассматриваться как средство их развития.

В процессе изучения иностранного языка и культуры «созидательность» и «творчество» учащегося проявляются в открытии для себя иного языка и культуры, а также ученик открывает способы исследования, толкования, формулирования закономерностей языковой и текстовой деятельности «для себя» и «для других».

Изучение иностранного языка и культуры уже представляет собой творческую образовательную среду, среду для творческого поиска, в которой «объективный результат» является свидетельством того, что изучающий освоил способы проникновения в язык и культуру. Таким творческим субъективным результатом могут быть: исследование и самостоятельное выделение закономерностей построения слова/структуры/текста, вычленение общего и различного в родном и иностранном языках, формулирование собственной системы правил, изобретение своего словаря, справочника, составление современной рекламы, сказки и т. д.

Такие способы изучения иностранного языка как творческий продукт учебно-познавательной деятельности являются реальным результатом творческого поиска и творческого самовыражения учащегося.

Виды творческой работы и сотрудничества характерны для учащегося при заполнении Досье «Языкового портфеля». Заполнение «Досье» собственными продуктами изучения и использования изучаемого языка имеет особое значение для развития креативности учащегося.

Таким образом, «Языковой портфель» является многоплановым учебным средством, использование которого позволяет в системе развивать все аспекты автономии изучающего иностранный язык как субъекта образовательного процесса.

Источник

Современные образовательные технологии. Технология «языкового портфеля» при обучении иностранному языку.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Андреевой Людмилы Дмитриевны, учителя и английского языков

(Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) «Коми– пермяцкий институт усовершенствования учителей)

Выступление г. Кудымкар курсы ПК от 4.03.2013

ТЕМА: Современнные образовательные технологии. Технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОС

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования: «Технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку в условиях ФГОС».

Объектом исследования является процесс формирование «языкового портфеля» обучающегося.

Предметом исследования является технология «языкового портфеля» в обучении иностранному языку

ЯП для детей представляет собой иллюстрированный дневник, который

красочно и ярко оформлен;

* содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям;

* при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности и т.д.

Языковой портфель очень важен для детей, поскольку

маленькому ученику важно осознание успеха – причём такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;

* младшие школьники стремятся получить оценку себя и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;

Языковой портфель очень важен для детей, поскольку

помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;

работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

ЯП работает на развитие ребёнка как личности, повышение его интереса и поддержание мотивации изучения языка.

ЯП – блестящий функциональный механизм обеспечения преемственности начального и среднего образования

Цели, реализуемые с помощью ЯП, заключаются в следующем:

Этот языковой портфель нужен тебе для того, чтобы:

* показать, как ты уже умеешь говорить, читать и писать на неродном тебе языке;

* отмечать в нём всё, чем ты занимаешься, изучая язык;

* складывать в него свои рисунки, творческие работы, письменные задания,

схемы, таблицы, письма, открытки, выполненные тобою на неродном языке;

* повторить слова с помощью иллюстраций, образцы заполнения анкеты,

письма или открытки, грамматику с помощью игровых заданий;

* наблюдать за тем, как ты лучше и лучше оформляешь свои работы;

* показать его учителю иностранного языка, если ты переедешь в другую школу или просто будешь показывать своим сверстникам или малышам.

Работа с ЯП позволит ученику:

— повысить свою мотивацию в изучении неродного языка и осознать ценность межкультурного общения в своём регионе, в своей стране и за её пределами;

— правильно организовать самостоятельную работу по овладению неродными языками;

— оценить свой уровень владения неродными языками и сопоставить его с европейскими нормами;

— определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

Конечным результатом может быть

защита проекта в форме презентаций, интервью (диалога), праздника, сценария, кластера, презентаций (стихов – синквейн), выпуск совместной газеты, (коллаж, плакат), сочинения, клипа, видеофильма, драматизации, ролевой игры.

Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д

Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО:

К числу современных образовательных технологий в условиях ФГОС можно отнести технологию «Развития РКМ», разработчиками которой являются американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, дона Огл. В России данная технология осваивается с 1997 г.

Я работаю над ней уже много лет.

Базовая модель технологии состоит из 3 этапов: стадии проблемы, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия:

— актуализация уже имеющихся сведений по теме;

— ознакомление с новой информацией;

— осмысление пользы и применения новых полученных знаний.

« Перепутанные логические цепочки»

2 стадия – осмысление

«Инсерт», «Рыбий скелет» (Фишбоун)

Таблица «Что? Где? Когда? Почему»

«Ромашка вопросов» (Ромашка Блума )

3 стадия – рефлексия

Шесть шляп мышления

(от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное последующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

разработан Габриэлой Л. Рико.

«Мне нравится заниматься кластерами, т.к. данная технология стимулирует речь, активизирует воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, повышает интерес к языку»

(Лунегова В.11а класс – моя ученица).

Технология составления карты достаточно проста:

1. Пишется слово (тема, понятие) в верхней трети листа и обводится.

2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере.

Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающегося собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

в языковом портфеле могут быть созданы благоприятные условия для развития и поддержания мотивации учащихся к изучению иностранных языков в условиях ФГОС

Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2006, с. 218)

Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81

На рабочий стол я скинула презентации из «электронного банка» моих учащихся, вы можете взять, посмотреть технологии работы с учащимися и показать в своих школах на уроках, если вас это заинтересует.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Из опыта работы с учащимися. Вот так мы оформляем работы.

Die russische Literatur spielt eine grosse Rolle in meinem Leben. Ich kenne viele Dichter und Schriftsteller, z.B.: Nikolei Wasiljevitsch Gogol, Ivan Alexeevitsch Bunin, Alexandr Sergeevitsch Puschkin, Alexandr Wasiljevitsch Kuprin und Lew Nikolajevitsch Tolstoj.

технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языкутехнология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку

технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языкутехнология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку

технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языкуMein Lieblingsschriftsteller ist Puschkin Alexandr Sergeevitsch. Puschkin war ein beruhmter russischer Schriftsteller. Er wurde am 26. ( sechsundzwanzigsten) Mai im Jahre 1799 (siebzehnhundert neunundneunzig) in Moskau geboren. Sein Horoskop – der Zwillinge. Sein AuBere ist so: weisse Zahne, kleine Augen, grosse Nase, dunkle, lange Haare, ungewohnliches Aussehen.

Источник

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни

технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Смотреть картинку технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Картинка про технология языкового портфеля в обучении иностранному языку. Фото технология языкового портфеля в обучении иностранному языку

Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

Статья просмотрена: 5302 раза

Библиографическое описание:

Иванченко, Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни / Т. Ю. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 462-465. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8579/ (дата обращения: 17.11.2021).

Образование в новом тысячелетии постоянно изменяется. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, спорте, в сфере досуга человека. Международные контакты в профессиональной сфере и бизнесе стали повседневным явлением.

Следовательно, возникает необходимость формирования у будущих специалистов коммуникативных способностей и потребности во взаимном сотрудничестве, стремления к установлению и продолжению наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений.

В связи с этим в экономически развитых странах сегодня особое внимание уделяется вопросам интернационализации начального и непрерывного профессионально образования, взаимного признания сертификационных и квалификационных документов, особенно в пределах Европейского союза. В связи с этим реализуется ряд программ и проектов, которые среди прочих актуальных образовательных идей содержат идею обучения в течение всей жизни.

Понятие непрерывного образования — обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning) используется c 70-х годов. В 1960-е годы Совет Европы ввел термин «образование на протяжении всей жизни», а в 1990-е годы, в связи с новыми изменениями в Европе, ЕС интерпретирует непрерывное образование в качестве центральной темы в политике организации, связанной с развитием человеческих ресурсов и в контексте «обучения демократии». Организация сосредоточила свои усилия, в том числе, и на формировании навыков в сфере коммуникации и знания нескольких иностранных языков.

Профиль потребностей в овладении и использовании неродного языка изменяется в сторону вариативности, многофункциональности и поликультурности. Всё это меняет акцент и в области обучения иностранным языкам: от понятия «изучить иностранный язык» на всю жизнь к понятию «быть способным и готовым» изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни [1].

Слово «портфолио» произошло от франц. porter — носить и feuille — лист.

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, всем знакомы понятия «министерский портфель», «портфель руководителя», «портфель инвестиций».

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV — XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. А в конце 80-х — начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах приняло лавинообразный характер. За короткий срок число публикаций и книг, посвящённых портфолио в обучении, резко возросло и достигло в 1995 году своего пика. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования.

К началу нового века данная идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Впервые тема портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году. По общему мнению преподавателей и обучаемых, портфолио повышает мотивацию последних, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения обучаемых к процессу обучения и его результатам. Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего обучаемый не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо. Основной смысл портфолио — показать самое лучшее, на что индивидуум способен.

Языковой портфель (портфолио), как новый пилотный проект, используется сейчас во многих странах мира при обучении иностранным языкам, включая Россию. Языковой портфолио (Language Portfolio) это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений обучаемого. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс.

Концепция языкового портфеля была заимствована у портфолио в сфере искусства и психоанализа, технологии которого создают полный портрет личности на основании личностных характеристик.

Цель языкового портфеля — способствовать развитию автономии обучаемого, обогащать его межкультурные знания, повышать языковую компетенцию и предоставлять возможность записывать свои достижения и опыт в изучении и использовании иностранных языков.

Российский языковой портфель включает общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые внесены в Европейский языковой портфолио. Его задачей является обучение учащихся и студентов умению изучать язык по принципу автономии в течение всей жизни, объективно оценивать свой уровень владения языковыми навыками и презентовать себя любому лицу или организации (будущему работодателю или учреждению, где будет продолжено образование и т. п.) [1].

В сегодняшней практике преподавания иностранных языков могут быть эффективно использованы различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

— языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio);

— языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio). Данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

— многоцелевой языковой портфель, включающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

Таким образом, языковой портфолио является не только эффективным средством оценивания языковой компетенции обучаемых, но также выполняет задачи внедрения в практику перспективной образовательной идеологии в области иностранных языков. Среди основных задач необходимо выделить следующие: вооружение обучаемых надежным инструментом для определения своих достижений в овладении иностранным языком, дальнейшее совершенствование своих знаний и умений; развитие и поддержка заинтересованности каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни [1].

Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особоепедагогическое значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. Подчеркнем, что технология «языковой портфель», кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному/автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования [2].

О портфолио много пишут отечественные ученые, методисты и преподаватели. Определения понятия «портфолио» и основные его модели представлены в работах JI. B. Баранникова, Г. А. Голуб, Т. Г. Новиковой, М. А. Чошанова и др. Зарубежный опыт достаточно глубоко описан в работах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена и др. Портфолио как средство фиксации направленности личностных интересов и учебных достижений обучающихся рассматривается в работах Н. Д. Гальсковой, Е. С. Полат, A. C. Прутченкова, Е. Е. Федотовой и др.

Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно — личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.

Портфолио является популярной и востребованной педагогической технологией. Модели портфолио разнообразны, достаточно гибки и функциональны. Они работают на разных этапах образования и в учебных учреждениях различного типа.

Портфолио — это реализация стратегии обучения в течение всей жизни, которая является основным вектором и целью развития современных систем образования во всем мире и отвечает задачам и потребностям общества, основанного на знаниях.

C помощью портфолио можно достаточно эффективно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучаемого как современного человека XXI века. По мнению Красноперовой Т. В., значимыми и востребованными являются следующие компетенции:

информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность). Технология «портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [3].

Портфолио создает условия для проявления креативности обучаемого и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде; а также для непрерывного изучения языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, результаты которого гражданин представляет на рассмотрение экспертов.

Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации [4].

Языковой портфолио выполняет три функции:

1. образовательную — позволяет индивидууму стать активным участником образовательного процесса, а именно, повышает его мотивацию к изучению иностранного языка, учит организовать свою самостоятельную работу, определять рациональные способы совершенствования своих умений, а также развивает навык рефлексии;

2. социальную — демонстрирует способности и достижения его владельца в сфере иностранного языка, но не заменяет аттестатов или дипломов, которые студенты получают на основании результатов сдачи экзаменов, а является приложением к последним, предоставляя дополнительную информацию;

3. педагогическую — помогает студентам развивать свои мыслительные способности и навыки самооценки и самопознания, тем самым, способствуя развитию их автономности в изучении иностранного языка на протяжении всей жизни.

Технология ведения языкового портфолио может быть использована как один из основных приёмов работы со студентами, поскольку установка на ведение языкового портфолио предваряет основной этап учёбы по курсу иностранного языка [5].

Диапазон применения портфолио постоянно расширяется. Появление новых форм портфолио стало общей тенденцией. Эти формы основаны на применении современных информационных технологий («электронный портфолио») и ориентированы на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»).

Итак, портфолио, как гибкая и постоянно развивающаяся и совершенствующаяся технология, усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок. Отвечая на постоянно меняющиеся требования современной жизни, портфолио расширяет сферы и формы своей реализации. Систематическое поэтапное заполнение «языкового портфеля» осуществляет идею непрерывного образования. Портфолио как инструмент мотивации молодых людей к изучению иностранных языков служит важным средством для развития мобильности в мире занятости.

1. Иванченко, Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни. [Текст] / Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый — г. Чита: ООО «Издательство Молодой ученый» — 2013. — № 5 (52). — С. 704- 709.

2. Горегляд, О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. [Электронный ресурс] г. Москва: © 2013 — Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/subjects/10?page=228

3. Красноперова, Т. В. Технология «Портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования [Электронный ресурс] г. Москва: © 2013 Издательский дом «Первое сентября» — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/572189/

4. Новикова, Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова Е. Е. // Вопросы образования.-2004.-№ 3.-с.201–238.

5. Сунцова, Е. Н. Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени [Текст] / Е. Н. Сунцова // Молодой ученый г. Чита: ООО «Издательство Молодой ученый» — 2011. — № 1. — С. 232–234.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *