технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

Технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ (КОМАНДЫ) В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Кандидат педагогических наук, и.о. доцента М.В. Сахарова

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Проблемы спортивной подготовки в том или ином аспекте решались и решаются специалистами различных областей научного знания о человеке: физиологии и спортивной морфологии, психологии, биохимии и биомеханики, педагогики, гигиены и др. Теория и методика подготовки спортсменов по видам спорта (например, теория и методика лыжного спорта, теория и методика баскетбола и т.д.) определяют основные направления и методические подходы к подготовке в конкретной спортивной специализации со всеми присущими ей специфическими признаками. Теория и методика спорта и спортивной тренировки взяли на себя сложную интегрирующую роль по объединению всей совокупности накопленных знаний, дающих научно обоснованные принципы и закономерности тренировки, методические подходы и технологии подготовки, в том числе на основе данных физиологии, психологии, биохимии мышечной деятельности и многих других.

В настоящее время при разработке системы подготовки спортсменов или команды уже нельзя ориентироваться лишь на одну конкретную область знаний, необходимы знания из различных областей науки, позволяющие оптимально использовать все то новое и прогрессивное, что накопила в себе наука о спорте и смежные с ней области научного познания. Поэтому уже сейчас можно видеть широкое внедрение все новых технологий в теорию и особенно практику спорта. К ним можно отнести и компьютерные технологии, и различные разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере фармакологии и спортивного питания, новые технологии, связанные с постоянным совершенствованием и обновлением спортивного инвентаря и оборудования. Многое спортивная теория и практика берут и из таких сфер человеческого знания, как социальная психология, конфликтология, психофизиология и многих других, перенимая и используя в практике богатый и продуктивный опыт исследователей.

В каких же взаимоотношениях находятся «проектирование», «планирование», «программирование» и т.п.

При планировании используются апробированные, устоявшиеся, достаточно хорошо известные процедуры, оно не предполагает существенных открытий и изменений в теории и практике спорта. При этом довольно часто лишает тренера, педагога самостоятельности, инициативы, творчества, в то время как проектирование занимается созданием совершенно новой системы (конструкта) и, как правило, соотносится с активной созидательной деятельностью специалиста (проектировщика), внедрением в теорию и практику спорта нового и прогрессивного, отрицающего шаблон и жесткий стандарт.

В нашем видении планирование может рассматриваться как фрагмент, относительно небольшой этап проектировочной деятельности.

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

Рис. 1. Системно-педагогическое проектирова ние в спорте

Конструирование связывают с созданием, сооружением, построением системы на основе разработанного проекта системы управления.

По отношению к проектированию оно выступает вторичным фактором, позволяющим разработать и создать (на основе смыслового образа) конструкцию системы подготовки спортсменов в тренировочно-соревновательном цикле (мега-, макро-, мезо-, микро-), т.н. каркас, наполнение которого содержательным компонентом требует перехода к модельному проектированию.

Проектное моделирование в спорте представляет собой процесс разработки предпочтительных проектов подготовки спортсмена (команды) в соответствии с заданной целью и вытекающими из нее задачами, использованием средств и методов моделирования на основе современных информационно-компьютерных технологий.

Проектное моделирование должно опираться на прогнозирование, специальные исследования конкретных перспектив развития разработанной проектной модели. Прогнозирование строит предположения о том, что может быть создано (создает прогнозный сценарий).

Таким образом, проектирование выступает тем систематизирующим фактором, который позволяет интегрировать знания и технологии из различных смежных областей деятельности и в оптимальном сочетании использовать их для создания систем подготовки команды (спортсмена) на новом качественном уровне [5].

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что проектирование систем подготовки спортсмена (команды) есть деятельность творческого, созидательного характера. Творческий характер проектирования предполагает осознанную поисковую деятельность. Созидательный характер позволяет разработать проектную модель, которая даст возможность проигрывать и апробировать не только целостный проект, но и его отдельные фрагменты и их вариации с выбором наиболее оптимального образца [4].

Как всякая деятельность, проектирование носит процессуальный характер, подразумевает прохождение определенных шагов, этапов, стадий, осуществление отдельных действий и целостных сложных процедур. При этом проектировочной деятельности свойственны: процесс постановки проблемы, формулирование рабочей гипотезы, выбор и принятие решений, решение задач (познавательных, организационных, ресурсных). И в этой связи проектирование, не доведенное до технологического уровня, не справится со своими задачами.

Технология проектирования системы подготовки отдельного спортсмена или команды включает в себя разумную, логически строго последовательную деятельность (шагов, этапов, стадий), направленную на достижение поставленной цели и приводящую к запланированному результату. Однако сводить проектирование только к технологическому аспекту неправомерно, т.к. проектировочная деятельность значительно шире, чем технология.

Технологический цикл проектирования системы подготовки спортсменов (на определенный этап или цикл) состоит из ряда логически последовательных операций [6, 7]. Предваряет проектировочную деятельность педагогическая диагностика. К собственно проектировочному этапу относятся: целеполагание, разработка задач, создание проектных моделей и планов тренировочно-соревновательной деятельности (рис. 3). Проектно-реализационную часть деятельности составляют: реализация, т.е. внедрение проекта в реальные условия подготовки; контроль, оценка и сличение получаемых данных с прогнозируемыми и модельными; оперативные, текущие коррекции фрагментов и этапные коррекции проекта.

Следующий этап направлен на разработку теоретических проектов подготовки и моделей готовности, параметров и темпа требуемых приростов различных составляющих подготовленности (текущих и этапных), которые реально смогут обеспечить эффективность соревновательной деятельности спортсмена (команды). Практическая реализация проектов в процессе подготовки служит для достижения прогнозируемых результатов и позволяет оценить эффективность разработанной системы и ее отдельных компонентов. На заключительном этапе технологического цикла проектирования осуществляется разработка системы контроля и критериев оценки, позволяющих определить степень достижения ставившихся целей, выявить недостатки, выявить резервы, а также внести своевременные и соответствующие коррективы.

Таким образом, проектирование как интегрированная функция, определяющая не только конструкт и содержание процесса подготовки, но и всю систему управления этим процессом, должно отличаться целеориентированной эффективностью. Эффективность функции будет подтверждаться достижением наивысшего для данных условий результата при наименьших затратах.

В качестве критериев, позволяющих оценить эффективность процесса подготовки в спортивных играх, используются: спортивный результат, показатели технико-тактического мастерства игроков, динамика уровня подготовленности и состояния спортсмена. Соответствие этих интегральных показателей их заданным модельным характеристикам отражает эффективность как самой технологии проектирования подготовки, так и его содержательного обеспечения.

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

Рис. 2. Структурно-функциональная схема логической последовательности развертывания этапов проектирования

Проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим, и прежде всего высокая степень неопределенности и непредсказуемости. И в этом плане проектирование можно охарактеризовать как модель потребного будущего (по Н.А. Бернштейну), модель желаемого будущего (по М.А. Моисееву). Но тщательная педагогическая диагностика и обоснованное прогнозирование позволяют сделать этот проект наиболее адекватным возможностям спортсменов и реальным условиям его реализации.

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

Рис. 3. Обобщенная схема технологического цикла проектирования:

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

В современной России огромная роль отводится инновационной деятельности: осуществляется активная поддержка государством организаций и предприятий осуществляющих данную деятельность, открываются различные технопарки и инновационные центры, создаются инновационные кластеры. На данный момент в России существует 25 инновационных территориальных кластеров, где ведутся разработки новых идей в различных областях науки и техники. В 2011 году была создана Ассоциация развития кластеров и технопарков России, которая на данный момент объединяет 83 члена из 42 субъекта Российской Федерации. Наиболее инвестиционно-привлекательными (более 105% инвестиционной привлекательности) членами данной Ассоциации в 2018 году стали АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», АО «ОЭЗ ТВТ «Дубна», АО «ОЭЗ «Зеленоград», АО «ОЭЗ ППТ «Липецк», АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург», АО «ОЭЗ ППТ «Титановая долина». Также на 2018 год осуществляют свою деятельность 157 технопарков в 53 регионах Российской Федерации, наиболее успешными из которых являются Нанотехнологический центр «ТехноСпарк» (г. Москва), Технопарк в сфере высоких технологий в республике Мордовия, Нанотехнологический центр «Сигма. Новосибирск», Технопарк «Калибр» (г. Москва) [1]. С 2010 года осуществляет свою деятельность инновационный центр «Сколково», участниками которого в 2017 году было зарегистрировано 143 патента на территории иностранных государств, а также получена выручка в размере 48,4 млрд руб. [2]. Активная работа по разработке и внедрению инноваций проходит в различных российских компаниях.

Любая компания стратегической целью которой является развитие обязательно включает в свою стратегию инновационную деятельность, которая представляет собой процесс разработки инновационных идей, включающий проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, подготовку производства, масштабное производство инновационного продукта, а также маркетинговую деятельность.

Существует две модели инновационного процесса – открытая и закрытая. Закрытая модель предполагает проведение всех стадий инновационной деятельности в рамках одной организации или предприятия. Открытая модель инновационного процесса предполагает интеграцию нескольких организаций и предприятий из различных областей деятельности для разработки инновационной идеи. До недавнего времени в России преобладала закрытая модель инновационного процесса, однако, все чаще в работу над разработкой новых идей включаются несколько компаний, причем не только российских, но и иностранных.

Инновационная деятельность в отрасли народного хозяйства «Физическая культура и спорт» предполагает использование принципа междисциплинарности. Инновации в данной отрасли реализуются по следующим направлениям:

— разработка специализированного спортивного оборудования для подготовки спортсменов;

— разработка специализированного медицинского оборудования для реабилитации спортсменов;

— разработка цифровых приложений для гаджетов, позволяющих осуществлять подбор тренировок по индивидуальным параметрам пользователя;

— разработка спортивной экипировки;

— разработка новых методик подготовки спортсменов и проведения тренировок в массовом спорте.

Как видно из приведенных выше направлений для разработки инновационных продуктов в сфере физической культуры и спорта необходимы знания из различных наук и использование разнообразных технологий. Поэтому в инновационном процессе в области физической культуры и спорта используется открытая модель.

Многие зарубежные компании занимаются разработкой инновационных технологий в сфере физической культуры и спорта. В частности, компания Nike разработала и внедрила следующие инновационные технологии:

— мобильное приложение Nike+, позволяющее составить план тренировок, отслеживать их эффективность, а также корректировать график занятий в случае невозможности клиентом осуществить тренировку;

— Nike HyperAdapt 1.0 – адаптивная система шнуровки;

— Nike Anti-Clog Traction – технология сцепления подошвы бутс, предотвращающая налипания грязи;

Разработка инноваций в различных сферах, сопряженных с физической культурой и спортом, активно ведутся и в России.

Примером являются проекты инновационного центра Олимпийского комитета России:

1) SCANME – диагностический комплекс для оценки функциональных показателей организма человека и выработки программы рекомендаций по тренировочным нагрузкам, направлениям тренировок, процедурам восстановления и питанию. Данное оборудование позволяет заменить кабинет функциональной диагностики, а именно содержит: биоимпедансный анализатор, пульсоксиметр, гипоксический генератор, велоэргометр, спирометр, электрокардиограф, биохимический анализатор крови, тонометр, динамометр, модули для оценки психологического статуса, скорости реакции, опорно-двигательного аппарата. Длительность работы оборудования составляет всего 45 минут, за которые человек получает данные по 93 показателям о состоянии организма. Данная инновация была успешно внедрена в деятельность фитнес-клубов и получила признание и высокие оценки представителей физкультурно-спортивной индустрии России.

2) OLYMPICO – сеть центров раннего физического развития для детей от 2 до 7 лет. В рамках работы над данным проектом разрабатываются единые методические программы специально для детей от 2 до 7 лет, системы определения предрасположенности к тому или иному виду спорта после окончания программ центра, специальные спортивные модули для детей от 2 до 7 лет.

— с помощью основного табло увидеть кто из спортсменов выступает, кто ожидает оценку, а также текущее распределение мест;

— с помощью судейского технического экрана производится вывод детализации оценки;

— с помощью медиа-киоска можно получить данные любому пользователю из судейской системы;

— с помощью медиа-экрана можно получить представление о том, что происходит в зале проведения спортивного мероприятия.

4) SportJet by Sukhoi – это самолет, специально оборудованный для перевозки спортивных команд. Данный самолет поделен на несколько зон: зона перелета основного состава, зона восстановления (медико-биологическая зона), зона для тренерского состава, зона персонала. В зоне перелета основного состава расположены специальные SMART-кресла, которые оборудованы биоимпедансным анализатором, пульсоксиметром, блоком считывания и обработки данных, управляющим дисплеем и аэробраслетом. В зоне восстановления установлена диагностическая капсула AeroScan, которая позволяет определить различные медицинские показатели спортсмена. Также в данной зоне находится оборудование для проведения процедур криотерапии, мио стимуляции, прессолимфодренажа, массажа. [2]

Приведенные выше примеры из практики инновационной деятельности зарубежных и российских компаний указывают на факт активных разработок инновационных технологий в сфере физической культуры и спорта.

Источник

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Смотреть картинку технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Картинка про технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это. Фото технология внедрения в теорию и практику спорта нового и прогрессивного это

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Инновационные технологии и их применение в спорте

Теория и практика физической культуры вплотную связаны с инновационной деятельностью. Это разработка новой концепции физического воспитания профессиональных спортсменов, создание обновленной системы подготовки, переход от архаичных методик к передовым методам сопровождения деятельности спортсменов на всех этапах.

Применение инновационных технологий характерно не только для профессионального спорта. Новые технологии и методики тренировки применяются при физической подготовки студентов в вузах. Благодаря этому достигается грамотное развитие физических способностей и пробуждению интереса у студентов к занятиям физкультурой.

Применение инновационных технологий физического воспитания в вузах

В рамках традиционной организации физического воспитания нет возможности для реализации индивидуального подхода, который необходим, поскольку речь идет о здоровье молодых людей. Кроме того, традиционная организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентом вида физической активности. Отсутствие выбора не стимулирует интереса к занятиям. Поэтому для преподавателей физической культуры становиться все более актуальным вводить новые методики занятий что бы заинтересовать студентов. К новым методикам можно отнести использования нетрадиционных видов спорта в учебной практике.

Многие нетрадиционные виды спорта дошли до нас из глубокой древности. К ним можно отнести восточные системы физических упражнений. Одной из таких систем является йога.

Йога – философско-религиозная система, в основе которой лежит умение и метод управления психикой и физиологическими проявлениями организма человека. Занятие йогой соединяют в себе методы достижения искусства напряжения и расслабление мышц, основанные на формуле: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация. Знаменитые “асаны” йоги – не просто принятие различных замысловатых поз и расслабления, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрации внимания на нём.

Таким образом, применение Йоги в учебной практики позволяет:

Развивает гибкость и физическую силу студентов.

Легко комбинировать йогу с другими упражнениями.

Доступность для студентов специальной медицинской группы.

Упражнения оказывают релаксирующее и успокаивающие воздействие.

Помимо нетрадиционных видов спорта в учебном процессе так же активно используется виды спорта относительно новые и набирающие популярность. Например, скандинавская ходьба.

Скандинавская ходьба – высокоэффективный вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок.

Скандинавская ходьба привлекает миллионы поклонников своей простотой и доступностью. Тем самым завоевывая миллионы поклонников. Этот вид физкультуры не требует больших энергетических затрат, но при этом задействует больше мышечных групп, чем классическая ходьба. Большой плюс скандинавской ходьбы в том, что заниматься ею можно в любом месте, в любых условиях и при любой физической подготовке. [2] В настоящее время активно внедряется на туристических базах, в санаториях и домах отдыха по всей России.

Эффекты от занятий скандинавской ходьбой:

Поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.

Тренирует около 90 % всех мышц тела.

Уменьшает при ходьбе давление на колени и позвоночник, что немаловажно для людей, имеющих проблемы с суставами.

Улучшает работу сердца и легких, увеличивает пульс на 10-15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой.

Идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч.

Улучшает чувство равновесия и координацию.[3]

Простота и доступность в освоение, эффективность, делает скандинавскую ходьбу приятным дополнением к тренировочному процессу студентов. Согласно опросам студентов ВУЗов, применяющих данный альтернативный вид спорта в учебном процессе, скандинавская ходьба завоевывает все большую популярность среди учащихся.

Инновационные технологии в профессиональном спорте.

В настоящий момент система «ИСИДА Спорт» используется в Национальной Федерации Бадминтона России. Министерство спорта Российской Федерации рекомендовало рассмотреть Руководителям общероссийских спортивных федераций вопрос о внедрении данной системы, направив официальное письмо.

Использование современных методов анализа данных дает возможность прогнозировать результаты спортсменов, анализировать эффект от тренировочного процесса в зависимости от плана тренировок, выступлений на соревнованиях и медицинского состояния. Система позволяет создавать многолетние календари спортивных событий, составлять индивидуальные графики тренировок спортсменов, структурировать фото- видео- текстовые- материалы, вести медицинскую карту спортсмена, осуществлять документооборот между членами организации.

В системе хранится медицинская карта спортсмена, которую может вести врач, наблюдающий данного спортсмена. Примечательно, что данные о болезнях спортсмена не попадает в открытый доступ, так как в системе лишь указывается эффект на выполнение тех или иных упражнений, тем самым сохраняя полную конфиденциальность. «Исида» дает доступ к обучающим материалам, создаваемым федерацией, всем спортсменам. Доступность системы позволяет решить проблему обучения спортсменов в регионах и на ранних этапах. «ИСИДА СПОРТ» содержит модуль управления ресурсами федерации, позволяющий следить и контролировать распределение ресурсов: инвентаря, снаряжения и спортивных объектов внутри спортивной организации.

«Исида» является единой сетью для всех действующих лиц федерации: спортсменов, тренеров, врачей и администраторов. В данном аспекте «Исида» представляет собой расширяемую многоуровневую социальную сеть: от сборной и главного тренера до клубов, секций и любителей. [4]

Отдельно стоит отметить инновационные идеи, которые применялись при подготовке наших спортсменов к Олимпиаде Сочи 2014:

Специализированная команда поддержкиПодготовка специализированной команды болельщиков, способной дистанционно помогать своим спортсменам и ослаблять противников.

Тренажер вниманияТехнический прогресс осуществляется стремительными темпами. Новый век – век «ноу-хау» в технологиях, прежде всего – информационных разработок.Тренажер помогает развивать концентрированное внимание спортсмена на выполнение сложных технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности.

Информационный порталЗадачей информационного портала является накопление данных из области медицины, психологии, диетологии, педагогики, IT-технологий, данных о специалистах из разных направлений, аналитическая информация о спортсменах других стран, и т.д., необходимых для тренеров и спортсменов, а также организация целевых вэбинаров, лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов, которые тренера и спортсмены могут проходить, находясь в любой точке планеты. Данный портал может быть использован как социальная сеть спортсменов и тренеров России.

Программа контроля состоянияСоздание программного продукта, используя который спортсмен и тренер, находясь в любой точке мира и в выбранное ими время, могут получать профессиональную поддержку от квалифицированных специалистов о состоянии спортсмена и способах его улучшения.

Методика психорезонансных тренировокИспользование данного метода приводит к формированию двигательных навыков в 5–8 раз быстрее, нежели обычными способами.[5]

Вывод

Таким образом, введение новых разработок в тренировочный процесс спортсменов дает ряд преимуществ перед обычными тренировками. Они позволяют оптимизировать тренировочный процесс, сделать его эффективным. Спрогнозировать будущие результаты. Пробуждают интерес спортсменов к профессиональным и любительским видам спорта. Внедрение новых разработок в учебный процесс также положительно влияет на физическое развитие студентов Высших учебных заведений.

Библиографический список

Источник

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ (КОМАНДЫ) В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

4.Конструирование и моделирование……………………………………….6

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ (КОМАНДЫ) В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Проблемы спортивной подготовки в том или ином аспекте решались и решаются специалистами различных областей научного знания о человеке: физиологии и спортивной морфологии, психологии, биохимии и биомеханики, педагогики, гигиены и др. Теория и методика подготовки спортсменов по видам спорта (например, теория и методика лыжного спорта, теория и методика баскетбола и т.д.) определяют основные направления и методические подходы к подготовке в конкретной спортивной специализации со всеми присущими ей специфическими признаками. Теория и методика спорта и спортивной тренировки взяли на себя сложную интегрирующую роль по объединению всей совокупности накопленных знаний, дающих научно обоснованные принципы и закономерности тренировки, методические подходы и технологии подготовки, в том числе на основе данных физиологии, психологии, биохимии мышечной деятельности и многих других.

В настоящее время при разработке системы подготовки спортсменов или команды уже нельзя ориентироваться лишь на одну конкретную область знаний, необходимы знания из различных областей науки, позволяющие оптимально использовать все то новое и прогрессивное, что накопила в себе наука о спорте и смежные с ней области научного познания. Поэтому уже сейчас можно видеть широкое внедрение все новых технологий в теорию и особенно практику спорта. К ним можно отнести и компьютерные технологии, и различные разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере фармакологии и спортивного питания, новые технологии, связанные с постоянным совершенствованием и обновлением спортивного инвентаря и оборудования. Многое спортивная теория и практика берут и из таких сфер человеческого знания, как социальная психология, конфликтология, психофизиология и многих других, перенимая и используя в практике богатый и продуктивный опыт исследователей.

Одним из таких нововведений в теории и практике спорта является проектирование, широко используемое в различных сферах деятельности человека (рис. 1).

В каких же взаимоотношениях находятся «проектирование», «планирование», «программирование» и т.п.

При планировании используются апробированные, устоявшиеся, достаточно хорошо известные процедуры, оно не предполагает существенных открытий и изменений в теории и практике спорта. При этом довольно часто лишает тренера, педагога самостоятельности, инициативы, творчества, в то время как проектирование занимается созданием совершенно новой системы (конструкта) и, как правило, соотносится с активной созидательной деятельностью специалиста (проектировщика), внедрением в теорию и практику спорта нового и прогрессивного, отрицающего шаблон и жесткий стандарт.

В нашем видении планирование может рассматриваться как фрагмент, относительно небольшой этап проектировочной деятельности.

Конструирование связывают с созданием, сооружением, построением системы на основе разработанного проекта системы управления.

По отношению к проектированию оно выступает вторичным фактором, позволяющим разработать и создать (на основе смыслового образа) конструкцию системы подготовки спортсменов в тренировочно-соревновательном цикле (мега-, макро-, мезо-, микро-), т.н. каркас, наполнение которого содержательным компонентом требует перехода к модельному проектированию.

Проектное моделирование в спорте представляет собой процесс разработки предпочтительных проектов подготовки спортсмена (команды) в соответствии с заданной целью и вытекающими из нее задачами, использованием средств и методов моделирования на основе современных информационно-компьютерных технологий.

Проектное моделирование должно опираться на прогнозирование, специальные исследования конкретных перспектив развития разработанной проектной модели. Прогнозирование строит предположения о том, что может быть создано (создает прогнозный сценарий).

Проектирование отвечает на вопрос: что должно быть, какой должна быть система подготовки спортсмена (команды) и способы ее управления, чтобы добиться прогнозируемых результатов в конкретных условиях и ситуациях. Проектирование должно опираться на прогнозы ситуации, включать в себя элементы и этапы прогнозирования, в том числе последствий реализации проекта на практике.

Таким образом, проектирование выступает тем систематизирующим фактором, который позволяет интегрировать знания и технологии из различных смежных областей деятельности и в оптимальном сочетании использовать их для создания систем подготовки команды (спортсмена) на новом качественном уровне [5].

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что проектирование систем подготовки спортсмена (команды) есть деятельность творческого, созидательного характера. Творческий характер проектирования предполагает осознанную поисковую деятельность. Созидательный характер позволяет разработать проектную модель, которая даст возможность проигрывать и апробировать не только целостный проект, но и его отдельные фрагменты, и их вариации с выбором наиболее оптимального образца [4].

Как всякая деятельность, проектирование носит процессуальный характер, подразумевает прохождение определенных шагов, этапов, стадий, осуществление отдельных действий и целостных сложных процедур. При этом проектировочной деятельности свойственны: процесс постановки проблемы, формулирование рабочей гипотезы, выбор и принятие решений, решение задач (познавательных, организационных, ресурсных). И в этой связи проектирование, не доведенное до технологического уровня, не справится со своими задачами.

Технология проектирования системы подготовки отдельного спортсмена или команды включает в себя разумную, логически строго последовательную деятельность (шагов, этапов, стадий), направленную на достижение поставленной цели и приводящую к запланированному результату. Однако сводить проектирование только к технологическому аспекту неправомерно, т.к. проектировочная деятельность значительно шире, чем технология.

Технологический цикл проектирования системы подготовки спортсменов (на определенный этап или цикл) состоит из ряда логически последовательных операций [6, 7]. Предваряет проектировочную деятельность педагогическая диагностика. К собственно проектировочному этапу относятся: целеполагание, разработка задач, создание проектных моделей и плановтренировочно-соревновательной деятельности (рис. 3). Проектно-реализационную часть деятельности составляют: реализация, т.е. внедрение проекта в реальные условия подготовки; контроль, оценка и сличение получаемых данных с прогнозируемыми и модельными; оперативные, текущие коррекции фрагментов и этапные коррекции проекта.

Следующий этап направлен на разработку теоретических проектов подготовки и моделей готовности, параметров и темпа требуемых приростов различных составляющих подготовленности (текущих и этапных), которые реально смогут обеспечить эффективность соревновательной деятельности спортсмена (команды). Практическая реализация проектов в процессе подготовки служит для достижения прогнозируемых результатов и позволяет оценить эффективность разработанной системы и ее отдельных компонентов. На заключительном этапе технологического цикла проектирования осуществляется разработка системы контроля и критериев оценки, позволяющих определить степень достижения ставившихся целей, выявить недостатки, выявить резервы, а также внести своевременные и соответствующие коррективы.[8]

Таким образом, проектирование как интегрированная функция, определяющая не только конструкт и содержание процесса подготовки, но и всю систему управления этим процессом, должно отличаться целеориентированной эффективностью. Эффективность функции будет подтверждаться достижением наивысшего для данных условий результата при наименьших затратах.

В качестве критериев, позволяющих оценить эффективность процесса подготовки в спортивных играх, используются: спортивный результат, показатели технико-тактического мастерства игроков, динамика уровня подготовленности и состояния спортсмена. Соответствие этих интегральных показателей их заданным модельным характеристикам отражает эффективность, как самой технологии проектирования подготовки, так и его содержательного обеспечения.[2]

Проектированию свойственно все то, что присуще работе с будущим, и прежде всего высокая степень неопределенности и непредсказуемости. И в этом плане проектирование можно охарактеризовать как модель потребного будущего (по Н.А. Бернштейну), модель желаемого будущего (по М.А. Моисееву). Но тщательная педагогическая диагностика и обоснованное прогнозирование позволяют сделать этот проект наиболее адекватным возможностям спортсменов и реальным условиям его реализации.Настоятельная необходимость внедрения в теорию и практику спорта системно-педагогического, объектно-ориентированного проектирования является веянием нового времени и результатом накопившихся в науке многочисленных новых данных, позволяющих на более качественном уровне решать задачи построения тренировочно-соревновательных циклов и управления ими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *