технология проектного обучения в вузе
Метод проектного обучения
в высших учебных заведениях
Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?
Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.
Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.
В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.
Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Технология проектного обучения в вузе
Современная экономическая, техническая и иная деятельность предъявляет высокие требования к специалистам, которых готовят высшие учебные заведения. Стремительный рост объемов информации, расширение масштабов человеческой деятельности вызывают необходимость реформирования общества и образования. Построение инновационной экономики, основанной на коммерциализации новых научно-технических идей, требует существенного изменения в системе подготовки кадров. Возрастает потребность в разработке методик, изменяющих подход к образовательной деятельности вуза, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих выпускников. Образование должно стать ресурсом подготовки специалистов, способных воспринимать любые новые веяния в науке, технологии и бизнесе. За последнее десятилетие в нашей стране произошли достаточно серьезные перемены в этом направлении. Развитие фундаментальной науки и модернизация образования провозглашены стратегически важными национальными приоритетами. Определен новый вектор развития, направленный в сторону сближения образовательных технологий России и Запада.
Основной стратегической целью новой Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [2]. Программа опирается на новые образовательные стандарты, которые формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью нового федерального стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3) является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умения применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности обучающегося. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов.
В статье обсуждается применение инновационной технологии группового проектного обучения (ГПО) в современном техническом вузе, приводятся его технологические особенности в рамках образовательного процесса, достигнутые результаты, преимущества и недостатки перед традиционным обучением, на примере сопоставления с учебно/научно-исследовательской работой.
Сравнение ГПО и учебно/научно-исследовательской работы
Для начала дадим общее определение, что такое исследовательские работы и проектное обучение в ВУЗе. Исследовательская работа – это, как правило, индивидуальная работа, для выполнения которой необходим выбор и приложение научной методики к поставленной задаче, получение собственного теоретического или экспериментального материала, на основании которого необходимо провести анализ и сделать выводы об исследуемом явлении. Принципиальной особенностью таких работ является неопределенность получаемого результата в результате проведенных исследований, по отношению к планируемому. В отличие от неё, выполнение проекта – это всегда коллективная, творческая практическая работа, предназначенная для получения определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту. Далее рассмотрим, как эти два понятия трансформируются в ходе образовательной деятельности.
Современный учебный процесс – это формализованный процесс, состоящий из множества составляющих – чтение лекций, проведение практических или лабораторных занятий, выполнение учебно-исследовательских работ (УИР), завершающихся традиционным контролем знаний (экзамен или зачет). Однако даже при выполнении всех заданий по изучаемым дисциплинам в полном объеме, творческий потенциал студентов используются недостаточно. Проявить себя студент может только при выполнении дополнительной, например, научно-исследовательской работы (НИР).
Сущность НИР состоит в создании системы научных исследований по направлениям, согласующимся со специальностями, получаемыми студентами. НИР выполняется под руководством преподавателя, являющегося специалистом в соответствующей области. Во время выполнения НИР предусматривается поиск и изучение информации, сравнение данных и подходов, алгоритмов, выработка собственного мнения в направлении изучаемой тематики. НИР позволяет готовить творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному мышлению.
Новой формой мотивации студентов к обучению является привлечение их к работам над реальными задачами, путем организации соответствующих тематических проектов, формирования проектных групп для их выполнения и введения в учебный план отдельной дисциплины «Групповое проектное обучение». Идея проектного обучения предлагает построение обучения на активной основе, через личную заинтересованность обучающегося в получении определенных знаний, для достижения цели (интересный проект, рабочее место, возможность показать себя и др.). Важным отличием обучения при выполнении проекта от остальных изучаемых предметов, в том числе и НИР, является не оценка за проделанную работу, а оценка, фиксирующая решение задач проекта, степень и качество его реализации. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и добываются новые.
Основные требования, предъявляемые к проектному обучению:
Указанные выше требования, предъявляемые к проектному обучению, способствуют формированию новой волны специалистов, которые не только понимают и решают практические задачи, но и имеют возможность перейти к бизнесу.
На наш взгляд, выполнение НИР, в силу своей четкой направленности на научно-исследовательскую работу, позволяет перейти от обучения к бизнесу лишь в исключительных случаях.
Современные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров по программам высшего профессионального образования требуют от студентов получения наряду с академическими компетенциями дополнительных специальных и профессиональных навыков за короткое время. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения. Методика группового проектного обучения (ГПО), полностью разработанная, внедренная и успешно действующая в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) с 2006 года, является перспективной инновационной организацией учебного процесса и может быть использована как парадигма профессиональной подготовки, цель которой – повышение эффективности обучения.
Описание технологии ГПО
Работа над проектами ГПО начинается с выбора тематики проектирования через поиск и конкурсный отбор идей и предложений. Идеи и предложения могут быть реализованы в форме создания новых наукоёмких изделий, технологий, программных продуктов и услуг, востребованных на рынке. В конкурсе без ограничений участвуют: преподаватели, инженерный персонал вуза, инновационно активные студенты, выдвигающие свои предложения, а также фирмы, предприятия и организации, заинтересованные в разработке и выпуске новой наукоёмкой продукции. Основные требования, предъявляемые к проекту, – инновационный и/или наукоёмкий характер разработки, а также перспективы коммерциализации проекта [1].
Для выполнения проектов на каждой кафедре организуются специализированные лаборатории ГПО, в которых оборудованы рабочие места для студентов, а также монтажные, макетные, испытательные участки и пр. Лаборатории оснащены вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием [1].
Студенты, участники проектов группируются в творческие коллективы по 3–5 человек. Каждому проекту назначается руководитель, который поможет сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. В одном проекте могут принимать участие студенты разных курсов, разных специальностей, разных кафедр и факультетов и даже студенты разных вузов города. Дальнейшая траектория обучения каждого студента, участника проектной группы, будет связана с выполнением проекта [3].
Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров. На примере разработки реального проекта создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование, происходит практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности [3].
Таблица 1. Технологические аспекты работы над проектом
Проектное обучение в университете. Часть 2
Не так давно я написал статью о проблемах проектного практикума, на которую пришло много обратной связи, в том числе от студентов и руководства вуза. В продолжение этой истории я решил подробнее проанализировать тему, обсудив ее со студентами, представителями компаний и руководством института. В этой статье разберу мотивацию участников процесса, озвученные ими проблемы и предложу возможные пути решения.
Участники и их цели
Я выделяю три группы участников: студенты, компании и вуз. Каждый участник преследует свои цели, но хорошая новость в том, что они пересекаются.
Студенты хотят:
Прокачать свои soft и hard skills
Найти стажировку / работу
Найти команду, в которой будет комфортно
Компании хотят:
Хантить себе сотрудников
Найти решение для своих бизнес-задач
Университет хочет:
Привлекать как можно больше компаний для сотрудничества
Повышать свою репутацию / место в рейтингах
Повышать привлекательность для абитуриентов
Я пообщался со студентами, представителями компаний и руководством вуза, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются участники проектного практикума.
В опросе приняли участие 14 человек, из которых 9 студентов и 5 экспертов (2 из них были кураторами). Опрос проводился в формате диалога, а первоначальные вопросы звучали так:
Студентам: “Расскажи, что тебе не нравится в проектном практикуме, какие возникали проблемы, почему пропадало желание что-то делать.”
Экспертам: “Расскажи, пожалуйста, со стороны эксперта (куратора от компании, если был в такой роли), какие проблемы возникали, что считаешь нужно изменить, как оцениваешь общий уровень проектов?”
Результаты опроса
И студенты, и эксперты отмечают, что текущая система оценивания не прозрачна. Критерии скрыты от студентов до начала защит, а эксперты говорят, что формулировки размытые. Незнание критериев до начала выбора проектов не дает возможности студентам сформировать оптимальные команды и построить рабочий процесс. В конечном итоге это сильно снижает качество проекта и его представление.
При этом критерии оценивания не меняются от проекта к проекту. Например, проекты по машинному обучению оцениваются в той же системе, что и ведение группы в вк. (Реальный кейс)
Решение
И от университета, и от заказчика не должно быть размытых критериев. У каждого критерия должно быть подробное пояснение, причем доступное для изучения студентам, кураторам и экспертам. Общая для всех подробная информация защитит от разночтений.
Пример плохих и хороших критериев
Систему оценивания нужно переработать таким образом, чтобы итоговая оценка складывалась из двух составляющих: оценки экспертов и оценки куратора проекта. Разбиение позволит оценить проект и изнутри, и со стороны. Куратор от заказчика сможет оценить реализацию проекта, и работу команды в течение семестра, а сторонние эксперты оценят презентацию проекта и его проработанность. Так итоговая оценка получится более объективной.
При этом публиковать критерии оценивания необходимо в начале семестра. Это поможет студентам собираться в правильные команды и лучше понимать, чего от них хотят.
Обновленный процесс оценивания проектов
Студенты рассказывают, что им не хватает профессионального развития в рамках проектной деятельности. Одним из препятствий для роста я считаю скудную обратную связь как от других студентов, так и от экспертов. Эксперты писали, что они с удовольствием пообщались бы с командами и дали им ценные советы, но встреча происходит только во время финальной защиты. (5 минут питч и 10 минут ответы на вопросы)
Решение
1. Ввести промежуточные защиты в середине семестра с представителями от компаний. Сейчас команда берет проект в начале семестра и варится в собственном соку вплоть до сессии. Промежуточная встреча позволит взглянуть на проекты со стороны. Оставшегося времени хватит чтобы исправить найденные ошибки и реализовать предложенные идеи.
2. Организовывать митапы после защит. На них эксперты смогут пообщаться со студентами, а студенты смогут делиться опытом друг с другом и искать людей в команды на следующий семестр. Думаю, это подстегнет обмен опытом между людьми и повысит компетенции каждого из участников.
Одни говорят, что хотят заниматься развитием продукта и анализом рынка, другие намерены серьезно заниматься программированием. При этом студенты собираются в команды по интересам, что приводит к формированию односторонних команд, которые не могут полностью проработать проект.
Во второй команде только backend разработчики.
Решение
Внедрить рекомендации по составу команд.
Заказчик не заинтересован в выполнении проекта
После защиты ты получаешь только оценку
Проектом никто никогда не будет пользоваться / не будет его развивать дальше
Члены команды не хотят что-то делать
Не понятно что делать
Конечно, есть и команды энтузиастов, которые рассчитывают продвинуть свои разработки дальше. Для них должны быть какие-то другие механизмы, чтобы помогать привлекать экспертизу/клиентов/инвесторов. Сейчас мы не будем рассматривать такие кейсы, это тема для отдельной статьи.
Недостатком мотивации болеют не только студенты, но и компании. Часто случается так, что компания предлагает проект, а потом просто забывает о нем. Соответственно, студенты-участники таких проектов даже не стараются сделать что-то стоящее. (А смысл?)
Решение
1. Проводить конкурсы проектов. После разговора с директором института выяснилось, что институт легко может выделить деньги на подарки отличившимся студентам. Определить самую крутую команду можно на митапе, выдав каждому участнику по голосу, который он может отдать в пользу одной из команд. Что будет в качестве подарков уже не так важно, это может быть повышенная стипендия, мерч или какая-нибудь техника. Главное, это дает чувство что работа была проделана не зря.
3. Внедрить мини-курс по управлению проектами. Студенты пишут, что сложно довести проект до конца, потому что они не представляют полный цикл развития проекта и не могут справиться с разногласиями внутри команды. Серия коротких видео с ответами на самые частые вопросы может стать первым шагом к решению этой проблемы.
Резюме
Переработанный процесс проектного практикума, с учетом всех предложений в статье выглядит так:
Обновленный процесс проектного практикума
Развитием проектного обучения в России занимается не только УрФУ. Эксперименты с ним проводят ВШЭ, Московский политех и другие. Если вам интересно глубже погрузиться в тему, можете прочитать статью, которую подготовили вузы в 2018 году. Я лишь надеюсь, что открытая дискуссия поможет проектному обучению развиваться быстрее.
Статья подготовлена совместно с @vilenskass
Проектное обучение в университете — что это значит на практике?
Вступление
Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.
Индивидуальные образовательные траектории
Полный список предметов в ИРИТ-РТФ
Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.
Окей, а что такое проектное обучение-то?
На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.
В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)
На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.
На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.
Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.
Проблемы проектного практикума
Постарался расположить в порядке важности
Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.
Возможные варианты решения проблем
Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Что нужно сделать:
Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.