технология проектного обучения истории
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания
Учитель истории МБОУ СШ №81, г.Ульяновск
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета.
В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.
К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона.
Исходя из этого, у меня возникла проблема:
— как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным?
— что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным?
— как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?
Опыт преподавания привел меня к необходимости структурировать материал в укрупненные дидактические единицы, что позволит, на мой взгляд, приблизить учебный процесс к эталонному, разрешить те противоречия, которые существуют в сфере образования. Естественно надо было выбрать технологию обучения, с помощью которой, можно было добиться желаемого результата.
Технологией, которая в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи, является метод проектов.
Занимаясь проектной деятельностью, я для себя установила, что Проектный метод в процессе обучения позволяет:
развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем…и т.д.); коммуникативный потенциал школьников;
решать информационные задачи;
организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
создавать комфортные условия обучения;
активизировать мыслительную деятельность школьников;
снимать нервную нагрузку (релаксация).
— анализ эффективности использования проектного метода позволяет сделать вывод, что на уроках истории и обществознания у 88% школьников повышается активность.
-85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.
Сравнительная характеристика отмечает эффективность восприятия учебного материала учащимися.
Экспериментально было установлено, что в основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленной на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:
возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать общие навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».
Анализ показал, что каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: организационно-подготовительного, технологического, презентационного.
Было установлено, что в ходе организации работы школьников над проектами реализуются триединые цели образовательного процесса.
Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества, как учителя, так и ученика.
Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над исследованием.
Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) исследования.
Коллективное обсуждение выводы.
Выработала требования к результатам исследовательских проектов.
Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:
представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Выборы формы исследования определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.
Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию также активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы. Определила для себя последовательность выполнения учебного проекта. Степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Моя роль велика на первом и последнем этапах. От того, как я выполню свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе моя роль велика потому, что учащиеся не всегда способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.
Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.
Несомненно, данный вид деятельности занимает огромное количество времени, прежде всего, у педагога, так как требует систематической проверки работы, кроме того, затрачивается время на уроке как на организационные сообщения, так и на групповую работу по исследованию с целью выявления основных ошибок и корректировки процесса. В ходе такого вида учебной деятельности можно добиться, прежде всего, не только изучения материала, но и его глубокого осмысления. Систематическая работа по анализу изучаемого материала с привлечением дополнительной литературы, самостоятельная постановка целей, выдвижение гипотез, подведение итогов приводит к развитию способности анализировать и синтезировать информацию.
С 2005 года занимаюсь работой в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Основанием данной работы является «Положение о Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество», в котором предложено 19 программ для исследований. В своей работе я использую следующие программы: Летопись родного края, Земляки, Великая Отечественная война, Война и дети. Были написаны исследовательские работы «Этого не должно повториться», «Моя родословная», «Военная история семьи Михаила Нарган», «Духовные ценности современного мира», «Творчество земляков – неотъемлемая часть культуры», «Битва за Москву – национальная гордость нашего народа». Последняя работа заняла первое место на районном слете туристско-краеведческого движения «Отечество». Учащиеся со своими проектами выступают на школьных, районных научно-практических конференциях. Проект «Проблемы организации досуга молодежи в сельской местности» стал участником X Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Применение проективной методики на уроках истории и обществознания очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики:
— неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
— повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: «Не навреди!». Использование новых информационных технологий позволяет мне существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического материала.
Т. о., применяемый мной, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная технология на уроках истории
Выступление по теме «Пректная технология на уроках истории» представлено на заседании РМО учителей истории, обществознания, права.
Просмотр содержимого документа
«Проектная технология на уроках истории»
Выступление на РМО учителей истории по теме «Проектная технология на уроках истории» (Богатырева Н.А., руководитель РМО)
Современная российская образовательная политика предусматривает решение одной из главных задач – обеспечение современного качества образования, развития и становление личности, способной жить в изменяющемся мире.
Приоритетным условием решения этой задачи является использование преподавателями истории в своей педагогической практике современных образовательных технологий. В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении истории.
Один из активных методов – метод проектов, рассматриваемый как эффективная педагогическая технология 21 века и как позитивная методология решения задач, возникающих перед человеком в течение жизни, как средство решения жизненных проблем.
Преимущества проектной технологии. Они, прежде всего, в том, что ограниченный узкими рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. А известная логика от простого к сложному предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу ( подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, рефера, исследование, проект.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, книгу, модель, газету, буклет.
Дополним ещё некоторые достоинства проектов: учащиеся видят перед собой конечный результат – то, что они сделали своими руками, во что вложили свою душу. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Для подростков проекты – средство самореализации,самоопределения. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям.
Овладение проектным методом развивает социальный аспект личности и за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения.
Основные учебные задачи, стоящие перед проектной деятельностью:
Научить подростков самостоятельно достигать намеченной цели, конструировать полученные знания;
Учить предвидеть проблемы, которые предстоит решить по созданию проекта;
Сформировать умения ориентироваться в информационном пространстве: находить источники информации, получить навыки обработки информации;
Приобрести навыки проведения исследований;
Сформировать навыки презентации полученных знаний и опыта.
Тематика проектов определяется как практической значимостью, так и доступностью их выполнения.
Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Проектный метод в современном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.
В ходе проектного обучения образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл подростка. А это повышает его мотивацию в учении. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию учащегося, его самореализацию.
1). Самостоятельно и охотно пробовали себя в различных сферах на основе самостоятельной цели проекта.
2). Приобретают коммуникативные умения, работая в группах или парах.
3). Развивают у себя исследовательские умения ( выделение проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, обобщение).
4). Развивают логическое мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта,осуществляют рефлексию).
Деятельность преподавателя в процессе реализации проекта:
Он разрабатывает программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Формирует образовательную информационно-коммуникативную и рефлексивную компетентность подростков.
Проектирует самостоятельную работу обучающихся с дополнительными источниками, с ресурсами Интернета.
Осуществляет диагностику готовности обучающихся к дальнейшему обучению.
Создаёт условия для развития активности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Учебный проект – это проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий педагогическую цель.
Ролевой проект – это проект, в котором изначально определены роли участников и правила взаимоотношений между ними, а структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Долгосрочный проект – проект продолжительностью от двух месяцев и более ( до нескольких лет).
Персональный проект – проект, выполняемый одним учащимся под руководством преподавателя.
Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета ( например, истории ).
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства прикладного характера для разрешения проблемы.
Творческий проект – его центром является творческий продукт самореализации учащихся проектной группы или отдельного учащегося.
Телекоммуникационный проект – учебный групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Проект-самореализация – высшее проявление проектной деятельности. Во многом он имеет аналогичные характеристики, а цель этого проекта видится учащимся в нахождении своего «Я» в этоц деятельности, реализации своих сущностных сил, то есть самореализации, осознание своего вклада в проект. В нём основной акцент делается на личную или социальную значимость, полезность проектной деятельности.
В проекте-самореализации учащиеся действуют с максимальным уровнем самостоятельности,запуская механизмы «само»:
Использование проектной технологии на уроках истории – это творческая, в значительной степени самостоятельная деятельность учащихся; а виды этой интересной технологии подразумевают:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных;
социально-значимую практическую деятельность по результатам проведённых исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Независимо от того, какой вид проекта избран преподавателем и учащимися, важно правильно разработать структурирование проекта. Можно предложить такой вариант структуры :
1-я стадия. Подготовка к работе над проектом.
2-я стадия. Выбор актуальной проблемы.
3-я стадия. Сбор информации. Разделившись на группы, учащиеся изучают комплекс материалов.
4-я стадия. Обработка материала, выяснение способов решения проблемы, разработка программы реализации проекта.
5-я стадия. Реализация плана действий команды.
6-я стадия. Подготовка к защите проекта. Идёт сбор папки дркументов ( портфолио ).
7-я стадия. Презентация проекта.
8-я стадия. Рефлексия. Определяются трудности в проекте, выявляются ошибки, оценивается вклад каждого участника.
Несмотря на разнообразие проектов, все они в своём завершённом виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определённым общим требованиям. Эти требования необходимы в обеспечении удобства для тех,кто в будущем будет работать с проектом.
Паспорт проектной работы. Его назначение в том, чтобы показать описание проекта, подготовленного для публикации или для хранения.
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
Состав проектной группы.
Тип проекта ( информационный, исследовательский и т. д. ).
Вопросы проекта ( 3-4 важнейших проблемных вопроса ).
Аннотация ( актуальность проекта, его значимость, воспитательный аспект, краткое содержание ).
Предполагаемые продукты проекта.
Этапы работы над проектом ( форма, продолжительность, место работы учащихся, содержание работы ).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки. Проектгая папка ( портфолио проекта ) – один из обязательных выходов проекта,предъявляемых к защите ( презентации ) проекта.
Смысл предъявления папки на защите – показать ход работы проектной группы. В портфолио проекта входят:
Вся собранная информация по теме проекта;
Записи всех идей, гипотез и решений;
Краткое описание всех проблем;
Эскизы, рисунки, графики,итаблицы, фотодокументы;
Материалы к презентации.
Защита проекта. Для моих учащихся защита проекта – это момент самореализации, радости и гордости за выполненную работу.
Общими рекомендациями для защиты проекта служат следующие:
1. Эмоциональное и короткое по времени изложение материала с интересными примерами.
2. Употребление только понятных терминов.
3. Хорошо воспринимается рассказ,а не чтение текста.
4. Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.
5. Постараться предупредить возможные вопросы.
Рекомендации по технике подготовки защиты проекта:
Провести предварительный хронометраж своего выступления и довести его до нужной продолжительности.
Выписать на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложить ихпо порядку.
Заранее продумать детали своего рабочего места.
Приготовить чёткий и красочный наглядный материал.
Провести тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
Выступающему учащемуся необходимо представить полезные рекомендации:
Начинать своё выступление с приветствия.
Огласить название своего проекта, сформулировать его основную часть и причину выбора темы.
Не забывать об уважении к слушателям в течение всего выступления ( говорить внятно ).
Поблагодарить слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
Стараться ответить на все вопросы.
Творчески работающие преподаватели истории всегда ищут пути и способы совершенствования преподавания истории. Обновление содержания образования требует новых педагогических технологий, несущих высокую степеть самостоятельности учащихся
Такой технологией и является проектная технология как самореализация обучающихся на уроке истории и во внеурочное время.
Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
«ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМУ –
К ПРАКТИЧЕСКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ»
Цель метода проектов. Применение актуализированных знаний и приобретение новых (путём самообразования), активизация познавательной деятельности учащихся; формирование у школьников специфических умений и навыков общенаучного и коммуникативного характера, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Историография вопроса. Метод проектов не есть нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале XX века. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году группа педагогов использовала метод проектов в практической деятельности. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие чётких разработок по использованию методов проектов в практике преподавания школьных дисциплин привело в сторону делового прагматического действия. В 1903-1930 годах можно назвать первым периодом использования метода проектов в обучении российских школьников. Появились статьи Н.К. Крупской, И. Трояновского, С. Тюрберт, Н Поповой и других авторов, объясняющие суть метода проектов и его использование в практической педагогической деятельности. Использование метода проектов практически совпало по времени с исследованиями американских учёных. В 1920-е годы американским философом и педагогом Джоном Дьюи и его учеником У. Килпатриком был предложен метод проектов в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривающая приобретение новых знаний для реализации поставленной цели. Недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах было осуждено в 1931 году. 1990-2000 годы можно назвать вторым периодом в использовании метода проектов в школах России. К этому времени был изучен и обобщён мировой опыт. Появились публикации отечественных и зарубежных учёных о влиянии метода проектов на повышение интереса учащихся к образованию, о влиянии этого метода на самообразование, о развитии интеллектуальных способностей ребёнка: работы Е.С. Полат, М.Б. Павловой, Дж. Пита и др.
Для внедрения метода проектов я выбрала параллель 8-х классов, это объясняется следующими причинами:
Высокий интеллект и заинтересованность учащихся этой параллели;
Большая работоспособность и желание участвовать в чём-то новом;
Сопереживание и ощущение себя единой командой всех участников проекта;
Психологическая совместимость учителя и учеников.
При выборе тем нужно сформулировать 15-20 тем на класс как индивидуальных, так и групповых, работа по которым потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний и формирование необходимого опыта. При этом желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровень абстракции, креативности и т. д.). Но это совсем не обязательно. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную, групповую), степень сложности проектировочной деятельности.
При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения учитель-ученик.
Для выполнения поставленных задач каждый участник проекта должен представить результаты своей работы: это могут быть составленные схемы, таблицы, графики, анализ источников. Не у всех это может получиться. Учащиеся сталкиваются с трудностями:
Постановка ведущих и текущих целей и задач;
Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
Осуществление и аргументация выбора;
Осознание последствий выбора;
Сравнение полученного с требуемым;
Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов;
Объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
Поэтому я раскрываю возможные формы и методы работы. Так, например, по теме: «Отмена крепостного права в России» ребятам трудно было составить схемы: «порядок совершения выкупной сделки» и «размеры крестьянского надела». Мне пришлось показать, какие возможные формы работы здесь могут присутствовать.