технология планирования процесса спортивной тренировки это
Планирование спортивной тренировки
Содержание
Составление плана тренировки [ править | править код ]
Под планированием тренировок понимается организация тренировок, включающая управление и порядок их проведения (Carl, 2003). На рис. проиллюстрированы эти аспекты в виде схемы, состоящей из факторов управления (планирование и проведение тренировок, а также результаты тренировки и результаты соревнований) и факторов, относящихся к сфере порядка проведения тренировок (методы контроля и оценка данных). На рис. также представлено планирование тренировок в узком смысле, что включает определение содержания и методов самой тренировки.
При составлении плана тренировки с целью достижения высоких спортивных результатов необходимо учитывать множество факторов. Например, в соответствии с временными параметрами планы тренировки могут быть долгосрочными (многолетними), среднесрочными (касающимися определенных периодов тренировки) или краткосрочными (распространяющимися на одну неделю и занятия на протяжении этой недели).
Методы диагностики [ править | править код ]
Важной частью управления и порядка проведения тренировок является использование методов диагностики. Они помогают определить фактическое физическое состояние спортсмена и на основе этого установить цели тренировки. Точная информация об индивидуальных возможностях спортсмена позволяет при этом отработать индивидуальный план тренировки, ориентированный конкретно на того или иного спортсмена.
Существует целый ряд методов, которые используются при диагностике определенных факторов спортивной работоспособности. Например, физические данные спортсмена можно определить с помощью соответствующих спортивно-физиологических или спортивно-медицинских методов, а также на основе биохимических или биомеханических измерительных методов.
О физической форме спортсмена также позволяют судить двигательные тесты во время тренировок (Schnabel et al., 2005). К методам диагностики работоспособности в плане достоверности их результатов следует относиться критически. Особенно в спортивных играх, где результативность зависит от множества разнообразных факторов (отдельная личность, своя команда, команда противника, координация, физическое состояние, восприятие), диагностика работоспособности представляет собой комплексную оценку многочисленных взаимодействующих факторов, которые трудно проверить путем проведения единичных тестов. В качестве основы анализа, или, другими словами, оценки методов диагностики работоспособности, можно использовать прежде всего такие критерии тестирования, которые позволяют оценить достоверность (аутентичность), надежность, а также объективность измерения.
Особо важное значение методы диагностики приобретают также в связи с тем, что они используются при оценке тренировочных эффектов.
Планирование и проведение тренировок [ править | править код ]
Под планированием тренировки в узком смысле понимаются прежде всего задачи, содержание, организация и методы проведения тренировок (Carl, 2003).
Все рассуждения в ходе составления плана тренировки в конечном итоге объясняют особенности того или иного процесса ее проведения. В таких процессах (при полном выполнении плана тренировки), а также и в соревнованиях используются методы контроля, позволяющие сравнить запланированные результаты с теми, которые были достигнуты в действительности.
Оценка тренировки [ править | править код ]
Оценка тренировки и ее результатов представляет собой неотъемлемую часть составления плана и порядка проведения тренировок (общее планирование). В основе ее лежат по возможности надежные методы контроля и анализа, позволяющие зафиксировать и оценить те факторы проведенной тренировки и ее воздействия на спортсмена, которые связаны с развитием его работоспособности (Starischka, 2003b). Контроль тренировки включает для каждого отдельного вида спорта следующие два аспекта.
При различных видах спорта определенное значение имеют методы контроля, с помощью которых производится попытка измерить результативность команды. Оценка эффектов на основе полученных при контроле данных должна явиться отправным пунктом для дальнейшего пересмотра и совершенствования различных аспектов планирования тренировок, включая их содержание и методы. Основные идеи описанного здесь в общих чертах управления и порядка проведения тренировки обнаруживаются и в программах современных фитнес-клубов. Характерными особенностями являются определение индивидуальных задач тренировок по согласованию клиентом, а также фитнес-тестирование, которое часто проводится перед началом регулярного посещения фитнес-клуба. Таким же образом в соответствующем документе фиксируются частота посещения, физические упражнения, ведется дневник тренировок, что позволяет вместе с повторными тестированиями на протяжении многих месяцев или лет привести, например, интенсивность тренировочной нагрузки в соответствие с уже достигнутым уровнем спортивной работоспособности.
Планирование силовой тренировки [ править | править код ]
Другие аспекты тренировки [ править | править код ]
Разминка [ править | править код ]
Запомните: Разминка и заминка — это неотъемлемые элементы тренировки. Разминка проводится на начальном этапе тренировки в качестве предварительной подготовки, а заминка представляет собой конечную фазу и проводится сразу после основной части тренировки (Weineck, 2007).
Разминка — это важная начальная фаза тренировочного занятия, предшествующая основной части. Отказ от разминки или выполнение разминочных упражнений ненадлежащим образом либо в недостаточном объеме может привести, особенно при силовых тренировках, к травмам и ортопедическим проблемам (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001). В целом разминка преследует следующие четыре цели (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001; Starischka, 2003а):
Разминка обычно начинается с общей части, в процессе которой общая спортивная производительность повышается в результате работы больших мышечных групп. Затем следует специальная часть, целью которой является развитие координации в качестве под готовки к предстоящим нагрузкам. Отрабатываемые при этом движения непосредственно связаны с соответствующими видами нагрузок в основной части тренировки, разогревая, таким образом, необходимые мышцы. Затем можно также в качестве завершения разминки провести так называемую индивидуальную часть, состоящую из упражнений, которые подбираются для каждого спортсмена с учетом его физической подготовленности и выявленных дефицитов. Речь идет об определенных видах непереносимости в связи с перенесенными травмами или другими особенностями, как, например, увеличение продолжительности разминки в более пожилом возрасте.
При силовой тренировке структура разминки может включать, например, такую фазу (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001), как общая часть, направленная на подготовку к нагрузке сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Предельные нагрузки здесь пока не используются, а выбирается умеренный диапазон интенсивности и продолжительность от 10 до 15 мин. Для правильного управления интенсивностью необходимо вести учет в первую очередь таких показателей, как частота сердечных сокращений, субъективное восприятие нагрузки, а также параметры дыхания. При оценке восприятия нагрузки используются различные шкалы, в основе которых, как правило, лежит шкала Борга. Один из вариантов такой шкалы представлен в табл. 1.
Таблица 1. Шкала оценки восприятия напряжения — 7 ступеней
Оценка восприятия напряжения
От легкого до среднего
От среднего до тяжелого
Следующие рекомендации по управлению интенсивностью распространяются на три общепринятых вида разминки, используемых в фитнесе, — велосипед, беговую дорожку и степпер (Boeckh-Behrens, Buskies, 2001):
Данные характеристики интенсивности соответствуют следующим уровням индивидуального восприятия нагрузки: от 2 (легкая) до максимально 4 (средняя), как показано в табл.
Независимо от вида нагрузки при разминке рекомендуется дышать носом (что подразумевает довольно низкую интенсивность). Дыхание через нос имеет важное значение потому, что необходимое для преодоления нагрузки количество кислорода хмож-но получить только при дыхании через нос. Выдыхать воздух можно через рот. Интенсивность следует подбирать таким образом, чтобы разговоры с партнерами по тренировке были невозможны.
При управлении интенсивностью в процессе разминки и заминки необходимо учитывать некоторые аспекты, касающиеся упомянутых выше показателей. Частота сердечных сокращений зависит от множества факторов, например условий окружающей среды (климатические факторы) или приема медикаментов. Кроме того, частота сердечных сокращений должна контролироваться соответствующими измерительными приборами, а не измеряться вручную, что обычно связано с перерывами в процессе разминки, которых рекомендуется избегать. Оценка восприятия нагрузки представляет собой надежный показатель тогда, когда спортсмен умеет «чувствовать» свое тело, что, в свою очередь, связано обычно с достаточным спортивным опытом.
В некоторых случаях целесообразно перед (и также после и во время) силовой тренировкой провести комплекс упражнений на растягивание мышц, при этом необходимо следовать специальным рекомендациям и методам, проиллюстрированным в разделе о растягивании мышц. В разминку включают также проприоцептивные упражнения и упражнения на координацию и мобилизацию. Последующий этап специальной разминки в составе силовой тренировки представляет собой так называемые разминочные серии упражнений. При этом к обычным упражнениям с обычным тренировочным отягощением добавляются еще одна или две серии с 15-20 повторениями. Такие разминочные серии выполняются только с легким отягощением. Грубо говоря, отягощение здесь составляет около 50-60 % отягощения при обычной тренировке.
В общем и целом можно говорить о различных формах разминки: помимо активной разминки, как показано на примере силовой тренировки, существуют также формы пассивной разминки, к которым относятся массаж, горячий душ или растирания. Однако их эффективность в процессе подготовки спортсменов иногда вызывает сомнения (Weineck, 2007). Скорее их целесообразно использовать на стадии регенерации после спортивной нагрузки. Стадия регенерации после напряженной тренировки начинается с фазы заминки.
Заминка [ править | править код ]
Во время заминки нагрузка на сердечно-сосудистую и мышечную систему значительно ниже, чем в основной части тренировки. Данная фаза необходима для того, чтобы восстановить состояние покоя организма и сократить время регенерации. По содержанию заминка похожа на разминку и может, например, представлять собой бег, езду на велосипеде с незначительной интенсивностью или комплекс упражнений на растягивание. При этом достаточно быстро из организма выводятся продукты обмена веществ (например, лактат), и создается возможность нейтрализовать гипертонус мышц, возникающий при силовой тренировке (Berschin, 2005).
Одежда [ править | править код ]
При выборе подходящей одежды на первый план выходит ее функциональность. При этом вопросы моды не должны иметь большого значения.
Важно, чтобы спортивная одежда удовлетворяла конкретным требованиям того или иного вида спорта и была комфортной. В зависимости от вида спорта может возникнуть необходимость, в перчатках, головном уборе и т. д. С точки зрения профилактики травм в видах спорта, развивающих выносливость, как, например, бег, первостепенное значение имеет хорошая обувь. При других видах спорта (например, хоккей, беговые лыжи, бокс) помимо обычной спортивной одежды необходима специальная одежда. Благодаря соответствующему защитному снаряжению риск травм сводится к минимуму.
Долгосрочные виды планирования спортивной тренировки [ править | править код ]
В науке о спорте существует единое мнение о том, что высокие спортивные результаты достигаются в процессе целенаправленной и многоступенчатой тренировки, имеющей упорядоченную структуру и рассчитанной на длительное время. При этом особенно важно в начале этого процесса и при тренировках подрастающего поколения учитывать соответствующие возрасту биологические и психосоциальные факторы. В настоящее время в легкой атлетике общепризнанной является идеально-типическая модель построения долгосрочного процесса тренировки, которая состоит из пяти этапов:
В табл. представлены основные задачи долгосрочной силовой тренировки. Со временем они переходят в задачи тренировки максимальной и специфической быстрой силы.
Основные задачи долговременной силовой тренировки
20Л. Общие положения технологии планирования
Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-
ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
В качестве примера далее приведен образец многолетнего (перспективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ.
К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Ниже приводится образец группового годичного плана тренировки.
I. Краткая характеристика группы занимающихся
Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре
дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле
вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со
стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по
усмотрению тренера и врача
II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при
мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе
но, что средствам тренировки отводится времени: 5 — много, 3 — сред
не, 1 — мало)
Основные задачи Основные Месяцы
тренировки средства —i 1 1 1—i—i 1 1—i 1 1
тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-
ства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.
Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:
а) для многолетних и годичных макроциклов — индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта — команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;
6) для отдельного этапа (мезоцикла) — принципиальные тен
денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой
тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер
жания, объема, интенсивности и чередования;
в) для микроцикла — целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к
разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.
Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам — соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизменным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.
20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-
рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.
Планирование годичной тренировки и определение ее количественных показателей может иметь два варианта — помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.
Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными интервалами между ними, которые определяют набор и чередование периодов.
При планировании двух- и трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицированных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1—2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии достаточных оснований для этого.
В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроциклов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм — весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до 5—9 показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.
Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической повседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.
При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:
— рациональное соотношение нагрузок различной преимуще
ственной направленности — от избирательных на ранних этапах
подготовительных периодов к комплексным на заключительных
этапах подготовительного и соревновательного периодов;
— последовательное или комплексное совершенствование
двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так
тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак
торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной
нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и
интенсивности работы и отдыха.
При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки рекомендуется придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: в использовании средств общей физической подготовки — от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через основные средства подготовки в избранном виде спорта; от широкого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, — к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.
При планировании средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания максимальной скорости); от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих (в соответствии с параметрами соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.
Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-
ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число занятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.
Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.