технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Презентация на тему «Технология перспективно-опережающего обучения Лысенковой С.Н.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение

Софья Николаевна Лысенкова, народный учитель СССР

«Через знающего ученика учить незнающего» Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

По уровню применения: Общепедагогическая По философской основе: Гуманистическая По основному фактору развития: Социогенная По концепции усвоения: Ассоциативно-рефлекторная По ориентации на личностные структуры: Информационная По характерусодержания: Воспитательная, светская,общеобразовательная По типу управления: Система малых групп По организационным формам: Традиционная классно-урочная По подходу к ребенку: Сотрудничество, партнерство По преобладающему методу: Объяснительно-иллюстративный По направлению модернизации: Эффективность организации и управления учебным процессом По категории обучающихся: Массовая

Важно! Каждому ученику посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы)!

«Три кита» технологии С.Н. Лысенковой Перспективная подготовка Комментируемое управление Опорные схемы

Перспективная подготовка Медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Активное развитие доказательной речи с использованием опор. Уточнение понятий, обобщение материала. Происходит опережение, т.к. на I этапе многие задания на страницах учебника выполнены. Схемы уходят, формируется навык беглого действия.

Комментируемое управление Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

«Следы первых занятий из тетрадей 5–6-леток во время подготовки.» Учим сами! Родители! Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в класс выравнивания, испытал горькую судьбу отстающего, готовьте его к школе сами!

«+» и «-» технологии С.Н. Лысенковой

Спасибо за внимание!

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Номер материала: ДВ-430254

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология обучения младших школьников (С. Н. Лысенкова) — перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

Особенности содержания

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний;

2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Особенности методики

Технология народного учителя СССР С.Н. Лысенковой держится на трех «китах: комментируемом управлении учением, опорных схемах и перспективной подготовке учеников.

Первым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

По мере продвижения от 1 класса к 3-му комментированное управление переходит в доказательное комментирование – рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении сложных грамматических заданий.

Комментированное управление, таким образом, позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи “ученик – учитель”. В результате такой организации труда в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, т.е. учится и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться.

С помощью комментированного управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, являются опорные схемы, или просто опоры. Главная ценность в уроке — время. Вот что, по мысли С.Н. Лысенковой, прежде всего отнимают у учителя слабые ученики и вот что он должен выиграть. Согласно наблюдениям С.Н. Лысенковой, серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учащихся не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности в работе. Активный ответ — первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до сформирования понятий, устойчивых навыков — достичь этой цели помогают опорные схемы. Схема — опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней.

Третий «кит» технологии С.Н. Лысенковой — перспективная подготовка. Педагог-исследователь открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Это и есть перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, которая будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые уч-ся.

Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие, развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Задания на уроке и дома не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним. В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал. «Киты» С.Н. Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:

1) в первом классе не задаются домашние задания;

2) домашнее задание дается тогда, когда оно будет доступно для самостоятельного выполнения;

3) нет зазубривания правил;

4) дифференцированный подход к ученику (каждого спрашивают в «его время», когда он может хорошо ответить);

5) воспитывается организованность ребенка;

6) осуществляется взаимосвязь с родителями;

7) учитывается преемственность обучения;

8) перспективная тема дается малыми дозами, практикуется комментирование упражнений, применяются опорные схемы, и все это используется одновременно.

Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

С.Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащихся, считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Презентация » Технология Лысенковой»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология С.Н. Лысенковой Перспективно-опережающее обучение

Сущность перспективно-опережающего обучения Опережающее обучение – это вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ее по программе.

По мнению С.Н. Лысенковой, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения»

Складывается новая в дидактике система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение – в пределах урока, среднее – в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

Особенности технологии перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой Усвоение материала происходит в три этапа: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы; уточнение новых понятий, их обобщение, применение; использование сэкономленного времени (создавшегося опережения).

Комментируемое управление Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, наладить непрерывную обратную связь со всем классом (проговаривание слов, решение примеров, задач, написание букв, цифр и т.д.). С.Н. Лысенкова объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю, записываю».

Опорные схемы Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Дифференцированный опрос на уроке Опрос на уроке дифференцированный, каждого ученика можно спросить в то время, когда он освоит материал. Знающий ученик, отвечая, будет учить незнающего. К намеченной цели все придут вовремя.

Методические приемы, предлагаемые С.Н. Лысенковой в первом классе не даются домашние задания; домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым; отсутствует механическое зазубривание правил и формулировок; воспитание организованности в ребенке; организация взаимодействия с родителями; преемственность обучения

Эффективность использования технологии перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой Данная технология позволяет всем ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и обученности, развивает орфографическую зоркость и речь детей. Опорные схемы активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению.

Экономится время на объяснение нового материала. Создается общее опережение в прохождении программного материала. Экономится не только учебное, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг.

Изучение технологии перспективно-опережающего обучения, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс повышения квалификации

Охрана труда

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Номер материала: ДБ-253671

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Смотреть картинку технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Картинка про технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой. Фото технология перспективно опережающего обучения с н лысенковой

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект (сообщение) по теме «Технология опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чернявской Анны, ДН1

Технология опережающего обучения ЛЫСЕНКОВОЙ Софьи Николаевны

Российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики «перспективного обучения» учащихся начальных классов.

Реальное педагогическое открытие Лысенковой звучит так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату – опережение.

Опережение Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!

• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

• Последовательность, системность содержания учебного материала.

• Дифференциация, доступность заданий для каждого.

• К полной самостоятельности — постепенно.

• Через знающего ученика учить незнающего.

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а немного раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

1 ) предварительное введение первых порций будущих знаний,

2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

Вторым базис, на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление:

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

С помощью комментированного управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Все эти «базисы» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:

• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.

• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.

• Воспитание организованности в ребенке.

• Взаимодействие с родителями.

• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

Классификация опорных схем

1. Введение в анализ задачи (I класс).

7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс).

9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс).

11. Порядок арифметических действий (II класс).

13. Части, доли (II класс).

1. Развитие беглости счета по теме «Десяток» (I класс).

4. Преобразование именованных чисел (I-II классы).

5. Частные случаи арифметических действий (I-II классы).

8. Зависимость между величинами (II-III классы).

9. Буквы латинского алфавита (II класс).

1. Думай, когда пишешь предложение (I класс).

3. Гласные буквы (I класс).

4. Переноси правильно слова (I класс).

5. Названия предметов (I класс).

6. Названия действий (I класс).

7. Названия признаков (I класс).

8. Безударные гласные в корне слова (I-II классы).

9. Парные согласные на конце и в середине слова (I-II класс).

10. Состав слова (I-II классы).

11. Предлоги и приставки (II класс).

12. Сложные слова (II класс).

53. Имена существительные склоняются (II-III классы).

14. Три склонения имен существительных (II-III классы).

15. Глагол (II-III классы).

16. Окончания прилагательных проверяй вопросами (II- III классы).

17. Главные и второстепенные члены предложения (II – III классы).

18. Помни о знаках препинания (II-III классы).

2. Гласные после шипящих (I класс).

3. Мягкий знак разделительный (I класс).

4. Выходы практических трудностей «Безударные гласные» (I- III классы).

5. Выходы практических трудностей «Парные согласные на кон¬це и в середине слова» (I-III классы).

6. Выходы практических трудностей «Непроизносимые со-глас¬ные» (II-III классы).

7. Выходы практических трудностей «Предлоги со словами» (I- III классы).

8. Выходы практических трудностей «Глагол» (III класс).

9. Выходы практических трудностей «Наречия» (III класс).

Идея опережения // Первое сентября, N 50.

С. Н. Лысенкова Когда легко учиться. М., 1985

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *