технология определения путей получения профессии и выбор места обучения
Технология определения путей получения профессии и выбор места обучения
Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?
- Начальное и среднее профессиональное образование
Система начального профессионального образования России включает 3,9 тысяч учебных заведений, которые готовят кадры почти по трехстам профессиям. В профессиональных училищах и лицеях обучается более полутора миллионов подростков, большинство их которых наряду с профессиональными навыками получают аттестат о полном среднем образовании. После спада начала 90-ых годов система активно развивается, приспосабливаясь к новым рыночным условиям и изменившемуся спросу на рынке труда.
В учреждениях профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане училищ и колледжей десятки предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Их выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.
В государственные образовательные учреждения начального профессионального образования принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. Все они имеют право получить бесплатно начальное профессиональное образование, если образование данного уровня они получают впервые.
Другие документы представляются поступающим дополнительно, если он претендует на льготы, установленные законодательством РФ.
Документы подаются в приемную комиссию, которая начинает свою работу по приему документов с 1 июня и заканчивает 25-30 августа.
Выпускники основной школы (9 класс) за 3-4 года смогут получить среднее образование и профессию; выпускники средней школы (11 класс) обучаются 1-2 года.
Выпускники профессиональных лицеев и училищ, успешно закончившие учебные заведения НПО и получившие диплом, могут поступить в техникумы, ВУЗы.
Выпускники школ и молодежь, не имеющие основного общего образования (7-8 классов), желающие получить только профессию, могут быть приняты в группы общего типа без получения среднего образования со сроком обучения 1-2 года.
Для поступающих приемные комиссии могут проводить собеседования, контроль знаний по отдельным общеобразовательным предметам, тесты по изучению психологических особенностей, склонностей и интересов.
При приеме образовательные учреждения начального профессионального образования обязаны знакомить поступающих с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, правилами приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги.
Система среднего профессионального образования включает 2,6 тысяч учебных заведений, которые готовят специалистов со средним специальным образованием по более чем 300 специальностям. В системе обучается 2.3 млн. молодых людей и девушек.
В последние годы в системе происходят значительные изменения в направлении повышения соответствия структуры и содержания подготовки специалистов требованиям рынка труда.
Среднее профессиональное образование можно получить не только в училищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.
В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.
- Высшее профессиональное образование
Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.
Если вы уверены, что для реализации ваших профессиональных планов вам необходимо высшее образование, вы должны знать, что государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования — подготовка специалистов и подготовка бакалавров. Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей. Для подготовки бакалавров разработан систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний. Обе системы равноправны.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (срок обучения не менее четырех лет);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее пяти лет).
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее пяти лет).
Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5—5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации. Чтобы получить степень магистра, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.
Различия между уровнями профессионального образования можно проиллюстрировать на примере требований, предъявляемых кандидатам на работу в учреждения юстиции. Лица, имеющие неполное высшее образование, могут быть рекомендованы на должности секретарского, инспекторского и лаборантского состава.
Бакалавры могут замещать начальника судебного исполнителя, помощника председателя суда, консультанта суда, начальника секретариата, специалистов 1-й и 2-й категории органов и учреждений юстиции.
Для замещения должностей судей федеральных судов, высших, главных и ведущих и старших должностей необходима квалификация специалиста или магистра.
Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть генерировать идеи, искать оптимальные решения, создавать новые технологии. Набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации, однако есть обязательные предметы для всех вузов, например, философия и иностранный язык. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.
Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Завершается высшее образование созданием дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.
Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).
Профессиональное обучение ВУЗе дает только общую подготовку. Реальные профессиональные навыки приходится получать непосредственно на рабочем месте. Именно эти навыки ценятся при приеме на работу и дают возможность человеку, прошедшему несколько ступеней карьеры, претендовать на хорошую должность.
Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.
Презентация Пути получения професии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий. Дать общую характеристику уровням профессиональной подготовки в Российской Федерации. Ознакомить учащихся со способами получения информации об учебных заведениях нашего города. Обсудить проблему организации рынка труда в нашем городе и регионе. Дать понятие о профессиональной карьере Раскрыть систему высшего и послевузовского образования. Цели
З а д а ч и Формирование актуального для подростков «информационного поля» Развитие навыков целеполагания и планирования Знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
Гляди вперед, вперед стремись, И все ж когда-нибудь Остановись и оглянись На пройденный свой путь. Р.Гамзатов.
Виды профессий Наиболее массовые профессии принято называть сквозными. Они пригодны для многих отраслей народного хозяйства (токарь, фрезеровщик, лаборант, оператор, электромонтер, технолог, бухгалтер, экономист, конструктор и др.) Массовые Редкие Свободные
К особой группе относятся сравнительно редкие профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, океанолог, лингвист, эмбриолог, востоковед. Свободные профессии: литератор, художник, скульптор, композитор.
Система профессиональной подготовки кадров в России Уровни профподготовки Где осуществяется Начальный Средний Высший Первоначальный Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, учебные комбинаты. Производство, профессиональные училища Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища) Высшие учебные заведения (университеты, академии, институты)
Закончите предложение. Люди работают ради … В любом профессиональном труде самое важное … Выбирая профессию, люди чаще всего руководствуются … При выборе профессии люди чаще всего не учитывают … Мое будущее кажется мне … Я выбираю эту профессию потому, что … Избранная трудовая деятельность требует от меня … Мне кажется, что избранная мною профессия будет способствовать … Думаю, что моя профессия позволит мне … Моя профессиональная деятельность даст мне возможность … Избранная мною профессия обеспечивает … Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что …
По данным Министерства образования и науки (см. журнал «Служба кадров», №7 за 2004г.), через 5 лет прогнозируется потребность в следующих специальностях:
Ступени высшего профессионального образования. В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «бакалавр» (срок обучения не менее 4 лет) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет)
Структура плана профессиональной карьеры Смысл и цель жизни Планируемая профессия Предполагаемое образование Профессиональное мастерство Предполагаемые должность, пост Желаемый размер оплаты Место проживания, жилищные условия.
Домашнее задание. Составить план профессиональной карьеры.
Рекомендации по выбору профессии. Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по своему. Осознайте ценность вашего выбора, изучайте профессию и все, что с ней связано. Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте выполнять намеченный план с самого малого: ежедневно рефлексивно анализируйте свою жизнедеятельность. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и с нею образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
Правила, о которых следует помнить при выборе работы и поиске рабочего места: Никто Вам ничего не должен, в том числе и дать работу. За получение работы нужно бороться. Различие между «везунчиком» и «неудачником» определяется тем, как они сами ведут свои дела а не какими-то внешними факторами вроде кризиса на рынке труда. Чем больше времени Вы потратите на определение того, чем Вы выделяетесь из массы других людей, которые могли бы выполнить ту же работу, тем выше Ваши шансы. Ни в коем случае не принимайте решений, исходя только из того, что доступно. Со всей настойчивостью стремитесь именно к той работе, которую Вы больше всего хотите. Если Вы определили для себя, какую работу ищете, объясните это всем. Чем больше глаз и ушей помогает Вам, тем лучше.
Организация стремится набирать победителей: преподнесите себя как подарок судьбы их фирмам. Оставшись без работы, занимайтесь поисками нового места 40 или более часов в неделю. Хорошую работу имеет тот, кто умеет ее упорно искать. Настройтесь на то, что Вы можете получить сотни отказов. Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи и в какой-то из следующих попыток Вы добьетесь успеха.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДВ-236667
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)
«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)
Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически применить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом профессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных операций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по определению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.
Профессия оператор ЭВМ
I ЭТАП
Шаг 1: Выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Определите проблемную область своего творческого проекта.
Шаг 2: Осознание проблемной области
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности (Схема 1).
Выделите подпроблемы своей проблемной области.
Шаг 3: Выявление конкретной потребности
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.
Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.
Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формулировка
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных её требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией.
Сформулируйте основные задачи своего проекта.
II ЭТАП
Шаг 5: Выявление основных параметров
Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы профессиональной деятельности, мы должны проверить, соответствуют ли параметры профессии личностным характеристикам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.
Критерии выбора профессии должны быть следующими:
- выбираемая профессия должна соответствовать индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.
Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?
Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций
Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности (Схема 2).
Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массовой информации и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.
Шаг 7: Анализ деятельности
Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разработать опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.
Алгоритм профессионального самоопределения:
- определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, материальных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа профессионального совершенствования и развития.
Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).
Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы
Вначале определим сферу профессиональной деятельности, которая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками
«Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных результатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной деятельности (человек — техника; человек — природа; человек — человек; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проекте, лежит в сфере «человек — знаковая система».
Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный администратор, преподаватель информатики, диспетчер.
С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описаниями профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.
Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности
Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профессиональной деятельности «человек — знаковая система».
Работа должна быть:
- разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека.
Далее соотнесём эти требования со своими интересами и склонностями, которые можно выявить по методикам, представленным в Приложении 1 («Дифференциально-диагностический опросник»).
Выделите основные требования к своей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте выводы.
III ЭТАП
Шаг 10: Анализ и синтез идей
Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удобнее сделать, работая с таблицей.
Оцените выбранные специальности (см. шаг 8) по основным параметрам, используя как пример таблицу 1.
Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является профессия оператор ЭВМ.
Проанализируйте полученные в своей таблице результаты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?
Выбор оптимального варианта профессии
Требования к специальности
Востребованность на рынке труда
Материальные затраты на получение профессии
Шаг 11: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности
Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая работа позволит лучше определить свою профессиональную пригодность к ней.
Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик
Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это методики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.
Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие личностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначенным в шаге 9?
Шаг 13: Определение путей получения профессии и выбор места обучения
Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой размышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получения профессии и указать факторы, условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с родителями, учителями, консультантами.
Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращённой программе обучения.
Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены факторы и условия, учитываемые при выборе места обучения.
Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты своих дальнейших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.
Шаг 14: Профессиональная проба
На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.
Можно ли по выбранной вами профессии провести профессиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессиональная проба уже проведена, то проанализируйте её результаты. Выполненные вами творческие проекты, созданные модели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.
Шаг 15: Коррекция
После прохождения профессиональной пробы мы можем сделать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специальности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в 10 классе.
Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следует вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выводы вы сделали?
Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры
Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам полностью подходит, можно составить прогноз будущего профессионального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать индивидуальную программу самосовершенствования и развития, в соответствии с которой будет строиться профессиональный рост.
Составьте индивидуальную программу самосовершенствования и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального роста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому можно рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.
V ЭТАП
Шаг 17: Контроль
Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всегда можно устранить.
Запишите полученные результаты.
Шаг 18: Оформление
Готовый проект мы оформляем в виде последовательных действий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.
Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым образцом
Шаг 19: Самооценка
Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).
Если результаты, полученные в ходе выполнения работы, вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профессиональному выбору по методике (таб. 1)
Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
Критерии и показатели
Жизненный план и профнамерения
Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.
Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда
Я считаю, что профессия в жизни человека — может сделать человека счастливым
На данный момент я выбрал профессию — определённо
Я знаю, куда поступить после 8 класса, — определённо
Ваши родители — с выбором профессии согласны
Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)
Знание будущей профессии — информация
Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.
Знание содержания труда (предмет, средства труда, трудовые операции, продукция) — точное.
Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.
Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблюдение за работой других.
Наличие первоначальных профессиональных знаний — приобретаются.
Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно
Знание своих профессиональных возможностей
Наличие интереса к будущей профессии — избираемая профессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу доказать, что у меня есть способности к этой профессии) — способности имеются.
Соответствие природных свойств нервной системы, темперамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.
Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии — соответствуют.
Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.
Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»
В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.
Шаг 20: Защита проекта
Перед защитой рекомендуется составить предварительный план (табл. 21) своего выступления перед аудиторией и тщательно продумать всё то, что вы будете говорить.
План подготовки к профессиональному выбору
1. Уточнить свои жизненные ориентации
2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»
3. Уточнить соответствие свойств нервной системы требованиям избираемой профессии
4. Уточнить соответствие особенностей зрительного восприятия и представления, внимания, памяти, воображения, скорости и точности движений, эмоционально-волевой устойчивости требованиям избираемой профессии
5. Выяснить уровень развития самооценки
6. Начать более углублённо изучать математику
7. Получить профессиональную консультацию
8. Совершить экскурсию в ПУ
Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего проекта, составив план выступления.
Источники информации, использованные при выполнении проекта
Учебник «Технология» для учащихся 9 класса. Интернет-ресурсы.