технология обучения по в п беспалько это

Педагогическая технология: что это такое?

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогическая технология: что это такое?

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях, рассмотрим их.

Общепедагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: употребляется в значении «частая методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучении и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).

Локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частых дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

В структуру педагогической технологии входят :

процессуальная часть –технологический процесс (организация учебного материала; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса).

Критерии удовлетворяющей педагогической технологии:

Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатом и оптимальность по затратам.

Классификация педагогических технологий:

В.П.Беспалько предложена классификация педагогических технологий:

Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

Обучение с помощью учебной книги;

Система «малых групп»;

В практике обычно выступают различные комбинации этих организационных систем, самыми распространенными из которых являются:

классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая собой комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой;

современное традиционное обучение, использующее классическую систему в сочетании с техническими средствами;

групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Источник

Классификация педагогических технологий

Реферат на тему:

«Классификация педагогических технологий»

Соломина Ирина Ивановна

Оглавление

2. Классификация педагогических технологий. ………………………………. 4

2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.. ………… 9

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.. 11

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в

образовательном процессе. ………………………………………………… 12

2.5. Классификация педагогических технологий по категории

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению

модернизации традиционной системы. …………………………………. 14

3. Новые педагогические технологии. ……………………………………… 16

4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17

1. Введение.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).

2. Классификация педагогических технологий.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

По организационным формам технологии бывают:

По типу управления познавательной деятельностью:

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

По характеру содержания образования технологии бывают:

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

Источник

Понятие и классификация педагогических технологий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Понятие и классификация педагогических технологий

Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);

составные элементы, компоненты;

структура (связи и отношение между частями и элементами);

коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

Параметры классификации технологии

По уровню применения технологии бывают :

-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают :

-коллективных способов обучения;

По типу управления познавательной деятельностью :

-традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

-дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);

-программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

-сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей);

-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

-технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

Источник

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько)

Технология программированного обучения.

А.Берг

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннерпредложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения:общепедагогическая.

По философской основе:приспосабливающаяся.

По основному фактору развития:социогенная.

По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН.

По характеру содержания и структуры:проникающая.

По типу управления:программная.

По организационным формам:классно-урочная, групповая, индивидуальная.

По подходу к ребенку: помощь.

По преобладающему методу:репродуктивная.

По направлению модернизации:эффективная организация и управление.

По категории обучаемых:любые.

Целевые ориентации

• Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

• Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Концептуальные основы

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько)

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.

Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему, индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучениисоздает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

Виды обучающих программ

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

— тестово-информационный (проверка усвоенного);

— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

— блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

• точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

• банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

• методическое руководство по достижению целей;

• практические занятия по формированию необходимых умений;

• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Литература

Источник

Технология обучения по в п беспалько это

Изменение приоритетов в сфере образования в последние годы, формирование нового взгляда на задачи школы требуют реформирования традиционных методов обучения и обновления инструментальных средств педагогики. Эффективное решение образовательных задач современного этапа (формирование личности учащегося, развитие способностей школьника, гуманизация учебно-воспитательного процесса) связано с конструированием инновационных педагогических технологий.

Цель исследования

Установить дефиниции и сущностные характеристики такого понятия, как «педагогическая технология».

С точки зрения лингвистики слово технология происходит от двух греческих терминов: «техно» – искусство и «логос» – слово, наука. Понятие педагогической технологии возникло в пятидесятые годы двадцатого столетия в США и первоначально имело двойной контекст:

1) применение в обучении технических средств;

2) взгляд на обучение в целом; выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса с помощью анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения методов и материалов, а также посредством оценки применяемых средств.

Сегодня главенствующим является второй подход. Современное понимание педагогической технологии связано с поиском способов максимального повышения образовательных результатов с помощью анализа, отбора, конструирования и контроля всех звеньев учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология – это некое подобие алгоритма, описывающего последовательность действий, грамотно выполняя которые почти любой подготовленный человек в сходных условиях достигает сходных результатов, то есть технология – это мастерство минус личность, это то, что описываемо и применяемо другими.

Массовое внедрение рассматриваемого объекта в практику школы приходится на начало шестидесятых годов. Первые исследования в области технологий образования и воспитания проводили зарубежные учёные (собственно сам термин «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology [6]), в частности, Б. Блум, Дж. Брунер. Под технологией они понимали «область знаний, связанную с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» [7, с. 54]. В качестве основных характеристик рассматриваемого понятия авторы выделяли системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность, возможность тиражирования и переноса в новые условия. Обобщённым инвариантным признаком выступает законосообразность технологии.

Педагогическая технология: определение и характеристики

Характеристики педагогической технологии

Построение образовательного процесса с заданными диагностируемыми результатами. Совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам. Перевод на язык практики закономерностей педагогики.

1. Диагностичность описания.

2. Воспроизводимость педагогического процесса (предписание этапов, целей обучения, характеристика деятельности обучающего и обучаемых на каждом шаге).

3. Воспроизводимость педагогических результатов.

Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике. (Педагогическая система – определённая совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами).

1. Принцип диагностичной целенаправленности (цель в педагогической системе должна быть поставлена настолько точно и определённо, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени её реализации и построить определённый дидактический процесс, гарантирующий её достижение за заданное время).

2. Принцип социосообразности (обоснованности) целей обучения и воспитания.

3. Принцип завершённости обучения.

4. Принцип природосообразности (определяется по степени желания школьника учиться).

5. Принцип интенсивности построения дидактического процесса.

Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения. Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.

1. Наличие диагностично заданной цели.

2. Представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения.

3. Наличие достаточно жёсткой последовательности, логики, определённых этапов усвоения темы.

4. Указание способов взаимодействия участников учебного процесса.

5. Мотивационное обеспечение деятельности учителя и учеников, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе.

6. Указание границ алгоритмической и творческой деятельности учителя.

7. Применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации.

Некоторая законосообразная деятельность (то есть система действий, реализуемых в соответствии с имманентными законами объекта), приводящая к законосообразному (ожидаемому) результату. Это «пакет» методик, прилагаемых к целям; блоки программ совместной деятельности, отражающие индивидуальные варианты развития детей.

1. Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые.

2. Представление проектируемой деятель-ности в процессуальной форме (в виде системы задач или задачных ситуаций, обеспечивающих последовательную ориентировку в некоторой предметной или ценностной сфере).

3. Представление в эксплицированной форме способов решения задач из данной предметной (или конфликтовколлизий из данной ценностной) сферы.

4. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, связей, сюжетно-игровых линий.

5. Мотивационное обеспечение технологии на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса.

6. Разграничение сфер правилосообразной и творческо-импровизационной деятельности.

7. Использование материально-технических факторов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.

Комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий.

2. Наличие структуры типового блока уроков.

3. Система мониторинга.

4. Принципиально неалгоритмизуемые элементы, связанные с аффективной стороной обучения, с интуицией и коммуникативными навыками педагога.

Педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:

1) научным: педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогичес-кие процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология функционирует:

1) в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения;

2) в качестве системы принципов и регулятивов, применяемых в обучении;

3) в качестве реального процесса обучения.

1. Концептуальность (опора педагогической технологии на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).

2. Системность (педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: целостность, логика, взаимосвязь частей).

3. Управляемость (наличие диагностического целеполагания, возможность поэтапной диагностики и коррекции результатов).

4. Эффективность (оптимизация педагогической технологии по затратам и результатам, гарантия в достижении образовательного стандарта).

5. Воспроизводимость (возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях и иными субъектами).

Систематическое и последо-вательное воплощение на практике заранее спроекти-рованного процесса обучения, а также система способов и средств достижения целей и условий управления этим процессом. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

4. Планируемая эффективность (иерархия целей обучения, целей курса и микроцелей уроков логично представляется в форме планируемых результатов обучения).

5. Возможность оптимизации системы требований к современному уроку.

6. Согласованность содержания и характера учебной предметной деятельности по классам с учётом общей динамики развития общеучебной деятельности и в случае необходимости её корректировка.

7. «Встроенность» мотивационного компонента и его развитие с опорой на концепцию «рассеянных» методических знаний.

8. «Встроенность» системы диагностики и контроля, обеспечивающей и отслеживающей факт достижения уровня образовательного стандарта.

В отечественной педагогике одним из первых на важность переноса технологической точности в сферу образовательного процесса указал А.С. Макаренко. Исследованиям вопроса посвящены также труды В.П. Беспалько, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, М. И. Махмутова, Н.Г. Руденко, В.А. Сластёнина, В.В. Серикова, П.И. Третьякова, И.С. Якиманской. В основу разрабатываемых концепций отечественные исследователи закладывают системный подход, формулируя на его основе дефиниции и сущностные характеристики понятия.

В современной образовательной практике термин «педагогическая технология», согласно Г.К. Селевко [12], употребим в трёх ракурсах:

1) общепедагогический (общедидактический) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в учебном заведении и отождествляется с понятием педагогической системы; она представляет собой совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;

2) частнометодический (предметный) подход: дефиниция употребляется в значении частная методика, представляет собой совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в пределах какого-то одного учебного предмета или класса, а также описание деятельности педагога или воспитателя;

3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей учебно-воспитательного процесса, подразумевает решение частных образовательных и воспитательных задач.

Педагогическая технология отвечает на вопрос «как учить?» и является более узким понятием, чем методика, которая в свою очередь есть составная часть дидактики [6]. Взаимосвязь этих объектов такова: технология ⊂ методика ⊂ дидактика.

Конструирование педагогической технологии протекает в соответствии со следующей последовательностью, предложенной В.П. Беспалько [2]:

1) анализ будущей деятельности учащегося;

2) определение содержания обучения на каждой ступени;

3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса;

4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса;

5) подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям; включение их в ранее сформированное содержание учебных предметов;

6) разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий;

7) разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения;

8) разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач; планирование уроков и домашнего задания;

9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса; коррекция проекта.

Заключение

Подводя итоги изложенного материала, можно отметить следующее:

1) стремление к технологизации образовательного процесса – объективная тенденция современного этапа;

2) педагогическая технология призвана оптимизировать учебно-воспитательную работу и направлена на получение максимальных образовательных результатов. Её задача свести к минимуму педагогические экспромты, добиться гарантированного и воспроизводимого результата;

3) характерными чертами педагогической технологии являются: наличие системы диагностики, обеспечивающей достижение поставленных целей; воспроизводимость педагогического процесса (наличие чёткой и логически обоснованной системы предписаний этапов, целей обучения; характеристика способов взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса на каждом шаге); гарантированность педагогических результатов; присутствие мотивационного компонента, обеспечивающего развивающие возможности технологии; возможность тиражирования и переноса в новые условия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *