технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова а м кушнир
Опыт обучения чтению по методике А. М. Кушнира
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Опыт работы учителя начальных классов Тихоновой Надежды Константиновны
Учитель начальных классов МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова» МР «Горный улус»
Главным навыком начала обучения младших школьников является овладение навыками чтения, письма и счет. Овладение этими навыками являются основополагающими.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению – одна из важнейших проблем педагогического процесса и привлекает к себе внимание психологов и педагогов.
Несмотря на то, что проводимые в начальной школе диагностические срезы подразумевают оценку сформированности навыка чтения не только посредством скоростного критерия (количество слов в минуту), но и оценку понимания прочитанного, для многих учителей первый критерий является основным. Как отмечает психолог Л.В. Шибаева, техника чтения, о которой педагог заботится в начальной школе, считается сложившейся, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается. Между тем современная мировая практика ориентирована на критерий понимания текста. Так, регулярно проводимые во многих странах проверки сформированности навыка чтения базируются на критерии грамотности чтения, который формулируется как «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества».
В качестве методики преподавания я предлагаю проанализировать результаты обучения к чтению по методике А.М. Кушнир на фоне классического метода обучения к чтению.
В работе использовала разработанный А. Шуриковым практическое руководство, план – конспект 15 первых уроков усвоения букв. Цель такой нетрадиционной методики – привить любовь к чтению и такое желание читать, чтобы чтение стало и радостью, и трудом души, и пользой, чтобы воспитывало человека с широким кругозором. Для работы необходим хорошая колонка или магнитофон, на котором предварительно записываются тексты для чтения. А учитель на уроке, включив магнитофон, помогает детям, контролирует их работу.
Обучение чтению состоит из следующих этапов. Первый шаг к овладению чтением – знакомство с буквами. Второй шаг – переход к слиянию букв и слогов. Я, сопровождая движение указки по тексту собственным громким чтением и наоборот, постепенно подвожу детей к тому, что они оказываются в состоянии сопровождать чтение учителя пальчиком по строке самостоятельно. Третий шаг предполагает специальную подготовку зрительного анализатора. Глазами читающий отслеживает том место, где сию минуту звучит с аудио файл.
Теперь я предлагаю детям читать шепотом вместе с диктором. В начале ребенок способен произносить вслух вместе с диктором лишь окончания слов. А затем возникает чтение всего слова.
Следующий этап – закрепление навыка громкого чтения. Он происходит постепенно. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха – все слишком заняты. Интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении, быть успешным при оценке понимания, внимательности, у учителя есть время дойти до каждого.
Для достижения положительного результата требуется читать на уроке 60– 70 % учебного времени. В несколько раз увеличивается объем материала, который дети успевают освоить. Поэтому особое значение приобретают все традиционные способы контроля понимания текста, внутренней работы по осмыслению содержания. Ответы на вопросы по поводу сюжета, обсуждения и пересказы должны непременно выражать личное отношение ребенка к информации. У ребенка не бывает информационных перегрузок – бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха, скуки, обиды, страха.
Надо помнить, что подряд дважды слушать или читать одно и то же неинтересно, скучно, бессмысленно, глупо. Книжка за книжкой. Дважды один и тот же рассказ не читается. Надо знать, каждый движется своим ходом, но каждый стремится к успеху. Поощрять малейшие успехи, создавать видимость успеха там, где его нет. Радостный ребенок бежит, грустный – плетется, сердитый думает о другом.
Не надо тратить время на “обсуждения” с помощью наводящих вопросов. Проверить качество усвоения информации можно за пару минут у всех с помощью десятка вопросов или утверждений из текста с искажениями и без, предполагающих односложную реакцию “да”-“нет” На уроке как минимум 3\4 времени должно быть использовано на чтение со звуковым ориентиром.
Данная методика эффективна лишь при условии ее полного использования.
Основные моменты организации обучения
чтение со звуковым ориентиром должно занимать на уроке не менее 30 минут;
разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приемов работы, а большим количеством, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются только один раз;
полностью исключается из обихода чтение по слогам (в том числе и дома);
родители должны быть поставлены в известность о вредности чтения по слогам и проинструктированы о том, как организовать и обеспечить домашнее чтение ребенка в период автоматизации навыка;
день начинать с музыки.
В заключение – несколько слов об эффективности предлагаемой системы обучения.
Техника чтения вслух к концу первого года обучения в среднем не ниже уровня 2 класса по темпу, выразительности и осмыслению.
Чтение про себя не хуже уровня 2 класса.
Объем чтения в пределах учебного времени возрастает в 3-4 раза.
Урок чтения – любимый урок почти для всех детей (90% и более).
После внедрения технологии чтения на русском языке, начали работу над внедрением методики Кушнира на уроках родной (якутской) литературы. В ходе работе мы встретили следующие трудности: нехватка наличия художественной литературы для чтения на якутском языке, несоответствие требованиям методики текстов, данных в учебниках родной литературы (маленький объем), отсутствие готовых аудиозаписей для чтения, подобранного материала для упражнений чтения, пения, дополнительной работы. Исходя из поставленных перед нами задач и трудностей, встретившихся в ходе исследования, мы решили начать разработку методического пособия для уроков литературного чтения на якутском языке. Собрать тренировочные упражнения для чтения, записать тексты на аудио, печатание выбранных текстов для каждого ученика, составить задания для работы с текстом, подбор караоке, стихов, зрительных диктантов, текстов для списывания, материалов про якутских писателей, собрать дополнительные материалы и т.д.
Начали работу над анализом эффективности технологии Кушнира на уроках родной литературы по 4 направлениям:
Осознанность – по выполнениям заданий к тексту, тестирования
Чтение с ориентиром – синхронность, выразительность
Мотивация – посещение библиотеки, ожидание урока, активность, самооценка
Ребенок, обученный по данной методике, читает быстрым темпом весь текст, осознает, сопереживает содержанию, использует большой объем дополнительного материала, развитый, умелый. Технология Кушнира эффективна и даёт положительные результаты для качества образования и соответствует требованиям ФГОС.
В наш информационный мир навык быстрого и правильности понимания текста очень важна. Но при этом надо помнить, что уметь учиться можно только если индивид умеет перерабатывать и получать знания обрабатывая информацию. А природосообразная модель обучения А.М. Кушнира дает возможность научить ребенка полюбить чтение и уметь извлекать суть не травмируя во время обучения.
Учимся читать по методике Алексея Кушнира
У ребенка есть артикуляционный автоматизм, сопровождающий слушание. Наш метод — соединить этот артикуляционный автоматизм (артикуляционное эхо) с графическим текстом.
Как это сделать?
1. Буквы осваиваются с помощью обычных кубиков легко и быстро.
2. Способность ребенка собрать из кубиков слово «велосипед» по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение.
3. Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем «читателя, влюбленного в книгу», читая ему вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, — это лень и эгоизм взрослых. Читать вслух детям надо до 16-ти лет.
Шаги по обучению чтению
Первый шаг обучения собственно чтению — взрослый читает и показывает ребенку синхронно в тексте то, что читает (как караоке).
Второй шаг — взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту.
Третий шаг — ребенок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся легкости и адекватности показа.
Четвертый шаг — убегаем голосом от пальчика ребенка вперед и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.
Пятый шаг — взрослый читает, а ребенок следит по тексту. Темп чтения взрослого — до 50-60 слов в минуту.
Шестой шаг. Убедившись, что ребенок следит за чтением взрослого непринужденно и легко, делаем резкий скачок в темпе — читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 слов в минуту. Добиваемся легкости и непринужденности слежения ребенком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!
Седьмой шаг — с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.
Типичные ошибки при обучении:
— многократное чтение одного и того же;
— чтение ребенком вслух (на всякий случай);
— самостоятельное чтение ребенком без звукового ориентира;
— обсуждение прочитанного при посторонних.
Плюсы методики
Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.
Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже.
Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.
Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.
Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно.
Минусы методики
Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.
Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.
Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.
Кому не стоит заниматься по Кушниру
Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.
Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.
Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.
«Обучение чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова»
Просмотр содержимого документа
««Обучение чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова»»
с опорой на звуковой ориентир
и зрительную модель слова»
Введение
Девиз «Читаем здесь и сейчас»
Актуальность
Федеральный образовательный стандарт предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества: свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.
Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, читательская культура. Сформировать читательскую культуру ученика невозможно, если он не умеет осмысленно читать и работать с текстом. Как привести ребенка в этот мир, минуя нудные учебные тексты и примитивные предложения? Как с первой буквы, с первого слова увлечь ребенка чтением?
Ребенок, пришедший в первый класс, владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Значит надо двигаться от слова к букве, т.е. природосообразно.
По утверждению Я.А. Каменского, природосообразностъ — это педагогический принцип, согласно которому педагог в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.
В условиях реализации ФГОС принцип природосообразности означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культуро-образующим истокам личности. Цель такого обучения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то это потерянное время.
Цель: формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.
Создать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным образовательный процесс.
Сделать обширное, многообразное и увлекательное чтение любимым и возможным для всех детей с первых лет их школьной жизни.
Создание базы для широкого использования в последующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции;
Развитие способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением;
Информация поступает в головной мозг через разные органы чувств, в частности через зрение и слух. Но в обоих случаях достигается цель читающего (слушающего) – преодоление словесного и звукового барьеров и попадание в зону смысла. Поэтому я предлагаю ребенку сразу полноценное понимание через готовое звучание текста, представляемое одновременно с графическим рядом. При такой подаче материала ребенок слушает литературные произведения в исполнении дикторов и одновременно следит глазами, двигаясь по строчкам напечатанного текста.
Тогда весь период, пока осваивается навык чтения, ребёнок полноценно воспринимает смысл читаемого. Из процесса начального чтения устраняются все трудности, связанные с озвучиванием текста детьми.
АУДИО помогает увеличить скорость чтения
В этом случае я предлагаю
• Получать текст через два сенсорных канала одновременно.
• Читать текст с экрана про себя, одновременно слушая его в замедленном темпе и по частям; после этого читать вслух каждый фрагмент в момент паузы.
• Читать текст про себя и слушать его в нормальном темпе и по частям; после этого читать вслух каждый фрагмент в момент паузы.
• Читать про себя и слушать в нормальном темпе целиком.
• Учиться находить нужный текстовый фрагмент при включенной аудио-записи сначала в замедленном режиме, потом –в нормальном темпе.
Значение АУДИО для понимания текста
Задача одновременной расшифровки и понимания текста является очень трудной для начинающего читателя, превышающей ресурсы его внимания: он большую часть усилий направляет на декодирование текста, и только потом переключает его на понимание того, что расшифровал.
1. АУДИО в сочетании с напечатанным текстом способствует формированию технического умения чтения (и беглого чтения в том числе)
2. АУДИО облегчает понимание текста (минует стадию декодирования) и способствует попаданию в зону смысла текста (интонация, смысловые акценты и паузы, темп, ритм, тембр – весь набор просодических характеристик).
При восприятии текста на слух:
• характеристики озвучиваемого текста (интонация, смысловые акценты, смысловые паузы, ритм, темп, тембр и прочее) помогают слушателю немедленно попасть в зону смысла;
• помогают завладеть вниманием и воображением и удерживать внимание;
• помогают формировать и сохранять целостную картину мира
При слабом навыке чтения:
• в зону смысла попасть много труднее;
• еще труднее там удержаться;
• еще труднее «видеть» целостную картину мира
Этапы развития навыка чтения
I этап. От слова к букве
Узнавание и называние букв.
Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.
Репродукция актуальных сообщений по зрительному образцу с помощью «печатания».
Предъявляя графический материал, я сама же его озвучиваю. У детей достаточно быстро формируется понимание принципов озвучивания. Этот этап обычно не занимает более 10 дней, при этом весь буквенный материал предъявляю детям сразу. (Кубики, карточки, магнитные азбуки, игры с кубиками и буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов и оперирование с ними, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и другие приёмы работы).
Уроки технологии, рисования, физкультуры в сентябре – октябре строю на звуко-буквенном материале. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь уровня, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово как бы всплывает на поверхность в результате совместных движения взрослого и детей.
Практическое конструирование слов по образцу как бы открывает закон соответствия слова звучащего и слова изображённого с помощью букв. Признаком понимания элементарных принципов словоизображения будет способность относительно верно «собрать» слово без образца. Теперь пора немедленно перейти к слову художественному, слову-повествованию, к слову-сообщению.
II этап. «Слежение» за указкой
Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.
Наблюдение за громким чтением учителем коротких завершенных текстов (пословицы, поговорки) на экране, сопровождаемым показом учителем читаемой строки рукой или указкой.
III этап. Дети с указкой
Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту вместе с учителем: вместе с учителем показываем на слово, и учитель озвучивает его.
Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно, и глазами по строке, сопровождаемое озвучиванием строки, текста учителем: показываем учителю, где читать, по очереди подходя к экрану.
Через несколько уроков, мое чтение начинает лидировать, вынуждая ребёнка догонять его по строке. Этот переход происходит по мере появления у детей уверенности в своих действиях.
IV этап. АУДИО
Следование пальцем, а соответственно, и глазами по строке за чтением учителем знакомых стихотворных текстов с темпом от 40 слов в минуту как на экране, так и в книге: догоняя учителя, движемся за звуковым ориентиром.
Сопровождение пальчиком по строчке чтения диктора (АУДИО) с темпом от 50 слов в минуту преимущественно стихотворных незнакомых текстов (по книге).
На этом этапе использую в основном стихотворные тексты с короткими строками, поэтому переход в книгу не вызывает у детей затруднений. Как только большинство детей переходят в книгу, начинаю использовать АУДИО, вместо собственного громкого чтения. Примерный темп здесь колеблется от 40 до 50 слов в минуту. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами.
V этап. Нарастание темпа. Шёпот
Следование за звуковым ориентиром (АУДИО) с темпом до 60 слов в минуту одними глазами на материале незнакомых продолжительных текстов.
Чтение (цепочкой) шепотом (вслух) вместе с диктором (АУДИО) знакомых стихотворных текстов (К.Чуковский, С.Михалков) с темпом не более 70 слов в минуту.
На данном этапе возросшие возможности детей позволяют использовать произведения, значительные по объёму, с развитым сюжетом. Использую длинные произведения, читая их урок за уроком. Темп увеличивается примерно на одно слово в минуту ежедневно и к концу этого этапа составит от 50-ти до 70-ти слов в минуту.
VI этап. Переход к чтению-«схватыванию»
VII этап. Чтение с временным ориентиром
Отрыв от строки, чтение с временным ориентиром. Используются двухминутные интервалы, отмеряемые с помощью песочных часов. Резкий переход к чтению про себя без звукового ориентира с темпом от 250 слов в минуту размеченного на временные отрезки текста с контролем времени.
В дальнейшем, на третьем и четвертом году обучения, постепенно изменяю стратегию диалога взрослого и ребёнка в сторону усиления автономности учеников.
Как только качество самостоятельного чтения и восприятия информации станут свидетельствовать о том, что ребёнок способен читать, легко опережая звуковой ориентир, немедленно вывожу его из общего регламента работы.
АУДИО создает условия для равенства социального взаимодействия.
Актуально для детей:
• с дислексией;
• с особыми возможностями здоровья;
• детей, требующих педагогической поддержки;
• с гиперактивностью и неврозами;
• двуязычных, для которых русский язык –второй;
• скорость чтения которых недостаточна для осмысленной работы с большими текстами.
АУДИО помогает детям, которые интеллектуально созрели, но технически отстают, принимать участие в обсуждении текста, отвечать на вопросы на равных с теми, кто читает бегло и свободно.
Работать с АУДИО-текстами – это всегда работать в зоне ближайшего развития ребенка.
1. Читая самостоятельно, ребёнок не может посредством своей внутренней интонации воссоздать тот мир социальных отношений или внутренних переживаний, который реконструирует взрослый чтец.
2. Дети слушают тексты, содержание которых намного превосходит уровень их технического умения читать.
В школе это умение бесценно, когда ребенок:
• слушает рассказ учителя,
• слушает инструкции учителя,
• старается удержать (запомнить) условие задачи.
В старшем звене школы без умения слушать учителя (одновременно фиксируя их содержания в процессе создания конспектов) просто невозможно учиться.
1. Оценка изменения (вместо оценки состояния).
2. Определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:
оценка не сравнивает детей друг с другом;
обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;
формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, ориентация на рост и развитие;
оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику;
оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;
оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы;
в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;
оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;
оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений;
оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка — это именно то, что немедленно снижает ее;
оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;
формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений.
Оценка абсолютных достижений сохраняется в сфере школьных и межшкольных конкурсов и олимпиад.
Звуковой ориентир, реализуемый с помощью АУДИО, не единственная техническая форма воплощения этой методологии. Существует «кара-оке», которое весьма точно реализует задачи обучения чтению, плееры с небольшим дисплеем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом, смартфоны.
Моя инновационная работа в школе сегодня достаточно разнообразна, в нее входят:
применение мультимедиа в учебной деятельности;
новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
методы, призванные беречь здоровье ученика.
Федеральный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что подразумевает: готовность учащихся к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как:
интерпретацию и комментирование текста.
Это станет возможным, если у учащихся будет сформирован читательский интерес, культура чтения, ребенок будет владеть читательской культурой. Данный проект помогает формировать читательскую культуру ученика:
Дети быстро осваивают чтение. Им требуется всего два-два с половиной месяца, чтобы научиться читать целыми словами.
Дети не только читают, но и понимают смысл прочтенного.
Дети тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова.
Дети любят книги. Причем они с детства привыкают к лучшим образцам классики. А это — уже часть успеха в воспитании высоко духовного и интеллектуального человека.
Пусть наши дети растут с убеждением: НЕЛЬЗЯ НЕ ЧИТАТЬ!
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. А.
Гин А. Гин Приемы педагогической техники
Воюшина М П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / под ред М. П. Воюшиной. – М.: Изд. центр «Академия».
Садкина В.И.101 педагогическая идея. Как создать урок/В.И. Садкина. – Ростовн/Дону: Феникс, 2014.
Е.А. Генике Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015
4 Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста