технология модульного обучения в доу
Консультация для педагоговОрганизация модульного принципа педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация модульного принципа педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
г. Славгород Алтайский край
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях термин «модуль» определяется как «унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие».
Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.
Например, интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию и т.д.
Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.
Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.
Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы простраивалась логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными. Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Твое солнышко» включает работы по изготовлению защитных очков (конструирование), модель солнца на небе в разные части суток, измерения длины тени (ручной труд, развитие речи), изучение стихов и песен о солнце (развитие речи, художественное слово, музыка).
Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.
Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.
При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Маленькая политика», «Символика России – герб, флаг, гимн», «Путешествие по Алтайскому краю» (Моя маленькая родина), «Наш славный город» и итоговый модуль «Россия – родина моя» и «Край наш Алтайский – сказочный дом».
На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия.рисование, труд, творческую игру и др.
Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т. 3. – М.; Педагогика. – 1983.
Горбатенко О.Ф. Комплексное занятие с детьми дошкольного возраста. – Волгоград; 2007.
Иванова А.И, Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ – метод.пособие. – М.; 20-7.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.; 1998 – с.250.
Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении
Матвеева Элина Вячеславовна
Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении
Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к занятиям, интенсифицировать процесс развития воспитанников.
Грамотное чередование в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии.
Успешная работа воспитателя по всестороннему развитию ребенка во многом зависит от согласованности и продуманности календарного плана и использования разнообразной внеучебной деятельности в каждом режимном отрезке в течение учебного года.
Планирование работы дает возможность педагогу рационально использовать время, правильно организовывать свой труд и педагогический процесс, равномерно распределять нагрузку по месяцам, устанавливать очередность и сменяемость различных видов деятельности. Все это позволяет обеспечить комфортное эмоциональное состояние детей как одно из условий их полноценного развития. При организации пребывания ребенка в детском саду недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы обучения и воспитания. В течение дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников: игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.
Дидактические принципы составления плана:
— включение в режим дня видов деятельности, способствующих профилактике различных нарушений развития у детей в период адаптации (мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, знакомство с новыми помещениями детского сада и сотрудниками, многочисленные игры, работа в уголке уединения);
— учет индивидуально-психологических особенностей детей;
— повторение, закрепление и применение заученного материала, освоенных знаний и умений;
— учет сезонности и погодных условий;
— закономерности чередования разнообразных видов деятельности дошкольников (баланс разных видов деятельности при сохранении ведущей роли игры).
Непременными условиями успешного, полноценного развития личности дошкольника является овладение им знаниями, умениями, навыками, практическими действиями, а также успешная социальная адаптация. Если задачи умственного развития, освоения элементарных математических представлений, овладения связной речью, сенсорными эталонами эффективнее решаются на фронтальных и подгрупповых занятиях, то формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных умений осуществляются, прежде всего, в рамках внеучебной деятельности.
Ребенок получает уникальную возможность применять свои знания на практике, учится строить взаимоотношения со сверстниками, контактировать и соподчинять свои действия с интересами других. Таким образом, он углубляет, расширяет свои знания и представления об окружающем мире, предметах и явлениях, экспериментирует, делает простейшие выводы, упражняется в умении связно выражать свои мысли, накапливает впечатления, наблюдая за окружающим. Благодаря детской деятельности вне занятий, повседневному общению со сверстниками и педагогом обеспечивается процесс усвоения, уточнения, переработки, переосмысления и применения всей суммы имеющихся знаний дошкольника и, следовательно, их качественный рост.
Каждый ребенок индивидуален, неповторим, а задачи воспитания и обучения, выдвигаемые программой, одни для всех. В этой связи огромное значение имеет внеучебная деятельность, многие виды которой предполагают подгрупповую или индивидуальную форму организации работы. Такой выбор обусловлен и тем, что все дети, как правило, приходят в ДОУ утром к определенному часу, а вечером уходят домой не одновременно. Персональные задания помогают решить задачи индивидуализации воспитания и направить педагогическое воздействие на достижение наилучших результатов.
Планирование игровой деятельности также тесно связано с индивидуальной работой с детьми. Правильное педагогическое руководство игрой дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на дошкольников, создавать условия для их развития, проявление организаторских качеств, инициативы, самостоятельности, творчества. Сама логика сюжетно-ролевых игр предполагает объединение детей в пары, маленькие подгруппы по половому признаку и интересам.
Особенности планирования внеучебной деятельности
Планирование внеучебной работы в ДОУ должно базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учетом актуальных для современного образования подходов.
Условная половина периода бодрствования ребенка во время пребывания в ДОУ отводится для двигательно-активных и физкультурно-оздоровительных видов деятельности: подвижных, спортивных игр и упражнений, оздоровительных пробежек, коррекционно-оздоровительных игр, психогимнастики, хороводных, музыкальных и театрализованных игр и др. Важно своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.
Отбор содержания и определение количества форм организации обучения в режиме дня должны осуществляться с учетом колебания работоспособности детей в течение дня и недели, их возрастных и индивидуальных особенностей.
При составлении плана работы необходимо учитывать следующие правила.
Во-первых, важно обеспечить соблюдение длительности планируемых видов деятельности. Время, отведенное для задания, должно соответствовать программным требованиям для данного возраста.
Во-вторых, необходимо учитывать баланс мероприятий. Половину «рабочего» времени должны занимать виды деятельности, требующие повышенного умственного напряжения, а другую половину – мероприятия в рамках эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.
В-третьих, виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый и последний дни недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей – в середине недели.
Успех обучения во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение недели. Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. И в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. К пятнице у дошкольников накапливается утомление, поэтому планируются мероприятия, не требующие усиленной умственной работы. Таким образом, в понедельник и в пятницу количество организуемых педагогом видов деятельности должно быть минимальным.
Колебание работоспособности дошкольников в течение недели определяет также тактику планирования педагогом различных видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели можно проводить мероприятия, требующие от детей максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. К ним относятся составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, эксперементально-опытная деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планировать виды деятельности,не требующие от ребенка дополнительных усилий: индивидуальную изодеятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Для профилактики утомления дошкольниковважно сбалансированное чередование видов деятельности с разной интенсивностью нагрузки в течение дня: утро, дневная прогулка, вечерняя прогулка, работа с детьми в группе в вечернее время.
В утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил,предусматриваются наиболее трудоемкие занятия: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежурство. По мере уставания воспитанников педагогу целесообразно переходить к сюжетно-ролевым и подвижным играм, чтению художественной литературы, пению, а капелла и др.
Прогулка в ДОУ используется как средство не только оздоровления, но и обучения, воспитания. После серии учебных занятий дошкольник с радостью выбегает на улицу, где у него есть уникальная возможность получить новые яркие впечатления и знания, снять утомление и статическое напряжение, расширить представления об окружающей действительности, применить знания и умения, полученные на занятиях, и др.
На свежем воздухе воспитатель, используя природные факторы и климатические возможности региона, может организовать мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.
Прогулку всегда следует начинать со спокойных видов деятельности, для того чтобы организм ребенка успел приспособиться к температурному перепаду. Дальнейшее планирование последовательности компонентов необходимо проводить с учетом предыдущей активности. Если дети вышли на прогулку после занятий по умственному развитию, целесообразно провести подвижные игры. А если прогулке предшествовали занятия по физической культуре, то воспитателю стоит организовать менее динамические виды деятельности, например наблюдение, экскурсию, осмотр участка, сюжетные игры малой подвижности.
Вне зависимости от последовательности видов деятельности на прогулке ребенок получает возможность большую часть времени находиться в движении, удовлетворить повышенную потребность в двигательной активности, свойственную дошкольникам. Для того чтобы реализовать значительные потенциальные возможности нахождения на свежем воздухе для оздоровления и развития ребенка,педагог должен предусмотреть сменяемость различных видов двигательной активности: 1 – 2 подвижные игры ежедневно, спортивные игры и упражнения, физические упражнения на игровой основе, оздоровительные пробежки, самостоятельная и нерегламентированная двигательная деятельность детей.
Обязательным компонентом прогулки являются также трудовые поручения (3 – 4 в неделю). При этом педагогу важно создавать игровую мотивацию, выбирать такие виды заданий, которые будут по силам дошкольникам данной возрастной группы. Ежедневно на прогулке организуются наблюдение за различными объектами живой и неживой природы, деятельностью людей, самонаблюдения.
После дневного сна силы ребенка восстанавливаются, однако необходимо учитывать, что процесс пробуждения индивидуален. Поэтому планируются мероприятия с постепенным увеличением нагрузки. В вечерние часы, в зависимости от дня недели, рекомендуется проводить 2 – 4 мероприятия. Пик нагрузки в это время должен приходиться на прогулку и постепенно снижаться к концу пребывания ребенка в детском саду.
Во время вечерней прогулки целесообразно повторять, расширять, углублять, систематизировать и использовать знания воспитанников, полученные на утренней прогулке, что должно найти отражение в составляемом плане. Если в утренние часы воспитатель планирует наблюдение за птицами, то в вечернее – стоит его повторить с целью уточнения и дополнения знаний детей. Кроме того, дошкольники учатся видеть изменения, происходящие с различными объектами в течение дня.
Работа с детьми в группе в вечернее время складывается в основном из видов деятельности, не требующих повышенной умственной активности. День ребенка насыщен разнообразными впечатлениями, и функциональные возможности организма к концу дня истощены. Задача педагога – обеспечить адаптивные условия, спокойное и уютное пребывание в группе, потому что дети ожидают долгожданной встречи с родителями. Эти часы отводятся для самостоятельных игр, нерегламентируемой деятельности и отдыха.
Технология модульного планирования
Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников.
На основании представлений о возрастных закономерностях развития детей, правил распределения нагрузки в течение дня и недели, с учетом перечня предусмотренных типовой программой видов внеучебной деятельности и методических подходов к их организации создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю. При составлении плана на основе модуля, представленного в приложении 1, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня. На этой основе формируется технологическая карта, образец которой («примерное планирование работы с детьми старшего возраста в течение недели») представлен в приложении 2.
Таким образом, модульное планированиережимных моментов позволяет:
— своевременно осуществлять все виды деятельности;
— в течение дня организовывать с детьми разнообразную работу,способствующую формированию необходимых качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, активности, стремления к достижению результата, доброжелательности, коммуникативности, общительности.
Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицирует процесс развития.
Модульное планирование внеучебной нагрузки на неделю
Вид деятельности детей Форма работы Число повторений за неделю
Утро. Работа в группе
Дежурство по трем направлениям: Индивидуальная
Технология модульного планирования в дошкольном образовательном учреждении
Технология модульного планирования
в дошкольном образовательном учреждении
Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к занятиям, интенсифицировать процесс развития воспитанников.
Правильное чередование в течение дня различных видов деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии.
Плодотворная работа воспитателя по всестороннему развитию ребенка во многом зависит от того, насколько согласован и продуман календарный план для успешного использования.
Планирование работы дает возможность педагогу правильно организовывать свой труд и педагогический процесс, равномерно распределять нагрузку по месяцам, устанавливать очередность и сменяемость различных видов деятельности. Все это необходимо для комфортного эмоционального состояния каждого ребенка. Ни в коем случае нельзя использовать занятия в качестве преобладающей формы обучения и воспитания. В течение дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных видов деятельности дошкольников: игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.
Дидактические принципы составления плана:
— включение в режим дня видов деятельности, которые необходимы профилактики различных нарушений развития у детей в период адаптации (мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, знакомство с новыми помещениями детского сада и сотрудниками, многочисленные игры, работа в уголке уединения);
— учет индивидуально-психологических особенностей детей;
— повторение, закрепление и применение заученного материала, освоенных знаний и умений;
— учет сезонности и погодных условий;
— закономерности чередования разнообразных видов деятельности дошкольников (баланс разных видов деятельности при сохранении ведущей роли игры).
Для того, чтобы ребенок рос полноценно развивающейся личностью ему необходимо овладеть знаниями, умениями, навыками. Он должен пройти успешную социальную адаптацию.
И тогда ребенок сможет применять свои знания на практике, успешно строить свои отношения со сверстниками. У него расширяются и углубляются знания и представления об окружающем мире,он учится делать простейшие выводы: упражняется связно выражать свои мысли.
Для того, чтобы помочь каждому ребенку проявить свою индивидуальность необходимы во внеучебной деятельности использовать подгрупповую и индивидуальную форму работы.
Планирование игровой деятельности также тесно связано с индивидуальной работой с детьми. Воспитатель может косвенно воздействовать на дошкольников, создавать условия для их развития, проявления самостоятельности, творчества, инициативы, объединяя детей в пары, маленькие подгруппы, группы по интересам.
Особенности планирования внеучебной деятельности
Планирование внеучебной работы в ДОУ должно базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей, закономерностей организации различных видов деятельности с учетом актуальных для современного образования подходов.
Основное время пребывания ребенка в ДОУ отводится для двигательно-активных и физкультурно-оздоровительных видов деятельности: подвижных, спортивных игр и упражнений, оздоровительных пробежек, коррекционно-оздоровительных игр, психогимнастики, хороводных, музыкальных и театрализованных игр и др. Важно своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, что не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.
При составлении плана работы необходимо учитывать следующие правила.
Во-первых, важно обеспечить соблюдение длительности планируемых видов деятельности. Время, отведенное для задания, должно соответствовать программным требованиям для данного возраста.
Во-вторых, необходимо учитывать баланс мероприятий. Половину «рабочего» времени должны занимать виды деятельности, требующие повышенного умственного напряжения, а другую половину – мероприятия в рамках эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.
В-третьих, виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый и последний дни недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности детей – в середине недели.
Именно в эти дни можно проводить мероприятия, требующие от детей повышенной познавательной активности и умственного напряжения.
К ним относятся составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, эксперементально-опытная деятельность, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному воспитанию. В дни минимальной работоспособности рекомендуется планировать виды деятельности,не требующие от ребенка дополнительных усилий: индивидуальную изодеятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Для профилактики утомления дошкольниковважно сбалансированное чередование видов деятельности с разной интенсивностью нагрузки в течение дня: утро, дневная прогулка, вечерняя прогулка, работа с детьми в группе в вечернее время.
В утренние часы, когда ребенок бодр и полон сил,предусматриваются наиболее трудоемкие занятия: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения, дежурство. По мере уставания воспитанников педагогу целесообразно переходить к сюжетно-ролевым и подвижным играм, чтению художественной литературы, пению и др.
На свежем воздухе воспитатель, используя природные факторы и климатические возможности региона, может организовать мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.
Прогулку всегда следует начинать со спокойных видов деятельности, для того чтобы организм ребенка успел приспособиться к температурному перепаду. Дальнейшее планирование последовательности компонентов необходимо проводить с учетом предыдущей активности. Если дети вышли на прогулку после занятий по умственному развитию, целесообразно провести подвижные игры. А если прогулке предшествовали занятия по физической культуре, то воспитателю стоит организовать менее динамические виды деятельности, например наблюдение, экскурсию, осмотр участка, сюжетные игры малой подвижности.
Вне зависимости от последовательности видов деятельности на прогулке ребенок получает возможность большую часть времени находиться в движении, удовлетворить повышенную потребность в двигательной активности, свойственную дошкольникам. Для того чтобы реализовать значительные потенциальные возможности нахождения на свежем воздухе для оздоровления и развития ребенка,педагог должен предусмотреть сменяемость различных видов двигательной активности: 1 – 2 подвижные игры ежедневно, спортивные игры и упражнения, физические упражнения на игровой основе, оздоровительные пробежки, самостоятельная и нерегламентированная двигательная деятельность детей.
После дневного сна силы ребенка восстанавливаются, однако необходимо учитывать, что процесс пробуждения индивидуален. Поэтому планируются мероприятия с постепенным увеличением нагрузки. В вечерние часы, в зависимости от дня недели, рекомендуется проводить 2 – 4 мероприятия. Пик нагрузки в это время должен приходиться на прогулку и постепенно снижаться к концу пребывания ребенка в детском саду.
Во время вечерней прогулки целесообразно повторять, расширять, углублять, систематизировать и использовать знания воспитанников, полученные на утренней прогулке, что должно найти отражение в составляемом плане. Если в утренние часы воспитатель планирует наблюдение за птицами, то в вечернее – стоит его повторить с целью уточнения и дополнения знаний детей. Кроме того, дошкольники учатся видеть изменения, происходящие с различными объектами в течение дня.
Работа с детьми в группе в вечернее время складывается в основном из видов деятельности, не требующих повышенной умственной активности. День ребенка насыщен разнообразными впечатлениями, и функциональные возможности организма к концу дня истощены.
Технология модульного планирования
Для того чтобы обеспечить преемственность видов деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы, грамотно спланировать подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулки, экскурсии, наблюдения, работу в уголках развития, можно воспользоваться технологией модульного планирования. Она поможет рационально распределить разнообразные формы работы по дням недели и материал для закрепления знаний, умений, навыков дошкольников.
Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня. На этой основе формируется технологическая карта, образец которой («примерное планирование работы с детьми старшего возраста в течение недели») представлен в приложении 2.
Таким образом, модульное планированиережимных моментов позволяет:
— своевременно осуществлять все виды деятельности;
— в течение дня организовывать с детьми разнообразную работу,способствующую формированию необходимых качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, активности, стремления к достижению результата, доброжелательности, коммуникативности, общительности.
Педагогически обоснованное планирование мероприятий помогает удовлетворить потребность дошкольников в разнообразной деятельности, поддерживает и активизирует их интерес к занятиям, играм, труду, интенсифицирует процесс развития.
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания,.
Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.
Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения Одной из важнейших задач педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Мастер-класс «Квест как современная игровая технология в дошкольном образовательном учреждении» Квест «Космическое путешествие» Добрый день, дорогие коллеги, сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему «Квест, как современная.
Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной.
Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.
Примерное положение «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении» Примерное положение “О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)” Разработано в соответствии с Законом РФ “Об.
Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.