технология компенсирующего обучения относится к микротехнологии

Доклад на тему: «Педагогические технологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогические технологии в образовательном процессе

Доклад для выступления на ПЦК

преподавателя Шокуровой Н,Н.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.

Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

Наиболее полной и логичной классификацией педагогических технологий, является классификация Г.К. Селевко, она является многоаспектной и осуществляется по двенадцати признакам: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, концепции усвоения, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу управления познавательной деятельностью и др.

Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру.

1. Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более высокого уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

2. Горизонтальная структура педагогических технологий содержит три основных аспекта:

В отличие от методов и методики обучения, педагогические технологии предполагают характеристики и системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; гарантирует достижение и воспроизводимость целей обучения. Главным отличительным качеством педагогической технологии от метода, методики и технологии обучения является измеримость и воспроизводимость результатов, что предполагает в ее наличии системы контрольных заданий, адекватных поставленным задачам, и алгоритма контроля, включая его виды и способы.

Педагогические технологии как педагогическая категория имеют свою структуру и уровни.

Структура педагогических технологий включает в себя следующие компоненты:

Уровни педагогических технологий:

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях начального и среднего профессионального образования педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования: Федеральных государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения.

Формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий:

— демонстрация обучающимся различных предметов и явлений;

— наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;

— когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств;

— установление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;

— абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;

— обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий.

Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.

Рассмотрим основные педагогические технологии, которые эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.

Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.

Но проблема данной технологии заключается в том, что сегодня методом проектов владеет далеко не каждый преподаватель, поэтому метод проектов должен войти в обязательный перечень профессиональных компетенций преподавателя учреждения профессионального образования.

Технология проблемно-модульного обучения.

Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,’ повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.

Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:

а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально ‘профессиональных ситуаций, диалогические лекции.

Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.

в) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации производственного (практического) обучения.

г) интерактивное обучение. Безусловно, «формирование компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в применении интерактивного обучения». Здесь основным источником познания становится опыт учащихся.

Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.

д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.

Игровые технологии формируют у учащихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.

е) тренинговые технологии. В меньшей степени в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации специалистов они широко применяются; действие этих технологий очень эффективно.

Целесообразно использование тренинговых технологий как вспомогательных технологий, поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и строятся под отдельные задачи развития личности.

Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий обучения.

Мотивационные педагогические технологии.

Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализаци, лояльность;

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности.

Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, професиональные компетенции.

Технология «полного» усвоения.

Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:

— от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;

— от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;

— от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.

Источник

Мастер-класс по теме «Современные микротехнологии в работе педагога»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мастер-класс по теме

«СОВРЕМЕННЫЕ МИКРОТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА»

Шевченко Елена Владимировна, учитель начальных классов

МАОУ «Школа №5 г. Благовещенска»

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поработаем с организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, который выступает важным ресурсом в повышении качества современного образования. Что это? Именно педагогические технологии, по определению академика Бориса Тимофеевича Лихачёва. Существует около двадцати определений педтехнологий. На мой взгляд, более понятным и ёмким является следующее – «Это алгоритм деятельности учителя и учеников, направленный на достижение заранее запланированной цели обучения».

То есть всё то, что алгоритмизировано и используется в деятельности педагога и учащихся для получения конкретной цели, это всё можно назвать технологией, но просто на разном уровне. Различают три уровня педтехнологий.

Рассмотрим возможности использования технологий локального уровня на трёх основных этапах урока: организационно-мотивационном, операционно-обучающем (основном) и рефлексивном. Проработаем ряд технологий и определим, на каком этапе урока можно их использовать.

Запишем по вертикали слово «Урок». Попробуем на каждую букву подобрать слова или словосочетания, по смыслу связанные с данным понятием. Называем по цепочке. Если не можете подобрать, говорите: «Пас», и отвечает следующий. (Например: УУД (универсальные учебные действия), рефлексия, открытия, компетентность). Такая технология называется аллитерация. АЛЛИТЕРАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Проводится, чаще всего, фронтально. На каком этапе можно использовать? (организационно-мотивационном).

Тема нашего сегодняшнего урока «МИКРОТЕХНОЛОГИИ». Запишу тему на доске. Очень важно, чтобы тема была перед глазами. В связи с этой темой я также запишу в столбик несколько вопросных слов. Таких слов много. Нам нужно отобрать те, которые помогут в этой логике рассмотреть тему. ( Что … такое микротехнологии, почему …их нужно знать и применять, какие …микротехнологии можно выделить, на каких …этапах урока целесообразно применять каждую из этих микротехнологий). При помощи данных вопросных слов сформулируйте вопросы, на которые мы с вами будем отвечать сегодня на занятии. Данная технология носит название « ВОПРОСЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ » и способствует развитию умения формулировать вопросы по определённой теме. На каком этапе будем использовать? (организационно-мотивационном).

РАФТ (роль-аудитория-форма-тема) – способ развития умений выражать свои мысли в соответствии с выбранной ролью. Педагог предлагает выбрать тему или предлагает ее сам, затем в микрогруппах определяются возможные роли при изложении данной темы (пессимист, оптимист, критик, специалист, родитель и др.), определяются возможные аудитории для восприятия данной информации (ученые, родители, дети, администрация школы …), выбираются роли и аудитории и происходит корректировка темы в соответствии с этими параметрами, определяется форма изложения. Затем пишется письменная работа, которая после обсуждается (публикуется). У нас есть уже 4 группы. Выберем роли и аудиторию. Письменно опишите, что вы узнали, чему научились сегодня на мастер-классе с учётом выбранной роли и аудитории. На каком этапе используется технология? (операционно-обучающем (основном)).

Сегодня, участвуя в мастер-классе, каждому, как и ребёнку на уроке, необходимо понять принцип усвоения информации:

— что я знал и до этого,

Подводя итоги сегодняшней встречи, отмечу, что нет одной, «самой главной» микротехнологии. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, они дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Каждый новую микротехнологию отрабатывайте до автоматизма. Ведь это – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется.

Источник

Эффективные технологии коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения:алгоритм реализации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО И КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ.

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщенной технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.

А) Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

К категории детей с особыми образовательными потребностями наряду с неслышащими , слабослышащими, незрячими, слабовидящими, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся и дети с нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).

Особые потребности таких детей в том, чтобы:

• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

• начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;

• использовать различные средства, «обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;

• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

• особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;

• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

• дифференцировать каждый из возрастных периодов;

• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

абилитация система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

• психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь ( ПМПК, ПМПк );

• социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (интеллекта, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.

Чтобы ребенок с трудностями обучения успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными гипотезами и степенями нарушения психики или двигательных функций.

Б) Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

• исключается уравниловка и усреднение детей;

• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

• создаются щадящие условия для слабых ;

• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

• реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;

• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Мы рассматриваем в данном случае внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

К внутренней диффернциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

1. Общедидактические требования:

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

Урок должен быть оснащен:

техническими средствами обучения;

дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, опорные схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей, ненужных для объяснения;

оптимальные условия для восприятия: освещение, крупный шрифт, достаточно крупный демонстрационный и раздаточный материал;

весь материал должен соотноситься с уровнем развития; ребенка, связываться с логикой урока.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо введение в обучение компьютеров.

На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

соответствие мебели возрасту детей;

соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями;

способствовать социальной адаптации ребенка.

2. Специальные требования:

Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями учеников;

Осуществление повторности (не менее 3-х раз) при обучении на всех этапах и звеньях урока;

Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено преобладанием конкретного мышления ребенка;

Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

Максимальное использование всех анализаторов ребенка (зрительного, слухового, чувственного, дивигательного) с опорой на более развитые способности ребенка;

Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Опти­мальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

— рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

— выбор цели и средств ее достижения;

— регулирование действий учеников;

— побуждение учащихся к деятельности на уроке;

— развитие интереса к уроку;

— чередование труда и отдыха.

Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность учащихся с ЗПР на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособ­ность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в свя­зи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока возможностями учащихся.

Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за не­равномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учи­теля имеет знание фаз работоспособности ученика. У учеников с ЗПР быстро наступает утомляемость, за счет чего получается растянутой фаза пониженной работоспособности, а фаза по­вышенной из-за этого часто сокращается.

3. При подготовке к уроку следует помнить:

Основная цель урока.

Задачи урока (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные).

Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

Формы и методы обучения.

В) Технологии компенсирующего обучения.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:

любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);

понимание детских трудностей и проблем;

принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

взаимообучение, диалогические методики;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Технологии компенсирующего обучения предусматривают:

• классы выравнивания (1-4);

• классы усиленной педагогической поддержки (5-9);

• разновозрастная группа среднего звена (все классы);

• центр индивидуального надомного обучения.

Использование коррекционных методов на начальной ступени компенсирующего обучения свидетельствует, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:

тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;

упражнения на развитие памяти;

уменьшение ( а не укрупнение) дидактических единиц;

опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках;

разделение сложного задания на составляющие.

Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.

Учитель работает с группой (микрогруппами), но у него оказывается больше возможностей для индивидуального обучения.

Опыт использования технологий у нас и за рубежом.

Кэмпхиллское движение – форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.

Система Глена Домана (США). Врач из Филадельфии использовал для лечения больных детей с тяжелыми поражениями ЦНС стимуляцию непораженных «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображения, слова и т.д.)

Лечебная педагогика А.А.Дубровского. В работе с детьми инвалидами используются приемы:

• отвлечение ребенка от ухода в болезнь («учись быть активным невзирая на болезнь и она отступит!»);

• использование лечебного воздействия деревьев и растений;

• занятие гимнастикой, движение;

• включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

• внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);

• пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);

• помощь в занятиях творчеством;

• занятия по психотерапии.

Включенное (интегрированное) образование ( распространено в Европе). Понятие «включенное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

а) посещают те же школы, что и их братья, сестры, соседи;

б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

г) обеспечиваются необходимой поддержкой;

д ) для диагностики и оценивания используются тесты со стобалльной шкалой, результат не является «ярлыком», «маркером»;

е) получают психолого-педагогическую и социально-патронажную помощь (с приоритетом перед медицинской );

ж) включаются в систему разнообразной и гибкой социально-трудовой адаптации (специальные мастерские, центры дневного пребывания, образовательные учреждения, структуры надомного типа);

з ) имеют различные льготы в трудоустройстве.

Литература.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.\\Вопросы психологии. 1966. №6.

Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.

Дефектологический словарь. – М., 1970.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.,1990.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.

Малофеев М.М. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями.\\ Дефектология, 2001.- №5, стр.3.

Малофеев Н.Н. Специальное образование а России и за рубежом.- М. 1996.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.\ Под ред. Л.М.Шипициной.-СПб.,1997.

Подасенова И.П. Задачи по математике на экологическую тему.\\Начальная школа, 1995. №4.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.

Селевко Г.К. Личностный подход.\\ Школьные технологии, 1999, №6.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. М., 1997.

Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для.

Фуряева Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.\\ Дефектология, 1999.-№1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *