технология компенсирующего обучения относится к микротехнологии
Доклад на тему: «Педагогические технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогические технологии в образовательном процессе
Доклад для выступления на ПЦК
преподавателя Шокуровой Н,Н.
Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия.
Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.
Наиболее полной и логичной классификацией педагогических технологий, является классификация Г.К. Селевко, она является многоаспектной и осуществляется по двенадцати признакам: по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития, концепции усвоения, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационным формам, типу управления познавательной деятельностью и др.
Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии имеют вертикальную и горизонтальную структуру.
1. Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности, которая с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более высокого уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:
2. Горизонтальная структура педагогических технологий содержит три основных аспекта:
В отличие от методов и методики обучения, педагогические технологии предполагают характеристики и системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах; гарантирует достижение и воспроизводимость целей обучения. Главным отличительным качеством педагогической технологии от метода, методики и технологии обучения является измеримость и воспроизводимость результатов, что предполагает в ее наличии системы контрольных заданий, адекватных поставленным задачам, и алгоритма контроля, включая его виды и способы.
Педагогические технологии как педагогическая категория имеют свою структуру и уровни.
Структура педагогических технологий включает в себя следующие компоненты:
Уровни педагогических технологий:
В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и переход к практико-ориентированному образованию требует применения в учреждениях начального и среднего профессионального образования педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и трансформированных в содержание образования: Федеральных государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения.
Формирование ключевых компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования реализуется посредством различных педагогических технологий:
— демонстрация обучающимся различных предметов и явлений;
— наблюдение обучающимися за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей;
— когнитивное инструктирование: сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств;
— установление и объединение (синтез) таких свойств, которые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;
— абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах;
— обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.
Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования возможно посредством реализации всей образовательной программы, а их освоение обеспечивается посредством педагогических технологий.
Комплексный подход к использованию педагогических технологий позволяет систематизировать организацию целостного учебного процесса на всех его этапах и реализовать цели начального и среднего профессионального образования повысить качество образования.
Рассмотрим основные педагогические технологии, которые эффективно влияют на развитие ключевых компетенций обучающихся.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса, аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация, профессиональные компетенции.
Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.
Но проблема данной технологии заключается в том, что сегодня методом проектов владеет далеко не каждый преподаватель, поэтому метод проектов должен войти в обязательный перечень профессиональных компетенций преподавателя учреждения профессионального образования.
Технология проблемно-модульного обучения.
Технология проблемно-модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.
При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.
Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.
Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.
Технология проблемно-модульного обучения позволяет сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и профессионально-педагогическую компетентность педагога; снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации педагога, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий,’ повысить практическую направленность коммуникативного образования учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществить отбор и получение будущими квалифицированными рабочими и специалистами наиболее необходимой для будущей профессиональной деятельности информации.
Деятельностные педагогические технологии
Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:
Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.
Основными видами личностно ориентированных педагогических технологий являются:
а) диалогические методы обучения, к которым могут быть отнесены методики, построенные на диалоге и предполагающие авторское высказывание и его понимание, групповые дискуссии, анализ социально ‘профессиональных ситуаций, диалогические лекции.
Диалогические методы обучения формируют у учащихся следующие компетенции: отношение с окружающими, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, обучаемость, профессиональные компетенции.
в) метод направляющих текстов. Развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов, который получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий, организаций. Этот метод представляет большие возможности для гибкой организации производственного (практического) обучения.
г) интерактивное обучение. Безусловно, «формирование компетенций возможно через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в применении интерактивного обучения». Здесь основным источником познания становится опыт учащихся.
Можно выделить следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые (дидактические, творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.
д) игровые технологии. Понятие «игровые педагогические техно- логии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические, деловые, ролевые игры.
Игровые технологии формируют у учащихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.
е) тренинговые технологии. В меньшей степени в образовательном процессе в учреждениях начального и среднего профессионального образования используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации специалистов они широко применяются; действие этих технологий очень эффективно.
Целесообразно использование тренинговых технологий как вспомогательных технологий, поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и строятся под отдельные задачи развития личности.
Профессионально обусловленные структуры деятельности и личности являются психологической основой конструирования личностно ориентированных технологий обучения.
Мотивационные педагогические технологии.
Мотивационные педагогические технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и личностные компетенции такие как: ориентация на качество работы, обучаемость, мотивация самореализаци, лояльность;
Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности.
Технология моделирования содержания образования в педагогической деятельности формируют у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, професиональные компетенции.
Технология «полного» усвоения.
Поиск путей подготовки конкурентоспособных работников квалифицированного труда позволяет сделать вывод, что в настоящее время важно уметь раскрыть способности и возможности обучающихся в овладении профессии/специальностью, развить мышление, научить гибкому подходу к решению проблем.
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профессионального обучения зависит:
— от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;
— от коммуникативных умений преподавателя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;
— от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.
Педагогическая технология действует как целостный механизм; внутри данного механизма все компоненты образуют определенную структуру, заданную целью образования.
Мастер-класс по теме «Современные микротехнологии в работе педагога»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер-класс по теме
«СОВРЕМЕННЫЕ МИКРОТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА»
Шевченко Елена Владимировна, учитель начальных классов
МАОУ «Школа №5 г. Благовещенска»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поработаем с организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, который выступает важным ресурсом в повышении качества современного образования. Что это? Именно педагогические технологии, по определению академика Бориса Тимофеевича Лихачёва. Существует около двадцати определений педтехнологий. На мой взгляд, более понятным и ёмким является следующее – «Это алгоритм деятельности учителя и учеников, направленный на достижение заранее запланированной цели обучения».
То есть всё то, что алгоритмизировано и используется в деятельности педагога и учащихся для получения конкретной цели, это всё можно назвать технологией, но просто на разном уровне. Различают три уровня педтехнологий.
Рассмотрим возможности использования технологий локального уровня на трёх основных этапах урока: организационно-мотивационном, операционно-обучающем (основном) и рефлексивном. Проработаем ряд технологий и определим, на каком этапе урока можно их использовать.
Запишем по вертикали слово «Урок». Попробуем на каждую букву подобрать слова или словосочетания, по смыслу связанные с данным понятием. Называем по цепочке. Если не можете подобрать, говорите: «Пас», и отвечает следующий. (Например: УУД (универсальные учебные действия), рефлексия, открытия, компетентность). Такая технология называется аллитерация. АЛЛИТЕРАЦИЯ – способ актуализации опорных знаний и личного опыта по новой теме. Проводится, чаще всего, фронтально. На каком этапе можно использовать? (организационно-мотивационном).
Тема нашего сегодняшнего урока «МИКРОТЕХНОЛОГИИ». Запишу тему на доске. Очень важно, чтобы тема была перед глазами. В связи с этой темой я также запишу в столбик несколько вопросных слов. Таких слов много. Нам нужно отобрать те, которые помогут в этой логике рассмотреть тему. ( Что … такое микротехнологии, почему …их нужно знать и применять, какие …микротехнологии можно выделить, на каких …этапах урока целесообразно применять каждую из этих микротехнологий). При помощи данных вопросных слов сформулируйте вопросы, на которые мы с вами будем отвечать сегодня на занятии. Данная технология носит название « ВОПРОСЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ » и способствует развитию умения формулировать вопросы по определённой теме. На каком этапе будем использовать? (организационно-мотивационном).
РАФТ (роль-аудитория-форма-тема) – способ развития умений выражать свои мысли в соответствии с выбранной ролью. Педагог предлагает выбрать тему или предлагает ее сам, затем в микрогруппах определяются возможные роли при изложении данной темы (пессимист, оптимист, критик, специалист, родитель и др.), определяются возможные аудитории для восприятия данной информации (ученые, родители, дети, администрация школы …), выбираются роли и аудитории и происходит корректировка темы в соответствии с этими параметрами, определяется форма изложения. Затем пишется письменная работа, которая после обсуждается (публикуется). У нас есть уже 4 группы. Выберем роли и аудиторию. Письменно опишите, что вы узнали, чему научились сегодня на мастер-классе с учётом выбранной роли и аудитории. На каком этапе используется технология? (операционно-обучающем (основном)).
Сегодня, участвуя в мастер-классе, каждому, как и ребёнку на уроке, необходимо понять принцип усвоения информации:
— что я знал и до этого,
Подводя итоги сегодняшней встречи, отмечу, что нет одной, «самой главной» микротехнологии. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, они дают «радужный эффект». Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Каждый новую микротехнологию отрабатывайте до автоматизма. Ведь это – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе совершенствуется.
Эффективные технологии коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения:алгоритм реализации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО И КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ: АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ.
Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщенной технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.
А) Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
К категории детей с особыми образовательными потребностями наряду с неслышащими , слабослышащими, незрячими, слабовидящими, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся и дети с нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).
Особые потребности таких детей в том, чтобы:
• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;
• начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;
• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;
• использовать различные средства, «обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;
• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;
• особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;
• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;
• дифференцировать каждый из возрастных периодов;
• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.
абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.
Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:
• психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь ( ПМПК, ПМПк );
• социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (интеллекта, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.
Чтобы ребенок с трудностями обучения успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.
Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными гипотезами и степенями нарушения психики или двигательных функций.
Б) Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».
Это имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых ;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Мы рассматриваем в данном случае внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.
К внутренней диффернциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.
1. Общедидактические требования:
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, опорные схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей, ненужных для объяснения;
оптимальные условия для восприятия: освещение, крупный шрифт, достаточно крупный демонстрационный и раздаточный материал;
весь материал должен соотноситься с уровнем развития; ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с особыми образовательными потребностями;
способствовать социальной адаптации ребенка.
2. Специальные требования:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями учеников;
Осуществление повторности (не менее 3-х раз) при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено преобладанием конкретного мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
Максимальное использование всех анализаторов ребенка (зрительного, слухового, чувственного, дивигательного) с опорой на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
— рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
— выбор цели и средств ее достижения;
— регулирование действий учеников;
— побуждение учащихся к деятельности на уроке;
— развитие интереса к уроку;
— чередование труда и отдыха.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность учащихся с ЗПР на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока возможностями учащихся.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У учеников с ЗПР быстро наступает утомляемость, за счет чего получается растянутой фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной из-за этого часто сокращается.
3. При подготовке к уроку следует помнить:
Основная цель урока.
Задачи урока (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
В) Технологии компенсирующего обучения.
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь:
любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
понимание детских трудностей и проблем;
принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
• формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
• взаимообучение, диалогические методики;
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Технологии компенсирующего обучения предусматривают:
• классы выравнивания (1-4);
• классы усиленной педагогической поддержки (5-9);
• разновозрастная группа среднего звена (все классы);
• центр индивидуального надомного обучения.
Использование коррекционных методов на начальной ступени компенсирующего обучения свидетельствует, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:
• тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;
• упражнения на развитие памяти;
• уменьшение ( а не укрупнение) дидактических единиц;
• опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);
• алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);
• подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;
• предупреждение о возможных ошибках;
• разделение сложного задания на составляющие.
Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.
Учитель работает с группой (микрогруппами), но у него оказывается больше возможностей для индивидуального обучения.
Опыт использования технологий у нас и за рубежом.
Кэмпхиллское движение – форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.
Система Глена Домана (США). Врач из Филадельфии использовал для лечения больных детей с тяжелыми поражениями ЦНС стимуляцию непораженных «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображения, слова и т.д.)
Лечебная педагогика А.А.Дубровского. В работе с детьми инвалидами используются приемы:
• отвлечение ребенка от ухода в болезнь («учись быть активным невзирая на болезнь и она отступит!»);
• использование лечебного воздействия деревьев и растений;
• занятие гимнастикой, движение;
• включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);
• внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);
• пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);
• помощь в занятиях творчеством;
• занятия по психотерапии.
Включенное (интегрированное) образование ( распространено в Европе). Понятие «включенное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что и их братья, сестры, соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой;
д ) для диагностики и оценивания используются тесты со стобалльной шкалой, результат не является «ярлыком», «маркером»;
е) получают психолого-педагогическую и социально-патронажную помощь (с приоритетом перед медицинской );
ж) включаются в систему разнообразной и гибкой социально-трудовой адаптации (специальные мастерские, центры дневного пребывания, образовательные учреждения, структуры надомного типа);
з ) имеют различные льготы в трудоустройстве.
Литература.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.\\Вопросы психологии. 1966. №6.
Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
Дефектологический словарь. – М., 1970.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М.,1990.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.
Малофеев М.М. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями.\\ Дефектология, 2001.- №5, стр.3.
Малофеев Н.Н. Специальное образование а России и за рубежом.- М. 1996.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира.\ Под ред. Л.М.Шипициной.-СПб.,1997.
Подасенова И.П. Задачи по математике на экологическую тему.\\Начальная школа, 1995. №4.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1970.
Селевко Г.К. Личностный подход.\\ Школьные технологии, 1999, №6.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. М., 1997.
Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для.
Фуряева Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.\\ Дефектология, 1999.-№1.